Странные видения Елены Рерих. Елена рерих картины
Странные видения Елены Рерих | Музей картин семьи Рерихов
Жена Николая Рериха – Елена, была осебенной женщиной, прекрасной музой для своего мужа, вдохновившей его на многие работы. Но есть один факт, который мало кому известен. Как оказалось, Елена Ивановна была больна и страдала серьезным нервным расстройсвом, которое в то время врачи называли «эпилептической аурой». Домашний врач семьи Рерихов – Яловенко А. Ф. в частности отмечал, что люди, страдающие таким расстройством, могут слышать голоса и видеть то, чего нет.В его письменных упоминаниях о Елене Рерих он сочувственно писал, что «она больна нервной болезьнью», но не менее интересно и то, как реагировал на эти замечания её муж – Николай Рерих. В своей огромной любви и глубоком уважении к жене, он не хотел воспринимать слов о её болезни серйозно. Как отмечает Яковлев, он часто поддавался влиянию жены, веря в какие то сверхестественные вещи. В результате, очень холодно реагировал на любые замечания о болезни супруги. Все попытки врача проясныть ситуацию с медицинской точки зрения, не были успешными. Яковлев даже дал Николаю Рериху книгу, но Николай Константинович пожелал, чтобы врач сделал выписки по данном вопросу, при этом, сохраняя это в тайне от его супруги. Но вопреки неоднократным попыткам врача убедить Николая Рериха в болезни его жены, результат оказался совершенно инным – Яковлев был отсранен в феврале 1948 года.Так чем же все таки болела Елена Рерих? Тогдашнее понятие «эпилептической ауры» очень близкое к тому, которое называют Синдромом Кричли. По сути – это така разновидность эпилепсии, когла судоржный припадок наступает после какого-то звукового раздражения. Впрочем, симптоматика – это не всегда судорги, возможны и другие проявления этого синдрома – нарушения памяти, навязчивые мысли, галюцинации, или ощущение того, что все происходящее уже когдато было. При этом, любой такой парциальный припадок может перейти в генерализированный. Что это значит? Ну, к примеру, перед насуплением припадка человек может чувствовать дрож в теле, видеть все предметы в определенном цвете, ощутить затуманеность зрения, увидеть мерцающие огоньки, почувствовать слабость в конечностях или ощущать разные запахи. Примечательно, что человек будет помнить, как изменялось его состояниея в тот момент, по сути – осознает происходящее.Медицинская практика наводит статистику подобных случаев. 64,8% людей, страдающих этим недугом, впервые проявляли болезнь в возрасте от пары месядцев, до 13 лет. А вот предвестникы припадков испытивают только 24,3% больных. В начале нашего века даже предлагали ввести понятие «интелектуальной ауры», по причине того, что «отличительной чертой» эпилептиков часто был религиозный энтузиазм. К примеру, у 52 пациентов из 1325, которые страдали эпилепсией, возникало ощущение «искажения реальности», чувство отделения от этого мира или же голоса, которые призывали что-то делать.Вероятнее всего, Елена Рерих действительно была больна, но к её личному счастью, муж Николай верил своей супруге, наделяя её сверхестественными способностями и любя не менее преданно, чем раньше.
Портрет Елены Ивановны Рерих
Перед нами портрет Е. И. Рерих, созданный Святославом Рерихом (1904–1993), выдающимся русским художником, общественным деятелем в 1937 году. Холст, темпера.
Святослав Рерих передаёт в своём живописном произведении образ необыкновенной водительницы, образ всегда любящего человека, образ матери. Обратим внимание на особую изысканность портрета, подчёркнутую Святославом Рерихом всей композицией. В образе Е. И. Рерих на портрете выражена высокая степень духовности, развитый интеллект – всё в полной гармонии с красотой её облика.
Художник особенно тонко передаёт загадочность взгляда. Глаза как зеркало души излучают нежность и любовь. Чудесные миндалевидной формы глаза с чёткими дугами бровей. Лучистые карие глаза, оставляющие след в сердцах людей. Мы видим каштановые с проседью волосы, которые свидетельствуют о значительном возрасте в обычном земном проявлении, но в облике Е. И. Рерих они свидетельствуют о мудрости, выявляющейся через любовь и знание. Святослав Рерих подчёркивает, что можно находясь в определённых годах быть очень красивой женщиной, но для этого много нужно…. Тонкая сеточка на собранных в пучок волосах. Волосы защищают темя, это очень важно для тех, кто имеет высокую духовную практику, для сохранения энергий. Необыкновенной формы губы…. И кто-то скажет: что же вы так разбираете подробно – просто смотрите! Но мы обращаем внимание и на форму губ Е. И. Рерих – она для нас образец, и в каждой детали портрета выражаются достоинство, сдержанность, мудрость. С. Рерих передаёт нам красоту внутреннюю через внешнее проявление.
Красный фон портрета – фон творческого горения, справа – более насыщенного тона колонна, символ соизмеримости. Чистота мыслей и всего облика подчёркивается и белой кофточкой с розовым сиянием утончённости. Розовый румянец на слегка смуглом лице сочетается с красным фоном портрета – символом утончённого творчества. Нежнейший розовый цвет лица созвучен с нежнейшей розой, обрамляющей ворот одеяния – символом Огненного Мира. Ожерелье на шее говорит о высоком достижении духа, оно, как кольцо – символ защиты. Святослав Рерих передаёт нам мудрый женственный образ в плавности линий лица, шеи, всей фигуры, достойный для подражания.
Елена Чеглакова
Посвящается Елене Ивановне Рерих
© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.
Внимание: комментарии публикуются после утверждения.
culture-into-life.ru
Елена Ивановна | Музей картин семьи Рерихов
13 февраля (по старому стилю — 31 января) на ул. Чайковского, 16 (когда-то эта улица называлась Сергиевской) в месье архитектора Санкт-Петербурга Ивана Шапошникова и его жены Екатерины родилась дочь Елена. Дом, в котором жила семья, находился очень близко с собором Святого Сергия Радонежского. Он располагался недалеко от Литейного проспекта. В этом соборе и окрестили Елену, которая потом передаст миру Учение Живой Этики.
Всю свою жизнь Елена Ивановна относилась к особе Сергия Радонежского с особым почтением. В 1934 году, подписавшись псевдонимом Н. Яровская, она написала очерк-исследование больших размеров под названием «Преподобный Сергий Радонежский». Также Елена Ивановна составила книгу о нем — в нее вошли речи известных деятелей тех времен Н. К. Рериха и В. О. Ключевского.
Род Елены Ивановны Рерих славился многими именами. Еще в эпоху Петра Великого семья Шапошниковых переселилась из Риги в Петербург. По материнской линии Елена была связана с известным М. И. Голенищевым-Кутузовым, а предки бабушки Азарбевой происходили еще из Чингизидов. Елена Ивановна Шапошникова росла в атмосфере традиций, богатых на культуру. Она сумела окончить Мариинскую гимназию с золотой медалью. Это учебное заведение считалось самой большой женской гимназией Санкт-Петербурга в те времена. Потом она поступила в музыкальную школу столицы. Потом старший сын Юрий рассказывал, как его мать играла на пианино, будучи высоко одаренной и очень артистичной. В годы молодости Елена Ивановна была немного революционно настроена. Поэтому ее отец переживал, чтоб она не пошла по пути большинства революционеров. Поэтому Елене и запретили родители ходить на Высшие Бестужевские курсы при Университете. Таким образом, ей ничего не оставалось, кроме учебы дома, совершенствования в иностранных языках и проведения долгих часов за чтением.
В те времена единственным лучом света был двоюродный брат Елены Ивановны — Степан Митусов. Он все детство был рядом с ней. Степан приносил в дом Шапошниковых некоторые книги молодых мыслителей и поэтов тех времен, знакомя сестру с новыми веяниями в тогдашнем искусстве. Но даже это не могло удовлетворить духовных потребностей Елены, не помогало ей понять смысл жизни.
Уже с 6-летнего возраста Елена видела вещие сны. Некоторые из них влекли за собой очень сильные переживания и странные события — девушка запоминала их на всю жизнь. Через много лет Елена соберет их всех в одной своей книге.
Когда Елена Ивановна вышла замуж за Константина Николаевича, она всячески поддерживала своего супруга и сопровождала его везде. Он восхищался ею и считал своей главной и единственной музой и вдохновительницей. Елена Ивановна преуспела в философии, в конных путешествиях через реки и горы, чем очень гордился ее муж.Николай Константинович считал, что высокая духовная культура и интеллект были в гармонии с красотой Елены Ивановны. Она была прекрасной матерью. Под мудрым и чутким направлением Рерихов выросли достойные сыновья Святослав и Юрий, которые стали художником и востоковедом.Елена Ивановна также, как и ее супруг, изучала духовные практики, расширяя свое сознание. Она написала книгу об одном из наилучших исследований буддологии, которая называлась «Основы буддизма» (под псевдонимом Н. Рокотова). Также издана ее авторства, но под псевдонимом Ж. Сент-Итлер книга «Восточные криптограммы».
Рерих Елена Ивановна ушла из этого мира в Калимпонге на вилле Крукети 5 октября 1955 года на востоке предгорьев Гималаев.
roerich-museum.org
Рисунки Елены Рерих | Живая этика и искусство
Наследие Рерихов представляет уникальное явление по историко-культурному, художественному и мемориальному значению. Особый интерес вызывают уникальные карандашные рисунки Елены Ивановны Рерих. 36 ее графических рабоТ хранится в МЦР.
В отличие от обычных рисунков, они создавались иначе. Елена Ивановна обладала даром воспринимать явления и образы, находящиеся в пространстве инобытия и рисунки она делала во время своих видений. На них портреты людей, исторических лиц, подвижников, святых, передающие особую индивидуальность каждого из них. На одном из рисунков изображен человек в шлеме. Рога на шлеме передают своеобразный колорит и характер образа – «Предок Н.К.Рериха». Уникальны и необычны зарисовки «Архат»; «Акбар» (правитель Индии из династии Великих Моголов), «Шри Шанкарачарья» (величайший индуистский философ), «Аллал-Минг» (одно из имен Учителя Рерихов), «Нил Столпник» (русский подвижник, основавший обитель на острове Столбном озера Селигер), «Архангел Гавриил», «Архангел Михаил». На некоторых рисунках имена отсутствуют. Возможно, будущие исследователи творчества наших великих соотечественников смогут установить какие исторические персонажи и культурные герои возникали перед провидческим взором Елены Ивановны Рерих.
Уверенные, выразительные линии, яркие образы – свидетельство сознательного контакта Елены Ивановна с мирами более высоких состояний материи, зарисовка ее видений. Многие из них стали основой картин Николая Константиновича. Художник часто повторял, что под каждой его картиной должно стоять два имени – женское и мужское.
Рисунки Е. И. Рерих
Е.И. Рерих. Нил Столбенский. 1920-1930-е гг. Бумага, графитный карандаш
Е.И. Рерих. Архангел Гавриил. 1920-1930-е гг.
Похожие сообщения:
- Нет похожих сообщений.
Страницы: 1 2 3
Опубликовано в Суббота, февраля 13, 2010 at 19:44 в рубриках Галереи, Живая этика и искусство, Рерихи. Вы можете следить за всеми реакциями к этому сообщению через RSS 2.0 подписку. Вы можете оставить комментарий.
ethicsart.ru
Агнивести » Елена Ивановна Рерих. Коллекция фотографий.
[Show as slideshow]Опубликовано 12.02.2011 | Автор: agnivesti.ru В рубриках: Без рубрики
agnivesti.ru
Годы жизни: 1879 - 1955Русский художник и ученый Николай Рерих – кто не слышал о нем сегодня? Тысячи картин, научные работы, философские и публицистические очерки; экспедиции, одна из которых – Центрально-Азиатская – входит в золотой фонд географических исследований нашей планеты…Рядом с ним всегда находилась спутница – темноглазая стремительная женщина, мать двух его сыновей, Юрия и Святослава. Его тяга и огромный интерес к Индии и в целом к Востоку сформировались, по словам биографов, «через призму мировоззрения жены». Он называл ее Ладой. И однажды написал о ней: «Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы. И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали ее. Когда Серов работал над ее портретом, он уверял, что основою ее сущности есть движение (именно так у Николая Константиновича. Удивляться странному русскому языку четы Рерихов не стоит – слишком далеки они были от России! – Авт.). Она всегда готова. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, – на все готова Елена Ивановна. И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе… Поболеет немного, но быстро духом преодолеет тело, и опять можно слышать, как бодро и быстро стучит ее пишущая машинка. Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются ее помощью, прилетающей на крыльях аэропланов… Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленой Ивановной написан ряд книг… Велика радость давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса». Валентин Александрович Серов Высказывание о самом близком человеке вылилось в откровенную агитацию за новую веру, похвальное слово духовному наставнику… Но такой – особенной – была жизнь этих людей, и она наложила определенный отпечаток на их отношения, поступки и мысли. Как соединились их пути и почему их судьба оказалась связанной с Востоком? Еще в 1899 году молодой Рерих путешествовал по России. Увлеченный археологией, он изучал памятники старины в Псковской, Новгородской и Тверской губерниях. Однажды заехал в имение князя Путятина в Бологом, где в это время гостила племянница хозяина Елена Шапошникова. Она родилась 12 февраля (31 января по старому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге, в доме на Сергиевской улице, в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, принадлежавшей к старинному роду Голенищевых-Кутузовых. Так что знаменитый полководец Михаил Кутузов приходился Елене двоюродным дедом. А композитор М. Мусоргский – двоюродным дядей… Приданое китайской принцессы Уэн-ЧингНиколай Рерих Брат маленькой Елены умер пяти с половиной лет от дифтерита. Когда девочке шел пятый год, мать стала больше заниматься ею и начала учить ее чтению. Постепенно, на газетах, кубиках и картинках, она освоилась с азбукой и стала бегло читать. Так же быстро одолела и азбуки – французскую и немецкую, а к шести годам уже свободно читала и даже писала на трех языках. С самых ранних лет книги стали ее лучшими наставниками и друзьями. Среди самых первых оказались и два старинных тома «Путешествий по Центральной Азии и по Дальнему Востоку». Девочка любила рассматривать их, ибо они были щедро иллюстрированы, и таким образом рано познакомилась с природой, этнографией и жизнью Дальнего Востока.
Юная Елена Шапошникова блестяще окончила Мариинскую женскую гимназию, затем поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу, т. к. обладала прекрасными музыкальными способностями. По окончании училища собиралась поступать в Петербургскую консерваторию… В то время она, признанная светская красавица, имела большой успех в свете и привлекала всеобщее внимание. Вот как вспоминает о ней одна из современниц: «В ней было какое-то очарование, шарм и необычная женственность всего ее облика. Любила наряды, всегда по последней моде одетая, очень элегантная. В ней было развито чувство красоты». Матерь мираНиколай Рерих …Молодой художник нашел в своей новой знакомой внимательного и заинтересованного слушателя, а через некоторое время с удивлением обнаружил широту и многообразие знаний и интересов этой девушки: она оказалась одаренной пианисткой, разбиралась в живописи, свободно говорила на четырех языках, увлекалась индийской философией. Ей уже не раз делали предложения, порой сулившие весьма выгодные партии, но Елена не спешила замуж. В холодном и туманном Петербурге она мечтала о далекой солнечной стране, о причудливых вершинах Гималайских гор, о таинственном полумраке древних индуистских храмов. В те годы с Индией ее связывали только книги да некоторые обстоятельства. Она помнила, например, рассказы о родственнике, который побывал в Индии и однажды появился на придворном балу в богатом костюме раджи. Потом он снова уехал на Восток, и больше о нем никто ничего не слыхал. Это будило воображение, заставляло жадно искать все новые и новые сведения о чудесной стране. «Без Тебя не сдвинуть этих громад, висящих надо мною, – многообещающе писал ей Рерих. – Помнишь ли в сказке… требовалась молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина невидимой рукой ведет мужчину далеко». И она повела… В 1901 году Елена Шапошникова стала Еленой Рерих. Через год родился сын Юрий, будущий всемирно известный ученый-востоковед. Еще через два года, в 1904-м, – сын Святослав, которому суждено было стать художником. Мадонна Орифламма Николай Рерих С 1907 по 1909 годы Рерихи все более погружались в изучение Индии, Тибета. Но если Николай Константинович стремился постигнуть Азию через изучение археологии, этнографии, народных обычаев, то Елена Ивановна хотела изучить восточную философию, мифологию, религии. В особенности ее интересовала легенда о Шамбале, в которой мечтательнице виделась духовная твердыня Азии, где собраны эзотерические знания о человеке и Вселенной. Революцию Рерихи встретили в Карелии, где они жили в течение двух лет до 1918 года. В конце концов длительное тяготение к Востоку вылилось в решение совершить большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию. В 1919-м семья Рерихов перебралась в Англию. В это время Николай Константинович получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Америка, где супруги рассчитывали после продажи картин собрать дорогостоящую экспедицию, стала следующей, трехлетней остановкой на пути в Индию. К тому времени, когда Рерихи в 1923 году попали в Индию, пройдя трудный кружной путь, Елена Ивановна была уже, как утверждает востоковед Людмила Шапошникова, «сложившимся философом, писателем и общественным деятелем. Она любила Индию и хорошо знала ее». Агни ЙогаНиколай Рерих Николай Константинович называл жену «другиней». Старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру этой необычной женщины. Многие из картин с запечатленными на них мощными горными хребтами, прозрачной синевой неба, удивительно сочетающиеся с живой символикой Востока, были написаны Рерихом по ее замыслам. Елена Рерих (справа) с гувернанткой и сыновьями Трудно назвать хотя бы одну область деятельности Николая Константиновича, где б не проявилось участие его жены. В конце 1924 года он вместе со своей верной спутницей и старшим сыном отправился в Центрально-Азиатскую экспедицию. Тяжелые переходы по неизведанным тропам Трансгималаев, нападения разбойников, чинимые англичанами, которые едва не привели к гибели экспедиции, – все это требовало не только выносливости, но и мужества. У Лады его оказалось больше, чем у кого-либо другого. «На коне вместе с нами, – пишет Николай Рерих, – Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовней (и это не опечатка! – Авт.) и радостней была она… Никто не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера». Держательница мираНиколай Рерих В двадцатые и тридцатые годы ХХ века Елена Ивановна подготовила серию книг под общим названием «Агни Йога», или «Живая Этика». Они были изданы в Нью-Йорке, Париже и Риге. «Сознание масс растет и ширится, и не загнать его в средневековые застенки!» – восторженно вещала миру автор. Летом 1926 года Рерихам удалось совершить невозможное – посетить родину. ВедущаяНиколай Рерих Они, пишет Л. Шапошникова, «привезли в Москву письмо индийских Учителей, ларец с гималайской землей «на могилу нашего брата Махатмы Ленина» и серию картин «Майтрейя»… И хотя Николай Константинович встречался с такими крупными деятелями Советского правительства, как Луначарский, Чичерин, Крупская, его визиту не придали того значения, которого он заслуживал. Ни на кого из них не произвело впечатления ни письмо индийских махатм, ни оригинальность высказанных Рерихом идей…». Тем не менее после этой поездки в 1927 году в Улан-Баторе вышла изданная Рерихом книга «Община», в которой устами духовных учителей Востока как бы благословлялся новый строй и подчеркивалась «миссионерско-спасительная» роль Советской России. В 1928 году Рерихи создали в живописной долине Кулу, что в Западных Гималаях, институт «Урусвати» («Свет утренней зари»). Вскоре он превратился в один из крупных научных центров Индии. Елена Рерих стала его почетным президентом-основателем. Тонкий знаток искусства, она довольно легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт. Она мечтала о том, что когда-нибудь на этом месте вырастет город Знания и со временем превратится в международный центр научного сотрудничества. ОттудаНиколай Рерих Живя в Кулу, Елена Ивановна тщательно избегала контактов с людьми. В ее спальню вход был разрешен единственной служанке – Майна Деви, ванну готовил отдельный слуга, еду для семьи – целая группа слуг. Вспоминают лишь один случай, когда хозяйка вышла к воротам ограды, чтобы встретить приехавших в имение Джавахарлала Неру и его дочь Индиру… Зинаида Лихтман, Юрий Рерих, Елена Рерих, Николай Рерих
Домашний врач Рерихов в Индии А. Ф. Яловенко писал о Елене Ивановне: «Что же касается г-жи Рерих, то я должен сказать, что она больной человек. Она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы. …он (Н. К. Рерих. – Авт.) часто подпадал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхъестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Елены Ивановны, но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области. Но когда я ему дал книгу, то он попросил сделать выписки и в то же время просил не говорить об этой болезни Е. И… В феврале месяце 48 года я был отстранен от должности домашнего врача Рериха». Юрий Рерих, Елена Рерих, Зинаида Лихтман, Николай Рерих В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер была издана работа Елены Рерих «Криптограммы Востока». «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения тайного характера), относящиеся к сокровенной эзотерической традиции Азии, описывают легендарные и исторические события давно минувших дней. Прежде всего это рассказы о неизвестных нам сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Завершают книгу пророчества о будущем, касающиеся как России, так и всего мира. Жанна д’АркНиколай Рерих С 1933 года Елена Ивановна вела раздел «Свободная трибуна» в журнале «Оккультизм и Йога» – печатном органе русских эмигрантов, интересующихся теософией и эзотерикой, издававшемся сначала в Югославии, а затем в Парагвае. Она участвовала в борьбе за женское равноправие, помогала прогрессивным организациям, предупреждала о надвигающейся угрозе войны, осуждала фашистскую агрессию. В самые тяжелые для далекой родины военные годы Елена Рерих горячо верила в победу, вместе с мужем перечисляя деньги в фонд Красного Креста и фонд помощи Советскому Союзу. И вот наконец май 1945-го! Рерихи решили готовиться к возвращению. Елена и Николай Рерих Но задуманному не суждено было осуществиться: визу на въезд в Советский Союз им так и не дали. А в декабре 1947 года Николая Константиновича не стало. Вскоре после его смерти Елена Ивановна покинула долину Кулу и вместе со старшим сыном поселилась в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев. В следующем году Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем сделала еще одну попытку вернуться на родину. Но виза вновь не была получена… Вернулся в Россию (уже в 1957 году) только Юрий Николаевич Рерих. На родине прожил всего три года, вплоть до своей неожиданной смерти. Младший, Святослав Николаевич, остался в Индии. Он как никто другой перенял от родителей выспренность речи и корявую витиеватость стиля: «Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высшие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования». Семья Рерих Елена Ивановна умерла в 1955-м. В комнате, напоминающей сводчатыми потолками монастырскую келью или древнюю светелку, и до сегодняшних дней сохранилась ее кровать, лежа на которой, Елена Ивановна сделала свои последние записи. Уронив карандаш, потянулась за ним, но упала с кровати и ударилась об угол тумбочки. Через несколько дней ее не стало… Ее похоронили по буддийскому обряду: тело сожгли, а на месте кремации установили памятное сооружение – ступу, какие сооружают в честь самых выдающихся святых. По воспоминаниям Святослава Рериха, во время похоронной церемонии тело его матери положили на бамбуковые носилки и понесли на высокую гору. Шесть буддийских лам и шесть индийских коммунистов, подставляя плечи под носилки, сменяли друг друга. На одном из поворотов их встретила воинская часть и оказала Елене Ивановне последние почести. Но самым удивительным было другое. Последние восемь лет Елена Рерих вела уединенный и замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общаясь. Но носилки сопровождало огромное количество людей. Их никто не извещал о церемонии, никто не приглашал на нее. Повинуясь какому-то странному зову, они пришли проводить в последний путь русскую женщину, о которой почти ничего не знали… Николай, Елена и Юрий Рерих с сотрудниками советского консульства в Урумчи
До конца жизни Елена Ивановна свято верила в правильность и неоспоримость своего учения: «Вы спрашиваете совета, как быть успешным в работе и в своем развитии. Между тем вы имеете книги Живой Этики, в которых даны исчерпывающие указания и советы, и при исполнении хотя бы десятой части всего данного благие результаты не заставят себя ждать». Святослав Рерих В свое время Рерихи были отлучены от православной церкви, которая и по сей день считает рериховское движение в России нелегальной религиозной сектой оккультно-антихристианского характера. Но рериховские центры по-прежнему регистрируются по стране под видом общественных, культурных и образовательных… Участники Центрально-Азиатской экспедиции (стоят справа налево) К.Н. Рябинин, Ю.Н. Рерих, Л.М. и И.М. Богдановы. На переднем плане спиной к объективу Е.И. Рерих. «Религиозным рериховское учение является хотя бы потому, что выдает себя за синтез всех религий», – пишет газета «Русский вестник». Хочется добавить в подтверждение этой мысли, что сама Елена Рерих переняла, может быть, невольно, стиль Нового Завета, и порой успешно пользовалась им: «Мудрость Учителя есть мудрость его»; «Теперь хочу сказать Вам: прекрасно делаете, что оберегаете доверенное Вам»; и т. д. Елена и Юрий Рерих В 1990 году Сергей Подгорный на основании тщательного анализа творческого наследия Н. Рериха и Е. Рерих сделал сенсационный вывод о том, что некоторые материалы, положенные в основу их учения, являются мистификацией, сделанной из любви к человечеству, из самых лучших побуждений. Исследователь заключил, что ни с какими Махатмами из Шамбалы во время своих экспедиций Рерихи не встречались, а общались с какими-то мудрецами явно местного, земного происхождения. При изучении текстов он обнаружил полное сходство записей бесед с Махатмами со стилем письма самих Рерихов. По мнению С. Подгорного, в откровениях рериховских Махатм ничто даже отдаленно не напоминает написанное «высокоразвитыми людьми, чьи знания беспредельны…». Очевидно, Рерихи сознавали это, поскольку, к примеру, свою книгу «Община» с записями бесед, изданную почему-то в Монголии в 1927 году, никогда при своей жизни больше не переиздавали, а остальные книги были изданы ими анонимно. Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой
|
chtoby-pomnili.livejournal.com
Елена Рерих. Биография Елены Рерих
Елена Рерих
Елена Ивановна Рерих (до замужества Шапошникова) родилась в феврале 1879 г. в семье архитектора. С детских лет она проявляла разносторонние дарования: легко овладела несколькими иностранными языками, была очень музыкальна, хорошо рисовала. Окончив с золотой медалью Мариинскую гимназию, Елена Ивановна поступила в одной из санкт-петербургских музыкальных школ. Ее считали одаренной пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее. Пишут также о ее красоте и обаянии, о тонких благородных чертах ее лица, о проникновенном взгляде и лучистых, миндалевидных темно-карих глазах. Живя в столице, Елена Ивановна вела светский образ жизни, имела много поклонников, претендовавших на ее руку. Но всем им она предпочла молодого талантливого художника и археолога Николая Константиновича Рериха. Впервые со своим будущим мужем Елена Ивановна встретилась летом 1899 г., когда гостила у своей тетки в Новгородской губернии в усадьбе близ станции Балогое. Эта встреча решила всю ее дальнейшую судьбу. Они поженились осенью 1901 г. и с тех пор были неразлучны. В первые годы их совместной жизни Елена Ивановна объехала вместе с мужем десятки старинных русских городов, участвуя во всех его археологических раскопках (в одной из таких экспедиций осенью 1902 г. родился их первенец Юрий, а спустя два года в семье появился второй сын - Святослав).
После революции 1917 г. и отделения Финляндии, Рерихи, которые с 1916 г. жили в финском городе Сердобле, неожиданно для себя оказались за границей. Наступила десятилетняя пора их кочевой жизни. Вместе с выставкой картин Николая Константиновича они посетили столицы скандинавских стран, а затем отправились в Англию. 24 марта 1920 г. в Лондоне произошла их знаменательная встреча с одним из Великих Учителей - Морией. Точно так же, как в свое время Махатмы изменили судьбу Блаватской, они преобразили всю жизнь Рерихов. С этой встречи началась их подвижническая миссия по передаче человечеству древнего Духовного Учения, которое Елена Ивановна назвала Живой Этикой, или Агни Йогой. По указанию Учителей Елена Ивановна и Николай Константинович отправились сначала в США, где в декабре 1920 г. были впервые показаны картины Рериха. Выставка имела огромный успех (за два с половиной года она побывала в 28 американских городах). Параллельно Рерих выступал с циклами лекций об искусстве. В ноябре 1923 г. в Нью-Йорке открылся его постоянно действующий музей. В том же году исполнилась давняя мечта Николая Константиновича и Елены Ивановны - они отправились в Индию. Добравшись в декабре 1923 г. до Бомбея, Рерихи стали готовиться к большой экспедиции по малоисследованным районам Юго-Восточной и Южной Азии. "Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка", - писал позже Рерих. Он мечтал найти во время этих странствий Шамбалу - духовный центр планеты, место, где земной мир соприкасается с космосом. Изучая мифы и предания многих народов, Николай Константинович встречал множество упоминаний об этой сказочной стране и был глубоко уверен, что Шамбала расположена где-то в труднодоступных районах Гималаев или Тибета.
Путешествие распалось как бы на две части: сначала путь лежал на северо-восток из Индии к Алтаю, а потом снова на юго-запад к Индии через нагорья Тибета. За четыре года исследовали преодолели огромное расстояние - более 25 тысяч километров, передвигаясь в основном верхом на конях и верблюдах. Им пришлось перейти 35 высокогорных перевалов, поднимаясь иногда на высоту свыше 7 километров. В первые годы странствий они побывали в Сиккиме, Кашмире, Ладаке, Каракоруме, Тянь-Шане. Где-то на пути (точное местоположение не указывается) Рерихи посетили заповедную страну Махатм. В записях Николая Константиновича можно найти сообщение о беседах с Великими Учителями, но информация о ней крайне скупа. Он сообщает только, что здесь "все догадки получили основу, все сказки стали былью". В июне 1926 г. Рерихи добрались до советской Средней Азии и отсюда совершили поездку в Москву. Они с воодушевлением относились к идеям строительства нового общества, провозглашенным руководством СССР, и очень надеялись, что духовная мудрость Востока окажется полезной в этом начинании. Среди многих других материалов и картин Рерихи передали советскому правительству послание Махатмов и ларец со священной гималайской землей. Из Москвы экспедиция отправилась на Алтай, а затем через Бурятию в Монголию. В Урге Рерихи задержались, готовясь ко второй части путешествия - через Тибетское нагорье. Это была особенно трудная часть пути. Рерихи прошли местами, совершенно неведомыми мировой науке и собрали уникальный материал: ценнейшие образцы древней культуры, искусства, богатейшие коллекции - археологическую, геологическую, ботаническую. Елена Ивановна разделила с мужем и сыновьями все трудности. Николай Константинович позже писал: "На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая давала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она... Никто никогда не замечал у нее упадка духа или отчаяния. А ведь к тому было немало поводов самого различного характера". В 1928 г. Рерихи возвратились в Индию и поселились в живописной долине Кулу, среди могучих гор над стремительной речкой Биас. Для обработки огромного количества собранных материалов здесь был основан научно-исследовательский Гималайский институт.
В Кулу Елена Ивановна продолжила начатую еще до экспедиции работу над 14-томной серией книг "Живой Этики, или Агни Йоги", созданной на основе бесед и телепатических контактов с Великими Гималайскими Учителями. (Агни - на санскрите значит Огонь. Он символизирует духовную, психическую энергию сознания, мышления, импульс жизни, творчества, устремления, тончайшие духовные проявления, утверждающие лучшие человеческие действия. Йога означает единение с тончайшими энергиями, высшими сферами космического жизнетворчества.) Елена Рерих называла этот грандиозный труд синтезом всех религий и всех йог, необходимым для настоящего времени. Она писала: "Учение дано не для пыльных книжных полок, но для применения в жизни каждого дня". Первая книга серии "Зов" вышла в Америке в 1924 г. Вместе с двумя следующими - "Озарение" (1925) и "Община" (1927) она служит как бы введением к остальным томам. Изложение здесь идет в виде притч, афоризмов и стихов. Само учение систематически изложено в книгах: >"Агни Йога" (1929), "Беспредельность" (1930), "Иерархия" (1931), "Сердце" (1932), "Мир огненный" (1933-1935), "Аум" (1936), "Братство" (1937), "Надземное" (осталась неопубликованной). По мере появления тома Живой Этики выходили на русском языке в Париже, Риге и Улан-Баторе. Однако в Советском Союзе они при жизни Рерихов не издавались.
znaxar.com