Живопись 1920-1930-х годов [Художественное искусство межвоенный период]. Картины 1920


Живопись 1920-1930-х годов [Художественное искусство межвоенный период]

Основная статья: Культура в межвоенный период

Содержание (план)

В 1920-е гг. добились признания многие живописцы Западной Европы, начинавшие своё творчество в рядах модернистов. Неко­торые мастера кисти обрели всемирную известность, прежде все­го испанцы Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Пабло Пикассо

Для Пикассо в 1925 г. начался один из самых сложных периодов в его творческой биографии. Изящные образы остались для худож­ника в прошлом, картины Пикассо наполнились атмосферой ирре­альности («Сидящая купальщица», 1929 г.), бесформенными фи­гурами («Купальщица», 1927 г.). В 1930-е гг. из грубых материалов он создал несколько скульптур с полуабстрактными формами («Конструкция», 1931 г.).

С началом гражданской войны в Испании в творчестве Пикассо зазвучала тема столкновения сил добра и зла, света и тьмы, гения и безликого злодейства. Одна из самых знаменитых картин худож­ника — «Герника» — баскский город, сожжённый в годы граждан­ской войны. Светлые и тёмные краски передавали ощущение от всполохов пожара. Плачущая женщина, раненое животное, погиб­ший солдат, чья-то длинная рука со светильником (как символом надежды) — эти образы предстали перед посетителями Парижской художественной выставки. Тревожные нотки лишь усиливались в творениях великого испанца по мере того, как Европа погружа­лась в новый мировой конфликт.

Дадаизм и сюрреализм

Ещё во время Первой мировой войны в европейском искусстве проявились протестные настроения, после окончания боевых дей­ствий и по мере углубления послевоенного кризиса они лишь уси­лились. Прежние художественные стили — кубизм, футуризм, экс­прессионизм — уступают место дадаизму и сюрреализму.

Дадаизм

Участни­ки объединения дадаистов предлагали творчество ради творчества, без какой-либо цели, пародировали привычные художественные приёмы. Дадаистам были по душе маскарадные действия, фотомон­таж и коллажи. Участники объединения разрисовывали заборы, создавали не имеющие смысла псевдочертежи. Дадаисты утверждали — современную европейскую культуру надо уничтожить через разложение искусства.

Один из основателей дадаизма румынский и французский поэт еврейского происхождения Тристан Тцара (настоящее имя и фамилия Сальи (Самуэль) Розеншток) объясняет, что значит это слово: «На языке негритянского племени кру оно означает хвост священной коро­вы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозна­чением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвяз­ного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмыс­ленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».

Сюрреализм

Со временем многие дадаисты оказались в рядах сюрреалистов, рассматривавших мир как нагромождение парадоксов, бессмыс­ленного кошмара и социального безумия и воспевавших абсурдность бытия. Одним из самых известных представителей этого направ­ления стал испанский художник Сальвадор Дали, откровенно заяв­лявший: «Сюрреализм — это я». Всемирную известность получили картины Дали «Приспособление и рука» (где он экспериментирует с геометрическими формами и изображает мистическую пустыню), «Просвещённые удовольствия» (отразившие навязчивые идеи и дет­ские страхи живописца), «Телефон-омар» (изображён сюрреалисти­ческий предмет, потерявший свою сущность и функцию).

В 1930-е гг. сюрреализм (буквально — сверхреализм) шагнул за пределы Западной Европы, проникнув в Мексику, Чили, Японию. Парадоксальная алогичность сюрреали­стических произведений сочеталась с технической виртуозностью исполне­ния и глубоким философским подтек­стом (С. Дали, И. Танги и др.). Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Абстракционизм (абстрактное искусство)

Абстрактное искусство, отказавшее­ся от изображения форм, приближенных к действительности, пережило настоящий бум после Первой мировой войны. Этому активно способствовал крах привычных духовных ценностей. Отличительной чер­той творчества абстракционистов было создание определённых цветовых сочета­ний и геометрических форм с целью вы­звать у аудитории самые разные ассоциа­ции.

Одним из известнейших представите­лей этого направления был русский художник Василий Кандинский, который в 1920-е гг. перебрался жить и работать в Германию. Другим знаменитым абстракциони­стом стал Казимир Малевич, считавший себя создателем нового на­правления — супрематизма (от латинского слова «супремус» — «выс­ший»). Самым выдающимся его произведением считается «Чёрный квадрат», о смысле которого критики спорят до сего дня. Сам автор так объяснял эту картину: «Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии».

В конце 1920-х гг. интерес к абстрактному искусству стал падать. Правительства авторитарных и тоталитарных государств нередко запрещали творчество абстракционистов.

Картинки (фото, рисунки)

  • П. Пикассо. Девушка, чи­тающая книгу на пляже. 1937 г.
  • П. Пикассо. Герника. 1937 г.
  • В. Кандинский. Жёлтое-красное-синее. 1925 г.
  • К. Малевич. Супрематизм
На этой странице материал по темам:
  • Кубизм в живописи 1920-1930

  • Живопись 1920 -30

  • Все про мексику в 1920 -1930

  • Культура в межвоенный период

  • Шедевры мировой культуры в межвоенный переиод

Вопросы к этой статье:
  • Почему в 1920-е гг. в живописи происходит уход от реализма к абстрактному искусству, сюрреа­лизму, модернизму и т. п.?

wikiwhat.ru

Живопись 1920-х годов. Общие тенденции развития. Наиболее яркие представители.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 17Следующая ⇒

Живопись 1920-х годов

Этот период для живописи был бурным и продуктивным. Продолжало существовать множество художественных объединений со своими платформами и манифестами. Искусство находилось в поиске и было многообразным. Главными группировками были АХРР, ОСТ, а также «4 искусства».

АХРР

Митрофан Греков. «Тачанка», 1925

И. И. Бродский, «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году», 1930

Ассоциация художников революционной России была основана в 1922 году. Её ядро составляли бывшие передвижники, манера которых оказала большое влияние на подход группы — реалистичный бытописательский язык позднего передвижничества, «хождения в народ» и тематические экспозиции. Помимо тем картин (диктовавшихся революцией) для АХРР характерно было устройство тематических выставок типа «Жизнь и быт рабочих», «Жизнь и быт Красной Армии».

Главные мастера и произведения группировки: Исаак Бродский («Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»), Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928), портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова», 1922), Абрам Архипов, Ефим Чепцов («Заседание сельячейки», 1924), Василий Яковлев («Транспорт налаживается», 1923), Митрофан Греков («Тачанка», 1925, более поздние «На Кубань» и «Трубачи Первой Конной», 1934).

ОСТ

А. Дейнека. «Оборона Петрограда», 1928

Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа. Это были: Вильямс «Гамбургское восстание»),Дейнека («На стройке новых цехов», 1925; «Перед спуском в шахту», 1924; «Оборона Петрограда», 1928), Лабас,Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»), Пименов («Тяжелая индустрия»), Тышлер, Штеренберг и проч. Они поддерживали лозунг возрождения и развития станковой картины, но ориентировались не на реализм, а на опыт современных им экспрессионистов. Из тем им была близка индустриализация, жизнь города и спорт.

Искусства и ОМХ

Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в «Мир искусства» и «Голубую розу», которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплёка с адекватным пластическим выражением.

В Общество московских художников вошли бывшие члены объединений «Московские живописцы», «Маковец» и «Бытие», а также члены «Бубнового валета». Самые активные художники: Петр Кончаловский, Илья Машков, Лентулов, Александр Куприн, Роберт Фальк, Василий Рождественский, Осмеркин,Сергей Герасимов, Николай Чернышев, Игорь Грабарь. Художники создавали «тематические» картины, используя наработанные «бубново-валетовские» и проч. тенденции авангардной школы.

Творчество двух этих групп являлось симптомом того, что сознание мастеров старшего поколения пыталось перестроиться под новые реалии. В 1920-х годах были проведены две масштабные выставки, которые закрепили тенденции — к 10-летию Октября и Красной армии, а также «Выставка искусства народов СССР» (1927)[ .

Национальные школы живописи

Советское государство пропагандировало развитие национального искусства. Мастера русского искусства отправлялись «ковать кадры»: Евгений Лансере(Грузия), Павел Беньков (Узбекистан), С. А. Чуйков (Киргизия), Николай Хлудов (Казахстан). Поощрялось возрождение разнообразных форм национального декоративного творчества. Исламские регионы были освобождены от религиозного запрета на реалистическое искусство.

Александр Волков. «Гранатовая чайхана», 1924

В Средней Азии и Азербайджане станковая живопись была создана с нуля.

· Азербайджан: Азимзаде, Газанфар Алекпер оглы Халыков («Женотдел», 1930)

· Узбекистан: Александр Волков («Гранатовая чайхана», 1924), Урал Тансыкбаев («Кочевье», 1931)

· Туркмения: Борис Нурали

· Киргизия: Чуйков, Семён Афанасьевич (начало карьеры)

· Казахстан: Кастеев, Абильхан

Европейские регионы имели более древнюю культуру изобразительного искусства:

· Украина: монументальное искусство — М. Л. и Т. Л. Бойчук, В. Ф. Соляр, О. Т. Павленко; станковая живопись — А. Г. Петрицкий («Инвалиды», 1924), Ф. Г. Кричевский (триптих «Жизнь», 1925—1927)

· Белоруссия: В. В. Волков (1881—1954; «Партизаны», 1927), Юдель Пэн

· Армения: кроме Сарьяна — Г. С. Григорян, Александр Бажебеук-Меликян, Акоп Коджоян.

· Грузия: Ладо Гудиашвили, Елена Ахвледиани

 

33. Творчество Филонова

Па́вел Никола́евич Фило́нов (8 января 1883, Москва — 3 декабря 1941, Ленинград) — русский, советскийхудожник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов новейшего времени.

1882 — 1913

Павел Николаевич родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст. стилю, то есть 8 января 1883 — по новому, но родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; все многочисленные члены семьи значились в податных книгах и посемейных списках Рязанской мещанской управы до 1917 года.

Отец — Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии[2], до августа 1880 года — «бесфамильный»; предположительно, за ним фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. П. Филонов указывает, что отец работал кучером, извозчиком. О матери, Любови Николаевне, он сообщает лишь то, что она брала белье в стирку. Так и не установлено где в Москве жили Филоновы — в городском ли доме господ Головиных или служили у них, имели ли своё дело…

1894−1897 — ученик городской («Каретнорядной») приходской школы (Москва), которую окончил с отличием; за год до того от чахотки умерла мать.[3][4][5]

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).

В 1905—1907 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

 

Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. был принят вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.

К 1910 г относится участие Филонова в выставке «Союза молодёжи», созданного по инициативе Волдемара Матвея, Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина; к зиме 1910 г — «первая картина» (по утверждению самого художника) — «Головы» (картон, масло, 28,5 × 47,5 см.).

Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. К этому периоду относятся «Пир королей», 1913 г. (холст, масло, 175 × 215 см.), «Крестьянская семья», 1914 г (х., м., 159 × 128 см.), «Мужчина и женщина», 1912—1913 гг. (бумага, смеш. техника, 31 × 23,3 см.), а также многочисленные работы на бумаге и картоне, которые он (уже) называет «формулами»: формула цветка, городового, пролетариата и т. п.

В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.

Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г пишет декорации для постановки трагедии В.Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка.

Филонов и Хлебников

В начале 1910-х произошло сближение Павла Филонова и Велимира Хлебникова. Мимолётно, ёмким проблеском образ его и мироощущение художника — в рассказе В. Хлебникова «Ка» (22 февраля — 10 марта 1915)

...Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство». Он всегда писал людей с одним глазом. Я смотрел в его вишневые глаза и бледные скулы. Ка шел рядом. Лился дождь. Художник писал пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби.

Филонов написал портрет поэта (1913; не сохранился) и иллюстрировал его «Изборник» (1914), а в 1915 году опубликовал свою поэму «Пропевень о проросли мировой» с собственными иллюстрациями.

В творчестве Павла Филонова и Велимира Хлебникова наблюдается явное духовное родство и взаимовлияние: как в изобразительных принципах Павла Филонова — и графических опытах Велимира Хлебникова, так и в поэтическом строе, метрике последнего — и особенностях звучания, построения литературного языка первого.

Соавторство, о котором сказано выше, было единственным, как и единственным — этот случай участия П. Филонова в литографских изданиях футуристов, но выбор художника (или предложение к иллюстрированию) стихов Велимира Хлебникова — неслучаен.

Читайте также:

lektsia.com

Изобразительное искусство и живопись 1920-1930 годов (20 век)

Экономический кризис в странах Европы, наступление фашиз­ма, социальный эксперимент, предпринятый в СССР, рост нацио­нально-освободительного движения в странах «третьего мира», формирование диктаторских режимов во многих государствах — всё это наложило отпечаток на развитие художественного творче­ства. Войны и преследования со стороны властей заставили сотни и тысячи писателей, скульпторов, артистов и учёных покинуть свои родные страны. Многие из них обосновались в США, Латин­ской Америке, некоторые выбрали Советский Союз. Это вело к ин­тернационализации искусства.

Ещё во время Первой мировой войны в европейском искусстве проявились протестные настроения. После окончания боевых действий и по мере уг­лубления послевоенного кризиса они лишь усилились. Прежние ху­дожественные стили — кубизм, футуризм, экспрессионизм — уступа­ют место дадаизму и сюрреализму.

Межвоенный период стал временем формирования между­народного художественного пространства, взаимовлияние культур разных континентов становится реальным. При этом, конечно, в творчестве мастеров из стран третьего мира продолжали преоб­ладать местные традиции. Антиколониальные и социальные моти­вы также нашли своё отражение в искусстве зависимых и «полусво­бодных» стран.

Дадаизм

Участники объединения дадаистов предлагали творчество ради творчества, без какой-либо цели, пародировали привычные художественные приёмы. Дадаи­стам были по душе маскарадные действия, фотомонтаж и коллажи. Участники объединения разрисовывали заборы, создавали не имею­щие смысла псевдочертежи. Дадаисты утверждали — современную европейскую культуру надо уничтожить через разложение искусства.

К. Швиттерс. Маленькая вечеринка дадаистов. 1922 г.
Л. Тихань. Портрет Тристана Тзара

Основатель дадаизма поэт Тристан Тзара объясняет, что значит это слово: «На языке негритянского племени кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утвер­ждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что от­ныне и стало самым удачным названием для всего течения».

Сюрреализм

см. Сюрреализм в 1920-1930 годах

Абстракционизм

Абстрактное искусство, отказавшееся от изображения форм, приближенных к действительности, пережило настоящий бум по­сле Первой мировой войны. Этому активно способствовал крах привычных духовных ценностей. Отличительной чертой творчества абстракционистов было создание определённых цветовых соче­таний и геометрических форм с целью вызвать у аудитории самые разные ассоциации. Одним из самых известных представителей этого направления был русский художник Василий Кандинский, который в 1920-е гг. перебрался в Германию. Другим знаменитым абстракционистом стал Казимир Малевич, считавший себя созда­телем нового направления — супрематизма (от латинского слова «супремус» — «высший»). Самым выдающимся его произведением считается «Чёрный квадрат», о смысле которого критики спорят до сего дня. Сам автор так объяснял эту картину: «Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носи­те чёрный квадрат как знак мировой экономии». В конце 1920-х гг. интерес к абстрактному искусству стал падать. Правительства авто­ритарных и тоталитарных государств нередко запрещали творчест­во абстракционистов. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

В. Кандинский. Ангел Страшного Суда. 1911 г.
К. Малевич. Супрематическое построение цвета. 1928—1929 гг.
Д. А. Сикейрос. Революционеры

Мурализм

В странах Латинской Америки крупные перемены в искусстве, произошедшие в 1920-е гг., были связаны с деятельностью мекси­канских художников-муралистов (от испанского слова «мураль» — настенная роспись) — Давида Альфаро Сикейроса, Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Муралисты занимали левую, революци­онную позицию, были тесно связаны с коммунистической партией, а их работы демонстрировали великую внутреннюю силу народа, вскрывали социальные и исторические противоречия, стали своеобразным гимном трудящимся. В 1922 г. Муралисты создали «Рево­люционный профсоюз», объединивший многих мексиканских ху­дожников социальной направленности. Самыми известными рабо­тами этой группы стали росписи фасадов Художественной школы Чуинард и центра Плаза в Лос-Анджелесе, во Дворце изящных ис­кусств, фрески в Национальной Подготовительной школе (Сикей­рос), росписи министерств просвещения и здравоохранения Мек­сики, Национального дворца, сельскохозяйственной школы в Чапинго и института искусств в Детройте (Ривера).

Вопросы по этому материалу:
  • Какие особенности мировосприятия людей межвоенного периода привели к рождению течений сюрреализм и абстракционизм?

  • Почему в 1920-е гг. в живописи происходит уход от реализма к абстрактному искусству, сюр­реализму, модернизму и т. п.?

  • Какие новые веяния проявились в изобра­зительном искусстве Латинской Америки?

doklad-referat.ru

Артеология — Новая история искусства » Русская живопись (1920-30)

Надежда Удальцова "Горное пастбище" 1930

Изобразительное искусство в России 1920–1930-х годов рассматривается, как правило, в контексте культурного процесса, начавшегося в 1910 году и получившего название русского авангарда. В 1918 году «левое» искусство вступило в короткий период сотрудничества с молодым, только что образованным советским государством. Оказавшееся привлеченным к реализации проекта новой культурной политики, но еще не вынужденное искать компромисса с властью, оно жило иллюзией, что их идеалы совпадают.

Новаторское искусство инициировало разработку образовательных и исследовательских программ и появление новых институтов культуры: Российской академии художественных наук (РАХН), Института художественной культуры (ИНХУК), Музея живописной культуры, в котором были собраны произведения русских художников левых направлений. Организована система обучения молодых художников – Высшие художественно-технические мастерские – знаменитый Вхутемас. Современники, видевшие процесс изнутри, интерпретировали происходящие события как решительное изменение статуса искусства, повышение его роли в жизни общества. Известный историк и теоретик искусства Александр Габричевский, работая над текстом «Новая наука об искусстве», в начале 1920-х записал: «…в эпоху формализма самый предмет исследования, т. е. искусство во всем своем своеобразии, вырисовывается для научного сознания как особая область бытия и особый тип человеческого творчества» [1].

Так же решительно обособил эту «область бытия» Осип Мандельштам в статье «Слово и культура»: «Отделение культуры от государства – наиболее значительное событие нашей революции. Процесс обмирщения государственности не остановился на отделении Церкви от государства, как его понимала французская революция. Социальный переворот принес более глубокую секуляризацию. Государство ныне проявляет к культуре то своеобразное отношение, которое лучше всего передает термин “терпимость”. …Внеположность государства по отношению к культурным ценностям ставит его в полную зависимость от культуры» [2].

Было ли возможно осуществление такого отделения и возможна ли такая зависимость? Могло ли на самом деле реализоваться такое состояние культуры? Или подобная интерпретация духа времени всегда остается надеждой, предчувствием, настроением, одним из тезисов в утопическом проекте культуры, который разрабатывает русская интеллигенция? Так или иначе, начало двадцатых – это время, когда в искусстве преобладала гуманистическая составляющая, когда оно подвигалось осознанием свободы. Одновременно искусство принимало на себя жизнестроительную функцию, полнилось верой в то, что ему принадлежит особая роль в современной жизни, вне зависимости от того, на каком языке оно говорит. Очень важным фактом стало возвращение большинства молодых прогрессивных художников к проблемам живописи как таковой.

Страниц: 1 2 3 4 5

arteology.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта