Одержимый красотой. В мастерской Рашита Хабирова. Картины хабирова


Живопись Рашита Хабирова | Современные художники Башкортостана

Р. Хабиров. Башкир-охотник. 2007.

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души.

Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи»

Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг пока­жет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем - и о картине худож­ника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.

Правда, в последние 3-4 года появля­ется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство - реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реа­лизма никому не запрещается.

Я знаю художников в нашем коллек­тиве, замечательно работающих именно в правилах этой эстетики, - Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.

Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.

Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный ин­ститут им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творче­скому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.

В основном Рашит работает в двух жанрах - портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портрет­ном и натюрморте.

Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна приме­ров развития, спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Пор­трет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно - и особенно – через портрет мастер опреде­ляет свое видение мира, понимание со­временных ему проблем.

Р. Хабиров. У бабы Зины. 1999. Холст. Масло.

Рашит Хабиров. У бабы Зины. 1999.

В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портрет­ном жанре - портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и по­слевоенные годы, правильно воспитав­шая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.

Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10-12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах ста­ла привлекать прежде всего значитель­ность лица, подобно тому как это случа­лось у старых нидерландских мастеров.

Именно так воспринимается пор­трет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, - и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша - ижау, все это под­черкивает как бы «деревенскость» пор­третируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, соз­дают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адрес­ность изображения натуры, воспринима­ется портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чи­сто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.

Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы от­ражаются в творчестве каждого худож­ника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портре­те «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и обще­человеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкрет­ном примере.

А вот парадные портреты видных дея­телей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных поч­ти одновременно в 1989 году, - портреты композитора 3. Исмагилова и народной артистки СССР 3. Бикбулатовой.

Р. Хабиров. Сон. 2006. Холст. Масло.

Рашит Хабиров. Сон. 2006.

Загир Гарипович Исмагилов (1917— 2009) - герой одного из двух портретов - известный нам всем композитор на­циональных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном обра­зе: вальяжная поза, крупное значитель­ное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощуще­ния свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.

В таком же плане выполнен худож­ником и портрет Зайтуны Бикбулато­вой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908-1992 гг.) на время написания пор­трета была чуть ли не единственной на­родной артисткой СССР в Башкортоста­не. За многие годы ею были сыграны поч­ти все главные роли в постановках Баш­кирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла не­легкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.

Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чув­ствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Тор­жественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных ак­сессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.

Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое - он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и до­рогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее перепле­тение жанров, взаимное обогащение, - портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и созда­ется единый сильный эстетический объ­ект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.

Р. Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004. Холст. Масло.

Рашит Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

«Гражданин мира» Рудольф Нуреев(1938—1995) написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты - Флоренции. Необычен ракурс в изобра­жении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находя­щимся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, лег­кий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.

В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные - и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможно­сти этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они де­монстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.

Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблю­дения за движущимися, танцующими мо­делями серии «Балет».

Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предмет­ным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девуш­ка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием се­рьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота жи­вописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавли­вает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.

В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдер­жанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из не­видимого источника. Благородство, какое- то спокойное достоинство предметного зрелища здесь ценны сами по себе.

Иногда художник не только груп­пирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Рас­крытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».

Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придума­ли другой термин - «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предме­ты. включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение на­тюрморта - увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обраща­ясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхити­лись, прониклись тихой красотой, мину­той созерцания мира.

Ясная программа отношения к жиз­ни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти карти­ны к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцов­щицами» Дега, можно сказать, что обна­женная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости - тоже жизнь и объект эстетической радости.

Достаточно полно представляют ху­дожника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших на­тюрмортов. Выставка доказала, что на­тюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чув­ствующий мастер.

Как сказал один старинный философ- искусствовед, «искусство - это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».

Эти слова можно отнести и к твор­честву художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, - такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.

Эвелина Фенина

artageless.com

Красота русской природы Вячеслава Хабирова

пейзажи Вячеслав Хабиров - 12

Лес в нежной туманной дымке, вьется узкая тропинка мимо берега реки, к далекому сосновому бору.

пейзажи Вячеслав Хабиров - 01

Такие пейзажи пишет художник Вячеслав Хабиров. Узнаваемые уголки русской природы.

Вячеслав родился в городе Усть-Каменогорске (Казахстан) в 1967 году. С детства хотел быть художником и учился в художественной школе. После окончания общеобразовательной школы поступил в Архитектурный институт (пошёл по стопам отца), проучился четыре года и наконец-то понял, что хочет заниматься только живописью.

Получил ли он высшее специальное образование – не известно. В биографии написано, что много читал и изучал работы художников. Так что есть основания говорить о ещё одном художнике-самоучке. Другой информации у меня нет. Да и разве дело в образовании?

Его картины хочется смотреть. И этим, мне кажется, всё сказано.

С 1994 года Вячеслав живет и работает в Москве, член Творческого союза художников России, его работы знают любители живописи по всему миру.

Давайте смотреть некоторые из них.

Пейзажи Вячеслава Хабирова

пейзажи Вячеслав Хабиров - 02

пейзажи Вячеслав Хабиров - 03

пейзажи Вячеслав Хабиров - 04

пейзажи Вячеслав Хабиров - 05

пейзажи Вячеслав Хабиров - 06

пейзажи Вячеслав Хабиров - 07

пейзажи Вячеслав Хабиров - 08

пейзажи Вячеслав Хабиров - 09

пейзажи Вячеслав Хабиров - 10

пейзажи Вячеслав Хабиров - 11

источник

s30696534344.mirtesen.ru

Художник Вячеслав Хабиров: karhu53

Хабиров Вячеслав родился в 1967 году в Казахстане, в городе Усть-Каменогорск. Любовь к живописи проявилась у Вячеслава в раннем детстве. В 13 лет он начал писать маслом, так как видел в нём наилучшее средство для создания своих живописных произведений. Обучаясь в художественной школе, принимал участие в республиканских выставках, проходивших в столице Казахстана Алма-Ате.

пейзажи Вячеслав Хабиров - 01

Художник Вячеслав Хабиров

После окончания школы Вячеслав поступил в архитектурный институт, чтобы продолжить дело отца, но на четвёртом курсе понял, что всё-таки его истинное призвание - живопись.

Творческий путь художника начался в Восточно-Казахстанском краеведческом музее. Занимаясь реставрацией, освоив искусство иконописи, с мастерством восстановил несколько плохо сохранившихся ценных старинных икон. В это же время выполнил ряд монументальных работ для города. Роспись Вячеслава украшает фасад областной библиотеки; для музейной экспозиции "Воины Восточного Казахстана в Великой Отечественной войне" создал диараму размером 2,5х12 метров; оформил многие культурные мероприятия в городе.

С 1994 года художник живёт в Москве, работая в различных жанрах, но основу творчества Вячеслава составляют пейзажи, которые отличаются чётким композиционным построением, определённостью живописных приёмов, сочетающих пастозную манеру с прозрачностью лессировок.

пейзажи Вячеслав Хабиров - 01

пейзажи Вячеслав Хабиров - 02

пейзажи Вячеслав Хабиров - 03

пейзажи Вячеслав Хабиров - 04

пейзажи Вячеслав Хабиров - 05

пейзажи Вячеслав Хабиров - 06пейзажи Вячеслав Хабиров - 08

пейзажи Вячеслав Хабиров - 09

пейзажи Вячеслав Хабиров - 10

пейзажи Вячеслав Хабиров - 11

пейзажи Вячеслав Хабиров - 12

http://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/utro-tumannoe-vyacheslav-xabirov.html

karhu53.livejournal.com

Живопись Рашита Хабирова. - Художники

Р. Хабиров. Башкир-охотник. 2007.

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души.

Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи»

Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг пока­жет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем - и о картине худож­ника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.

Правда, в последние 3-4 года появля­ется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство - реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реа­лизма никому не запрещается.

Я знаю художников в нашем коллек­тиве, замечательно работающих именно в правилах этой эстетики, - Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.

Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.

Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный ин­ститут им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творче­скому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.

В основном Рашит работает в двух жанрах - портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портрет­ном и натюрморте.

Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна приме­ров развития, спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Пор­трет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно - и особенно – через портрет мастер опреде­ляет свое видение мира, понимание со­временных ему проблем.

Р. Хабиров. У бабы Зины. 1999. Холст. Масло.

Рашит Хабиров. У бабы Зины. 1999.

В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портрет­ном жанре - портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и по­слевоенные годы, правильно воспитав­шая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.

Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10-12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах ста­ла привлекать прежде всего значитель­ность лица, подобно тому как это случа­лось у старых нидерландских мастеров.

Именно так воспринимается пор­трет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, - и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша - ижау, все это под­черкивает как бы «деревенскость» пор­третируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, соз­дают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адрес­ность изображения натуры, воспринима­ется портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чи­сто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.

Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы от­ражаются в творчестве каждого худож­ника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портре­те «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и обще­человеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкрет­ном примере.

А вот парадные портреты видных дея­телей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных поч­ти одновременно в 1989 году, - портреты композитора 3. Исмагилова и народной артистки СССР 3. Бикбулатовой.

Р. Хабиров. Сон. 2006. Холст. Масло.

Рашит Хабиров. Сон. 2006.

Загир Гарипович Исмагилов (1917— 2009) - герой одного из двух портретов - известный нам всем композитор на­циональных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном обра­зе: вальяжная поза, крупное значитель­ное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощуще­ния свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.

В таком же плане выполнен худож­ником и портрет Зайтуны Бикбулато­вой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908-1992 гг.) на время написания пор­трета была чуть ли не единственной на­родной артисткой СССР в Башкортоста­не. За многие годы ею были сыграны поч­ти все главные роли в постановках Баш­кирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла не­легкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.

Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чув­ствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Тор­жественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных ак­сессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.

Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое - он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и до­рогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее перепле­тение жанров, взаимное обогащение, - портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и созда­ется единый сильный эстетический объ­ект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.

Р. Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004. Холст. Масло.

Рашит Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

«Гражданин мира» Рудольф Нуреев(1938—1995) написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты - Флоренции. Необычен ракурс в изобра­жении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находя­щимся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, лег­кий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.

В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные - и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможно­сти этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они де­монстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.

Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблю­дения за движущимися, танцующими мо­делями серии «Балет».

Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предмет­ным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девуш­ка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием се­рьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота жи­вописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавли­вает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.

В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдер­жанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из не­видимого источника. Благородство, какое- то спокойное достоинство предметного зрелища здесь ценны сами по себе.

Иногда художник не только груп­пирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Рас­крытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».

Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придума­ли другой термин - «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предме­ты. включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение на­тюрморта - увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обраща­ясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхити­лись, прониклись тихой красотой, мину­той созерцания мира.

Ясная программа отношения к жиз­ни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти карти­ны к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцов­щицами» Дега, можно сказать, что обна­женная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости - тоже жизнь и объект эстетической радости.

Достаточно полно представляют ху­дожника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших на­тюрмортов. Выставка доказала, что на­тюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чув­ствующий мастер.

Как сказал один старинный философ- искусствовед, «искусство - это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».

Эти слова можно отнести и к твор­честву художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, - такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.

Эвелина Фенина

artageless.com

Современные художники Башкирии - Живопись Рашита Хабирова. - Художники Республики Башкортостан

29.09.2010 09:18

Автор: Эвелина Фенина

Р. Хабиров. Башкир-охотник. 2007.Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души.

Леонардо да Винчи, «Трактат о живописи»

Современное искусство в массе своей уже почти отучило зрителей, посетителей выставок от бесхитростных изображений реально существующих людей и событий. А если кто-то из художников вдруг пока­жет что-то или кого-то «как в жизни», его тут же с легкой руки журналистов (они ведь пишут обо всем - и о картине худож­ника, и о капусте на грядке, и о футболе) обзовут «натуралистом», а то и похуже.

Правда, в последние 3-4 года появля­ется все больше авторов, представляющих на выставках «новое» «старое» искусство - реалистическое направление никто не отменял, и мыслить в русле эстетики реа­лизма никому не запрещается.

Я знаю художников в нашем коллек­тиве, замечательно работающих именно в правилах этой эстетики, - Анвара Кашаева, автора поэтических и несравненных по красоте пейзажей, Виктора Суздальцева, влюбленного в природу Южного Урала, Павла Салмасова, художника солнечной палитры, автора многих замечательных полотен о природных красотах и жизни республики.

Среди этих художников и Рашит Хабиров. Не всегда он участвует в выставках, работ у него не много. Но каждая, пожалуй, заслуживает внимания как особо ценный объект того или иного показа.

Рашит Султанович Хабиров в 1977 году окончил Московский художественный ин­ститут им. В. И. Сурикова (мастерская В. Г. Цыплакова), принимал участие в разных выставках, от республиканских до зарубежных, и ни разу не изменил своему творче­скому кредо: он достойный продолжатель традиций реалистической живописи.

В основном Рашит работает в двух жанрах - портрете и натюрморте, хотя есть у него и многофигурные композиции, и своеобразные серии различных сюжетов. Но цельно как автор Хабиров интересен именно работой в двух жанрах, портрет­ном и натюрморте.

Лучшие художники Запада и России писали портреты, и парадные, и интимные. Мировая история искусства полна приме­ров развития, спада и подъема интереса художников к отдельной личности. Пор­трет всегда был актуален как выражение престижа и роли личности в историческом разрезе времени. Как правило, именно - и особенно – через портрет мастер опреде­ляет свое видение мира, понимание со­временных ему проблем.

Р. Хабиров. У бабы Зины. 1999.

Рашит Хабиров. У бабы Зины. 1999.

В 1982 году Рашит Хабиров написал одну из первых своих работ в портрет­ном жанре - портрет матери. Для всех портретов Хабирова характерно высокое качество «исполнительского мастерства». Но зрителю прежде всего запоминаются черты характера, проступающие знаки личности. Перед нами жесткий, твердый человек, женщина с нелегкой судьбой, пережившая трудные 30-е, войну и по­слевоенные годы, правильно воспитав­шая детей. Почти графическая четкость в «описании» лица, несколько темный колорит всего холста придают портрету значительность как знаку времени.

Наиболее интересны с точки зрения «наполненности» образов работы Хабирова последних 10-12 лет. Его портретная живопись с годами делается богаче. Ушла жесткая графичность, подчеркивание черт лица, ушла мрачноватая насыщенность контрастирующих цветов. На холстах ста­ла привлекать прежде всего значитель­ность лица, подобно тому как это случа­лось у старых нидерландских мастеров.

Именно так воспринимается пор­трет «Девушка в башкирском костюме» (1997 г.). В портрете есть все, что сказало бы о национальной принадлежности, - и лицо узнаваемо, и аксессуары. Очень красиво и подробно написаны костюм, головной убор, чаша - ижау, все это под­черкивает как бы «деревенскость» пор­третируемой. Фигура, голова, особенно лицо, развернутые влево от зрителя, соз­дают образ несколько отстраненный, как будто модель существует сама по себе, «внутри себя». Кроме того, на мой взгляд, в этом портрете есть очень интересный момент: несмотря на конкретную адрес­ность изображения натуры, воспринима­ется портрет не только в стиле «местного колорита»; это образ молодой девушки вообще. Художник искусно уходит от чи­сто национальной темы, утверждая тем самым приоритет общеэстетического в искусстве.

Проблемы современности, новые творческие идеи, новые замыслы от­ражаются в творчестве каждого худож­ника, своя содержательная программа есть у каждого портретиста. В портре­те «Девушка в башкирском костюме» программа заключается в стремлении автора сблизить национальное и обще­человеческое, показать совершенство человеческого лица на одном конкрет­ном примере.

А вот парадные портреты видных дея­телей искусства более конкретны и адресны по отношению к родному Башкортостану. Назову два из них, написанных поч­ти одновременно в 1989 году, - портреты композитора 3. Исмагилова и народной артистки СССР 3. Бикбулатовой.

Р. Хабиров. Сон. 2006.

Рашит Хабиров. Сон. 2006.

Загир Гарипович Исмагилов (1917— 2009) - герой одного из двух портретов - известный нам всем композитор на­циональных опер, симфонии, песен, а также организатор и ректор Уфимского института искусств (ныне академия), профессор. В портрете отражены все эти качества. Поведение, имидж, как сейчас говорят, конкретного лица вполне видимы в данном художественном обра­зе: вальяжная поза, крупное значитель­ное лицо, буквально господствующее в пространстве холста, определили образ именно парадным назначением. Много пространства, много воздуха, ощуще­ния свободы в расположении фигуры на плоскости. Строгая академическая живопись подчеркивает официальность и значительность модели.

В таком же плане выполнен худож­ником и портрет Зайтуны Бикбулато­вой. Зайтуна Исмагиловна Бикбулатова (1908-1992 гг.) на время написания пор­трета была чуть ли не единственной на­родной артисткой СССР в Башкортоста­не. За многие годы ею были сыграны поч­ти все главные роли в постановках Баш­кирского академического театра драмы им. М. Гафури. Она была замечательной актрисой классической реалистической школы; в преклонные годы исполняла не­легкие обязанности председателя Союза театральных деятелей Башкирии.

Художник показал актрису при всем «параде»: сидящая в кресле немолодая женщина чуть напряжена (она как бы чув­ствует себя «в роли»), голова приподнята, вся композиция почти статична. Тор­жественность момента, величие образа нарочито подчеркиваются автором. Этот портрет не для домашнего интерьера, он для всех, для представления о том, какие актеры есть в республике. Такой портрет не нуждается в фоне, дополнительных ак­сессуарах. «Узнавание» идет по другому пути, это узнавание лица, ассоциации и воспоминания об этих людях.

Но в работах Хабирова есть и другие решения. Например, портрет Рудольфа Нуреева (2004 г.), где принцип подхода к решению темы иной. Безусловно, это тоже парадный портрет. Но здесь все другое - он теплее, душевнее. Создается ощущение, что написан близкий и до­рогой автору собеседник, друг. Здесь подходит понятие «композиционный портрет», подразумевающее перепле­тение жанров, взаимное обогащение, - портрет, пейзаж, интерьер и, возможно, что-то еще, все это соединяется, и созда­ется единый сильный эстетический объ­ект. Такой портрет можно назвать уже основой своеобразного типа крупной жанровой картины.

Р. Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

Рашит Хабиров. Рудольф Нуриев. 2004.

«Гражданин мира» Рудольф Нуреев(1938—1995) написан на фоне архитектурного пейзажа, города мечты - Флоренции. Необычен ракурс в изобра­жении пейзажа, город смотрится как бы с высоты то ли крыши дома, то ли галереи купола и соединен с портретом, находя­щимся как будто рядом с нами, на уровне наших глаз. Строгое узнаваемое лицо, жесткий внимательный взгляд серых глаз, весь немного нервный облик, лег­кий разворот фигуры создают ощущение движения, перемещения в пространстве города. Вкус к цвету, фактуре и другим чисто живописным сторонам картинного полотна прочувствован здесь в полном объеме. Вообще в картине есть ощущение тревожной паузы, напряжения, идущее, наверное, от самой натуры, художник очень точно передал характер и нелегкую судьбу танцовщика. Неуспокоенность души гнала Нуреева в разные города, заставляла много и тяжело работать и танцовщиком, и балетмейстером, и даже дирижером. Все эти перипетии жизни нашли свое отражение в портрете.

В авторском багаже художника Рашита Хабирова портреты занимают большое место. Портреты разные - и портреты парадные, и такие, в которых художник словно исследует возможно­сти этнографических мотивов, и просто портреты знакомых и близких людей. Профессионально выверенные, они де­монстрируют хорошую школу, вкус и такт автора.

Но это хоть и значительная, но все же часть творчества Рашита. А еще есть натюрморт и пейзаж, постоянные наблю­дения за движущимися, танцующими мо­делями серии «Балет».

Есть у Рашита Хабирова несколько произведений, которые не являются ни «чистым» натюрмортом, ни «чистым» пейзажем. В них теплота и радость жизни, и любовь к природе, и любование предмет­ным миром. Таковы и «Башкирский мед» (1998 г.), и «Терраса» (2008 г.), и «Девуш­ка, читающая книгу на террасе» (1999 г.). Жанры, которые по неписаной традиции считают камерными и декоративными, получаются у художника средоточием се­рьезных размышлений. Пышное цветение живого мира, сверкающая красота жи­вописи, чувственная энергия насыщают каждую деталь натюрморта «Башкирский мед». Обычный зритель иногда не улавли­вает философические нюансы, но хорошо понимает настроение картины.

В «Террасе» все предметы, пейзаж расставлены со строгой композиционной четкостью, их формы кристальны, сдер­жанный зеленоватый цвет подчеркнут прохладным, ровным освещением из не­видимого источника. Благородство, какое- то спокойное достоинство предметного зрелища здесь ценны сами по себе.

Иногда художник не только груп­пирует и перечисляет составляющие его духовный мир предметы, но и передает ощущение напряженной работы разума и чувства, как, например, в триптихе «Мой день» («Завтрак», «Автопортрет», «Рас­крытая книга») (1984 г.) или в «Девушке, читающей книгу на террасе».

Взамен французского «натюрморта» («мертвая природа») голландцы придума­ли другой термин - «стиллевен» («тихая жизнь»). Вот картины Хабирова очень подходят для такого определения, для тех молчаливых собеседований, которые ведут между собой изображенные предме­ты. включая в свой круг и зрителя. Автор доказывает, что высшее назначение на­тюрморта - увидеть человеческое начало в предметном мире, наделить его живой душой и поэтическим смыслом. Обраща­ясь, например, к теме террасы, художник показывает часть нашей жизни, вырывая «фрагмент» бытия, чтобы мы восхити­лись, прониклись тихой красотой, мину­той созерцания мира.

Ясная программа отношения к жиз­ни у Рашита Султановича проглядывает в новом для него жанре: это небольшая пока серия «Балет». Отнести эти карти­ны к какому-то определенному жанру довольно сложно. Вспоминая классику с незабываемыми «Голубыми танцов­щицами» Дега, можно сказать, что обна­женная натура, прекрасное юное нагое тело, энергия движения и миг усталости - тоже жизнь и объект эстетической радости.

Достаточно полно представляют ху­дожника персональные выставки, но и они бывают тематическими. Не так давно Рашит представил новую экспозицию, состоящую из пейзажей и небольших на­тюрмортов. Выставка доказала, что на­тюрморт всегда прекрасен, если за работу взялся высокообразованный и тонко чув­ствующий мастер.

Как сказал один старинный философ- искусствовед, «искусство - это сентименталистская естественность чувств, и в то же время задушевность эта осложнена иллюзиями, являющими не натуру, но вереницу отражений».

Эти слова можно отнести и к твор­честву художника. Возродить искусство образа, то есть вернуть искусство к его первооснове, к его живым непосредственным источникам, - такова задача и призвание живописца Рашита Хабирова.

← Современные художники Башкирии - Ильдус Валитов. Акварель - это то, куда я ухожу весь... Современные художники Башкирии - Театр жизни Рифхата Арсланова →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Галерея Мирас » Навстречу Солнцу. Рашит Хабиров

С 26 февраля по 27 марта в галерее Мирас пройдёт выставка живописи Рашита Хабирова « НАВТРЕЧУ СОЛНЦУ».

Рашит Хабиров – выпускник Московского государственного художественного института им. В. Сурикова следует реалистическим традициям академической живописи, считается непревзойденным мастером сюжетных портретов, натюрмортов, пейзажей.

На выставке художник представит работы в жанре пейзажа, портрета и натюрморта. А также новую серию «Акбузат», над которой художник работал 4 года. Серия посвящена конному спорту, в которой автор раскрывает всю красоту и грациозность спортивных скакунов и их наездников. Новые произведения Рашита Хабирова познакомят зрителя с интересным миром уфимского ипподрома. Все работы написаны с искренней любовью к родине, к её людям – истинный подарок зрителю.

 

 

Навстречу солнцу от Северных амуров к наездникам Акбузата 

Быстрого коня не надо подгонять , а умелому человеку не надо помогать

Башкирская пословица

Творчество Рашита Хабирова ,признанного мастера живописи ,интересно и близко самому широкому кругу зрителей .Любители задушевных картин природы и психологического портрета, знатоки этнографии ,краеведения ,истории искусств, и вообще все те ,кто неравнодушен к жизни во всех ее проявлениях ,находят свои объекты симпатий на его полотнах . Происходит это потому, что самому художнику интересно и важно все – и природа и самые разные сферы деятельности человека .Начиная с 70-х ,он накопил богатейший творческий опыт в разнообразнейших областях и жанрах — это и портреты передовиков производства и колхозников, художников и балерин , это неповторимые родные пейзажи и роскошные натюрморты .Везде и всегда он оставался верен своим принципам. А именно – деликатности и беспристрастной строгости в отношении к деталям , (истина кроется в мелочах) , спокойствию и созерцательности ,а главное – оставаться «сыном своего края», как бы высокопарно это не звучало.

В стремлении как можно более полно воссоздать элементы национальной культуры – костюма ,быта , и с их помощью передать « внепредметный» ,духовный мир своего народа, художник не мог обойти стороной образ башкирского конника. Те более , что за долгое время работы в Национальном музее Башкирии и в сельских разъездах он приобрел ценный опыт , изучая весь сложный арсенал настоящих ,не лубочно-декоративных , а истинно народных атрибутов старины .Это восхождение к истокам дает нам редкую возможность почувствовать себя наследниками части огромного запаса человеческой культуры – ремесел ,искусств . Теперь галерея исторических портретов пополнилась новыми персонажами.                                                   «Кахым-туря» (2014) – герой Отечественной войны 1812 года , сотник одного из кавалерийских полков башкирских Северных амуров (так окрестили наших лучников французы),воспетый в легендах и песнях , а позднее и в одноименной опере З.Исмагилова. . «Он был уральским беркутом рожден ,Как беркут был он смел ,горяч как пламя» .Таким и увидел его Хабиров .Герой изображен на фоне традиционного ландшафта –на крутом берегу Агидели . Волевое ,умное лицо , в котором угадывается боевой ,крутой нрав ; суконный кафтан и амуниция выписаны с исторической точностью .Даже курай – старинный ,шероховатый, автор специально разыскал для портрета в Сибае. Как в опере ,с картины звучит мажорный ,светлый и и величавый мотив ,высокий строй мыслей и чувств. Продолжение темы – «Амантай» (2014) ,портрет уже совсем реального башкира во всем его «североамурском» великолепии ,лидера военно-исторического клуба «Любизар» ,в антураже домотканого   красного полотна с таким любимым автором башкирским орнаментом –недаром его соседкой и вдохновительницей была замечательная художница А. Ситдикова. Алгоритмы этих узоров так важны для художника потому, что заключают в себе   древний ,полный поэзии , рассказ . Как всегда ,автор любовно передает этот язык материалов, тканей – кожи ,серебра ,меди ,войлока , меха ,старого бархата – говорящий с нами из глубины веков .   В лице и руках Амантая — сдержанная веселая сила, словно воплощение национального характера.                                                                                                                                                            Но внезапно… куда делись степенное спокойствие и созерцательность ,мягкая медово-золотистая гамма прежних картин? Изъясняясь языком конников, можно констатировать , что художник ,для которого были характерны неторопливый ритм и каденция (постоянство) ,совершил крутой «вольт» (поворот).Из статичных композиций наружу вырывается неистовый дух новых ,безудержных всадников .Это дерзкий выброс в новое качество , вызов собственным традициям и логическое их продолжение.                                                           «Словно с неба летящей звездой Акбузат в мир сошел земной» .Главный в пантеоне полубожественных коней башкирского эпоса ,культовая фигура и любимый фольклорный персонаж ,этот конь волшебно трансформировался на беговой дорожке одноименного ипподрома .Стилистика картин этой серии -«Наездники Акбузата»- продиктована самой темой. Торжество стремительного движения ,резкие краски — голубые молнии на напряженных телах лошадей ,яркие костюмы наездников ,нестерпимое солнце – импульсы мускульной энергии и грация полета – создают атмосферу праздника .Таким образом наездники Акбузата подчеркивают связь времен, контраст и единство старого и нового. Избрав для себя «альтернативный маршрут»,(не могу не ввернуть опять конно-спортивный термин) ,художник провел около 4х лет в наблюдении и изучении новой темы ;по своему обыкновению ,он не мог работать иначе ,как не узнав досконально все детали — и анатомию лошади ,и экипировку и амуницию жокеев ,весь горячий и сосредоточенный дух скачек .Затем, «отшелушив все лишнее» ,представил нам эту замечательную феерию.                                                                                                                          Невзирая на лица ,эпохи и области , служившие элементами вдохновения ,на своем творческом пути , Рашит Хабиров неизменно движется «навстречу солнцу» , к художественному       совершенству .Через такие вещи и происходит наше приобщение к гармонии законов бытия — и самих себя .                                                                                     Эльвира Каримова ,16 .02.2015                                                                    

miras.ru

Одержимый красотой. В мастерской Рашита Хабирова.

Мастерская художника – его алтарь, его секретная комната в храме, куда не допускаются досужие обыватели без особого дозволения мэтра.

В заранее назначенный час вхожу. Аскетичная обстановка. Идеальная чистота и разложенные в композиционной гармонии предметы. Только необходимое для работы, ничего лишнего. В центре – хозяин территории творчества, человек среднего роста, с приветливым лицом и мудрым, цепким взглядом. Художник Рашит Хабиров. Один из немногих мастеров, кто, продолжая традиции великих русских художников, работает в стиле классического реализма. Работает вопреки переменчивому мейнстриму и быстропроходящей моде.

 

- Работаю, каждый день с утра и  до тех пор, пока не устану, пока не почувствую, что пишу вяло. Ведь в живописи очень важна энергия, внутренняя энергия картины. С мазками, цветами, пластикой формы мы накачиваем холст своей энергетикой. На выставке, в музее зритель попадает под воздействие картины. Его внутреннего содержания, внутренней энергии.

 

Как появляется сюжет картины? Спонтанный, интуитивный порыв, отклик, на  событие,  побуждающий Вас к творчеству или специальный поиск заранее продуманного места, персонажа?

- Сначала рождается идея самой картины. Потом идет планомерный поиск места, времени, натуры. Сюжет картины, безусловно, важен, но в искусстве посредством художественная формы самая идея сюжета значительно усиливается. Например, что может быть безобразней смерти. Труп, кровь. Мы все видели десятки ужасных сцен убийств с экранов телевизора. А вспомните картину «Иван Грозный убивает своего сына». Страшный сюжет отцеубийства, но у Репина мы видим не только это, на картине – виртуозно написанный ковра, потрясающие цветовые отношения и мы восхищаемся этой картиной. Это и есть подлинный реализм. Не фотографическая передача реальности, то, что называется натурализмом, но выделение главного, основного. Найти суть и отмести второстепенное, показать красоту мгновения жизни. Добрую красоту. Говорят, что злое лицо может быть прекрасно. Нет. Истинная красота всегда исходит от света, добра. 

 

В ваших картинах удивляет и восхищает удивительная точность в воспроизведения каждой мелкой детали и в тоже время создается впечатления цельности изображения.

- Я стремлюсь минимальными средствами сделать иллюзию идеальной проработки деталей. Работа в целом должна нести то чувство, которое передалось мне во время созерцания именно этого мгновения. Однажды осенью я писал в парке, усеянным опавшими желтыми листьями. Не успев закончить работу за один день, я пришел назавтра, но за день вид опавших листьев изменился. Цвет листьев померк, листья стали терять цветосилу. Это другое состояние, другие отношения, другое настроение. Для его передачи нужны другие краски. В большом реализме идет художественный отбор. Так нас учили. Учили видеть главное.

 

Мы проходим, осматривая галереи, музеи и часто не можем объяснить себе, чем же нас поразила и восхитила та или иная картина.

- Леонардо да Винчи назвал живопись самым трудным для восприятия видом искусства. Не музыку, не поэзию, а живопись. Это парадоксально, ведь мы можем просто увидеть изображенное на картине. Это просто, гораздо сложнее понять замысел художника, его чувства и эмоции. Это удивительно, но только во время прохождения курса копии, в студенческие года, копирования картин Серова, когда я старался понять принцип создания картины Мастером, я словно бы вошел в его мир и испытал подлинное наслаждение.

 

Ваша жизнь в живописи, а другие виды искусства? Любите ли Вы музыку?

- Да, мне нравится ходить на концерты классической музыки, но понимать её так, как мои знакомые профессиональные музыканты, не могу. Музыка рождает в моем сознании образы, целые картины, но я не могу наслаждаться каждым аккордом, каждым тактом. Пока сам не сыграешь, это произведение, не поймешь, не сможешь получить подлинное удовольствие. Нужно серьезно заниматься любым видом искусства, чтобы полностью его понимать.

 

Вы - высокий профессионал своего дела. Для Вас живопись – это ремесло, позволяющее заработать на «хлеб насущный» или потребность?

- Процесс художественного творчества должен приносить удовольствие. Работа художника это радость, боль, страдание, разочарования и надежда одновременно. Радость от ощущения удачной завершенной работы и новые мысли, идеи, чувства, ведущие к новому замыслу, новой картине.

Для меня, необходимость творчества это просто жизненная потребность. Когда я не пишу какое-то время, я чувствую внутреннюю неудовлетворенность, просто «ломку».

- Работа закончена, когда появляется внутреннее ощущение удовлетворенности, достижение нового уровня, новой вершины. Ведь каждую новую картину стараешься сделать всегда чуть-чуть лучше, совершенней всего, что ты делал раньше. Художник подобен муравью, который по былинке, по травке строит свой муравейник все выше и выше.

 

Достаточно ли родится художником, чтобы стать им? Что отличает настоящего мастера от ремесленника?

 

- Необходимы способности, склонность к художественному творчеству и целеустремленность, одержимость творчеством. Когда я говорю слово «одержимость» я не имею в виду внешние проявления, связанные со стереотипными типажами «художников» в кино и литературе. Нет, одержимость должна быть внутренней. Сосредоточиться, сконцентрироваться на процессе творчества. Преодолеть себя, отстраниться от мелочного, суетного и полностью «отдаться» работе – это и есть подлинная одержимость.

- С годами приходят опыт и знания. Приходят, конечно, не сами по себе, но благодаря труду, упорному труду. Я понял это еще в, ранней молодости и старался выстроить свой жизненный процесс так, чтобы постоянно расти в ежедневном труде. Бывают дни неудач, когда пишешь весь день и понимаешь, что все не то. Но я не опускаю руки. Дурное настроение, депрессия не означают, что я перестаю писать, это скорее стимул, для еще большей, работы. И обязательно – сомнения, тщательный поиск и исправление огрехов. Прекратив трудиться над собой, поверив в свою безупречность и гениальность, многие талантливые коллеги просто деградировали, перестали работать и расти.

- Художник должен ощущать себя одновременно и мастером и учеником. Покорившим горную вершину и находящимся у подножья новой, еще более недоступной скалы. Художник должен постоянно искать что-то новое, стремиться к росту, к совершенству.

 

Художники – люди с тонкой и ранимой психикой. Как правило, они готовы слушать в адрес своего творчества только комплименты.

- Для меня очень важно услышать стороннее мнение. Не только глубокие мнения коллег, признанных мастеров классического реализма, академизма, но и мнения художников других направлений, мнения критиков, искусствоведов. Особенно критические замечания. Приятно, когда тебя хвалят, но в критике гораздо больше возможности для самоанализа, поиска рационального.

 

Но согласитесь, для художника необходимо признание публики, а оно переменчиво, подвержено влиянию моды. Сейчас в моде - авангард.

- Признание и понимание приходят не сразу. Я избрал для себя направление классического реализма, что достаточно редко в нынешнее время. Но не вопреки кому-то, просто Я чувствую образ именно в реалистической манере, люблю отражать жизнь во всех ее проявлениях. Для меня важно создать портрет, передать форму, тон, цвет именно этой березки в этот миг, а не березки вообще во все времена.

- Сегодня в выставкомах, среди руководства Союза Художников много сторонников разного рода формалистических течений. Некоторые работают в формалистическом направлении из коньюктурных соображений, но многие искренне стремятся создавать какие-то формальные цветовые формы, абстракции, раскрыть свой внутренний мир через них. Моя же цель – выявить и запечатлеть красоту и принести ее зрителям. Это мой путь, мой выбор. Ведь мы часто не замечаем свою красоту, красоту места, в котором живем. Я верю, что добрая красота, которую я стремлюсь передать зрителю, сделает его добрей и чище.

 

В наше сложное время, в стремлении выжить, утвердиться, мы все чаще забываем о культурных традициях, о собственной культуре.

- Мы во многом потерялись в новые времена. Опьянение свободой. Исчезла не только цензура, исчезли морально-нравственные рамки. Ограничения, которые в том числе и поддерживали в нас стремление соблюдать наши ценности, традиции. Сейчас я вижу, что нас просто захлестнула волна американизации. Но стали ли мы от этого лучше? Недавно перечитывал Драйзера. Вся жизнь героя – деньги. От продажи мыла в детстве, до биржевых спекуляций. Это цель и смысл его жизни. У нас же - Достоевский. Духовные искания, страдания и вечный поиск идеала. Мир денег и мир духовности. Каждый выбирает сам, но сейчас свобода выбора затруднена. В Лондоне, во время моего пребывания там вышла первая книга о Гарри Потере и везде она продвигалась, как достижение культуры. Книга для маленьких детей, а я ведь уже взрослый человек и мои культурные потребности немного выше. Мне не хочется оставаться на уровне детских сказок, какими бы значимыми их мне не представляли.

 

 «За морем житье не худо», - как писал Пушкин. У Вас не было желание покинуть Уфу и переехать в столичный город, В Европу, Америку?

- Я люблю путешествовать. Я жил и работал в Германии, Англии, Польше. Почти тринадцать лет учился в Москве. Но сердцем я всегда здесь, на Родине. Проходит месяц, другой и я начинаю тосковать, я хочу вернуться домой. Я могу ощущать, что я не нужен сейчас, но мне нужна эта земля. Мне нужна Уфа. Неказистый дворик в Уфе во мне вызывает более глубокое чувство, чем Трафальгарская площадь. Это Родина. Это мать, а красоту ее не обсуждают.

- Меня часто спрашивают, почему я здесь? Почему не уеду. Наверное, есть много людей, которые могли бы жить везде так называемые граждане мира. Но я не такой. Я понимал, когда уезжали, чтобы «кушать клубнику круглый год», но поступок этих людей не достоин подражания и уважения, это не для меня.

 

Работы Рашита Хабирова в музеях и частных коллекциях мира. Он неоднократный участник многих выставок. О нем писала российская и зарубежная пресса. О его творчестве спорят искусствоведы, сравнивая то с айсбергом, то с кораблем, идущим против ветров и течений. Но это внешняя суета, сам же Рашит Султанович без устали творит в своей мастерской, бесконечно стараясь превзойти достигнутое хоть на микрон. Ибо лучшая работа Мэтра, та, которая только начата.

www.rufa.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта