Яркие картины. Батик Габриеля Даниеля Жан-Баптиста. Картины батиком


Полвека авторского батика. Часть 2

Продолжение.Часть 1.«Душа, пролившаяся краской»

     В сущности, рисовать на привычных жестких «носителях» гораздо удобнее. Это знали еще первобытные художники, и их творения сохранились навечно. Однако некоторым художникам подавай трудности – они выбирают роспись по ткани. При этом каждый подбирает технику «по вкусу», по темпераменту. Кого-то вдохновляет запах разогретого воска и таинство перекрытий, кого-то – удобства свободной росписи и современных красителей.     Татьяна Шихирева рассказывает: «Я увлеклась горячим батиком и стараюсь не отклонятся… Тот, кто работал в этой технике, знает, что сначала надо делать самое светлое, потом темнее и темнее. И все время надо держать в голове, что у меня было светлое, что темное. Это настолько интересно и увлекательно, что отказаться от такой работы сложно».     Другие предпочитают заниматься росписью тканей именно для одежды: «Мне нравится, чтоб хлопок или шёлк жил – мялся, развевался на ветру, иногда был виден на просвет, а главное – чтоб он иногда касался чьей-то щеки и был кому-то нужен» (Вероника Павленко).     Некоторые мастера по гобелену работают и в батике, другие останавливаются на чем-то одном. «В горячем всё время надо думать про то, как там потом, все время перед глазами не работа, а корка воска. Пожароопасность при делании (один раз было!). В холодном – какая-то несерьёзность. И везде – технологии – процентов 90! С гобеленом всё с точностью до наоборот. Да, подготовки много. Но процесс – сказка. Просто, как 2х2, то есть всё творческое напряжение на сюжет, композицию, пластическое решение... Ручки чистые. Изображение видно сразу, ну, разве что не всё и на боку, но это ничто по сравнению с горячим батиком», – считает Ольга Попова.     Елена Дорожкина предпочитает живопись на шелке: «Чем больше занимаюсь батиком, тем дальше ухожу от его классических техник (холодный, горячий). Они ограничивают меня в творческих желаниях, не дают возможности делать сложные сюжетные композиционные задумки. Холодный батик – это контур – граница, он не позволяет создавать тонкие, живописные оттенки. Горячий – вовсе с воском, где все очень декоративно, но односложно и плоско, эти техники, как правило, подразумевают декорирование ткани для одежды, собственно, для чего и был изобретён батик. Мне этого не достаточно. В процессе многолетней работы в батике, я открыла для себя свою технику, позволяющую мне реализовать мои сюжеты на шелке. Моя техника – это свободная роспись. Как правило, по предварительному эскизу. Шелк позволяет красиво, нежно растекаться краске, и часто сам подсказывает новые эффекты, надо только их уловить, проявить, подчеркнуть. Процесс сложный, тонкий, но интересный. Можно сказать, мы с этой техникой взаимодействуем».  Дорожкина Елена (г. Королёв). Лето. 2005. Шелк. Свободная роспись. 49х50 см.  СайтДорожкина Батик

     Обратимся снова к истокам, на этот раз – зарождения авторского батика в СССР. Основатель латышской школы гобелена художник Рудольф Хеймрат (1926–1992), начинал свою деятельность в 1950-е годы с батика и керамики. В начале 1960-х годов Юозас Бальчиконис (1924–2010), основатель литовской школы художественного текстиля, начал свои опыты в технике горячего батика. Это были занавесы и настенные панно изо льна по мотивам литовских народных песен и легенд. Его опыт интересен до сих пор, в частности потому, что он, кажется, единственный художник (в СССР и нынешней России), который использовал в батике растительные красители. Например, зеленоватые и коричневые тона художник получал из древесной коры, мха и ржавчины. Его сын Кястутис так же создавал своеобразные, поэтичные работы. Бальчиконис Кястутис (Литва). Праздник на Немане. 1978. Хлопок. Горячий батик. 230х304 см. Национальный музей Литвы. Утонченные фигурки сидят на веслах, справа танцуют три «грации», в центре композиции – Древо и лебеди.  Бальчиконис Кястутис (Литва). Праздник на Немане
 

     Монументальные батики, близкие фресковой живописи, на выставках производили сильное впечатление. Становилось ясно, что батик вполне достоин занять место в общественном интерьере.     Выставка Юозаса Бальчикониса в Москве в начале 1970-х годов произвела настолько большое впечатление на Ирину Трофимову, что всю дальнейшую творческую жизнь она посвятила этому виду искусства. Технику батика художник изучала в Дели. Посетила многие азиатские республики и страны Юго-Восточной Азии. За полвека работы (с 1962 года) в авторском батике она никогда не изменяла горячему батику, собственному стилю и монументальному размеру полотен (обычно они имеют размер 265х100 см.). Ирина Трофимова считает, что традиционная древняя техника не ограничивает возможности автора, а помогает в творчестве. Заслуженный художник России, она более 30 лет работала в объединении «Весна». Создала более 1000 тематических и сувенирных рисунков для головных платков, отмеченных наградами. Более 100 монументальных панно, многие из которых хранятся в музеях страны и за рубежом. И каждый год появляются новые серии, посвященные различным темам. На полотнах обычно присутствуют крупные фигуры в костюмах, точно соответствующих эпохе, предметы, символизирующие выбранную тему. Персонажи молятся, читают, танцуют, беседуют, наблюдают за нами оттуда, из своей застывшей вечности.Трофимова Ирина (Москва). Египет. Китай. Средневековье. Триптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 265х100 см.  Трофимова батик

 

     В ноябре 2011 года Ирина Трофимова стала вдохновителем и организатором уникальной выставки «Текстильная фреска» в московской галерее «Беляево». Здесь были представлены только масштабные работы (от 2 метров) художников из разных российских городов. См. в блоге.      Когда перед нами работа большого формата, от нее ждешь и глубокого содержания. Напомнить об этой не утилитарной, а высокой, духовной ипостаси батика и призвана была необычная выставка.      Истоки нынешнего монументального батика уходят в глубокую древность. Сложные сюжетные композиции фресок пещерных храмов Индии позднее перешли на ткани, создававшиеся в разных техниках росписи. Это были сакральные рисунки на завесах стен, ниш и дверей храмов, ритуальных колесниц. Ткани, сохранившиеся со времен средневековья, имеют мифические и эпические сюжеты, иногда сцены придворной жизни. Известны храмовые завесы, достигавшие размеров 3х6(8) метров. Рисунок на них наносили палочкой густой краской. На юге Индии был развит восковой батик.     Но вернемся в нашу страну. Вслед за Ириной Трофимовой батиком начали увлекаться и другие. Так из Европы, кружным путем, через прибалтийских художников, резервная техника создания рисунка на ткани вновь пришла в Россию.      Для художника, работающего в текстильном производстве (дизайн тканей, головных платков, занавесов), авторский батик с 70-х годов стал отдушиной, позволял заниматься свободным творчеством.     В период перестройки батик был хорошей подмогой для тех художников, которые оказались невостребованными. Многие мастера гобелена переключились на роспись. С конца 1990-х годов все больше студентов выбирают для дипломной работы батик, всё меньше – трудоемкий гобелен. В последние годы декоративное искусство оживает после «смутных времен», масштабные биеннале, триеннале (хотя и с оговорками на вкусы организаторов) дают возможность увидеть художников изо всех регионов одновременно. По батику таких выставок еще не было, но Интернет постепенно уничтожает границы и расстояния, дает возможность увидеть многое, хотя впечатления от «живой» работы и виртуальной могут быть очень разные.Булычёв Юрий. Время. Механика.   Альбом. Булычев батик

     Есть художники, которые всю жизнь успешно работают в выбранной технике и одном стиле. Есть многогранные авторы, об их творчестве невозможно составить впечатление по одной работе, поэтому даю, где возможно, адреса их сайтов. Одних мы знаем уже много лет, другие еще только начинают интересно работать в различных техниках росписи тканей. Дабы не выстраивать модные нынче «рейтинги», далее представляю художников в произвольном порядке.

     В работах Елены Косульниковой вытянутый формат узкой ткани (250(300)х90 см) не мешает видеть «за кадром» широту российских просторов. Родной и всегда немного печальный пейзаж, мало где изменившийся с веками и перестройками. В недавней работе из этой серии – «Русский Север» появилось больше цвета, как будто солнце выглянуло, подтопило снег, нарушило сумрачную монохромность и порадовало нас приближающейся весной.Косульникова Елена (Москва). Русский Север. 2011. Горячий батик.  Косульникова Батик     Последние работы автора отражают впечатления о зарубежных поездках.

     Произведения заслуженного художника России Татьяны Шихиревой – это «театр одного художника», сверкающий всеми цветами радуги. Ее работы в технике горячего батика на шелке узнаются сразу. Это рассказы о нешуточных страстях Прекрасной дамы, Коломбины, Пьеро, Арлекина. Каждая композиция становится изысканным сюжетом из истории разных стран и эпох. «Мне хочется показать драму, трагедию, которая развивается в данном образе. Я всегда иду от какой-то интриги. Мне очень нравится рисовать подробности, например, шейку с оборочкой, свадьбу с цветочками. Интересно обращение к какой-то другой эпохе. Много копаюсь в книгах по истории, моде разных эпох, нахожу для себя какой-то образ и создаю свою собственную картинку», – рассказывает художник. Часто несколько сцен разыгрываются сразу на нескольких полотнах разной формы, составляющих не серию, а единую композицию. Действие, порой, продолжается уже на раме, где можно встретить и автора, переживающего за своих героев. А кто ж там притаился за колонной? Уж не Сам ли…? Шихирева Татьяна (Москва). Благовещенье. Левая часть композиции. 2000. Горячий батик   Альбом.Шихирева Батик

     В серии батиков Ивана Харченко умопомрачительная разница в масштабах человека, его еле видимой головки и колоссальной, но изящной, туши быка, не поместившегося на полотне, кажется невыносимой. Как будто мы смотрим на него в резко сжавшейся перспективе из-за очень близкой низкой точки. И, тем не менее, маленький человек, одетый в русский народный костюм в этой корриде побеждает. Одолевает «зверя в себе».Харченко Иван (Сергиев Посад). Укрощение строптивого. Ок. 2010. Хлопок. Горячий батик  Харченко Иван. батик
 

     А такого удалого сюжета, как у Татьяны Чагоровой («Много девок, – я один»), кажется, еще в батике не было. Необычна и форма – это единая композиция, состоящая из пяти больших полотен.Чагорова Татьяна (Пенза). «Много девок, – я один». Полиптих. 2010. Хлопок. Горячий батик. 180х80см. каждая часть  Чагорова батик     Снег – благодатный сюжет для художников, работающих на ткани, ведь батик обычно и начинается с белого полотна. Остается лишь нанести цветовые пятна на оставшиеся места… Триптихи Ольги Гамаюновой напоминают перламутровые инкрустации, манящие загадочным блеском и нежными переливами тонов: «Мир моих работ – это идеализированное средневековье: замки и небольшие селенья среди бескрайних просторов полей и лесов, гор и рек. Там сменяются времена года, и жизнь течет своим чередом. Конечно, здесь есть влияние Вальтера Скотта и Толкиена, но все это уже часть моего внутреннего мира, о котором я пытаюсь рассказать в своих работах». Три части соединены не формально, а являются единой композицией.Гамаюнова Ольга (Москва). Зима. Центральная часть триптиха. 2006. Шелк. Холодный батик  Гамаюнова Батик

     Марина Лукашевич (1968–2000) уже много лет назад опровергла предубеждение, что не все сюжеты годятся для батика – для своих выставок она когда-то придумала название: «Есть ли жизнь на шелке?». И на ее шелке, действительно, была и реальная жизнь, и сказочная. В ее работах в технике холодного батика видна абсолютная раскованность, легкий, свободный рисунок, безграничная фантазия, юмор, яркая декоративность, самобытный почерк.      Образы, как будто наперегонки спешат осуществиться, вырваться из небытия: «Моя душа, проливаясь краской, может так свободно, так точно отпечатываться на шелковой материи». Она изобрела технику двухслойного батика, в котором две почти прозрачные композиции на тонком шелке расположены параллельно: «Только оставь ненадолго два плоских прозрачных изображения на одном подрамнике – они тут же сольются в... третью, уже «объемную» картинку». В результате возникает иллюзия живых, движущихся изображений, особенно, если движется сам зритель. Лукашевич Марина (Москва). Ангел. Шелк.Лукашевич Батик
 Лукашевич Марина. Человек и кошка. Шелк. Двойной батикЛукашевич Батик(Фото с персонального сайта)

     Талант часто бывает многогранен: будучи актрисой театра-кабаре «Летучая мышь», она писала сказки и эссе, посвященные философским темам, занималась мультипликацией. Работы Марины Лукашевич, рано ушедшей из жизни, можно посмотреть на ее сайте.     Необыкновенно декоративные произведения Анны Милосердовой можно рассматривать долго, постепенно находя все новые многозначительные детали. О таких художниках, видимо, писал Уильям Блейк (в переводе С. Я. Маршака):        «В одном мгновенье видеть вечность,        Огромный мир – в зерне песка,        В единой горсти – бесконечность        И небо – в чашечке цветка».     Из калейдоскопа мельчайших подробностей и символов складываются завораживающие, графически точные, лаконичные образы, за которыми ощущаются большие культурные пласты. Реальные птицы, тигры, змеи, бараны превращаются в сказочно красивые создания. В работах привлекают неожиданные ракурсы, гиперболичность, пристальный и добрый взгляд на мир. Особенно хороши птицы: высокомерный индюк, чей-то сонный, теплый уют пуха и перьев, радость воробья, плещущегося в весенней луже. Узоры на веселых разноцветных слонах оказываются безразмерными женскими юбками… Остроумен прием соединения отдельных панно в единое произведение с помощью состыковки каких-то деталей, например, бивней слона.Милосердова Анна (Москва). Ход вещей. Триптих. 2007. Шелк. Холодный батик, роспись. 70х210 см. Москва, Дарвиновский музей     Альбом Милосердова Анна. Батик      Интересно наблюдать, как традиционная символика оживает в творчестве современных художников не формальной цитатой, набором известных знаков, а органично. Когда символ обретает новые очертания, как бы рождается заново, преломляясь с авторским, сегодняшним пониманием жизни. В работе О. Ложкиной. «Песнь предков» первобытные рисунки лосей и охотников, перешли со скал на тонкую ткань, чтобы их смогли увидеть и в дальних краях. Рисунки и символы множатся и множатся, превращая каменистые берега на ткани в смесь древних знаков разных эпох. Письмена выходят на поверхность земли, толпятся, как будто говорят: «Вот мы! Мы живы, мы с вами, не забывайте нас, ведь мы – голоса ваших предков, самая первая книга, написанная человечеством!». Нижний остров поднимается, оживает и вырастает до неба одна из мифических небесных лосих – владычиц мира, а от нее уже отделяется вторая… Ложкина О. (Ижевск). Песнь предков. Холодный батик. 145х60 см.  Ложкина Батик     Серьезные (не заказные), порой, философские темы в батике — редкость, а решенные еще и интересно декоративно – вдвойне. Светлана Шихова добавила к росписи традиционный узбекский прием простегивания. Стежка проходит то по линиям резерва, то разделяет цветовые пятна. Шихова Светлана (Узбекистан, Фергана). Продавец дынь. 2010. Шелк. 70х60 см.  Еще батики.Шихова Батик      Стоит художнику взять за основу даже несложный технический прием, например, совершенно свободную роспись, как в работах Александра Талаева, и полотно  превращается в монументальное искусство.Талаев Александр. Рождественская ночь. 2009. Шелк. Свободная роспись Талаев Батик     Сюжеты Марии Каминской бесконечно разнообразны. Это полевые и садовые цветы, морские обитатели и насекомые, реальные и вымышленные персонажи в окружении реалистичных бытовых деталей, пейзажи, изящные декоративные композиции, то загадочные, то поэтичные, то светлые, то сумрачные. В этом мире художника даже рыбы имеют свое лицо и характер. Интерьер – всегда с окном, за которым город, то ли реальный, то ли придуманный. Многоцветные или утонченно монохромные панно, лаконичные или с подробностями, которые можно разглядывать бесконечно. Чтобы ни было изображено в работе, это всегда декоративно, живописно и реалистично одновременно. Альбом.Каминская Мария (Москва). Уля. Из серии «Шелковый путь». 2011. Шелк. Роспись. 70×70 см.  Каминская Батик 

Каминская Мария. Стрекозы. Из серии «Шелковый путь». 2009. Шелк. Холодный батик. 33×80 см.  Каминская Батик 

     Найти свою тему в искусстве, собственный стиль, чтобы тебя узнавали, не глядя на подпись, – серьезная задача для художника. Яркий авторский почерк и создает главное чудо искусства.Сколько терпения, времени и хитроумности порой требуется художнику, чтобы осуществить задуманное! Иногда эксперименты рождают совсем необычные приемы, как в работах Сергея Пушкарёва (1954–2006). Он использовал шелкографию по эскизам на восковой бумаге акварельными красками. Художник разработал собственную технику росписи красителями по заложенной в складки ткани. В плоском виде изображение дописывалось аэрографом. Альбом.  Сергей Пушкарёв (Сергиев Посад). Зимнее солнце. 1985. Шелк. Авторская техника. 90х160 смПушкарев Батик 

Сергей Пушкарёв. Старинная музыка. Часть триптиха. 1980. Шелк. Авторская техника. 90х110 см. Москва, Музей современного искусстваПушкарев Батик     Необычная техника помогала передать в произведении то, что так трудно выразить: впечатления, эмоции, философские поиски смысла бытия:         «… Летим бесконечностью в нас и над нами,         Грустно на тверди земли».                   (Из стихов художника).

     При соединении разных видов искусства часто возникает нечто интересное. Виктория Кравченко (1941–2009) дополняла батик офортом. Ещё работы. Кравченко Батик 

     Книжный график Елена Узденикова, занимаясь одновременно и батиком, органично совместила роспись на шелке с книжными иллюстрациями к персидским сказкам. При издании (в отличие от древних свитков), иллюстрации будут выполнены обычным полиграфическим способом, но миниатюры сохранят необычный эффект рисунка на ткани. Альбом.  Узденикова Елена. Иллюстрация к персидской сказке «Золотой сазан». 2002. Шелк. Холодный батик, роспись. 15х25 см.  Узденикова Батик 

     Конечно, это только часть тех авторов, которые заслуживают внимания. Больше фотографий работ художников смотрите в блоге по тегу БАТИК.

О душе, акриле и музейном текстиле

     Любые живые чувства и мысли, волнующие художника, как это ни покажется кому-то странным при разговоре о декоративном искусстве, можно передать в картине на ткани. И если они действительно есть у автора, то легко найдется и соответствующее нестандартное, естественное композиционное решение. Тогда не понадобятся формальные приемы деления плоскости квадратами, полосами и прочими геометрическими фигурами, эти «строительные леса», не несущие никакой смысловой нагрузки.     Однажды я присутствовала в Строгановке на обсуждении эскиза дипломного проекта студентки с преподавателем. Ее гобелен был посвящен изображению Георгия Победоносца во вполне каноническом варианте. Эскиз был грамотно разделен на три части и еще на разные части внутри… Подумалось: «Что ей Гекуба?». Не похоже было, что молодая девушка так сильно увлечена этим сюжетом, чтобы потратить на него много месяцев своей творческой жизни…     «Пролейте душу краской», и вы вольно или невольно поделитесь со зрителем своей болью и радостью. Тогда найдется отклик и в его душе.     Для зрителя, если он не разбирается в приемах росписи, не имеет значения, в какой технике сделано произведение. Он воспринимает образ в целом.     Цветы, которые, кажется, трепещут лепестками, или волна, готовая вот-вот обрушиться на восторженного зрителя, поражают иллюзорной достоверностью и техническим мастерством. Профессиональное умение, бесспорно, необходимо. Но разве техника – главное в художественном произведении, а фотографическая точность – это цель художника? Вспомним Анатолия Зверева, который мог гениально и лаконично нарисовать портрет на салфетке чем угодно.     Работа горячим воском завораживает, она сродни древней магии. Если художник работает в «чистой» технике горячего батика это представляет особый интерес, но это не значит, что холодный батик и другие, авторские, смешанные техники «хуже». Это просто разные способы декорирования ткани. Приемы создания рисунка непосредственно красителем на ткани, скорее всего, даже более древние, чем способы резервирования. Живопись на шелке минеральными красками традиционна для Китая. Японские художники издавна используют при создании, например, кимоно одновременно резерв, трафарет, утонченную роспись, вышивку, золочение.Кимоно. Фрагмент. ЯпонияКимоно. роспись 

     В наше время, когда смешиваются не только отдельные виды искусства, но даже искусство, техника и наука, неудивительно, что пытливый художник сочетает в одной работе разные техники, хотя в чистоте определенного вида росписи есть своя прелесть. Постоянно изобретаются все новые приемы работы на ткани, а промышленность быстро отвечает на новые запросы (или сама их организует).     Акриловые краски – современный аналог древних минеральных красок и прежних приемов борьбы с растеканием красителя, таких, как добавление в краски соли, загусток из крахмала, траганта, желатина и т. п. Масляная краска активно использовалась в русской старинной набойке, в создании театральных костюмов. Картина, написанная масляными красками на холсте – это тоже живопись на ткани. Но роспись на ткани в других техниках, которую можно принять за живопись маслом, например, вряд ли можно считать положительным явлением, как и любую имитацию одной техники средствами другой. Плотные укрывные краски дали художникам возможность делать рисунок на ткани свободно, как на бумаге. Художник выбирает то техническое средство, которое максимально поможет выразить задуманное. Разные виды красителей используют для различных целей: плотные краски удобны для создания живописи на ткани, но не годятся для одежды.     «Профессионал, мне кажется, – это человек, знакомый со всеми известными и владеющий всеми доступными технологиями. Я за эксперимент, так как он рождает новые эффекты, новые приемы и технологии, часто авторские, а с ними – новые настроения и ощущения у зрителя, вплоть до нового взгляда на мир…     Акрилом пользуюсь активно, считаю, что не нужно пренебрегать хорошими изобретениями. Это универсальность, широкая, активная палитра, стойкость, долгий срок жизни, новые эффекты. Правда, краски по-разному реагируют на свет, это нужно учитывать… Почему акрилом на ткани, а не на бумаге? Потому что ткань – не бумага. Акрил не уравнивает бумагу и текстиль, и не он определяет выбор техники. Разные свойства, разные эффекты, отсюда разные решения, разный результат, разное восприятие. Если работа в текстиле наводит на мысль, почему не на бумаге, значит, автор не вполне знает и понимает материал и не умеет пользоваться его особенностями», – считает Анна Милосердова.     Перейдя из разряда утилитарного изделия в станковое произведение, батик, порой, теряет декоративность и приобретает черты, свойственные живописным произведениям: перспективу, объем, светотень. «Чистая» техника горячего или холодного батика заставляет художника (или помогает ему) оставаться в рамках декоративного искусства, использующего специфику классических способов.     Выбирая укрывные акриловые краски, художник идет на то, что под ними скроется четкое переплетение нитей хлопка, живой блеск шелковинок. «Краски корпусные покрывают поверхность шелка слишком толсто и препятствуют живописи иметь блеск и надлежащую прозрачность», – отмечалось в руководстве по росписи шелка, аж, в 1624 году. Рисунок остается на поверхности, не проникая в структуру ткани, не превращаясь с ней в единое целое, как это происходит при традиционном крашении батика в чане или росписи жидким красителем.     Бывает, что технические приемы нагромождаются друг на друга, это воспринимается как насилие над рисунком и тканью. Лаконичное решение обычно самое оптимальное.     Использование валиков, штампов или механизированных приемов, их напоминающих, в станковом батике представляется бессмысленным. На то он и авторский, уникальный. Штамп уместен при тиражированном производстве ткани или утилитарных изделий.     И ещё о грустном: все чаще из произведений искусства, из жизни уходит понятие прекрасного.     Яркие краски еще не гарантируют «яркое» произведение. Таковым его делает личность художника. Видимо, она же помогает найти свой неповторимый почерк.     Батики, которые активно продаются у нас на вернисажах, в художественных салонах, через Интернет сейчас делаются, порой, вполне профессионально. Но они тиражируются, редко имеют собственный авторский стиль, поскольку рассчитаны на усредненные вкусы покупателей («чтоб как на фото, детально, понятно и красивенько»), и поэтому не имеют серьезной художественной ценности.     Конечно, проблема реализации всегда встает перед художником. Музеи редко обращают внимание на батик. Уязвимость тонкой ткани, свето- и водобоязнь, недолговечность батика, который уступает в этом и гобелену, и тем более живописным холстам, уменьшают его ценность в глазах покупателей (и снижают расценки).     В талантливых руках батик бесконечно разнообразен. Это и четкие линии рисунка, прорисованные стеклянной трубочкой, штифтом или чантингом и живые, неповторимые штрихи кистью с воском. Это окрашивание локальными пятнами внутри резервной линии или плавные переливы свободной росписи, соединенные с четкой графикой новых материалов.     Сегодня были бы интересны более активные эксперименты с использованием батика в синтезе с другими видами искусства, в дизайне интерьера.      Работы современных художников показывают – батику подвластно всё. Любые темы и масштабы: широкоформатный, высокоформатный, и даже многосерийный, преодолевающий таким образом изначальную ограниченность ширины ткани.     Батику доступны все жанры: пейзаж и портрет, абстрактные декоративные композиции и жанровые сцены, натюрморты и анималистика. Годич Марина. Зимний вечер. 2010. Шёлк. Холодный батик. 56x56см.     Альбом.Годич Батик      Батик может поражать зрителей перед началом спектакля масштабным занавесом или грандиозными размерами на выставке, в музее или в общественном интерьере. Может радовать небольшой картиной, висящей дома над диваном или в строгом директорском кабинете. Батик может превращаться в скатерти-салфетки, традиционную национальную и европейскую одежду.     У него лишь одно уязвимое место – беззащитность перед временем. И, тем не менее, недолговечная ткань часто намного переживает своих создателей. Если бы существовал архив произведений искусства, где бы могли найти пристанище работы любых авторов, мы были бы намного богаче. Пока, в некоторой степени,  преодолевают эту проблему только музеи. Пора создавать и в России музей, если не батика, то текстиля в целом. А начать можно было бы с серьезной, масштабной выставки, посвященной и истории, и современному батику.

Благодарю за предоставленные фотографии  Е. Дорожкину,  М. Каминскую, Т. Мажитову, Е. Узденикову, И. Харченко, семью Сергея Пушкарёва.P.S. Напоминаю, что вы можете написать комментарии, даже если не являетесь участником Живого Журнала.

irinadvorkina.livejournal.com

Елена Рипа: художник по батику

батик роспись по тканиЗнакомьтесь: художник из Самарской области (г. Новокуйбышевск), Рипа Елена. По образованию врач, но в ее сердце накрепко засела страсть к творчеству.

Самое интересное, что Елена как раз-таки лечит сердца, она работает кардиологом. Возможно, исцелять сердца людей — творчеством ли или медикаментозно — ее предназначение?

Кроме росписи по ткани, мастер увлекается графикой, витражной росписью и другими видами декоративного искусства. Сейчас еще изучает работу с маслом и пастелью.

Лично меня покорили ее картины, написанные под впечатлений произведений Рериха. Очень сильно!

художественная роспись ткани

батик роспись по ткани

художественная роспись ткани фото

Рипа Елена о себе: 

«Я с самого детства люблю рисование, вероятно, унаследовала это увлечение от отца – он замечательно владел карандашом и акварельными красками. Обучалась в художественной школе в нашем городе, которую успешно окончила в 1972 г. Далее я планировала продолжать обучение в московском Строгановском худучилище. Но в те времена квалификация художник не считалась престижной и тем более денежной. Поэтому я решила выбрать медицину (как и мама с папой) и поступила в институт.

ручная роспись по ткани

фото ручная роспись по ткани

В студенческие годы я занималась горным туризмом, побывала, пожалуй, во всех горах бывшего Союза. Вот почему у меня и в рисунках так много гор. Мне очень нравился Н.Рерих с его потрясающими картинами Гималаев. Я начала работу в кардиологии г. Чапаевск, а затем продолжила и в Новокуйбышевске. Моя любовь к живописи и рисованию была со мной.

роспись ткани художники

художник росписи по ткани

В 2001 году по случаю мне в руки попала инструкция по батику – как сделать самостоятельно. Я попробовала выполнить и поняла – это мое. Я стала искать любую информацию – книги – тяжело было купить, интернет тогда был мне не доступен.

Я приобретала все, что удавалось найти. Качественных материалов – краски и инструменты – не было ничего. Я пробовала любые, не получалось – переделывала, бросала и начинала опять. Но все-таки батик был мне по душе, и я стала увлекаться только им. Уже потом появлялись и специальные краски и резервы, и литература и различные интернет-сайты.

работы по росписи ткани

роспись ткани работы

Примерно через год (в 2002) в Новокуйбышевске прошла первая выставка творчества, посвященная 8 марта, меня пригласили к участию с собственными работами в технике батика.

декоративная роспись ткани

С того времени я регулярно принимаю участие в этой выставке, хоть и не являюсь художником по основной профессии. Я с радостью готовлю свои работы, чтобы специально показать их весной.

батик мастер картины

Сейчас я освоилась в различных способах – холодный и теплый, иногда смешиваю приемы, стараюсь изучить приемы свободной росписи. Был период увлечения А. Мухи – искала все его картины и пыталась подобрать технику. Путешествия в отпуск (Израиль, Таиланд, Египет) тоже вдохновляли на новые идеи для батика.

батик картины художников

батик картины своими руками

Работать я предпочитаю с доступными материалами. Краски по ткани покупаю «Гамма» или «Декола». Для их нанесения использую емкости с тонкой иглой – сейчас и такие продаются, а раньше приходилось флакончики придумывать самой, например, приспосабливать емкости от капель в нос.

Многие современные краски упакованы в тюбики, что очень удобно для использования. Из тканей мне нравятся крепдешин, Кашибо (Корея) или атлас. Последний невероятно смотрится после окрашивания и блестит разными переливами в зависимости от освещения. Кисточки обычно применяю беличьи или из колонка. В горячем способе работаю с парафином, воском и такими же красками».

стиль батик картины

работы по батику

художник по батику

irenabatik.ru

Холодный батик: картины Ларисы Моравской-Шебалковой

холодный батикВсем добрый день!

Новый автор на страницах этого блога — Лариса Моравская-Шебалкова. Ее картины (холодный батик) отличаются особой декоративностью.

Нередко художница использует для этого свои собственные «приемчики» — дополнительное украшение батика бисером, стеклярусом, пайетками и даже, по-моему, вышивкой. Все вместе дает замечательный эффект.

Об авторе:

Лариса появилась на свет 4 мая 1948 года, ее отец был художником на Волыни. Так что способностям Моравской-Шебалковой было где развиться.

Прикладное искусство она полюбила с детских лет, но больше всего обожала рисование.

В 1967 году будущий батичист поступает во Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства. Училась Лариса на отделении художественной керамики. Еще со студенческих лет автор стала участвовать  в областных и международных выставках. «Красный» диплом был получен в 1972 году. Кстати, тема дипломной работы мастера — «Русские народные сказки» — декоративные пласты, роспись.

Места работы Моравской-Шебалковой:  в Киевском фонде, в Черниговском доме народного творчества, во Львовских межобластных реставрационных мастерских (там реставрировала классический витраж).

А в 1975 году вернулась в родные пенаты — во Львовский государственный институт декоративно-прикладного искусства. Преподает теперь на кафедре керамики, а с 1976 года в научно-исследовательском секторе при институте на должности старшего научного работника. Лариса — постоянная участница областных, республиканских, международных выставок (Япония, Польша, Финляндия). Любит работать над миниатюрными картинами. Холодный батик стал основным направлением в творчестве только в последние годы.

Очень любит автор тему Индии:

Холодный батик картины

Холодный батик картины

батик картины

художник батик

батик картиныА еще у нее много ангельского, нежного, сказочного:

Холодный батик картины

Холодный батик картины

роспись по шелку фото

батик фото

автор батика

фото батик

картинки батик

Холодный батик картины

 Холодный батик картиныЭто стоит почитать:

Ярмин Василий — художник по батику

Батик Татьяны Гатько

Этностиль Вероники Павленко

irenabatik.ru

МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ СВОИМИ РУКАМИ

Запись от: 1-10-2011

батик цветы

Вот я и добралась до техники холодный батик. Очень долго, занимаясь росписью акрилом, я мечтала освоить и эту технику росписи по ткани тоже, ведь с помощью нее получаются необыкновенно красивые картины, шарфы, одежда и предметы интерьера. Еще учась в художественной школе двадцать лет назад мы пробовали расписывать шелк — правда, красок для батика тогда еще не было в продаже и мы экспериментировали с помощью акварели. Роспись акварелью по шелку давала не совсем такой эффект, как при использовании специальных красок для батика. А краски для батика я попробовала только пару лет назад.

На пробу я приобрела краски «Батик» своей любимой Санкт-Петербургской фирмы «Decola». Они продаются в наборе 9 цветов и стоят порядка 300 рублей. Довольно выгодное соотношение цена/качество. Баночки по 40 мл. Других красок для батика я не пробовала, может есть и лучшие.

краски для батика

Для того, чтобы нанести рисунок и избежать смешивания красок, я использовала не резерв, а акриловые контуры по ткани. Для картины они годятся, а вот если вы потом планируете сшить из расписанной в технике батик ткани одежду. то нужно использовать резерв, который смоется при стирке. Он продается либо в тюбиках, как акриловые контуры, либо в баночке и тогда его надо наносить через специальную стеклянную трубочку. Она, наверное,имеет какое-то название, но я его не знаю, так как не сильно большой специалист 🙂

Первой моей работой были батик цветы, которые я подсмотрела на одной китайской акварели. Итак, вдохновившись китайской росписью — картиной с пионами, я нанесла рисунок на шелк с помощью золотого акрилового контура для ткани. Ткань у меня уже была — осталась от шитья, это был искусственный шелк. Хотя я слышала, что надо использовать натуральный шелк — я его покупать не стала, так как краска вроде бы неплохо легла и на эту ткань — я попробовала на маленьком кусочке. А натуральный шелк еще надо найти, к тому же он очень дорого стоит.

батик картина

Когда рисунок высох, я стала расписывать отдельные замкнутые участки между золотыми линиями. Я смешивала краски прямо на шелке, позволяла им растекаться и образовывать неожиданные цвета. Процесс мне очень понравился, да и роспись по ткани заняла совсем мало времени — всего за два вечера я смогла нарисовать такую вот картину размером 60х60 см. Эту картину я подарила родителям на годовщину свадьбы, они были очень тронуты — это была неожиданность для них. К сожалению, пока я не повторила этот опыт и краски «Батик» стоят и ждут своей очереди. Единственное, однажды с помощью них я сделала этнический коврик на стену — покрасила хлопчатобумажную ткань концентрическими кругами. Об этом я писала в одном из предыдущих постов и выкладывала мастер класс.

Завершающий этап росписи по ткани в технике холодный батик — это проглаживание батика утюгом через хлопчатобумажную ткань в течение 5 мин. Утюг должен быть нагрет, как для х/б ткани. После этого ткань можно стирать ручным способом, лучше с мылом, а не с порошком.

батик картина

 

vse-svoimi-rukami.ru

Яркие картины. Батик Габриеля Даниеля Жан-Баптиста

птицы батик Посмотрите на эти красочные картины.

«Я являюсь творческим человеком, который нуждается в постоянном общении с природой. Для бодрости и радости жизни я нуждаюсь в постоянном тропическом солнце. Тропические леса Сент-Люсия, эскимоская лодка у побережья — вот и все, что мне нужно для вдохновения. Мое искусство выражает моё райское бытие в Сент-Люсия.»

Примерно так охарактеризовывает свой творческий путь  Габриель Даниель Жан-Баптист, художник по батику, родившийся на Карибских островах и, кажется, впитавший в себя яркость и теплоту своей родины вместе с молоком матери. Экзотические сюжеты (тропический лес, подводный мир, редкой красоты рыбы, райские птицы и попугаи) пришли к Жану-Баптисту с детства, ведь он обожал рыбачить и часами проводил наедине с природой Карибов.

В Канаде художник постигал искусство росписи по шелку целых восемь лет. Там же потом  создавал оригинальные  рекламные банеры из настоящего шелка для фирмы Display Arts of Toronto. В этой холодной стране батичист живет и по сей день, однако горячий тропический рай стал главным сюжетом его произведений.

автор батика

 Сегодня он ведет свой блог, у Жана-Баптиста есть свой Интернет-магазин, а на Ютубе он выкладывает видео-ролики по обучению росписи шелка. Скоро я опубликую несколько его мастер-классов!

Посмотрите сами, насколько яркие картины у этого автора, буйство красок и жизнерадостность покорили меня с первого взгляда. Чтобы вовсю насладиться этим потрясающим батиком, кликайте на изображение и оно увеличится в размерах, открывая тайны чудесных переливов красок.

Приятного просмотра!

яркие рисунки

яркие картины фото

яркие картины художников

яркие картины фото

яркие картины

тукан рисунок

рисунок на шелке

рисунки на ткани

рисунки море

райские птицы

попугай рисунок

подводный мир рисунки

павлин рисунок

красочный рисунок

красивый попугай

красивый батик

яркий рисунок

яркие картины фото

яркие картины художников

яркие картины фото

яркие картины

хамелеон рисунок

фрукты рисунки

фото яркие картины

экзотические цветы рисунки

батик рыбы

 Читайте также:

Бабочки батик

Нарисованные красками цветы

Батик Леонарда Томпсона

irenabatik.ru

Города в картинах. Батик | БАТИК и Я

город в картинах

Автор: Инга Завадская

Мое знакомство с батиком началось с любования изображениями цветов, которые особенно потрясающе выглядят в технике росписи по шелку. Пионы, маки, ирисы, розы, орхидеи — краска словно танцует танец на лепестках растений, то уводя наш взгляд в темные потаенные уголочки, то высветляя бликами практически добела нежные края соцветий.

Также гармонично в батике смотрится орнамент — собственно, из изображения повторяющегося узора батик и родился.

Об этом можно прочитать в статье об истории батика. Плавность линий рисунка, тонкие переходы от темного тона к более светлому — за это и ценят роспись по ткани ее поклонники.

Вот почему у меня совершенно не ассоциировался этот вид декоративно-прикладного искусства с темой города. Ведь улицы, дома, окна — это прежде всего четкость линий, графичность изображения, невозможность (казалось бы) богатого разнообразия цветовой гаммы.

города в картинах

Однако… Однако тема города в батике существует. И стоит далеко не на последнем месте. Некоторые художники отвели изображению города весьма существенную роль в своем творчестве. Посмотрим на их работы?

Итак, города в картинах батичистов.

Красочный и мозаичный город Виктории Стрелец:

города в картинах

города в картинах

Тонкий, интеллигентный, совсем особенный Санкт-Петербург в картинах Алисы Майской:

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинках

города в картинкахСказочный город этого же автора:

города в картинах

города в картинах

города в картинахгорода в картинах

Взгляд на город из окна от Марии Каминской:

города в картинах

города в картинахЯркий, сказочный, необыкновенный и очень добрый городок Александры Подозеровой:

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинах

города в картинахСвое видение темы города у художника Разиной Елены:

города в картинках

 города в картинках

города в картинкахКак видите, четкие, графические краски и линии архитектурных строений и городских достопримечательностей могут также стать идеей вдохновения для настоящего мастера!

Читать еще по теме:

Потрясающая находка – Zentangle!

Волшебные платки от Bino Tiani

Вариации на тему «Поцелуя» Климта

irenabatik.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта