У «Начала мира» появилось лицо. Картина начало мира
Gustave Courbet "L'Origine Du Monde" 1866
Появление в музее д'Орсе картины Густава Курбэ "Происхождение Мира" (L'origine Du Monde) в 1995г было так же скандально, как и в 1866г, когда Курбэ, в 47 лет, написал ее по просьбе бывшего турецкого дипломата Халил Бека (Khalil-Bey), прибывшего из Санкт Петербурга в Париж для лечения сифилиса, который он получил в России. B начале Халил Бек заказал Курбэ Венеру, которая по словам Халиля была бы "голой, даже больше, чем голой", но Курбэ отказался, и на свет появилась работа, вокруг которой не умолкают теории психоанализа и дискуссии искусствоведов. Однако, картина не долго пробыла у своего изначального заказчика и вскоре Халил Бек должен был продать ее из-за долгов. Халил Бек умер в 1879г.
Предполагается, что картину выкупил у Халила коллекционер антиквариата Антнуан де ла Нард (Antoine de la Narde). После Халиль Бека, новые владельцы этой картины не афишировали ее на публике и только в 1910г венгерский барон Франсуа де Хаватри (baron Francois de Hatvany) заявил о собственности на нее. Принято считать, что семейство де Хаватри было владельцем этой картины до 1955г. В 1947 г., они были вынуждены бежать от коммунистического режима и барону Франсуа де Хаватри было разрешено взять с собой только одну картину, что он и сделал, увезя "Происхождение Мира" с собой в Париж. Однако, несмотря на то, что она присутствовала во всех каталогах Г.Курбэ, экспозиций "L'Origine Du Monde" не было.
В 1955 году картина была продана на аукционе за полтора миллиона франков. Новым владельцем "Происхождения Мира" стал психоаналист Ж.Локан (Jacgues Lacan) совместно со своей любовницей-актрисой Сильвией Батай (Sylvia Bataille). Локан попросил Андре Мессона (Masson), своего сводного брата, приделать к раме двойное дно и написать еще одну картину поверх его. Мессон написал сюрреалистическую версию оригинала, которая и была помещена поверх L'Origine Du Monde. Нью Йоркская публика имела честь наблюдать этот вариант оригинала в 1988 г во время выставки Courbet Reconsidered show в Бруклинском Музее ( Brooklyn Museum), а так же в 2008 году на выставке Gustave Courbet в Metropolitan Museum of Art . Жак Локан посвятил L'Origine Du Monde несколько своих лекций, и выпустил книгу " Четыре основных концепций психоанализа" (Le seminaire /livre XI), где приводит базовые примеры на картине: "... что такое картина ? это объект, который смотрит на нас, трансформируя в свою очередь нас в картину..." Актриса Сильвия Батай часто выступала с публикацией искусствоведческого характера, где говорила о картине Курбэ, что это " розовое тело на черном, молчаливая вечность..."
После смерти Локана, родственники, в попытках заплатить меньше налогов на наследство, подарили картину Курбэ музею д'Орсе в 1993, который выставил ее на публичный показ с 1995г.
Хотя Кyрбэ рисовал не только по теме сексуальной свободы, он стал известен, как представитель романтического реализма, рисуя от пейзажей до сцен рабочих. В 1870г Кyрбэ отказался от ордена Почетный Легионер (Legion d'Honneur), и будучи анархистом, присоединился к Коммуне, призывая разрушить Вандомскую площадь, как символ империализма, за что позже получил 6 месяцев тюрьмы. В 1873 году правительство Франции прислало Густаву Курбэ приказ о восстановлении площади за его счет (323 091 028 франков) и Курбэ вынужден был бежать в Швейцарию, где и умер от цирроза печени 31 декабря 1877г.
Очень часто мы делаем выводы об искусстве по наличию имени того или иного художника в учебниках и музеях, редко кто из нас задумывается, что именно значило само произведение для той эпохи, в которой оно было написано. Я лично считаю эту картину одним из наиважнейших полотен в истории искусства. Почему? Потому что оно по сей день представляет собой все то, о чем в нашем современном, цивилизованном обществе не принято говорить. Поколение за поколением воспитывается стыдиться собственного тела, считать неправильными формы, неукладывающиеся в стандарты моды и поп культуры, скрывать основную часть полового органа кусочком ткани или черной полоской посреди голубого экрана и считать, что именно так приемлемо. Если мы до сих пор открываем рот при виде этой картины в музее д"Орсе, вступаем в дискуссии и дебаты, говорим о том повесили или не повесили ли бы на стену в доме и стоит ли ее показывать детям, осознавая при этом, что картина эта была написана за долго до изобретения бикини и сексуального образования, думаю это одно залсуживает задуматься над тем настоящее ли это искусство.
У «Начала мира» появилось лицо - ФРАНЦИЯ
Вы слушаете: Выпуски новостей Expand Player
Слушать Скачать Подкаст
- *Новости 15h00 - 15h20 GMT
Выпуск новостей 21/07 15h00 GMT
- *Передача RFI 15h20 - 16h00 GMT
Дневная программа 21/07 15h20 GMT
- *Новости 18h00 - 18h20 GMT
Выпуск новостей 21/07 18h00 GMT
- *Передача RFI 18h20 - 19h00 GMT
Дневная программа 20/07 18h20 GMT
Последние выпуски
Для удобства навигации по сайту RFI следует активировать JavaScript в вашем браузере. Чтобы просматривать мультимедиа-контент, в вашем браузере должен быть установлен плагин (расширение?) Flash. Чтобы войти в систему вам следует включить cookies в настройках вашего браузера. Для наилучшей навигации, сайти RFI совместим со следующими браузерами: Internet Explorer 8 и выше, Firefox 10 и выше, Safari 3 и выше, Chrome 17 и выше...
Слушать
Компания RFI
Услуги
Передача «Таланты RFI» (на фр. яз.)
Иностранные языки
Другие сайты холдинга
К сожалению, время подключения истекло, действие не может быть выполнено.
ru.rfi.fr
Происхождение мира (картина) - Википедия
«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde, 1866) — картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация[1] и более 120 лет не выставлялась напоказ.
Сюжет[ | ]
На картине изображена покрытая волосами вульва полуобнажённой женщины, которая, раскрыв бёдра, лежит на кровати или софе. Угол зрения выбран так, что лица женщины не видно, видны только её живот и грудь с торчащим соском. Ограничение сцены бёдрами и грудью придаёт особую эротичность полотну.
Натуралистическое изображение женских половых органов ещё сильнее подчёркивается мягкими линиями шелковистой материи, обрамляющей обнажённое женское тело, которая укрывает его и одновременно снимает с него этот покров. Коричневый фон полотна контрастирует с белой блестящей женской кожей. Раздвинутые округлые бёдра выражают сексуальное желание.
Идентификация натурщицы[ | ]
Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.
Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно — «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо. Она, вероятно, была моделью и для «Происхождения мира», что может объяснить внезапный и бурный разрыв отношений между Курбе и Уистлером. Несмотря на разницу в цвете рыжих волос Джо и чёрных волос вульвы натурщицы на картине, основной считается гипотеза о том, что Джо и являлась натурщицей.
Тайные владельцы[ | ]
Существует версия, что картина была заказана [en], турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже. Сент-Бев познакомил его с Курбе и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продаёт свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.
В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.
В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса [en], повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».
После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.
Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы[2][3]. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе[4]. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части[5], и квалифицировали её как «надуманную»[6]. Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе[7].
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
- Savatier Th. L’origine du monde: histoire d’un tableau de Gustave Courbet. Paris: Bartillat, 2006
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid