Коллекция книг о живописи и искусстве. Компоновка картины


Основы рисования: как построить удачную композицию для рисунка

Любое произведение искусства, будь то картина, симфония или же кино, несомненно требует того или иного построения, структуры. Иначе говоря – композиции или компоновки. В музыкальных произведениях — это расположение нот, в кино — это тщательно составленный сценарий, ну а в иллюстрации, фотографии и живописи — это расположение объектов на рабочей поверхности.

Именно о композиции в рисовании и пойдёт речь в этой статье.

Любая картина или рисунок состоит из объектов, которые, в свою очередь состоят из линий и форм. Композицию в целом определяют также цвета, тени, контраст, текстура, формы и пропорции объектов.

Задача художника расположить объекты, цвета и тени в определённом порядке, чтоб это всё складывалось в гармоничную картину.

Существует несколько основных правил при составлении композиции. Давайте рассмотрим основные из них на наглядных примерах:

Правило трёх третей

Разделение рабочей поверхности на 9 равных квадратиков, как показано на рисунке.

photo 2

Делается это для того, чтобы расположить центральный объект максимально гармонично с другими элементами композиции, видя таким образом чётко центр рабочей поверхности,и её периферийные зоны.

photo 3photo 4

Итак, центральный объект присутствует в каждой композиции. В данном случае это парусник. Как мы видим, часть кораблика выступает в центральную зону фотографии, а его остальные части приходятся на верхнюю и среднюю правые зоны. Давайте рассмотрим другой пример:

photo 5photo 6

Здесь вступает в силу ещё одно правило – любая композиция, будь это фотография или рисунок, всегда более выигрышно смотрится с центральным объектом, смещённым хоть немного от центра в какую бы то ни было сторону. Буквально несколько сантиметров от центра в край – и композиция уже превращается из посредственной в интересную и живую.

Угол или ракурс объектов

Порой художник выбирает нестандартное положение объекта. То есть, рисует его таким образом, что он будто расположен под неким углом, например “вид сверху” или же наоборот “вид снизу” – возможности безграничны. Есть в рисовании такое понятие как перспективное сокращение – изменение размера объектов с целью придать рисунку эффект трёхмерного пространства.

Здесь-то и начинаются сложности у художников – ведь определенный ракурс требует сокращения отдельных пропорций предмета в перспективе. Иными словами, если рисуется например человек в положении “вид сверху”, то его голова будет большой, а тело и ноги очень маленькими, так как происходит сокращение в перспективе – чем дальше от зрителя та или иная часть объекта, тем меньше она будет в размерах, и наоборот. Давайте рассмотрим на примере:

photo 7photo 8

Мы видим, что голова девушки на первом рисунке имеет огромный размер, тогда как её руки очень малы по сравнению с головой, а тело и вовсе видно не целиком. А всё потому, что художник расположил её таким образом, чтобы создался эффект “вид сверху”. Тело объекта словно уходит “вниз”. На второй картинке дорога уходит вдаль от зрителя, создавая эффект дальнего расстояния, сужаясь вдалеке.

Работа с перспективой сама по себе нелегка и требует постоянной практики. Здесь важно поделить лист на условные линии, которые уходят как бы “вглубь композиции”, в зависимости оттого, какое направление художник выбрал для построения объекта.

Таким образом, на первом рисунке линии уходят вниз, имея наибольшую дистанцию между собой вверху, становясь всё уже до тех пор, пока не пересекутся где-то в районе ног девушки (даже если в данном рисунке ног не видно).

На второй же композиции линии уходят от зрителя в даль. Работая с расстоянием, можно и даже нужно не ограничивать себя только двумя линиями, их количество может быть каким угодно. Главное помнить, что условные линии рано или поздно пересекутся между собой в единой точке, в этом направлении и стоит сокращать все объекты в композиции. Это будет поначалу очень даже нелегко, однако, овладев успешным применением перспективного сокращения, художника ждет стопроцентный успех в составлении любой композиции. Так что игра стоит свеч!

Правило Нечётности

Правило гласит, что композиция с нечётным количеством предметов всегда смотрится интересней и выигрышней, нежели композиция с чётным количеством. Это связано с тем, что смотрящий подсознательно группирует композицию с чётным количеством элементов, таким образом теряя центральный объект.

photo 11photo 12

Казалось бы, на обеих картинах лошади, но картина с тремя смотрится более интересно по сравнению с композицией, где присутствует два коня.

Помимо расположения центральных и вспомогательных объектов, соблюдения пропорций и перспективы, художнику надо учитывать цветовые решения, свет-тень, а также контраст. Практика, эксперименты и любовь к искусству – важные составляющие, которые помогут преуспеть на этом поприще. Результат не заставит себя ждать – вы увидите, как ваши работы будут только расти в плане качества и профессионализма. Смело экспериментируйте, импровизируйте, иначе какое же это искусство. А главное, ничего не бойтесь – и тогда всё у вас получится!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Как создать драматическую композицию с несколькими персонажами

Композиция кадра. Александр Амбалов

Лучший урок по композиции, который мне довелось видеть

<p style="text-align: center">Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p> comments powered by HyperComments comments powered by HyperComments

say-hi.me

Базовые законы композиции | Коробка с карандашами

Базовые законы композиции

Термин «композиция» происходит от латинского глагола «сочинять» и в изобразительном искусстве означает примерно то же, что и в музыке — составление отдельных элементов в единое целое, подбор ритмов и динамики, выделение главного и второстепенного, таким образом, чтобы на выходе получилось цельное, гармоничное и выразительное изображение.

Первое, о чём следует здесь поговорить — это компоновка предметов в формате листа таким образом, чтобы избежать откровенных композиционных ошибок, которые «царапают глаз» и мешают восприятию работы. Обидно ведь, если вы уже поработали цветом, проработали детали, а из-за некорректной композиции ваша картина «разваливается». Итак:

1. Компоновка изобразительной плоскости

002001

1.1 Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. В первом случае, предметам будет «тесно», что будет вызывать ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения. Во втором случае, предметы будут «плавать» в формате листа, что снизит выразительность изображения:

004
003

1.2 Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким (т.е. свободного пространства до края листа будет слишком мало), предметы начнут «проваливаться» за край листа.

В то же время, изображение не должно быть завышенным, т.е. между верхним краем предметов и верхним краем листа также должно быть достаточно места.

006005

1.3 Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе. На этом рисунке изображено яблоко (малая масса) и кувшин (большая масса). Если мы располагаем яблоко примерно по центру, а кувшин справа, то равновесие масс также сдвигается вправо. Если кувшин находится ближе к центру, а яблоко чуть левее, то общее равновесие приходится как раз на центр композиции, т.е. мы видим, что такая композиция корректна.

2. Типичные ошибки компоновки

007

2.1 Главный предмет композиции не должен совпадать с геометрическим центром листа или его центральной осью.

008

2.2 Нежелательно, чтобы предметы или края изображенной плоскости (напр., стола) упирались в край листа. Во-первых это создает чувство тесноты и напряженности в листе, во вторых, рушит иллюзию объема. Соответственно, изображенный предмет должен либо недоходить до края листа, либо чуть выходить за него.

009

2.3 Такое же неприятное ощущение создается, если линии рисунка уходят прямо в углы листа.

010

2.4 Контуры предметов (расположенных рядом или на разных планах рисунка) не должны соприкасаться вплотную. Это также уничтожает иллюзию пространства в листе, делая изображение более плоским. Соответственно, предметы должны или отстоять друг от друга на некотором расстоянии, или слегка перекрывать друг друга.

ВАЖНО: Чтобы успешно закомпоновать предметы в листе, нужно (как и всегда) идти от общего к частному. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую массу, которую создают собой все предметы, а уже потом разбивать эту общую форму на части, наметив контуры отдельных предметов (легкими линиями, без прорисовки деталей). А уже затем, когда вы решите, что найденная композиция равновесна и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке (см. иллюстрацию ниже):

011

Видоискатель

viewfinder04Чтобы облегчить себе поиск композиционного решения (это применимо и для домашних постановок, но в особенности это бывает важно на пленэре, т.е. когда вашей натурой служит большое пространство с множеством объектов), можно пользоваться таким достижением человечества, как видоискатель. По сути своей, это может быть вырезанное из бумаги окошко с соотношением сторон примерно 2:3. Можно натянуть в этом окошке нитку, чтобы имитировать разделительные линии, как в фотоаппарате. Как вариант, видоискатель может представлять собой две угловые рамки, двигая которые друг относительно друга, можно менять формат изобразительной плоскости.

viewfinder01viewfinder02viewfinder03

Правило третей

Говоря о видоискателе фотоаппарата, в котором кадр делится параллельными и перпендикулярными линиями в пропорции 1:2, 2:3 или 3:5 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи), мы подошли к правилу третей.

Правило третей гласит, что изображение можно разбить на 9 равновеликих частей с помощью линий с вышеуказанными пропорциями, и при этом вдоль этих линий и на их пересечениях будут располагаться т.н. точки силы, то есть, области, которым зритель уделяет максимальное внимание, а значит, объекты, расположенные в этих точках получат максимальный акцент и выразительность. Вот как это работает (анимированное фото взято из Википедии):

Правило третей

В первом кадре главный объект (скала) находится строго по центру, что уже нежелательно с точки зрения композиции. Во втором кадре линия горизонта и главный объект смещены согласно правилу третей, и композиция стала намного более гармоничной и выразительной.

Общие рекомендации

Законы композиции нужно знать, чтобы иметь базовое понимание, почему та или иная композиция кажется вам гармоничной или дисгармоничной, и знать, что следует исправить. Это своего рода теоретические опоры для развития вашего собственного чувства гармонии. При этом они никоим образом не являются догмами — художник в поисках выразительности может в чем-то нарушать их во имя создания резких акцентов и неожиданных решений.

Чтобы найти удачное композиционное решение, недостаточно представлять его себе умозрительно. Важно делать поисковые эскизы. Обобщённо, без детализации, в небольшом размере. На материале эскизов вы сможете с уверенностью принять решение о том, как закомпоновать предметы на листе и какой формат итоговой работы вам выбрать.

И да, если у вас есть грамотный эскиз — половина работы сделана. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать разные варианты, рисуйте больше и быстрее — помните, это тот рабочий материал, от которого зависит ваш личный прогресс.

Использованы материалы книги: В.С. Шаров «Академическое обучение изобразительному искусству»

pencilbox.info

Что такое компоновка, конструкция и композиция. :: photoschoolonline.ru

Компоновка, конструкция и композиция.

 

 

 

Что такое компоновка и композиция. Фотошкола Алексея Бушова.Что такое компоновка, конструкция кадра и композиция.

Для понимания фотокомпозиции необходимо учиться воспринимать изображения на уровне чувств и ощущений. Очень важно, на начальном этапе занятия фотографией, учиться чувствовать в изображении равновесие, либо его отсутствие.

Чувство равновесия у каждого человека врождённое, так как каждый из нас может вертикально стоять и ходить не падая – держать равновесие всегда, даже не осознавая этого. В первую очередь необходимо научится размещать и уравновешивать объекты в изображении при помощи простых правил. Нужно организовать изображение, упорядочить его элементы.

Автор фото 1 Алексей Бушов ©

Компоновка – первый уровень организации изображения, распределение предметов и фигур в кадре. Основная цель компоновки — элементарное заполнение пространства кадра, уравновешивание верхней части фотографии с нижней и левой части с правой. Желательно при этом не оставлять пустых мест в кадре. Хотя и пустота тоже может уравновешивать некоторые объекты…, но об этом в материалах «Маркета занятий» в разделе «Планы. Перспектива. Композиция»

Есть простые правила компоновки и начинающие фотографы часто их принимают за композиционные приёмы, но компоновка и композиция соотносятся как текст SMS-сообщения и очерк о путешествии.

Вот основы компоновки - правило третей, использование диагоналей, размещение уровня горизонта не делящее кадр пополам.

На начальном этапе, пока Вы не научились чувствовать равновесие в кадре эти правила компоновки необходимы, но потом они начинают ограничивать возможности фотографа.

По правилам компоновки желательно чтобы линия горизонта не делила кадр пополам, а в композиции это допустимо, в зависимости от замысла автора. В композиции не бывает простых решений. Вариантов компоновки ограниченное количество, а возможности композиции безграничны. В композиции нет никаких правил и запретов, как не может быть ограничений в творчестве, только приёмы, помогающие реализовать идею автора. Это создание изобразительной формы - из хаоса деталей окружающего мира сделать упорядоченное изображение.

Какая-то компоновка присутствует в любом изображении, даже в самой корявой изобразительной фразе. Но далеко не любое изображение обладает композицией. В отличие от компоновки композиция обязательно наделена смыслом.

Компоновка, конструкция, композиция. Фотошкола Алексея Бушова.

Автор фото 2 Алексей Бушов ©

На пейзажной фотографии 2 уровень горизонта размещён по середине кадра, что противоречит правилам компоновки, но не противоречит приёмам композиции и воспринимается гармонично. Это происходит потому, что в нижней части кадра размещены большие, тёмные камни, которые утяжеляют низ изображения. Верхняя его часть и нижняя не кажутся зрителю равнозначными и равновеликими. Из-за того что на переднем плане расположен камень, выходящий за пределы кадра, возникает ощущение длящегося пространства и это создаёт иллюзию увеличения нижней части фотографии.

Конструкция – второй уровень организации изображения, схема построения композиции. Из живописи известны несколько общепринятых конструктивных построений — в треугольнике, круге, овале. Конструкция составляется из нескольких главных элементов изображения, их сочетаний и взаимодействий. Это остов, на который нанизываются детали сюжета. Конструкция — план построения изображения, но не сама композиция.

На фото 1 (сверху) пример конструкции в виде треугольника. Расмотрение кадра происходит примерно так - сначала главный объект — молящаяся женщина на переднем плане (её голова и руки, сложенные "лодочкой"), затем взгляд переходит на фигуру пожилого мужчины в проёме двери, затем через фигуру коленопреклонённой женщины возвращается к главному объекту — на локоть женщины и по руке доходит до лица. Взгляд держится в этой замкнутой конструкции и продолжает перемещаться по треугольной траектории пока зритель рассмотрит все подробности и прочувствует состояние людей в кадре.

Композиция – третий уровень организации изображения.

Композиция – взаимодействие, сочетание линий, форм, световых и цветовых пятен, подводящих взгляд зрителя к сюжетно важной части, предлагающих ему ассоциативные образы, вызывающих эмоции определенного характера, которые не дают взгляду наблюдателя выйти за пределы кадра. Композиция может быть выразительна и самодостаточна, как художественная форма сама по себе, а может и рождать смысл или приводить к смыслу.

Композицию невозможно повторить, в каждом отдельном случае она уникальна – это «душа» фотографии. Как правило, все элементы композиции взаимодействуют друг с другом.

В композиции все элементы жестко закреплены на своих местах, у зрителя не возникает желания что-то подвинуть или изменить в изображении.

Компоновка, конструкция, композиция. Фотошкола Алексея Бушова.

Автор фото 3 Алексей Бушов ©

На фото 3 применена замкнутая композиция, при помощи которой взгляд зрителя остаётся в пределах кадра и следует по траектории определяемой ритмом, направлением движения женских фигур и их взглядами. Главный объект - фигура второй женщины слева, от неё взгляд следует к сидящей наверху учётчице, потом следует к правой границе кадра, которая обрамлена частью жеской фигуры с кирпичами на голове. Эта фигура не даёт взгляду выйти за пределы границ кадра и возвращает зрителя к женщине в центре кадра, которая идёт против направления основного движения в фото и указывет своим взглядом к левой границе кадра — на замыкающую изображение фигуру женщины. После взгляд, совершив круг, возвращается к главному объекту и повторяет "обход", пока не возникнет понимание сюжета и не пропадёт к нему интерес.

Если сравнивать организацию изображения с написанием фразы, то компоновка — это орфография, правописание, конструкция — грамматика фразы, связь между словами, их правильное расположение в предложении, склонение глаголов…,а композиция — наполнение этой фразы выразительностью и смыслом – сочетание слов и выражений, подбор синонимов, наиболее подходящих для передачи смысла сюжета.

 

О правилах компоновки, приёмах композиции, Вы узнаете из материалов «Маркета занятий». Так же Вы научитесь использовать особенности восприятия изображений и управлять вниманием зрителей.

Раздел занятий «Планы. Перспектива. Композиция» Занятия «Фотокомпозиция. Часть 2-5»

При написании текста урока использован материалы книги "Фотография как.." Александра Лапина.

 

Автор урока Алексей Бушов © Спасибо за внимание.

Понравился урок - поделись!

photoschoolonline.ru

Композиция в рисунке- Как научиться рисовать

Основы композиции- нас интересует всего два термина, и мы их вводим в изучение: композиция и компоновка и они относятся к рисунку. Они несколько разные по смыслу, но в рисунке не обходятся друг без друга. Композиция это непосредственный процесс, в переводе с латинского означает- составлять, сочинять- в каком- то смысле глобальное значение. А компоновка- более частное, означает- составлять целое из частей. Здесь одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над нашим рисунком.

А вообще, термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция"- это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А вот в учебном рисунке- это в первую очередь правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Общее представление о композиции в изобразительном искусстве: композиции бывают станковые, декоративные, монументально- декоративные, монументально- скульптурные, театрально- декорационные, объемно- пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно- прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально- декоративным- мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы... К театрально- декоративным- эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно- пространственным- архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно- скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства- дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды... Вот такое широкое значение.

На странице основы композиции мы затрагиваем вопросы композиции в декоративно- прикладном и изобразительном искусстве, сейчас разберем композицию в рисунке.

Композиция в рисунке

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, для знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими ЭТОГО нужно время и много много практики. Но начать обучение, запустить процесс, мы безусловно можем и сделаем это.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Что нам на данном этапе нужно? В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом- при помощи упражнений, которые можно легко исполнить. Для начала:

1. Берем тушь, или краску, или акварель и в прямом смысле этого слова- портите чистый лист бумаги. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Можно их размазывать, или оставлять как есть. Потом берем и понравившуюся нам кляксу ограничиваем рамкой- просто прочертите рамку вокруг получившегося пятна на некотором расстоянии так, что- бы закомпоновать кляксу в какой- либо удобный, гармоничный с ней формат. Вот вы уже и получаете композицию пятна. Заметьте, очень важно, что- бы даже такая элементарная композиция пятна хорошо просматривалась с любого поворота. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Дело простое, но хитрое. Хитрость его заключается в том, как именно вами соблюдены правила и приемы размещения данного объекта- кляксы в созданном формате, а в будущем- на листе. Добивайтесь ощущения гармонии, делайте отступы от кляксы так, что- бы в начерченном формате кляксе было "удобно". Отступайте снизу кляксы больше (может и наоборот), вверху делайте расстояние до границы формата меньше (может наоборот), по краям- также нужно добиваться ощущения гармоничности.

2. Теперь берем краску- гуашь. Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Наносим пятна на бумагу, варьируя размерами пятен, соотношением их тональности, формой, расположением их между собой, наложением один на другой. Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Можно сразу для этого брать небольшие кусочки бумаги различных форматов и стараться закомпоновать эти пятна сразу на листике. А можно сначала сделать вот такие нехитрые поиски, и уже потом, как в первом задании, заключать такие маленькие композиции в формат, который вы подбираете исходя из того, что получается. Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие.

3. Следующее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой- либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите какой- либо рисунок предмета.

4. Усложняем задачу: включаем в компоновку два и более предмета. Здесь уже нужно помимо компоновки предметов в заданном формате скомпоновать и сами предметы между собой.

Такими простыми упражнениями закладываются и воспитываются основы понимания композиции в рисунке, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Теперь переходим непосредственно к созданию правильной композиции в рисунке. А при работе над композицией в учебном рисунке необходимо:

1. Определить задачи и цели

Прежде чем приступать к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи самой постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, заранее подбираются в соответствии с определенным сюжетом или какой- либо темой. Случайных предметов в композиции быть не должно. И по тому, как составлена учебная постановка, можно и предопределить будущую композицию, потому как сама постановка, в некоторм смысле, уже и есть композиция.

2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения

Иногда бывает так, что постановка предметов, включенных в композицию, может быть несовсем удачной. В одном случае предметы могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом- плохо просматриваться- смотря с какой стороны вы собираетесь ее рисовать, или предмет может иметь незнакомую конструкцию и ее трудно разглядеть с какой- то стороны... Перед тем как сесть за рисование постановки, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности, и выявить наиболее выгодные для создания будущего рисунка положения. Нужно заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.

4. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги

Что- бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально- это в том случае, если предмет учавствует в постановке один. Если несколько, то нужно смотреть на соотношение всех предметов в постановке. Есть некоторые закономерности зрительного восприятия, это когда предметы образуют (условно) общий объем, массу, которая отлично вписывается в горизонтальный формат, а вы размещаете его в квадрат или вертикальный, при этом гармонии ощущаться не будет. В каждом отдельном случае расположение листа выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. И, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.

5. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа

Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке, их можно делать на полях или отдельном листочке. Для этого необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. Если постановка состоит из группы предметов, то компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

Композиция в рисунке

Композиция в рисунке. Как научиться рисовать

6. Определить центр композиции

Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:

Зрительный центр- центр картинной плоскости.

Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомагательные предметы.

В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.

Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было "ни убавить, ни прибавить" в пределах отверстия (рамки "формата"). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи

Второй способ его применения: расставляете на предметной плоскости предметы, которые можно соотнести к одной тематике. Чем больше найдете, тем лучше, и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. В этом случае вы тренируете глаз составлять- компоновать предметы в одну композицию, находить удачную точку зрения, находить композиционный центр.

7. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера

Построение предметов на плоскости бумаги нужно начинать с определения их мест в пределах границ, оведенных им ранее- легким касанием карандаша намечаете общими очертаниями места расположения предметов с учетом пропорций. После на листе намечаете детальнее общий характер формы предметов, их пропроции и расположение в пространстве листа. Дальше детальнее рассматриваете форму, объем каждого учавствующего в композиции предмета.

8. Выявление объема предметов

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Не забывайте, что работа над выявлением объема предмета тоном- это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к вам. И главное в работе тоном- это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Когда прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции. Это не значит, что им нужно меньше уделять внимания, но работая с ними отдельно можно создать дробность в рисунке. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то- есть, методически последовательно.

9. Завершение и обобщение работы над рисунком

Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.

Используйте эту информацию, когда будете рисовать, например натюрморт.

Ну а тема нашего сайта- как научиться рисовать

paintmaster.ru

Основные правила оформления стены картинами - Стройдодыр

Картины являются прекрасным украшением интерьера, особенно, если гармонично сочетаются с его стилем. Это могут быть несколько картин, доставшихся по наследству, красочные работы современных художников или семейные фотографии. Однако выбрать подходящие полотна — только 50% успеха. Очень важно правильно разместить их на стене или расположить на иной плоскости (на полках, консолях, в нишах).

Размещение картин

Cedar Lee — профессиональный художник, ее работы представлены на вернисажах крупных городов США и Канады, а ее десятилетний стаж работы в галерее позволяет дать ценные советы по грамотному расположению картин в интерьере.

Рекомендации от Cedar Lee

• Лучше всего начать с моделирования. Прежде чем приобрести понравившуюся картину в салоне, необходимо определить для нее достойное место в квартире. Для этого надо измерить габариты картины, сделать дома макет из картона и, прикладывая его к разным стенам, подобрать оптимальный вариант.

• Важно выбрать картину нужной пропорции по отношению к мебели, над которой она будет располагаться. Картина не должна теряться и не должна доминировать. Оптимально, ели крайние вертикальные линии картины слегка короче, чем длина самой мебели. Это правило справедливо для консолей, комодов, диванов и распространяется не только на единичные полотна, но и на композиции из нескольких картин.

Впрочем, если вы решили заполнить пространство стены на манер галереи, это правило можно обойти, но все остальные стены при этом должны быть свободны.

• Чтобы не перегружать пространство, необходимо оставлять вокруг картины свободную часть стены. Размеры картины помогут определить размеры свободного пространства. Это правило позволяет в полной мере наслаждаться видом любимой картины или коллекцией, не нарушая хрупкой гармонии интерьера.

• При размещении картины важно определить ее центр. Средняя линия, которую условно можно провести по горизонтали, должна совпадать с фокусом зрения. Если в квартире потолки довольно высокие, то для этой точки выбирается середина стены. Это правило относится и к композициям из нескольких картин.

Определяя формат композиции, стоит придерживаться стиля интерьера. Так, для классики важна симметрия и более строгие правила, а современный стиль допускает более свободные приемы.

Более подробно — на иллюстрациях.

• Не стоит размещать картины рядом с высокими шкафами. И совсем недопустимо опускать их ниже 60 см от уровня пола. Исключением является современная живопись, которая предполагает напольное размещение.

• Размещая картины, не стоит забывать о визуальных эффектах. Высоту стенам прибавят вертикально расположенные картины, а горизонтально расположенные — вытянут их в длину.

• Грамотная подсветка делает картину более эффектной, создавая особое настроение в вечернее время.

• При размещении картины необходимо уделить внимание и оформлению самих стен. Оптимальны однотонные стены или c неназойливым рисунком.

Несколько вариантов развески картин

Две-три картины

Предложенные иллюстрации помогут определить, каким образом лучше разместить две картины. Для композиции из 3 работ действуют те же правила, но при этом особое внимание необходимо уделить сочетанию размеров картин и их пропорциональности по отношению к мебели, стоящей рядом.

Четыре картины

 

В случае если картины одного формата, лучше всего соблюдать симметрию при размещении.

Если же работы разные, то можно повернуть рамы на 90%.

В этом случае важно выбрать горизонтальную ось, относительно которой нижний и верхний края композиции будут на одинаковом расстоянии.

 

Пять картин

В зависимости от стиля можно использовать более строгое расположение: вписать картины в воображаемый прямоугольник, или расположить их более свободно вокруг самой большой работы, соблюдая единую линию сверху и снизу.

Шесть и более картин

Этот вариант уже сродни вернисажу, тем более, если картины разнородного плана. Размещать их можно свободно, но при этом выбрать какой-то объединяющий элемент. Это может быть сюжет, манера живописи, цвет или материал рамы.

Еще один вариант размещение большого количества картин — расставить их на полки нейтрального цвета.

Всего 6 изображений

В случае, если речь идет о размещении коллажа, то для создания необходимой гармонии , все элементы можно поместить в оригинальную рамку.

Всего 8 изображений

www.stroydodyr.ru

Основы композиции в живописи - Рисунки карандашом поэтапно

Рубрика: Натюрморт Опубликовано 21.11.2013   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Post Views: 487

композиция в рисунке

Композиция в рисунке – полезная штуковина, знаете ли. Поэтому сейчас мы поговорим именно об этом. Во многом восприятие картины «делает» именно композиция, то есть то, как и что вы располагаете на пространстве листа и насколько гармонично оно смотрится.

Само слово – композиция – переводится как «сочинять» или «составлять», понимаете, что имеется ввиду? Способность из кучки совершенно разных предметов создать некое целое – приятную глазу картинку.

А теперь немного про разновидности композиции – так, чисто для общего развития. Значит, их существует несколько:

  1. Станковая композиция (графика, скульптура и живопись)
  2. Декоративная (наброски росписей на тканях, по дереву и стеклу, а также керамика и резьба)
  3. Монументально-декоративная (мозаика, панно, витражи)
  4. Монументально-скульптурная
  5. Театрально-декорационная
  6. Объемно-пространственная (архитектурные строения, дизайн интерьера и экстерьера)

Далее о составляющих самого процесса композиции в рисунке – чтобы решить определенную композиционную задачку, нужно помнить о:

a)      Масштабе пропорций

b)      Соразмерности предметов, равновесии

c)      Теме композиции

d)     Сюжете и образе

e)      О тонах

f)       Форме и объемах

композиция в рисункеg)      О конструкции и перспективе

h)      Симметрии

i)        Контрасте

j)        Ритме

k)      Динамике и статике изображения

l)        Целостности предметов

m)    Выразительности и гармонии.

Компоновка композиции в рисунке

Вот ведь списочек вышел, правда? И обо всем этом надо помнить. Следующим этапом нашего изучения будет искусство компоновки композиции в рисунке (вот не надо пугаться, если вы уже преодолели предыдущие главы, то это не страшно).

Выразительными можно назвать такие композиции, на которые смотришь и понимаешь – перфекто. Все идеально: соединение различных цветов не корежит глаз, да и размеры изображенного соответствуют нужным. И здесь тоже нужно развитие определенного чувства, композиционного видения, чутья, так сказать.

Чтобы вытащить это чутье из недр ваших чувств (я знаю, она где-то там, между «что происходило 17 декабря  какого-то там года» и  «в чем смысл существования инфузории туфельки») можно заняться полезными упражнениями.

Марш на балкон (и не важно, тепло там или холодно) и гляньте вниз: там непременно должно быть нечто (вроде песочницы на детской площадке или собачки, задумавшейся о чем-то возле очередного кустика, или ее хозяина, сонно ошивающегося неподалеку… да даже не в меру  наглого воробья, тырящего семечки у бабушек!), что могло бы украсть ваше внимание.

композиция в рисункеСосредоточьтесь на этом «нечто», но при этом постарайтесь сравнить его со всем, что его окружает – таким образом Вы определите его правильное и наиболее гармоничное окружение. Хотите, открою секрет? Нет?.. Ну, ладно, уговорили: подобные упражнения столь же эффективны на балконе, как и в любом другом месте (даже в особых местах для размышлений, вроде ванной, если, конечно, у вас там есть что компонировать).

А вот вам еще пара разновидностей одного и того же приемчика для развития вашей ленивой композиционной чуйки. Пятнышко самого разного происхождения всегда можно ограничить рамочкой – расстояние между рамкой и пятнышком на ваш вкус, но не забывайте учитывать его форму и размер.

Также есть «развивалка» с использованием воображения: представьте себе что-нибудь одно и вставьте его в такую же мысленно представленную рамку. Или наоборот: сначала рамку, а в нее уже предмет. После того, как вам эти задачки покажутся легче, чем вынимать конфетку из обертки, то можете переходить к усложненному варианту: например, вписывать в воображаемую рамку уже несколько воображаемых предметов.

После коротких разминок перейдем к более серьезному процессу, а именно — к приведению и разбору (не ждите алгоритмов-призраков, имелось в виду всего лишь перечень того, что есть в нем) алгоритма работы над композицией во время создания рисунка:

  1. Для начала, первым пунктом вытащим на свет божий основные цели (то есть сам смысл композиции)
  2. Вторым пунктом, нужно выбрать верную точку зрения, наиболее подходящую. Для этого стоит осмотреть ее (композицию) с разных сторон, под разными углами и разным освещением. Также лучше понять ее конфигурацию, вычислить наиболее выгодное расстояние между предметами в ней и соответствие их размеров друг другу. Безусловно, на это может уйти немало времени, но… Рим ведь тоже не сразу строился.
  3. Теперь более очевидное действие: нужно согласовать размеры выбранных предметов для композиции и уже соответственно к ним располагать листик: или горизонтально, или вертикально (или вообще диагонально – у кого как)
  4. Далее разместим предметы композиции и как-то сделаем их наиболее природно выглядящими на бумаге. Для этого можно сделать большую кучку набросков в разных расположениях выбранных предметов. Плюс, при создании эскиза нужно сразу намечать верхние, нижние, крайние боковые точки, ведь с пространством тоже могут быть проблемы: к примеру, нельзя чтобы композиция «вылазила» за пределы, но и нельзя, чтобы она терялась в пустом пространстве.
  5. Найдите основу, центр, на котором будет сосредоточено внимание в нашей композиции. И тут поговорим о главном: о различии между композиционным центром и зрительным. Значится, что касается композиционного – то это серединка группы предметов в ограниченном зрительном поле. А зрительный центр – это тот участок конкретного предмета, который больше всего бросается в глаза. Бывает так, что эти два центра вот ни капельки не совпадают.
  6. Давайте вспомним о пропорциях (тех самых занудно-математических), перспективном соотношении и, собственно, характере предметов и с помощью этого всего их построим – на бумаге разумеется.
  7. А теперь добавим объема, применяя светотень.
  8. И, наконец, финал (стоп, отплясывать рано – финал только в алгоритме, не в обучении): подправляем и тем самым завершаем работу над композицией.

Следующий раздел: Как рисовать портрет

Post Views: 487

risunci.com

Основы рисунка - А. Ф. Шембель

Композиция рисунка

Перед началом работы над рисунком возьмите чистый лист бумаги необходимого в соответствии с задачами изображения размера, прикрепите его к мольберту, заточите карандаши, никак не забывая о спасительном средстве при неудачах — резинке, и т.д. Перед вами натурная постановка, которую необходимо воспроизвести на бумаге. На листе в данное время ничего нет, кроме плоской и пустой белой поверхности. Ее предстоит заполнить образом натурной модели.

С чего же все-таки начинать работу? Конечно же, с размещения изображения именно на плоском формате бумаги. Казалось бы, начинай рисовать с какого-нибудь края модели, а дальше продолжай и, разумеется, следи, чтобы рисунок не становился большим или маленьким. Но не тут-то было: изображение не получилось сразу как надо, ибо в этом месте что-то не так, а в том размер оказался чуть больше, и т.д.

Композиция рисунка, проще — компоновка, — тоже искусство. Здесь требуется точно, выразительно расположить изображение в пределах формата. Нужно помнить, что от характера натуры зависит выбор формата, т.е. как расположить саму бумагу — по вертикали или горизонтали (на квадратных форматах в учебной практике почти не рисуют). Далее, каждый, кто начал рисовать, может наблюдать интересное явление, возникающее при восприятии картинной плоскости (так называют любую изобразительную плоскость),— несовпадение зрительного центра с геометрическим центром листа бумаги или холста, натянутого на подрамник и загрунтованного для работы на нем красками. Начнем убеждаться в этом на следующем примере. Если согнем лист пополам по горизонтали, то увидим, что верхняя половина кажется большей, хотя знаем, что они абсолютно равны. Если же согнуть другой лист на две половины уже по вертикали, то покажется, что левая половина чуть больше. В чем же дело? В той особенности нашего зрения, которая вызвана психологией восприятия изображения более тяжелого, например по весу, внизу и более просторного справа. Нам легче посмотреть вниз и вправо, нежели наоборот. В связи с этими свойствами зрительного восприятия находится компоновка изображения, и об этом нужно помнить постоянно.

Но есть еще одна особенность нашего зрения, которая, вероятно, не возникла как результат мыслительной деятельности человека, а существует изначально, потому что она явилась следствием созданного самой природой таинства: от строения микрочастиц до ее венца — человека. Это основа прекрасного — гармония, о которой очень проникновенно говорил автор труда «Десять книг о зодчестве»: Леон-Баттиста Альберт и, старший современник Леонардо да Винчи: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения), нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту... Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого никак нельзя достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».

Не будет никакой ошибки, если скажем, что человеческий глаз стремится видеть окружающий мир в пропорциях так называемого «золотого сечения», и это стремление подкрепляется нашей врожденной способностью. Ведь каждый из нас несет в себе все осуществленные природой пропорции «золотого сечения» как в целом (работа мозга, сердца, режимы труда и отдыха), так и в частях (строение глаза, пропорции частей лица, руки, кисти и всего тела).

Человек и в прошлом, и ныне пользуется при создании гармонических произведений (строительных сооружений, статуй, фресок, росписей, картин и т.д.) многими пропорциями. Среди них «золотое сечение» имеет удивительные свойства: меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему Целому (иными словами, суть пропорции в том, что она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части). Название рассматриваемой пропорции дал Леонардо да Винчи.

«Золотое сечение» не проявляется само по себе в композиции картины или рисунка. Здесь эту пропорцию соблюдает сам художник, ибо форма, в основе построения которой лежат сочетающиеся симметрия и «золотое сечение», становится по-настоящему организованной, способствующей наиболее ясному выражению содержания, легкому зрительному восприятию и ощущению красоты. Следовательно, при хорошем знании теоретических принципов «золотого сечения» можно смело использовать его в изображении (о том, как применять знаменитую пропорцию непосредственно в композиции рисунка, на страницах учебника будет сказано далее).

В решении задач расположения изображения на бумаге помимо проявляющихся особенностей нашего зрения и врожденного чувства пропорций нужно обучаться способности видеть композиционно. Что это такое? Вспомним, как, рассматривая что-нибудь, мы вынуждены переводить взгляд и на окружающую среду, тем самым соотнося с нею заинтересовавший нас предмет. Вот здесь и кроется начало композиционного восприятия, ибо главный объект нашего зрительного интереса находится в центре внимания, а окружение необходимо для определения предмета и его места в нем. Но еще лучше композиционность проявляется, когда перед глазами есть два или три предмета, расположенные так, что приходится выбирать при их рассматривании некий промежуточный центр внутри поля ясного зрения, чтобы охватить взглядом все увиденное в совокупности и таким образом объединить его композиционно. Умение видеть композиционно следует развивать, так как с самого начала занятий по рисованию все воспринимаемое нужно мысленно заключить в какое-то обрамление. Это означает, что «рамочное видение» образовалось вследствие работы с прямоугольными форматами бумаги. Формат тоже влияет на рисующего, дисциплинирует его, способствует собранности и постепенно приводит ко все более удачной компоновке изображений.

Итак, компоновку рисунка помогает продумать не только натурная постановка, но и выбранный формат бумаги. После этого нужно стараться выработать в себе способность мысленно представить будущее изображение на бумаге, т.е. увидеть его как бы уже готовым, причем даже в предполагаемой технике исполнения. Разумеется, не скоро вырабатывается такая способность, но если подойти к этому неординарно, с верой в свои возможности, то добиться его вполне по силам каждому.

Приступая к компоновке на листе, не торопитесь поскорее увидеть свой рисунок воочию, потому что неминуемо допустите композиционные ошибки. Компоновку следует начинать с общего вида натуры. Под этим подразумевается намеченный на бумаге легкий карандашный силуэт. Конечно, слово «силуэт» здесь не следует понимать в его настоящем значении. Так мы называем очерченное легким контуром плоское пятно чистой бумаги, очень отдаленно похожее на рисуемый с натуры предмет.

Начало работе положено, так как силуэт (плоское пятно) появился благодаря уже определенной вами композиции рисунка. Еще раз напомним, что натурная постановка сама в какой-то степени подсказала вам компоновку, а также ваша способность видеть композиционно. Следовательно, сам силуэт обозначил композицию будущего изображения.

После определения композиции силуэтом начинается работа, связанная с построением линейно-конструктивной основы предмета либо группы предметов. При уточнении самой композиции изображения рисующий должен осознать взаимосвязь всех деталей постановки и показать их вспомогательными линиями. Без такого выявления карандашом каждой детали трудно и, пожалуй, невозможно понять особенности строения формы.

Одновременно с этим этапом определения формы нельзя забывать о выявлении в изображении перспективных отношений. Передача в рисунке пространства идет вровень с композиционным построением.

Подведем общие итоги. Всякий рисунок только тогда имеет право на свое название, когда он скомпонован. Латинское слово «composition в переводе понимается как «сочинение», «составление», «расположение». Применительно к рисунку с натуры должны быть понятны слова «расположение» и «составление». Следовательно, рисунок сначала нужно расположить (разместить) на формате бумаги, чтобы изображение было закомпонованным. Такая компоновка представляет изображаемые предметы плоскими пятнами (силуэтами) с их пропорциональными отношениями друг к другу и к плоскости листа.

В последующей работе можно применить в отношении изображения и понятие «составления» рисунка. Здесь рисунок «составляется» из взаимосвязанных объема и пространства, что достигается передачей светотеневых отношений.

Таким образом, композиция рисунка предусматривает отражение сознании рисующего направлений выбора оптимальных способов изображения видимого мира на плоскости.

hudozhnikam.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта