«Переход Суворова через Альпы» (картина). Картина суворова


Переход Суворова через Альпы (картина) Википедия

«Переход Суворова через Альпы» — картина Василия Сурикова, написанная в 1899 году.

Композиция

На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова. Вероятно, изображенная сцена имеет отношение к окончанию альпийской эпопеи, переходу через Паникс, когда суворовская армия уже спускалась с гор. Момент, изображенный Суриковым, по всей вероятности, следует в цепи событий похода за моментом, изображенным на картине А. Е. Коцебу «Переход Суворова через перевал Рингенкопф (Паникс)». Но подобные спуски могли иметь место и в другие моменты похода. Сурикова эта документально-эпизодическая сторона не интересует. Изображенный им эпизод важен для него как сюжет, дающий возможность раскрыть морально-психологическую сущность события. Марширующий строй переходит в хаотическое скольжение отдельных солдат, спускающихся по крутому спуску. Тревога на лицах людей в задних рядах переходит в откровенный страх, и только безграничное доверие к своему полководцу и вера в успех толкает их вперёд. Кто-то перед спуском крестится, однако внизу на лицах только решимость.[1]

История создания

В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в столетие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором Николаем II.

Ныне картина экспонируется в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Суворова»

Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Суворова»

Дата написания – 1786 год. Находится в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва.

Портрет великого генералиссимуса автор создавал, по некоторым сведениям, по памяти, пользуясь слухами и впечатлениями видевших Суворова людей. От позирования Александр Васильевич отказался, сославшись на занятость.

Художник специально отказался от изображения персонажа в полный рост – это позволяло перенести внимание зрителя на личностные качества изображаемого человека, не отвлекаясь на парадную атрибутику, соответствующую статусу важного лица. Уменьшенный размер максимально приближает к зрителю Суворова-человека, позволяет лучше понять его, почувствовать настроение, мысли, чувства. Автору поразительно глубоко удалось передать внутреннюю сущность блестящего полководца.

На портрете Суворов предстает перед публикой в не совсем привычном облике. Многочисленные описания его внешности, оставленные современниками, надолго закрепили в памяти потомков узнаваемые черты: невысокий рост, худощавость, стремительность в движениях, задорный хохолок волос, на боку – шпага, над головой – парадные штандарты.

Левицкий показывает другого Суворова. С портрета на зрителя смотрит немолодой человек в традиционном парике, камзоле, перевязанном орденской лентой. На груди – единственный орден из огромного количества наград, пожалованных великому полководцу в разных странах мира. Сбоку, в правом углу холста чуть заметна шпага – единственный атрибут, выдающий военную «специальность» персонажа.

Генералиссимус в исполнении Левицкого – немолодой, начинающий полнеть человек с внимательным, умным взглядом. Глаза Суворова необыкновенно притягательны. В них читаются чувства человека, много прожившего и не менее много пережившего. Несмотря на свой величайший военный талант и всемирную известность, Александр Васильевич оставался обычным человеком, добросовестно исполнявшим дело, которому служил.

opisanie-kartin.com

Переход Суворова через Альпы (картина) — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Переход Суворова через Альпы — историческая композиция В. И. Сурикова, посвещённая беспримерному подвигу русских солдат во время Швейцарского похода Суворова в 1799 году.

Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Он проделал огромную предварительную работу по изучению исторических книг, документов, биографии Суворова, сделал большое число натурных зарисовок, рисунков вооружения, одежды и мундиров. Летом 1897 года художник ездил в Швейцарию для создания этюдов грозной природы Альп на маршруте русской армии. Пейзаж играет огромное значение в картине. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти».

Впечатления от природы Альп переданы В. И. Суриковым в письмах к брату: «Я всё хожу в город писать этюды. Воздух, брат, отличный. Как в горах у нас в Сибири…Льды, брат, страшной высоты. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, что значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Эхо бесконечное». «Я ездил в Альпы, зарисовывал с натуры места перехода. Какой ужас там. Не верится, чтобы даже Суворов мог перейти Альпы в этих местах. А всё же перешёл.»[1]

Композиция изображает русское войско, стремительно скатывающееся, как бы обрушивающееся с ледяной кручи. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная…Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз…Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает» — рассказывал Суриков. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. «Долго бился я над этим солдатом — говорил Суриков, — Никак не летит в пропасть, а когда я поднял неестественно его локти вверх — полетел. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Подобным же приёмом, оттеняющим грозную обстановку похода, являются расчехлённые штыки солдат, ставшие предметом критики. Цели художника служит и вертикальный формат картины — необычное решение для сцен батальной живописи.

Суворов, изображённый в верхней левой части картины, подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. Подвиг под шутку полководца — так Суриков охарактеризовал свою картину. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Однако значительные размеры и вертикальный формат картины не позволяют зрителю в полной мере оценить тщательность изображения лиц большинства воинов.

Какой именно переход изображён на картине, художник не уточнял. Условия перехода, изображённые на картине — заснеженный пейзаж — соответствуют последнему из переходов — через перевал Рингенкопф (Паникс), но не переходам через Рошток или Сен-Готард. Однако, скорее всего, Суриков создал обобщённое изображение, имеющее целью выразить моральный дух участников великого похода.

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Голова Суворова. Эскиз. 21,5х27,7 см. Бумага, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Эскиз композиции

  • Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Голова солдата в треуголке. Эскиз. 24,8х16,5 см. Бумага, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея.

  • Голова крестящегося солдата. Этюд

  1. ↑ Никольский В. В. В. И. Суриков — М.1918 с. 112—113

traditio.wiki

«Переход Суворова через Альпы» (картина)

Имя русского полководца А. В. Суворова широко известно. Написанная художником Суриковым картина «Переход Су­ворова через Альпы» посвящена событиям 1799 г. (Швейцарскому походу Суворова), а созда­на в 1899 г. Суриков не был современником событий, которые он изобразил на своём полотне. Поэтому можно с уверенностью сказать: художник воссоздал истори­ческие события силой своего творческого воображения.

Прежде чем взяться за кисть, Суриков едет в Швейцарию, чтобы самому увидеть суровые, уходящие ввысь вершины аль­пийских гор. В далёкие времена, задолго до Суворова пере­ход через Альпы совершил великий полководец Карфагена Ганнибал. Суриков много читал о событиях, которым он хотел посвятить своё произведение. Он работал в архивах, изучал документы, искал какие-либо зарисовки того времени. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Создавая картину о героическом переходе русской армии через Альпы, художник узнал, что Суворов любил солдат, заботился о них и всегда был рядом с ними в самых трудных ситуациях. Солдаты отвечали своему полководцу тем же. И это не вымысел, а историческая правда.

Картинки (фото, рисунки)

  • В. И. Суриков. Переход Суворова через Альпы. 1899 г.
На этой странице материал по темам:
  • Где произошл переход суворова через альпы и что изображенно на этой картине

  • Схема похода суворова через альпы по картине сурикова

  • Чем была написана картина переход суворова через альпы

  • Выразите свое мнение об картине переход суворова через альпы

  • Художник а попов переход суворова через альпы

wikiwhat.ru

Портреты - Трианон

«Потомство мое прошу брать мой примѣръ: всякое дѣло начинать с благословеніемъ Божьимъ; до издыханія быть вѣрнымъ Государю и Отечеству; убѣгать роскоши, праздности, корыстолюбія и искать славы чрезъ истину и добродѣтель, которыя суть моимъ символомъ»

22-ІХ-І786 г.       СУВОРОВЪ, Москва

suvorov_liecht

Этот портрет Суворова — раскрашенная гравюра Уткина по портрету художника Шмидта — хранится в Национальном музее Лихтенштейна. Он был подарен музею вдовой генерала Бориса Алексеевича Смысловского Ириной Николаевной.

Художник Шмидт написал Суворова в австийском фельдмаршальском мундире. Один из вариантов этой картины хранится в Эрмитаже:

hermitage_suvorov_s

Шмидт изобразил Суворова с Андреевской и Анненской лентами на левом плече под мундиром и с орденами Андрея Первозванного (звезда), св. Георгия 2-го класса (звезда, крест), св. Владимира 1-й степени (звезда), св. Анны (крест), св. Иоанна Иерусалимского (крест), австрийским орденом Марии Терезии (звезда), сардинским орденом св. Маврикия и Лазаря (крест). Это был последний, сделанный в Праге, прижизненный портрет простуженного в Альпах Суворова, возвращающегося на родину после Швейцарского похода.

Художник Уткин, делая свою гравюру, переодел Суворова из белого австрийского в темный российский мундир, поверх мундира правильно через правое плечо надел голубую андреевскую ленту и добавил пару прусских крестов (Pour la Mérite и Красного Орла). Уткин увеличил глаза, улыбку сделал более открытой, энергичной. Удлинил нос, лицо, сделал более высоким лоб, приподнял прищуренные брови, изменил очертания губ и складок у рта. Именно этот портрет и стал русским каноническим портретом Суворова.

А вот другой экземпляр этой работы с выставки частных российских коллекций, проходящей сейчас в Нью-Йорке, очень зареставрированный, но очень близкий к Уткину — я не верю, что это Шмидт. Скорее всего, это Уткин, переделанный под Шмидта — 2 прусских креста здесь налицо, лицо хрестоматийное. Этот "экспортный варьянт" — загадка для меня. Очень хотелось слетать в Нью-Йорк, но, увы, дела в деревне крепко держат. Мне кажется, это никакой ни Шмидт, а что-то вроде Шилова... Сусальный арбатский новодел...20120416_Schmidt-Johann-HeinrichЛично мне гораздо ближе оригинальный эрмитажный портрет: мудрый старик Суворов, немного усталый взгляд, умные внимательные глаза. Никакой «молодцеватости». Сделал невозможное. Провел армию через Альпы. Разгром французской группировки в котле украли разбитый под Цюрихом Корсаков и трусливый эрцгерцог Франц. План вторжения союзной армии во Францию и поход на Париж, который Суворов на военном совете в Фельдкирхе дважды настойчиво предлагал австрийскому императору (а возникший впервые в Лихтенштейне, в Бальцерсе!), был отвергнут. А так хотелось раздавить французов тогда еще, на их же территории. Вся история могла бы пойти по-другому! Может он и не умер бы тогда... А так, организм дал сигнал на умирание: все достигнуто, все позади, больше жить незачем... Мечта всех последних лет: померяться силами с Бонапартом на поле боя — не осуществилась ("Далеко шагает мальчик! Пора унять!". "Я почитаю Божеским наказанием, что до сей поры мне не удалось ни разу встретиться с Бонапартом!") "Долго я гонялся за славою! Все мечта! Покой души у престола Всевышняго..."Вот что писал об отношении Суворова к своим портретам А. К. Савицкий:

Въ разговорѣ съ художникомъ Миллеромъ, выразившимъ желаніе написать портретъ великаго русскаго полководца, самъ Суворовь въ слѣдующихъ словахъ изобразилъ основныя черты своего духовнаго облика: «Ваша кисть, —  сказалъ онъ, —  изобразитъ черты лица моего: онѣ видимы, но внутренній человѣкъ во мнѣ сокрытъ. Я долженъ сказать вамъ, чго я лилъ кровь ручьями. Трепещу, но люблю моего ближняго; въ жизнь мою никого не сдѣлалъ я несчастнымъ, не подписаль ни одного смертнаго приговора, не раздавилъ моей рукой ни одного насѣкомаго, бывалъ малъ, бывалъ великъ».

Портрет из Национального музея в Лихтенштейне особенный. На нем Суворов изображен не с Андреевской, а с Георгиевской лентой через плечо. Наверное поэтому он был так дорог Борису Алексеевичу Смысловскому, командору Суворовского союза, последней попытки создания организованной военной эмиграции, кадрового ядра русской национальной армии и русской национальной организации на случай новой войны с большевизмом...

           СУВОРОВСКИЕ БОГАТЫРИ (1799).

Мне грезится Италии теплица,

Штыки над Аддой, грохот батарей, 

Палатки белоснежных лагерей

И солнечной Ломбардии столица.

Мне грезится степной Руси орлица,

Вскормившая Твоих богатырей

Седых драгун и бравых егерей,

И казаков обветренные лица.

И мы - Твои! Пусть жребий наш суров,

Пусть нет в степи Царицынских костров,

Но в лагере, в порту, в каменоломне

На нас всегда сражений благодать.

Помилуй Бог! Мы все же крепко помним

Твою науку побеждать!

Н.Белогорский.

Николай Белогорский — это белый генерал Шинкаренко (в испанском гражданстве — Шинкаренко-Брусилов; все наши ветераны, получившие испанские паспорта от Франко за участие в гражданской войне, добавили к фамилии девичью фамилию матери — испанская традиция).

Русский военный историк А. К. Савицкий в 1950-е годы писал:

«Отъ Елизаветы до Павла Россія утверждала свое великодержавное бытіе вь Европѣ, начатое Петромъ Великимъ. Въ Суворовѣ она нашла того «рыцаря безъ страха и упрека», который претвориль политику россійской великодержавности въ дѣйствительный историческій фактъ. Совершенію этого факта способствовалъ не только чисто военный, полководческій геній Суворова, но и вся его самобытная личность, духовно переросшая свою эпоху. Суворовъ совмѣстилъ въ себѣ почти несовмѣстимое: онъ былъ военнымъ геніемъ и, вмѣстѣ съ тѣмъ, величайшимъ гуманистомъ своей эпохи. Побѣды Суворова дали Россіи, можетъ быть, въ первый разъ за всю ея исторію, абсолютное сознаніе своего превосходства надъ Западной Европой. И эти побѣды были, несомнѣнно, самыми патетическими моментами  нашей военной исторіи. Безъ нихъ не могло бы произойти и всего послѣдующаго.»

Эта заметка — преддверие к описанию нашей прогулки по Суворовским местам в Лихтенштейне...

jan-pirx.livejournal.com

Переход Суворова через Альпы (картина Сурикова)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Переход Суворова через Альпы» — картина Василия Сурикова, написанная в 1899 году.

Композиция[ | ]

На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова. Вероятно, изображенная сцена имеет отношение к окончанию альпийской эпопеи, переходу через Паникс, когда суворовская армия уже спускалась с гор. Момент, изображенный Суриковым, по всей вероятности, следует в цепи событий похода за моментом, изображенным на картине А. Е. Коцебу «Переход Суворова через перевал Рингенкопф (Паникс)». Но подобные спуски могли иметь место и в другие моменты похода. Сурикова эта документально-эпизодическая сторона не интересует. Изображенный им эпизод важен для него как сюжет, дающий возможность раскрыть морально-психологическую сущность события. Марширующий строй переходит в хаотическое скольжение отдельных солдат, спускающихся по крутому спуску. Тревога на лицах людей в задних рядах переходит в откровенный страх, и только безграничное доверие к своему полководцу и вера в успех толкает их вперёд. Кто-то перед спуском крестится, однако внизу на лицах только решимость.[1]

История создания[ | ]

В октябре 1895 года Суриков задумывает картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. В то время Спиридонову было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова, преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году — в столетие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором Николаем II.

Ныне картина экспонируется в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Примечания[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта