Дадаизм и сюрреализмв изобразительном искусстве. Картины дадаизм
Современный дадаизм - Все интересное в искусстве и не только.
У художников, работающих в стиле дадаизма, сегодня гораздо больше возможностей для самовыражения. Их визуальный язык обогатился техническими возможностями цифрового искусства. И это замечательно. Предлагаю посмотреть новые работы современного дадаиста, которые легко могут «зацепить» зрителя. Ее работы странным образом подчеркивают душевное состояние модели, гротескным образом выявляют характер.
Лола Дюпре (Lola Dupre) - фотограф, художник и иллюстратор родом из Глазго, живет в Лимерике, Ирландия. Являясь приверженцем авангардистского движения Дада, она создает коллажи, в которых фотоматериал переживает метаморфозу, показывающую, как в процессе кажущегося разрушения одна концепция волшебным образом воплощается в новой реальности.
Фотомонтаж у дадаистов считается основной формой передачи информации, более сложной и содержательной чем обычное фото. В качестве исходников для своих работ Лола использует то фото знаменитостей, то известных картин или же просто жирафов. А почему бы и нет? Ведь основными принципами дада являются иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве.
tanjand.livejournal.com
Искусство без автора и направлений: 100 лет дадаизму
Итак, сложившееся положение вещей может быть описано при помощи емкого понятия «вторжение» (соответственно, того, кто вторгается, вслед за Жан-Люком Нанси называют «l'intrus» — хотя Нанси писал о пересадке сердца, термин быстро приобрел множество других коннотаций). Например, Марсель Дюшан ставит в зону выставки писсуар, который — среди прочего — переопределяет отношения между зрителем, художником и пространством, где разворачивается коллизия. А русскоязычный поэт-дадаист Илья Зданевич помещает отдельные фразы и слова, написанные намеренно неграмотно, во множество относительно случайных буквосочетаний, поэтому человеческая речь начинает звучать как вторжение смысла в беспорядочный набор звуков (пенталогия «аслааблИчья»). В итоге и тот и другой автор демонстрируют, как у прошлого отвоевывается настоящее, что в целом и было пафосом модернизма.
special.theoryandpractice.ru
Дадаизм в живописи. Картины дадаизма.
Дадаизм или «дада» в переводе с разных языков означает хвост коровы, обращение к матери, бессвязный детский лепет. Единственное что объединяет эти значения вместе - отсутствие всякой логики и здравого смысла. Именно так и можно охарактеризовать Дадаизм.
Это направление в искусстве зародилось в Швейцарии сразу после Первой Мировой войны. Художники были потрясены ужасами и преступлениями войны и обвинили в этом рациональность и хищническую логику властей европейских стран. В своем искусстве они отрицали упорядоченные формы, гармоничное сочетание цветов, рациональность линий. Отсутствием привычных художественных форм дадаисты пытались шокировать публику, привлечь ее внимание художественным китчем. К основоположникам дадаизма в изобразительном искусстве прежде всего относят художников Ханса Арпа, Макса Эрнста и Марселя Янко.
Любимой формой творчества дадаистов был коллаж — на различную основу (картон, стекло, дерево) наклеивались кусочки разноцветной ткани, бумаги или другие яркие и броские материалы. В целом можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский, берлинский и ганноверский. Как сформировавшееся течение это направление в искусстве просуществовало недолго и уже в 20-е годы прошлого века французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.
Картины художников дадаистов
gogetart.art
Дадаизм всем и каждому | Все о дизайне
Из многих известных новаторских измов, появившихся в конце XIX – начале XX веков, дадаизм сегодня менее всего известен и понятен. Предвестник сюрреализма, философское движение «сигнал тревоги против разрушения ценностей», «игра шута с безделицей» — все это он.
Вопрос "что есть Дада?" - бездарный и школьный... Дада нельзя понять. Дада надо пережить.— Рихард Хюльзенбек.Создатели: Ханс Арп, Тристан Тцара и Ханс Рихтер. Цюрих, 1918 г
Строгое и лаконичное определение дадаизму (дада) найти нельзя, это противоречит его сути. В манифесте, написанном создателями в 1918 году говориться так: «Слово дада символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности». Один из основоположников направления, Тристан Тцара писал, что дада в разных языках имеет разное значение, но всегда нечто совершенно бессмысленное, поэтому оно и стало самым удачным названием для всего течения. Если вы предпочитаете конкретные слова, то для дада это: хаос, абсурд, ирония и авангард.
Кабаре Вольтера
Появившись в Цюрихе 1916 года в маленьком «кабаре Вольтера», дада стал результатом философских споров богемы, пацифистов и уклонистов. Стекаясь со всей Европы в нейтральную Швейцарию и обдумывая ужас Первой мировой войны, они пришли к выводу, что европейская культура с ее строгой логикой и существующим институтом искусств привела к мировой войне, а значит она не правильная. При этом дада не создавал свою программу действий и правил, в отличие от других течений, объясняя это так: «дадаисты терпеть не могут милитаристский дух футуризма. Да, мы разрушители, но пацифисты и анархисты: свобода во всем и от всего, и никаких авторитетов.» Дадаисты писали стихи, пели их на манер молитв, устраивали первые перформансы, создавали скульптуры, картины и конечно плакаты.
Последние занимали важнейшее место. Постепенно дадаизм распространился по Европе и появились три школы дада плаката: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.
В Цюрихе плакат делали доверяя случаю. Одни брали элементы из мешка в слепую, другие делали упор на случайность композиции, бросая составные части коллажа на картон, приклеивая их там, куда они попали.
Цюриховский: «Коллаж, созданный по законам случая» — Ханс Арп, 1917
Цюриховский: «Геометрический коллаж» — Ханс Арп, 1916
В Берлине работая с плакатом художники называли себя фотомонтажниками, чтобы подчеркнуть свою близость с простыми рабочими. На плакате они собирали коллаж из фото и слов, часто можно было увидеть отсылки к актуальным политическим событиям.
Берлинский: «Дадамерика» — Геогрг Гросс, Берлин, 1919
В Кельне и Ганновере коллаж воспринимали не как опыты со случаем или возможность политического анализа, а как тонкое поэтическое произведение, не лишенное романтизма.
Кельнско-ганноверский «Картина с вишней» — Курт Швиттерс,1921 г.
Кельнско-ганноверский «Сormorants» — Марк Эрнст, 1920г.
В 1922 году интерес к дадаизму стал угасать и один из его основоположников объявляет о смерти дадаизма, более того в 1924 году некоторые бывшие дадаисты заявили о поглощении дада сюрреализмом… Но мы-то знаем, что дада есть всегда, наверное, поэтому в 2016 году по всему миру масштабно отмечали столетие дадизма, а в маленьком цюриховском «Кабаре Вольтера» снова можно собраться и поговорить о искусстве и жизни.
Умер или нет?
Кроме современного неодадаизма есть художники, верные классическому дада.
Ирландская художница Лола Дюпре (Lola Dupre) работает с дадаизмом, создавая независимое искусство. Она вручную создает коллажи из разрезанных фотографий, моделируя изображение заново.
Лола Дюпре
Лола Дюпре
Почему бы не применить идеи дада в современном графическом дизайне. Попытки совместить отдельные несвязанные элементы в один объект или композицию могут прекрасно выглядеть в коммерческих работах. Для рекламной кампании Carven SS 2014 были созданы именно такие коллажи, но уже используя не клей и ножницы, а Photoshop и Lightroom.
Carven SS 2014
Carven SS 2014
Carven SS 2014
Но это не все. По примеру Марселя Дюшана можно переосмыслить вошедшие в анналы истории художественные объекты. Подрисовав Моне Лизе усы вы создадите новый шедевр дадаизма. Такой прием использования шедевров живописи в рекламных целях не нов, его активно используют.
Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами» 1919
Мона Лиза в рекламе
Однако, используя такую обманчиво легкую в реализации идею, дизайнер очень рискует. Во-первых, консервативно настроенная аудитория вряд ли воспримет результат положительно, а во-вторых, в неумелых руках это обернется китчем. Впрочем, как говорил Тристан Тцара «дада принадлежит всем и каждому», а значит не стоит бояться работать с ним.
#историядизайна #дадаизм #коллаж
pllsll.com
Русский след в дадаизме | The Art Newspaper Russia — новости искусства
В европейском дадаизме русский след можно обнаружить с самого его начала. Известно, что в Цюрихе по соседству с «Кабаре Вольтер» на той же улице Шпигельгассе в 1916 году жил Ленин, что подтверждают сами дадаисты Арп, Хюльзенбек и основатель цюрихского движения Хуго Балль. «Странные бывают совпадения, — написал Балль в своем дневнике годом позже, — в то время как на Шпигельгассе, № 1, открыли свое кабаре, напротив, на той же самой Шпигельгассе, в доме № 6 жил господин Ульянов-Ленин. Он, несомненно, каждый вечер должен был слышать нашу музыку и тирады. А когда мы открывали галерею на Банхофштрассе, русские уехали в Петербург, чтобы поставить на ноги революцию». Главный же мистификатор немецкого дада Йоханнес Баадер уверял всех, что дадаизм вообще изобрели Ленин с Троцким в Цюрихе, а затем Тристан Тцара отправил их в том самом пломбированном вагоне в Россию — делать революцию.
Георг Гросс и Джон Хартфилд на дада-ярмарке держат плакат «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». Берлин, 1920 г.
Да, контакты европейских дадаистов с их русскими единомышленниками-футуристами были ограниченны — сначала из-за войны, а затем революции. Но без русского влияния не обошлось даже в Цюрихе в 1916 - м, где кроме Ленина было много и других эмигрантов из России. На открытии «Кабаре Вольтер» играл балалаечный оркестр; затем состоялся и русский вечер. Балль еще с Мюнхена серьезно увлекся идеей синтеза искусств Василия Кандинского, что повлияло на формы, в которых проходили вечера в «Кабаре Вольтер» — соединение музыки, поэзии, танца, лекций и выставок. Работы Кандинского выставили в 1917-м и в цюрихской галерее «Дада».
Немцы, будучи географически ближе к России, больше остальных интересовались достижениями русских. Дадаисты в Берлине не слышали об альбомах-коллажах Алексея Кручёных, близких «мерцам» Курта Швиттерса, но сочли за идеальный образец «реального», в духе реди-мейдов Дюшана, «скульптуроживопись» Александра Архипенко. Еще одним их кумиром стал Владимир Татлин, о работах которого немцы знали в основном из публикаций в местной прессе. Активные участники немецкого дада братья Хартфилд даже предлагали издавать журнал под названием «Татлин». На знаменитой берлинской Ярмарке дада 1920 года было много работ, вдохновленных машинерией Татлина. А одним из главных экспонатов стал гигантский ассамбляж Баадера Пластодиодададрама — своеобразный ответ татлинской Башне III Интернационала.
Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь
Непосредственным же участником движения в Берлине был русский музыкант и художник Ефим Голышев, а парижских акций и выставок — Сергей Шаршун, приехавший во французскую столицу в 1912 году учиться на художника и больше не вернувшийся в Россию, и Илья Зданевич (Ильязд), оказавшийся там же в 1921-м. Желая подключить соотечественников к движению дада, в 1922 году Шаршун издал два номера журнала «Перевоз ДаDа» на русском языке и книгу Дадаизм: компиляция. А с 1921 года начали появляться публикации о дада и в России. О дада писал в своих Письмах с Запада Роман Якобсон, посетивший в 1920 году берлинскую дада-ярмарку. Из русских публикаций узнал о дада и Велимир Хлебников, включивший в свой список председателей Земного шара и Тцара. В свою очередь, Тцара от Зданевича узнал о дада-группе «41º», основанной им и Алексеем Кручёных в Тифлисе в 1918 году. Знала о дада и поэтическая группа «Ничевоки», образовавшаяся в 1920 году в Ростове-на-Дону. В 1922 году в свой сборник Собачий ящик они включили обращение Ничевок России — дада Запада.
Ефим Голышев. Без названия. 1920-е. Холст, масло
Ефим Голышев, химик, музыкант и художник, участник акций и выставок дада в Берлине, один из пионеров техники ассамбляжа
О Ефиме Голышеве (1897–1970) сегодня больше знают специалисты по авангардной музыке 1920-х, чем историки искусства. И на это есть свои причины. Голышев уехал из России в Берлин в 1909 году и больше не вернулся, выступал он как музыкант и художник в акциях берлинских дадаистов, о которых у нас меньше знали, поскольку хватало и своих enfants terribles — тех же кубофутуристов, шумевших и эпатировавших добропорядочную публику не хуже, чем европейские нарушители спокойствия. Родился Голышев на юге России, в Херсоне. Учился на скрипача и даже выступал с Одесским симфоническим оркестром; там же, в Одессе, занимался живописью. Переехав в Германию, посещал Берлинскую консерваторию и почему-то еще учился на химика, что ему, впрочем, обеспечило сносное существование в трудные времена, когда к власти в Германии пришли нацисты и пришлось эмигрировать.
Знакомство и сближение с дадаистами — в 1919 году Ефим Голышев стал членом Клуба дада в Берлине — не прошли даром для него как музыканта и художника. Он начал изобретать новые музыкальные инструменты из кухонной утвари и увлекся сочинением атональной музыки, которую исполнял на дада-вечерах. Знал Голышев сочинения и современных европейских композиторов и исполнителей, переписывался с Арнольдом Шёнбергом, Антоном Веберном и Ферруччо Бузони.
Искусством Голышев занимался с неменьшим энтузиазмом. Писал абстрактные картины, экспериментировал с разными нехудожественными материалами. Немецкий дадаист Рауль Хаусман утверждал, что именно Голышев «первым сделал ассамбляжи из самых невозможных материалов». В частности, он любил демонстрировать свой портрет, сделанный из кусков сигаретных коробок, хлебных корочек и спичек. С Хаусманом они организовали первую выставку дада в Берлине в 1919 году.
Когда дада сошло на нет, Голышев стал зарабатывать на жизнь как инженер-химик, писал музыку для кинематографа, но не бросал при этом и искусство, даже планировал персональную выставку в 1933 году. Однако она была запрещена нацистами как «дегенеративная», а работы уничтожены. Голышев эмигрировал в Испанию, затем в 1936 году во Францию, а когда она была оккупирована, скрывался от немцев. В 1956 году он переехал в Сан-Паулу, где снова занялся живописью. В 1966-м Голышев вернулся в Париж и даже участвовал в выставке к 50-летию дада в Национальном музее современного искусства. Последняя ретроспектива Голышева прошла в Сан-Паулу, уже посмертно.
Курт Швиттерс. Конструкция для избранных женщин. 1919
Где хранятся самые крупные коллекции и архивы дадаизма
В цюрихском Кунстхаусе хранится около 700 документов и произведений дада (живопись, графика, коллажи, фотомонтажи), имеющих отношение к 50 активным участникам этого интернационального движения. Среди них — Ханс Арп, Йоханнес Баадер, Андре Бретон, Сергей Шаршун, Марсель Дюшан, Поль Элюар, Макс Эрнст, Георг Гросс, Ханна Хёх, Франсис Пикабиа, Курт Швиттерс, Софи Тойбер-Арп и другие. Большая их часть была подарена музею одним из первых коллекционеров дадаизма швейцарцем Хансом Болиджером. Свою коллекцию музей показывал на выставках дада в 1966 и 1980 годах и на ретроспективе Dada global в 1994-м. Музейное собрание дадаизма продолжает пополняться и сегодня. Одна из лучших коллекций, представленная знаковыми произведениями европейского и американского дада, собрана в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Дадаистов с середины 1930-х годов целенаправленно собирал его легендарный директор Альфред Барр-младший. Так, благодаря Барру в 1935 году в музей попала коллекция Поля Элюара, затем несколько крупных американских частных коллекций. В Париже через арт-дилеров для библиотеки МоМА приобретались редкие документы и литература о дадаизме. Примечательно, что в подборе вещей для музея Барру ассистировал сам Марсель Дюшан, не забывая, естественно, и о себе.
Внушительным собранием произведений дадаистов и сюрреалистов обладает Музей Израиля в Иерусалиме, благодаря разным дарителям. В первую очередь в него вошла блестящая коллекция Артуро Шварца (р. 1924), итальянского историка искусства, поэта, эссеиста и куратора, лично знавшего и дружившего с Дюшаном, Бретоном и Ман Рэем. В конце 1990-х Шварц передал иерусалимскому музею около 700 произведений и документов. В 2014 году подборка из этой коллекции была показана в Государственном Эрмитаже на выставке Дада и сюрреализм.
Одна из самых полных коллекций дадаизма, в основном работ на бумаге небольшого формата и документов, хранится в Библиотеке Жака Дусе в Париже. Жак Дусе (1853–1929) был яркой личностью даже для Парижа первой половины ХХ века. Известный модельер Belle Epoque, коллекционер и меценат, поклонник искусства XVII века, рококо и импрессионистов, он не чурался и современного искусства, дружил с Бретоном, Элюаром и Тцара. В результате этой плодотворной во всех отношениях дружбы в его библиотеку, основанную в 1913 году, попал огромный массив уникальных документов и произведений дадаистов на бумаге. На выставке в Цюрихе почти четверть экспонатов — из Библиотеки Жака Дусе, практически никогда не покидавших ее стен.
Еще одна крупная коллекция принадлежит Берлинской галерее (Музей современного искусства), тоже участвующей в цюрихской выставке. Кроме того, неплохие собрания дадаистов хранятся в Художественном музее Филадельфии, в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в Тейт Модерн в Лондоне, не раз устраивавших свои крупные ретроспективы.
Почтовая открытка Ханса Арпа, Макса Эрнста и Тристана Тцара Полю Элюару. 1921. Кунстхаус, Цюрих
Дада в Кунстхаусе теперь будет полностью доступно в цифре
В библиотеке Кунстхауса в Цюрихе хранится 180 произведений графики и рисунков дадаистов, 540 изданий, оригинальных и исследований по дадаизму, уже включенных в библиотечный онлайн-каталог (opac.kunsthaus.ch). Специально же к 100-летию дада Кунстхаус решил оцифровать и выложить в Интернет все хранящиеся в музее документы и произведения дадаистов на бумаге. Интерес к дадаизму не спадает, и эти работы часто просят для показа на разных выставках по всему миру. Между тем они очень хрупкие, большинство из них выполнено на бумаге плохого качества в Первую мировую войну, и Кунстхаус вынужден отказывать другим музеям, даже если они находятся в Швейцарии.
Проект оцифровки, который возглавили куратор выставки Глобус дада. Реконструкция Катерина Хьюг и специалист по дадаизму Раймунд Меер, оказался весьма трудоемким. Выяснилось, что многое перед оцифровкой нужно еще и отреставрировать, а в самой цифровой версии — восстанавливать стертости и удалять пятна. Было решено книжные издания дадаистов оцифровывать целиком: обложки, все страницы и даже корешок, чтобы не делать этого в будущем повторно. Также было решено пока ограничиться оцифровкой работ только времени существования дада — 1916–1925 годами.
Первые результаты этого большого виртуального проекта будут выложены на сайте музея отдельным микросайтом 5 февраля — в день открытия выставки Глобус дада. Реконструкция. Вторую партию планируют выложить 3 июня. Причем каждое изображение будет сопровождаться развернутым комментарием. Будут также перекрестные ссылки между представленными художниками, их работами и центрами, где разворачивались основные события дада. Документация самого процесса реставрации уже доступна на музейном сайте www.kunsthous.ch.
www.theartnewspaper.ru
Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве
Дадаизм и сюрреализм — это одно из порождений потрясений военных лет (1914—1918). Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн.
Пикабия. Гера, 1929Частная коллекцияАрп. Танец, 1925Центр Помпиду
Эрнст. Одеяние невесты, 1940Коллекция П. Гуггенхайм, Венеция
Танги. Завтра, 1938Музей искусства, Цюрих
Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию реальной действительности вообще. Дадаисты — Франсуа Пикабия, Жан Арп, Макс Эрнст и другие немецкие и швейцарские художники, ставившие своей целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия, полного отрицания цивилизации и прогресса. Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый натурализм. Произвольный акт фиксирования случайно возникающих хаотических ассоциаций провозглашался проявлением свободного творчества. На выставках «дада» экспонировались наклеенные на холст куски мочала, пуговицы, битое стекло и другие предметы обихода. Из анархического нигилизма дадаистов в живописи выросло к началу 1920-х годов течение сюрреализм (от французского слова «surrealite», т. е. искусство «сверхреального», «сверхъестественного»), наиболее непосредственное выражение в искусстве кризиса буржуазной культуры. Он возник на французской почве и первоначально включал в свой пестрый состав талантливых писателей, поэтов, режиссеров. Эти деятели, позже перейдя от анархического бунтарства на сознательно прогрессивные общественные позиции, отошли от сюрреализма и создали ряд произведений, полных гуманистического содержания (Луи Арагон, поэт Поль Элюар и др.).
Основное ядро сюрреалистов (особенно работавших в области изобразительного искусства) продолжало придерживаться враждебных реализму взглядов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Ив Танги, Дороти Таннинг и др.). Их холодное циничное искусство апеллирует к разрушительным, инстинктивным побуждениям и влечениям, к кошмарным психопатическим видениям, бредовым ассоциациям душевнобольных и представляет фантастически уродливое изображение переплетенных человеческих тел, переданных то натуралистически достоверно, то причудливо деформированно, в абсурдных взаимосочетаниях с различными предметами — таковы «Пылающий жираф», «Великий бред параноика» Сальвадора Дали, одного из крайних представителей модернизма. К концу 1930-х годов некоторые сюрреалисты переселились в Америку — их творчество стало одним из проявлений реакционной идеологии американского империализма.
В США абстракционизм и абстрактный экспрессионизм фактически стали официальными направлениями. Здесь находят признание и поддержку многие европейские художники формалистических течений. Работы абстракционистов и сюрреалистов покупаются крупными музеями Западной Европы и США, им обеспечиваются реклама и сбыт. Для них создаются музеи современного искусства в Нью-Йорке и Париже, их «произведения» преобладают на выставках Биеннале в Венеции. Абстракционизм распространяется в Италии, Франции, Швейцарии, ФРГ, Японии и т. д.
В противоположность реакционным формалистическим направлениям 20 века стремительно развивается на почве революционного движения новый реализм, который приобретает все более боевой характер, политическую и эмоциональную заостренность. Большую роль в развитии реализма сыграли художники Американского континента, на формирование которых оказали воздействие художники Франции, Англии, Германии. Неповторимое своеобразие американской живописи определилось, однако, деятельностью множества любителей — «художников воскресного дня». Большое значение имела также традиция искусства колониального периода.
Группа «Восьмерка» в США. Еще в начале 20 века в борьбе за новые принципы реализма немалые заслуги принадлежали художникам, объединившимся на выставке 1908 года в группу «Восьмерка». Это были молодые филадельфийские газетные рисовальщики Д. Слоун, Д. Лаке и другие, сформировавшиеся под воздействием Р. Генри, который призывал молодежь изображать в живописи повседневную жизнь. На выставке впервые появились произведения, показывающие жизнь большого города с изнанки — его задворки, трущобы, ночные бары, жалкие жилища бедняков и т. д. Картины, разоблачающие американское «процветание», вызвали озлобление буржуазной публики. «Восьмерка» получила прозвище «Школы мусорного ящика». Из мастерской Генри вышел и выдающийся американский живописец Д. Беллоуз, автор многочисленных картин и литографий на темы современности («Ставьте у Шарки», 1909, Кливленд, Художественный музей и др.).
Пикабия Франсуа. Картины →
Дали Сальвадор. Картины →
Таннинг Дороти. Картины →
Эрнст Макс. Картины →
Танги Ив. Картины →
Арп Жан. Картины →
История зарубежного искусства →
smallbay.ru
Дадаизм — Lurkmore
НЯ!Эта статья полна любви и обожания.Возможно, стоит добавить ещё больше? |
« | Дада проявляется только в актах насилия Дада – это совсем не модерн. Дада это скорее возвращение к буддистской религии всеобщего безразличия Основания Дада лежали не в искусстве, но в отвращении Все, что человек видит, ложно ДАДА против высоких цен на жилье ДАДА – общество с ограниченной ответственностью для эксплуатации идей У ДАДА есть 391 точек зрения и цветов в соответствии с полом президента Дада меняется – утверждается – говорит противоположностями – неважно – кричит – идет рыбачить Дада – это хамелеон непрерывной эгоистичной смены цвета Дада против будущего. Дада умер. Дада абсурден. Да здравствует Дада Дада это не литературная школа (вой) | » |
— Тристан Тцара |
Дадаизм — одно из направлений в искусстве, которое прошло пик развития в 1915-1922 годах. Берёт своё начало с середины I-й мировой войны, когда в швейцарском Цюрихе был открыт тихий и уютный кабачок «Cabaret Voltaire». Этот кабачок изначально задумывался как арена политических и художественных дискуссий, и вскоре в него со всей Европы начали съезжаться художники, не желавшие марать руки войной, небыдло-дезертиры из французской армии и персонажи при деньгах, которые их совсем не хотели терять, и прочая клоака общества.
И вот, объебавшись кокаином с героином, смесь которых на французском сленге как раз и зовётся словом dada, а потом заполировав эту смесь парой бутылок спиртного, все эти творческие личности извлекли на свет божий множество пустых умозаключений, одним из которых было, что весь мир катится в сраное говно, а основным фактором этого является логика. Тут же ей была объявлена война, а новому стилю дано название Dada (фр. деревянная лошадка, в переносном смысле — бессвязная речь, подражание детскому лепету). Сочувствующие, в свою очередь, стали наименоваться дадаистами.
Основателем дадаизма является Тристан Тцара, ЕРЖ-эмигрант из Румынии.
[править] Отличительные особенности
Нарочитая бессмысленность и дефункциональность картин, скульптур, музыки и литературных произведений. Большинство произведений представляет собой коллажи из совершенно разных объектов.
[править] Чем прославились
В эту статью нужно добавить как можно больше акций дадаистов.Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
Самый известный дадаист — Марсель Дюшан, художник и профи-шахматист в одном. Прославился, во-первых, тем, что покусился на самое святое, на священную корову Леонардо да Винчи - подрисовал усы и бороду репродукции Мона-Лизы, да еще и приделал к ней название L.H.O.O.Q. (буквы складываются в слово "шлюха" на французском) и загнал ее за бешеные бабки нагло требовал за эту работу кругленькую сумму, а во-вторых, тем, что расписался на писсуаре со строительного рынка и выставил в серьезной галерее, представив как произведение искусства. То же самое он сделал и с вешалкой для шляп и прочим домашним хламом, что собрался у него в кладовке.
Но вначале, конечно, Дюшана беспощадно критиковали, ругали как бесстыдного тролля и вообще наглого недохудожника. Но у него оказались крепкие яйца чтобы и дальше гнуть свою линию, выступать перед падкой на скандалы, интриги и пресыщенной парижской и нью-йоркской публикой со своими идеями.
Курт Швиттерс, дойч, проникшийся идеями дадаистов, решил что круто делать картины из различных отходов — проволочек, верёвочек, билетов, консервных крышек. Для этого Курт регулярно совершал походы на свалку, а также шарил в окрестных мусорных баках, «в поисках вдохновения», так сказать. Свои художественные объекты Швиттерс называл «мерцы» (сокращение немецкого слова Kommerzbank — «коммерческий банк»).
Дадаисты впервые начали использовать граффити в современном понимании этого слова, а также фактически они изобрели такую хрень как инсталляция. Порядочные бюргеры и мюсье не хотели ломать мозги над приколами дадаистов, а вот американские денежные мешки были не прочь поспекулировать на этом — в Нью-йорке в 1920-х дадаисты нашли кучу поклонников с тугими кошельками, которые не отличали Моне от Мане, но скупали каждый очередной писуар Дюшана или «Merz» Швиттерса.
Алсо, большинство работ дадаистов было показано на нацистской выставке «Дегенеративное искусство», которая колесила по всей Германии полтора года, и её успели посетить около трёх миллионов зрителей. Темой выставки были всякие модернистские течения в искусстве, а также творчество душевнобольных. Естественно, что великий художник и архитектор Адольф Гитлер искренне презирал дадаистов и желал их перевоспитать. Под раздачу попали все, благо дело большинство дадаистов успело засверкать пятками из Дойчлянда когда там запахло расово верным искусством.
Сейчас идеи дадаизма претерпевают ренессанс, возникает новое явление, так называемое Neodada. Оно является переосмыслением основных положений дадаизма через призму современного мира. Тут, школьники, придется вспомнить родоначальников электронного дада-треша Cabaret Voltair, и конечно же немецкую индастриал-группу Einstürzende Neubauten; в её творчестве находят отражение многие идеи дадаизма (пример).
Алсо, дадаизм дичайше котируется дядей Мишей в проекте Fantômas (они сами говорят, что играют дада-митол). Особенно дадаизмом проникнут первый альбом. Дичайший разрыв шаблона, тотальная шизофазия и взрыв мозга — я гарантирую это!
Некоторые поциенты также утверждают, что, мол, ярким примером дадаизма есть гринда.
Марсель Дюшан и кое-кто еще Усатая Джоконда. Нет, это не картина, НЕ КАРТИНА. Марсель Дюшан выходит из тьмы, чтобы сожрать твой мозг Дюшан глазами потомков «Дано» — сиськи и прочее работы Марселя Дюшана Какой-то Хаусманн в 1919 году сделал вот это Франсис Пикабия. «Испанская ночь» Нет, это не просто треснувшее стекло, это «Большое стекло М. Дюшана» Из очень раннего Тоже хорошая работа | Курт Швиттерс |
Также в XIX веке жил художник Ричард Дадд — в меру гениальный персонаж, прославившийся вселением в него египетского бога Осириса, во время поездки в страну пирамид, и выпилом собственного бати. Позже в психиатрической лечебнице им было написано множество шизофренических картин, которые, конечно, к дадаизму никакого отношения не имеют.
Дадаизм. Уроки истории искусств на Луркоморье | |
lurkmore.to