Изображения на тему «Ысыах» (искать среди видеороликов). Картина ысыах


Ысыах

Ысыах

Ысыах — что это за праздник?

Ысыах (якут. ыһыах) — это древний якутский праздник, посвященный общению с Небом, зримым символом которого у народа саха является Солнце. Случилось так, что именно якуты смогли сохранить наибольшее число обрядов и алгысов (благословений) древней веры в Небо. Живым доказательством тому становится 22 июня — день летнего равноденствия и, вместе с тем, начала короткого северного лета. Народ саха всегда поклонялся Солнцу и Огню в их божественном, метафизическом смысле. Даже корень «сах» этого слова означает огонь, солнечный свет или просто — свет.

Сценарий Ысыаха предусматривает, что на Землю прибудут солнечные божества Айыы. Поэтому для них устанавливается Айыы Сэргэ — божественная коновязь. Ведь боги приедут на своих огненных лошадях.

Сэргэ

Сэргэ (якутский сэргэ — «коновязь») — ритуальные столбы у якутов. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде обработанного столба у балагана, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня и также является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира. В прошлом сэргэ устанавливались во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов.

Слово «Ысыах» можно перевести словами «кропить», «окроплять». В этот день говорят и поют добрые напутствия — Алгыс. Они обращаются не только к Айыы и Тангара, но ещё и к людям и природе — лесам, полям, озерам, рекам.

Ысыах

Позже начинаются рассказы о том, что было сделано, какие моменты в жизни особенно волновали за прошедший год, что было потеряно, а что обретено, чего удалось добиться.

Кстати, последнее использовали в годы социализма. Ысыах столь значим для якутского народа, что его решили не отменять и не запрещать, но прибавить ему советской реальности. В результате на трибуны выходили представители партии и советской власти, руководители хозяйств, простые рабочие и охотники. И говорили о том, как они выполняют пятилетний план. После этого чествовали передовиков и начинались народные гулянья. Конечно, ничего плохого в этом не было, но суть и смысл праздника, как способа единения человека и Неба, был утерян.

Национальный праздник Ысыах

Ысыах в Якутии длится несколько дней, поэтому и был назван фестивалем. Порядок проведения Ысыаха утверждается на республиканском уровне. В глубокой древности это время не входило в календарь и уравнивало сбой одинаковых дней в месяцах. В ходе этих дней проводились десятки обрядов. В основном они связаны с кормлением и поением Огня, Солнца и Неба. Это символизирует отношение, которое устанавливало тенгрианство между богами и людьми. Участники празднования ведёт себя перед богами так, как вели бы в случае приезда уважаемых и любимых старших родственников. Хочется и накормить, и показать силу, ловкость, удивить танцем, обновами, поговорить, поделиться тем, что на душе. Именно это и является основным мотивом Ысыах.

Ысыах

Следует обратить внимание на то, что якутский праздник Ысыах всегда был и остаётся весёлым и по-детски наивным. Сама его атмосфера камня на камне не оставляет от представления о подобных мероприятиях, как о каком-то мрачном языческом мракобесии с кровавыми жертвоприношениями, унылыми шаманом и заунывной музыкой. Вот примеры некоторых состязаний, которые проводятся в ходе празднования. Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах по меткам, конкурс на поедание наибольшего количества пищи и выпивания наибольшего количества кумыса. Можно подумать, что тоже самое придумывают и пионервожатые в пионерских лагерях или массовики-затейники. Правда, дети и взрослые редко воспринимают такие состязания с восторгом.

Ысыах

В ходе Ысыах же играют с большим энтузиазмом. Дело в том, что каждая такая игра является символическим актом перепрограммирования своей судьбы. Еда играет роль символа достатка, а прыжки позволяют перепрыгнуть через неудачи. В результате люди меняют свою судьбу на целый год вперёд. Меняют в положительном ключе, потому что и в спортивных, и в шуточных состязаниях, как и в гаданиях, счастливая судьба предопределена с самого начала. Ведь происходит всё это перед богами с конскими упряжками за спиной, перед Небожителями, вестниками Отца всего сущего — Тенгри.

Ысыах Олонхо

Традиция празднования Ысыах неразрывна с эпосом народа Саха Олонхо. Настолько, что полное название праздника состоит из двух слов — Ысыах Олонхо. Взаимосвязь можно выразить примерно так: Олонхо — охватывает огромнейший пласт пространства и времени. Именно в этом эпосе говорится о том, что Бог, Юрюҥ Айыы Тойон, сотворил всё то, что мы можем или не можем воспринимать, богов и человека, животное царство и мир духов. При этом человеку дарован Срединный мир. Люди являются родственниками божеств-айыы. Поводья и уздечки, которые держат за спинами люди — это символы тех поводьев и уздечек, которые держат в руках небожители. Они управляют людьми, но не в качестве рабов. Скорее, божества видят ограниченность людей и приходят на помощь в трудных ситуациях.

В виде эпоса Олонхо представляет собой собрание поэм. В них рассказывается о судьбе племени Айыы аймага, которое было послано из Верхнего мира (Үөhээ Дойду) в Средний (Орто Дойду). Это и есть тот мир, который способны воспринимать люди. Истории рассказывают о том, как происходило заселение, с какими препятствиями пришлось встретиться героям, как они противостояли трудностям. При этом герои часто вступают в схватки с представителями племени Абасы — Нижнего мира (Аллараа Дойду).

Ысыах

По традиции, Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Сказители (олонхосуты) используют особую тональность. Они или проговаривают стихотворные строфы особым речитативом, или поют строфы. Всё это делается с соблюдением особой тональности.

Олонхо полностью пропитано духом тенгрианства. Оно является посланием предков, а основным способом передачи информации древние саха сделали даже не сами стихи, а их символизм и вытекающие из него ритуалы. Какое-то время они практически полностью были заменены театральностью. Сказители читали стихи, танцоры танцевали танцы, даже шаманы кормили кумысом небо, огонь, солнце и лужайки в виде дани традициям с элементами фольклора. Теперь ситуация стала коренным образом меняться. Поговаривали даже о том, что нужно полностью отказаться от театральной стороны и оставить только сакральную часть ритуалов и обрядов. Но такой радикальный подход не прошёл из-за самой природы тенгрианства, которая никогда не ставила во главу угла собственные ценности.

Ысыах в Якутии

Если сделать Ысыах наполненным именно якутскими культовыми обрядами, то как тогда проводить его в Мирном или другой точке Якутии, где живут православные и атеисты со своими ценностями? Праздник касается всех, он якутский, но при этом общечеловеческий, поскольку тенгрианство когда-то было не только верой представителей всех тюркских народов, но вообще всего человечества, ибо это вера в Единого Бога.

Ысыах

Якутский ысыах это даже не праздник, а особое состояние. Традиционно в Якутии проводится один главный — Ысыах Олонхо в каком-то районе. Это праздник республиканского уровня. К примеру, в 2017 году он будет проходить в Вилюйском районе, в 2018 году – в Алданском, а в 2019 году — в Намском улусе. В это же время Ысыах будет проходить в каждом селении. Это главный праздник всего народа саха, и не только. Наоборот, якуты очень рады гостям и всегда стремятся приглашать самые разные коллективы со всех уголков России.

Осуохай

Далеко не случайно наиболее кульминационным моментом праздника является якутский Осуохай. Это символическое единение всех людей в одном большом хороводе. Совершая размеренные движения они движутся по направлению Солнца. Ведущий олонхосут непрерывно исполняет песни, которые возносят хвалу всему тому, что происходит. Движение может начаться днём и продолжаться до восхода солнца. Однако в некоторых улусах якутский танец Осуохай длится три дня и три ночи. Разумеется, участники меняются. Это не марафон на выносливость. Главное, чтобы хоровод длился и длился долгие часы, наполняя участников и зрителей энергией единения.

Ысыах

Согласитесь, непосвящённый турист может сделать снимки и назвать всё это фольклорным танцем. Может быть это так, но при этом ещё и коллективная молитва и медитация.

Ысыах Туймаады

Ысыах в Якутске проводится в местности Ус Хатын. Праздник встречи лета, который проходит в столице Республики Саха, с уважением называют Ысыах Туймаады. В конце июня в местности Ус Хатын, рядом с городом Якутск, собираются люди со всех концов республики, чтобы вместе отпраздновать этот особый праздник. В течение двух дней здесь проводятся различные праздничные мероприятия: конные скачки, спортивные состязания, танец осуохай, кумысопитие, застолья, концерты с участием звезд якутской эстрады, встреча солнца и т.д. Чтобы не портить национальный якутский праздник, во время проведения Ысыаха продажа спиртных напитков запрещается по всему городу.

Ысыах

Ысыах Туймаады стал настолько известным, что сюда приезжают гости с других городов России, даже представители различных стран. Ведь этот праздник полностью отражает всю сущность якутской культуры. Кроме Ысыаха Туймаады и Олонхо, проводится еще Ысыах молодежи, как говорит само название, праздник встречи лета, посвященный молодежи. Также ежегодно проводится Ысыах Манчаары, праздник со спортивным уклоном. Все уважающие себя спортсмены Якутии ждут этого праздника, чтобы помериться своими силами и обменяться опытом в спортивных состязаниях.

Ысыах. Фото

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Ысыах

Понравилась статья? Пожалуйста, оцените ее:

Загрузка...

travel-ykt.ru

Изображения на тему «Ысыах» / Фотобанк Лори

Для полноценной работы с фотобанком необходимо, чтобы в браузере был включён JavaScript. Пожалуйста, включите его.

Фотобанк Лори: продажа фотографий, иллюстраций и видеороликов для СМИ, рекламы и дизайна. Телефон: +7 (495) 933-20-17

+7 (495) 933 20 17

Фотобанк Лори: продажа фотографий, иллюстраций и видеороликов для СМИ, рекламы и дизайна. Телефон: +7 (495) 933-20-17 Все коллекции

Фотобанк Лори

WaveBreak Media

PantherMedia

Food and Drink Photo

Caro Photo

age Fotostock

easy Fotostock

mauritius images

Nature Picture Library

BE&W Photo

Идёт загрузка…

Рейтинг@Mail.ru

lori.ru

как это было — SakhaLife

70 лет назад не было события долгожданнее, чем Победа в Великой Отечественной войне. В ее честь в 1945 году были организованы якутские национальные праздники, которые сохранили свой самобытный характер и в советское время, правда в столице они не проводились, отмечали в районах. Но в Якутске были народные гуляния на Зеленом лугу и на Белом озере.2ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ

Свидетельством одного из знаковых мероприятий тех лет служит документальный фильм о национальном празднике, проведенном в 1945 году в Усть-Алданском районе в селе Борогонцы.

Кино-очерк об Ысыахе Победы был снят Иркутской студией кинохроники. Автором и режиссером выступил В. СТРЕЛЬЦОВ, кинооператором В. ГРОМОДЗИНСКИЙ, текст читал Н. ТЕНЬГАЕВ. Эта студия в 40-х годах имела собственные кинокорреспондентские пункты в Якутии, Бурятии, Туве, в Красноярском крае и Читинской области. Фильм долгие годы хранился в студии кинохроники Иркутска.3ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ

На Ысыахе Победы праздник попытались сделать по древнему обычаю. Правда Аар Баҕах заменили трибуной с огромным портретом И. СТАЛИНА, под которым после алгыса установили чорон с кумысом. В обязательном порядке читали доклады о трудовых достижениях, ставили «культурный шалаш», в котором развешивались лозунги, диаграммы, портреты участников войны и победителей социалистических соревнований. Проводились смотры национальной одежды, выступала местная самодеятельность, приезжали артисты. Как и сегодня, на праздник съезжались олонхосуты, свершался ритуал кумысопития, проводились спортивные соревнования, конные скачки, люди приходили на Ысыах в национальных платьях.4ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ

         Факты об Ысыахе Победы 1945-го года:

  1. На Ысыахе Победы присутствовали III секретарь обкома партии Герасим ПОПОВ – первый секретарь Усть-Алданского района с 1939-1941, в 1953 г. Позже он был назначен первым министром культуры ЯАССР. Своим докладом о трудовых успехах и призывами о досрочном выполнении планов Попов открывал мероприятие.
  2. Из известных людей тех лет в празднике приняли участие первый театральный художник Якутии Георгий ТУРАЛЫСОВ, его можно увидеть среди людей, стоящих на трибуне. Возможно он был главным оформителем ысыаха. Также можно назвать В. ПРОТОДЬЯКОНОВА-КУЛАНТАЙ, государственного и общественного деятеля, прозаика, драматурга, лауреата Государственной премии им. П.А. ОЙУНСКОГО. Присутствовал Афанасий МИГАЛКИН, чуть позже он стал министром сельского хозяйства. В кадре узнаваемо лицо любимой в народе певицы АННЫ ЕГОРОВОЙ и первого лауреата Сталинской премии, знаменитого овощевода и огородника Михаила ЕГОРОВА.5ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ
  3. Церемонию алгыс проводил старейшина Иван ГОВОРОВ. Его, как и полагается, сопровождали 9 юношей и 8 девушек с чоронами. Алгыс произносился в духе того времени. Согласно рекомендации заместителя начальника Управления по делам искусств того времени А. МАКАРОВА, он был наполнен новым социалистическим содержанием.
  4. На Ысыахе Победы проводились церемония массового кумысопития, спортивные состязания, конные скачки, осуохай. Кроме того, в фильме подробно сняты интересные сценки подготовки к ысыаху: доение кобыл, изготовление кумыса с заправкой его маслом, сюжет натирания маслом кумысной посуды для выявления красивой узорчатой поверхности.6ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ
  5. Рекомендации по проведению ысыаха написал заместитель начальника Управления по делам искусств при СНК ЯАССР Андрей МАКАРОВ. Он проанализировал опыт проведения ысыаха в 1944 г. и все его рекомендации точно были соблюдены на ысыахе Победы в Усть-Алданском улусе. Да, шла война, личного скота почти ни у кого не осталось, во многих районах была засуха, царил туберкулез, голод, но жизнеутверждающий праздник состоялся!
  6. Ысыах Победы прошел 19-21 июня в местечке Мюрю возле села Борогонцы. Недалеко от него в Чаране в сентябре 1936 г. был ысыах с участием П. А. ОЙУНСКОГО. Под впечатлением этого ысыаха народный художник Якутии П. РОМАНОВ написал картину «Колхозный ысыах» (1936), которая хранится в Национальном художественном музее РС (Я).7ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ
  7. В каждом районе проводились колхозные, межколхозные и районные ысыахи, в которых участвовало от 1000 до 5000 тысяч человек. В отчете Усть-Алданского района 1945 г. писали, что на ысыахе Победы приняли участие 10828 человек.
  8. Для приготовления кумыса было надоено 540 кобылиц, использовано 10 пудов масла. Сплетено 4 тысячи 58 метров веревок из конского волоса (ситии). В конных скачках приняло участие 78 отборных лошадей. Лучшими в спортивных соревнованиях в основном были тандинцы. Собрано на праздник по колхозам 713 чоронов и разной утвари.8ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ
  9. Фильм небольшой, длится около 10 минут. Если говорить о 1940-х годах, то это первый и единственный документальный фильм об Ысыахе тех лет. Был бы другой, обязательно обнаружили бы.
  10. Сегодня сведений об участниках того знаменательного события по Усть-Алданскому району не нашлось. А вот в Таттинском районе имеется свидетель – Владимир Ильич СИЗЫХ, мастер-краснодеревщик, отличник культуры РС(Я), проработавший в Якутском художественном фонде около 30 лет. Но мы надеемся, что участники обязательно найдутся, откликнутся, так как на ысыахе было много детей, они помогали взрослым.9ОБ ЫСЫАХЕ ПОБЕДЫ

Во всей церемонии Ысыаха Победы зримо воплотились жизнеутверждающий оптимизм и поэтичность, глубокая философская мысль и практическая смекалка этноса, этим и дорога для нас бесхитростная документальная съемка тех далеких и незабываемых лет.

Ася ГАБЫШЕВА,

директор Национального художественного музея РС (Я),

искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я), член Союза художников России, член Академии духовности РС(Я).

sakhalife.ru

Про композицию "Ысыах" и не только...

Сам же агысчыт (а может и не алгысчыт) тоже пропал, остались только ноги. Может быть он сильно выделялся от всех, вот его и стащили на пару с девушкой.

Или же вот он, алгысчыт?

"Портрет" парня прыгунаА вот и борцы. Ведь никакой ысыах не проводится без хапсагая. Только захват у соревнующихся какой-то непонятный. Ощущение, что показана не якутская борьба, а борьба на кушаках.Слева хорошо виден один из "секундантов". В руке выделанная кожа, которой был укрыт борец до начала поединка. Ведь в старину противники до начала схватки друг друга не должны были видеть.

Пользуюясь разрешением на фотосъемку, запечатлел и другие экспонаты.

Попов Василий Петрович "Якутка у коновязи", 1947

Амыдаев Николай Данилович. "Старый рыбак", 1980

Марков Федор Иванович. "Встреча", 2007

Саввин Егор Петрович. "Встреча лета", 2008

Аммосов Терентий Васильевич. "Осуохай", 1974

Попов Семен Петрович. "У тюсюлгэ", 1947

Марков Федор Иванович. "Дух озера", 1997

Аммосов Терентий Васильевич. "Хомусистка" и "Олонхосут", 1950

Ильин Дмитрий Иванович "На кумысный праздник ысыах", 1946

Для поддержания оптимального температурного режима и влажности в каждом зале установлены специальные датчики, данные с которых берутся несколько раз в день. При необходимости эти показатели можно регулировать. Кроме того, чтобы из-за сухости воздуха на изделиях не появлялись мелкие трещины, в витринах стоят пиалки с водой.

Чепрак (суконная, ковровая, меховая подстилка под конское седло, кладётся на спину под потник).

Неизвестный автор. Первая четверть XIX века

Кычым (украшение по бокам седла). Неизвестный автор. Первая четверть XIX века

Женское седло. 1857 год. Неизвестный автор.

Еще одно седло. Неизвестный мастер, 1851. Только вот работникам музея нужно поменять либо седла местами, либо надписи под ними, так как здесь возникла небольшая путаница в годах.

Добрынин Прокопий Иванович. "Пой, шаман, солнцу!" . Майолика, 1961

Карамзин Владимир Семенович. "Едут на ысыах", серия "Ысыах", 1976 (бумага, литография)

Карамзин Владимир Семенович. "Тюсюлгэ", серия "Праздник лета", 1976 (бумага, литография)

Осипов Афанасий Николаевич. "Народные писатели Якутии", 1974 (холст, масло)

Чикачев Андрей Васильевич. "Мечта", 1997 (холст, масло)

Романов Петр Петрович "Витязь с невестой", 1938 (холст, масло)

Спиридонов Юрий Васильевич. "Хозяин Момских гор", 1985 (холст, масло).

Естественно, что это далеко не все экспонаты. Советую всем сходить туда, посмотреть на всё это своими глазами, а не на фотокарточках 900х600. Уверяю, впечатления будут совсем другими...

yakutia.livejournal.com

Виртуальная программа «Праздники народов Среднего Урала: Ысыах (якутский праздник)»

yys1Ежегодно в июне в республике Саха Якутия отмечается национальный праздник – Ысыах. Для якутов это день встречи лета и пробуждения природы, расцвета духа человека и единения людей. Это самый главный праздник в Якутии. По сути своей, Ысыах является якутским Новым Годом, и, как ни странно, отмечают его в жаркие дни лета.

Слово «ысыах» дословно можно перевести как «изобилие», и это неслучайно, ведь данный праздник тесно связан с божествами солнечного света и плодородия.

В Якутии очень суровый климат, нередко зимой температура может упасть до – 60°С. Поэтому и лето сюда приходит поздно – в конце июня. В это время и принято встречать Ысыах. До начала Великой Отечественной войны этот праздник отмечали 22 июня – в день летнего солнцестояния. Но после окончания войны по этическим соображениям (дата совпала с началом войны – 22 июня 1941 г.) Ысыах стал проводиться в период между 10 и 25 июня. А с 1999 г. в Якутии Днем национального праздника Ысыах объявлено 21 июня.

yys2

Историки считают, что праздник зародился в степях Центральной Азии. Элементы якутского праздника имеют сходные черты с летними праздниками тюркских народов: тувинцев, татар, башкир. У якутов сохранилась древняя традиция, характерная для скотоводческих народов – делить год на две половины, а сам Ысыах является своеобразной границей между старым и новым, прошлым и будущим. Этот праздник как знамение завершающего года (дыыл) и начало нового года (сыл). Новым годом называют период окончания хозяйственного цикла.

Первые письменные упоминания об Ысыахе принадлежат голландскому путешественнику И. Плесу и относятся к концу XVII в. Он ехал в Китай через Сибирь и стал свидетелем этого праздника. Позже, в своих записях, он написал, что это очень яркий праздник, отличающийся особой торжественностью и пышностью костров, которые разводят якуты и поддерживают во время всего празднования.

yys3Традиционно Ысыах сопровождается обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких. Но для якутского народа Ысыах – не только повод для веселья. Это праздник, который чтит память предков. Учитывая тот факт, что в Якутии не только очень холодная, но и длинная зима, для жителей этого региона короткий промежуток лета – это единственная возможность встретиться со своим родом. Ысыах как культ торжества и радости жизни, был праздником семейным. К празднику готовились заранее, каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса, сшить праздничную одежду. Семейные традиции праздника включали приглашение всех близких и дальних родственников, совместная трапеза и благословения уважаемых и почтенных членов семьи молодому поколению. yys4Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова». Через благопожелания задавалась стратегия будущей жизни. Непрерывность жизни подчеркивается на Ысыахе той ролью, которая принадлежит в ней старикам и особенно детям. Участие в таких обрядах представителей всех поколений символизирует вечное продолжение человеческого рода.

Участники торжества должны были приходить в традиционной праздничной одежде, женщины надевали серебряные украшения. Праздничная одежда у якутов передавалась из рода в род. Прийти на праздник в повседневной одежде рассматривалось как нарушение праздничного этикета.

yys5Ысыах устраивался под открытым небом. Выбирали красивые места с широкой поляной и площадкой для тюсюлгэ – деревянного сооружения, состоящего из двух или нескольких столбов, соединенных перекладиной. Около тюсюлгэ собирали всю резную кумысную посуду. На восточной стороне от тюсюлгэ ставили от одной до четырех сэргэ или коновязей (ритуальные столбы или деревья). Верхушки сэргэ увенчивались изображениями головы коня, а бока покрывались художественной резьбой. Сэргэ украшали разноцветными жертвенными лентами – саламой. В качестве сэргэ также использовались молодые березки, между которыми натягивали волосяные веревки с разноцветной саламой, берестяной посудой, охотничьими трофеями. Расстилали меховые ковры с деревянными кубками для питья. На круг перед народом выходили танцоры с чаронами – сосудами из цельного куска дерева, благословляли народ и поздравляли с приходом благодатного лета.

yys6

Во время празднования проводятся состязания в верховой езде, перетягивании палки, якутской национальной борьбе, по прыжкам. Особое внимание следует обратить на народные игры, разыгрываемые на Ысыахе. У якутов в старину, на исходе старого года и наступлении нового, выбирали двух молодых людей, из которых одного наряжали в одежду из шкуры белого жеребенка, другого – в одежду из шкуры рыжего или черного жеребенка. Первый из них назывался сыном айыы (доброе божество) и олицетворял собой духа хозяина нового года, а другой – сыном абаасы (злой дух) и символизировал дух хозяина старого года. Они начинали бороться. Это называлось состязанием за первенство или состязанием за молочную пищу. При этом определялось угощение, которое поступало в пищу победителю – кумыс с маслом. Победителем должен был оказаться сын айыы.

yys7

yys8Символическая напряженность спортивных состязаний носила ритуальный характер. На Ысыахе было много разных состязаний, целью которых было «завоевание счастливой доли». Например, такие игры, как прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам, якутская борьба, стрельба из лука и конные скачки можно рассматривать как своеобразный диалог с судьбой. В основе ритуальных игр лежат обменные акции, одним из таких символических обменов является обмен удачей, счастьем. Проводились и шуточные состязания, когда победителем становился тот, кто больше съедал пищи и выпивал кумыса. Это своеобразный «обряд едоков». yys9Здесь судьба участников игры реализовывалась через обрядовое воплощение еды, то есть чем больше выпито и съедено, тем больше счастья заслуживал победитель в будущем году. Магическое поверье «загадать на свою судьбу» сохраняется до сих пор. Все действия, происходившие в первый день Нового года, служили образцовой моделью, которая переносилась на весь год.

На главном якутском празднике также совершали ритуальные гадания, которые заранее были ориентированы на положительный результат. На Ысыахе давалась уникальная возможность прорыва своей судьбы: человек как бы стирал свое прошлое и переигрывал заново судьбу. С этой точки зрения Ысыах можно рассматривать как «игру с судьбой», где главными в празднике были не небесные божества, а сами люди – люди, которые не только молили о благополучии, но и завоевывали свое счастливое будущее.

Главным элементом Ысыаха является хоровод осуохай, означающий жизненный круг и символизирующий всеобщее единение людей. Танцующие, двигаясь в неторопливом темпе по направлению движения солнца, как бы совершают круговорот во времени и пространстве и отдают дань благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. В хороводе присутствует ведущий – олонхосут, в чьи обязанности входит исполнение песен, посвященных окружающей реальности и возводящих хвалы происходящему вокруг. Этот танец непрерывно продолжался до утра, участники при этом менялись. Считается, что каждый, кто входит в круг, заряжается энергией на целый год. Осуохай отдает дань уважения матушке природе за то тепло и свет, что она дарит людям, пусть даже совсем недолгий промежуток времени.

yys10

Кульминация праздника – обряд окропления огня, травы и деревьев традиционным напитком, приготовленным из кобыльего молока – кумысом. В соответствии с древним обрядом шаман окроплял кумысом всех присутствующих. Этот ритуал символизирует рождение Вселенной и человека и одновременно служит данью благодарности «небесным божествам».

yys1213

 

Ысыах – единственный праздник якутского народа, сохранивший свой самобытный характер и в настоящее время. В этом уникальность календарно-праздничной культуры народа саха, его притягательная сила в жизнеутверждающем начале: продолжение жизни, начало новой семьи, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью и добру. Здесь ярко отразилась экологическая культура якутов с ее почитанием природы и бережным отношением ко всему живому. Культурная традиция народа саха никогда не теряла национального духа, своего этнического «лица». Ысыах оставался и до сих пор остается той уникальной культурной нишей, где сохраняется этническая специфика народа: осознание этнической идентичности, национальная одежда, пища, праздничная утварь, музыкальная культура, фольклор.

Национальный праздник Ысыах – это уникальное духовное богатство якутского народа, это символ якутской культуры, своеобразная миниатюра традиционной картины мира народа саха.

В Свердловской области Ысыах отмечают екатеринбургские якутяне – участники Свердловского областного национально-культурного сообщества саха «ААН ДОЙДУ». Ежегодно на открытых площадках города проводится гуляние с национальными играми, угощениями и концертной программой.

yys1314

www.somb.ru

Ысыах Олонхо: Событие, объединяющее Якутию

Ысыах Олонхо, прошедший в местности Хомустах Вилюйского улуса, объединил более 1 700 жителей и гостей республики. За два дня проведено больше 50 мероприятий и конкурсов республиканского уровня.

Местность Хомустах – традиционное место проведения праздников вилюйчан с сороковых годов прошлого века. Красота природы не оставила равнодушными гостей Ысыаха.

«Я в Якутии не первый раз, но впервые на национальном празднике Ысыах. Эмоции и впечатления переполняют – просто потрясающе. Мне кажется, что нематериальное достояние Олонхо это отдельный мир, который требует внимательного изучения», – отмечает летчик-космонавт, герой России Олег Котов.

Гость мероприятия Роман Аржаков занимается бизнесом в Москве. Он отмечает, что приглашение на мероприятие получил благодаря постпредству Якутии: «Я был очень рад посетить свою историческую родину – Вилюйский район. Степан Аржаков – мой прадед. Чувствуется, что его имя в большем почете среди жителей Якутии».

Победителем конкурса олонхосутов стал Семен Иванов – Чочу Сэмэнэ. Он удостоился автомобиля УАЗ «Хантер». Лучшей запевалой Осуохай стала Федора Донская, получив за таланты трактор Синтай.

Победительницей на аналогичном конкурсе среди детей в возрасте 7-12 лет стала Виолетта Петрова из села Сунтар. Среди подростков 13-17 лет лучшим признали Саяна Иванова из Нюрбинского улуса. В конкурсе запевал осуохая среди молодежи гран-при завоевал участник из Нюрбинского улуса Прокопий Федоров.

Победителем в конкурсе тойуксутов в возрасте 18-35 лет стал Юрий Платонов из Нюрбы, в возрасте свыше 36 лет – Лидия Харлампьева, представляющая Хангаласский улус. В групповом исполнении лучшим признан ансамбль «Дьиэрэй». Среди молодежи победителем стал ансамбль «Утум» из Вилюйского улуса.

В конкурсе «чабыргах» гран-при завоевала Сусанна Лазарева из Чурапчинского улуса. В групповом исполнении победил ансамбль «Дьуегэлэр» из Томпонского улуса.

В конкурсе игры на хомусе приняли участие семь ансамблей и 40 солистов, всего 93 участника. Обладателем гран-при среди солистов стал Эрлин Алексеев из Амгинского улуса. Среди ансамблей победителем стал ансамбль из Вилюйского улуса «Хомусчаан».

В конкурсе песен «Дэгэрэн ырыа» гран-при завоевал Прокопий Федоров. Впервые на Ысыахе Олонхо проведен конкурс среди молодежи «Олонхо дойдутун талыы-талба ыччата», где приняли участие шесть пар из пяти улусов: Усть-Алданского, Намского, Сунтарского, Вилюйского улусов и города Нерюнгри. В итоге победителями стали Сайыына Дмитриева и Айаан Семенов из Вилюйского улуса.

По данным организаторов, на торжественной церемонии открытия приняло участие 1 700 человек. Общий призовой фонд праздника составил около шести миллионов рублей.

Приготовление к празднику стоило 87 миллионов рублей. После Ысыаха Олонхо жителям Вилюйского района останется 22 новых объекта.

Инфографика: Ысыах Олонхо-2017

Сергей Винокуров: Мы гордимся, что Ысыах Олонхо проводится на вилюйской земле

ysia.ru

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм

Национальные костюмы на Ысыах. Фото: ЯкутияМедиа

16 июня 2017, YakutiaMedia. Через неделю якутяне отпразднуют долгожданный национальный праздник Ысыах – праздник лета, солнца, единения. В последние годы стало традицией приходить на праздник в национальной одежде. Напомним, в Якутске, первыми национальные наряды на Ысыах начали одевать первые лица республики в начале 2000-х годов. В этом году якутяне планируют установить рекорд Гиннеса на самое большое количество людей в национальных одеждах на Ысыахе Туймаады. Сколько стоит якутская одежда, заказать или купить читайте в материале ИА YakutiaMedia.

Многие к празднику Ысыах готовятся загодя, заказывают костюмы у портных, продумывают каждую деталь наряда.

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Национальный костюм для женщины начинается с платья халадай, которое шьют из самых разных материалов, с разными расцветками, свободного кроя. Платье дополняют жилетом, который бывает прямого силуэта или приталенным. На голову надевают серебряное украшение "бастынга".

Костюм мужчины может состоять из рубахи или комзола — легкое пальто с якутскими клапанами, воротом, рукавами и атрибутами. Некоторые заказывают головные уборы в одном стиле с летним пальто. В последнее время многие носят шапки из конского волоса.

Глава Якутска Айсен Николаев и его супруга председатель правления "Алмазэргиэнбанк" Людмила Николаева всегда приходят на праздник в якутских нарядах. В 2014 году костюмы для Ысыаха им сшила художник по костюмам Саха театра Дария Дмитриева. Костюм мэра состоит из черного камзола (легкое пальто) с металлическими вставками, воротник, подол и рукава обшиты мехом черной норки. Также имеется головной убор из конского волоса. У Людмилы Николаевой наряд состоит из платья-халадай и серого пальто с укороченным рукавом, обшитый голубой норкой.

Если Вы решили заказать платье мастеру, то необходимо купить ткань, многие заказывают халадай из шелка, понадобится 5 метров, такая ткань в среднем стоит 500 рублей — 2,5 тысячи потратите на материал. Швея за работу попросит в среднем 3 тысячи рублей. Итого за индивидуальный пошив со своей тканью вы заплатите 5,5 тысяч рублей.

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

На прошлой неделе в Якутске прошла ярмарка национальной одежды — стоимость готовых халадаев составляла от 6,5 тысяч рублей различных расцветок и размеров.

Также свои платья в национальном стиле продают известные модельеры республики, которые ежегодно к Ысыаху шьют оригинальные платья — у них средняя стоимость составляет 13 тысяч рублей.

К платьям стало модно приобретать обувь с национальным колоритом. В этом году кожаные летние сапоги с якутской вышивкой продают за 6,5 — 8 тысяч рублей. В магазинах можно найти сапоги из эко-кожи их стоимость составляет 4,5 тысячи рублей.

Ысыах не за горами: в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

в какую сумму обойдется национальный женский костюм. Фото: ЯкутияМедиа

www.yakutiamedia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта