ПОЛЮ́ДЬЕ. Картина полюдье


ПОЛЮДЬЕ • Большая российская энциклопедия

Авторы: П. С. Стефанович

ПОЛЮ́ДЬЕ, у вост. сла­вян, а за­тем в Др.-рус. го­су­дар­ст­ве объ­езд князь­я­ми под­чи­нён­ной тер­ри­то­рии со взи­ма­ни­ем разл. по­бо­ров с на­се­ле­ния; в 12 – нач. 16 вв. оп­ре­де­лён­ный на­лог с на­се­ле­ния в рус. зем­лях и кня­же­ст­вах, Рус. гос-ве.

О П. со­об­ща­ет­ся в рас­ска­зах араб. гео­гра­фов 10–11 вв., ис­поль­зо­вавших ин­фор­ма­цию, вос­хо­див­шую ко 2-й пол. 9 в. Под­роб­но П. опи­са­но в гл. 9 трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» (сер. 10 в.) ви­зант. имп. Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го. Им­пе­ра­тор упот­реб­ля­ет слав. тер­мин в греч. транс­крип­ции (πολύδια), пе­ре­во­дит сло­во как «кру­же­ние». Со­глас­но его рас­ска­зу, суть П. со­стоя­ла в том, что «ар­хон­ты» (кня­зья) и «все ро­сы» (во­ен­но-дру­жин­ная вер­хуш­ка Др.-рус. гос-ва) объ­ез­жа­ли зем­ли под­чи­нён­ных Кие­ву вост.-слав. сою­зов пле­мён и «кор­ми­лись» (т. е., оче­вид­но, со­би­ра­ли и по­треб­ля­ли про­до­воль­ст­вие) там с но­яб­ря до ап­ре­ля. Фак­ти­че­ски о П. (хо­тя без упот­реб­ле­ния это­го тер­ми­на) го­во­рит­ся в ле­то­пис­ном рас­ска­зе о ги­бе­ли в зем­ле древ­лян ки­ев­ско­го кн. Иго­ря (по ус­лов­ной хро­но­ло­гии «По­вес­ти вре­мен­ных лет» со­бы­тие от­не­се­но к 945, од­на­ко сам рас­сказ был на­пи­сан не ра­нее нач. 11 в.). Из рас­ска­за сле­ду­ет, что в П. «дру­жи­на» со­би­ра­ла не толь­ко про­дук­ты для про­пи­та­ния, но и дань (на­лог по оп­ре­де­лён­ной став­ке) с под­чи­нён­но­го на­се­ле­ния. Упо­ми­на­ния П. в ис­точ­ни­ках 12 в. по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать, что во вре­мя этих объ­ез­дов кня­зья ре­ша­ли так­же су­деб­ные, адм. и хо­зяйств. во­про­сы.

Ве­ро­ят­но, уже в 10 в. и сбо­ры, и про­це­ду­ра их взи­ма­ния (мар­шру­ты объ­ез­да, мес­та ос­та­нов­ки и т. п.) на­ча­ли рег­ла­мен­ти­ро­вать­ся, а кня­зья мог­ли пе­ре­да­вать пра­во на эти сбо­ры сво­им чи­нов­ни­кам и аген­там на мес­тах. Эта прак­ти­ка при­ве­ла к то­му, что П. пре­вра­ти­лось в на­лог. В та­ком зна­че­нии П. в ис­точ­ни­ках 12 – нач. 16 вв. на­зы­ва­ет­ся так­же «дар» или «да­ров­ное». Этот на­лог вос­хо­дил к ис­кон­но­му пра­ву кня­зя на на­ту­раль­ные сбо­ры с на­се­ле­ния, но в 12–16 вв. со­би­рал­ся не­ред­ко в ком­му­ти­ро­ван­ной фор­ме (ме­ха­ми или день­га­ми). Упо­ми­на­ния о П. име­ют­ся в ис­точ­ни­ках, от­ра­жаю­щих ис­то­рию прак­ти­че­ски всех рус. зе­мель и кня­жеств, в т. ч. Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки.

Близ­кие ана­ло­гии П. об­на­ру­жи­ва­ют­ся в со­сед­них ре­гио­нах: напр., поль­ский стан (stan) и сканд. вейц­ла (veizla). Рас­про­стра­не­ны так­же пред­став­ле­ния о П. как о все­мир­но-ис­то­рич. яв­ле­нии (Ю. М. Ко­би­ща­нов и др.).

bigenc.ru

Полюдье | Страницы Wiki | FANDOM powered by Wikia

Файл:Russian prince takes tribute by Roerich.jpg

Полю́дье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси. Племенные союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину, в становища. Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

Первое упоминание полюдья в русских летописях, а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей», относятся к середине X века.

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно — в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию[1] Однако, арабо-персидские источники сообщают о сбыте русами дани, собранной со славян, уже применительно к первой половине IX века: Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать[2] Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах: поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу![3] Также известно о силах участников полюдья: Всегда 100—200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся[4] Однако, в 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Киевский Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани.

В походах 882-943 годов силы северных племенных союзов регулярно упоминаются летописью, силы южных — в случайном сочетании. Уже в 941 году, во время первого похода Игоря на Константинополь, летопись не расшифровывает племенной состав его войск, как не делает это и после налоговой реформы княгини Ольги, по приказу которой северные владения Руси были охвачены системой погостов, в которых сбор дани производили княжеские чиновники - тиуны. Впоследствии дань концентрировалась у княжеских наместников в крупных городах и переправлялась в Киев (как происходило с 2/3 новгородских даней в 1014 году при киевском князе Владимире Святославиче и его сыне и новгородском наместнике Ярославе).

О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы:

Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год[5] Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно — Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки.

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо. На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья — 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf).

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. М., РОССПЭН, 2009, 791 с.
  • Рыбаков Б. А. Рождение Русиen:Poliudie

lt:Poliudjė

ru.pages.wikia.com

Что такое полюдье и в чем его значение

Люди, сталкивающиеся с историей возникновения государства у восточных славян, непременно встречали понятие «полюдье». Действительно, на раннем этапе существования страны этот процесс можно охарактеризовать как сбор налогов.

что такое полюдье

Формирование признаков государственности на Руси

Итак, что такое полюдье? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно. В конце восьмого века на территории расселения восточнославянских племен складываются мощные межплеменные союзы, которые соперничали между собой за главенство. Наибольшее влияние и могущество приобрел племенной союз полян. Они постепенно подчинили себе большинство славян. Появились и первые признаки нарождающегося государства, как то: единый вождь, суд, законы, армия и, конечно, важнейший компонент этой системы - налоги. Вот что такое полюдье. Это - способ сбора налога с окружающих племен в пользу великого князя. Такая система была распространена во всех европейских странах на заре их появления, просто называлась по-разному в зависимости от национальных нюансов, но суть была одной у всех - это пополнение казны.

понятие полюдье

Система налогообложения у восточных славян

Русь не была в этом исключением. Дань, выраженная в обязательных налогах, была неотъемлемой частью государственного устройства. Однако князь, в свою очередь, также брал на себя определенные обязательства, в частности, он должен был охранять покой и мирную жизнь своих подданных от иноземных посягательств, защищать личность каждого человека, а на это все требовались значительные суммы денег. Что такое полюдье для жителя древней Руси? То же, что для современного населения нашей страны подоходный налог, с разницей лишь в способе отъема материальных ресурсов. Когда поляне освободили от хазар ряд славянских племен, то они обложили их обязательными выплатами в свою пользу. Но теперь, в отличие от хазарской дани, население могло вносить ее не только деньгами, но и продуктами, изделиями ремесленников.

что такое полюдье определение

«Подводные камни» полюдья

Таким образом налаживался необходимый для молодого государства приток необходимых финансово-денежных ресурсов. Эта система была далека от совершенства, тем не менее сохранялась в течение длительного периода. Поздней осенью великий князь вместе со своей дружиной начинал объезжать все свои владения, чтобы собрать положенные ему и его свите выплаты. «Ходить по людям» - вот что такое полюдье, определение очень точное, ведь во время этого путешествия князь останавливался в крупных населенных пунктах, в небольших поселениях. Так продолжалось до тех пор, пока все земли, принадлежащие киевскому князю, не были посещены им. При этом, помимо собственно выплат, население должно было содержать правителя и его свиту на протяжении всего времени их пребывания в той или иной местности. Разного рода несправедливость царила при сборе дани, а главной ее причиной было фактическое отсутствие фиксированной суммы налога.

Трагедия великого князя Игоря или неуемная жадность?

Именно это послужило причиной гибели князя Игоря. Во время очередного полюдья он, взяв дань у племени древлян и поделив ее с дружиной, посчитал налог недостаточным. Тогда совместным решением князя и его воинов было решено вернуться за повторной данью. Они вновь приехали в земли древлян и потребовали заплатить еще раз. Конечно, это возмутило людей, и они просто перебили дружину вместе с князем. Так отсутствие порядка взимания налогов послужило причиной гибели Игоря. Смерть великого князя поставила государство на грань распада, однако жена Игоря, Ольга, оказалась очень умной и дальновидной женщиной. Она понимала, что этот способ налогообложения нужно изменить, и в первую очередь установить точную цифру необходимых платежей. Быстрыми и решительными шагами она усмирила взволновавшиеся племена и восстановила единство Руси.

что такое полюдье по истории

Реформа взимания дани княгини Ольги

Затем Ольга приступила к первому серьезному реформированию системы сбора налогов с момента ее появления. Первым ее действием стало установление твердой суммы дани. Это в будущем позволит избежать многих злоупотреблений, и, как следствие, сделать этот процесс более законным. Кроме того, она понимала, что такое полюдье - это большая опасность для самого правителя, и поэтому решила, чтобы все собранные ресурсы свозились в определенное место, указанное из Киева. Такие места назывались погосты, именно туда свозили все собранные налоги разные племена, а затем уже оттуда их забирали представители княжеской власти. Таким образом княгиня Ольга одновременно и упростила систему налогообложения, и сделала ее более безопасной для самих сборщиков. Эта реформа позволила государству стать еще более консолидированным, все распри по поводу несправедливости дани постепенно уходят в прошлое.

Киевская Русь сделала важный шаг в своем дальнейшем развитии. Былая схема «данник-господин» уходила в прошлое. Вот что такое полюдье по истории России. Уход такой налоговой системы свидетельствует о прогрессе феодальных отношений внутри древнерусского общества, а реформы Ольги были велением времени, которые она очень точно уловила и не позволила государству разделиться на отдельные враждующие части.

fb.ru

Полюдье - это... Что такое Полюдье?

  • ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… …   Толковый словарь Даля

  • полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( …   Словарь синонимов

  • ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности …   Юридический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… …   Юридическая энциклопедия

  • Полюдье — «Собирают дань». Рерих Н. К. 1908г. Полюдье  способ сбора дани с восточнославянских …   Википедия

  • полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… …   Русская история

  • Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… …   Советская историческая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    ПОЛЮДЬЕ — с русского

  • ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… …   Толковый словарь Даля

  • полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( …   Словарь синонимов

  • ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности …   Юридический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… …   Юридическая энциклопедия

  • Полюдье — «Собирают дань». Рерих Н. К. 1908г. Полюдье  способ сбора дани с восточнославянских …   Википедия

  • полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… …   Русская история

  • Полюдье —         ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… …   Большая советская энциклопедия

  • Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… …   Советская историческая энциклопедия

  • translate.academic.ru

    полюдье - это... Что такое полюдье?

  • ПОЛЮДЬЕ — ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… …   Толковый словарь Даля

  • полюдье — объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 • дань (12) • объезд ( …   Словарь синонимов

  • ПОЛЮДЬЕ — в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ( людей ) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности …   Юридический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… …   Юридическая энциклопедия

  • Полюдье — «Собирают дань». Рерих Н. К. 1908г. Полюдье  способ сбора дани с восточнославянских …   Википедия

  • полюдье — ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения ( людей ) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… …   Энциклопедический словарь

  • ПОЛЮДЬЕ — («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… …   Русская история

  • Полюдье —         ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… …   Большая советская энциклопедия

  • Полюдье — (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЮДЬЕ — ( хождение по людям ) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… …   Советская историческая энциклопедия

  • dic.academic.ru


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта