Семь исторических фигур в картинах Сурикова . Исторические картины сурикова


Мастер исторических полотен. Жизнь Василия Сурикова в картинах

Мастер исторических полотен. Жизнь Василия Сурикова в картинах

Василий Суриков. Автопортрет.

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье Коллежского регистратора. Будущий художник с детства тяготел к живописи, однако у семьи не было возможности отправить мальчика учиться рисованию. Поэтому после окончания Красноярского уездного училища Суриков устроился работать писцом в губернское управление.

Василий Суриков. «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви» (1914)

В Губернском управлении рисунки Сурикова, который не бросал живописать, были замечены. И местный меценат, золотопромышленник Кузнецов, согласился оплатить обучение подающего надежды молодого человека. С первого раза в Художественную академию в Петербурге Суриков не поступил, но, проучившись год в Санкт-Петербургской рисовальной школе, был зачислен в академию вольным слушателем, а через год – воспитанником. С 1869 по 1875 год он провел в Академии.

Василий Суриков. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870)

Знаменитый преподаватель живописи Павел Петрович Чистяков стал учителем Сурикова. За время обучения в Академии воспитанник получил 4 серебряные медали и несколько денежных премий. Из-за особенного внимания к композиции картины Сурикова прозвали «Композитором». Первую самостоятельную работу Сурикова – «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870) – приобрел Кузнецов, покровитель художника. В звании классного художника первой степени Суриков окончил Академию.

Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни» (1881)

В 1878 году Суриков женился на Елизавете Шаре. У пары было двое детей: Ольга и Елена. В это же время Суриков, обратившись к временам эпохи Петра I, начинает работу над картинной «Утро стрелецкой казни» (1881), которую завершил через три года. В 1891 году художник стал членом Товарищества передвижных выставок.

Василий Суриков. «Меншиков в Березове» (1883)

Суриков в своем творчестве продолжает обращаться к историческим темам и в 1883 году создает еще одно многофигурное полотно «Меншиков в Березове». Меншиков, сосланный Петром II в ссылку в Березово, изображен художником сидящим за столом с детьми, символизирующими смену поколений. Картину приобрел Третьяков, и на вырученные деньги Суриков смог совершить поездки в Германию, Италию, Францию, Австрию и познакомиться с работами зарубежных художников.

Василий Суриков. «Боярыня Морозова» (1883)

Сцену церковного раскола в XVII веке художник изобразил на полотне «Боярыня Морозова» (1883). По словам художника, образ боярыни он срисован у одной старообрядки, а ключом к образу Морозовой послужила увиденная художником ворона с черным крылом, которая билась о снег. Монументальное полотно было приобретено для Третьяковской галереи за 25 000 рублей.

Василий Суриков. «Взятие снежного городка»(1891)

После смерти жены в 1888 году Суриков с двумя дочерьми уехал на год в Красноярск. Здесь художник работал над картиной, изображающей старинную русскую игру, которая была частью масленичных гуляний - «Взятие снежного городка»(1891). Через 9 лет после написания полотно получило именную медаль на выставке в Париже.

Василий Суриков. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895)

Изучая быт вогулов, остяков, хакасов, художник задумал картину о том, как заселялась Сибирь. Полотно «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» художник закончил в 1895 году. Двумя годами раньше Суриков стал действительным членом петербургской Академии художеств.

Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы» (1899)

Четыре года длилась работа Сурикова над историческим полотном «Переход Суворова через Альпы» (1899). За время работы над картиной Суриков посетил Швейцарию, где написал часть этюдов для полотна. Картина была закончена в год столетия итальянского похода Суворова и сразу приобретена Николаем II.

Василий Суриков. «Степан Разин» (1907)

Еще одно монументальное полотно на историческую тему – «Степан Разин» - художник написал в 1907 году. В этом же году Суриков становится членом Союза русских художников.

Василий Суриков. «Посещение царевной женского монастыря» (1912)

Книга историка Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках» вдохновила Сурикова написать картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912). Одним из прототипов царицы послужила внучка художника – Наталья Кончаловская, ставшая позже известной советской детской писательницей и переводчицей, а также матерью кинорежиссеров Аднрона Кончаловского и Никиты Михалкова.

Василий Суриков. Автопортрет (1913)

В 1910 году вместе с художником Леонидом Чернышевым Суриков участвует в открытии в Красноярске рисовальной школы. В 1915 году художник отправился в Крым на лечение: он страдал от хронической ишемической болезни сердца. В 1916 году в Москве Суриков умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

historicaldis.ru

русская история в картинах Василия Сурикова – Москва 24, 21.03.2016

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1887

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

19 марта исполнилось 100 лет со дня смерти великого русского художника, мастера масштабных исторических полотен Василия Ивановича Сурикова. Максимилиан Волошин, составивший биографию художника еще при его жизни, писал о его живописи так: "В творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веке русской истории". В силу этой особенности его произведения служат прекрасными иллюстрациями для учебников: можно даже не знать имя Василия Сурикова, но картины "Боярыня Морозова" или "Утро стрелецкой казни" не представлять практически невозможно.

Василий Суриков "Утро стрелецкой казни", 1881

Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. В 21 год поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств в класс к профессору Чистякову, у которого учились все главные художники того времени, а через какое-то время переехал в Москву для работы над четырьмя монументальными росписями в Храме Христа Спасителя. Здесь он начинает работу над полотнами на историческую тему, которые впоследствии станут визитной карточкой художника. Картина "Утро стрелецкой казни", написанная в 1881 году, стала первым крупным произведением, посвященным событиям истории Руси. После Суриков рассказывал: "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина". После ее создания художник вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Суриков вспоминал, как Репин зашел к нему в мастерскую в 1880, когда картина была уже вся прописана и, в основном, решена. Репину она очень понравилась, он только спросил Сурикова, почему тот не повесил нескольких стрельцов на виселицах видневшихся вдали, по спуску вдоль Кремлевской стены. Суриков замялся сказав, что ему это казалось излишним и дешевым. "А я бы непременно повесил двух-трех, а то какая же казнь, если никто еще не повешен?" – сказал Илья Ефимович. Суриков попробовал на другой день начертить мелом по масляной живописи несколько висящих фигур. Когда он окончил, в комнату вошла старуха няня. "Увидев картину, она грохнулась на пол", – закончил Суриков. – Тут я и понял, что был прав я, а не Репин: искусство не так должно действовать..."

Василий Суриков "Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича", 1881

Василий Суриков "Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича", 1881

Эскиз "Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха-королевича" – тоже типично московское произведение, созданное в те же годы, что и "Утро стрелецкой казни". Суриков много и упорно работал над композиционным построением каждой фигуры и отдельных групп, меняя ракурсы и повороты. Художник говорил, что композиция – это математика, и поэтому точно просчитывал расположение всех элементов на холсте. В Третьяковской галерее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Художественном музее имени В. И. Сурикова хранится огромное количество эскизов к его картинам: к "Боярыне Морозовой" в общей сложности сохранилось 35 эскизов, к "Покорению Ермаком Сибири" – 11, к "Степану Разину" – 10. Некоторые замыслы художника, как образ царевны Ксении у портрета умершего жениха, так и остались в формате этюдов, не перейдя на большой холст.

Василий Суриков "Меншиков в Березове", 1883

Фотогалерея

2 фото

Исторические сюжеты, которые ложились в основу картин Сурикова, зачастую рождались совершенно случайно, из повседневных событий. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным с его слов: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу. ...А то раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал. Да и "Казнь стрельцов" точно так же пошла: раз свечу зажженную, днем, на белой рубахе увидал, с рефлексами".

В 1883 году Павел Третьяков приобрел картину "Меншиков в Берёзове" у Сурикова, а художник на полученные деньги отправился в путешествие по Европе, побывал в Германии, Италии, Франции, Австрии, ознакомился с коллекцией Дрезденской галереи, собранием Лувра и привез из поездки бесчисленное множество удивительных акварельных эскизов.

Василий Суриков "Боярыня Морозова", 1887

Одно из главных программных произведений Василия Сурикова "Боярыня Морозова" было написано в 1887 году. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье," – говорил художник. Сибирское происхождение многое объясняет в творчестве художника, и в частности тот факт, что Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи. Так или иначе, а у него, как ни у кого другого, много произведений с заснеженным фоном. Это не только "Боярыня Морозова", но и "Взятие снежного городка", и "Переход Суворова через Альпы" из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.

Илья Репин писал о нем так: "Самое ценное в Сурикове – глубокая правда мистической поэзии. Несмотря на грубость формы, картины Сурикова – магические сны. Такого дара сновидца я не знаю ни в ком из наших художников". Сюжетом картины стал эпизод мученической жизни боярыни Феодосии Морозовой, сподвижницы неистового протопопа Аввакума и противницы церковных реформ патриарха Никона; по царскому указу ее везут московскими улицами в ссылку. Для "Боярыни Морозовой" Суриков сделал бесчисленное множество эскизов и портретных зарисовок. Каждого персонажа он разрабатывал в отдельности, тщательно продумывая костюмы и позы. Эти эскизы прекрасны и самоценны, их можно разглядывать до бесконечности, изучая, как художник лепит форму из отдельных импрессионистических разноцветных мазков. Долгое время он не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина.

Василий Суриков "Портрет Ольги Васильевны Суриковой", 1888

Василий Суриков "Портрет Ольги Васильевны Суриковой", 1888

25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери – Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из ключевых мастеров русской живописи начала XX века. Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами. Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.

Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: "С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати. Из художников у Гиршмана бывали москвичи – члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других – Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин. Почти всегда приходил и Суриков, оживленно беседовавший, много рассказывавший о своих былых встречах и впечатлениях, веселый, вечно балагуривший и державший себя необыкновенно просто и по-товарищески легко с художниками. Приезжавшие из Петербурга художники – Бенуа, Сомов, Лансере, Добужинский, Бакст – также бывали завсегдатаями "гиршмановских вечеров", на которые съезжались и все главные московские коллекционеры".

Василий Суриков "Покорение Сибири Ермаком", 1895 (авторская копия)

Василий Суриков "Покорение Сибири Ермаком", 1895 (авторская копия)

Оригинал картины "Покорение Сибири Ермаком" хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. В том же 1895 году, когда Суриков закончил это историческое полотно, он сделал уменьшенную копию, которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее. Это было посвящение личной истории, истории семьи художника: род Суриковых происходил из донского казачества, которое отправилось покорять Сибирь вместе с Ермаком в 1622 году, и так и осело на бескрайних просторах. Волошин, описывая его внешность, подчеркивал казацкие черты его внешности: "В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая: скован он был по-северному, по-казацки". "Этот кряжистый, насквозь русский человек, – вспоминал о Сурикове А.Я.Головин, – был так же монументален и величав в своем характере, как величава его глубоко содержательная и поучительная живопись".

Василий Суриков "Портрет доктора А.Д. Езерского", 1900-е

Василий Суриков "Портрет доктора А.Д. Езерского", 1900-е

Суриков создал огромное количество живописных портретов своих современников. Некоторые из них он впоследствии использовал в качестве эскизов для своих исторических полотен: родственники и друзья художника становились стрельцами, казаками, крестьянами или солдатами. В этих этюдах и портретах Суриков огромное внимание уделял не только позе модели, ее внешнему облику и характеру, но и окружающим деталям, узорам на тканях, элементам одежды.

Василий Суриков "Портрет Александры Емельяновой", 1900-е

Василий Суриков "Портрет Александры Емельяновой", 1900-е

Художник Александр Яковлевич Головин писал: "Суриков и Репин сделали нечто аналогичное тому, чего добились во Франции импрессионисты. Картины Сурикова, написанные грязновато и, пожалуй, грубо, зажигали художественную молодежь своей страстностью, своим вдохновением и размахом. Не говорю уже о глубоко национальном значении Сурикова. Он умел воскрешать прошлое со всей отчетливостью настоящей жизни, воссоздавая подлинную старину, словно он был ее современником, ее очевидцем".

Василий Суриков "Посещение царевной женского монастыря", 1912

Суриков никогда не восстанавливал археологически формы жизни минувших столетий, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, а его герои становились его современниками, поэтому картины получались не сказочными, как, к примеру, у Виктора Васнецова, а реалистичными и живыми. Максимилиан Волошин говорил, что "он (Суриков) был действительным свидетелем и похода Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра".

Василий Суриков "Иллюминация Московского Кремля", 1883

Василий Суриков "Иллюминация Московского Кремля", 1883

Последние слова великого художника были: "Я исчезаю". Он скончался 19 марта 1916 года в Москве. Художник Василий Васильевич Рождественский вспоминал: "В небольшой церкви около Тверской улицы, окруженный родными, почитателями, лежал в гробу великий художник – воинствующий реалист, проникавший своим острым взглядом в глубь веков, вскрывший там могучий героизм русского народа и его всегдашнее стремление к свободе".

Ссылки по теме

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

www.m24.ru

Семь исторических фигур в картинах Сурикова — Рамблер/субботний

Василий Суриков — непревзойденный мастер исторической живописи. Его работы отличаются той особой интонацией, которая позволяет зрителю окунуться в происходящее на картине. Разбираемся вместе с Анной Поповой, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинах.

ПЕТР I

Василий Суриков. Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году. 1872. Государственный Русский музей Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен.

Первым таким опытом стало создание серии рисунков для Политехнической выставки, приуроченной к 100-летию императора. Один из них посвящен событиям русско-шведской войны, а именно — взятию Шлиссельбургской крепости, или Нотебурга, Орехового города, как называли ее шведы.

В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск — как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу.

От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Корабли, боеприпасы, вооружение — на протяжении почти двух недель этот груз тянули около 5 тысяч человек. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I.

Суриков создал не парадный портрет, а скорее документальную иллюстрацию, на которой царь трудится наравне со своими подданными. Чтобы подчеркнуть величие императора, художник изобразил огромный камень на дальнем плане: он похож на кусок скалы, на которой стоит Медный всадник в Петербурге.

СТРЕЛЬЦЫ

Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Бунтовщики направились к Москве, однако до города так и не дошли: их разбили в 40 верстах у Ново-Иерусалимского монастыря. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.

Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Дознание шло девять лет. Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские. Они должны были поселиться в других городах, платить подати и выполнять различные повинности.

На картине Суриков изобразил не казнь, а ее ожидание: на лицах стрельцов — ужас, отчаяние, гнев, смирение. Хмурое небо нависает над Красной площадью. Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь.

Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.

КСЕНИЯ ГОДУНОВА

Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.

Свадьба с эрцгерцогом Максимилианом III Австрийским также сорвалась из-за того, что он не захотел принять православие. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.

Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV.

После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Но Смута добралась и туда. Царевна была в Троице-Сергиевой лавре во время ее длительной осады, а после ее перевели в Новодевичий монастырь, который разграбили казаки Первого ополчения.

Василий Суриков изобразил Ксению Годунову у портрета жениха: она печально склонилась над изображением, а стоящие рядом придворные стараются разглядеть, каков же был заморский принц. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МЕНШИКОВ

Нередко образы будущих картин Сурикову навевали случайные мизансцены. Так было и с картиной «Меншиков в Березове». «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скушно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел» — так запомнил и записал рассказ Сурикова поэт и художник Максимилиан Волошин.

Фаворит Петра I Александр Меншиков руководил строительством Санкт-Петербурга, был героем Полтавского сражения и единственным российским дворянином, получившим герцогский титул. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку.

«Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Кажется, встань Меншиков с кресла — и ему не поместиться в этом новом жилье: слишком он велик. Рядом с ним дети: старшая Мария, тоскующая по своему жениху Петру II, сын Александр, задумчиво разглядывающий подсвечник, и младшая Александра, читающая Евангелие. Ни князь, ни Мария так и не вернутся в Петербург: отец умрет от апоплексического удара через два года после высылки, другая — спустя еще год — от оспы.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА

Масштабное полотно создано на сюжет из трагического периода российской истории — церковного раскола XVII столетия. Некоторые критики называли его слишком «шумным» и сравнивали с варварски пестрым персидским ковром. Однако большинство с восторгом приняло эту композиционно сложную, насыщенную картину. Художник Александр Бенуа отмечал, что работа Сурикова подобна «музыке, переносящей в древнюю, еще самобытно-прекрасную Русь».

Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Царь Алексей Михайлович знал о ее взглядах и пытался переубедить боярыню, однако та оставалась крепка в своей вере.

Последней каплей в противостоянии стал отказ Морозовой присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной. Вскоре ее арестовали и отправили вместе с сестрой сначала в Чудов, а затем Псково-Печерский монастырь. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.

До Сурикова к этому сюжету обращался Александр Литовченко, но именно полотно 1887 года стало самым известным и масштабным. Художник изобразил момент, когда Морозову привозят в Чудов монастырь. Сидя в розвальнях, она вздымает вверх руку в двоеперстии. Неотрывно смотрят на нее толпящиеся вокруг люди. Закутанная в черную шубу бледнолицая фигура в центре картины обладает почти гипнотическим воздействием.

ЕРМАК

«Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Его интерес к этой теме был не случаен. Уроженец Красноярска, он происходил из семьи казаков, чьи предки пришли в Сибирь с Ермаком.

В 1891 году художник отправился в поездку, во время которой изучал быт и привычки местных народов. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.

На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Ермак с 1579 года служил купцам Строгановым, охраняя их владения от сибирских татар, а затем возглавил поход через Уральские горы.

Несмотря на то, что силы Кучума значительно превосходили его собственные, Ермак разбил ханское войско и занял столицу ханства — Кашлык. Отправив посла к Ивану Грозному с просьбой принять Сибирь под его правление, атаман был щедро награжден.

Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Исход битвы предрешен.

КАЗАКИ

«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.

Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков.

Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Незадолго до открытия Николай II с императрицей Александрой Федоровной приобрели картину за 40 тысяч рублей.

weekend.rambler.ru

Василий Иванович Суриков (1848–1916). Мастера исторической живописи

Василий Иванович Суриков

(1848–1916)

Из окна Красноярского училища, где учился Суриков, была видна городская площадь. На ней возвышался эшафот для публичных наказаний и казней. Однажды мальчик стал очевидцем казни трех мужиков за поджог. Приговоренных в белых рубахах привезли к эшафоту на телеге. Женщины, их родственницы, с плачем кинулись к ним. Это впечатление надолго запало в душу Сурикова. Через много лет увиденное воплотилось в знаменитой картине «Утро стрелецкой казни».

Василий Иванович Суриков, один из наиболее «русских» живописцев среди всех российских мастеров, обладал поразительным самобытным талантом и художественным чутьем, позволившим ему увидеть и очень точно передать на своих полотнах картины давно минувших дней, «преданья старины глубокой». В этом Сурикову помогли яркие впечатления, связанные с суровой действительностью и природой Сибири, где будущий художник провел свое детство и юность.

Далекий предок знаменитого русского живописца, есаул Суриков, пришел на сибирские земли с Дона вместе с войском Ермака. Потомки есаула, казаки Суриковы, были храбрыми воинами и на протяжении нескольких веков несли караульную службу у стен города, отражая нашествия врагов. Когда неприятель подходил к крепостным сооружениям, на Караульном бугре зажигался огонь.

В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881, Третьяковская галерея, Москва

В одном из сражений прапрадеду художника, Петру Сурикову, стрелой из лука выбили глаз. С той поры его прозвали Петром Кривым.

Василий Суриков родился в Красноярске. Его отец, Иван Васильевич, занимал должность регистратора в суде. По вечерам он играл на гитаре и пел старинные песни донских казаков, а жена, Прасковья Федоровна, вышивала чудесные узоры на шалях и коврах, вязала кружева. Мать показывала мальчику искусно расшитые шали, повойники из парчи, он любовался старинной казачьей амуницией, бережно хранившейся в доме, седлами, шашками, ятаганами, ружьями, оставшимися от предков. Были в доме и старые книги с диковинными картинками, которые Вася подолгу рассматривал.

Рисовать мальчик начал с четырех лет. Он процарапывал гвоздем нехитрые детские рисунки на сиденьях стульев. Маленького художника ругали, но это не могло остановить его тяги к творчеству. Вскоре Вася стал рисовать на бумаге карандашом и углем.

В школе любимым уроком Сурикова стало рисование. Учитель Н. В. Гребнев показывал ему репродукции известных русских и зарубежных мастеров. Мальчик делал копии с гравюр Тициана, Рафаэля, Боровиковского, Брюллова. Вместе со своим наставником Вася учился писать этюды в окрестностях Красноярска.

В 1861 году Суриков поступил в Красноярское приходское училище, но закончить его Василию не удалось: умер отец, и юноше пришлось зарабатывать на хлеб в должности писца в губернском совете. В свободное время он целиком отдавался любимому занятию — рисованию. Он делал портреты своих сослуживцев и дарил их им, изображал казаков, крестьян, девушек. На Пасху молодой художник расписывал яйца и продавал их по 3 рубля за сотню. Суриков очень хотел учиться, но бедность не давала ему возможности бросить надоевшую работу. И тут вмешался случай.

На одной из бумаг Василий нарисовал муху, а столоначальник, решив пошутить, подложил ее на стол губернатору П. Н. Замятину. Последний, заметив насекомое, начал безуспешно смахивать его со стола. Наконец он догадался, что муха нарисованная, и, вызвав столоначальника, поинтересовался, кто автор столь замечательного творения. Вскоре Сурикову велели прийти к губернатору с другими рисунками. Замятин увидел несомненный талант юноши и походатайствовал о его обучении в Петербургской академии художеств. Деньги на содержание и проезд в столицу молодому человеку дал городской голова, золотопромышленник П. И. Кузнецов.

На экзамене в Академии художеств Сурикову предложили нарисовать гипсовую руку. До этого он никогда не имел дела с гипсовыми моделями, поэтому рисунок получился не совсем удачным. Член приемной комиссии, Ф. А. Бруни, объявил юноше, что он не умеет рисовать, поэтому не может быть принят в академию.

Чтобы подготовиться к новому поступлению в академию, Суриков начал заниматься в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников. Василий старательно изучал анатомию, законы перспективы и ракурса.

В 1869 году он блестяще сдал экзамен и был принят в число учащихся академии.

Учителем Сурикова стал знаменитый педагог, художник П. П. Чистяков, вырастивший многих известных живописцев.

В. И. Суриков. «Меншиков в Березове», 1883, Третьяковская галерея, Москва

В 1875 году Василий Суриков завершил обучение в академии. За свою программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил звание классного художника 1 степени. В этой композиции, исполненной по законам академизма, молодому мастеру удалось передать драматизм происходящих событий. Хотя полотно еще не так совершенно, как большинство работ следующих лет, в нем виден несомненный живописный талант Сурикова.

В 1878 году Суриков поселился в Москве. В этом же году художник начал писать картину «Утро стрелецкой казни» (1881, Третьяковская галерея, Москва), замысел которой появился у него еще в то время, когда он ехал из Сибири в Петербург поступать в академию.

Посетив Лобное место на Красной площади, художник вспомнил казнь, которую он видел в Красноярске. Давно минувшее событие ожило перед глазами Сурикова, и он представил все, что будет изображено на полотне. Приступая к созданию картины, Суриков прочитал дневник австрийского посла Иоганна Георга Корба, ставшего свидетелем казни стрельцов.

На полотне изображена Красная площадь ранним утром 1698 года. В темной людской массе выделяются стрельцы, одетые в белые рубахи смертников. В их руках зажженные свечи. Приковывает внимание рыжебородый стрелец с лихорадочно горящими глазами. Его полный ненависти взгляд обращен к Петру I, восседающему на белом коне. Именно эти две фигуры — царя и рыжебородого стрельца — являются главными в общей композиции картины. Стрелец олицетворяет собой все отжившее, уходящее прошлое, Петр I — будущее страны, ее могущество и силу. И в то же время эти две фигуры напоминают о противостоянии двух сил — народа и государственной власти.

Хотя авторская позиция ясна (Петр и его сподвижники представлены сильными и уверенными в своей исторической правоте), Суриков не может не сочувствовать стрельцам, не восхищаться их мужеством и стойкостью. С огромной достоверностью автор передает боль и страдания родных и близких осужденных. На самом деле казнь стрельцов происходила в Преображенской слободе, но живописец намеренно перенес действие на Красную площадь, вкладывая в изображение более глубокий смысл: разрушая устаревшие традиции и открывая России путь в Европу, Петр I сломал множество народных судеб.

Важное место в композиции отведено архитектурному фону. Строгие формы кремлевских башен и стен, под которыми стройными рядами стоят солдаты, напоминают о силе государственной власти, способной поддержать порядок в стране. А над эшафотом возвышается собор Василия Блаженного со срезанными верхним краем холста куполами, как будто обрубленными топором. Сложный ритм многочисленных глав собора соответствует беспорядочному движению людей в толпе, окружившей осужденных. Суриков писал: «В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался». Немаловажную роль играет и колорит картины. Красный цвет в одежде стрельцов и их родных, выделяясь яркими пятнами, напоминает о том кровавом зрелище, которое скоро предстанет взору присутствующих.

Обращаясь к событиям ушедшей эпохи, Суриков, всегда далекий от политики, как бы проводит параллель с современностью, с революционной борьбой народничества против царской власти. Знаменателен факт, что IX выставка передвижников, на которой была представлена картина «Утро стрелецкой казни», открылась 1 марта 1881 года, в день убийства Александра II народовольцем И. И. Гриневицким (хотя это совпадение было чистой случайностью).

Картина принесла Сурикову всеобщую известность и славу. Через два года художник написал еще одно свое знаменитое полотно — «Меншиков в Березове» (1883, Третьяковская галерея, Москва). К этому времени мастер задумал «Боярыню Морозову», но, как он сам говорил позднее, «чтобы отдохнуть (после „Стрельцов“) „Меншикова“ начал».

Сурикова интересовала судьба отдельной личности в истории, и он обратился к реальному факту минувшей эпохи — ссылке в Сибирь фаворита Петра I Александра Меншикова после смерти Екатерины I. Все имущество когда-то всесильного временщика было конфисковано, а его самого вместе с семьей отправили на север Сибири. В дороге недалеко от Казани умерла жена опального вельможи.

В. И. Суриков. «Сцена из римского карнавала», 1884, Третьяковская галерея, Москва

Меншиков изображен сидящим в бедной крестьянской избе в окружении двух дочерей и сына. Суриков поместил своих героев в обстановку, знакомую ему с детства: мрачную холодную горницу с маленьким окошком из слюды. Художник вспоминал: «Комнаты у нас в доме были большие и низкие. Мне, маленькому, фигуры казались громадными. Я потому всегда старался или горизонт очень низко поместить, или фону сделать поменьше, чтобы фигуры больше казались». Многие критики поставили в вину мастеру несколько увеличенный масштаб фигуры Меншикова, но для Сурикова важно было передать не столько сходство персонажей с их историческими прототипами, сколько сам дух эпохи.

В. И. Суриков. «Боярыня Морозова», 1886, Третьяковская галерея, Москва

За столом собралась вся семья. Младшая дочь Александра читает Евангелие, но похоже, что ее никто не слышит. Каждый думает о своем. Тягостные мысли одолевают Меншикова, отрешенным взглядом он смотрит в пустоту. Рядом с ним сидит старшая дочь Мария, которая когда-то была нареченной Петра II (моделью для ее образа послужила жена художника). Глаза этой хрупкой, красивой девушки полны глубокой печали. Символична черная, похожая на траур, шубка, в которую закутана Мария. Так же как и ее отец, Мария никогда не вернется на родину и умрет в Сибири. Полной противоположностью своей старшей черноволосой сестра является юная Александра. Ее не тревожит тоска по прошлому, она полна надежд на будущее. После восшествия на трон Елизаветы, дочери Петра, младшая дочь Меншикова вместе с братом Александром, сидящим рядом, вернется в столицу. Склоненная над книгой золотистая головка девушки, ее расшитая душегрея, отороченная светлым мехом, — все создает ощущение светлой радости и счастья.

Картина «Меншиков в Березове» представляет Сурикова замечательным колористом. Вызывают восхищение несколько приглушенные, но свежие краски, звучащие, словно тихая музыка. Благодаря серебристо-голубым, синим, янтарным, золотистым оттенкам парча, бархат, мех кажутся осязаемо реальными.

Виртуозно передано двойное освещение: холодный зимний свет льется из маленького окошка, теплые золотистые лучи идут от горящей у иконы Богоматери лампады.

Современники оценили новый шедевр Сурикова. П. М. Третьяков приобрел полотно для своей галереи и поместил его рядом с «Утром стрелецкой казни». Деньги, полученные художником за картину, позволили ему совершить путешествие по Италии, Франции, Испании, Германии. За границей он изучал картины старых мастеров: Тинторетто, Тициана, Веронезе и др. Привлекала Сурикова и современная живопись.

В Европе художник много времени уделял натурным этюдам. Он стремился сделать краски на своих картинах еще более близкими к естественным. О росте колористического мастерства Сурикова говорит его новая работа «Сцена из римского карнавала» (1884, Третьяковская галерея, Москва). На полотне изображена молодая римлянка, одетая в розовое домино. Звучный колорит этого произведения (одежда девушки, яркие цветы, рассыпанные по парапету) создает у зрителя радостное настроение.

В. И. Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899, Русский музей, Санкт-Петербург

Вдали от родины Суриков сделал множество рисунков. Особенно привлекала его акварель. В этой технике художник выполнил множество пейзажей с изображением Неаполя, Флоренции, Рима, Помпеев, Севильи, Гранады.

Еще до создания картины «Меншиков в Березове» Суриков задумал написать большое полотно «Боярыня Морозова». За границей, помимо многочисленных акварельных пейзажей, он сделал несколько набросков к этому произведению.

Впервые о судьбе боярыни Морозовой Суриков услышал еще ребенком от родственницы по материнской линии. Рассказ о раскольнице, не отрекшейся от своей веры даже под жестокими пытками, мальчик запомнил на всю жизнь.

Феодосия Прокопьевна Морозова была женой боярина Морозова, воспитателя царя Алексея Михайловича. Она поддержала протопопа Аввакума, не принявшего церковные реформы патриарха Никона. Боярыня привлекла на свою сторону сестру — княгиню Урусову. Все свои богатства боярыня раздала раскольникам. Царь и патриарх пытались уговорить ее, но ничто, даже мучение на дыбе, не смогло сломить упорство этой сильной женщины, кричавшей своим врагам: «Огнем спалите меня на костре, смерть в огне приму как избавление!» Вместе с княгиней Урусовой боярыню Морозову отвезли в Пафнутьев-Боровский монастырь и посадили в яму. Сестер морили голодом и холодом, и вскоре они умерли.

Перед началом работы над картиной Суриков познакомился с трудами историков В. О. Ключевского, И. П. Забелина, Н. С. Тихонравова, изучил исторические документы. Созданию картины предшествовало множество набросков, зарисовок, этюдов и эскизов.

Художник изобразил на полотне тот момент, когда боярыню Морозову в крестьянских санях везут на муки и поругание. Глаза женщины горят фанатичным огнем, рука ее поднята в двуперстном знамении старообрядцев. Ее худое лицо и тонкая фигура, облаченная в черные одежды, кажутся величественными и монументальными. Особую выразительность и трагическую напряженность картине придает контраст черного (шубы и платки нескольких персонажей и самой боярыни) и белого (снег на земле и крышах домов). Нередко цветовые решения во многих произведениях Сурикова появлялись благодаря случайным впечатлениям. Так, художник вспоминал: «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал. Да и „Казнь стрельцов“ точно так пошла: раз свечу зажженную днем на белой рубахе увидал, с рефлексами».

Хотя центральной фигурой картины является боярыня Морозова, для Сурикова ее личная трагедия — это трагедия всего народа. Сани окружает множество людей: мужчин, женщин, детей. В их лицах зритель видит отражение страданий боярыни. Взгляд притягивает сидящий на снегу юродивый в рваном рубище. Он бесстрашно отвечает боярыне двуперстным знамением. Рядом стоит странник с деревянным посохом в руке. В его взгляде читается сострадание и печаль. Сочувствие и боль выражены на лицах старухи, прижимающей к губам край богато расшитого жемчугом платка, и молодой женщины возле нее. Ярким пятном выделяется среди других фигур девушка в золотисто-желтом платке и нарядной темно-голубой шубке. Всем своим видом она выражает кротость и в то же время душевную стойкость и силу. Ее низко склоненная голова как будто повторяет движение Богоматери на стене церкви.

Женские образы на картине поражают своей задушевностью и тонким лиризмом. В них художник показал не только физическую, но и духовную красоту русской женщины: умение сострадать чужому горю, доброту, безграничное терпение и готовность к любым жизненным испытаниям.

Прежде чем остановиться на диагональном композиционном построении, Суриков выполнил множество эскизов. Но именно последний вариант отражал глубину авторского замысла и передавал эффект движения саней сквозь толпу людей. Как и в других своих произведениях, в «Боярыне Морозовой» художник отказывается от традиционного способа передачи иллюзорного пространства и уплотняет его, приближая к переднему плану архитектурный фон. Это создает впечатление заполненности улицы человеческими толпами, которое в то же время не закрывает от зрителя главных персонажей и не лишает их значимости.

Художник виртуозно передает фактуру тканей, узоры, покрывающие одежду героев. Все это помогает мастеру уловить дух изображаемой эпохи, показать своеобразие ее быта. Этой же цели служат и архитектурные детали картины. Представляя город XVII столетия, Суриков удачно совместил приметы московских и красноярских улиц. Созданию картины предшествовало множество пейзажных этюдов: мастер писал московские бульвары, занесенные снегом, дома, следы, оставленные полозьями саней.

В. И. Суриков. «Степан Разин», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург

В. И. Суриков. «Посещение царевной женского монастыря», 1912, Третьяковская галерея, Москва

Героев для своей картины Суриков брал из реальной жизни. Первоначально для образа боярыни Морозовой был написан этюд с его тетки, Авдотьи Васильевны. Но эта работа не удовлетворила художника, и он написал портрет уральской начетчицы Анастасии Михайловны. Именно она стала моделью для Морозовой. Одну из девушек в толпе Суриков написал с готовящейся в монашки Сперанской. Позировали ему и женщины-старообрядки.

В поисках натуры для образа юродивого живописец бродил по московским рынкам, где и обнаружил подходящего человека. Позднее мастер вспоминал: «В начале зимы было. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер… Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал… Так на снегу его и писал». «Боярыню Морозову», представленную на XV Передвижной выставке, приобрел П. М. Третьяков.

В 1888 году умерла жена художника, и Суриков впал в глубокую депрессию, забросив живопись. Приглушить горе ему помогла поездка в Сибирь (1889–1890), после которой была создана картина «Взятие снежного городка» (1891, Третьяковская галерея, Москва). В этом произведении Суриков попытался создать обобщенный образ русского народа, показать его силу, удаль, веселье.

Одной из лучших исторических картин Сурикова, прославляющих народную мощь и мужество, стало полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Третьяковская галерея, Москва).

Художник изобразил битву русских казаков, возглавляемых Ермаком, с Кучумом. Русское войско кажется монолитным и сплоченным, в рядах противника — смятение и разрозненность. Рядом с суровыми воинами-татарами мечутся местные жители: остяки, вогулы. Автор показал трагедию людей, случайно попавших в водоворот истории. Напряженность борьбы передает сдержанный колорит картины, выдержанный в коричнево-серых тонах. Лишь кое-где выделяются желтые, красные, зеленые пятна. Подвиг русского народа воспевает и композиция «Переход Суворова через Альпы в 1799» (Третьяковская галерея, Москва), написанная Суриковым в 1899 году. Следующее произведение исторического жанра — «Степан Разин» (Русский музей, Санкт-Петербург) — было создано в 1907 году.

Последней крупной работой художника стала картина «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Третьяковская галерея, Москва), замечательно передающая особенности быта старой Руси. Произведение интересно также своим глубоким психологизмом, где автор стремится показать различие человеческих характеров. Темы русской истории не переставали волновать Сурикова и в последний период его жизни. В эти годы он работал над эскизами с изображением княгини Ольги, встречающей тело своего убитого супруга, князя Игоря.

Помимо картин на исторические сюжеты, художник создавал портреты, в которых проявился интерес к внутреннему миру модели (портреты Т. К. Доможиловой, 1891, Третьяковская галерея, Москва; А. Д. Езерского, ок. 1910, частное собрание).

Глубоко патриотичное творчество Сурикова, воспевающее духовные силы народа, стало новым этапом не только в русской, но и в мировой истории живописи. Многие его живописные открытия и достижения были подхвачены другими художниками.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Русская история в творчестве В. Сурикова » Выдающиеся художники

В.И. Суриков "Меншиков в Берёзове" (1883)

У каждого художника существует свой любимый жанр, в котором его талант проявляется ярче всего. Кто-то достигает успехов в жанре портрета – например, Илья Репин или Иван Крамской. Другие находят особые краски и темы в изображении родного пейзажа – например, Исаак Левитан или Иван Шишкин. Василий Иванович Суриков завоевал своё призвание масштабными историческими полотнами, самые известные его картины посвящены событиям из истории России.

Из биографии В.И. Сурикова

В. Суриков. Автопортрет (1879)

Интерес к художественному творчеству (рисованию) проявился у Сурикова в раннем детстве. Родился он в Красноярске в 1848 г. в семье потомственного казака. Рисованию учился в Красноярском уездном училище.

После смерти отца семья была в сильном материальном затруднении, поэтому мальчик не мог продолжить образование в гимназии и вскоре устроился работать писцом в губернское управление. Здесь его рисунки увидел енисейский губернатор П. Н. Замятнин. Он нашёл для талантливого юноши мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

И вот 20-летний Василий Суриков в Петербурге. Но поступить в Академию художеств ему удалось не сразу – сначала он закончил там рисовальную школу, затем был вольнослушателем Академии и только потом был принят в число студентов.

Первую его самостоятельную работу «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» приобрёл его меценат Кузнецов, тем самым поддержав его материально.

В. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

В 1875 г. Суриков закончил Академию художеств в звании классного художника первой степени и почти сразу же получил заказ на создание фресок для храма Христа Спасителя в Москве.

Всю дальнейшую жизнь Василий Иванович Суриков прожил в Москве, периодически приезжая в свой родной Красноярск. В Сибири им были написаны многие его картины.

Умер Суриков в Москве в 1916 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881)

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни» (1881). Холст, масло. 218 × 379 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Эта картина была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Работа над ней началась в 1878 г. и длилась 3 года.

Суриков обратился к событиям эпохи Петра I. Давайте кратко вспомним эти события.

Перенесёмся мысленно в 1682 год. В то время скончался царь Фёдор Алексеевич и встал вопрос о наследовании престола. Было два претендента, два брата умершего царя: старший болезненный Иван и малолетний Пётр (будущий император Пётр I). Поскольку они не могли ещё самостоятельно осуществлять правление страной, им назначили регента – то есть временно исполняющего обязанности правителя до совершеннолетия малолетнего. Этим регентом стала старшая сестра Ивана и Петра – Софья Алексеевна. Она правила страной до тех пор, пока Петру не исполнилось 17 лет – до 1689 г. Он женился, и уже не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны. Но она продолжала удерживать в своих руках власть. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Кремль был резиденцией Софьи, село Преображенское – резиденцией Петра.

Между Кремлём и Преображенским установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.

В ночь с 7-го на 8-е августа 1789 г. несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья (мать Петра) и царица Евдокия (его жена) в сопровождении всего потешного войска, которое создал Пётр.

В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Патриарх Иоаким объявил Петра полноправным самодержцем.

Далее идёт история со стрельцами. Стреле́ц — выборный служилый человек, всадник или пехотинец. Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Пётр подписал указ с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья же запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.

Но постепенно власть Софьи ослабевала, стрельцы стали переходить на сторону молодого царя Петра. Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Софья была сослана в монастырь.

И. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре»

Об этих события можно прочитать в романе Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый».

А теперь обратимся к картине Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Самой казни художник не показал – он не стремился шокировать зрителя кровавыми сценами, он хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Суриков сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и попытался передать на полотне то состояние людей, которое соответствует их переживаниям в последние минуты своей жизни.

Картина велика по размерам: 218 х 379 см.

На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя.

Фрагмент картины

Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу.

Фрагмент картины

Пётр также смотрит на стрельцов гневным и непримиримым взглядом. Каждая из сторон полна сознанием своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Другие стрельцы также изображены эмоционально, не все они покорились приговору Петра. Многие стрельцы изображены в сопровождении матерей, жён и детей. Солдаты ведут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.

Художник изображает казнь утром, после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы.

Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня – фигуре Петра I на коне.

П.М. Третьяков сразу же приобрёл эту картину для своей коллекции.

Картина В. Сурикова «Меншиков в Берёзове» (1883)

В.И. Суриков «Меншиков в Берёзове» (1883). Холст, масло. 169 × 204 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Картина также довольно большого размера – 169 х 204 см. Она тоже хранится в государственной Третьяковской галерее и также куплена П.М. Третьяковым.

Сюжет – из истории эпохи Петра I, вернее, о событиях, последовавших после этой эпохи.

Алекса́ндр Дани́лович Ме́ншиков – русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал, первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор.

Судьба Меншикова очень интересна и характерна для эпохи Петра: Пётр создавал русскую элиту не по заслугам предков и социальному статусу, а только по личным качествам человека. Таким образом, генералом у Петра мог стать обычный крестьянин, показавший себя в деле и обладающий способностями.

Александр Меншиков в 14 лет принят Петром в денщики (денщи́ком в русской армии и флоте до 1917 г. назывался солдат, состоявший при офицере или чиновнике в качестве казённой прислуги). Он сумел быстро приобрести доверие и дружбу царя, стать его наперсником во всех затеях и увлечениях. Помогал ему в создании «потешных войск» в селе Преображенском, после участия в расправе над стрельцами получил чин сержанта. Меншиков безотлучно находился при царе, сопровождая его в поездках по России, в Азовских походах 1695-1996 гг., в поездках в Западную Европу. После смерти Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Он был наделён от природы острым умом, прекрасной памятью, энергией, делал всё с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, мог смягчать вспыльчивый характер царя. Подробнее о судьбе Меншикова также можно прочитать в романе А.Н. Толстого «Пётр Первый».

После смерти Петра I он способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России; при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск. Но в 1727 г. подвергся опале, лишён имущества, званий и наград. Его арестовали, а затем сослали с семьёй в Сибирь, где через полтора года он умер.

На картине Меншиков изображён с детьми. Все герои картины погружены в думы о прошлом, хотя слушают чтение одной из дочерей. Меншиков живёт памятью о прошлом. А зрители, глядя на картину, задумываются о том, как превратна может сложиться судьба человека: ещё вчера ты был властителем дум и дел человеческих, а сегодня ты просто старый и никому не нужный человек, притом оболганный, униженный и лишённый какой бы то ни было благодарности за всю свою предшествовавшую деятельность на пользу Отечеству.

Суриков изобразил Меншикова человеком, полным достоинства, сознания собственной зна́чимости. Он изображён на картине как яркая историческая личность, не сломленная обстоятельствами. Его старшая дочь Мария прижалась к отцу и глубоко задумалась. Она разделяет с ним все тяготы жизни и никогда не оставит его. Сын Александр также близок к отцу, а младшая дочь Александра, читающая, скорее всего, Библию, больше всех героев картины полна жизнеутверждающей надежды на лучшее будущее.

Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» (1884-1887)

В. И. Суриков «Боярыня Морозова» (1884-1887). Холст, масло. 304 × 587,5 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Это одно из самых известных полотен художника. Оно внушительно и по размерам: 304 на 586 см. Приобретена для Третьяковской галереи и остаётся там одним из основных экспонатов.

Когда зрители проходят по основной анфиладе залов галереи, они уже видят эту большую картину. И она уже втягивает их в это своё пространство красок и образов.

Вот как выглядит эта картина в интерьере Третьяковской галереи.

По морозной московской улице, заснеженной и запушенной снегом, едут розвальни. В этих санях закованную в цепи везут боярыню Морозову, поднявшую руку с двуперстным знамением. Она вся в чёрном одеянии, глаза её горят решимостью, а вокруг неё шумит московская улица, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди – разнообразный московский люд. Здесь и ребятишки, и просто любопытствующие, а также горячо сочувствующие ей. У кого-то фанатизм боярыни вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство смотрит на неё с сочувствием.

Фрагмент картины

Здесь и сидящий на снегу босой юродивый, который повторяет жест боярыни Морозовой, и нищенка, которая тянется за санями. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И зрители становятся невольными соучастниками и свидетелями происходящего. А что происходит?

В 1650-1660 гг. произошёл раско́л Ру́сской православной це́ркви. Он был связан с реформой патриарха Никона. Суть этих реформ – изменение некоторых обрядов, внесение новшеств в богослужебные книги с целью их унификации с современными греческими. Самым спорным стал вопрос о том, как совершать крестное знамение – тремя пальцами (как сейчас) или двумя (как это было до реформы).

Приверженцы старых обрядов впоследствии получили название «старообрядцы», они существуют и сейчас. Боярыня Морозова была самой последовательной и несгибаемой сторонницей старообрядчества. Сторонники патриарха Никона жестоко преследовали старообрядцев, сжигали их заживо в домах, многие из них были вынуждены прятаться в Сибири.

Императрица Екатерина II отзывалась о Никоне и его реформе крайне отрицательно: «Никон – личность, возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Троеперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа».

А вот личность боярыни Морозовой вызывает уважение даже у тех, кто далёк от религии. Она была дочерью придворного чина и сама была придворной у царицы. Это была очень богатая по тем временам женщина, она жила в богатой усадьбе, но была противницей реформ патриарха Никона.

Ночью 1671 г. её и её сестёр арестовали и заковали в кандалы. Боярыню Морозову и её сестру Евдокию Урусову (она также изображена на картине) страшно пытали на дыбе (орудие пытки посредством растягивания тела жертвы с одновременным разрыванием суставов), пытаясь переубедить в верности старообрядчеству. Сестёр хотели сжечь на костре, но за них заступились другие бояре, а также сестра царя – царевна Ирина Михайловна. Тогда их выслали в Боровск и заточили в земляную тюрьму, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 г. сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась от полного истощения. Боярыня Морозова также была уморена голодом.

В.И. Суриков создал и другие картины на сюжеты русской истории: «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин» и др.

www.palitra.co

Исторические основы картин В. Сурикова

27.04.2016

Безусловно, самый известный русский исторический живописец – это Василий Иванович Суриков (1848-1916). Не одно поколение школьников рассматривало его картины на уроках истории. Однако со временем мы забываем некоторые нюансы, и нам все труднее вспомнить, о каком событии повествует та или иная картина.

Картина «Утро стрелецкой казни» (1881) стала первой большой работой художника, посвященной российской истории. Она рассказывает о печальной судьбе участников неудачного стрелецкого бунта 1698 года. Итак, весной 1698 года царевна Софья, сестра Петра I, находящаяся в это время в Новодевичьем монастыре, объявила, что ее брата подменили во время его поездки в Европу. Более двух тысяч стрельцов, расквартированные в Азове, подняли восстание и прибыли в столицу, чтобы отдать корону царевне Софье Алексеевне. Однако, преданные царю бояре силами дворянской конницы и четырех гвардейских полков смогли подавить мятеж и схватить зачинщиков. Петр I срочно возвращается из Европы и возглавляет «великий розыск». Осенью этого же года начались первые казни. Известно, что царь лично отрубил головы пяти стрельцам. Всего казнено примерно две тысячи стрельцов. Еще сотни сосланы. Тела казненных оставались на виселицах до февраля следующего года, только после этого их стали хоронить вдоль московских дорог. Специальным указом царя возле мест захоронений казненных возводили специальные каменные четырехгранные столпы, с выбитыми преступлениями мятежников. Родственников стрельцов также коснулись репрессии – их обрекли на изгнание, а московское имущество было распродано или роздано. Это восстание положило конец стрелецкому воску – все полки были расформированы, а семьи стрельцов высланы из столицы в другие города и записаны в посадские люди. Суриков на этой картине изобразил тяжелую судьбу народа в эпоху исторических перемен.

Не менее известна и картина «Боярыня Морозова» (1887). Здесь художник изобразил сцену из событий церковного раскола 17 века. Главная героиня полотна - Феодосия Прокопьевна Морозова – реальное историческое лицо, представительница знатного боярского рода, она почитается старообрядцами как святая. Феодосия Морозова была ярой противницей реформ патриарха Никона и активно отстаивала старую веру вместе с печально известным протопопом Аввакумом. Царь многократно наказывал боярыню, отбирая ее вотчины, однако от реальных репрессий ее спасало заступничество царицы Марии Ильиничны. В 1670 году она тайно приняла постриг в монахини и стала удаляться от двора. Переломной точкой стал январь 1671 года, когда Морозова отказалась принять участие в свадьбе Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. После этого встать на защиту боярыни было уже некому, и на нее обрушился царский гнев. Феодосию схватили, допрашивали, затем заковали в кандалы и держали в подвале собственного дома, периодически растягивая на дыбе, надеясь заставить отречься от раскольничества. Царь хотел казнить непокорную боярыню, но её спасло заступничество бояр Московского царства и царевны Ирины, сестры царя. После четырех лет ссылок Морозову лишили всех почестей и имущества и отправили в монастырь, где  заточили в тюрьму и морили голодом. В ноябре 1675 года Феодосия Морозова умерла от истощения. Братья боярыни были сосланы, малолетний сын, оставшись без матери, умер в Москве, а четырнадцать слуг, не пожелавших предать боярыню, были сожжены заживо. По преданию, предчувствуя скорую смерть, боярыня попросила тюремщика разрешить ей постирать свою рубаху, чтобы по старинному обычаю умереть в чистой одежде. По одной из версий, моральный подвиг боярыни заставляет всех зрителей почувствовать в себе неведомые душевные силы.

Картину Василия Сурикова «Степан Разин» (1906) можно назвать сиквелом известной народной песни «Из-за острова на стрежень». В основу полотна легла легенда о Разине и персидской княжне. Если приглядеться внимательно, то слева можно увидеть малоприметную водяную воронку, которая поглотила пленницу. Именно поэтому молодой гребец в красной рубахе с искренним сожалением смотрит на этот водоворот. Известна история, как именно персидская княжна оказалась среди казаков. В 1668 году казаки под предводительством Разина отправились в поход по Каспию в Персию. Шах Сулейман испросил разрешения у царя Алексея Михайловича «перебить русских казаков без пощады». Однако, разозленные казаки взяли «на меч» город Фарабат. Шах собрал большой флот, чтобы разгромить Разина, но у Свиного острова казаки потопили весь флот персов, взяв в плен сына и дочь командующего персидским флотом. Именно эта девушка и была той персидской княжной, которую Степан Разин утопил в Волге.

Наиболее «современной» исторической картиной Сурикова является «Переход Суворова через Альпы» (1899), которая прославляет подвиг российских солдат в русско-французской войне 1798-1800 годов. В сентябре 1799 года армия под командованием Александра Суворова начала Швейцарский поход. Русские войска должны были перейти через Альпы из Италии в Австрию. Маршрут был спланирован так, чтобы ударить французской армии в тыл, используя излюбленный прием Суворова – быстроту и натиск. Поэтому был выбран кратчайший, но исключительно трудный путь через перевал Сен-Готард, который считался практически непроходимым. Постоянные стычки с неприятелем, предательство австрийцев, заснеженные горы – все это приводило к большим потерям. Это операция вошла в историю как одна из величайших военных компаний Суворова. В 1799 году именно за эту операцию Суворов получил звание генералиссимуса. А в Альпах был поставлен 12-метровый гранитный крест в память о подвиге русских войск. На самой картине изображен штурм суворовскими войсками альпийского перевала

Несколько отличается от других произведений Сурикова картина «Меншиков в Березове» (1883). Мастер многолюдных сюжетов, здесь художник ограничился всего четырьмя персонажами. Стремительность падение Александра Меншикова можно сравнить только со стремительностью его восхождения к власти и богатству. После смерти Екатерины I, при которой он практически управлял страной, и неудачной попытки обручить Петра Алексеевича со своей дочерью Марией, противники Меньшикова добились его ссылки в Сибирь. Бывшего фаворита обвинили во взяточничестве, присвоении чужих имений, а также в принуждении юного царя к обручению со своей дочерью. Громадное состояние Меньшикова было конфисковано, сам он лишен всех титулов и званий. У семьи забрали даже запасную одежду, а во время «этапа» умерла жена Меньшикова. Однако, нужно отдать ему должное – все несчастья он переносил стойко. На полученные перед ссылкой 500 рублей он построил дом и часовню. Его дочери вели домашнее хозяйство. Жителем Березова Меншиков запомнился своей набожностью, простотой в общении и смирением. Зимними вечерами Меншиковы читали Библию или слушали интересные истории из придворной жизни опального князя. Осенью 1729 года Меншиков скончался от лихорадки, завещав детям не стремиться к власти. А в 1730 году императрица Анна Иоанновна разрешила его детям вернуться в Москву и, даже, вернула им часть имущества. Художнику удалось изобразить изнанку власти, показав царского фаворита не блестящим царедворцем, а больным стариком в ссылке.

Сибиряка Сурикова всегда интересовала тема покорения сибирской земли. Этот интерес нашел свое отражение в картине «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895), на которой изображена битва на слиянии Тобола и Иртыша войск Ермака с ханом Кучумом. Казачье войско Ермака прибыло в Пермский край по приглашению промышленников Строгановых в 1579 году, с целью защитить поселения от частых набегов кочевников, а также освоить новые земли за Уралом. Пятитысячному казацкому войску противостояло пятнадцатитысячная армия наемников, собранная сибирским ханом Кучумом, наследником Большой Орды. Так как основные силы хана ушли в набег на Пермь, Кучуму пришлось «поставить под ружье» местное население. В разгар битвы наемники отказались сражаться, хан потерпел серьезное поражение и отступил в степь. В ноябре 1582 года войска Ермака занял Кашлык - столицу Сибирского ханства. Однако этой битвой не закончилось покорение Сибири. В декабре этого же года военачальник Маметкул устроил засаду на казацкий отряд и полностью перебил его. Но уже через пару месяцев казаки нанесли ответный удар, и на реке Вагае взяли Маметкула в плен.

8-poster.ru

История картины Сурикова «Боярыня Морозова» — Рамблер/субботний

«Боярыня Морозова», как и события XVII века, раскололи посетителей 15-й передвижной выставки 1887 года, на которой полотно было представлено. Одни ругали его за историческую недостоверность и технику — разномастную толпу критика называла персидским ковром. Другие, в том числе критик Владимир Стасов и приверженцы импрессионизма, окрестили картину «первой из всех» на сюжеты русской истории.

Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении. Хотя в плане исторической достоверности и правда есть вопросы к художнику.

Сюжет

Впервые историю о стойкой последовательнице старообрядчества Василий Суриков услышал еще в юности от своей крестной Ольги Матвеевны Дурандиной. Четкий замысел сформировался лет через десять. «…Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал», — вспоминал живописец.

Перед началом работы Суриков изучил исторические источники, в частности, житие боярыни. Для полотна он выбрал эпизод, когда староверку везли на допрос. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, она, полагая, что царь видит ее в этот момент, часто крестилась двухперстным знамением. Тем самым она демонстрировала приверженность вере и бесстрашие.

В одной телеге с Морозовой ехала ее сестра Евдокия, также арестованная и в дальнейшем разделившая судьбу Феодосии.

Суриков же изобразил ее идущей рядом — это молодая женщина в красной шубе справа от саней.

Морозова изображена чуть ли не старухой, хотя на момент описываемых событий ей около 40 лет. Натурщицу для боярыни Суриков искал очень долго. Уже и толпа была написана, а подходящего лица для центрального персонажа все не встречалось. Решение было найдено в среде старообрядцев: к ним с Урала приехала некая Анастасия Михайловна, ее-то Суриков и написал: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Сани с боярыней «раскалывают» толпу на сторонников и противников церковной реформы. Морозова изображена как аллегория противостояния. У боярыни на руке и у странника справа — лестовки, кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы (символа духовного восхождения).

Чтобы передать многочисленные цветовые рефлексы и игру света, художник ставил моделей на снег, наблюдая, как холодный воздух меняет цвет кожи. Даже юродивый в отрепьях писался с человека, сидящего практически голышом на морозе. Суриков нашел натурщика на рынке. Мужичок согласился позировать, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, — вспоминал художник. — Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был».

Контекст

Раскол русской церкви был вызван реформой, инициированной патриархом Никоном. Были изменены русские тексты Священного Писания и богослужебные книги; двуперстное крестное знамение заменено на трехперстное; крестные ходы стали проводить в обратном направлении — против солнца; «аллилуйя» произносить не дважды, а трижды. Старообрядцы называли это ересью, приверженцы же новой веры, в том числе и царь Алексей Михайлович, предали их за это анафеме.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была из высшей аристократии того времени. Ее отец был окольничим, а муж — представителем рода Морозовых, родственников Романовых. По всей видимости, боярыня входила в число придворных, сопровождающих царицу. После смерти мужа и отца она стала распоряжаться огромным состоянием, одним из крупнейших в то время в стране.

Узнав о ее поддержке старообрядцев и помощи сторонникам протопопа Аввакума, Алексей Михайлович поначалу пытался через родственников вразумить строптивую боярыню. Однако безуспешно.

До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря.

Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.

Через три года боярыню вновь пытали и вновь безрезультатно. Тогда Алексей Михайлович выслал Морозову с сестрой в Боровск, где их заточили в земляную тюрьму. Там они скончались от голода, после чего 14 их слуг были сожжены заживо. Примерно через 6 лет та же судьба — сожжение — ждала и протопопа Аввакума.

Судьба художника

Потомок казаков, еще с Ермаком покорявших Сибирь, Василий Суриков родился в Красноярске. Мать привила ему чувство прекрасного и любовь к старине. Мальчик рано начал рисовать и был крайне увлечен этим занятием. К моменту, когда пора было думать о продолжении обучения после уездного училища, у Сурикова уже скончался отец, денег у семьи не было. Тогда енисейский губернатор Павел Замятин рассказал о талантливом юноше золотопромышленнику Петру Кузнецову. Тот оплатил обучение Сурикова в Академии художеств.

В столицу молодой человек ехал на рыбном обозе два месяца. По пути он заглянул в Москву, которая навсегда покорила его: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Именно в этом городе он впоследствии будет жить и напишет свои главные полотна: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». После них о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

У василия Ивановича никогда не было настоящей мастерской. Он писал то дома, то на пленэре, то в залах Исторического музея. В обществе при этом он слыл за нелюдимого человека. Тепло и живое участие видели только его близкие.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло.

Последующие полотна уже не вызывали стольких восторгов, как те, что были созданы при живой супруге. Суриков вновь и вновь брался за исторические сюжеты — переход Суворова через Альпы, покорение Ермаком Сибири, жизнь Стеньки Разина и т. п., — но каждый раз был не совсем доволен результатом.

Скончался он в Москве в 1916 году от хронической ишемической болезни сердца. Последними его словами было: «Я исчезаю».

weekend.rambler.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта