Картина мира. Картина мира википедия
Физическая картина мира — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Физическая картина мира — обобщённый образ действительности, идеальная картина природы, формируемая в физической науке и включающая в себя наиболее общие понятия, принципы, гипотезы физики, а также стиль научного мышления. Представляет собой важнейшую составную часть научной картины мира как система знаний о наиболее общих закономерностях и свойствах физического мира. Осуществляет синтез физических и философских понятий и идей, объединяя проблемы видов и строения материи, её фундаментальных объектов, общих закономерностей их взаимодействия, движения материи, проблемы сущности пространства и времени, причинности и закономерности[1]. Примерами физических картин мира являются: механистическая картина мира[2], диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века[3], электромагнитная картина мира, неклассическая физическая картина мира[4], постнеклассическая физическая картина мира.
Предпосылками к созданию новой физической картины мира являются: эмпирические факты, не укладывающиеся в рамки старой физической картины мира; философские соображения, направляющие научный поиск исходных принципов теории и стимулирующие их выдвижение; критический анализ существующей теории, помогающий рождению новых идей. Часто каждая последующая физическая картина мира не отрицает предыдущую, а уточняет её область применения, анализирует с более общей точки зрения и дополняет новыми понятиями, гипотезами и законами[5]. Например, неклассическая физическая картина мира унаследовала из механистической картины мира принцип относительности, вместе с тем расширив сферу его действия, показав его универсальность; отвергла ньютоновские представления об абсолютности пространства и времени предложив вместо них более глубокую и верную идею относительности и взаимосвязи пространства и времени.
Каждая новая физическая картина мира ограничивает область применимости старой физической картины мира и описывает более широкий класс явлений, чем старая физическая картина мира. Например, неклассическая физическая картина мира не отвергла основные идеи ньютоновской механики, а лишь ограничила область их применимости движениями со скоростями, много меньшими скорости света и с длиной волны де Бройля, много меньшей размеров изучаемой области.
См. также
Примечания
- ↑ Философия науки и техники, 1996, с. 232-240.
- ↑ Философия для технических вузов, 2003, с. 288-292.
- ↑ Философия для технических вузов, 2003, с. 303-316.
- ↑ Философия для технических вузов, 2003, с. 316-335.
- ↑
...Физика...не может утверждать, что её результаты есть абсолютная и окончательная истина. Можно утверждать лишь, что мы имеем некоторую картину, которая во многих отношениях очень близка к истине, в действительности настолько близка, что для большинства приложений различие несущественно. С течением времени законы физики, которые мы сформулировали, подвергаются более точной проверке или проверяются в гораздо более широкой области, чем та, где они были первоначально получены. Иногда таким путём обнаруживается необходимость их пересмотра, и эти законы должны быть расширены так, чтобы включить явления, о существовании которых прежде и не подозревали. Однако их предыдущая форма остаётся пригодной для всех практических целей при описании тех явлений, для которых они были впервые выведены.
Видео по теме
Литература
- А. Эйнштейн, Л. Инфельд. Эволюция физики. — М.: ОГИЗ, 1948. — 267 с.
- В.С. Готт. Философские вопросы современной физики. — М.: Высшая школа, 1972. — 416 с.
- В.П. Зубов, Б.Г. Кузнецов, Д.Д. Иваненко. Очерки развития основных физических идей. — М.: АН СССР, 1959. — 511 с. — 5000 экз.
- Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-03736-3.
- Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М.: Гардарика, 1996. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7762-0013-X.
wikipedia.green
Картина мира Википедия
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём[1][2][3][4][5][6][7][8]. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека[7]. Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек»[5][9]. Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира („экран знаний“ в мозаичной культуре)[10]. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира[11].
В соответствии с этими особенностями картина мира[12][13]:
- целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
- представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Содержание понятия
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира - в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это описание исходило.[5][9]
Исторически, начиная с XVII века, в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. Так, в физике произошёл переход от механической картины мира к электромагнитной, а от неё - к релятивистской. В целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы о её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.[5]
Ранней предпосылкой для понимания картины мира как реальности стало учение об эйдосах (видах, обликах) древнегреческого философа Платона; в этом учении было представлено раскрытие в человеческом сознании идеальной сущности действительности. В начале XX века вопрос о картине мира был поднят немецким философом Освальдом Шпенглером в его знаменитой работе «Закат Европы». Он считал, что «история — это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Отсюда Шпенглер не принимал традиционную историческую науку в качестве набора отрывочных сведений о прошлом, а историю как внешнюю линейнообразную схему, где происходит переход от прошлого к настоящему. В свою очередь он предложил различать научную картину природы (упорядоченная система естественных законов) и историю, понимая последнюю как существующую для современного человека в виде «некоторой излучаемой отдельным индивидуумом картины мира, в которой становление владычествует над ставшим». Шпенглер отмечал, что в представлении каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», а историческая картина мира непременно нуждается в «поэтическом творчестве», что выражается в использовании всевозможных видов художественного освоения жизненного материала. Такая картина мира является особой разновидностью неточного знания, в представлении которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты». В свою очередь немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер под картиной мира понимал «полотно сущего в целом». Он утверждал, что мир превращается в картину лишь в Новое время, чему способствует развитие индивидуализма, а человек становится субъектом культуры. Получается, что создание картины мира является признаком того, что мир покоряется воле человека и становится объектом применения его способностей и областью его деятельности. Все стороны человеческой жизни отныне становятся точкой отсчёта для его собственной оценки окружающей действительности, а «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке» или в гуманизм.[11]
Классификации
Все картины мира можно разделить по двум основаниям:
- Степень общности. Здесь могут быть выделены:[4]
- 1) всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна)
- 2) частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т.д. картина мира)
- 3) индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).
- Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.
По другой классификации можно выделить следующие разновидности картин мира:[6][8]
- чувственно-пространственная
- духовно-культурная
- метафизическая
- физическая
- биологическая
- философская
- мифологическая
- религиозная
- идеалистическая
- материалистическая
- космоцентрическая
См. также
Примечания
- ↑ Азимов, Щукин, 2009.
- ↑ Безрукова, 2000.
- ↑ Зорин, 2002.
- ↑ 1 2 Лебедев, 2004.
- ↑ 1 2 3 4 Некрасов, Некрасова, 2010.
- ↑ 1 2 Савченко, Смагин, 2006, с. 149.
- ↑ 1 2 Сергеева, 2009, с. 72.
- ↑ 1 2 Удовиченко, 2004.
- ↑ 1 2 Губский, Кораблёва, Лутченко, 2003.
- ↑ Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. /Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.
- ↑ 1 2 Фёдоров, 2012.
- ↑ Стёпин, 2001.
- ↑ Зись, 1991, с. 84.
Литература
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
- Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и логико-методологические проблемы. — М.: ИФ РАН, 1996. — С. 231—253. — 274 с. (Сокращённый перевод с немецкого В. Н. Поруса) копия (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога / 2-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с. — ISBN 5-469-01216-6.
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 с.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
- Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ.. — М.: Прогресс, 1977. — 413 с. — (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
- Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество / В. С. Жидков, К. Б. Соколов; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. — СПб.: Алетейя, 2003. — 463 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89329-552-8.
- Зись А. Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы. — М.: Искусство, 1991. — 350 с.
- Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. — 407 с. — ISBN 5-7667-8678-6.
- Калита, И. В. Очерки по компаративной фразеологии. Серая палитра в национальных картинах мира русских, беларусов и чехов.. — М.: Дикси Пресс, 2016. — 176 с. — ISBN ISBN 978-5-905490-35-4.
- Картина мира // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. — 200 000 экз.
- Картина мира // Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей "Инфра-М"). — ISBN 5-86225-403-X.
- Кларин М. В. На путях познания счастья // Аргайл М. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990.
- Кроткова О. А., Семенович А. В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1.
- Кузнецова Т. Ф. Культурная картина мира как ядро тезауруса в концепции Владимира Андреевича Лукова // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2015. — № 3. — С. 5–16. Архивировано 6 октября 2015 года.
- Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический проект, 2004. — 320 с. — (Gaudeamus).
- Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. — Орёл: ОГУ, 2010. — 289 с.
- Погорский Э. К. Картина мира // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2012. — № 4. — С. 322—323. — ISSN 1998-9873.
- Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование). — 4 000 экз. — ISBN 5-222-09158-9.
- Сергеева Т. Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2009. — 165 с.
- Стёпин В. С. Картина мира // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп.. — М.: Республика, 2001. — С. 234—235. — 720 с. — 7500 экз. — ISBN 5-250-02742-3.
- Удовиченко Е. М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 197 с.
- Фёдоров А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 464 с. — ISBN 978-5-89349-704-5.
- Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование / Науч. редактор проф. М. С. Каган. — Издательство Ленинградского университета, 1984. — 304 с. — 2986 экз.
- Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. — М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
wikiredia.ru
Картина мира — Википедия © ru.wikipedia.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём[1][2][3][4][5][6][7][8]. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека[7]. Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек»[5][9]. Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира („экран знаний“ в мозаичной культуре)[10]. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира[11].
В соответствии с этими особенностями картина мира[12][13]:
- целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
- представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира - в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это описание исходило.[5][9]
Исторически, начиная с XVII века, в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. Так, в физике произошёл переход от механической картины мира к электромагнитной, а от неё - к релятивистской. В целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы о её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.[5]
Ранней предпосылкой для понимания картины мира как реальности стало учение об эйдосах (видах, обликах) древнегреческого философа Платона; в этом учении было представлено раскрытие в человеческом сознании идеальной сущности действительности. В начале XX века вопрос о картине мира был поднят немецким философом Освальдом Шпенглером в его знаменитой работе «Закат Европы». Он считал, что «история — это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Отсюда Шпенглер не принимал традиционную историческую науку в качестве набора отрывочных сведений о прошлом, а историю как внешнюю линейнообразную схему, где происходит переход от прошлого к настоящему. В свою очередь он предложил различать научную картину природы (упорядоченная система естественных законов) и историю, понимая последнюю как существующую для современного человека в виде «некоторой излучаемой отдельным индивидуумом картины мира, в которой становление владычествует над ставшим». Шпенглер отмечал, что в представлении каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», а историческая картина мира непременно нуждается в «поэтическом творчестве», что выражается в использовании всевозможных видов художественного освоения жизненного материала. Такая картина мира является особой разновидностью неточного знания, в представлении которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты». В свою очередь немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер под картиной мира понимал «полотно сущего в целом». Он утверждал, что мир превращается в картину лишь в Новое время, чему способствует развитие индивидуализма, а человек становится субъектом культуры. Получается, что создание картины мира является признаком того, что мир покоряется воле человека и становится объектом применения его способностей и областью его деятельности. Все стороны человеческой жизни отныне становятся точкой отсчёта для его собственной оценки окружающей действительности, а «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке» или в гуманизм.[11]
Все картины мира можно разделить по двум основаниям:
- Степень общности. Здесь могут быть выделены:[4]
- 1) всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна)
- 2) частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т.д. картина мира)
- 3) индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).
- Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.
По другой классификации можно выделить следующие разновидности картин мира:[6][8]
- чувственно-пространственная
- духовно-культурная
- метафизическая
- физическая
- биологическая
- философская
- мифологическая
- религиозная
- идеалистическая
- материалистическая
- космоцентрическая
- ↑ Азимов, Щукин, 2009.
- ↑ Безрукова, 2000.
- ↑ Зорин, 2002.
- ↑ 1 2 Лебедев, 2004.
- ↑ 1 2 3 4 Некрасов, Некрасова, 2010.
- ↑ 1 2 Савченко, Смагин, 2006, с. 149.
- ↑ 1 2 Сергеева, 2009, с. 72.
- ↑ 1 2 Удовиченко, 2004.
- ↑ 1 2 Губский, Кораблёва, Лутченко, 2003.
- ↑ Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. /Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.
- ↑ 1 2 Фёдоров, 2012.
- ↑ Стёпин, 2001.
- ↑ Зись, 1991, с. 84.
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
- Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и логико-методологические проблемы. — М.: ИФ РАН, 1996. — С. 231—253. — 274 с. (Сокращённый перевод с немецкого В. Н. Поруса) копия (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога / 2-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с. — ISBN 5-469-01216-6.
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 с.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
- Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ.. — М.: Прогресс, 1977. — 413 с. — (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
- Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество / В. С. Жидков, К. Б. Соколов; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. — СПб.: Алетейя, 2003. — 463 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89329-552-8.
- Зись А. Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы. — М.: Искусство, 1991. — 350 с.
- Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. — 407 с. — ISBN 5-7667-8678-6.
- Калита, И. В. Очерки по компаративной фразеологии. Серая палитра в национальных картинах мира русских, беларусов и чехов.. — М.: Дикси Пресс, 2016. — 176 с. — ISBN ISBN 978-5-905490-35-4.
- Картина мира // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. — 200 000 экз.
- Картина мира // Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей "Инфра-М"). — ISBN 5-86225-403-X.
- Кларин М. В. На путях познания счастья // Аргайл М. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990.
- Кроткова О. А., Семенович А. В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1.
- Кузнецова Т. Ф. Культурная картина мира как ядро тезауруса в концепции Владимира Андреевича Лукова // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2015. — № 3. — С. 5–16. Архивировано 6 октября 2015 года.
- Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический проект, 2004. — 320 с. — (Gaudeamus).
- Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. — Орёл: ОГУ, 2010. — 289 с.
- Погорский Э. К. Картина мира // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2012. — № 4. — С. 322—323. — ISSN 1998-9873.
- Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование). — 4 000 экз. — ISBN 5-222-09158-9.
- Сергеева Т. Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2009. — 165 с.
- Стёпин В. С. Картина мира // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп.. — М.: Республика, 2001. — С. 234—235. — 720 с. — 7500 экз. — ISBN 5-250-02742-3.
- Удовиченко Е. М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 197 с.
- Фёдоров А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 464 с. — ISBN 978-5-89349-704-5.
- Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование / Науч. редактор проф. М. С. Каган. — Издательство Ленинградского университета, 1984. — 304 с. — 2986 экз.
- Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. — М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
ru.wikipedia.org.mevn.net
Картина мира Википедия
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём[1][2][3][4][5][6][7][8]. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека[7]. Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек»[5][9]. Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира („экран знаний“ в мозаичной культуре)[10]. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира[11].
В соответствии с этими особенностями картина мира[12][13]:
- целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
- представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Содержание понятия[ | код]
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира -
ru-wiki.ru
Картина мира — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём[1][2][3][4][5][6][7][8]. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека[7]. Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек»[5][9]. Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира („экран знаний“ в мозаичной культуре)[10]. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира[11].
В соответствии с этими особенностями картина мира[12][13]:
- целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
- представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира - в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это описание исходило.[5][9]
Исторически, начиная с XVII века, в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. Так, в физике произошёл переход от механической картины мира к электромагнитной, а от неё - к релятивистской. В целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы о её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.[5]
Ранней предпосылкой для понимания картины мира как реальности стало учение об эйдосах (видах, обликах) древнегреческого философа Платона; в этом учении было представлено раскрытие в человеческом сознании идеальной сущности действительности. В начале XX века вопрос о картине мира был поднят немецким философом Освальдом Шпенглером в его знаменитой работе «Закат Европы». Он считал, что «история — это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Отсюда Шпенглер не принимал традиционную историческую науку в качестве набора отрывочных сведений о прошлом, а историю как внешнюю линейнообразную схему, где происходит переход от прошлого к настоящему. В свою очередь он предложил различать научную картину природы (упорядоченная система естественных законов) и историю, понимая последнюю как существующую для современного человека в виде «некоторой излучаемой отдельным индивидуумом картины мира, в которой становление владычествует над ставшим». Шпенглер отмечал, что в представлении каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», а историческая картина мира непременно нуждается в «поэтическом творчестве», что выражается в использовании всевозможных видов художественного освоения жизненного материала. Такая картина мира является особой разновидностью неточного знания, в представлении которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты». В свою очередь немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер под картиной мира понимал «полотно сущего в целом». Он утверждал, что мир превращается в картину лишь в Новое время, чему способствует развитие индивидуализма, а человек становится субъектом культуры. Получается, что создание картины мира является признаком того, что мир покоряется воле человека и становится объектом применения его способностей и областью его деятельности. Все стороны человеческой жизни отныне становятся точкой отсчёта для его собственной оценки окружающей действительности, а «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке» или в гуманизм.[11]
Все картины мира можно разделить по двум основаниям:
- Степень общности. Здесь могут быть выделены:[4]
- 1) всеобщая картина мира отдельного исторического периода (физика Аристотеля, физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна)
- 2) частная научная картина какой-то определённой отрасли знания (физическая, химическая, биологическая и т.д. картина мира)
- 3) индивидуальная (представления о мире отдельно взятого индивида).
- Средства моделирования реальности. Здесь можно выделить мифологическую, религиозную, научную, философскую и эстетическую (художественную) картины мира, которые по своей сути являются полностью равноправными, взаимодополняющими друг друга, как и исторически относительными и изменчивыми.
По другой классификации можно выделить следующие разновидности картин мира:[6][8]
- чувственно-пространственная
- духовно-культурная
- метафизическая
- физическая
- биологическая
- философская
- мифологическая
- религиозная
- идеалистическая
- материалистическая
- космоцентрическая
- ↑ Азимов, Щукин, 2009.
- ↑ Безрукова, 2000.
- ↑ Зорин, 2002.
- ↑ 1 2 Лебедев, 2004.
- ↑ 1 2 3 4 Некрасов, Некрасова, 2010.
- ↑ 1 2 Савченко, Смагин, 2006, с. 149.
- ↑ 1 2 Сергеева, 2009, с. 72.
- ↑ 1 2 Удовиченко, 2004.
- ↑ 1 2 Губский, Кораблёва, Лутченко, 2003.
- ↑ Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. /Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.
- ↑ 1 2 Фёдоров, 2012.
- ↑ Стёпин, 2001.
- ↑ Зись, 1991, с. 84.
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Икар, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7974-0207-7.
- Айдукевич К. Картина мира и понятийный аппарат // Философия науки. Вып. 2: Гносеологические и логико-методологические проблемы. — М.: ИФ РАН, 1996. — С. 231—253. — 274 с. (Сокращённый перевод с немецкого В. Н. Поруса) копия (Das Weltbild und die Begriffsapparatur // Erkenntnis. 1934. Bd. 4. S. 259–287.)
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога / 2-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с. — ISBN 5-469-01216-6.
- Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 937 с.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
- Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ.. — М.: Прогресс, 1977. — 413 с. — (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).
- Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество / В. С. Жидков, К. Б. Соколов; М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания. — СПб.: Алетейя, 2003. — 463 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89329-552-8.
- Зись А. Я. В поисках художественного смысла. Избранные работы. — М.: Искусство, 1991. — 350 с.
- Зорин В. И. Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь, 2002. — 407 с. — ISBN 5-7667-8678-6.
- Калита, И. В. Очерки по компаративной фразеологии. Серая палитра в национальных картинах мира русских, беларусов и чехов.. — М.: Дикси Пресс, 2016. — 176 с. — ISBN ISBN 978-5-905490-35-4.
- Картина мира // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с. — 200 000 экз.
- Картина мира // Философский энциклопедический словарь: Более 3500 статей, раскрывающих содержание понятий всех областей философии: гносеологии, метафизики, психологии, этики, эстетики, философии права, истории и культуры и др. / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. — М.: Инфра-М, 2003. — 576 с. — (Библиотека словарей "Инфра-М"). — ISBN 5-86225-403-X.
- Кларин М. В. На путях познания счастья // Аргайл М. Психология счастья. — М.: Прогресс, 1990.
- Кроткова О. А., Семенович А. В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека и механизм возникновения конфабуляций // Психологический журнал. — 1994. — Т. 15, № 1.
- Кузнецова Т. Ф. Культурная картина мира как ядро тезауруса в концепции Владимира Андреевича Лукова // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2015. — № 3. — С. 5–16. Архивировано 6 октября 2015 года.
- Лебедев С. А. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический проект, 2004. — 320 с. — (Gaudeamus).
- Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. — Орёл: ОГУ, 2010. — 289 с.
- Погорский Э. К. Картина мира // Знание. Понимание. Умение. — М.: МосГУ, 2012. — № 4. — С. 322—323. — ISSN 1998-9873.
- Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания: тезаурус. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 336 с. — (Высшее образование). — 4 000 экз. — ISBN 5-222-09158-9.
- Сергеева Т. Б. Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2009. — 165 с.
- Стёпин В. С. Картина мира // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп.. — М.: Республика, 2001. — С. 234—235. — 720 с. — 7500 экз. — ISBN 5-250-02742-3.
- Удовиченко Е. М. Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс): Учебное пособие. — Магнитогорск: МГТУ, 2004. — 197 с.
- Фёдоров А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 464 с. — ISBN 978-5-89349-704-5.
- Художественная культура в докапиталистических формациях: структурно-типологическое исследование / Науч. редактор проф. М. С. Каган. — Издательство Ленинградского университета, 1984. — 304 с. — 2986 экз.
- Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства, времени и восприятия. — М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
ru.wikiyy.com
Картина мира — википедия орг
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём[1][2][3][4][5][6][7][8]. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека[7]. Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек»[5][9]. Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира („экран знаний“ в мозаичной культуре)[10]. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира[11].
В соответствии с этими особенностями картина мира[12][13]:
- целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
- представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира - в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это описание исходило.[5][9]
Исторически, начиная с XVII века, в ходе развития культуры различные картины мира последовательно сменяли друг друга. Так, в физике произошёл переход от механической картины мира к электромагнитной, а от неё - к релятивистской. В целом можно говорить, что из всех существующих научных представлений природы о её строении и развитии, складывается естественнонаучная картина мира.[5]
Ранней предпосылкой для понимания картины мира как реальности стало учение об эйдосах (видах, обликах) древнегреческого философа Платона; в этом учении было представлено раскрытие в человеческом сознании идеальной сущности действительности. В начале XX века вопрос о картине мира был поднят немецким философом Освальдом Шпенглером в его знаменитой работе «Закат Европы». Он считал, что «история — это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Отсюда Шпенглер не принимал традиционную историческую науку в качестве набора отрывочных сведений о прошлом, а историю как внешнюю линейнообразную схему, где происходит переход от прошлого к настоящему. В свою очередь он предложил различать научную картину природы (упорядоченная система естественных законов) и историю, понимая последнюю как существующую для современного человека в виде «некоторой излучаемой отдельным индивидуумом картины мира, в которой становление владычествует над ставшим». Шпенглер отмечал, что в представлении каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», а историческая картина мира непременно нуждается в «поэтическом творчестве», что выражается в использовании всевозможных видов художественного освоения жизненного материала. Такая картина мира является особой разновидностью неточного знания, в представлении которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты». В свою очередь немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер под картиной мира понимал «полотно сущего в целом». Он утверждал, что мир превращается в картину лишь в Новое время, чему способствует развитие индивидуализма, а человек становится субъектом культуры. Получается, что создание картины мира является признаком того, что мир покоряется воле человека и становится объектом применения его способностей и областью его деятельности. Все стороны человеческой жизни отныне становятся точкой отсчёта для его собственной оценки окружающей действительности, а «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке» или в гуманизм.[11]
www-wikipediya.ru
Картина мира Википедия
Карти́на ми́ра — совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём[1][2][3][4][5][6][7][8]. В любой картине мира преобладающими являются те идеи (обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания), которые соответствуют ценностным представлениям и смыслу жизни отдельного человека[7]. Так известный немецкий философ Карл Ясперс под картиной мира понимал «совокупность предметного содержания, которым обладает человек»[5][9]. Вопрос о картине мира возникает по причине оценки места и значения массовой культуры в жизни современного человека. Это охватывает как процессы массовизации и стандартизации сознания людей, так и возможности у отдельного человека в условиях приобретения массовой культурой положения «клип-культуры» (Элвин Тоффлер), сотворить собственную картину. На это оказывают существенное влияние средства массовой коммуникации и электронные информационные системы, которые в виде отдельных, неупорядоченных отрывков фрагментов и аудиовизуальных роликов и кадров выпускают большое количество сведений, новостей и образов, воздействуя на человека, создают у него мозаичную картину мира („экран знаний“ в мозаичной культуре)[10]. Так «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать её и переформировывать» (Элвин Тоффлер). Всё это многообразие даёт возможность современному человеку творить и дополнять свою собственную личную картину мира[11].
В соответствии с этими особенностями картина мира[12][13]:
- целиком определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений;
- представляет собой основу мировосприятия, опираясь на которую человеческие общности и отдельные люди действуют в мире;
- имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов.
Понятие «картина мира» было введено в научный оборот немецким физиком Генрихом Герцем при описании все того многообразия, которое сложилось в ходе изучения различными исследователями объектов внешнего мира. В дальнейшем выводы Герца были уточнены Максом Планком, который дал определение физической картины мира, как «образу мира», который складывается в физической науке и представляет собой отражение тех закономерностей, которые существуют в природе. Вслед за представленной Герцем и Планком физической картины мира стали появляться описания химической, биологической, экономической, демографической, педагогической, языковой, эстетической, культурной, технической и других картин мира - в зависимости от того, от представителя какой отрасли знания это описание исходило.[5]
ruwikiorg.ru