Скорбный дух или картина Врубеля "Демон сидящий". Демон автор картины
Кто автор картины Демон?
- Авто и мото
- Автоспорт
- Автострахование
- Автомобили
- Сервис, Обслуживание, Тюнинг
- Сервис, уход и ремонт
- Выбор автомобиля, мотоцикла
- ГИБДД, Обучение, Права
- Оформление авто-мото сделок
- Прочие Авто-темы
- ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- Искусство и развлечения
- Концерты, Выставки, Спектакли
- Кино, Театр
- Живопись, Графика
- Прочие искусства
- Новости и общество
- Светская жизнь и Шоубизнес
- Политика
- Общество
- Общество, Политика, СМИ
- Комнатные растения
- Досуг, Развлечения
- Игры без компьютера
- Магия
- Мистика, Эзотерика
- Гадания
- Сны
- Гороскопы
- Прочие предсказания
- Прочие развлечения
- Обработка видеозаписей
- Обработка и печать фото
- Прочее фото-видео
- Фотография, Видеосъемка
- Хобби
- Юмор
- Другое
- Военная служба
- Золотой фонд
- Клубы, Дискотеки
- Недвижимость, Ипотека
- Прочее непознанное
- Религия, Вера
- Советы, Идеи
- Идеи для подарков
- товары и услуги
- Прочие промтовары
- Прочие услуги
- Без рубрики
- Бизнес
- Финансы
- здоровье и медицина
- Здоровье
- Беременность, Роды
- Болезни, Лекарства
- Врачи, Клиники, Страхование
- Детское здоровье
- Здоровый образ жизни
- Красота и Здоровье
- Eда и кулинария
- Первые блюда
- Вторые блюда
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- На скорую руку
- Напитки
- Покупка и выбор продуктов
- Прочее кулинарное
- Торжество, Праздник
- Знакомства, любовь, отношения
- Дружба
- Знакомства
- Любовь
- Отношения
- Прочие взаимоотношения
- Прочие социальные темы
- Расставания
- Свадьба, Венчание, Брак
- Компьютеры и интернет
- Компьютеры
- Веб-дизайн
- Железо
- Интернет
- Реклама
- Закуски и Салаты
- Прочие проекты
- Компьютеры, Связь
- Билайн
- Мобильная связь
- Мобильные устройства
- Покупки в Интернете
- Программное обеспечение
- Java
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- образование
- Домашние задания
- Школы
- Архитектура, Скульптура
- бизнес и финансы
- Макроэкономика
- Бухгалтерия, Аудит, Налоги
- ВУЗы, Колледжи
- Образование за рубежом
- Гуманитарные науки
- Естественные науки
- Литература
- Публикации и написание статей
- Психология
- Философия, непознанное
- Философия
- Лингвистика
- Дополнительное образование
- Самосовершенствование
- Музыка
- наука и техника
- Технологии
- Выбор, покупка аппаратуры
- Техника
- Прочее образование
- Наука, Техника, Языки
- Административное право
- Уголовное право
- Гражданское право
- Финансовое право
- Жилищное право
- Конституционное право
- Право социального обеспечения
- Трудовое право
- Прочие юридические вопросы
- путешествия и туризм
- Самостоятельный отдых
- Путешествия
- Вокруг света
- ПМЖ, Недвижимость
- Прочее о городах и странах
- Дикая природа
- Карты, Транспорт, GPS
- Климат, Погода, Часовые пояса
- Рестораны, Кафе, Бары
- Отдых за рубежом
- Охота и Рыбалка
- Документы
- Прочее туристическое
- Работа и карьера
- Обстановка на работе
- Написание резюме
- Кадровые агентства
- Остальные сферы бизнеса
- Отдел кадров, HR
- Подработка, временная работа
- Производственные предприятия
- Профессиональный рост
- Прочие карьерные вопросы
- Работа, Карьера
woprosi.ru
история создания самого мистического произведения художника
Демон поверженный. 1901. Эскиз |
"Дорогая моя жена, чудесная женщина, спаси меня от моего демона, который манит тем, что часы свидания, часы разлуки должны быть ни в радость, ни в печаль....Ты знаешь, за эти почти 6 месяцев я изорвал около 1000 листов бумаги и все уничтожил" - так писал М.А.Врубель своей жене - оперной певице Н.И.Забеле - Врубель в конце 1902 года.
Мысль о создании образа Демона овладела художником много раньше. Еще в середине 1890-х году близкие друзья семьи и частые гости их дома в своих воспоминаниях указывали на то, что всюду были эскизы и наброски Демона - то он стоял, в тоске заломив за голову руки, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то покоился на скалах Кавказа. Словно плененный своим "героем" Михаил Александрович изображал его на обрывках писем, на полях газет, на кло чках бумаги, часто декламируя лермонтовские строки "печальный демон, дух изгнанья".
По обыкновению присутствуя на спектаклях своей жены, и по воспоминаниям современников, всегда волнуясь и жадно следив за ее игрой и пением, как только заканчивалось очередное действие, "Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так - до конца оперы…Он ее обожал!". Когда же на сцене Русской Частной оперы в 1897 году состоялась премьерная постановка оперы А.Г.Рубинштейна "Демон", Врубель смотрел ее "как израненный человек", не обращая внимания на Надежду Ивановну, исполняющую роль Тамары, он ждал главного героя спектакля! Как только на сцене появился исполнитель партии Демона, Врубель "закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: "Не то, не то!"…
Михаил Врубель и Надежда Забела-Врубель |
На протяжении ряда лет художник, мучимый душевными расстройствами, пытался воплотить в искусстве преследовавший его образ поверженного, сломленного, но непокорного Духа. В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" (1901, Третьяковская галерея), который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики. Так, живописец Н.К.Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас".
Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением. Как вспоминал В.В.фон Мекк, заглянувший к художнику в дом в Лубянском проезде, - "рядом с гостиной была небольшая комната, отделанная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. "Начинаю", - сказал он.
Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову. Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе.
Из всех бесчисленных рисунков Демона Врубеля особенно полюбил один <…> и не расставался с ним, всегда носил его в кармане, часто во время разговора вынимал и глядел на него и с него рисовал на большом холсте.
Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона".
А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках. "Какой божественный тон! Какая красота!" - восторгался он. Этот кусочек сахарной бумаги он приклеил к разорванной одежде Демона и в тон бумаги записал его.
Этот фрагмент до сих пор уцелел на картине!
Чуть позже, Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии кавказских гор: "Я не засну, пока не получу их!". После незамедлительного получения фотографий Эльбруса и Казбека, в ту ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины, "овеянные вечным холодом смерти".
Демон поверженный. 1902 |
Приехавшие навестить больного художника И.С.Остроухов, В.А.Серов и А.П.Боткина (дочь П.М.Третьякова) увидев картину художника, по-товарищески указали ему на неправильное с анатомической точки зрения изображения правой руки Демона. "Врубель, сильно побледнев, прямо закричал на Серова не своим голосом:
- Ты ничего не смыслишь в рисунке, а суешься мне указывать!
И пошел сыпать ругательствами. Дамы: Боткина, и жена Врубеля, сильно смутились. Совершенно спокойно обратился я к Врубелю:
- Что же это ты, Михаил Александрович, оставляешь гостей без красного вина? Зовешь к себе, а вина не ставишь.
Врубель моментально успокоился и заговорил своим обычным тоном:
- Сейчас, сейчас, голубчик, шампанского!
Появилось какое-то вино, но мы уже старались не разговаривать больше о "Демоне" и вскоре с тяжелым чувством на душе ушли".
Будучи членами Совета Третьяковской галереи, Серов, Остроухов и Боткина, долго обсуждали вопрос приобретения картины в музейное собрание, но важным недостатком произведения они посчитали введение художником в красочный слой бронзовых порошков, что со временем изменили бы до неузнаваемости цвет всего полотна. Как вспоминал Остроухов: "Совет уже входил в переговоры с художником о написании "Демона" нормальными красками на новом холсте для галереи, как случилась катастрофа...невозможно было подозревать, что это будет последняя работа художника. Врубель был молод, в расцвете сил и таланта, и от него ждали в будущем произведений еще более значительных".
"Демона поверженного" у автора приобрел за 3000 рублей В.В.фон Мекк, получивший радостную записку о завершении работы над полотном: "Вчера ночью я был совершенно в отчаянии от моей работы. Она мне показалась внезапно совершенно и вконец неудачной. Но сегодня я дал генеральное сражение всему неудачному и несчастному в картине и, кажется, одержал победу!"
Спустя несколько лет, в 1908 году, Совет Третьяковской галереи выкупил у владельца это произведение, ставшее в настоящий момент одним из центральных в экспозиции музея.
tretyakovgallery.blogspot.com
Репродукция картины "Демон сидящий" Врубеля Михаила
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Врубеля. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Михаила Врубеля на натуральном холсте.
Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в Омске, где тогда служил его отец, в то время старший штабной адъютант Отдельного Сибирского корпуса. Когда мальчику было три года, умерла от чахотки его мать. В памяти Михаила она осталась вырезающей детям из бумаги лёжа в постели «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры».
В том же году отца перевели на службу в Астрахань, в 1860 году назначили в Харьков, таким образом детство Михаила проходило в постоянных переездах. В 1863 году отец Михаила женился во второй раз, семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном, и его новая жена Елизавета Вессель полностью посвятила себя детям мужа (собственного ребенка она родила в 1967 году)
Воспитанием детей занимался также брат Елизаветы — профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый развивающими играми и домашними представлениями. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Михаил и его старшая сестра Анна держались несколько обособленно, явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома.
К десятилетнему возрасту у Михаила проявились способности к рисованию, но не меньше места в его жизни занимали театр и музыка.
Для занятий живописью отец пригласил для Михаила учителя Саратовской гимназии — Андрея Сергеевича Година. Большое впечатление на формирование художественного вкуса Михаила произвела привезенная в то время в Саратов копия фрески Микеланджело «Страшный суд».
В 1867 году отец Михаила стал слушателем Военно-юридической академии в Петербурге, а Михаил поступил в гимназию, где особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию, были введены уроки танцев и гимнастики. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда Александр Михайлович Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись.
После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет, на юридический факультет.
В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, желая упрочить познания и повысить оценки. В результате, проучившись на год больше положенного срока, Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.
В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, но больше его занимало участие в театральной жизни (Врубель был знаком с Модестом Мусоргским, бывавшим в их доме) Театр требовал немалых расходов, поэтому Врубель регулярно зарабатывал репетиторством и гувернёрством. Благодаря этой работе в середине 1875 года он смог впервые посетить Европу, побывав вместе со своим воспитанником во Франции, Швейцарии и Германии.
Благодаря превосходному знанию латыни, Врубель около пяти лет жил в семействе сахарозаводчиков Папмелей, став репетитором собственного сокурсника по университету.
Зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка.
Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля. Он вновь стал посещать академические вечерние классы. В 24-летнем возрасте, окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств и сразу стал частным образом заниматься в мастерской Павла Чистякова.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у Павла Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской Ильи Репина.
Официально закончить Академию Врубелю так и не удалось, хотя он имел определенный успех: композиция «Обручение Марии с Иосифом» удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.
Осенью 1883 года профессор Адриан Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, поэтому Врубель принял предложение, не нуждаясь больше в обучении.
Киевские работы Врубеля оказались важным этапом в его художественной биографии. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.
Во время пребывания в Киеве летом 1884 года художник переживал бурную влюблённость в жену своего покровителя — Эмилию Львовну Прахову. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем».Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
Вернувшись из Венеции, весь май и большую часть июня 1885 года Врубель провёл в Киеве, сделал предложение Эмилии Праховой, невзирая на её положение матери семейства, причём, по одной из версий, он объявил о своём намерении жениться на ней даже не самой Эмилии Львовне, а мужу — Адриану Викторовичу.
Михаил Александрович вёл богемный образ жизни, стал завсегдатаем кафе «Шато-де-флёр». Это поглощало все его невеликие гонорары.
В 1889 году отца Врубеля из Харькова перевели в Казань, где он тяжело заболел. Сын вынужден был покинуть Киев и срочно приехать в Казань. Отец Врубеля оправился, но принял решение выйти в отставку и поселиться в Киеве.
В сентябре Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался в этом городе на полтора десятка лет. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей.
Врубель поселился в мастерской Константина Коровина.
Коровин познакомил Михаила Александровича с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. В декабре художник переехал в его дом, приглашённый «не без внимания к его гувернёрским навыкам» Но супруга Саввы Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей».
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал своей сестре Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»
Савва Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания — в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе».
«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии.
В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой — Елизаветой Григорьевной — и Мамонтов с художником отбыли в Милан.
Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту, и Михаил Александрович поселился у Сведомских. Обстановка мастерской Александра и Павла Сведомских ему тоже была близка, Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами.
Зиму 1892—1893 годов Врубель вновь провёл в Абрамцеве. Заказы у Мамонтова привели к упрочению репутации Врубеля в Москве, и он смог получить несколько выгодных заказов по оформлению особняка семейства Дункер на Поварской, а затем и на оформление особняка Саввы Морозова. Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.
В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию, и Савва Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем — отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию)
Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву.
В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции, и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.
Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора — Николая II. Савва Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены, и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно. Заказ на эти панно — со свободным выбором темы — был передан Врубелю.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к Савве Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Гумпердинка «Гензель и Гретель».
Декорации и костюмы были заказаны Константину Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль сестрички Гретель.
Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова — к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки, и от вокзала шёл к наречённой пешком.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»
1 сентября 1901 года у Надежды Врубель родился сын, названный Саввой. Рождение сына привело к резкому изменению образа жизни в семье: Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с сентября — октября 1901 года он постепенно впадал в депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии — третичный сифилис). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали, и он отправился в Москву.
В столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину «Демон поверженный», написанную к тому времени, купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Савей-Могилевича.
Состояние его несколько улучшилось к сентябрю — он перестал буянить, стал вежлив — и было решено перевести его в клинику Сербского при Московском университете.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева — «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию, и художник вернулся в Москву. Владимир фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В Киеве болезнь обострилась, и через день — 3 мая — ребёнок умер. Врубель сразу вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова.
Савву похоронили на Байковой горе. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля.
Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. По совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Усольцева в Петровском парке.
В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день.
Летом 1904 года Надежда Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Вскоре оказалось, что из-за перенесённых испытаний пострадал голос певицы, Надежда Ивановна больше не могла выступать в опере и нашла себя в камерном жанре. К этому периоду относится огромное число холстов Врубеля, изображавших жену в разных сценах.
28 ноября 1905 года Михаила Александровича избрали академиком живописи «за известность на художественном поприще»
В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.
Накануне смерти в апреле 1910 года Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.
Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась в июне 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Врубеля не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
bigartshop.ru
Демон
Работа над картиной «Демон сидящий», Врубель начал в доме Саввы Мамонтова в Москве. Хозяин любезно предложил свою студию Врубелю для работы над картиной. Первое желание изобразить что-то демоническое возникло у Врубеля еще в Киеве, но первая работа, написанная в 1885 году, была уничтожена самим автором. Именно с этого рисунка и началась Лермонтовская линия в творчестве Врубеля. Известность художника пришла после того, как П.Кончаловский работал над юбилейным изданием сочинения Лермонтова и увидев набросок к демону, решил заказать иллюстрацию неизвестному художнику. Осенью 1886 года, Врубель, показывая отцу первые наброски «Демона сидящего», сказал, что дух героя незлобный, а скорбный и страдающий, но при этом демон остается властным и величавым. Автор говорил, что люди воспринимают демона как дьявола или черта, хотя в переводе с греческого дьявол означает клеветник , черт - рогатый, а демон – душа. Цикл картин «демоны», по словам Врубеля, воплощают терзания, ищущего человеческого духа. В написанной в 1890 году в картине «Демон сидящий» , прекрасный и искусительный герой изображен сидящим в меланхолическом оцепенении на фоне мерцающих самоцветами скал. Сам Врубель утверждал, что его демон олицетворяет борьбу человеческого духа, который ищет пристанища, а не как не воплощенное зло. Этот образ поработил художника и стал для него роковым. В одном из писем к сестре Врубель писал, что пишет не монументального демона, а демонического молодого. Сидящий на картине демон, действительно очень молод, он как бы охвачен тоской и печалью по живому, теплому миру, но эта печаль не злобна. Художнику удалось передать странное душевное состояние, связанное с бесконечным одиночеством. Каменные облака и цветы в окаменевшем пейзаже картины еще глубже символизируют чувство отторгнутости. На картине юный демон изображен на вершине скалы в лучах заката. Трогательное прекрасное лицо со скорбью в глазах, заломленные руки и могучее молодое тело, словно не умещается в раме. Врубелевский демон, это переплетение противоречий: величие, красота, сила и одновременно тоска, скованность и беспомощность. Мир окружающий его хоть и сказочно прекрасный, но холодный и окаменевший. Эта работа Врубеля не имеет аналогов в истории живописи, касательно сочетанию теплых и холодных колеров. Художник в юности увлеченно занимался минералогией, поэтому уже в зрелом возрасте отлично знал и понимал игру граней драгоценных камней.
Обсудить на форумеart-on-web.ru
Михаил Врубель – демон с душой ангела
10:0416.03.2011
(обновлено: 19:25 16.03.2011)
381411
"В художнике открывается сердце пророка", - говорил о Михаиле Врубеле Александр Блок. Картины Врубеля, со дня рождения которого 17 марта исполняется 155 лет, манили и пугали публику. Он атомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.
Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
"В художнике открывается сердце пророка", - говорил о Михаиле Врубеле Александр Блок. Картины Врубеля, со дня рождения которого 17 марта исполняется 155 лет, манили и пугали публику. Он атомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.
Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность. Блок на могиле Врубеля скажет: "Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением..."
А сам Врубель жаловался, что его "Демона" неправильно понимают: это вовсе не представитель темного мира. Демон – "дух не столько злобный, сколько страдающий". Он просто олицетворяет "вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения… страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".
Картина "Демон (сидящий)" художника Михаила Врубеля
Когда смотришь на портреты Врубеля – Надежды Забелы-Врубель (жены художника), поэта-символиста Валерия Брюсова, улавливаешь в лицах его моделей душевную двойственность и зыбкость Демона, или античного Пана, или Шестикрылого Серафима (у Врубеля есть картины с одноименным названием). Его земные и божественные существа похожи. Анна Каренина, которая в порыве любви сжимает сына Сережу, - и та выглядит у Врубеля демонической женщиной, одержимой страстями. Она так смотрит на ребенка, что начинаешь за него волноваться. А у "Девочки на фоне персидского ковра" - взрослый, печальный, нездешний взгляд.
Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими.
Подобно позднему Льву Толстому, он часто перечеркивал предыдущее творчество. А если и ценил какую-либо свою картину, то прежде всего за "экспрессию, посадку, силу лепки и вкусность аксессуаров".
Так он отозвался о своем портрете мецената Саввы Мамонтова.
Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен. Перфекционист по природе, он возлагал на искусство большие надежды. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.
Картина М.Врубеля "Пан"
Интересен ли сюжет "художник и безумие", Врубель и расстройство психики? В нем нет ничего экстраординарного. Художники, трепетные натуры, часто пребывают в пограничном состоянии – между разумом и безумием. Хрестоматийный пример – Ван Гог. Поэты, художники, актеры, композиторы подчас стремятся приблизиться к ощущению "другой реальности" (состояние типа "зашел ум за разум"), в поисках вдохновения прибегают к стимуляторам – и относительно безвредным, и смертельным. Это может быть кофе, как у Иоганна Себастьяна Баха, вино, как у Ромена Роллана, наркотики, как у Джона Леннона. Врубель, по словам его коллеги, художника Михаила Нестерова, постоянно витал в своих грезах, "нежданных, негаданных, прекрасных видениях жизни", был художником "нездешних стран".
В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал. Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. А стоило прислушаться к его вроде бы бессвязным речам, и в них начинала проглядывать логика, смысл и чувство. Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.
Когда в 1906 году знаменитый импресарио Сергей Дягилев показал ретроспективу полотен художника на Осеннем салоне в Париже (из 13 залов русского искусства один был полностью врубелевский), Пабло Пикассо восхищался работами Врубеля. Ему было близко врубелевское расщепление мира – почти анатомический труд.
В России последователем Врубеля отчасти станет Павел Филонов, "очевидец незримого", тоже препарировавший реальность с мастерством хирурга.
Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: "Сколько у нас красоты на Руси!", пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году. Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ria.ru
Скорбный дух или картина Врубеля "Демон сидящий"
Одним из самых загадочных произведений в мировой художественной культуре стала картина Врубеля "Демон сидящий", написанная в 1890. На создание картины художника вдохновила поэма Лермонтова «Демон». Эскиз картины хранится в Государственной Третьяковской галерее. Данное полотно Врубеля поражает фигурой демона.
Молодой, длинноволосый человек сидит, погруженный в свои печальные мысли. Этот образ никак не укладывается в представлении человечества о том, как выглядит олицетворение всего злого на Земле...
Врубель однажды сказал замечательные слова о главном герое своего произведения: "Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый". И именно таким, печальным и величественным, предстает он на картине талантливого русского художника.
Врубель создал непревзойденный образ силы духа, сомнений, посещающих человека, и внутренней борьбы, которую ведет каждый из нас. Трагически заломав руки, сидящий Демон смотрит куда-то вдаль своими огромными человеческими глазами.
Удивительная композиция только подчеркивает внутреннее напряжение и не разрешаемую тоску в его душе - он будто зажат границами картины, даже его фигура полностью не уместилась на полотне. Внутренняя драма разворачивается на фоне алеющего заката, который освещает своим тревожным светом горную местность и невиданные цветы. Картина Врубеля "Демон сидящий" написана в неповторимом и уникальном стиле Врубеля, напоминающий кристаллические грани, в силу чего картины больше напоминают витражи. Такой необычный эффект был получен художником при помощи использования плоских мазков.
Для своего времени Врубель был новатором во многом. Талантливый художник решает порвать с академическими принципами, которые царили в живописи XIX века. Своими героями он избирает молчание и тайну. Такие шедевральные картины Врубеля как «Гамлет и Офелия» и «Демон сидящий» доказывают это. Постоянные мотивы в творчестве Врубеля - любовь и смерть, которые присутствуют в виде символов на полотнах художника. Например, избыток роскоши на картине «Девочка на фоне персидского ковра», стала символом непостоянства, печали и неизбежности конца.
Познакомьтесь с мировыми шедеврами живописи в каталоге репродукции картин художников.
А если вы хотиите заказать любимое полотно в личную коллекцию или в подарок - напишите нам на [email protected] или позвоните 8 (800) 555-14-90 и мы оформим ваш заказ.
procanvas.ru