Картина святогор рериха
Continuation
|
www.tanais.info
Поцелуй земле (и Николаю Рериху)
7 тыс. картин и 27 томов литературных произведений оставил после себя выдающийся человек — художник, писатель, археолог, ученый, философ, путешественник-исследователь Николай Рерих.
Славянская тема в его творчестве занимает значительное место. В юности Рерих участвовал в археологических раскопках древних поселений славян. Одно из направлений его творчества — исторический пейзаж.
На выпускном экзамене в Академии художеств он представил картину «Гонец. Восстал род на род».
Картина была приобретена Третьяковым. К слову, Третьяков хотел (но не успел) купить всю «славянскую серию» работ.
Поморяне. Утро.
Город строят.
Хоровод.
Очаг.
Дед Мороз.
Снегурочка.
Снегурочка и Лель.
А вот и викинги (была задумана целая серия «Славяне-варяги»).
Могила викинга.
Три варяга.
Светлой ночью (Песня о викинге).
Строят ладьи.
Плывут ладьи.
Заморские гости.
Волокут волоком.
Варяжский путь.
Волхвы…хранители древних знаний и таинств.
Ведун.
Ведун.
Колдуны.
Ведунья.
Звериная речь.
Богатыри.
Вольга.
Святогор.
Богатыри проснулись.
Тема жилища также отражена в работах.
Терем Кикиморы. В резьбе отчетливо видны образы т. н. чудских образков («пермский звериный стиль») — человеко-лоси, черты древних идолов, богини на ящерах, священные младенцы и др. Русская резьба несла в себе много элементов этого стиля — например, «коньки-охлупни» на крышах изб — это оттуда.
Здесь, например:
Языческое капище. Отголоски «звериного стиля" — птицы и звери на шестах.
Русская изба. Здесь также отчетливо виден «звериный стиль» в резьбе. Вот такое сильное переплетение культур.
Важное место в зверином стиле занимает медведь.
Человечьи праотцы.
Изба смерти.
на курьих ножках- не так ли?
А вот «Чудь подземная». Чудское озеро по сию пору носит имя этого загадочного народа.
Тема капищ очень интересовала художника. Он был увлечен идолами, и его археологическая коллекция насчитывала около 100 тыс. экспонатов.
Идолы.
Славяне на Днепре.
На заднем плане-капище. «И нача княжити Володимеръ в Кiевњ один и постави кумиры на хълме внњ двора теремного: Перуна древяна, а голову его сьребряну, а усъ златъ, Хорса, Дажьбога и Стрибога и Симарьгла и Мокошь».
Поцелуй Земле.
Философская картина. Это, конечно же, дуб. Картина была написана как эскиз декорации к балету «Весна священная». В славянской мифологии образ «мирового древа» тесно связан с понятием генетической памяти, памяти Рода, «Перуновым дубом».
Картина «Сходятся старцы».
«За дальним Перуновым озером
В заповедном от дедов урочище
Стоит над яром высокий дуб.
Любил Сварожич то дерево,
А славяне ильменские чтут его…" — коментарий Н. Рериха к картине
И пояснение:
«Недалеко от деревни Озертицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X — до XIV века (по Шведским писцовым книгам Ижорской земли Озертицы значатся погостом), мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела. Место, где стоял дуб — высокое, красивое, саженях в 120 от Грызовского озера, которое, судя по берегам, прежде было значительно ближе. (…) На целине шагах в 50 от корней были замечены два продолговатых возвышения, оказавшиеся остатками многолетних, гигантских костров (…). Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая, исчезнувшего около 50 лет тому назад».
Кстати, число «4» было священным у славян, а также четверг считался «перуновым днем».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рерих,_Николай_Константинович
http://www.roerich.spb.ru/article/idoly-v-proizvedeniyah-n-k-reriha
diletant.media
Заволжский городской художественно-краеведческий музей - Выставка Н.К. Рериха
15.04.2010
Выставка Н.К. Рериха
Имя Николая Константиновича Рериха известно во многих странах мира. В этом уникальном человеке заключено множество образов. Николай Константинович - знаменитый художник, философ, путешественник, поэт и писатель, активный борец за сохранение культурного наследия всего мира.
Выставка репродукций картин Н.К. Рериха открылась 15 апреля не случайно. Ведь именно 15 апреля 1935 года был подписан Международный договор о защите культурного наследия. Этот договор называется Пакт Рериха.
Путешествуя по странам трёх континентов, Рерих приходит к выводу, что духовное достояние человечества приходит в упадок. «Незаметно разрушается всё то, что было когда-то нужным, всё то, что составляло действительное богатство и устои народа». После таких поездок Рерих пишет очерки, статьи с призывом к народу не дать культуре погибнуть, а также разрабатывает проект Международного договора. И вот Пакт Рериха подписан. Его эмблемой стал знак Триединства- три амарантовые сферы заключены в кольцо, означающие прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности.
Дела и мысли Николая Константиновича и его семьи обессмертили фамилию Рерихов. По всему миру создано множество Международных Центров имени Рерихов и музеев.
Выставка «На страже мира и культуры» привезена в наш музей из Ивановского общества Рерихов «Свет». В выставочных залах музея экспонируются репродукции ретроспективных работ Николая Константиновича, начиная с картин, которые он писал во время своего путешествия по сорока древним городам России, картин, олицетворяющих знак Триединства и заканчивая целой серией работ на тему Второй мировой войны, которую он предчувствовал за долго до её начала. Например картину «Святогор» Рерих закончил в 1928 году. Здесь изображён былинный богатырь - старец, нахмуривший брови, устремивший свой взгляд куда-то вдаль. По преданию Святогор - богатырь, спящий вечным сном. Он просыпается только тогда, когда миру угрожает опасность.
Пророческая картина «Меч мужества» написана в 1912 году. Ангел принёс меч спящей у врат замка страже. Пришёл срок во всеоружии встретить врага. В его «Листах дневника» имеется такой текст: «Спящим стражам приносится меч огненный. Меч мужества понадобился. Приходят сроки».
Сотрудники и гости музея считают, что выставка удалась. Во - первых, это хорошая возможность для горожан познакомиться с творчеством этого великого человека, во-вторых, тема Великой Отечественной войны в год 65-летия Великой Победы звучит с картин во всю мощь, в третьих, творчество Рериха актуально всегда.
Минаева Ольга,методист музея
Наверх
www.zavgoradm37.ru