Фламандская живопись. Техника фламандской живописи. Фламандская школа живописи. Картины фламандская живопись
Фламандская живопись. Техника фламандской живописи. Фламандская школа живописи
Классическое искусство, в отличие от современных авангардных течений, всегда покоряло сердца зрителей. Одно из самых ярких и насыщенных впечатлений остается у любого, кто столкнулся с творчеством ранних нидерландских художников.
Фламандская живопись отличается реализмом, буйством красок и обширностью тем, которые реализованы в сюжетах.
В нашей статье мы не только поговорим о специфике этого течения, но и познакомимся с техникой письма, а также с наиболее примечательными представителями периода.
Барокко в живописи
История живописи отражает в полной мере все изменения в социальной и политической жизни человечества. Так, жизнерадостные и разгульные античные фрески сменяются мрачными и мертвыми сюжетами средневековья.
Барокко («причудливый, склонный к излишествам») отражает отход от старых и скучных догм. Оно вобрало в себя все повседневные настроения и черты того времени.В центре сюжета, как и во всем стиле барокко, стоит человек. Но характер образа становится глубже, насыщенней, реалистичнее. Также возникают совершенно новые жанры, такие как натюрморт, пейзаж, бытовые сцены.
Давайте разберемся, чем же именно отличается фламандская живопись от остальных западноевропейских стилей.
Фламандская или голландская живопись?
Тем, кто интересуется европейским искусством, известно такое понятие, как фламандская живопись. Если заглянуть в энциклопедию, мы узнаем, что фламандцы – это жители Фландрии, которая, в свою очередь, является современной Бельгией. Но когда речь заходит о художниках этого периода, мы видим, что большинство из них голландцы.
Появляется закономерный вопрос: чем же отличается фламандская и голландская живопись? На самом деле все обстоит достаточно просто. В конце шестнадцатого века, а именно в 1579 году, северные провинции Нидерландов освободились из-под влияния испанской короны. Теперь на этой территории сформировалась Голландия.
Примечательно, что культура в молодой стране начинает развиваться внушительными темпами. Ее золотой век продлился недолго, всего лишь столетие. Но работы таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Антон ван Дейк, Якоб Йорданс и некоторых других художников, стали расцветом национального голландского искусства. Позже, в восемнадцатом веке, на страну начинает оказывать сильное влияние французская культура. Поэтому ни о какой самобытности не может идти речи.
Фламандские художники семнадцатого века все же имеют некоторые особенности стиля, которые их отличают от голландских мастеров из других частей страны.
Во-первых, они живо воспринимают реалистические мотивы итальянцев, о которых мы поговорим позже. Во-вторых, появляются сюжеты, в центре которых стоят не мифические или религиозные сцены, а бытовые истории из жизни простых горожан.
Таким образом, получается, что фламандская живопись – это ранний этап развития голландского изобразительного искусства. Но главной чертой этой эпохи являются национальные голландские мотивы, незамутненные иностранным влиянием.
Заимствования у итальянцев ряда техник, о которых речь пойдет далее, стали лишь основой для формирования самобытного стиля, но никак не зависимостью от их мировоззрения.
Видео по теме
Влияние итальянских мастеров
Как мы убедимся позже, фламандская и голландская живопись шестнадцатого века испытывает сильное влияние итальянских художников. Переломный период начинается после Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего. Последнего, в частности, современники называли «крестьянский» за сюжеты картин и образы персонажей.
Но после небольших изменений, которые произошли в политической карте Нидерландов, начинается совершенно новая эпоха. Фламандская живопись, выделившаяся в отдельное течение, начинает свое гордое шествие к золотому периоду Рубенса.
Болонская школа, маньерическое течение, караваджизм - эти направления приходят из Италии в остальные европейские государства. Именно в этот переломный момент происходит окончательный отказ от средневековых стандартов. Теперь в живописи все больше начинают преобладать мифологические персонажи античности, реалистические сцены голландского быта и натюрморты с охотой.
Монументальность форм, пристальное внимание к деталям, яркие и живые характеры, бытовые сцены, сдобренные щепоткой юмора - это лишь часть характерных черт, присущих фламандской живописи. Особенно же выделяется она на фоне общего европейского изобразительного искусства своими колористическими эффектами.
Голландские мастера играют с техникой кьяроскуро, пресыщают картины яркими красками и широкими мазками. Они берут некогда канонические темы и развивают их в бытовом жанре или вообще доводят до бурлеска. Их персонажи живут и дышат. Мы далее познакомимся с рядом мастеров. Вы увидите, насколько выразительны сюжеты на их полотнах.
История живописи знает множество примеров, когда на творчество и стили работы молодого поколения художников влияли политические и социальные катаклизмы в обществе. Поэтому влияние итальянских мастеров стало свежим глотком воздуха в только освободившихся от контрреформационного влияния Нидерландах.
Техника живописи
Как говорят исследователи, техника фламандской живописи была впервые разработана братьями ван Эйк. Но историки искусства настаивают на том, что многие итальянские мастера использовали эти же методы значительно раньше. Давайте не будем вдаваться в перипетии первенства, а поговорим о самой технике.
Полотно покрывалось изначально белым клеевым грунтом. С ним обращались очень бережно, так как его белизна была самым светлым оттенком на будущей картине. Кроме этого, остальные краски наносились очень тонкими слоями, что позволяло грунту создавать эффект неподражаемого свечения изнутри.
Как и многие другие техники живописи, фламандская имеет четкий алгоритм действий. Вначале создавался «картон» - шаблон будущей картины. Это был грубый эскиз, он прокалывался иголкой по длине всех очертаний изображения. После с помощью угольного порошка заготовка бережно переводилась на загрунтованное полотно.
После перенесения эскиза и наведения его границ будущая картина затушевывалась маслом или темперой. Тончайший слой светло-коричневого покрытия должен был сохранить внутреннее свечение рисунка.
Затем шел этап работы «мертвыми красками» (холодные и блеклые тона, не вызывающие никакого интереса). И завершал создание шедевра процесс нанесения ярких и сочных цветов, которые впечатляют простых туристов и академичных ценителей искусства до сих пор.
Мастера караваджизма
В XVI и XVII веках фламандская школа живописи претерпевает влияние особого стиля европейского искусства. Караваджизм – это наследие итальянского мастера Микеланджело де Караваджо. Он жил в Риме и был одним из крупнейших в Европе мастеров барокко. Современные исследователи считают этого художника основателем реализма в живописи.
Он работал в технике кьяроскуро (свет-тень), в которой происходит контрастное противопоставление темных участков картины светлым. Примечательно, что не обнаружено ни одного эскиза Караваджо. Он работал сразу над чистовым вариантом произведения.
Живопись 17 века в Италии, Испании и Нидерландах восприняла новые веяния как глоток свежего воздуха. В подобной технике работали итальянцы де Фьори и Джентилески, испанец Рибера, голландские художники Тербрюгген и Барбюрен.Также караваджизм оказал сильное влияние на этапы творчества таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Жорж де Латур и Рембрандт.
Объемные полотна караваджистов поражают своей глубиной и вниманием к деталям. Давайте больше поговорим о голландских живописцах, работавших с этой техникой.
Самым первым идеи воспринял Хендрик Тербрюгген. Он в начале XVII века посетил Рим, где познакомился с Манфреди, Сарачени и Джентилески. Именно голландец положил начало утрехтской школе живописи с этой техникой.
Сюжеты полотен обладают реалистичностью, для них характерен мягкий юмор изображаемых сцен. Тербрюгген показывал не только отдельные моменты современной ему жизни, но и переосмысливал традиционный натурализм.
Дальше в развитии школы пошел Хонтхорст. Он обратился к библейским историям, но сюжет строил с бытовой точки зрения голландцев XVII века. Так, на его картинах мы видим явное влияние техники кьяроскуро. Именно работы под влиянием караваджистов принесли ему славу в Италии. За свои жанровые сценки при свечах он получил прозвище «ночной».
В отличие от утрехтской школы, фламандские живописцы вроде Рубенса и ван Дейка не стали ярыми сторонниками караваджизма. Этот стиль обозначен в их работах лишь как отдельный этап становления личного стиля.
Адриан Браувер и Давид Тенирс
За несколько веков живопись фламандских мастеров претерпевает значительные изменения. Мы начнем наш обзор художников с более поздних этапов, когда произошел отход от монументальных полотен к узконаправленным сюжетам.
Сначала Браувер, а после и Тенирс Младший в основу творчества ставят сценки из повседневной жизни простых голландцев. Так, Адриан, продолжая мотивы Питера Брейгеля, несколько изменяет технику написания и фокус своих картин.
Он акцентируется на самой неприглядной стороне быта. Типажи для полотен он ищет в прокуренных полутемных кабаках и трактирах. Тем не менее, картины Браувера поражают своей экспрессией и глубиной характеров. Художник прячет главных героев в глубине, выставляя на первый план натюрморты.
Драка за игрой в кости или карты, спящий курильщик или пляшущие пьяницы. Именно такие сюжеты интересовали живописца.
Но более поздние работы Браувера становятся мягкими, в них уже юмор преобладает над гротеском и безудержностью. Теперь полотна содержат философские настроения и отображают неспешность задумчивых персонажей.
Исследователи говорят, что в XVII веке фламандские художники начинают мельчать по сравнению с предыдущим поколением мастеров. Однако мы просто видим переход от яркой экспрессии мифических сюжетов Рубенса и бурлеска Йорданса к спокойному быту крестьян у Тенирса Младшего.
Последний, в частности, сконцентрировался на беззаботных моментах деревенских праздников. Он старался изобразить свадьбы и гуляния простых земледельцев. Причем особое внимание уделялось внешним деталям и идеализации образа жизни.
Франс Снейдерс
Как и Антон ван Дейк, о котором мы поговорим позже, Франс Снейдерс начал обучение у Хендрика ван Балена. Кроме этого, его наставником был также Питер Брейгель Младший.
Рассматривая работы этого мастера, мы знакомимся еще с одной гранью творчества, которыми так богата фламандская живопись. Картины Снейдерса совершенно не похожи на полотна его современников. У Франса получилось найти свою нишу и развиться в ней до высот непревзойденного мастера.
Он стал лучшим в изображении натюрмортов и животных. Как художника-анималиста его часто приглашали другие живописцы, в частности Рубенс, для создания определенных частей своих шедевров.
В творчестве Снайдерса наблюдается постепенный переход от натюрмортов в ранние годы к сценам охоты в более поздние периоды. При всей нелюбви к портретам и изображению людей они все же у него присутствуют на полотнах. Как же он выходил из положения?
Все просто, Франс приглашал для создания образов охотников Янсенса, Йорданса и других знакомых по гильдии мастеров.
Таким образом, мы видим, что живопись 17 века во Фландрии отражает неоднородный этап перехода от предыдущих техник и взглядов. Он происходил не так гладко, как в Италии, но дал миру совершенно необычные творения фламандских мастеров.
Якоб Йорданс
Фламандская живопись 17 века характеризуется большей свободой по сравнению с предшествующим периодом. Здесь вы можете увидеть не только живые сцены из жизни, но и зачатки юмора. В частности, Якоб Йорданс нередко позволял себе внести частичку бурлеска в свои полотна.
В своем творчестве он не достиг значительных высот как портретист, но тем не менее, стал едва ли не лучшим в передаче характера на картине. Так, одна из основных его серий - «Празднества бобового короля» - построена на иллюстрировании фольклора, народных присказок, прибауток и поговорок. На этих полотнах изображена многолюдная, веселая, бурлящая жизнь голландского общества XVII века.
Говоря про голландское искусство живописи этого периода, мы часто будем упоминать имя Питера Пауля Рубенса. Именно его влияние отразилось на работах большинства фламандских художников.
Йорданс также не избежал этой участи. Он некоторое время поработал в мастерских Рубенса, создавая эскизы для полотен. Однако лучше у Якоба получалось творить в технике тенебризм и кьяроскуро.
Если присмотреться к шедеврам Йорданса, сравнить их с произведениями Питера Пауля, мы увидим явное влияние последнего. Но полотна Якоба отличаются более теплыми цветами, свободой и мягкостью.
Питер Рубенс
Обсуждая шедевры фламандской живописи, нельзя не упомянуть Рубенса. Питер Пауль еще при своей жизни был признанным мастером. Его считают виртуозом религиозных и мифических тем, но не меньший талант художник проявлял в технике пейзажа и портрета.
Он вырос в семье, которая попала в опалу из-за проделок отца в молодости. Вскоре после смерти родителя их репутация восстанавливается, и Рубенс с матерью возвращаются в Антверпен.
Здесь молодой человек быстро приобретает необходимые связи, его делают пажом графини де Лялен. Дополнительно Питер Пауль знакомится с Тобиасом, Верхахтом, ван Ноортом. Но особое влияние на него как наставник оказал Отто ван Веен. Именно этот художник сыграл решающую роль в формировании стиля будущего мастера.
Отто увлекался античными авторами, мифологией, иллюстрировал произведения Горация, а также был знатоком и ценителем итальянского Возрождения. Эти черты своей личности ван Веер и передал молодому художнику.
После четырех лет стажировки у Отто Рубенса принимают в цеховое объединение художников, граверов и скульпторов под названием «гильдия святого Луки». Окончанием обучения, по давней традиции голландских мастеров, стало путешествие в Италию. Там Питер Пауль занимался изучением и копированием лучших шедевров этой эпохи.
Не удивительно, что картины фламандских художников своими чертами напоминают технику некоторых итальянских мастеров Ренессанса.
В Италии Рубенс жил и работал при известном меценате и коллекционере Винченцо Гонзага. Этот период его творчества исследователи называют мантуанским, потому что в этом городке находилось имение покровителя Питера Пауля.
Но провинциальное место и стремление Гонзага использовать его не понравились Рубенсу. В письме он пишет, что с таким же успехом Виченцо мог воспользоваться услугами портретистов-ремесленников. Через два года молодой человек находит покровителей и заказы в Риме.
Главным достижением римского периода стала роспись Санта-Мария-ин-Валичелла и алтаря монастыря в Фермо.
После смерти матери Рубенс возвращается в Антверпен, где быстро становится самым высокооплачиваемым мастером. Жалование, получаемое им при брюссельском дворе, позволило жить на широкую ногу, иметь большую мастерскую, множество подмастерий.
Кроме этого, Питер Пауль сохранил отношения с орденом иезуитов, у которых воспитывался в детстве. От них он получает заказы на внутреннее убранство антверпенской церкви святого Карла Борромея. Здесь ему помогает лучший ученик – Антон ван Дейк, о котором мы поговорим далее.
Вторую половину жизни Рубенс провел в дипломатических миссиях. Незадолго до смерти он купил себе поместье, где осел, занялся пейзажами и изображением жизни крестьян.
В творчестве этого великого мастера особенно прослеживается влияние Тициана и Брейгеля. Самыми знаменитыми произведениями являются полотна «Самсон и Далила», «Охота на гиппопотама», «Похищение дочерей Левкиппа».
Рубенс оказал настолько сильное влияние на западноевропейскую живопись, что в 1843 году на Зеленой площади в Антверпене ему был поставлен памятник.
Антон ван Дейк
Придворный портретист, мастер мифических и религиозных сюжетов в живописи, художник стиля барокко - все это характеристики Антона ван Дейка, лучшего ученика Питера Пауля Рубенса.
Техники живописи этого мастера сформировались во время обучения у Хендрика ван Балена, которому его отдали в подмастерья. Именно годы, проведенные в мастерской этого живописца, позволили Антону быстро обрести местную славу.
В четырнадцать лет он пишет первый шедевр, в пятнадцать открывает свою первую мастерскую. Так в юном возрасте ван Дейк становится антверпенской знаменитостью.
В семнадцать лет Антона принимают в гильдию святого Луки, где он становится подмастерьем у Рубенса. За два года (с 1918 по 1920) ван Дейк пишет на тринадцати досках портреты Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Сегодня эти работы хранятся во многих мировых музеях.
Искусство живописи Антона ван Дейка было больше ориентировано на религиозную тематику. Он пишет в мастерской Рубенса свои знаменитые полотна «Коронование венцом» и «Поцелуй Иуды».
С 1621 года начинается период путешествий. Сначала молодой художник работает в Лондоне, при короле Якове, после едет в Италию. В 1632 году Антон возвращается в Лондон, где Карл I его посвящает в рыцари и дает должность придворного художника. Здесь он и работал до своей смерти.
Его полотна экспонируются в музеях Мюнхена, Вены, Лувра, Вашингтона, Нью-Йорка и многих других залах мира.
Таким образом, сегодня мы с вами, дорогие читатели, узнали о фламандской живописи. Вы получили представление об истории ее становления и технике создания полотен. Кроме этого, мы познакомились вкратце с величайшими нидерландскими мастерами этого периода.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Техника акварельной живописи в изобразительном искусстве и архитектурной графикеАкварель – самый поэтичный вид живописи. Часто легкую лирическую новеллу...
Искусство и развлечения Живопись - это что? Техники живописи. Развитие живописиВеликий деятель, ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". И с ним нельзя не согласиться. Настоящее иск...
Искусство и развлечения Гохуа - китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописиКитайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.Эстети...
Искусство и развлечения Техника сфумато в живописи: особенности, примерыСфумато в живописи – это уникальная техника, изобретенная гением Леонардо да Винчи. До сих пор она вызывает восторг у зрителей и профессиональное восхищение у художников. Расскажем о том, в чем особенности этой ...
Искусство и развлечения Техника гризайль - это вид живописи. Гризайль в живописи: описание и особенностиЛюбителям живописи и уроков рисования наверняка знакомо такое понятие, как гризайль. Это одна из самых известных техник, позволяющая художникам как можно детальнее запечатлевать скульптурные и архитектурные элементы. ...
Искусство и развлечения Чернова Татьяна: верность традициям русской школы живописиЧернова Татьяна Николаевна родилась в Северной столице, в городе на Неве. Там она получила художественное образование, закончив Академию им. В. И. Мухиной. Она училась в классе известного художника С. А. Ротницкого. С...
Искусство и развлечения Примеры живописи, жанры, стили, различные техники и направленияЖивопись - едва ли не самый древний вид искусства. Еще в первобытную эпоху на стенах пещер наши предки делали изображения людей и животных. Это первые примеры живописи. С тех пор данный вид искусства неизменно оставал...
Искусство и развлечения Голландская живопись. Золотой век голландской живописи. Картины голландских художниковО голландской или фламандской живописи знают даже те, кто не слишком хорошо разбирается в искусстве. Но для многих это не более чем портреты Рембрандта. Тем временем это особенная, достойная более детального изучения ...
Искусство и развлечения Живопись маслом на холсте. Обучение живописи масломКак хорошо быть художником! Ведь он может запечатлеть красоту окружающего нас мира в акварельных пейзажах, пастельных рисунках, а живопись маслом - это вообще какое-то чудо! Иногда смотришь на картину - и хочется пере...
Искусство и развлечения Домашняя школа живописи: нарисованная осень – карандашом и краскамиОсень - тема для художников благодатная. Рисовать её несложно. Главное – ухватить настроение, тот особый момент, прелесть которого заключается не только в красочном разноцветье, но и в мелкой мороси дождя, груст...
monateka.com
Хвостов Анатолий живопись: Фламандская живопись
В этом разделе я хотел бы познакомить гостей с моими пробами в области очень старой техники многослойной живописи, которую часто еще называют техникой фламандской живописи. Я заинтересовался этой техникой, когда вблизи увидел работы старых мастеров,художников эпохи Возрождения: Яна ван Эйка, Питера Пауля Рубенса, Петруса Кристуса, Питера Брейгеля и Леонардо да Винчи. Бесспорно эти работы до сих пор являются образцом для подражания, особенно в плане техники исполнения. Анализ информации по этой теме помог мне сформулировать для себя некоторые принципы, помогающие если не повторить, то хотя бы попробовать и как то приблизиться к тому, что называют техникой фламандской живописи.Питер Клас, Натюрморт
Вот что о ней зачастую пишут в литературе и на просторах интернет:Например, такая характеристика дается этой технологии на сайте http://www.chernorukov.ru/
"Исторически это первый метод работы масляными красками, и легенда приписывает его изобретение, как и изобретение самих красок, братьям ван Эйк. Современные исследования произведений искусства позволяют сделать вывод, что живопись у старых фламандских мастеров всегда выполнялась по белому клеевому грунту. Краски наносили тонким лессировочным слоем, причем таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый цвет грунта, который, просвечивая через краску, освещает картину изнутри. Также обращает на себя внимание практическое отсутствие в живописи белил, за исключением тех случаев, когда писались белые одежды или драпировки. Иногда они еще встречаются в самых сильных светах, но и то лишь в виде тончайших лессировок. Вся работа над картиной велась в строгой последовательности. Начиналась она с рисунка на плотной бумаге в размер будущей картины. Получался так называемый «картон». Примером такого картона может служить рисунок Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д'Эсте. Следующий этап работы – перенесение рисунка на грунт. Для этого его накалывали иглой по всему контуру и границам теней. Затем картон клали на белый отшлифованный грунт, нанесенный на доску, и переводили рисунок порошком угля. Попадая в отверстия, сделанные в картоне, уголь оставлял легкие контуры рисунка на основе картины. Чтобы закрепить его, след угля обводили карандашом, пером или острым кончиком кисти. При этом использовали или чернила, или какую-нибудь прозрачную краску. Художники никогда не рисовали прямо на грунте, так как боялись нарушить его белизну, которая, как уже говорилось, играла в живописи роль самого светлого тона. После перенесения рисунка приступали к оттушевке прозрачной коричневой краской, следя за тем, чтобы грунт всюду просвечивал через ее слой. Тушевка производилась темперой или маслом. Во втором случае, чтобы связующее вещество красок не впитывалось в грунт, его покрывали дополнительным слоем клея. На этой стадии работы художник разрешал почти все задачи будущей картины, за исключением цвета. В дальнейшем никаких изменений в рисунок и композицию не вносилось, и уже в таком виде работа представляла собой художественное произведение. Иногда, прежде чем закончить картину в цвете, всю живопись подготовляли в так называемых «мертвых красках», то есть холодными, светлыми, малоинтенсивными тонами. Эта подготовка принимала на себя последний лессировочный слой красок, при помощи которого придавали жизнь всему произведению.Произведения живописи, исполненные фламандским методом, отличаются прекрасной сохранностью. Выполненные на выдержанных досках, прочных грунтах, они хорошо противостоят разрушениям. Практическое отсутствие в живописном слое белил, которые от времени теряют кроющую силу и тем изменяют общий колорит произведения, обеспечило то, что мы видим картины почти такими же, какими они вышли из мастерских своих создателей.Основные условия, которые следует соблюдать при пользовании этим методом – скрупулезный рисунок, тончайший расчет, правильная последовательность работы и большое терпение."
Первым моим опытом был конечно натюрморт. Представляю поэтапный показ развития работы1-й слой имприматуры и рисунка не представляет интереса, поэтому его пропускаю.2-й слой является пропиской умброй натуральной
3-й слой может быть как уточнением и уплотнением предыдущего, так и "мёртвым слоем", выполненным с помощью белил, черной краски и добавления для небольшой теплоты или холодности охры, жженой умбры и ультрамарина.
4-й слой является первым и слабым введением цвета в картину.
5-й слой вводит более насыщенный цвет.
6-й слой является местом окончательной прописки деталей.
7-й слой может использоваться для уточняющих лессировок, например для "приглушения" заднего фона.
Окончательный вид такого на первый взгляд незамысловатого натюрморта после покрытия лаком последнего 7-го слоя будет таким
Т.к. каждый слой должен просыхать 2-3 недели, работа над такой картиной растягивается на несколько месяцев. Тем не менее только после окончания работы понимаешь, что время потрачено не зря, т.к. просвечивание тонких слоев лессировок и их оптическое смешение создает очень живое и насыщенное ощущение!
Вот еще одна моя проба (40х50 см, с рамой 50х60 см) - вариация на тему винограда и его спутников ...
Еще вариация в рубиновых тонах (40х60 см, с рамой 50х70 см)
khvpaint.blogspot.com
Фламандская живопись. Техника фламандской живописи. Фламандская школа живописи
Классическое искусство, в отличие от современных авангардных течений, всегда покоряло сердца зрителей. Одно из самых ярких и насыщенных впечатлений остается у любого, кто столкнулся с творчеством ранних нидерландских художников.
Фламандская живопись отличается реализмом, буйством красок и обширностью тем, которые реализованы в сюжетах.
В нашей статье мы не только поговорим о специфике этого течения, но и познакомимся с техникой письма, а также с наиболее примечательными представителями периода.
Барокко в живописи
История живописи отражает в полной мере все изменения в социальной и политической жизни человечества. Так, жизнерадостные и разгульные античные фрески сменяются мрачными и мертвыми сюжетами средневековья.
Барокко («причудливый, склонный к излишествам») отражает отход от старых и скучных догм. Оно вобрало в себя все повседневные настроения и черты того времени.В центре сюжета, как и во всем стиле барокко, стоит человек. Но характер образа становится глубже, насыщенней, реалистичнее. Также возникают совершенно новые жанры, такие как натюрморт, пейзаж, бытовые сцены.
Давайте разберемся, чем же именно отличается фламандская живопись от остальных западноевропейских стилей.
Фламандская или голландская живопись?
Тем, кто интересуется европейским искусством, известно такое понятие, как фламандская живопись. Если заглянуть в энциклопедию, мы узнаем, что фламандцы – это жители Фландрии, которая, в свою очередь, является современной Бельгией. Но когда речь заходит о художниках этого периода, мы видим, что большинство из них голландцы.
Появляется закономерный вопрос: чем же отличается фламандская и голландская живопись? На самом деле все обстоит достаточно просто. В конце шестнадцатого века, а именно в 1579 году, северные провинции Нидерландов освободились из-под влияния испанской короны. Теперь на этой территории сформировалась Голландия.
Примечательно, что культура в молодой стране начинает развиваться внушительными темпами. Ее золотой век продлился недолго, всего лишь столетие. Но работы таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Антон ван Дейк, Якоб Йорданс и некоторых других художников, стали расцветом национального голландского искусства. Позже, в восемнадцатом веке, на страну начинает оказывать сильное влияние французская культура. Поэтому ни о какой самобытности не может идти речи.
Фламандские художники семнадцатого века все же имеют некоторые особенности стиля, которые их отличают от голландских мастеров из других частей страны.
Во-первых, они живо воспринимают реалистические мотивы итальянцев, о которых мы поговорим позже. Во-вторых, появляются сюжеты, в центре которых стоят не мифические или религиозные сцены, а бытовые истории из жизни простых горожан.
Таким образом, получается, что фламандская живопись – это ранний этап развития голландского изобразительного искусства. Но главной чертой этой эпохи являются национальные голландские мотивы, незамутненные иностранным влиянием.
Заимствования у итальянцев ряда техник, о которых речь пойдет далее, стали лишь основой для формирования самобытного стиля, но никак не зависимостью от их мировоззрения.
Влияние итальянских мастеров
Как мы убедимся позже, фламандская и голландская живопись шестнадцатого века испытывает сильное влияние итальянских художников. Переломный период начинается после Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего. Последнего, в частности, современники называли «крестьянский» за сюжеты картин и образы персонажей.
Но после небольших изменений, которые произошли в политической карте Нидерландов, начинается совершенно новая эпоха. Фламандская живопись, выделившаяся в отдельное течение, начинает свое гордое шествие к золотому периоду Рубенса.
Болонская школа, маньерическое течение, караваджизм - эти направления приходят из Италии в остальные европейские государства. Именно в этот переломный момент происходит окончательный отказ от средневековых стандартов. Теперь в живописи все больше начинают преобладать мифологические персонажи античности, реалистические сцены голландского быта и натюрморты с охотой.
Монументальность форм, пристальное внимание к деталям, яркие и живые характеры, бытовые сцены, сдобренные щепоткой юмора - это лишь часть характерных черт, присущих фламандской живописи. Особенно же выделяется она на фоне общего европейского изобразительного искусства своими колористическими эффектами.
Голландские мастера играют с техникой кьяроскуро, пресыщают картины яркими красками и широкими мазками. Они берут некогда канонические темы и развивают их в бытовом жанре или вообще доводят до бурлеска. Их персонажи живут и дышат. Мы далее познакомимся с рядом мастеров. Вы увидите, насколько выразительны сюжеты на их полотнах.
История живописи знает множество примеров, когда на творчество и стили работы молодого поколения художников влияли политические и социальные катаклизмы в обществе. Поэтому влияние итальянских мастеров стало свежим глотком воздуха в только освободившихся от контрреформационного влияния Нидерландах.
Техника живописи
Как говорят исследователи, техника фламандской живописи была впервые разработана братьями ван Эйк. Но историки искусства настаивают на том, что многие итальянские мастера использовали эти же методы значительно раньше. Давайте не будем вдаваться в перипетии первенства, а поговорим о самой технике.
Полотно покрывалось изначально белым клеевым грунтом. С ним обращались очень бережно, так как его белизна была самым светлым оттенком на будущей картине. Кроме этого, остальные краски наносились очень тонкими слоями, что позволяло грунту создавать эффект неподражаемого свечения изнутри.
Как и многие другие техники живописи, фламандская имеет четкий алгоритм действий. Вначале создавался «картон» - шаблон будущей картины. Это был грубый эскиз, он прокалывался иголкой по длине всех очертаний изображения. После с помощью угольного порошка заготовка бережно переводилась на загрунтованное полотно.
После перенесения эскиза и наведения его границ будущая картина затушевывалась маслом или темперой. Тончайший слой светло-коричневого покрытия должен был сохранить внутреннее свечение рисунка.
Затем шел этап работы «мертвыми красками» (холодные и блеклые тона, не вызывающие никакого интереса). И завершал создание шедевра процесс нанесения ярких и сочных цветов, которые впечатляют простых туристов и академичных ценителей искусства до сих пор.
Мастера караваджизма
В XVI и XVII веках фламандская школа живописи претерпевает влияние особого стиля европейского искусства. Караваджизм – это наследие итальянского мастера Микеланджело де Караваджо. Он жил в Риме и был одним из крупнейших в Европе мастеров барокко. Современные исследователи считают этого художника основателем реализма в живописи.
Он работал в технике кьяроскуро (свет-тень), в которой происходит контрастное противопоставление темных участков картины светлым. Примечательно, что не обнаружено ни одного эскиза Караваджо. Он работал сразу над чистовым вариантом произведения.
Живопись 17 века в Италии, Испании и Нидерландах восприняла новые веяния как глоток свежего воздуха. В подобной технике работали итальянцы де Фьори и Джентилески, испанец Рибера, голландские художники Тербрюгген и Барбюрен.Также караваджизм оказал сильное влияние на этапы творчества таких мастеров, как Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Жорж де Латур и Рембрандт.
Объемные полотна караваджистов поражают своей глубиной и вниманием к деталям. Давайте больше поговорим о голландских живописцах, работавших с этой техникой.
Самым первым идеи воспринял Хендрик Тербрюгген. Он в начале XVII века посетил Рим, где познакомился с Манфреди, Сарачени и Джентилески. Именно голландец положил начало утрехтской школе живописи с этой техникой.
Сюжеты полотен обладают реалистичностью, для них характерен мягкий юмор изображаемых сцен. Тербрюгген показывал не только отдельные моменты современной ему жизни, но и переосмысливал традиционный натурализм.
Дальше в развитии школы пошел Хонтхорст. Он обратился к библейским историям, но сюжет строил с бытовой точки зрения голландцев XVII века. Так, на его картинах мы видим явное влияние техники кьяроскуро. Именно работы под влиянием караваджистов принесли ему славу в Италии. За свои жанровые сценки при свечах он получил прозвище «ночной».
В отличие от утрехтской школы, фламандские живописцы вроде Рубенса и ван Дейка не стали ярыми сторонниками караваджизма. Этот стиль обозначен в их работах лишь как отдельный этап становления личного стиля.
Адриан Браувер и Давид Тенирс
За несколько веков живопись фламандских мастеров претерпевает значительные изменения. Мы начнем наш обзор художников с более поздних этапов, когда произошел отход от монументальных полотен к узконаправленным сюжетам.
Сначала Браувер, а после и Тенирс Младший в основу творчества ставят сценки из повседневной жизни простых голландцев. Так, Адриан, продолжая мотивы Питера Брейгеля, несколько изменяет технику написания и фокус своих картин.
Он акцентируется на самой неприглядной стороне быта. Типажи для полотен он ищет в прокуренных полутемных кабаках и трактирах. Тем не менее, картины Браувера поражают своей экспрессией и глубиной характеров. Художник прячет главных героев в глубине, выставляя на первый план натюрморты.
Драка за игрой в кости или карты, спящий курильщик или пляшущие пьяницы. Именно такие сюжеты интересовали живописца.
Но более поздние работы Браувера становятся мягкими, в них уже юмор преобладает над гротеском и безудержностью. Теперь полотна содержат философские настроения и отображают неспешность задумчивых персонажей.
Исследователи говорят, что в XVII веке фламандские художники начинают мельчать по сравнению с предыдущим поколением мастеров. Однако мы просто видим переход от яркой экспрессии мифических сюжетов Рубенса и бурлеска Йорданса к спокойному быту крестьян у Тенирса Младшего.
Последний, в частности, сконцентрировался на беззаботных моментах деревенских праздников. Он старался изобразить свадьбы и гуляния простых земледельцев. Причем особое внимание уделялось внешним деталям и идеализации образа жизни.
Франс Снейдерс
Как и Антон ван Дейк, о котором мы поговорим позже, Франс Снейдерс начал обучение у Хендрика ван Балена. Кроме этого, его наставником был также Питер Брейгель Младший.
Рассматривая работы этого мастера, мы знакомимся еще с одной гранью творчества, которыми так богата фламандская живопись. Картины Снейдерса совершенно не похожи на полотна его современников. У Франса получилось найти свою нишу и развиться в ней до высот непревзойденного мастера.
Он стал лучшим в изображении натюрмортов и животных. Как художника-анималиста его часто приглашали другие живописцы, в частности Рубенс, для создания определенных частей своих шедевров.
В творчестве Снайдерса наблюдается постепенный переход от натюрмортов в ранние годы к сценам охоты в более поздние периоды. При всей нелюбви к портретам и изображению людей они все же у него присутствуют на полотнах. Как же он выходил из положения?
Все просто, Франс приглашал для создания образов охотников Янсенса, Йорданса и других знакомых по гильдии мастеров.
Таким образом, мы видим, что живопись 17 века во Фландрии отражает неоднородный этап перехода от предыдущих техник и взглядов. Он происходил не так гладко, как в Италии, но дал миру совершенно необычные творения фламандских мастеров.
Якоб Йорданс
Фламандская живопись 17 века характеризуется большей свободой по сравнению с предшествующим периодом. Здесь вы можете увидеть не только живые сцены из жизни, но и зачатки юмора. В частности, Якоб Йорданс нередко позволял себе внести частичку бурлеска в свои полотна.
В своем творчестве он не достиг значительных высот как портретист, но тем не менее, стал едва ли не лучшим в передаче характера на картине. Так, одна из основных его серий - «Празднества бобового короля» - построена на иллюстрировании фольклора, народных присказок, прибауток и поговорок. На этих полотнах изображена многолюдная, веселая, бурлящая жизнь голландского общества XVII века.
Говоря про голландское искусство живописи этого периода, мы часто будем упоминать имя Питера Пауля Рубенса. Именно его влияние отразилось на работах большинства фламандских художников.
Йорданс также не избежал этой участи. Он некоторое время поработал в мастерских Рубенса, создавая эскизы для полотен. Однако лучше у Якоба получалось творить в технике тенебризм и кьяроскуро.
Если присмотреться к шедеврам Йорданса, сравнить их с произведениями Питера Пауля, мы увидим явное влияние последнего. Но полотна Якоба отличаются более теплыми цветами, свободой и мягкостью.
Питер Рубенс
Обсуждая шедевры фламандской живописи, нельзя не упомянуть Рубенса. Питер Пауль еще при своей жизни был признанным мастером. Его считают виртуозом религиозных и мифических тем, но не меньший талант художник проявлял в технике пейзажа и портрета.
Он вырос в семье, которая попала в опалу из-за проделок отца в молодости. Вскоре после смерти родителя их репутация восстанавливается, и Рубенс с матерью возвращаются в Антверпен.
Здесь молодой человек быстро приобретает необходимые связи, его делают пажом графини де Лялен. Дополнительно Питер Пауль знакомится с Тобиасом, Верхахтом, ван Ноортом. Но особое влияние на него как наставник оказал Отто ван Веен. Именно этот художник сыграл решающую роль в формировании стиля будущего мастера.
Отто увлекался античными авторами, мифологией, иллюстрировал произведения Горация, а также был знатоком и ценителем итальянского Возрождения. Эти черты своей личности ван Веер и передал молодому художнику.
После четырех лет стажировки у Отто Рубенса принимают в цеховое объединение художников, граверов и скульпторов под названием «гильдия святого Луки». Окончанием обучения, по давней традиции голландских мастеров, стало путешествие в Италию. Там Питер Пауль занимался изучением и копированием лучших шедевров этой эпохи.
Не удивительно, что картины фламандских художников своими чертами напоминают технику некоторых итальянских мастеров Ренессанса.
В Италии Рубенс жил и работал при известном меценате и коллекционере Винченцо Гонзага. Этот период его творчества исследователи называют мантуанским, потому что в этом городке находилось имение покровителя Питера Пауля.
Но провинциальное место и стремление Гонзага использовать его не понравились Рубенсу. В письме он пишет, что с таким же успехом Виченцо мог воспользоваться услугами портретистов-ремесленников. Через два года молодой человек находит покровителей и заказы в Риме.
Главным достижением римского периода стала роспись Санта-Мария-ин-Валичелла и алтаря монастыря в Фермо.
После смерти матери Рубенс возвращается в Антверпен, где быстро становится самым высокооплачиваемым мастером. Жалование, получаемое им при брюссельском дворе, позволило жить на широкую ногу, иметь большую мастерскую, множество подмастерий.
Кроме этого, Питер Пауль сохранил отношения с орденом иезуитов, у которых воспитывался в детстве. От них он получает заказы на внутреннее убранство антверпенской церкви святого Карла Борромея. Здесь ему помогает лучший ученик – Антон ван Дейк, о котором мы поговорим далее.
Вторую половину жизни Рубенс провел в дипломатических миссиях. Незадолго до смерти он купил себе поместье, где осел, занялся пейзажами и изображением жизни крестьян.
В творчестве этого великого мастера особенно прослеживается влияние Тициана и Брейгеля. Самыми знаменитыми произведениями являются полотна «Самсон и Далила», «Охота на гиппопотама», «Похищение дочерей Левкиппа».
Рубенс оказал настолько сильное влияние на западноевропейскую живопись, что в 1843 году на Зеленой площади в Антверпене ему был поставлен памятник.
Антон ван Дейк
Придворный портретист, мастер мифических и религиозных сюжетов в живописи, художник стиля барокко - все это характеристики Антона ван Дейка, лучшего ученика Питера Пауля Рубенса.
Техники живописи этого мастера сформировались во время обучения у Хендрика ван Балена, которому его отдали в подмастерья. Именно годы, проведенные в мастерской этого живописца, позволили Антону быстро обрести местную славу.
В четырнадцать лет он пишет первый шедевр, в пятнадцать открывает свою первую мастерскую. Так в юном возрасте ван Дейк становится антверпенской знаменитостью.
В семнадцать лет Антона принимают в гильдию святого Луки, где он становится подмастерьем у Рубенса. За два года (с 1918 по 1920) ван Дейк пишет на тринадцати досках портреты Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Сегодня эти работы хранятся во многих мировых музеях.
Искусство живописи Антона ван Дейка было больше ориентировано на религиозную тематику. Он пишет в мастерской Рубенса свои знаменитые полотна «Коронование венцом» и «Поцелуй Иуды».
С 1621 года начинается период путешествий. Сначала молодой художник работает в Лондоне, при короле Якове, после едет в Италию. В 1632 году Антон возвращается в Лондон, где Карл I его посвящает в рыцари и дает должность придворного художника. Здесь он и работал до своей смерти.
Его полотна экспонируются в музеях Мюнхена, Вены, Лувра, Вашингтона, Нью-Йорка и многих других залах мира.
Таким образом, сегодня мы с вами, дорогие читатели, узнали о фламандской живописи. Вы получили представление об истории ее становления и технике создания полотен. Кроме этого, мы познакомились вкратце с величайшими нидерландскими мастерами этого периода.
загрузка...
worldfb.ru
Фламандская живопись Барокко • ru.knowledgr.com
Фламандская живопись Барокко относится к искусству, произведенному в южных Нидерландах во время испанского контроля в 16-х и 17-х веках. Период примерно начинается, когда голландская республика была отделена от Габсбурга области Испании на юг с испанским возвращением Антверпена в 1585 и идет приблизительно до 1700, когда власть Габсбурга закончила смертью короля Карла II. Антверпен, домой выдающимся художникам Питеру Полу Рубенсу, Энтони ван Дику, и Джейкобу Джордэенсу, был артистической связью, в то время как другие известные города включают Брюссель и Гент.
Рубенс, в частности имел сильное влияние на визуальную культуру семнадцатого века. Его инновации помогли определить Антверпен как один из крупнейших артистических городов Европы, специально для Встречных образов Преобразования, и его студент Ван Дейк способствовал установлению новых направлений в английской портретной живописи. Другие события во фламандской живописи Барокко подобны найденным в голландской живописи Золотого Века, с художниками, специализирующимися на таких областях как живопись истории, портретная живопись, жанровая живопись, пейзажная живопись и натюрморт.
Общие характеристики
«Фламандский язык», в контексте этого и артистических периодов, таких как фламандские Примитивы, часто включает области, не связанные с современной Фландрией, включая Герцогство Брабанта и автономную Епархию принца Liège. К семнадцатому веку, однако, Антверпен был главным городом для инновационного артистического производства, в основном из-за присутствия Рубенса. Брюссель был важен как местоположение суда, привлекая Дэвида Тенирса Младшее позже в веке.
Последняя манерность
Хотя картины, произведенные в конце 16-го века, принадлежат общему Северному Маньеристу и Последним ренессансным подходам, которые были распространены всюду по Европе, художники, такие как Отто ван Вин, Адам ван Нурт, Мартан де Во, и семья Фрэнкена особенно способствовала тому, чтобы готовить почву для местного Барокко. Между 1585 и началом 17-го века они сделали много новых запрестольных образов, чтобы заменить разрушенных во время направленных против предрассудков вспышек 1566. Также в это время Франс Фрэнкен Младшее и Ян Бругель Старший стал важным для их маленьких картин кабинета, часто изображая мифологический и предметы истории.
«Возраст Рубенса»
Питер Пол Рубенс (1577–1640), студент и Отто ван Вина и Адама ван Нурта, провел восемь лет в Италии (1600–1608), за это время он изучил примеры классической старины, итальянский Ренессанс, и современники Адам Элшеймер и Караваджо. После его возвращения в Антверпен он открыл важную студию, учебные студенты, такие как Энтони ван Дик и обычно проявление сильного влияния на направлении фламандского искусства. Большинство художников, активных в городе в течение первой половины 17-го века, было непосредственно под влиянием Рубенса.
Специализации и сотрудничество
Фламандское искусство известно большой сумме сотрудничества, которое имело место между независимыми владельцами, который был частично связан с местной тенденцией специализироваться на особой области. Франс Снидерс, например, был живописцем животных и Яном Бругелем, Старшим восхитились за его пейзажи и картины заводов. Оба художника работали с Рубенсом, который часто обычно рисовал фигуры и других художников, чтобы создать совместные части.
Инновации
Цветочная живопись натюрморта, который развитый приблизительно в 1600 художниками, такими как Ян Бругель Старший, была частично фламандскими инновациями, отраженными в голландской республике в работах родившегося в Антверпене Амброзиуса Босшерта Старший (1573–1621). В Антверпене, однако, этот новый жанр также развился в определенно католический тип живописи, цветочной гирлянды. Другие типы картин, тесно связанных с фламандским Барокко, включают монументальные сцены охоты Рубенсом и Снидерсом и картинами галереи художниками, такими как Виллем ван Хэечт и Дэвид Тенирс Младшее.
Живопись истории
Живопись истории, которая включает библейские, мифологические и исторические предметы, рассмотрели теоретики семнадцатого века как самое благородное искусство. Абрахам Дженссенс был важным живописцем истории в Антверпене между 1600 и 1620, хотя после 1609 Рубенс был ведущей фигурой. И Ван Дейк и Джейкоб Джордэенс были активными рисующими монументальными сценами истории. Смерть следующего Рубенса, Джордэенс стал самым важным фламандским живописцем. Среди других известных художников, работающих в идиоме Рубенса, Гаспар де Крайер, который был активен в Брюсселе, Артю Вольффор, Корнелис де Во, Ян Коссирс, Зэодур ван Талден, Абрахам ван Дипенбик и Ян Боекхорст. В течение второй половины века живописцы истории объединили местное влияние от Рубенса со знанием классицизма и итальянских качеств Барокко. Среди художников в вене Эразм Кллинус Младшее, Ян ван ден Хоек, Питер ван Линт, Корнелис Шут и Томас Виллебойртс Босшэерт. Позже в веке, много живописцев повернулись к Энтони ван Дику как главное влияние. Среди них был Питер Тиджс, Лукас Фрэнчойс Младшее, и художники, которые были также вдохновлены Последней барочной мелодраматичностью, такой как Зэодур Боейермэнс и Эразмус Яна Кллинус. Кроме того, фламандский вариант Caravaggism был выражен Зэодуром Ромбоутсом и Джерардом Сегэрсом.
Религиозная живопись
Рубенс тесно связан с развитием барочного запрестольного образа. Окрашенный для гильдии Вооруженных аркебузой воинов, триптих Снятия с креста (1611–14; собор Девы Марии, Антверпен) — с крыльями стороны, изображающими Посещение и Представление в Храме и внешние группы, показывая Св. Христофору и Отшельнику — важное отражение идей контрреформации об искусстве, объединенном с барочным натурализмом, динамизмом и монументальностью. Роже де Пиль объясняет, что «живописец вошел так полностью в выражение его предмета, что у вида этой работы есть власть тронуть укрепленную душу и заставить его испытывать страдания, вынесенные Иисусом Христом, чтобы искупить его».
Портретная живопись
Хотя не преимущественно живописец портрета, вклады Рубенса включают ранние работы, такие как его Портрет Брихиды Спинола-Дориы (1606, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия), картины его жен (Honeysuckle Bower и Het Pelsken), и многочисленные портреты друзей и дворянства. Он также проявил сильное влияние на барочной портретной живописи через его студента Энтони ван Дика. Ван Дейк стал живописцем суда для Карла I Англии и влиял на последующую английскую портретную живопись. Среди других успешных портретистов Корнелис де Во и Джейкоб Джордэенс. Хотя большая часть фламандской портретной живописи в натуральную величину или монументальна, Гонсалес Кокес и Джиллис ван Тилборч, специализированный на небольшой портретной живописи группы.
Жанровая живопись
Жанровые работы или сцены повседневной жизни, распространены в 17-м веке. Много художников следуют традиции Питера Брейгеля Старший в изображении крестьянских тем «бедного образа жизни», хотя изящные предметы «высокой жизни», показывающие модно одетых пар в шарах или в садах любви, также распространены. Адриен Брауэр, маленькие картины которого часто показывают крестьянам, борющимся и пьющим, особенно влиял на последующих художников. Изображения задач домашнего хозяйства выполнения женщины, популяризированных в северных Нидерландах Питером де Хоохом и Яном Вермеером, не являются значительным предметом на юге, хотя художники, такие как Ян Сиберечтс исследовали эти темы до некоторой степени.
Традиция Брейгеля
Фламандская жанровая живопись сильно связана с традициями Питера Брейгеля Старший и была стилем, который продолжался непосредственно в 17-й век через копии и новые составы, сделанные его сыновьями Питером Брюгхелем Младшее и Ян Бругель Старший. Многие из них - kermis картины и сцены крестьянского принятия участия в других наружных удовольствиях, рассматриваемых с поднятой точки зрения. Художники в голландской республике, такие как Дэвид Винкбунс фламандского происхождения и Реландт Завери, также сделали подобные работы, популяризировав простоватые сцены повседневной жизни, тесно связанной с голландской и фламандской живописью.
Адриен Брауэр и его последователи
Адриен Брауэр (1605 или 1606–1638), как правило, рисовал небольшие сцены рваных крестьян, борющихся, играющих, выпивая и обычно выражая преувеличенное и грубое поведение. Родившийся в южных Нидерландах, Брауэр провел 1620-е в Амстердаме и Харлеме, куда он приехал под влиянием Франса и Дирка Халса и других художников, работающих свободным живописным способом. По его возвращению в Антверпен приблизительно в 1631 или 1632 он ввел новый, влиятельный формат, в котором предметы были окрашены как интерьер, вместо внешности, сцен. Он также нарисовал выразительные лицевые исследования как Горький (иллюстрированный) Напиток, жанр, названный tronies («лица»). Искусство Брауэра было признано в его собственной целой жизни и оказало сильное влияние на фламандское искусство. Рубенс владел большим количеством работ им во время его смерти, чем какой-либо другой живописец и художники, такие как Дэвид Тенирс, Младшее, Ян ван де Венн, Джус ван Крэесбик и Дэвид Рикэерт III продолжали работать подобным образом.
Изящные сцены компании
Картины изящных пар последними способами, часто с основными темами любви или этих пяти чувств, были обычно написаны Hieronymus Francken Младшее, Луи де Коллери, Симон де Во, Дэвид Тенирс Младшее и Дэвид Рикэерт III. Сад Рубенса Любви (c. 1634–5; Музей Прадо), принадлежит этим традициям.
Монументальные сцены жанра
Принимая во внимание, что изящные сцены компании и работы Брауэром и его последователями были часто небольшими по своим масштабам, другие художники обратились к Караваджо для вдохновения и нарисовали крупномасштабный, театрально вселенные сцены, в которых музыканты, cardplayers, и гадалки выдвинуты к переднему плану состава. Эти картины, как другие Caravaggisti, обычно освещаются сильными эффектами освещения. Адам де Косте, Джерард Сегэрс и Зэодур Ромбоутс были главными образцами этого популярного стиля в начале 17-го века, который был популяризирован итальянскими последователями Караваджо как Бартоломео Манфреди и Утрехтом Caravaggisti как Геррит ван Хонторшт. Ромбоутс был также под влиянием его учителя Абрахама Дженссенса, который начал включать влияния Caravaggesque в его картины истории с первого десятилетия 17-го века
.
Джейкоб Джордэенс
Джейкоб Джордэенс, который стал самым важным художником Антверпена после смерти Рубенса в 1640, известен за свои монументальные жанровые работы предметов, такие как король Дринкс и Поскольку Старые Поют, Так Труба Молодежь. Многие из этих картин используют композиционные и освещающие влияния, подобные тем из Caravaggisti, в то время как обработка предметов вдохновила голландских художников как Ян Стен.
Сцены сражения
Другой популярный тип живописи изобретенного в Низких Странах был пейзажами с историческими и вымышленными сражениями, а также перестрелками и грабежами. Sebastiaen Vrancx и его ученик Питер Снайерс специализировались на этом жанре, и студент Снейера Адам-Франс ван дер Меулен продолжал рисовать их в Антверпене, Брюсселе и Париже до конца века.
Bamboccianti и итальянский классицизм
Следуя освященной веками традиции, много северных художников поехали в Италию в 17-м веке. Фламандские художники, такие как Ян Мил (1599–1664) и Майкл Свиртс (1618–1664) поселились в Риме и принятый стиль голландского живописца Питера ван Лера. Известный как Bamboccianti они специализировались на простоватых сценах повседневной жизни в Риме и его сельской местности. Эти картины вдохновлены цветами римского Кампаньи и исследованием классической скульптуры. В целом жанровая живопись не была столь принята в Италии, особенно официальными организациями, такими как Академия Св. Луки, столь многие живописцы также присоединились к Bentvueghels. Это действовало свободно как гильдия (но более известно «богемскими» образами жизни ее участников и пьяных празднеств), примиряя голландских и фламандских живописцев со схожими интересами и традициями.
Пейзаж и красивый вид на море
Ранняя пейзажная живопись
Джиллис ван Конинкслу был инновационным пейзажистом в Антверпене в конце 16-го века, кто ввел более естественное представление вместо традиционного универсального пейзажа, популяризированного более ранними живописцами, такими как Джоаким Пэтинер. Он оставил сильное влияние на северной пейзажной живописи в целом через его период в Амстердаме и как член-учредитель Школы Франкенталя. Лес и горные пейзажи были окрашены Абрахамом Говэертсом, Александром Кейринкксом, Gijsbrecht Leytens, Тобиасом Ферехтом и Joos de Momper. Пол Брил поселился в Риме, где он специализировался как пейзажист, украшающий римские виллы и создающий маленькие картины кабинета.
Рубенс и позже живописцы
Ян Вилденс и Лукас ван Уден нарисовали естественные пейзажи, вдохновленные Рубенсом, и часто сотрудничали с живописцами числа или специалистами животных, чтобы нарисовать фоны. Рубенс повернулся к пейзажной живописи в 1630-х, сосредотачивающийся на области вокруг его замка, Хета Стина. Известный пример - Пейзаж в целях 'Хета Стина' (Национальная галерея Лондона).
Морская живопись
Маленькие красивые виды на море (zeekens) были другой популярной темой. Художники, такие как Бонавентура Пеетерс нарисовали кораблекрушения и атмосферные представления о судах в море, а также воображаемый вид на экзотические порты. Хендрик ван Миндерхут, который был из Роттердама и поселился в Антверпене, продолжал эту последнюю тему, одновременную с событиями морского пехотинца, рисующего в голландской республике.
Архитектурная живопись
Внутренние архитектурные взгляды, обычно церквей, развились из конца работ шестнадцатого века Ханса Вредемена де Ври. Многие были фактическими местоположениями. Питер Нееффс I, например, сделал многочисленные интерьеры собора Девы Марии, Антверпена. Хендрик ван Стинвиджк II, с другой стороны, следовал за прецедентом Вредемена в живописи воображаемых интерьеров. Жанр продолжился в более позднем семнадцатом веке Антоном Гэрингом и Вильгельмом Шубертом ван Эренбергом, но фламандские примеры не демонстрируют тот же самый уровень инноваций, найденных в голландских перспективах Питера Янза Зенредама или Эмануэля де Витте.
Галерея и живопись коллекции произведений искусства
Картины галереи появились в Антверпене приблизительно в 1610 и развились — как архитектурные интерьеры — от составов Ханса Вредемена де Ври. Одним из самых ранних новаторов этого нового жанра был Франс Фрэнкен Младшее, кто ввел тип работы, известной как Preziosenwand (стена сокровищ). В них печати, картины, скульптуры, рисунки, а также коллекционируемые объекты от мира природы как раковины и цветы собраны вместе на переднем плане против стены, которая подражает энциклопедическим кабинетам любопытства. Подобное изменение этих коллекций артистического богатства - серия этих пяти ощущений, созданных Яном Бругелем Старший и Рубенс (Музей Прадо, Мадрид). Виллем ван Хэечт (1593–1637) развил другое изменение, в котором иллюстрации фактических произведений искусства показаны в фэнтезийной картинной галерее, в то время как знатоки и художественные любители восхищаются ими. Позже в веке, Дэвид Тенирс Младшее, работающее от лица живописца суда Эрцгерцогу Леопольду Вильгельму Австрии, зарегистрировало коллекцию эрцгерцога итальянских картин в Брюсселе как живописцы галереи, а также в печатном каталоге – Theatrum Pictorium. Фламандская Галерея и картины коллекции произведений искусства интерпретировались как своего рода визуальная теория искусства. Такие картины продолжали делаться в Антверпене Джерардом Томасом (1663–1721) и Балтазаром ван ден Босшем (1681–1715), и предвещать развитие veduta в Италии и галереях Джованни Паоло Паннини.
Натюрморт и картина животных
Цветочная живопись
Ян Бругель Старший был одним из важных новаторов цветочного натюрморта приблизительно в 1600. Эти картины, которые представили безукоризненно наблюдаемые меры и составы, были воображаемыми созданиями цветов, которые цветут в разное время лет. Они нравились ведущим покровителям и дворянству по всей Европе, и обычно имеют основной мотив Vanitas. Составы картин Бругеля также влияли на более поздние голландские натюрморты с цветами. Сыновья Бругеля Ян Бругель Младшее и Амброзиус Брюгхель были также цветочными специалистами. Osias Beert (1580–1624) был другим цветочным живописцем в начале 17-го века. Его картины делят много общих черт с северными современниками, такими как Амброзиус Босшерт Старший.
Живопись гирлянды
Тесно связанный с цветочным натюрмортом цветочный жанр гирлянды живописи, которая была изобретена Яном Бругелем в сотрудничестве с кардиналом Федерико Борромео в Милане. Ранние версии этих картин, такие как сотрудничество Бреьюелем и Рубенсом в Мюнхене (Alte Pinakothek, Мюнхен) показывают Деве Марии и Младенцу Христу, окруженному гирляндой цветов. Они интерпретировались как отчетливо Встречные изображения Преобразования с цветами, подчеркивая деликатность Девы и Детские изображения которого были разрушены в больших количествах во время направленных против предрассудков вспышек 1566. Студент Бругеля, Иезуитский живописец Дэниел Сегэрс, также нарисовал многие из этих типов работ для международной клиентуры. В более поздних версиях мясистая Мадонна и Ребенок уступили скульптурным нишам и даже языческим темам.
Завтрак и натюрморт банкета
ontbijtje, или «мало завтрака», является типом натюрморта, который был популярен и в северных и в южных Нидерландах, показав множество еды и сосудов для питья и продуктов, таких как сыр и хлеб на нейтральном фоне. Osias Beert, Клара Питерс, Корнелис Мэху и Джейкоб Фоппенс ван Эс (c. 1596–1666), были все художники, которые сделали эти типы из живописи. Более тщательно продуманный pronk или «роскошный», натюрморт. Этот стиль, развитый в голландской республике, и, был принесен в Антверпен Яном Дэвидсзом де Эамом. Они показывают, в более крупном масштабе, чем более ранние работы, сложные составы дорогих пунктов, редких продуктов и мясистых, очищающих фруктов. Эти картины связаны с мотивами быстротечности и vanitas.
Натюрморт животных
Франс Снидерс (1579–1657) покрашенные большие натюрморты, сосредотачивающиеся на мертвой игре и животных. Его составы, наряду с теми из его последователя Адриэена ван Атречта (1599–1652). взгляд назад к картинам шестнадцатого века Питера Эртзена и Джоакима Беукелэера, но прививают ту традицию с Высокой барочной монументальностью. Последующие художники, Ян Фит и Питер Боель далее уточнили этот тип включением значимой смеси живущих животных и мертвой игры. Эти последние картины тесно связаны с изображениями охоты, которая вошла в моду во фламандской живописи в течение 17-го века.
Сцены охоты
Рубенс ввел монументальную охоту фламандскому искусству, изобразив в крупном масштабе близкое сражение, вдохновленное его исследованием классической старины и Сражением Леонардо да Винчи Anghiari. Эти работы показывают и благородные охоты, такие как Охота на Волка и Лису (Музей искусств Метрополитен) и экзотические охоты, такие как Охота на Льва (Alte Pinakothek, Мюнхен). Франс Снидерс и Поль де Во создали столь же большие картины, которые являются
отличный от работ Рубенса в их внимании на животных и отсутствие человеческого участия.
Живопись кабинета
Маленькие, запутанные картины, обычно изображая историю и библейские предметы, были произведены в большом количестве в южных Нидерландах в течение 17-го века. Многие были созданы анонимными художниками, однако художниками, такими как Ян Бругель Старший, Хендрик ван Бэлен, Франс Фрэнкен, Младшими и Андриком де Клеркком были все успешные живописцы кабинета в течение первой половины 17-го века. Эти художники, а также последователи Адама Элшеймера как Дэвид Тенирс Старший, остались частично сформированными длительным маньеристом стилистические тенденции. Однако Рубенс влиял на многих более поздних художников, которые включили его Стиль барокко в маленький контекст этих работ. Среди них Франс Уоутерс, Ян Томас ван Иперен, Симон де Во, Питер ван Линт и Виллем ван Херп. Эти маленькие картины были проданы широко всюду по Европе, и посредством Испании в Латинскую Америку.
См. также
- Антверпенская школа
- Список фламандских живописцев
- Фламандский язык рисуя
Источники
- Белкин, Кристин Лохс (1998). Рубенс. Лондон: Phaidon Press. ISBN 0-7148-3412-2
- Мартин, J. R. (1977). Барокко. Нью-Йорк: Harper & Row. ISBN 0 06 435332 X
- Slive, S. (1995). Нидерландский язык, рисующий 1600-1800. История Пеликана Издательства Йельского университета искусства. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06418-7
- Саттон, P. C., & Wieseman, M. E. (1993). Возраст Рубенса. Бостон: Музей изобразительных искусств в сотрудничестве с Гентом. ISBN 0-8109-1935-4
- Vlieghe, Ханс (1998). Фламандское Искусство и Архитектура, 1585-1700. История Пеликана Издательства Йельского университета искусства. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07038-1
Внешние ссылки
ru.knowledgr.com
Фламандская живопись
Фламандская живопись составляет небольшую, но весьма характерную для собирательских вкусов XVIII века часть живописной коллекции музея. Формирование коллекции началось во время путешествия графа и графини Северных и продолжалось до начала XIX века. В коллекции представлены работы фламандских мастеров XVII века на религиозные и аллегорические сюжеты, разнообразные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.
Среди пейзажей выделяется очень редкий «Ночной пейзаж» художника франкентальской школы Питера Схаубрука (1570-1607/8), поступивший в собрание при императоре Павле I. Свое название он получил благодаря сумрачному голубоватому колориту. Большой популярностью у коллекционеров пользовались панорамные пейзажи в голубоватой дымке Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). «Пейзаж» с повозкой, всадниками, коровами и отдыхающими крестьянами из его мастерской был приобретен еще Екатериной II в 1770-х годах. Что касается Яна Брейгеля Младшего (1610-1678), он представлен небольшой картиной-тондо «Пейзаж с повозкой», приобретенной музеем в 1999 году.
Самым крупным мастером фламандской школы является П.-П. Рубенс (1577-1640), представленный картиной «Оплакивание», которая, как показало научное исследование произведения, была выполнена последователем художника по эскизу мастера. Картина была приобретена в коллекцию Павловска, потому что Марии Федоровне, любившей Рубенса, хотелось иметь его работу в своей коллекции.
Во фламандской живописи XVII века было популярно изображение святых и сцен религиозного содержания в обрамлении из цветов. В коллекции имеются две парные картины Даниэля Сегерса (1590-1661) - одна с изображением Девы Марии, другая - святого Иосифа с младенцем Иисусом в окружении гирлянд цветов. Художник Франс Франкен II (1581-1642), который подобно Рубенсу содержал большую мастерскую, в которой работали его братья и сыновья, часто обращался к различным аллегорическим сценам. «Аллегория апофеоза героя» мастерской Франкена, находящаяся в Картинной галерее Павловского дворца - сложная многоплановая и многофигурная композиция, представляющая собой яркое декоративное полотно. Картина была приобретена Екатериной II в 1792 году в составе коллекции князя Г. Потемкина. В Павловск картина поступила в начале XIX века.
Известный интерес представляют два портрета французского короля Генриха IV, привезенные графом и графиней Северными из Франции. (Возможно, они были им подарены, поскольку Павел Петрович интересовался личностью Генриха IV). Они всегда считались работами Франса Поурбуса Младшего (1569-1622), однако это копии с изображений, хранящихся в Лувре, выполненные специально в одном размере как парные и одетые в одинаковые золоченые рамки. К историческому собранию относится картина, приписываемая Абрахаму ван Дипенбеку (1596-1675), «Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии» (Кабинет «Фонарик») и являющуюся уменьшенной репродукцией алтарной композиции Рубенса для церкви Св. Павла в Антверпене.
В 1806 году Мария Федоровна приобрела картину младшего современника Рубенса Бертоле Флемаля (1614-1675) «Изгнание Илиодора из храма» (Картинная галерея), красивое декоративное полотно, исполненное динамики и драматизма. В тот же период императрицей были приобретены два пейзажа брюссельского художника Жака д’Артуа (1613-1686), отличающиеся глубиной пространства. Как и у голландских художников этого времени, у фламандских мастеров наблюдается определенная специализация. Изображения торговых портов можно видеть на картинах Хендрик ван Миндерхаута (1632-1696) и Питера Кастелса Младшего (1650-1684). Из художников середины XVII века многогранностью отличается творчество Девида Тенирса Младшего (1610-1690). В ранний период творчества он писал пейзажи. В коллекции имеется его подписной «Горный пейзаж с всадниками и цыганами», поступивший в Павловск при Павле I. К школе Тенирса относятся «Пейзаж с крестьянским кабачком» и «Караульня». Необычностью сюжета отличается «Зимний пейзаж» (Картинная галерея) Питера Баута (1658-1719), где он изображает деревенский праздник с массой жанровых сцен, происходящих на льду реки.
Из более поздних произведений фламандских художников интерес представляет «Вид каскада в Терни» (Картинная галерея) Симона Иозефа Дени (1755-1813), который работал в Италии и испытал сильное влияние творчества Я.Ф. Хаккерта. Эта картина свидетельствует о том, что в начале XIX века фламандские мастера утрачивают в живописи национальное своеобразие.
www.pavlovskmuseum.ru
Фламандская живопись | La peinture flamande
Золотая коллекция Фламандской живописи XVII века. Барокко.
----------------------<cut>----------------------
Фламандская живопись XVII века.
История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве — это особенно очевидно в отношении искусства Северных Нидерландов, ставших в 1579 г. независимыми от Испании. Теперь это Голландия. Расцвет художественного творчества, связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии ХVII века, а это был золотой век голландского искусства, — поистине необычайно.
Культура Голландии XVII века проникнута пафосом социального и духовного обновления, и в поле зрения художников — реальная жизненная обстановка и природа, человеческий образ. Система жанров в живописи отличалась поразительной разветвленностью и разнообразием.
Во фламандской живописи были талантливые маринисты, художники архитектурных видов и натюрмортов. Кабинетная живопись — специфический фламандский жанр, представители которого воссоздавали коллекции антверпенских любителей искусства. Живопись архитектурных видов как самостоятельное направление сформировалось в середине ХVII в. Одни художники изображали городские улицы и площади, другие писали внутренние виды церквей и дворцов. ХVII в. также великий век натюрморта в Голландии — поражает богатством этой жанровой тематики.
Голландским живописцам свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Свет в их картинах играет главную роль. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт — в его творчестве голландская живопись XVII века достигла величайшей вершины.
Блестящий период голландской живописи продолжался недолго — лишь одно столетие. С началом ХVIII века начинается её упадок, поскольку в голландском обществе с установлением французских вкусов и воззрений всё более слабеет национальное самосознание.
Фламандская живопись к началу XVII века в эпоху её отделения от голландской представляла собой в основном подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие — барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением.
Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самым выдающимся был Антонис Ван Дейк (1599-1641). Он выработал свой особый, аристократический по духу стиль портретной живописи, имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов.
Среди последователей Рубенса самое видное место занимает Якоб Йорданс (1593-1678), отличавшийся верностью рисунку и тщательностью исполнения.
Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Он был первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта.
БАРОККО
Во время контрреформации в искусстве произошло примирение материальной красоты классического наследия с духовным учением христианской церкви. В начале XVII в. такое динамичное объединение классицизма с христианским рвением стало проявляться в мире искусства в новой форме, которая впоследствии стала известна как стиль барокко. Новый бунтующий дух придавал живописи, скульптуре и архитектуре новую энергию, наполняя их светом, цветом и движением, добиваясь от них более сильного воздействия на чувства зрителей.
Барокко (с итал. Причудливый) — один из главенствующих стилей в европейском искусстве конца XVI — середины XVIII веков. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской революцией 1566-1602 годов, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие начала.
Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природе.
161 jpg | 1070 ~ 5140 pix | 300 dri | 59,23 mb
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыtxapela.ru
Фламандская живопись
Для нидерландского искусства в целом 16 век является переходным периодом. После ярких реалистических и национальных форм, в которые вылилось творчество Луки Лейденского и Питера Брейгеля Старшего, наступает полоса сильнейшего преклонения перед искусством Италии.
Время окончательного преодоления средневекового церковного стиля, утверждения новых живописных жанров: исторического, аллегорического, мифологического, бытового жанра, пейзажа. Господствующее в Италии в конце 16 века так называемое направление маньеризма оказывает сильнейшее воздействие на искусство Фландрии. Вместе с тем в нее проникают и другие течения, в частности академизм болонской школы, реалистическая струя искусства Караваджо. Нидерландское искусство усваивает формальные достижения Италии и создает прочное основание для своего нового подъема. С начала 17 века этот подъем протекает в необычайно быстрых темпах. Торжествующая церковь, двор, аристократия и крупная буржуазия предъявляют искусству разнообразные и настоятельные требования.
Церковь являлась наиболее крупным заказчиком и требовала во множестве картины для восстанавливаемых и вновь сооружаемых храмов. Большие алтарные картины своей эмоциональной насыщенностью и драматизмом должны были захватывать массового зрителя и служить вместе с тем проводниками идей восторжествовавшего католицизма. Что касается плафонной живописи, то во Фландрии, в отличие от Италии, она была мало развита. Дворянско-придворных кругов или крупная буржуазия не жалели затрат на украшение стен родовых замков или своих богатых городских жилищ. Здесь были уместны мифологические сюжеты и другие темы светского характера, из которых особое развитие получили изображения охот и мертвой природы (натюрморт).
Фламандская школа живописи – европейское напрвление живописи первой половины 17 века, с центром в Антверпене. Основателем школы считается Питер Пауль Рубенс, наиболее видные представители: Ван Дейк, Йорданс и Снейдерс. Картины фламандской школы выполнены в стилях: реализм, монументализм, динамизм. В большинстве случаев – это огромные полотна с трагическим началом.
Фламандская живопись семнадцатого века считается воплощением стиля барокко. Так как страна была разделена на две провинции, живопись северной части известной как Голландия, существенно отличается от живописи южной, которая называемой Фландрия с центром в Амстердаме. На развитие фламандской живописи повлияла католическая Испания. Картины Рубенса и его последователей четко показывают различие между живописью Антверпена и Амстердама. Среди фламандских художников семнадцатого веканаиболее известны Йорданс, ван Дейк, Снейдерс, Вильденс, Ян Брейгель, Адриан Браувер, Лукас ван Уден и Давид Тенирс и другие.
Хотя ван Дейк был на 20 лет моложе Рубенса и на пять - Йорденса, его вклад в портретную живопись фламандского барокко переоценить сложно. Для портретов ван Дейка характерна не только душевная сила и внутренняя уверенность, но и утонченная элегантность и некоторая нервозность. Рубенс, ван Дейк и Йорданс не ограничивались одним тематическим репертуаром живописи.
В самом начале 1620-х годов Ван Дейк предпринимает путешествие в Италию, и с этого момента его творческий путь подобен непрерывному триумфу. Он обосновывается в Генуе, где находит для своей художественной деятельности исключительно благоприятную почву. Малая развитость местной школы, память о ярком таланте еще недавно здесь работавшего Рубенса способствовали тому, что его преемник сразу получил множество заказов со стороны местной знати, желавшей иметь свои портреты кисти модного и блестящего художника. Ван Дейк нашел себе среду по вкусу и сделался любимцем генуэзской аристократии.
Он создает здесь тип аристократического парадного портрета, где эффектность подачи образа, его изысканность стоят на первом плане. Декоративные элементы получают свое полное развитие как в композиционных построениях, так и в отношении колорита.
Наиболее выдающимся среди художников, специализировавшихся на изображениях животного мира и натюрмортах был Франс Снейдерс. Друг и сотрудник Рубенса, он развился в крупного художника главным образом благодаря влиянию последнего и писал сцены охоты, а также натюрморты. Напряженная динамика охотничьих сцен Снейдерса имели огромный успех. Уверенный рисунок, отличное знание характерных особенностей животных шли у него рука об руку с красочной декоративностью и мастерством техники. Тяжелые столы ломятся под грудами всякой снеди. Все, что дает плодородная почва Фландрии: плоды, овощи, фрукты, множество дичи в лесах, все, что захватывают сети отважных фламандских рыбаков, громоздится горами, свисает и падает за дубовые прилавки. Краски, формы, поверхности ласкают глаз, дразнят аппетит и славят довольство богатой дарами страны. Встречающиеся на таких картинах фигуры писались, как правило, другими художниками, в том числе Рубенсом и Ван Дейком.
Несмотря на явно выраженный жанровый уклон творчества Иорданса и на несколько работ Рубенса, бытовая живопись все же не получила большого развития. Сильный толчок в этом отношении был дан фламандской школе со стороны голландской школы.
Адриан Браувер, бывший ученик Хальса, после нескольких лет работы в Гарлеме и Амстердаме оказался в Антверпене. За свою короткую художественную деятельность он сумел соединить в своем творчестве живость фламандского искусства со строгим реализмом голландской школы. Его картины выдают навыки и приемы голландцев.
Картины чуждые широкой декоративности фламандцев, рассчитанные на небольшие помещения и на рассматривание вблизи. Браувер выступает в них беспощадным реалистом, останавливающимся по преимуществу на неприглядных сторонах окружающей его действительности. Действующие лица выбраны из среды мелкой городской буржуазии крестьянства. Всевозможные сцены попоек, азартная карточная игра и следующих за ними драки. Сюжеты картин полны драматизма, образы необычайно экспрессивны, жесты и мимика схвачены с исключительной остротой. Указанные качества сочетаются с мастерством трактовки светотени, большими колористическими достоинствами и уверенной манерой письма.
В среде учеников и последователей Браувера, в творческом стиле одного из видных фламандских жанристов середины 17 века Давида Тенирса резкость манеры смягчается. Вместе с тем наблюдается тенденция к усилению декоративных элементов. Отличаясь чрезвычайной продуктивностью, живописец разнообразен в своей тематике, включающей портрет и пейзаж, но особенно типичны для него изображения крестьянского быта. К ним Тенирс подходит с точки зрения представителей господствующих классов, не показывая тяжелой трудовой и будничной стороны деревенской жизни. Он наделяет свои изображения чертами идиллии. Его крестьяне либо мирно беседуют около уютных домиков, либо играют в кегли, а еще чаще предаются шумному праздничному веселью.
В сравнительно больших по размеру, но мелкофигурных композициях Тенирс любит представлять празднества, радостные трапезы с танцами под открытым небом. Впечатлению довольства и беззаботности способствует и его светлый, изысканный колорит. Тенденция к идеализации не мешает ему реалистически верно передавать отдельные фигуры и целые группы характерно метко схваченные типы и свежее чувство природы.
‹‹ к списку статей
holsta.net