Картина красавица Нанни Веронезе в Лувре. Картина веронезе
Картины, описание картин — Веронезе, Паоло
В изобразительном искусстве XVI века – времени заката эпохи Возрождения — тема полного духовного изменения была весьма популярной. После свойственного Ренессансу гимна чувственности и материальности наступают другие времена, когда все это начинает терять свою актуальность.И художники находят новые идеи для самовыражения сообразно настроениям в обществе. Не исключением стал и представитель венецианской школы Паоло Веронезе, обратившийся к, пожалуй, самому популярному в использовании среди живописцев религиозному сюжету – истории о Савле.О Савле повествуется в библейских «Деяниях Апостолов» — этот человек не просто ненавидел христиан, он старался бороться с ними и с учением Христа всеми возможными способами. Как-то он поехал в город Дамаск, дабы там стать во главе гонителей христиан. Но в дороге на Савла снизошел луч божественного света, ослепивший его. А затем он услышал Голос, спросивший, за что же Савл гонит Его? Потрясенный всем этим прежний Савл – противник христиан исчезает и на его место приходит другой Савл — верный последователь Иисуса, ставший с того момента апостолом Павлом.Центром композиции является упавшая на землю лошадь Савла. Кажется, будто луч с небес обладает мощной силой, разбросавшей все вокруг – деревья отклоняются в сторону, как от взрыва, лошади вырываются из рук всадников и стремятся прочь, люди бегут и падают. Сам же Савл распростерт на земле, пораженный обращением Бога. Его тело выписано в таком же ракурсе, который любил применять в своих полотнах Микеланджело.В картине нет присущей Ренессансу четкости, выверенности и нарочитой театральности сюжета – персонажи перекрывают друг друга, сталкиваются между собой, а некоторые из них выписаны лишь частично, как будто выходя за рамки полотна. При этом зрителю как бы предлагается самим домыслить всю полноту изображения картины.Все эти приемы были в то время новым словом в живописи и являли собой разительный контраст с полотнами эпохи Возрождения, где все персонажи имели свои места, а место действия четко ограничивалось рамками картины.
www.art-drawing.ru
Описание картины Паоло Веронезе «Распятие»
Картина не велика в своем размере. Всего 24,8X22,2 см. Поступила она в музей декоративно-прикладного и изобразительного искусства Эрмитаж еще в 1772 году. До конца считалось, что это холст, который приклеен на дерево.
На кресте, который приподняли над землей, распинают Иисуса Христа. Один из участвующих в убийстве обхватил ноги, другой с правой стороны вбивает в ладонь гвоздь, средний палач держит его за руку, а четвертый буравит сторону креста. Ладони обязательно изображаются открыто. С левой же стороны двое всадников наблюдают за всем происходившим. А с правой двое провинившихся разбойника идут на казнь в полной наготе, которые согласно евангельскому повествованию будут распяты рядом с Христом по обе стороны.
Картина передает своему зрителю всю мучительную боль, которая смешивается с безусловным ужасом. Художник старался воссоздать на холсте все те ужасные муки, которые испытал на себе Христос.
В связи с тем, что появились сомнения, что эта картина является творением Паоло Веронезе, а именно из-за значительного отличия центральной части картины от верхне изображенного неба и с изображениями на нижнем, левом и правом краях, были проведены подробные работы и исследования.
На общем фоне рентгеновского снимка сразу бросается в глаза центральная часть картины, где изображено пригвождение к кресту Иисуса Христа. Эта часть не дает строение основы. Со всех сторон она окружается приставками из тончайшего холста. Грунт и строение абсолютно однородны и отчетливо проявлены.
По всему центру четко образуются горизонтальные строки черных букв написанных в готическом стиле. Это дает основание утверждать. что изображение Распятия наносилось на пергамент, на котором уже ранее были надписи, нанесенные краской.
opisanie-kartin.com
Картина красавица Нанни Веронезе в Лувре
Существует несколько гипотез на счет того, кто изображен на картине, называемой «Венецианка» и о том, каково предназначение произведения, его культурное и социальное значение. Что это за работа: портрет или брачная аллегория, изображение куртизанки или женский идеал венецианской республики XVI века?
До XIX века работа не известна. Впервые работу приписывают кисти Веронезе в 1870 году, когда картина упоминается в каталоге, выпущенном для выставки личной коллекции Анатолия Демидова, принца Сан-Донато. Анатолий Демидов когда-то являлся валетом русского царя, а затем женился на принцессе Матильде, дочери Жерома Бонапарта (брата Наполеона Бонапарта). Выставка проходила в стенах виллы «Сан-Донато» в окрестностях Флоренции. В том же 1870 году картина была продана за 30 200 франков.
Именно барон Шлихтиг обрамил портрет золотой рамой, в которой посетители Лувра могут видеть картину сегодня. Картина Венецианка выставлена в той же зале Лувра, что и Мона Лиза Леонардо да Винчи. Барон Шлихтиг умер рано в 1914 году и завещал свою богатую коллекцию картин Лувру (кроме красавицы Нанни, Лувру достались «Мадонна» Боттичелли и «Одалиска» Франсуа Буше).Женские портреты в Венеции XVI века.
Совершенно очевидно, что перед нами – венецианка. Несмотря на то, что картину называют "Красавица Нанни", не доказано, что портрет изображает женщину из семьи Нанни. Эпитет «красавица» не применим в обращении к даме из знатной и богатой венецианской семьи.
Тициан. Герцог Урбино (Франческо Мария делла Ровере). |
Тициан. Герцогиня Урбино (Элеонора Гонзага). |
Эта особенность Веронезе мешает созданию правдоподобной картины человека, изображенного на портрете и порождает конфликт между, с одной стороны объектами и материей, которые тщательно выписаны, так как несут некую смысловую нагрузку, и с другой стороны лицом персонажа, которое представляется абстрактным и поверхностным.
Веронезе. Графиня Люсия да Порто и ее дочь Порция. |
Веронезе. Граф Изеппо да Порто и его сын Адриано. |
Известно, что Веронезе, довольно часто в своих работах на религиозные темы, придавал изображенным на полотнах святым, лица своих современников – чаще всего заказчика и членов семьи заказчика. Тем не менее, информация о том, кто именно изображен на портретах не сохранилась.
Очень много споров вызывала картина Веронезе Брак в Кане Галилейской, где невеста очень похожа на Венецианку. Многие исследователи выдвигали тезис о том, что группа музыкантов в центре картины –это художники и современники Веронезе. В белом – сам Веронезе, в голубом - Тинторетто, играющий на скрипке и в красном - Тициан. Однако, этот тезис не был подтвержден. Художники Ренессанса придают даже историческим фигурам, те идеалистические черты, которые соответствуют ожиданиям и ценностям их современников.
Образ куртизанки в итальянской живописи XVI века.
Итак, картина Венецианка Веронезе из Лувра – не портрет и тем более не дама из рода Нанни. Может быть на картине изображена куртизанка? В конце XV века моделями для женских портретов чаще всего выступали женщины-куртизанки, женщины, которым разрешалось делать то, на что не имели право другие (рядовые девочки, невесты и жены).
Джорджоне. Лаура. |
Нигретти. Куртизанка. |
Монна Ванна или Голая Джоконда. |
Тициан. Флора. |
Бордон. Флора. Лувр. |
Образ невесты в итальянской живописи XVI века.
Итак, наша Венецианка не имеет ничего общего с куртизанками Венеции. Может быть она – невеста? По традиции, во время брачной церемонии венецинки надевают белое платье. Волосы у невесты распущены, голову обязательно венчает корона, на плечи спускается прозрачная фата.
Бартоломео Венето. Лукреция Борджиа |
Дюрер. Автопортрет. Лувр. |
Венецианка – это образ идеальной женщины Веронезе?
Венецианка отвечает всем критерием красоты, установленным Тицианом в 1510 году. Нравится ли Вам нежная белизна кожи лица Венецианки? Согласно сборникам рецептов красоты Венеции XVI века такой цвет лица венецианки достигали посредством эпиляции и ночных компрессов из кусочков сырой телятины, которые предварительно были выдержаны несколько часов в молоке.
Выходя на солнце венецианки покрывали лицо прозрачной фатой, чтобы защитить кожу лица от палящих лучей солнца. Обратите внимание на золото волос Венецианки. Согласно рецептам красоты, такой цвет волос можно было получить, выставляя мокрые волосы на солнце. Надев специальную шляпу с широкими полями, но с отверстием вверху для волос, венецианки проводили часы на крыше своих дворцов, время от времени смачивая волосы специальной губкой с длинной ручкой.
Образ красавицы в картинах венецианских художников XVI века.
Среди картин итальянских художников, можно выделить еще один портрет-тип под условным названием Красавица, на которых изображали выдуманных персонажей. Например, картина Тициана Дама в Голубом или Красавица, которая будет создана по заказу герцога Урбино в 1536 году и о которой точно известно, что это не портрет конкретной личности, а независимое произведение искусства, где художник изобразил выдуманный образ.
Тициан. Красавица или Дама в Голубом. |
Тициан. Венера Урбинская. |
В это же время много литературных произведений посвящено la donna parfetta. Например, в произведениях поэта Ритратти, идеальная женщина соединяет в себе черты шести самых красивых женщин того времени, среди которых первое место было за Изабеллой Есте, примадонной.
Жемчуг в Венеции XVI века.
Обратите внимание на богатство украшений Венецианки. Тяжелые золотые украшения на плечах, золотая подвеска на талии, нитка жемчуга на шее, золотые браслеты, кольца и украшения в волосах.
Нужно сказать, что жемчуг был в большом почете у венецианок в XVI веке: жемчуг носят в прическе, в ушах, вышивают жемчугом воротники. Увлечение жемчугом достигает таких масштабов, что что в Республике вынуждены принять законы, ограничивающие моду на роскошь, страсть к которой ведет к разорению семей и коррупции в государстве.
Согласно закону, разрешается носить не больше одной нити жемчуга максимальной стоимостью в 400 дукатов и только в течение первых 10 лет брака. Все женщины за исключением догарессы (жены дожа) и ее дочек, должны были строго соблюдать эти законы, неисполнение которых каралось штрафом в 200 дукатов, из которых 100 дукатов шли доносчику, 50 дукатов - служащим бюро по нарушениям и оставшиеся 50 дукатов – в казну республики.
Разрешение на ношение большего количества жемчуга могло быть дано в исключительных случаях. Например, во время праздников или церемоний, в частности во время официального визита такого важного гостя как будущий французский король Генрих III в 1574 году, когда венецианки наоборот, получают специальное указание предстать перед гостем как можно более красивыми и богатыми.
Жест венецианки.
Венецианка с картины Веронезе скромно положила свою правую руку на грудь. Этим жестом, согласно Адольфо Вентури, персонаж картины представляет себя зрителю, либо другому персонажу картины. Большой и безымянный пальцы Венецианки указывают на сердце, жест, который в аристократических кругах Венеции выражает форму приветствия и является символом преданности и уважения.
Джорджоне. Молодой человек. |
Рафаэль. Донна Велата. Флоренция. |
Лукас Фуртенагель. Художник Ганс Бургмар и его супруга Анна Аллеран. |
Лоренцо Лотто. Андреа Одони. |
Так кто же изображен на картине Венецианка?Итак, Венецианка – это идеальный женский образ. Однако, кто мог послужить моделью для создания картины? Многие искусствоведы полагают, что дама похожа на венецианку Гвистиниану Барбаро, которая в свою очередь очень похожа на невесту с картины Веронезе Брак в Кане Галилейской.
Веронезе. Жустиниана Барбаро. |
Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Фрагмент. |
www.tvoiparis.com
Веронезе Паоло. Картины и биография
Паоло Веронезе (Paolo Veronese) (1528–1588). Собственно, настоящее имя Паоло Кальяри (Caliari). Итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Родился в Вероне в семье скульптора Габриэле Кальяри. Учился у малозначительного веронского живописца Антонио Бадиле, которому приходился племянником. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х). По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. Уже в этих работах проявилась праздничность, жизнерадостность, столь характерная для творчества Веронезе. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. После этого продолжал работать главным образом в Венеции, а также исполнял заказы в Падуе, Вероне, Мантуе и Виченце. Сложившаяся к середине 1550-х годов художественная манера Паоло Веронезе воплотила лучшие черты венецианской школы живописи: легкий, артистически - изощренный рисунок и пластичность формы сочетаются в картинах художника с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных сочетаниях чистых цветов, объединенных светоносным серебристым тоном. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561, и др.). Собственно, в творчестве зрелого Веронезе фрески виллы Барбаро, построенной Палладио на терраферме, неподалеку от Тревизо занимают достаточно важное место. Отличающаяся изяществом небольшая вилла-дворец красиво вписана в окружающий сельский пейзаж и обрамлена цветущим садом. Ее архитектурному образу соответствуют полные легкого движения и звонкой красочности фрески Веронезе. В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы — плафон «Олимп» и другие — с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например, изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (“Триумф Мардохея”, 1556, в церкви Сан-Себастьяно; “Триумф Венеции”, 1578–1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477–1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. Его произведения приобретают все более светский характер: он показывает современную ему Венецию, архитектуру города, сцены из жизни; его персонажи исполнены горделивого достоинства, роскошно одеты в современные костюмы. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Часто живописец обращается к изображению пиров, праздников с обилием ярко одетых людей, со стремлением к жанровости. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (“Поклонение волхвов”, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В знаменитой картине “Брак в Кане”, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (“Брак в Кане”, 1563, Лувр, Париж; “Поклонение волхвов”, около 1571, Картинная галерея, Дрезден; “Пир в доме Левия”, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (“Обручение святой Екатерины”, около 1575, Галерея Академии, Венеция). Смелое введение Веронезе в свои произведения жизненных наблюдений, жанровых мотивов, портретов современников стало причиной для обвинения художника инквизицией в излишне светской трактовке религиозных тем. Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: “Пир у Симона Фарисея” (1570, Милан, галерея Брера), “Пир в доме Левия” (1573, Венеция, Галерея Академии) и др. Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая, иногда с оттенком жанровости лиричность (“Граф де Порто с сыном Адриано”, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (“Похищение Европы”, 1580, Дворец дожей, Венеция; “Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – “Триумф Венеции”, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580–1585). Мифологические и аллегорические персонажи соседствуют с нарядными и праздными венецианцами. В этой работе художника обозначились черты парадности, сложные иллюзионистические приемы, декоративная пышность, предвосхищавшая искусство барокко 17 столетия. Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции. Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.worldartdalia.blogspot.com