Суриков Василий Иванович [1848—1916]. Картина стрелецкая казнь
как Василий Суриков писал российскую историю
Солдаты Сурикова бесстрашно прыгают в пропасть. Художник рассказывал: "Верхние едут тихо, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз… Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает".
Суворов воспринимался Суриковым как народный герой, которого он изобразил явно с симпатией: его добрый умный взгляд обращен к солдатам, которые в ответ улыбаются ему, в то время как сами катятся в бездну с отвесной скалы. Эта деталь придает немного безумный характер всей картине. Надо отметить, что и современниками картина не была воспринята. Многие отмечали, что его солдаты изображены съезжающими с горы, держа вверх штыки (замечание Василия Верещагина), а конь вообще не может гарцевать перед пропастью. На это Суриков отвечал, что уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественный правды, которая "выше правды жизни".
Для своей последней грандиозной задумки — картины "Степан Разин" 1911 года Суриков совершает несколько поездок на Волгу. В этом произведении художник показывает беспредельную ширь реки, далекие, словно в тумане, горизонты — впервые у Сурикова столько места в работе отведено свето-воздушному пространству. На контрасте с холодными и светлыми водами Волги изображен Степан Разин со своими товарищами — все фигуры словно слеплены из глины темно-коричневых тонов. В центре композиции — предводитель восстания, он полулежит на дорогом узорчатом ковре, погруженный в свои нерадостные думы. Его не интересует ни песнь, что сейчас ему пропоет молодой казак, ни вино, от которого уже охмелели его товарищи. Его взгляд напряжен и грозен, словно он предчувствует свою страшную кончину. Многие современники отмечали сходство облика Разина с одним из последних автопортретов Василия Сурикова.
Картина была создана после революции 1905 года, закончившейся расстрелом мирной демонстрации у Зимнего дворца. Она выражает драму, которую сам художник переживал остро в последние годы жизни, — раздумья о судьбе своей родины.
Надо отметить, что и в живописи в это время происходили глобальные перемены. На сцену выходит новое поколение живописцев, которым уже не так интересны исторические темы, как изучение возможностей цвета и формы. И Суриков был один из немногих живописцев круга передвижников, который смог оценить эти искания.
Ведь и в своих работах художник постигал историю через современность, а современность понималась им как будущая история.
tass.ru
Утро стрелецкой казни - Суриков В. И. :: Артпоиск
Утро стрелецкой казни.
Описание
В этом произведении художник показал трагический финал последнего стрелецкого бунта.
Стрельцы, старое допетровское войско, были в массе своей мелкими торговцами и ремесленниками, получавшими за военную службу, кроме денежного жалования и натурального довольствия, земельные участки и ряд льгот и привилегий в торговле. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле, и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Ущемленные в своих экономических интересах новыми порядками, стрельцы неоднократно восстают против власти и проводимых ею реформ. Стрелецкие бунты находят отклик среди народа, как протест против власти, усиливающей закрепощение и гнет. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Но это приводит лишь к новому бунту 1698 года, когда стрельцы решили свергнуть Петра и возвести на престол его сестру, царевну Софью. Этот последний стрелецкий бунт был подавлен с исключительной жестокостью — тысячи стрельцов пошли на плаху и виселицу, остальные были разосланы по окраинам, и Стрелецкое войско было уничтожено.
Взяв сюжетом своей картины казнь стрельцов, не показал самой казни. Ему были чужды жестокие мелодраматические эффекты — ручьи крови и посиневшие головы повешенных. Столкновение двух миров, страшную народную трагедию, — вот что стремился передать .
На Красной площади, друг против друга, две толпы, два непримиримых лагеря: народ — смятенная старая Русь, и власть — новая Русь, возглавляемая Петром. Последние минуты перед неотвратимой казнью. Стрельцов, приготовившихся к смерти, одетых в чистые белые рубахи е погребальными свечами в руках, привезли на телегах к месту казни. Казнь сейчас начнется; первого осужденного уже повели к виселице. Страшную народную драму художник раскрывает прежде всего через душевное состояние изображенных, через то, как каждый приговоренный переживает свою последнюю предсмертную минуту, через отчаяние и бессильные слезы тех, кто их провожает, кто е ними прощается. Слева — рыжебородый стрелец в красном заломленном колпаке; руки связаны, ноги забиты в колодки; но он не покорился. Как нож, с которым готов броситься на врага, сжимает он свечу с взметнувшимся языком пламени. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. И как бы отвечая ему, Петр посылает толпе стрельцов взгляд, полный ярости и непримиримой вражды. Мрачно озираясь вокруг, исподлобья, взглядом затравленного зверя смотрит чернобородый стрелец в красном накинутом кафтане, подавляя, но тая в себе великий гнев убежденного в своей правоте бунтаря. Но сила других уже сломлена. Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей; не сознавая разжал он руку, из которой солдат вырывает у него свечу. Смиренно склонился перед судьбой поднявшийся на телеге стрелец, чтобы проститься с народом; его как бы безжизненное тело, его как бы сломившаяся голова жутко напоминают об ожидающей его участи.
Тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки кряжистого стрельца, которого солдаты поволокли к виселице; брошен на землю ненужный кафтан и колпак; чуть тлеет фитилек выпавшей из рук свечи; свеча потухла — жизнь оборвалась. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена, из груди которой рвется вопль отчаяния, или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха — великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Она не в силах понять происходящего вокруг, как бы смотря прямо на зрителя и призывая его к сочувствию и гневному протесту. Ее красный платочек выделяется среди темной толпы так же, как выделился среди слитного гула площади ее звонкий детский голосок.
Но не только путем передачи душевного состояния изображенных средствами выразительности человеческого лица и фигуры достигает трагического впечатления. Все средства живописца подчиняет он и заставляет служить раскрытию своего идейного замысла. Источником настроения является и тяжелый темный колорит картины, оправданный самим выбором момента: раннее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся над площадью холодный лиловатый туман. В утренних сумерках среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных; мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы.
В соответствии с основной мыслью художника, внутреннеобъединенная композиция как бы распадается на две неравных части — народ и власть; их соединяет лишь перекладина виселицы. Виселицы — психологический и композиционный узел картины; там помещает и точку схода. К виселицам снова и снова возвращается взгляд зрителя: туда повели стрельца; туда направлены линии кремлевских стен, колея дороги; там сойдутся линии позорной черной доски; туда приведет линия лобного места и т. д., и т. д. Мастерство композиции обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы.
Наконец, внутренней характеристике двух лагерей служит и линейный ритм: кривым и спутанным линиям смятенной старой Руси соответствует беспокойная кривизна очертаний «Василия блаженного»; сдержанности враждебного лагеря — холодность прямых линий кремлевских стен.
Так, глубоко правдиво и с горячей любовью показал трагедию борьбы народных масс, в отчаянии пытавшихся повернуть вспять колесо истории.
Созданию «Стрельцов» предшествовала большая подготовительная работа; об этом свидетельствует ряд сохранившихся этюдов. К сожалению, не дошло ни одного эскиза.
В год окончания «Стрельцов» сделал и первый эскиз «», но тотчас же приступить к созданию второй грандиозной эпопеи он, очевидно, не смог. Работа была временно отложена для осуществления нового художественного замысла — «».
artpoisk.info
картина «... стрелецкой казни», 4 буквы, сканворд
картина «... стрелецкой казни»
Альтернативные описания• антоним вечер
• время просыпаться от ночного сна
• время, часть суток
• времяисчесление
• картина Б. Кустодиева
• мудренее вечера
• начало дня
• после ночи
• самое отвратительное время суток для пьяницы
• самое подходящее время для завтрака
• стихотворение В. Маяковского
• стихотворение Н. А. Некрасова
• час рождения зари
• что мудрее вечера
• часть сюиты Э. Грига к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена
• пора расставания любовников
• фильм Барри Левинсона «Доброе ..., Вьетнам»
• «прокукареканное» время
• оно нас встречает прохладой
• время суток, когда «мы поедем, мы помчимся на оленях»
• песня Леонида Утесова «... и вечер»
• вешнее, что грянет над Москвою (песен.)
• сборник рассказов русского писателя П. И. Замойского
• хоровая песня эстонского композитора Э. Аава
• сборник рассказов российского писателя В. Г. Алферова «... года»
• кантата молдавского композитора М. Копытмана «... нашей Родины»
• повесть российского писателя Л. С. Словина «Пять дней и ... шестого»
• рассказ русского писателя Ф. Ф. Кнорре
• картина французского живописца Ш. Добиньи
• картина французского живописца К. Лоррена «... Пасхи»
• повесть Л. Н. Толстого «... помещика»
• это такая часть суток, когда завидуешь безработным
• любимое время будильника
• первого января его мало кто видит
• время суток, в которое Винни-Пух ходит в гости
• в какое время суток человек выше всего?
• оно красит нежным светом стены древнего Кремля
• рань
• «... стрелецкой казни»
• кошмарное с бодуна
• картина российского художника С. Чуйкова
• стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
• стихотворение русского поэта XIX века И. Никитина
• время похмелья
• туманное и седое
• самая ужасная часть суток после праздника
• оно всегда вечера мудреней
• мудрое время суток
• часть суток
• пора вставать
• пора жаворонков
• пора восхода солнца
• время рассвета
• пора завтрака
• дневное начало
• туманное, раннее, доброе
• время завтрака
• несусветное ...
• время идти на работу
• самое время пить рассол
• песня Утесова «... и вечер»
• время звонить будильнику
• время вставать
• время для бодуна
• самое время просыпаться
• вслед за ночью
• в какое время вы выше всего?
• с рассвета до полудня
• грянет над Москвою (песенное)
• вечер
• юность дня
• «мудрая» часть суток
• время росы
• конец темного времени суток
• в какое время активны суслики?
• сменяет ночь
• время, когда встает солнце
• между ночью и днем
• антипод вечера
• время для стрелецкой казни Сурикова
• встречает прохладой
• «краситель» стен Кремля
• ... добрым не бывает
• ночь
• грянет над Москвою (песен.)
• картина «... в сосновом лесу»
• начало светлого времени суток
• время просыпаться
• время в сосновом лесу Шишкина
• вечера мудренее, согласно поговорке
• повесть Толстого «... помещика»
• «... вечера мудренее» (поговор.)
• рассветное время
• эпилог ночи
• постночное время суток
• раннее время суток
• плавный переход ночи в день
• часть суток, не любимая пьяницами
• мудреная пора суток
• перед днем
• неудачное начало дня для стрельцов
• восход солнца
• время похода в гости по Винни Пуху
• время суток
• мудреное время суток
• время пробуждения
• гостевое время ВинниПуха
• старт дня
• рассвет
• пострассветное время суток
• время «Пионерской зорьки»
• оно мудренее вечера
• время восхода солнца
• ранняя часть суток
• зачаток дня
• зачин дня
• время для зарядки
• Начало дня
• Оно красит нежным цветом стены древнего Кремля
• Время суток
• Картина Б. Кустодиева
• Стихотворение В. Маяковского
scanwordhelper.ru
Утро стрелецкой казни — википедия орг
«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.
Пётр I. Фрагмент картины.Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня — фигуре Петра I на коне.
www-wikipediya.ru
Утро стрелецкой казни — Википедия РУ
«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.
Пётр I. Фрагмент картины.Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня — фигуре Петра I на коне.
http-wikipediya.ru
Утро стрелецкой казни - это... Что такое Утро стрелецкой казни?
«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
Композиция
На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Пётр I. Фрагмент картины.Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня — фигуре Петра I на коне.
Приём
«Утро стрелецкой казни» была первой работой, выставленной Суриковым на суд зрителей. Она была представлена 1 марта 1881 года на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Дочь П. М. Третьякова А. П. Боткина вспоминала о Сурикове: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением». Третьяков сразу же приобрёл эту картину для своей коллекции, а позже и два следующих исторических полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».
Интересные факты
- По законам того времени на казни должен обязательно присутствовать священник, но на картине (как и в настоящем событии) его не было.
- Для картины символично число 7: на картине присутствует 7 свечей, 7 видимых с места события глав храма Василия Блаженного, 7 стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души[1].
- Ещё работая над картиной, Суриков мелом набросал на почти готовом холсте несколько фигур уже повешенных стрельцов. В этот момент в мастерскую, с каким-то поручением, вошла одна из служанок художника, пожилая крестьянская женщина. Увидев на картине повешенных, она вскрикнула и упала в обморок. Женщину долго не могли привести в чувство. Поняв, какое сильное эмоциональное впечатление производит на людей его картина, художник отказался от мысли изобразить на картине уже казненных людей.
Примечания
Источники
- Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 216—219. — ISBN 978-5-93221-120-5
- Мировое искусство. Русская живопись. — СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. — С. 157. — 192 с. — ISBN 5-9603-0064-8
- Замечательные полотна. — Л., 1966. — С. 302.
biograf.academic.ru
Утро стрелецкой казни - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 мая 2017; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 мая 2017; проверки требует 1 правка.«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств. Художник обратился к событиям эпохи Петра I, когда Стрелецкий бунт, возглавляемый царевной Софьей, был подавлен, а стрельцы казнены. Однако Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни.
Композиция[ | ]
На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, она зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.
Пётр I. Фрагмент картины.Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане мрачно, исподлобья озирается вокруг. И он не покорился приговору Петра. Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Тяжело опустилась на землю старуха. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Художник выбрал время изображения казни — утро после дождливой осенней ночи, когда только начало светать и над площадью не успел полностью рассеяться холодный утренний туман. В этой обстановке среди тёмной толпы выделяются белые рубахи осуждённых и мерцающие огоньки их свечей. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Так он добился эффекта огромной народной толпы, полной жизни и движения, в реальности изобразив всего лишь несколько десятков персонажей. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Пёстрые главы собора Василия Блаженного соответствуют фигурам стрельцов, а кремлёвская башня — фигуре Петра I на коне.
Приём картины публикой[ | ]
«Утро стрелецкой казни» была первой работой, выставленной Суриковым на суд зрителей. Она была представлена 1 марта 1881 года на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Дочь П. М. Третьякова А. П. Боткина вспоминала о Сурикове: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением». Третьяков сразу же приобрёл эту картину для своей коллекции, а позже и два следующих исторических полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова».
В культуре[ | ]
Интересные факты[ | ]
- Для картины символично число 7: на картине присутствует 9 свечей, 7 видимых с места события глав храма Василия Блаженного, 7 стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души[2]).
Примечания[ | ]
Источники[ | ]
- Государственная Третьяковская галерея. Искусство XII — начала XX века. — М.: СканРус, 2007. — С. 216—219. — ISBN 978-5-93221-120-5.
- Мировое искусство. Русская живопись. — СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. — С. 157. — 192 с. — ISBN 5-9603-0064-8.
- Замечательные полотна. — Л., 1966. — С. 302.
encyclopaedia.bid