Перов Монастырская Трапеза. Картина монастырская трапеза


Перов Монастырская Трапеза

Василий Перов. »Монастырская трапеза» (1865-76). Внешней стороне церкви посвящена и другая «пасхальная» картина Перова «Монастырская трапеза», начатая ещё в 1865 году, но законченная лишь спустя 11 лет – в 1876 году.

Монастырская трапеза – открытое послание миру

Церковь — это не только несколько верных. Это — их личная инициатива, не всегда приятная и уместная для тех, перед кем они лебезят. На переднем плане — пирующая братия, центральная фигура при первом взгляде ну очень напоминает одного из нынешних церковных чиновников, а зал немного напоминает трапезную Троице-Сергиевой Лавры (впрочем, есть похожие и в других монастырях). В 1865 году художник вернулся к этой теме в полотне «Трапеза» (впоследствии картина еще раз была переписана, что и дало основание помечать время ее создания двумя датами).

Но уже в Средневековье традиция платить десятину ушла в прошлое. Это превратилось в школу угодничества. Он явно неуместен в общей, храмовой обстановке. Так что же получается. Да, они находятся в церкви. Это слова из истории о воскрешении Лазаря.

Здесь — простота, чтение Евангелия, общение с народом (видите людей, слушающих чтение. ). Но остальные три видны абсолютно четко:Лазарь, выйди вон (Ев. Но они — не церковь. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего.

Он не смог долго выдержать в Париже, где не знал, что ему делать, так как ничего не любил и «не понимал» во французской жизни (какой шаг вперед в сознании русского художника — это убеждение, что без внутреннего интимного понимания художественное творчество немыслимо. ) и задолго до срока вернулся в Россию, где с лихорадочной жаждой, полный планов и намерений, принялся снова за изучение русских нравов. Но за эти три года многое успело измениться. В окна льется яркий солнечный свет, который дает надежду на возможность духовного очищения. На заднем плане, позади основного стола, стоит еще один стол. И правда, напрашивается вопрос: И это духовенство. А вот сейчас давайте попробуем взглянуть иначе на композицию, на планы. Передний стол здесь вообще существует сам по себе, этакое государство в государстве. Живопись на полотне излишне прямолинейна, в каждом мазке сквозит ядовитая ирония. А вы вправду верите во все то, что проповедуете или это просто работа такая.

Один монах распростерся перед ней, другой раболепно указывает, мол, пожалуйте за стол. Может быть именно по этой причине большинство полотен Перова не допускались до выставок. Ведь только «скандал с конкурентами» открыл им глаза на настоящее положение вещей, только с этого дня (тогда, когда прошло уже несколько месяцев с отъезда Перова за границу) стало ясно для русских художественных аристархов, что они оплошали, что в русском художестве не все обстоит так благополучно, как прежде, что пора принять меры против «ужасной заразы, грозящей погибелью искусству». Он со всех сторон окружен чуждыми ему элементами.

Он — воскресение и жизнь. Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств (1862-1869). Действительно, можно отнести эту картину к сатире и карикатуре. Они находили и эту картинку очень забавной, очень занимательной. Учился в Арзамасской школе живописи у А. В.

Здесь вроде бы все тоже понятно. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Позади барыни разномастный люд — нынешний средний класс, с явным любопытством разглядывающий (и явно пересуживающий) эту сцену прислуживания церковников богачам. Приглядимся к тому, что происходит за задним столом.

Картина Перова «Монастырская трапеза»

Ступина (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М. И. В самом начале 60-х годов особенно привлекшими общественное внимание к имени В. Г. Перова были антиклерикальные картины «Проповедь в сельской церкви», «Сельский крестный ход на пасхе» и «Чаепитие в Мытищах» (все три —в ГТГ). Оно было слишком во многом разочаровано, чтобы продолжать верить утопиям. Тургенев еще в 1862 году успел сказать первое расхолаживающее слово в «Отцах и детях», Достоевский, Страхов и славянофилы убедительно осуждали «западные» увлечения, указывали на суетность и беспочвенность их, высшее сословие почувствовало на себе, в первые же годы, тяжелые последствия отмены крепостного права и с гораздо меньшим сочувствием относилось к дальнейшей ломке прежнего строя, толпа, заразившаяся было общей горячкой и последовавшая за самыми резкими реформаторами, прислушивалась теперь к внушениям Каткова, пятилась назад и мало-помалу превращалась в злейшего врага тех, за которыми только что шла.

Пишется она одиннадцать лет (1865 — 1876) и даже при поверхностном знакомстве с биографией Перова видно, что за это время в его жизни многое произошло. Все русское общество, за исключением некоторой части молодежи, слишком устало от многолетней тревоги. Мокрицкого, С. К. И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего — некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Но это не значит, что их к этому принуждает та самая власть. На смену нигилизму наступало царство «благоразумного чинного либерализма».

Это вызывает какое-то омерзение по отношению к ним. Перов обращался к теме веры и в поздний период и это были уже совсем другие картины — Христос в Гефсиманском саду (1878), Никита Пустосвят и спор о вере (1880), Первые христиане в Киеве (1880). от Матфея, 7:1). Да не смущается сердце ваше веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ев. Трапеза – кушанье и общее монастырское застолье.

Причем на мой встречный вопрос: «А Вы сами, что — не верите в Бога. » — все мне отвечали: «Нет, я-то, конечно, в Бога верю, но думаю, что многие священники не верят» Потом, выслушивая высказываемые такими случайными собеседниками впечатления от знакомых им батюшек, стал понимать, что, наверное, зря злюсь. Они сами по себе. Ведь такое явное и резкое осуждение пороков не всегда будет восприниматься обществом.

Даже вторая картина, выставленная в том же году, также с сюжетом из жизни духовенства: «Чаепитие в Мытищах», — рядом с «Крестным ходом» может показаться наивным даннгейзеровским анекдотом. Задний план — это та самая неприметная, но самая настоящая Церковь — распятый Христос, святые, таинства (иконостас, алтарь) и те немного верных (хотя их и не так уж мало, просто они на заднем плане и их закрывают сидящие на переднем), которые непричастны к творящейся вакханалии и живут Словом Божиим (читаемое Евангелие) и Его Духом (птица). Но не слишком ли много мы вчитали в картину. На первом плане — заплывшее жиром лицо монаха, сомкнувшего руки на необъятном животе.

Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это распятие и иконостас.

Реакция во внутренней политике и в общественном мнении была в полном ходу. Действительно ли художник все это подразумевал. Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа.

Перов Василий Григорьевич, Монастырская трапеза

Сам Перов никогда более не хватал так далеко. Лазарь, выйди вон. А что же тогда, кто же тогда церковь. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых.

Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене (это особенно видно на оригинале в Русском музее и к сожалению, теряется в электронных копиях).

  1. Картина Трапеза, Василий Григорьевич Перов
  2. Описание картины Василия Перова «Трапеза»
  3. Русский музей Дополненная реальность
  4. Василий Григорьевич Перов — Трапеза
  5. Картина Перова МОНАСТЫРСКАЯ ТРАПЕЗА
  6. Список картин Василия Григорьевича Перова
  7. Путь к «Кровавому Воскресенью» в картинах художниковФотоблог

от Иоанна, 11:43). Не судите, да не судимы будете (Ев. Батюшка. Перов Василий Григорьевич (1834, Тобольск – 1882, Москва)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1866). Родился в Тобольске. Вы все поймете сами. Буря, бывшая в самом разгаре, когда он уезжал, теперь утихала.

Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. За столом — тоже братия, но совсем другая. Старые профессора, не разобрав, в чем дело, посмеивались, глядя на «Сельскую проповедь» с тем же благодушием, с каким они глядели на федотовского «Майора».

Достоевского знаком, наверное, каждому). Они — некий паразитирующий организм, притягивающий к себе все внимание. А кто в результате готов видеть. Да, есть раболепствующие перед властью и богачами церковники. Замечательно, что от Перова первое время все были в восторге.

Не смотря на то, что изображено веселье, художник пишет в приглушенных серых тонах. Это — небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть. Скотти, А. Н. Посмотрите, сравните два его автопортрета — 1851 и 1879 года.

Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. И лица, тщательно прописанные, просто отталкивающие. Но для Христа нет ничего невозможного. Пошли необратимые процессы гниения. Того воодушевленного бодрого настроения он теперь уже не застал.

  • маринины мультики на моём сайте
  • Коллекция Государственного Русского музея

И это церковь. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882). Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель. Простые монахи, не имеющие никакого отношения к пирующим. Для переднего же стола этого, простого, будто и вовсе не существует. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна.

Вот таким образом скандал следовало погасить как можно скорее. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Слева — иконостас, сзади — простой стол, справа — народ, со своим разрывом между бедными и богатыми (барыня и нищенка), а перед ними находимся мы с вами, но им до нас (наблюдающих со стороны, современников, потомков) дела тоже нет.

Он пуст, единственная утварь — простая миска и одна простая кружка. Получается, что Монастырская трапеза попадает ровно посередине. Никто из персонажей картины их не видит. Лазарь, выйди вон. Оставил ряд литературных очерков и воспоминаний. Трапеза — кушанье и общее монастырское застолье.

Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства». Отсюда и подхалимство в советской России. Следующее яркое пятно — это барыня. Зарянко (1853-1861).

Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно (из-за освещения в музее и бликов), можно только гадать. Ощущение даже такое, что автор своими персонажами словно перечисляет все то, в чем обвиняют нынче (как видно и тогда) церковь.

aquareller.com

Антицерковные картины художника Василия Перова

Вопрос-ответ Напишите свой вопрос Хочется узнать мнение верующих по поводу картин русского живописца XIX века Василия Перова. А именно о работах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре». В первой картине группа крестьян движется по сельской улице с иконами, хоругвями и крестами. На некоторых лицах видны признаки религиозного воодушевления. Но сразу же бросается в глаза общая черта их состояния – участники крестного хода пьяны. Сильно нетрезв до степени невменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, окружающих его. Сюжет другого полотна представляет многофигурную композицию участников застолья в монастыре. Как и в предыдущей работе, духовные лица пируют с обильными алкогольными возлияниями. В этом состоянии они откровенно проявляют свое истинное отношение к людям. Монастырское начальство помыкает прислугой и лицами низкого звания, демонстрирует чванство и высокомерие. Никаких признаков «христианского смирения» у них нет и в помине. На переднем плане изображен толстый поп, он уже пьян. Напротив него другой заметно нетрезвый священник недоуменно рассматривает свою тарелку. Возле стола согнулась в низком поклоне фигура такого же пьяного монаха.В правой части картины изображена пара знатных гостей – важная дама и ее престарелый муж или покровитель, перед ними угодничает священник.Они не обращают внимания на бедную женщину с детьми, протягивающую руку за подаянием. У меня вопрос. Что это? Попытка художника оклеветать духовенство или подобные нравы, действительно, имели и имеют место среди служителей Церкви?... Посмотреть картины можно по ссылкам: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_006.jpg?uselang=ru http://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B7%D0%B0.jpg?uselang=ru Сразу же хочу попросить людей, которые будут отвечать на этот вопрос. Пожалуйста, не нужно писать про сучок в чужом глазу и бревно в моём. Это уже настолько примитивная и неэффективная реплика в попытке кого-то оправдать... ( 0 голосов: 0 из 5 )

Игорь , возраст: 39 / 03.12.2012

Ответы:

Насколько мне известно, при жизни художника эти работы получили весьма негативную оценку общественности. Почему? В Церкви разные люди. Есть, конечно, и дурные, этого никто не скрывает. Но почему художник, который отнюдь не был карикатуристом или сотрудником (возникших при коммунистах) журналов «Крокодил» или «Безбожник» и во всем прочем искавший прекрасного, в Церкви искал только дурного? По законам духовной жизни, это говорит о его собственной испорченности. Ведь и все современные ругатели Церкви страдают этой ненавистью главным образом из-за собственной испорченности, в меньшей степени от невежества. Что здесь правда, а что нет? Могла быть попойка в монастыре? Теоретически могла быть. Но понятно, что это не было типичной монастырской жизнью. Как и было сказано выше, в Церкви разные люди. И в монастыре тем более всегда много хороших людей. Так чтобы монастырь был собранием сплошь горьких пьяниц, это надо было бы специально отбирать таких монахов в одну обитель. Я сам был участником небольшого застолья с алкоголем в одном маленьком современном монастыре. Настоятель по случаю своего дня рождения выставил на ужин бутылку водки (одну!) и уехал. Нас было 5 монашествующих и я – паломник. Каждый повел себя с соответствии со своим порядком духовной жизни. Один монах выпил за здоровье настоятеля символические 50 грамм и с заметным неодобрением к мероприятию удалился. Кто-то выпил 70 грамм и остался за столом, расположенный к дружеской беседе. Настоятеля этого года через два сняли, не за это мероприятие, но вообще за подобный подход. Видел я и нового настоятеля – вот это был уже настоящий монах, такой точно не станет на свой день рождения ставить на монашеский стол водку. Что касается крестного хода. На крестном ходе не то что не могли быть все пьяны – никто не мог быть пьян. Крестный ход совершается обычно утром, после литургии. А на литургию люди приходят вообще натощак, и уж тем более не после возлияний. Так что неприятные лица на этом крестном ходе – не отражение церковных реалий, а отражение больной души художника Василия Перова.

Дмитрий , возраст: 45 / 17.12.2012

Игорь , возраст: 39 / 03.12.2012: «Хочется узнать мнение верующих по поводу картин русского живописца XIX века Василия Перова. А именно о работах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре»… Что это? Попытка художника оклеветать духовенство или подобные нравы, действительно, имели и имеют место среди служителей Церкви?...»

1. Прежде, чем выразить свое мнение по поводу указанных картин, предлагаю освежить в памяти биографию художника. Маленькая цитата из мемуаров Михаила Нестерова – ученика Василия Перова: «В конце зимы Перов серьезно заболел воспалением легких. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не протянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и теперь умирает в злой чахотке? Да как - очень просто: ненормальное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздержанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил. Дальше - с боя взятая известность, наконец, слава, а за ней тревога ее потерять - появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова, - и довольно было случайной простуды, чтобы подточенный организм сломился...»

Известный русский художник Василий Перов был рожден в результате блудной связи своих родителей и, в отличие от своих младших братьев, даже не имел права носить фамилию своего отца - тобольского барона фон Криденера. В 19 веке быть внебрачным ребенком – это, как Вы понимаете, не то же самое, что в 21 веке. Нравы тогда были другие. И сколько горя пришлось испытать будущему художнику с самого раннего детства да даже еще будучи в утробе своей матери, мы можем только догадываться.

Лишения, перенесенные им в детстве, не могли не оказать своего влияния на личность художника, на его жизнь и на его творчество. Ведь он всю жизнь носил на себе печать незаконнорожденного, т.к. был зачат и рожден до того, как его родители повенчались, т.е. вступили в законный брак. Видимо, это чувство неполноценности и стало благодатной почвой для антицерковных настроений, если не сказать, ненависти.

2. Указанные Вами картины были написаны в ранний период творчества художника. Как и многие молодые, образованные люди того времени Перов не мог удержаться от нигилизма и обличения и его работы этого периода проникнуты соответствующим настроением. Относиться к ним следует как к живописным карикатурам, т.е. так же как и к любым карикатурам, т.к. они намеренно искажают и преувеличивают действительность.

Справедливости ради надо сказать, что со временем отношение Перова к вере и Церкви изменилось. В зрелый период своего творчества он написал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане Киева». И эти работы, возможно, являются покаянными.

Молодость прошла, ушло здоровье, умерла жена и двое детей. Подчас вот такими скорбями Господь стучит в наши сердца, кого-то обращая, а кого-то возвращая на путь истинной веры. После смерти Перов был отпет по христианскому обычаю и нашел свой последний приют на монастырском кладбище.

Раскаивался ли он о полотнах «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Трапеза в монастыре», написанных в дни неразумной молодости под влиянием идей разночинцев? Кто знает. По меньшей мере, у него было время на покаяние, на переоценку былых ценностей.

В любом случае полагаю, что душа его скорбит, когда в наше время новоявленные атеисты, показывая пальцами на эти ошибки его юности (безусловно, художественно талантливые ошибки), пытаются выдать их за изображение типичных нравов духовенства того времени.

3. Вы спрашиваете, имели ли место подобные нравы среди служителей церкви. С историей жизни и смерти одного из таких горьких пьяниц–священников Вы можете ознакомиться, например, вот здесь http://www.deputatandreev.ru/content/data/attach/1883/otec_nifont.doc Конечно, если Вам это интересно...

Другиня , возраст: без возраста / 17.12.2012

В картинах выше упомянутых авторов я вижу лично навет на Православную Церковь. Мне эти картины неприятно смотреть, это есть не что иное, как гипертрофированное представление авторов по сплетням на Церковь. Сейчас уже, когда мне уже 53 года, и лет 7 как я воцерковлённым православным христианином себя считаю, мне эти картины особенно больно смотреть, я чувствую лживость природы этих полотен, вполне возможно в угоду заказчику этих картин. Сам я профессиональный станковый живописец, работаю в реалистической манере. Вот моё личное мнение.

Михаил , возраст: 53 / 29.11.2013

Предыдущий вопрос Следующий вопрос

Вернуться в начало раздела

Версия для печати

www.otsy.ru

Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века: magis_amica

Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. 1879 год

В этой статье речь пойдет не о советских антицерковных плакатах, а о картинах, которые появились задолго до революции. Те, кто был в Третьяковской галерее наверняка видел некоторые из них - это "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 года и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 года, написанные художником Перовым Василием Григорьевичем. Эти картины вызывают жаркие споры до сих пор, а на автора сыпятся разнообразные обвинения и критика.Стоит сказать, что Перов, учась в Московском Училище живописи и ваяния, опирался на традиции знаменитых русских художников Тропинина, Венецианова и Федотова. Его как и многих передовых творцов того времени волновала тема жизни угнетенного народа.

"Сельский крестный ход на Пасхе" Перов планировал писать для конкурса на Большую золотую медаль во время обучения в Академии художеств, кстати, изначально автор назвал эту картину "Светлый праздник в деревне". Совет Академии отверг эскиз, предоставленный художником, сославшись на «непристойность изображения особ духовного сословия». Однако Перов не отошел от задуманной тематики и  предоставленный следом эскиз другого сюжета "Проповедь на селе" был принят Советом. Картина была закончена в 1861 году, художник получил  Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В этой работе Перов отразил восприятие проповеди различными слоями общества. Также в картине явно просматривается мысль автора о том, что крестьянская реформа не уничтожила деления на рабов и господ. В центре композиции мы видим задремавшего помещика, на которого указывает священник. Вот что писал о нем известный критик Стасов: "Замечательнейший тип помещика у Перова выставлен в его "Сельской проповеди"; это старикашка, ничтожный и темный, кроткий и смирный на вид, вероятно алчный и безжалостный "на деле", и только". Молодая пара, сидящая рядом с помещиком, занята разговором. Левее на картине изображены одетые в лохмотья крестьяне, один из которых равнодушно почесывает голову. Рядом маленькая девочка одна из немногих, кто смотрит на священника со всем вниманием.

Перов В.Г. Проповедь в селе. 1861 год

Через некоторое время, в том же 1861 году Перов все-таки завершил работу над задуманной ранее картиной "Сельский крестный ход на Пасхе". Она положила начало новому направлению в живописи - критическому реализму.  Картина была представлена перед публикой на ежегодной выставке Общества поощрения художников и вызвала настоящий скандал. Ее обличительная направленность была столь явной, что картину немедленно сняли с выставки.

Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

В 1862 году Перов пишет картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". Ее композицию делит на две части стол с самоваром. По одну сторону мы видим тучного монаха, отдыхающего на полдороге к Троицкому монастырю. Ему противопоставляются нищие отставной солдат-калека и мальчик, просящие милостыню, с другой стороны. Молодая прислуга толкает прочь от столика "незванных гостей". В своей статье, посвященной Перову и Мусоргскому, описывая "Чаепитие в Мытищах", критик Стасов отмечает: "Все - тому, за то, что он век празден, ничего - этому, за то, что он век работал, как вол, и вот теперь в рубище и на деревяшке ходит".

Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 год

Ощущение драмы усиливается, если присмотреться к солдату. На его груди мы видим орден героя Крымской войны.

Фрагмент картины "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"

Эта же тема продолжается и в работе Перова "Монастырская трапеза". В просторной и прекрасно расписанной монастырской палате накрыты столы, за ними расположилась гуляющая, выпивающая братия.

Перов В.Г. Монастырская трапеза. 1865-1876 годы

В левой части картины мы видим как один из монахов высказывает свое недовольство лакею, который слишком долго открывает бутылку. Рядом с лакеем валяются уже опустошенные бутылки.

В правой части учтивый монах приглашает богатую пару к столу, а рядом на полу сидит босая бедная женщина с детьми, протягивая руку.

               Фрагменты картины "Монастырская трапеза" Перова

Совершенно другую историю показывает Перов в рисунке "Дележ наследства в монастыре". Вот как описывает критик Стасов это произведение: "Дело происходит ночью. Умер один из братии. Двери кельи крепко приперты. Покойный лежит на полу, с раскрытыми глазами. С него грубой и безжалостной рукой стаскивают одежды; другие наскоро отхлестывают из оставшихся бутылок; еще другие жадно шарят по ящикам; наконец, еще один из братии громадным ломом взламывает крышку сундука. Повсюду беспорядок, сумятица, словно нашествие неприятельское. Какая разница с завтрашним днем, когда этот самый мертвый будет чинно лежать- на катафалке, и кругом него будут раздаваться стройные, строгие похоронные лики".

Перов В.Г. Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 год

Хочется отметить, что в тоже время когда писалась "Монастырская трапеза", Перов работал над картиной "Христос и Богоматерь у житейского моря" (1867 г.). И это далеко не единственная картина на христианскую тему у художника.

Перов В.Г. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 год

А вот работы другого художника - Неврева Николая Васильевича, современника Перова:

Неврев Н.В. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 год

Неврев Н.В. Монахи. 1880 год

Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869 год

Церковь в России переживала разные периоды - как духовного подьема, так и спада, как например, во времена смутного времени. В 17 веке она была реформирована Никоном. При Петре I лишилась патриаршего института, который был восстановлен только в советский период. Во времена правления Екатерины II, в 1764 году была произведена секуляризация монастырских земель. Это привело к тому, что половина монастырей была закрыта. Правительство России взяло курс на европеизацию страны, в рамках которого исконно русское православие мало помогало реализации этой задачи, а где-то и мешало. В результате, после всех реформ, к середине 19 века русская православная церковь испытывала духовный упадок и идейный кризис коснулся всех сфер жизни страны.

magis-amica.livejournal.com

Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века

Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. 1879 год

В этой статье речь пойдет не о советских антицерковных плакатах, а о картинах, которые появились задолго до революции. Те, кто был в Третьяковской галерее наверняка видел некоторые из них - это "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 года и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 года, написанные художником Перовым Василием Григорьевичем. Эти картины вызывают жаркие споры до сих пор, а на автора сыпятся разнообразные обвинения и критика.Стоит сказать, что Перов, учась в Московском Училище живописи и ваяния, опирался на традиции знаменитых русских художников Тропинина, Венецианова и Федотова. Его как и многих передовых творцов того времени волновала тема жизни угнетенного народа.

"Сельский крестный ход на Пасхе" Перов планировал писать для конкурса на Большую золотую медаль во время обучения в Академии художеств, кстати, изначально автор назвал эту картину "Светлый праздник в деревне". Совет Академии отверг эскиз, предоставленный художником, сославшись на «непристойность изображения особ духовного сословия». Однако Перов не отошел от задуманной тематики и  предоставленный следом эскиз другого сюжета "Проповедь на селе" был принят Советом. Картина была закончена в 1861 году, художник получил  Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В этой работе Перов отразил восприятие проповеди различными слоями общества. Также в картине явно просматривается мысль автора о том, что крестьянская реформа не уничтожила деления на рабов и господ. В центре композиции мы видим задремавшего помещика, на которого указывает священник. Вот что писал о нем известный критик Стасов: "Замечательнейший тип помещика у Перова выставлен в его "Сельской проповеди"; это старикашка, ничтожный и темный, кроткий и смирный на вид, вероятно алчный и безжалостный "на деле", и только". Молодая пара, сидящая рядом с помещиком, занята разговором. Левее на картине изображены одетые в лохмотья крестьяне, один из которых равнодушно почесывает голову. Рядом маленькая девочка одна из немногих, кто смотрит на священника со всем вниманием.

Перов В.Г. Проповедь в селе. 1861 год

Через некоторое время, в том же 1861 году Перов все-таки завершил работу над задуманной ранее картиной "Сельский крестный ход на Пасхе". Она положила начало новому направлению в живописи - критическому реализму.  Картина была представлена перед публикой на ежегодной выставке Общества поощрения художников и вызвала настоящий скандал. Ее обличительная направленность была столь явной, что картину немедленно сняли с выставки.

Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

В 1862 году Перов пишет картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". Ее композицию делит на две части стол с самоваром. По одну сторону мы видим тучного монаха, отдыхающего на полдороге к Троицкому монастырю. Ему противопоставляются нищие отставной солдат-калека и мальчик, просящие милостыню, с другой стороны. Молодая прислуга толкает прочь от столика "незванных гостей". В своей статье, посвященной Перову и Мусоргскому, описывая "Чаепитие в Мытищах", критик Стасов отмечает: "Все - тому, за то, что он век празден, ничего - этому, за то, что он век работал, как вол, и вот теперь в рубище и на деревяшке ходит".

Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 год

Ощущение драмы усиливается, если присмотреться к солдату. На его груди мы видим орден героя Крымской войны.

Фрагмент картины "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"

Эта же тема продолжается и в работе Перова "Монастырская трапеза". В просторной и прекрасно расписанной монастырской палате накрыты столы, за ними расположилась гуляющая, выпивающая братия.

Перов В.Г. Монастырская трапеза. 1865-1876 годы

В левой части картины мы видим как один из монахов высказывает свое недовольство лакею, который слишком долго открывает бутылку. Рядом с лакеем валяются уже опустошенные бутылки.

В правой части учтивый монах приглашает богатую пару к столу, а рядом на полу сидит босая бедная женщина с детьми, протягивая руку.

                           Фрагменты картины "Монастырская трапеза" Перова

Совершенно другую историю показывает Перов в рисунке "Дележ наследства в монастыре". Вот как описывает критик Стасов это произведение: "Дело происходит ночью. Умер один из братии. Двери кельи крепко приперты. Покойный лежит на полу, с раскрытыми глазами. С него грубой и безжалостной рукой стаскивают одежды; другие наскоро отхлестывают из оставшихся бутылок; еще другие жадно шарят по ящикам; наконец, еще один из братии громадным ломом взламывает крышку сундука. Повсюду беспорядок, сумятица, словно нашествие неприятельское. Какая разница с завтрашним днем, когда этот самый мертвый будет чинно лежать- на катафалке, и кругом него будут раздаваться стройные, строгие похоронные лики".

Перов В.Г. Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 год

Хочется отметить, что в тоже время когда писалась "Монастырская трапеза", Перов работал над картиной "Христос и Богоматерь у житейского моря" (1867 г.). И это далеко не единственная картина на христианскую тему у художника.

Перов В.Г. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 год

А вот работы другого художника - Неврева Николая Васильевича, современника Перова:

Неврев Н.В. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 год

Неврев Н.В. Монахи. 1880 год

Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869 год

Церковь в России переживала разные периоды - как духовного подьема, так и спада, как например, во времена смутного времени. В 17 веке церковь была реформирована Никоном. При Петре I она лишилась патриаршего института, который был восстановлен только в советский период. Во времена правления Екатерины II, в 1764 году была произведена секуляризация монастырских земель. Это привело к тому, что половина монастырей была закрыта. Правительство России взяло курс на европеизацию страны, в рамках которого исконно русское православие мало помогало реализации этой задачи, а где-то и мешало. В результате, после всех реформ, к середине 19 века русская православная церковь испытывала духовный упадок и идейный кризис коснулся всех сфер жизни страны.

krest9nka.livejournal.com

Слова, слова, слова...: Код Перова

Размышления жены над картиной В.Г. Перова "Трапеза"

Побывали недавно в Русском музее. На все было часа два или три, так что бегом-бегом по залам. Но были картины, которые зацепили. Зацепили крестьянские портреты Венецианова, особенно после множества “лиц с обложек” - наверное, так сейчас назвали бы портреты знати. И после залов портретной живописи жанровая все-таки заставляет остановиться. Но особенно зацепила перовская "Трапеза”, чаще известная как “Монастырская трапеза”.
Перов Василий Григорьевич (1833-1882) Трапеза. 1865-1876 Холст, масло. 84x126 ГРМ

Если поищете в Интернете, легко найдете описание картины, которое в двух-трех строках расскажет об “обличительной сатире”, “карикатуре на духовенство”. Но цепляет в картине не это.

На первом плане - заплывшее жиром лицо монаха, сомкнувшего руки на необъятном животе. За столом с ним - прочая “братия”: кто рассказывает сальный анекдотец, кто спешит засунуть в рот кусок, кто набирает с собой, а один недовольно, с нетерпением смотрит на прислугу, что все не может откупорить бутылку - “Сколько можно ждать?” Центр картины - более чем щедрый стол, ярко контрастирующий со скромной, практически храмовой, обстановкой. На втором плане слева - распятие, о котором вроде как забыли пирующие, справа - просящая подаяния нищенка с детьми, до которой трапезничающим тоже нет дела, на другом плане справа - барыня с мужем-чиновником, перед которой раболепно распростерся один из “братии”, а слева - откупоривающий очередную бутылку слуга.

Казалось бы, все яснее ясного. Пирующие до ожирения церковники, забывшие о своем предназначении, раболепствующие перед богачами, отворачивающиеся от нищих. Действительно, можно отнести эту картину к сатире и карикатуре.

Но карикатуры по одиннадцать лет не пишутся, вот в чем загвоздка. У Перова, действительно, немало произведений, обличающих церковь, особенно среди ранних: это и “Сельский ход на Пасхе” (запрещенный на несколько лет к показу), и “Проповедь в селе”, и “Чаепитие в Мытищах”. Но эти картины были созданы в ранний период, писались быстрее, и планов в них гораздо меньше. Они действительно обличительные и карикатурные по сути. Перов обращался к теме веры и в поздний период, и это были уже совсем другие картины - “Христос в Гефсиманском саду” (1878), “Никита Пустосвят и спор о вере” (1880), “Первые христиане в Киеве” (1880). Если ранние картины Перова - зарисовки с натуры, то поздние - попытки осмыслить истоки и историю христианства. Получается, что “Монастырская трапеза” попадает ровно посередине. Пишется она одиннадцать лет (1865 - 1876), и даже при поверхностном знакомстве с биографией Перова видно, что за это время в его жизни многое произошло. С одной стороны, он становится признанным мастером, учителем, с другой - теряет во время эпидемии жену и детей, сближается с некоторыми из самых ярких мыслителей своего времени (его “Портрет Ф.М. Достоевского” знаком, наверное, каждому). Посмотрите, сравните два его автопортрета - 1851 и 1879 года. Вы все поймете сами.

Итак, перед нами не шарж, не быстро набросанная карикатура. Перед нами послание, которое художник писал очень долго и тщательно. Послание, в котором многое закодировано, многое требует внимательного прочтения. Давайте попробуем вчитаться.

На переднем плане - пирующая братия, центральная фигура при первом взгляде ну очень напоминает одного из нынешних церковных чиновников, а зал немного напоминает трапезную Троице-Сергиевой Лавры (впрочем, есть похожие и в других монастырях). Здесь четко прописано все, что нам так претит в сегодняшней церкви - непомерная роскошь, пошлость, лицемерие, стяжательство. Ощущение даже такое, что автор своими персонажами словно перечисляет все то, в чем обвиняют нынче (как видно, и тогда) церковь. И лица, тщательно прописанные, просто отталкивающие. И правда, напрашивается вопрос: “И это духовенство? И это церковь?”

Следующее яркое пятно - это барыня. Здесь вроде бы все тоже понятно. Один “монах” распростерся перед ней, другой раболепно указывает, мол, пожалуйте за стол. Позади барыни разномастный люд - нынешний “средний класс”, с явным любопытством разглядывающий (и явно пересуживающий) эту сцену прислуживания церковников богачам. Но по лицу барыни видно - ей самой эта сцена неприятна. Она не получает никакого удовольствия от того, что перед ней так лебезят, ей этого не хочется, да и ее престарелому супругу этого совсем ни к чему, ему бы присесть где-нибудь, и чтобы не приставали. Так что же получается? Да, есть раболепствующие перед властью и богачами церковники. Но это не значит, что их к этому принуждает та самая власть. Это - их личная инициатива, не всегда приятная и уместная для тех, перед кем они лебезят.

Итак, мы раскрыли одну из шифровок Перова. Становится интересно: что же еще зашифровано в картине? Продолжим вглядываться.

На заднем плане, позади основного стола, стоит еще один стол. Он пуст, единственная утварь - простая миска и одна простая кружка. За столом - тоже братия, но совсем другая. Простые монахи, не имеющие никакого отношения к пирующим. Связующее звено между двумя столами - два монаха, с укоризной смотрящие от заднего стола на то, что происходит на переднем плане. Для переднего же стола этого, “простого”, будто и вовсе не существует. А вот сейчас давайте попробуем взглянуть иначе на композицию, на планы.

Передний стол здесь вообще существует сам по себе, этакое “государство в государстве”. Он явно неуместен в общей, храмовой обстановке. Он со всех сторон окружен чуждыми ему элементами. Слева - иконостас, сзади - простой стол, справа - “народ”, со своим разрывом между бедными и богатыми (барыня и нищенка), а перед ними находимся мы с вами, но им до нас (наблюдающих со стороны, современников, потомков) дела тоже нет. Они сами по себе. Да, они находятся в церкви. Но они - не церковь. Они - некий “паразитирующий организм”, притягивающий к себе все внимание. А что же тогда, кто же тогда церковь?

Приглядимся к тому, что происходит за задним столом. Вот здесь и находится истинное монашество. Здесь - простота, чтение Евангелия, общение с народом (видите людей, слушающих чтение?). И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего - некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. Это - небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть. А кто в результате “готов видеть”? Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу.

А вот с этого момента последим за светом. Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь - это не только несколько верных. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна. Это распятие и иконостас. И таким образом, задний план простирается шире, чем передний, почти обнимает собою все остальное. Задний план - это та самая “неприметная”, но самая настоящая Церковь - распятый Христос, святые, таинства (иконостас, алтарь) и те немного верных (хотя их и не так уж мало, просто они на заднем плане, и их “закрывают” сидящие на переднем), которые непричастны к творящейся вакханалии и живут Словом Божиим (читаемое Евангелие) и Его Духом (птица).

Но не слишком ли много мы вчитали в картину? Действительно ли художник все это подразумевал? Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене (это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях). Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон - роспись той же самой стены с цветами и пейзажами - нарисован расплывчато, приблизительно.

Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это - четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа. Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной - тем более. Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно (из-за освещения в музее и бликов), можно только гадать. Но остальные три видны совершенно четко:

“Лазарь, выйди вон” (Ев. от Иоанна, 11:43) “Не судите, да не судимы будете” (Ев. от Матфея, 7:1) “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте” (Ев. от Иоанна, 14:1)

Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит.

“Лазарь, выйди вон”. Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых. Но только в истории с Лазарем речь идет о том, кто долго болел, уже умер и оплакан, несколько дней как схоронен и “уже смердит”. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного. Он - воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. “Лазарь, выйди вон!” - напоминание нам о Том, Кто способен воскресить, возродить, обновить даже то, что, казалось бы, безнадежно омертвело и неспособно к жизни.

Остальные два послания - нам с вами. Да, то зло, какое мы видим в церкви, оно существует: стремление к роскоши и наживе, лицемерие, пренебрежение к “простому народу”, раболепное и корыстное преклонение перед властью. Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе. Они сами по себе. Есть в этих же стенах настоящая церковь, где проповедуется Христос распятый, где обитает Дух Святой. А нам с вами остается следить за собой и не судить. Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить.

“Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога, и в Меня веруйте”. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого. Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония. И заботиться о тех, кому нужна помощь. Ведь фигура нищенки так и остается одинокой - о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами?

04.04.2012 © Нина Корякина

sergeykoryakin.blogspot.com

Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века

Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. 1879 год

В этой статье речь пойдет не о советских антицерковных плакатах, а о картинах, которые появились задолго до революции. Те, кто был в Третьяковской галерее наверняка видел некоторые из них - это "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 года и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 года, написанные художником Перовым Василием Григорьевичем. Эти картины вызывают жаркие споры до сих пор, а на автора сыпятся разнообразные обвинения и критика.Стоит сказать, что Перов, учась в Московском Училище живописи и ваяния, опирался на традиции знаменитых русских художников Тропинина, Венецианова и Федотова. Его как и многих передовых творцов того времени волновала тема жизни угнетенного народа.

"Сельский крестный ход на Пасхе" Перов планировал писать для конкурса на Большую золотую медаль во время обучения в Академии художеств, кстати, изначально автор назвал эту картину "Светлый праздник в деревне". Совет Академии отверг эскиз, предоставленный художником, сославшись на «непристойность изображения особ духовного сословия». Однако Перов не отошел от задуманной тематики и  предоставленный следом эскиз другого сюжета "Проповедь на селе" был принят Советом. Картина была закончена в 1861 году, художник получил  Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В этой работе Перов отразил восприятие проповеди различными слоями общества. Также в картине явно просматривается мысль автора о том, что крестьянская реформа не уничтожила деления на рабов и господ. В центре композиции мы видим задремавшего помещика, на которого указывает священник. Вот что писал о нем известный критик Стасов: "Замечательнейший тип помещика у Перова выставлен в его "Сельской проповеди"; это старикашка, ничтожный и темный, кроткий и смирный на вид, вероятно алчный и безжалостный "на деле", и только". Молодая пара, сидящая рядом с помещиком, занята разговором. Левее на картине изображены одетые в лохмотья крестьяне, один из которых равнодушно почесывает голову. Рядом маленькая девочка одна из немногих, кто смотрит на священника со всем вниманием.

Перов В.Г. Проповедь в селе. 1861 год

Через некоторое время, в том же 1861 году Перов все-таки завершил работу над задуманной ранее картиной "Сельский крестный ход на Пасхе". Она положила начало новому направлению в живописи - критическому реализму.  Картина была представлена перед публикой на ежегодной выставке Общества поощрения художников и вызвала настоящий скандал. Ее обличительная направленность была столь явной, что картину немедленно сняли с выставки.

Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

В 1862 году Перов пишет картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". Ее композицию делит на две части стол с самоваром. По одну сторону мы видим тучного монаха, отдыхающего на полдороге к Троицкому монастырю. Ему противопоставляются нищие отставной солдат-калека и мальчик, просящие милостыню, с другой стороны. Молодая прислуга толкает прочь от столика "незванных гостей". В своей статье, посвященной Перову и Мусоргскому, описывая "Чаепитие в Мытищах", критик Стасов отмечает: "Все - тому, за то, что он век празден, ничего - этому, за то, что он век работал, как вол, и вот теперь в рубище и на деревяшке ходит".

Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 год

Ощущение драмы усиливается, если присмотреться к солдату. На его груди мы видим орден героя Крымской войны.

Фрагмент картины "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"

Эта же тема продолжается и в работе Перова "Монастырская трапеза". В просторной и прекрасно расписанной монастырской палате накрыты столы, за ними расположилась гуляющая, выпивающая братия.

Перов В.Г. Монастырская трапеза. 1865-1876 годы

В левой части картины мы видим как один из монахов высказывает свое недовольство лакею, который слишком долго открывает бутылку. Рядом с лакеем валяются уже опустошенные бутылки.

В правой части учтивый монах приглашает богатую пару к столу, а рядом на полу сидит босая бедная женщина с детьми, протягивая руку.

               Фрагменты картины "Монастырская трапеза" Перова

Совершенно другую историю показывает Перов в рисунке "Дележ наследства в монастыре". Вот как описывает критик Стасов это произведение: "Дело происходит ночью. Умер один из братии. Двери кельи крепко приперты. Покойный лежит на полу, с раскрытыми глазами. С него грубой и безжалостной рукой стаскивают одежды; другие наскоро отхлестывают из оставшихся бутылок; еще другие жадно шарят по ящикам; наконец, еще один из братии громадным ломом взламывает крышку сундука. Повсюду беспорядок, сумятица, словно нашествие неприятельское. Какая разница с завтрашним днем, когда этот самый мертвый будет чинно лежать- на катафалке, и кругом него будут раздаваться стройные, строгие похоронные лики".

Перов В.Г. Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 год

Хочется отметить, что в тоже время когда писалась "Монастырская трапеза", Перов работал над картиной "Христос и Богоматерь у житейского моря" (1867 г.). И это далеко не единственная картина на христианскую тему у художника.

Перов В.Г. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 год

А вот работы другого художника - Неврева Николая Васильевича, современника Перова:

Неврев Н.В. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 год

Неврев Н.В. Монахи. 1880 год

Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869 год

Церковь в России переживала разные периоды - как духовного подьема, так и спада, как например, во времена смутного времени. В 17 веке она была реформирована Никоном. При Петре I лишилась патриаршего института, который был восстановлен только в советский период. Во времена правления Екатерины II, в 1764 году была произведена секуляризация монастырских земель. Это привело к тому, что половина монастырей была закрыта. Правительство России взяло курс на европеизацию страны, в рамках которого исконно русское православие мало помогало реализации этой задачи, а где-то и мешало. В результате, после всех реформ, к середине 19 века русская православная церковь испытывала духовный упадок и идейный кризис коснулся всех сфер жизни страны.

zinoviev-alex.livejournal.com

Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века

Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. 1879 год

В этой статье речь пойдет не о советских антицерковных плакатах, а о картинах, которые появились задолго до революции. Те, кто был в Третьяковской галерее наверняка видел некоторые из них - это "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 года и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 года, написанные художником Перовым Василием Григорьевичем. Эти картины вызывают жаркие споры до сих пор, а на автора сыпятся разнообразные обвинения и критика.Стоит сказать, что Перов, учась в Московском Училище живописи и ваяния, опирался на традиции знаменитых русских художников Тропинина, Венецианова и Федотова. Его как и многих передовых творцов того времени волновала тема жизни угнетенного народа.

"Сельский крестный ход на Пасхе" Перов планировал писать для конкурса на Большую золотую медаль во время обучения в Академии художеств, кстати, изначально автор назвал эту картину "Светлый праздник в деревне". Совет Академии отверг эскиз, предоставленный художником, сославшись на «непристойность изображения особ духовного сословия». Однако Перов не отошел от задуманной тематики и  предоставленный следом эскиз другого сюжета "Проповедь на селе" был принят Советом. Картина была закончена в 1861 году, художник получил  Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В этой работе Перов отразил восприятие проповеди различными слоями общества. Также в картине явно просматривается мысль автора о том, что крестьянская реформа не уничтожила деления на рабов и господ. В центре композиции мы видим задремавшего помещика, на которого указывает священник. Вот что писал о нем известный критик Стасов: "Замечательнейший тип помещика у Перова выставлен в его "Сельской проповеди"; это старикашка, ничтожный и темный, кроткий и смирный на вид, вероятно алчный и безжалостный "на деле", и только". Молодая пара, сидящая рядом с помещиком, занята разговором. Левее на картине изображены одетые в лохмотья крестьяне, один из которых равнодушно почесывает голову. Рядом маленькая девочка одна из немногих, кто смотрит на священника со всем вниманием.

Перов В.Г. Проповедь в селе. 1861 год

Через некоторое время, в том же 1861 году Перов все-таки завершил работу над задуманной ранее картиной "Сельский крестный ход на Пасхе". Она положила начало новому направлению в живописи - критическому реализму.  Картина была представлена перед публикой на ежегодной выставке Общества поощрения художников и вызвала настоящий скандал. Ее обличительная направленность была столь явной, что картину немедленно сняли с выставки.

Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

В 1862 году Перов пишет картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". Ее композицию делит на две части стол с самоваром. По одну сторону мы видим тучного монаха, отдыхающего на полдороге к Троицкому монастырю. Ему противопоставляются нищие отставной солдат-калека и мальчик, просящие милостыню, с другой стороны. Молодая прислуга толкает прочь от столика "незванных гостей". В своей статье, посвященной Перову и Мусоргскому, описывая "Чаепитие в Мытищах", критик Стасов отмечает: "Все - тому, за то, что он век празден, ничего - этому, за то, что он век работал, как вол, и вот теперь в рубище и на деревяшке ходит".

Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 год

Ощущение драмы усиливается, если присмотреться к солдату. На его груди мы видим орден героя Крымской войны.

Фрагмент картины "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"

Эта же тема продолжается и в работе Перова "Монастырская трапеза". В просторной и прекрасно расписанной монастырской палате накрыты столы, за ними расположилась гуляющая, выпивающая братия.

Перов В.Г. Монастырская трапеза. 1865-1876 годы

В левой части картины мы видим как один из монахов высказывает свое недовольство лакею, который слишком долго открывает бутылку. Рядом с лакеем валяются уже опустошенные бутылки.

В правой части учтивый монах приглашает богатую пару к столу, а рядом на полу сидит босая бедная женщина с детьми, протягивая руку.

               Фрагменты картины "Монастырская трапеза" Перова

Совершенно другую историю показывает Перов в рисунке "Дележ наследства в монастыре". Вот как описывает критик Стасов это произведение: "Дело происходит ночью. Умер один из братии. Двери кельи крепко приперты. Покойный лежит на полу, с раскрытыми глазами. С него грубой и безжалостной рукой стаскивают одежды; другие наскоро отхлестывают из оставшихся бутылок; еще другие жадно шарят по ящикам; наконец, еще один из братии громадным ломом взламывает крышку сундука. Повсюду беспорядок, сумятица, словно нашествие неприятельское. Какая разница с завтрашним днем, когда этот самый мертвый будет чинно лежать- на катафалке, и кругом него будут раздаваться стройные, строгие похоронные лики".

Перов В.Г. Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 год

Хочется отметить, что в тоже время когда писалась "Монастырская трапеза", Перов работал над картиной "Христос и Богоматерь у житейского моря" (1867 г.). И это далеко не единственная картина на христианскую тему у художника.

Перов В.Г. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 год

А вот работы другого художника - Неврева Николая Васильевича, современника Перова:

Неврев Н.В. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 год

eot-su.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта