Почему Марата убили в ванной? Картина убийство марата
К годовщине убийства Марата - skeptimist (Блог Андрея В. Ставицкого)
Когда я работал в гимназии №1 Севастополя мне приходилось едва ли не каждый день подниматься на городской холм по улице Марата, вспоминая заключительную фразу из фильма "Покаяние": "Зачем улица, которая не ведёт к храму?".Дело в том, что севастопольская улица Марата ведёт не только к гимназии, но и к храму - Владимирскому собору, усыпальнице адмиралов.
С тех пор я многое в своей жизни пересмотрел. В том числе и отношение к фильму "Покаяние" и различным его сюжетам и установкам, включая ту, где старушка говорит сию фразу. Зачем дорога, если она не ведет к храму? А затем, старуха, что дороги бывают разные: и те дороги, что ведут, скажем, к туалету не менее НУЖНЫ человечеству, чем тем, что ведут к храму.
Однако, к чему я?К тому, что настало время отмечать день смерти Марата, знаменовавший собой факт террора по отношению к террористу, когда желавший унчтожить миллион французов Друг народа был убит Шарлотой Корде, что и описано у maysuryan в 223 года тому назад. К годовщине одного убийства
Это тоже она:Tony Robert-Fleury (1838-1911). Шарлотта Корде в Кане в 1793 году.
А кого она убила? Да так, революционера какого-то. Жаном-Полем Маратом звали, а ещё — "Другом Народа". Одно время во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде, в её честь, между прочим, назвали шляпку ("шарлотту"), слагали стихи и писали картины (и не только во Франции, Пушкин тоже посвятил ей хвалебные строчки).
Жан Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880
Jules Charles Aviat (1844-1931). Шарлотта Корде и Марат. 1880
Авторы этого современного комикса, изобразившие встречу Корде и Марата, явно не испытывали больших симпатий к Другу Народа
Жак Луи Давид (1748—1825). Смерть Марата. Самое знаменитое произведение, написанное в связи с этим событием, сразу по его следам, в 1793 году
Неизвестный французский художник. Шарлотта Корде и Марат
Henry Charles Chaffer (1798-1862). Арест Шарлотты Корде. 1831
Thomas Wightman (1811-1888). Шарлотта Корде в тюрьме
Charles Louis Lucien Muller (1815-1892). Шарлотта Корде в тюрьме. 1889
Артуро Мишелен. Шарлотта Корде. 1889
Adolphe Forestier (1801-1885). Суд над Шарлоттой Корде
Julian Russell Story (1857-1919). Шарлотта Корде. 1889. На этой картине показано, как на осуждённую надевают перед казнью красную рубаху, положенную приговорённым за убийство
Как заявила сама Корде, "убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона". Кстати, в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде":
Вот только шляпок в её честь почему-то не называли и столь разработанного культа вокруг неё, кажется, не сложилось. Быть может, потому, что Фанни Ефимовна была не столь молода, хороша и романтична, как Шарлотта?.. Хотя были, например, стихи К. Д. Бальмонта:Люба мне буква «Ка»,Вокруг неё сияет бисер.Пусть вечно светит свет венцаБойцам Каплан и Каннегисер.
Корде, кстати, тоже на ту же букву... Но вот в чём загвоздка. Хорошо бы, чтобы господа правые разобрались и решили сами для себя: покушения на исторических деятелей — это допустимо или нет? Или когда убивают революционеров — это достойно восхищения и одобрения, а когда контрреволюционеров — то это ужос-ужос-ужос, зверство и террор?.. :)
P.S. А, кстати, Каплан призналась в покушении на Ленина. Но стреляла ли она в него, очень большой вопрос.
skeptimist.livejournal.com
ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА (ШАРЛОТТА КОРДЕ. ГЕРОИНЯ ИЛИ УБИЙЦА?)
Готовя материал о том, что убийца Марата – Шарлотта Корде несколько последних часов перед казнью позировала для портрета французскому художнику Жану-Жаку Гауэру (Jean-Jacques Hauer, 1751-1829), я почитал биографии Корде и материалы о ней. Одни историки называют ее «жертвой французской революции», героиней, которая, подобно Матросову, бросила свою жизнь в топку этой самой Революции. Другие называют женщину «врагом революции», «идейной шизофреничкой», «старой девой, решившей таким образом войти в историю». Естественно, это взгляды сторонников разных взглядов на саму Великую Французскую революцию. У меня даже возникла ассоциация с фигурой Фанни Каплан, стрелявшей в Ленина. Все годы советской власти ее считали «вражиной», покусившейся на жизнь «вождя мирового пролетариата», ныне демократы даже выражают сожаление – Эх, не удалось тогда убить Ленина! Может быть, история бы пошла по-другому пути… Оговорюсь, что у меня нет желания обсуждать именно этот аспект случившейся в 1793 году в Париже истории. Просто в папке собралось немало интересных картин, посвященных Шарлотте Корде и ее портретов, поэтому решил сделать галерею этих работ, перемежая их цитатами биографии организатора политического убийства Жана Поля Марата (Jean-Paul Marat, 1743-1793) - Шарлотты Корде (Charlotte Corday, 1768-1793).Anonyme franзais peintre Portrait de Charlotte Corday. Versailles, Musée LambinetAnonymous French painter Portrait of Jean-Paul Marat.
Итак, Шарлотта Корде родилась 27 июля 1768 года в приходе Сен-Сатюрнен-де-Линьери близ Вимутье в Нормандии. Ее полное имя - Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон (Marie-Anne-Charlotte de Corday d’Armont). Она была дочерью Жака Франсуа Алексиса де Корде д’Армона и Мари Жаклин, урождённой де Готье де Мениваль. Кстати, мать девочки была правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. И только этот факт давал основание причислять Корде к старинному дворянскому роду и называть ее отца обедневшим дворянином, а ее – дворянкой.
François Séraphin Delpech (French, 1778–1825) Portrait de Charlotte Corday, lithographie.
Отец Шарлотты был в семье третьим сыном, поэтому не мог рассчитывать на наследство – согласно тогдашнему майорату оно перешло к старшему брату. Некоторое время Жак Франсуа Алексис служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Поэтому детство Шарлотты прошло на родительской ферме Ронсере. Некоторое время девочка жила и училась у брата отца - кюре прихода Вик - Шарля Амедея, который и дал ей начальное образование. Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать. Отец пытался устроить Шарлотту и её младшую сестру Элеонору в пансион Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили в число дворянских семей, отличившихся на королевской службе. Девочек приняли пансионерками на казённое содержание в бенедиктинское аббатство Святой Троицы в Каене, где служила их дальняя родственница — мадам Пантекулан. В монастыре девушка много читала, причем, не только духовные книги, но и сочинения Монтескьё и Руссо. Как пишут историки, «чтение этих исторических и философских сочинений сделало ее убежденной сторонницей демократических идей».
Tony Robert-Fleury (French, 1838-1911) Charlotte Corday à Caen en 1793. Musée Bonnat, Bayonne
А весной 1789 года началась Великая Французская революция. В 1790 году вышли какие-то антиклерикальные декреты, и монастырь был закрыт, в начале 1791 года Шарлотта вернулась к отцу. Сначала семья жила в Мениль-Имбере, потом, из-за ссоры с местным браконьером переехала в Аржантан. А в июне 1791 года Шарлотта поселилась в Кане у своей троюродной тётки мадам де Бетвиль и помогала ей по хозяйству. По воспоминаниям её подруги по Кану Аманды Луайе: «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления…». Вскоре Аманда переехала в Руан, девушки переписывались, и в письмах Шарлотта часто писала о «сожалении о бесполезности своей жизни и разочаровании ходом революции» (все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата). Историки пишут, что «разделяя идеи ограниченной монархии, Шарлотта считала дальнейшее развитие демократии просто преступлением против человечности».
Jean-Jacques Scherrer (French, 1855-1916) Charlotte Corday à Caen. 1894 г. Musée Charles de Bruyères, Remiremont
31 мая 1793 года в Кан прибыли мятежные депутаты-жирондисты, беглецы из Парижа, которых Шарлотта хорошо знала. Она жадно слушала о происходящих в Париже ужасах, и задумывалась о том, кто же настоящий виновник происходящего? С точки зрения Шарлотты во всем были виноваты вожди-якобинцы. И Шарлотта решила, если они будут убиты – революция захлебнется. Причем, девушка долго решала – кого убить – Робеспьера или Марата? Остановилась на последнем, поскольку Марат издавал газету «Друг народа», его речи не оставляли толпу равнодушной, по его призыву санкюлоты шли в бой и убивали сотни людей другого класса…
Итак, решение об убийстве было принято. Перед отъездом в Париж Шарлотта сожгла все свои бумаги и написала прощальное письмо отцу, в котором, чтобы отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.Корде приехала в Париж 11 июля и остановилась в гостинице «Провиданс». Ну, а то, что произошло через два дня – вы знаете. За эти два дня Шарлотта не раз встречалась с депутатом Конвента Деперре, пыталась попасть на прием к министру внутренних дел Гара, даже написала «Обращение к французам, друзьям законов и мира», в котором были и такие строки:Французы! Вы знаете своих врагов, вставайте! Вперёд! О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной он стоит вне закона. О, моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце; я могу отдать тебе только свою жизнь!
Pierre-Michel Alix (French, 1762-1817) after Jean-François Garneray (French, 1755-1837) Marie Anne Charlotte Corday. 1793 г.
В день убийства текст «Обращения» и свидетельство о своём крещении Шарлотта прикрепила булавками под корсажем. История самого убийства описана везде и подробно.Утром Шарлотта купила в одной из лавок кухонный нож с черной рукояткой, днем дважды гражданская жена Марата Симона Эврар не пускала посетительницу, но вечером она все же попала на аудиенцию, и Марат был заколот ножом, купленным с утра.
Joseph-Désiré Court (French, 1797-1865) Charlotte Corday. 1830-1850 гг.
Paul-Jacques-Aimé Baudry (French, 1828–1886) Charlotte Corday.
Jules Charles Aviat (French, 1844-1931) Charlotte Corday et Marat. 1880 г.
Unknown Artist French School Charlotte Corday and Marat.
Santiago Rebull Gordillo (Mexican, 1829-1902) La muerte de Marat. 1875 г.
Johann David Schubert (German, 1761-1822) The assassination of Marat by Charlotte Corday, 13 July 1793. 1794 г. The British Museum
Смешная деталь: на сайте Британского музея мне встретились две гравюры итальянского и английского художников, которые подписаны как "Смерть Марата", но убийство само происходит не в ванне (словно авторы и не слышали о подробностях), а на мягком диване (в одном случае) и на пороге комнаты - в другом. Решил эти работы тоже представить вам. ))
Engraved by James (Giacomo) Aliprandi (Italian, 1775-1855) after Domenico Pellegrini (Italian, 1759-1840) The Death of John Paul Marat. 1794 г. The British Museum
Printer Robert Sayer & Co (British) The Death of Marat. 1793 г. The British Museum
Историки пишут, что Шарлотта, увидев изможденного кожными язвами человека, сначала потеряла былую решительность и даже чуть ли не пожалела Марата. Они беседовали почти 15 минут, Шарлотта рассказывала о якобы заговоре в ее Кане, называла имена, понимая, что их больше никто не узнает, и все не решалась сделать то, ради чего пришла. И только после того, как Марат пообещал, что все жирондисты будет гильотинированы, девушка бросилась на него с ножом и нанесла удар в сердце. Марат успел только крикнуть: «Ко мне, мой друг!», имея в виду, наверное, жену. Но было поздно... Корде была схвачена на месте.
Edvard Munch (Norwegian, 1863-1944) Marat in der Badewanne und Charlotte Corday. 1930 г. Munch-museet, Oslo, Norway
Jean-Joseph Weerts (French, 1847-1927) L'Assassinat de Marat. 1880 г. Musée d'Art et d'Industrie La piscine, Roubaix
Henry Charles Chaffer (French, 1798-1862) The Arrest of Charlotte Corday.
after Henry Charles Chaffer (French, 1798-1862) The Arrest of Charlotte Corday. 1831 г. National Museums Liverpool
Louis Brion de la Tour (French, 1756-1823) Asassinat de Marat.
Théophile Fragonard (French, 1806-1876) Mort de Marat. 1830-50 гг. The British Museum
Anonymous French Artist The arrest of Charlotte Corday following the assassination of Marat. 1820-1876 гг. The British Museum
Alfred Dehodencq (French, 1822-1882) The arrest of Charlotte Corday after the murder of Marat (13th july 1793). 1853 г. Musée de la Révolution, Vizille
Из тюрьмы Шарлотта написала одному из друзей: «Я думала, что умру сразу; люди мужественные и поистине достойные всяческих похвал оберегли меня от вполне понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира». По словам Луи Блана, Шарлотта Корде заявила на суде, что «убила одного, чтобы спасти сто тысяч».
Charles Lucy (British, 1814-1873) Charlotte Corday returning to Prison. 1871 г. National Museum Wales
Raymond (Auguste Quinsac) Monvoisin (French, 1790-1870) Retrato de Carlota Corday, girondina famosa por haber asesinado a Jean-Paul Marat. Palacio Cousiño
Julian Russell Story (American, 1857-1919) Charlotte Corday 1889 г.
Mélina Thomas (French, active 1830-1840) Charlotte Corday Questioned in her Cell. 1836 г. Musée de la Révolution à Vizille, Isère
Часть картин, посвященных Корде, изображает ее на заседаниях Революционного трибунала, который и вынес свой вердикт.
Unknown Artist Court Trial Charlotte Corday.
Adolphe Forestier (French, 1801-1885) Le procès de Charlotte Corday.
Louis-Léopold Boilly (French, 1761–1845) The Arrest of Charlotte Corday.
И через три дня после убийства Марата жизнь самой Шарлотты Корде закончилась на плахе…
Charles Louis Lucien Müller (French, 1815-1892) Charlotte Corday Awaits the Guillotine. 9 October 1889 г.
Alexandre Lacauchie (French, active 1833–1849) Charlotte Corday, engraved by Roze. 1849 г.
James Edwin McConnell (British, 1903-1995) Murder Most Foul.
Hippolyte de la Charlerie (Belgian, 1827-1869) Charlotte Corday on the Way to her Execution in 1793 г.
Unknown Artist English School Charlotte Corday on her way to her execution, 17 July 1793.
Engraved by James (Giacomo) Aliprandi (Italian, 1775-1855) after Giacomo Beys (Italian) The execution of Charlotte Corday on 17 July 1793. 1799 г. The British Museum
E. Mettais (French) The Death of Charlotte Corday on Place de la Révolution in Paris on 1793.
Unknown Artist Charlotte Corday being Led to Guillotine.
Остается лишь добавить, что поступок Шарлотты отразился и на судьбах ее родственников. В июле 1793 года дом отца Шарлотты обыскали, его подвергли допросу, а в октябре этого же года арестовали вместе с его престарелыми родителями. Бабку и деда Корде освободили в августе 1794 года, отца - в феврале 1795 года. Он был вынужден эмигрировать и переехать в Испанию, где жил его старший сын (Жак Франсуа Алексис). Отец Шарлотты умер в Барселоне 27 июня 1798 года. Эмигрировали также дядя Шарлотты - Пьер Жак де Корде и её младший брат Шарль Жак Франсуа, 27 июня 1795 года они участвовали в десанте роялистов на полуостров Киберон, были взяты республиканцами в плен и расстреляны. Второй дядя Шарлотты, аббат Шарль Амедей Корде, тоже подвергся преследованиям, но из-за того, что не присягнул новой власти. Он тоже эмигрировал, но вернулся в 1801 году на родину, где и умер в 1818 году.
В XIX веке власти периодов Реставрации и Второй империи, которые относились враждебно к революции, представляли Корде национальной героиней. Андре Шенье написал в честь Шарлотты Корде оду. Убийце Марата даже посвятил свое стихотворение «Кинжал» Пушкин. Ей посвящён также рассказ Рафаэля Сабатини «Тираноубийство: Шарлотта Корде и Жан-Поль Марат». А в 2007 году режиссёр Анри Эльман снял фильм «Шарлотта Корде» по роману Жана-Дени Бредена «Мы умираем только один раз, Шарлотта Корде» (2006).
Источники - Википедия и электронные энциклопедии.
parashutov.livejournal.com
223 года тому назад. К годовщине одного убийства: matveychev_oleg
Либералы и все вообще правые очень любят осуждать революционеров за "терроризм" и за разнообразные убийства и казни. Но — вот занятно! — сегодня, 13 июля, как раз годовщина убийства, которое в наше время назвали бы именно актом терроризма. Однако в этом случае если не одобрение, то сочувствие всех и всяческих правых — сюрприз! — оказывается на стороне убийцы и террористки. Тем более, что это молодая (24-летняя) девушка, как считается, красивая и обаятельная, из "приличной семьи" (дворянка то есть). Вот её портрет:François Séraphin Delpech (1778–1825). Портрет Шарлотты КордеЭто тоже она:
Оригинал взят у maysuryan Tony Robert-Fleury (1838-1911). Шарлотта Корде в Кане в 1793 году.
А кого она убила? Да так, революционера какого-то. Жаном-Полем Маратом звали, а ещё — "Другом Народа". Одно время во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде, в её честь, между прочим, назвали шляпку ("шарлотту"), слагали стихи и писали картины (и не только во Франции, Пушкин тоже посвятил ей хвалебные строчки).Поль Жак Эйм Бодри (1828-1886). Шарлотта Корде убивает Марата. 1860. Картина создана в эпоху Второй Империи, когда во Франции существовал официальный культ Шарлотты Корде. Тем не менее картина довольно точно воспроизводит место и обстоятельства события
Жан Жозеф Вертс (1847-1927). Убийство Марата. 1880
Jules Charles Aviat (1844-1931). Шарлотта Корде и Марат. 1880
Авторы этого современного комикса, изобразившие встречу Корде и Марата, явно не испытывали больших симпатий к Другу Народа
Жак Луи Давид (1748—1825). Смерть Марата. Самое знаменитое произведение, написанное в связи с этим событием, сразу по его следам, в 1793 году
Неизвестный французский художник. Шарлотта Корде и Марат
Henry Charles Chaffer (1798-1862). Арест Шарлотты Корде. 1831
Thomas Wightman (1811-1888). Шарлотта Корде в тюрьме
Charles Louis Lucien Muller (1815-1892). Шарлотта Корде в тюрьме. 1889
Артуро Мишелен. Шарлотта Корде. 1889
Adolphe Forestier (1801-1885). Суд над Шарлоттой Корде
Charles Lucy (1814-1873). Шарлотта Корде возвращается в тюрьму. 1871
Julian Russell Story (1857-1919). Шарлотта Корде. 1889. На этой картине показано, как на осуждённую надевают перед казнью красную рубаху, положенную приговорённым за убийство
Как заявила сама Корде, "убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной, он стоит вне закона". Кстати, в России спустя полтора столетия тоже была своя "Шарлотта Корде":
Вот только шляпок в её честь почему-то не называли и столь разработанного культа вокруг неё, кажется, не сложилось. Быть может, потому, что Фанни Ефимовна была не столь молода, хороша и романтична, как Шарлотта?.. Хотя были, например, стихи К. Д. Бальмонта:Люба мне буква «Ка»,Вокруг неё сияет бисер.Пусть вечно светит свет венцаБойцам Каплан и Каннегисер.
Корде, кстати, тоже на ту же букву... Но вот в чём загвоздка. Хорошо бы, чтобы господа правые разобрались и решили сами для себя: покушения на исторических деятелей — это допустимо или нет? Или когда убивают революционеров — это достойно восхищения и одобрения, а когда контрреволюционеров — то это ужос-ужос-ужос, зверство и террор?.. :)
matveychev-oleg.livejournal.com
Почему Марата убили в ванной? — Зеленый зонтик
Все наверняка знают известную картину с убийством французского революционера Жана-Поля Марата. 13 июля 1793 года его убила Шарлотта Корде, которая, как мы думали, ворвалась к нему в неподходящий момент и нагло зарезала во время купания. Но все было совсем не так.
1. Шарлотта Корде, конечно же, не врывалась к Марату с ножом. Она пришла якобы поговорить о делах, а он был в ванной и вылезать не стал. Поэтому и убила она его там же.
2. Марат сидел в ванной не просто так. У него было редкое кожное заболевание, из-за которого у него все чесалось и болело. И только в ванной с солями ему становилось проще. В ней он и провел три последних года своей жизни. Тюрбан на голове тоже не для моды. Это повязка, смоченная в уксусе, которая, опять же, помогала Марату бороться с болезнью.
3. На место смерти сразу позвали мадам Тюссо (ту, именем которой названы музеи с восковыми фигурами), которая сделала посмертную маску Марата. Затем по горячим следам и была написана картина «Смерть Марата». Её автор — Луи Давид, он был другом Марата, и он нарисовал друга молодым, симпатичным, а его смерть изобразил очень драматичной.
4. На самом деле, внешне Марат был очень на любителя. На момент смерти ему было лет 50, да и выглядел он паршиво. А картина Давида просто носила пропагандистский характер и должна была увековечить смерть Марата. Можно сказать, что это первый фотошоп в истории.
5. Шарлотту Корде через 4 дня после убийства Марата казнили, а его ванну продала жена революционера. Ванна долго ходила по рукам, пока не попала в руки священника, который продал ее музею той самой мадам Тюссо. Так эта история и кончилась.
Источник: interesno.cc
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:
umbrella.green
Смерть Марата Википедия
Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ,
ruwikiorg.ru
Смерть Марата - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 августа 2016; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 августа 2016; проверки требуют 2 правки.Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
- «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
- Дюлор. Убийство Марата. "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания).
- Левандовский А. П. Сердце моего Марата: Повесть о Жане Поле Марате.. — М.: Политиздат, 1975. — 478 с. — (Пламенные революционеры).
- Герман М. Давид. — М. «Молодая гвардия», 1964. — 304 с. — (ЖЗЛ; Вып. 381). — 115000 экз.
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid