Семь фактов о знаменитой Полтавской битве. Картина полтавский бой


«И грянул бой!»: Полтавская битва в поэме Пушкина

Для многих из нас знаменитое сражение Северной войны неотделимо от героев «Полтавы» Пушкина. Какую роли они сыграли в истории, и как сложилась их судьба, можно узнать из справочных материалов РИА Новости.

 

 

"..Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

 

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

 

 

 

 

В кустах рассыпались стрелки.

Экспонаты выставки "Полтавская баталия, 27 июня 1709 года"

 

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

 

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

 

 

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

 

 

 

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкой Шлипенбах.

 

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Пётр. Его глаза

 

Сияют. Лик его ужасен.

 

Движенья быстры. Он прекрасен,

Экспонаты выставки "Полтавская баталия, 27 июня 1709 года"

Он весь, как божия гроза.

 

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

 

 

 

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

 

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

 

На холмах пушки, присмирев

Памятники Полтавской битвы

Прервали свой голодный рев.

И се - равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

 

 

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

 

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

 

 

И перед синими рядами

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Фузеи – оружие, которым русские одолели шведов в Полтавской битве

 

Своих воинственных дружин,

 

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

 

Страдая раной, Карл явился.

 

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущённый взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье...

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

 

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

 

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Экспонаты выставки "Полтавская баталия, 27 июня 1709 года"

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

 

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

 

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

 

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

 

 

Среди тревоги и волненья

На битву взором вдохновенья

 

Вожди спокойные глядят,

Движенья ратные следят,

 

Предвидят гибель и победу

И в тишине ведут беседу.

Но близ московского царя

Кто воин сей под сединами?

 

Двумя поддержан казаками,

 

 

Сердечной ревностью горя,

Он оком опытным героя

 

Взирает на волненье боя.

Уж на коня не вскочит он,

 

Одрях, в изгнанье сиротея,

И казаки на клич Палея

 

Не налетят со всех сторон!

Но что ж его сверкнули очи,

 

И гневом, будто мглою ночи,

Карл XII и гетман Мазепа, картина шведского художника Густава Седерштрома

Покрылось старое чело?

Что возмутить его могло?

Иль он, сквозь бранный дым, увидел

 

Врага Мазепу, и в сей миг

Свои лета возненавидел

 

 

Обезоруженный старик?

 

Мазепа, в думу погружённый,

Взирал на битву, окружённый

Толпой мятежных казаков,

Родных, старшин и сердюков.

 

Вдруг выстрел. Старец обратился.

У Войнаровского в руках

Мушкетный ствол ещё дымился.

Сражённый в нескольких шагах,

Младой казак в крови валялся,

А конь, весь в пене и пыли,

Почуя волю, дико мчался,

Скрываясь в огненной дали.

Казак на гетмана стремился

Сквозь битву с саблею в руках,

Памятники Полтавской битвы

С безумной яростью в очах.

Старик, подъехав, обратился

К нему с вопросом. Но казак

Уж умирал. Потухший зрак

Ещё грозил врагу России;

Был мрачен помертвелый лик,

И имя нежное Марии

Чуть лепетал ещё язык.

 

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

 

Ещё напор - и враг бежит. 

И следом конница пустилась,

 

Убийством тупятся мечи,

 

 

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

 

Пирует Петр. И горд, и ясен

И славы полон взор его.

И царской пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

Памятники Полтавской битвы

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

 

Заздравный кубок подымает.

 

 

Но где же первый, званый гость?

Где первый, грозный наш учитель,

Чью долговременную злость

Смирил полтавский победитель?

 

И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

Зачем король не меж гостей?

 

Зачем изменник не на плахе?

Верхом, в глуши степей нагих,

Король и гетман мчатся оба.

Бегут. Судьба связала их.

Опасность близкая и злоба

Даруют силу королю.

Он рану тяжкую свою

Забыл. Поникнув головою,

Он скачет, русскими гоним,

И слуги верные толпою

Чуть могут следовать за ним.."

 

ria.ru

И грянул бой, Полтавский бой!

20 апреля

Автор: Луи Каравак. Полтавская баталия. 1718

Французский художник Луи Каравак переселился в Россию как раз при Петре Великом, в 1716-м. Стал придворным художником, служил в Канцелярии от строений и воспел Россию молодую в серии портретов и эпических полотен. Он лично знал первого русского императора и, вероятно, относился к нему с искренним восхищением. Художник встречался с героями Полтавской битвы, неплохо изучил её — и картина достоверно, панорамно показывает один из эпизодов сражения.

Каравак организовал школу живописи. Среди учеников Каравака такие яркие русские живописцы, как Алексей Антропов и Иван Вишняков.

В мифологии петровского времени Полтавская битва — центральный, ключевой эпизод. Считалось, что именно под Полтавой Россия превратилась в могучую воинскую державу. Несравненную поэтическую картину того сражения оставил Пушкин, всю жизнь интересовавшийся феноменом Петра:

***И грянул бой, Полтавский бой!В огне, под градом раскаленным,Стеной живою отраженным,Над падшим строем свежий стройШтыки смыкает. Тяжкой тучейОтряды конницы летучей,Браздами, саблями звуча,Сшибаясь, рубятся с плеча.Бросая груды тел на груду,Шары чугунные повсюдуМеж ними прыгают, разят,Прах роют и в крови шипят.Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон.***

Осталась в истории и речь императора, обращённая к армии перед битвой:

«Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну быти вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того Единого, яко всесильного в броне, уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Эти слова трудно не вспомнить, рассматривая картину русского француза.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Битва под Полтавой (1709) - Русская историческая библиотека

Осада Полтавы Карлом XII

В конце февраля 1709 года Карл XII, узнав об отбытии Петра I из армии в Воронеж, удвоил свои усилия принудить русских к бою, но все было напрасно. Как последнее средство, он предпринял осаду Полтавы, куда еще в конце 1708 года послано было Петром 4 батальона гарнизона, под начальством полковника Келлина, и где, по уверению запорожского атамана Гордеенка и Мазепы, находились значительные магазины и огромные денежные суммы. Осмотрев лично полтавские укрепления, Карл XII в конце апреля 1709 двинул к этому городу из селения Будища, где тогда находилась главная его квартира, полковника Шпарре с 9 пехотными полками, 1 артиллерийским и всем обозом армии. С русской стороны, был послан против него генерал Ренне с 7000 кавалерийским отрядом, который стал прямо против города, на левом берегу Ворсклы. Он навел два моста и прикрыл их ретраншаментами, но действия его для поддержания связи с Полтавой были безуспешны, и Ренне возвратился к армии.

Город Полтава находился на высотах правого берега Ворсклы, почти на версту от самой реки, от которой его отделяла весьма болотистая долина. Он был окружен со всех сторон цепным земляным валом, а внутри его гарнизоном был сделан ретраншамент с палисадами. Гордеенко советовал шведам овладеть Полтавой посредством нечаянного нападения; но они не сумели воспользоваться его предложением, и в ночь с 30 апреля на 1-е мая 1709, пользуясь прикрытием кустарника и довольно глубокого оврага, открыли первые траншеи, на расстоянии 250 сажен от города. Ведение осады было поручено генерал-квартирмейстеру Гилленкроку. По плану его предположено было вести атаку, прежде всего, на пригород, с той стороны, где была высокая деревянная башня, а после того атаковать русское предместье. Это было основано на полученных известиях, что в пригороде Полтавы находится много колодцев, между тем как в самом городе всего только был один. Гилленкрок решился заложить в одно время три параллели, соединенные между собою апрошами. Для работ были назначены запорожские казаки, а в прикрытие им отряд шведской пехоты. По неопытности запорожцев, работы шли медленно и неудачно, так что к утру войска могли занять только две первые параллели, между тем как третья, едва начатая, не была еще окончена. В следующую ночь шведам удалось окончить ломанные апроши, ведущие к третьей параллели. Гилленкрок предлагал королю атаковать Полтаву с рассветом, но Карл XII не согласился на его предложение, а велел пройти сапами через ров и заложить мину под валом. Предприятие это не удалось, потому что русские, поведя контрмину, обнаружили намерение неприятеля.

Король Швеции Карл XII

Король Швеции Карл XII

 

Не имея осадных орудий, с небольшим только числом полевых, малого калибра, шведы не могли надеяться на успех, но, невзирая на это, действия их с часу на час становились решительнее, и Полтаве угрожала неминуемая опасность. Полковник Келлин, находившийся в Полтаве с 4 тысячами регулярного войска и 2,5 тысячами мещан, изыскивал все средства для обороны. Он приказал сделать ограду из бочек на валу и в пригороде и неоднократно в пустых бомбах посылал к находившимся близ Полтавы русским войскам известие, что шведы всё более приближаются к городу и что гарнизон находится в опасном положении, терпя недостаток в боевых и отчасти в жизненных запасах. Вследствие этого, русские предприняли демонстрации против неприятеля. Меншиков переправился на левую сторону Ворсклы, а генерал Белинг, следуя правым берегом её, атаковал полковника Шпарре. Шведы были отброшены, но Карл ХІI, подоспевший с кавалерийскими полками, остановил русских и принудил их отступить. Несмотря на это, Меншиков продолжал свое движение по левому берегу Ворсклы в расположился против Полтавы при селениях Крутом Берегу, Савке и Искревке, в двух укрепленных лагерях, разобщенных между собою ручьем Коломаком, протекающим в болотистой и лесистой долине. Через нее были сделаны 4 фашинные гати с постами, служившие сообщением для обоих лагерей. Желая подкрепить гарнизон города, Меншиков воспользовался оплошностью шведов и 15 мая ввел в Полтаву 2 батальона, под начальством бригадира Алексея Головина. Ободренный этим, Келлин начал действовать решительнее, и шведам немалого труда стоило отражать его вылазки.

 

 

10 мая прибыли к Полтаве главные шведские силы: пехота заняла окрестные деревни; кавалерия стала в некотором расстоянии от города, содержа себя фуражировкою. Карл XII, желая прекратить сношения полтавского гарнизона с Меншиковым, велел построить на высоте правого берега реки, против моста, у Крутого Берега, редут и начал деятельно приготовлять все меры для взятия города. Тогда Шереметев, командовавший в отсутствие Петра русскою армиею, решился соединиться с Меншиковым. В конце мая 1709, он перешел Псёл и Ворсклу и занял лагерь при Крутом Берегу, примыкая левым флангом к этому селению. Главные силы его армии стояли в двух линиях фронтом к северу, между тем как авангард находился влево от Искревки и Савки, параллельно Харьковской дороге, и фронтом на юг. Таким образом, обе части русской армии были обращены друг к другу тылом. Главная квартира русских была в селении Крутом Берегу. От авангарда был выслан до самой Ворсклы отряд, который и занялся заложением различных укреплений: у берега реки были построены несколько редутов, а на высоте у моста расположен замкнутый шанец. Но все попытки Шереметева подать помощь Полтаве были напрасны. Шведы заложили по правому берегу реки, у самого моста, ряд сомкнутых укреплений и таким образом совершенно прервали сообщение русских с городом, положение которого становилось со дня на день опаснее. 1-го июня шведы начали бомбардировать Полтаву и, сумев зажечь деревянную башню пригорода, пошли на приступ, но были с уроном отбиты.

 

Подготовка к битве под Полтавой

4-го июня прибыл к русской армии сам Петр. Его присутствие воодушевило войска. Войдя в сношение с гарнизоном Полтавы, он собрал военный совет, на котором решено было, для освобождения города, перейти прямо против него через Ворсклу и атаковать шведов вместе с казаками Скоропадского, шедшего туда же по правую сторону этой реки. Болотистые берега Ворсклы препятствовали работами, но, невзирая на безуспешное ведение апрошей, Петр всё-таки был верен принятому им плану. Чтобы развлечь внимание неприятеля, он приказал генералу Ренне, с 3 полками, пехоты и несколькими полками драгун, двинуться вверх по реке к Семенову броду и Петровке и, перейдя Ворсклу, укрепиться на правом её берегу; генерал Аллард получил повеление переправиться через реку несколько ниже Полтавы. 15-го числа Ренне, переправив два батальона пехоты по Лыкошинскому броду, занял ими на противолежащих высотах старое укрепление; казаки растянулись, для охранения переправ, по всему правому берегу от Тишенкова брода до Петровки. 16 июня Ренне построил на возвышениях между последним селением и Семеновым бродом, линию отдельных укреплений, за которою расположился его отряд. Того же числа окончены были Петром укрепления на болотистом острове Ворсклы против левого фланга шведских береговых линий.

Карл обратил особенное внимание на движения Алларда и Ренне. Он сам пошел против первого, послав генерала Реншильда к Семеновке. Производя лично рекогносцировку, шведский король был равен пулей в ногу, что принудило его отложить нападение на Алларда. Не более удачны были и действия Реншильда.

Но и Петр видел безуспешность своих предприятий; на вновь собранном военном совете предложил он перейти Ворсклу несколько выше Полтавы и дать генеральное сражение, на успех которого уже можно было полагаться с большею достоверностью. 10-го июня 1709 русская армия двинулась из лагеря при Крутом Берегу к Черняхову и расположилась возле последнего селения в лагере, который частью был обнесен окопами. Тут Петр узнал от пленных о болезни Карла, и потому, 20-го числа, поспешил переправиться по мосту у Петровки и по трем упомянутым выше бродам. Русская армия заняла приготовленный генералом Ренне укрепленный лагерь.

Карл XII, желая воспользоваться удалением русской армии, приказал, 21-го числа, произвести штурм Полтавы, но он был отбит, равно как и другой, предпринятый шведами на следующий день с отчаянною храбростью. 25 июня Петр двинулся более вперед, остановился, не доходя до Яковец, в трех верстах ниже Семеновки, и укрепил свою позицию. Шведы немедленно выступили вперед, как бы вызывая русских к бою, но видя, что они не выходят из своих шанцев, решились сами их атаковать и дать битву, назначив для этого 27-е число.

В ночи на 26-е июня русские окончательно окопали свой лагерь и построили впереди еще 10 редутов на выходе из прилежащей долины. Редуты эти были расположены на расстоянии ружейного выстрела друг от друга. Позиция русских была обращена тылом к Ворскле, а фронтом к обширной равнине, простиравшейся к селу Будищам; она была окружена лесом и имела выходы только с севера и с юго-запада. Расположение войск было следующее: 56 батальонов занимали укрепленный лагерь; 2 батальона Белгородского полка, под командою бригадира Айгустова, были назначены для обороны редутов, вооруженных пушками; позади их находились 17 кавалерийских полков, под командою Ренне и Баура; остальные 6 кавалерийских полков были отряжены вправо, для сохранения сообщения со Скоропадским. Артиллерией, в числе 72 орудий, командовал Брюс. Число русских войск составляло от 50 до 55 тысяч.

 

 

26-го числа поутру, Петр, в сопровождении некоторых своих генералов, под прикрытием незначительного отряда, обозревал окрестную местность. Он видел, что для освобождения Полтавы надлежало принять бой, и поэтому желал только выждать прибытия ожидаемых подкреплений, соединившись с которыми, он намеревался сам напасть на шведов 29 числа. Испытав свое счастье при Лесной, царь решил принять лично главное начальство над армией. В приказе, отданном по войскам, он сильною речью убеждал их в важности предстоявшей битвы.

Со своей стороны, шведский король не хотел допустить русских предупредить его в нападении. С этою целью он заблаговременно отослал назад, за Полтаву, под прикрытием 2 кавалерийских полков, свой обоз и артиллерию, которая, по недостатку в снарядах, не могла принять участия в бою. При войсках остались только 4 орудия. Карл XII, в совещании с фельдмаршалом Реншильдом, лично начертал план битвы под Полтавой, который однако же не был сообщен ни войскам, ни даже ближайшим лицам, составлявшим главный штаб. По всей вероятности, король полагал, что русские будут защищаться в своем укрепленном лагере, и потому имел намерение, разделив свое войско на колонны, пробиться между передовыми редутами, оттеснить русскую кавалерию и потом уже, сообразно с обстоятельствами, или устремиться с быстротою против окопов, или, если русские выйдут из лагеря, броситься против них. Около полудня, 26 числа, приказано было генерал-квартирмейстеру Гилленкроку составить из пехоты четыре колонны, между тем как кавалерия была разделена Реншильдом на 6 колонн. В каждой пехотной колонне находилось по 6 батальонов, в 4-х средних кавалерийских – по 6, а в обеих фланговых по 7 эскадронов. 2 батальона и часть кавалерии были оставлены под Полтавой; отдельные отряды прикрывали обоз и содержали посты вниз по Ворскле: в Новых Сенжарах, Беликах и Соколкове. Последняя мера, предпринятая для обеспечения отступления, в случае неудачи, была бесполезна, потому что шведы не устроили заблаговременно моста через Днепр; кроме того эта мера обессиливала и без того уже слабую армию, которая могла выставить к бою только 30 батальона и 14 кавалерийских полков (всего-навсего до 24 тысяч). Мазепа с запорожцами был оставлен для охранения осадных работ.

Битва под Полтавой. Карта

Битва под Полтавой 1709. План

 

Ход битвы под Полтавой

Шведские войска выстроились, к вечеру 26-го числа параллельно позиции, занимаемой русскою кавалерию за 6 редутами. Пехота стояла в середине, а кавалерия по флангам. Карл XII, несомый на носилках по фронту своих солдат, краткими словами убеждал их выказать под Полтавой ту же храбрость, с какою они сражались под Нарвой и Головчиным.

В 2 часа пополуночи, 27-го числа, на самом рассвете шведы, начиная Полтавскую битву, двинулись против позиции русских, в промежуток между лесами, замыкавшими равнину. Впереди шли пехотные колонны, под начальством Поссе, Штакельберга, Росса и Шпарре. За ними, несколько позади, следовала кавалерия, предводимая на правом крыле Крейцом и Шлиппенбахом, на левом – Крузе, и Гамильтоном. Подходя к линии редутов, шведская пехота остановилась и выждала прибытия своей кавалерии, которая тотчас же бросилась на выехавших ей навстречу нескольких русских кавалерийских полков. За нею двинулись вперед центр и правое крыло пехоты. Взяв 2 неоконченных редута, она прошла в промежутках между ними и остальными шанцами, потому что русские, из опасения повредить собственной кавалерии, перестали стрелять по неприятелю. Шведская конница, поддержанная этим стремительным натиском, оттеснила русскую. Заметя это, Петр, в 4 часа утра, велел генералу Бауру (Боуру), принявшему начальство вместо раненого Ренне, отступить с русскою кавалериею к лагерю и примкнуть к нему свой левый фланг. Во время этого движения, левое крыло шведов, не выждав присоединения Росса, занятого атакою фланговых русских редутов, двинулось вперед. Обстоятельство это имело чрезвычайное влияние на участь всей битвы под Полтавой.

Полтавская битва

Битва под Полтавой. Картина П. Д. Мартена, 1726

 

Подойдя под сильный огонь русского укрепленного лагеря, левое крыло шведов, вместо того, чтобы настойчиво продолжать начатое движение, на время остановилось и отошло далее влево. Находившийся при нем, на носилках, Карл XII, желая вернее обеспечить присоединение Росса, послал к нему на помощь часть кавалерии, вслед за которою последовали, без всякой команды своих генералов еще несколько других кавалерийских полков. Столпившись в беспорядке и попав под сильный огонь русских батарей, эта конница потянулась также влево, к тому месту, где стояла шведская пехота, которая в свою очередь, отступила к опушке Будищенского леса, где укрываясь от выстрелов русских батарей, занялась приведением в порядок своих расстроенных рядов. Таким образом, шведы не сумели воспользоваться первоначальною своею удачею и сами были поставлены теперь в опасное положение. Между правым и левым крылами их образовался значительный промежуток, который разделил их армию на две отдельные части.

Ошибка эта не ускользнула от внимания Петра, распоряжавшегося лично действиями своих войск в битве под Полтавой. Среди самого сильного огня, еще прежде того, видя натиск левого крыла шведов и полагая, что они будут атаковать русский лагерь, он вывел из него часть своей пехоты и построил ее в несколько линий, по обеим сторонам окопов, для того чтобы ударить шведам во фланг. Когда же полки их сильно пострадали от наших выстрелов и начали устраиваться у леса, он приказал, в 6 часов утра, всей остальной пехоте также выступить из лагеря и построиться в двух линиях впереди него. Чтобы воспользоваться отдалением Росса, царь приказал князю Меншикову и генералу Ренцелю, с 5 батальонами и 5 драгунскими полками, ударить на правое крыло шведов. Выехавшие к ним навстречу шведские кавалерийские полки были опрокинуты, и сам генерал Шлиппенбах, предводивший кавалерией правого крыла, был взят в плен. Тогда пехота Ренцеля устремилась против войск Росса занявших между тем Яловицкий лес, на левом фланге нашей позиции, а русские драгуны двинулись вправо, угрожая линии отступления шведов. Это заставило Росса отретироваться к самой Полтаве, где он занял осадные траншеи и, атакованный со всех сторон преследовавшими его 5 батальонами Ренцеля, вынужден был, после данного ему на размышление получасового срока, положить оружие.

 

 

Предоставив Ренцелю преследование Росса к Полтаве, князь Меншиков, начальствуя над левым русским крылом, присоединил остальную конницу к главным силам армии, расположенным в две линии впереди лагеря. В центре первой линии находились 24 батальона пехоты, на левом фланге – 12,а на правом – 23 эскадрона кавалерии. Во второй линии стояли: в центре 18 батальонов, на левом фланге 12, а на правом 23 эскадрона. Правым крылом командовал Баур, центром Репнин, Голицын и Аллард, а левым крылом Меншиков и Беллинг. В окопах оставлен был генерал Гинтер с 6 батальонами пехоты и несколькими тысячами казаков, для подкрепления, в случае необходимости, боевых линий. Сверх того, 3 батальона, под командою полковника Головина, посланы были в Воздвиженский монастырь, для открытия сообщения с Полтавою. 29 полевых орудий, под командою генерала-от-артиллерии Брюса, и все полковые орудия находились в 1-ой линии.

У шведов, после отделения Росса, остались всего-навсего 18 батальонов пехоты и 14 полков кавалерии, и потому они вынуждены были построить свою пехоту в одну линию, а кавалерию по флангам в две линии. Артиллерии, как мы видели, почти вовсе не было.

В таком порядке, в 9 часов утра, шведские полки с отчаянною храбростью устремились на русских, успевших уже выстроиться в боевой порядок и предводимых лично Петром. Оба участвовавших в битве под Полтавой войска, воодушевленные своими вождями, понимали великое свое назначение. Мужественный Петр был впереди всех и, спасая честь и славу России, не думал об угрожавшей ему опасности. Его шляпа, седло иплатье были прострелены. Раненый Карл, на носилках, был также посреди своих войск; ядро убило двух человек из его прислуги и его принуждены были нести на копьях. Столкновение обоих войск было страшное. Шведы были отбиты и в беспорядке отступили назад. Тогда Петр двинул вперед полки своей первой линии и, пользуясь превосходством своих сил, окружил с обоих флангов шведов, которые вынуждены были обратиться в бегство и искать спасения в лесу. Вслед за ними устремились и русские, и только малая часть шведов, после двухчасового боя в лесу, избегла меча и плена.

Петр I

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

 

Карл XII, под прикрытием небольшого отряда, сев на лошадь, едва достиг того места, за Полтавою, где стоял его обоз и артиллерия, под прикрытием части шведской кавалерии и казаков Мазепы. Там дожидался он сосредоточения рассеянных остатков своей армии. Прежде всего выступил обоз и парк по правому берегу Ворсклы на Новые Сенжары, Белики и Соколково, где находились оставленные Карлом кавалерийские посты. Вслед за ними отправился сам король и прибыл 30 числа в Переволочну.

 

Итоги и результаты Полтавской битвы

Первым итогом Полтавской битвы было освобождение Полтавы, составлявшей некоторым образом самую цель сраженья. 28 июня 1709 Петр торжественно въехал в этот город.

Потери шведов в битве под Полтавой была значительны: 9 тысяч их пали в сражении, 3 тысячи было взято в плен; 4 пушки, 137 знамен и штандартов были добычей русских. Фельдмаршал Реншильд, генералы Штакельберг, Гамильтон, Шлпппенбах и Росс, полковники принц Максимилиан Вюртембергский, Горн, Аппельгрен и Энгштет были взяты в плен. Подобная участь постигла и министра Пипера с двумя государственными статс-секретарями. Между убитыми были полковники Торстенсон, Шпринген, Зигрот, Ульфенарре, Вайденгайн, Ранк и Бухвальд.

Русские потеряли убитыми 1300, а ранеными 3200 человек. В числе убитых были: бригадир Телленгейм, 2 полковника, 4 штаб- и 59 обер-офицеров. В числе раненых были генерал-лейтенант Ренне, бригадир Полянский, 5 полковников, 11 штаб- и 94 обер-офицера.

После сражения под Полтавой Петр обедал вместе со своими генералами и штаб-офицерами; пленные генералы были приглашены им также к столу и приняты благосклонно. Фельдмаршалу Реншильду и принцу Вюртембергскому были отданы шпаги. За столом Петр хвалил верность и храбрость шведских войск и пил за здоровье своих, учителей в ратном деле. Некоторые шведские офицеры, по их согласию, были переведены теми же чинами в русскую службу.

Петр не ограничился одним только выигрышем битвы: в тот же день посланы были им князь Голицын с гвардиею и Баур с драгунами для преследования неприятеля. На следующий день с тою же целью отправлен был и Меншиков.

Дальнейшая судьба шведской армии при Переволочне имела тесную связь с результатом битвы под Полтавой и составляла, так сказать, его окончание.

Сколь ни велики были материальные последствия Полтавского боя, еще необъятнее было его нравственное влияние на самый ход событий: завоевания Петра были обеспечены, и обширные замыслы его – улучшить благосостояние своего народа развитием торговли, мореплавания и просвещения – свободно могли приводиться в исполнение.

Велика была радость Петра и всего русского народа. В воспоминание этой победы царь постановил ежегодное празднование её во всех местах России. В честь битвы под Полтавой были выбиты медали для всех офицеров и солдат, участвовавших в ней. За это сражение Шереметев получил огромные поместья; Меншиков был сделан фельдмаршалом; Брюс, Аллард и Ренцель получили орден Св. Андрея; Ренне и прочие генералы были награждены чинами, орденами и деньгами. Медали и другие награды были розданы всем офицерам и солдатам.

 

rushist.com

Анализ отрывка из поэмы «Полтава», «Полтавский бой» - Пушкин А.С.

Известен интерес Пушкина к петровским временам и вообще к историческому прошлому России. Полтавскую же битву он считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…». Так писал поэт в предисловии к первому изданию своей поэмы. В ней Пушкин запечатлел великий исторический момент и судьбе России, поэтически воссоздал картину Полтавского сражения. И сколько бы времени ни прошло с тех пор, читатель, открывая пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы. Пушкин выступает здесь и как поэт, и как историк, в начале анализа полезно вспомнить его историческую оценку этого сражения (она приводится в рассказе о Пушкине). Пушкин понимал, что победа под Полтавой была гораздо больше, чем выигрыш военного сражения или даже войны,- здесь была завоевана в жестокой схватке свобода России. Эту мысль важно напомнить, чтобы стал понятным торжественно-ликующий пафос описания боя – при всей его кровавости и жестокости («И смерть и ад со всех сторон»). Учащиеся по заданию хрестоматии найдут и прочитают отрывок из поэмы, начинающийся со слов: «И грянул бой, Полтавский бой!» Обращаем внимание на динамичность описанного: все происходит стремительно, быстро меняются картины, лица, расстановка сил, но начало описания: «Горит восток зарею новой»- позволяет ожидать победного торжества России. Выясним, как ребята понимают приведенную образную фразу. Это и реальное начало утра, когда восточная часть неба окрашивается алыми отблесками лучей восходящего солнца, и это – метафора, образ, говорящий о «восхождении» молодого Русского государства, восточного соседа Швеции. Поэтому при чтении данной строчки не только мысленно видится картина, но и появляется чувство радостного ожидания. Какой образ близок начальной строчке? «Темнеет слава их знамен». Здесь также заложен двойной смысл: на востоке загорается заря, а на запад надвигается тень: меркнет свет славы, так долго озарявший шведское воинство. До этого сражения они были непобедимыми, и недаром Пушкин называет шведов «сыны любимые победы». Задумаемся, с какой позиции смотрит автор на поле битвы. Он не в центре сражения (как известный солдат «Бородина»), а где-то вне его, над ним;, по предположению ребят так можно увидеть сражение «с командного пункта, расположенного на господствующей над местностью высоте». Заметим еще, что поэт, начав с общего восприятия поля брани, постепенно приближает к читателю отдельные детали, фрагменты картины боя, как бы выделяя их крупным планом: сначала – рельеф, пространство боя (равнины, холмы, круги дыма, поднимающегося от разрыва ядер, затем – сомкнутые ряды полков, далее – еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки»; наконец, ядра, пули, штыки. Все описание дается необычайно плотно: не только каждая строчка, но и полстроки, и даже просто слово вмещают в себя целую картину. И все они подвижны, динамичны, стремительны. Попросим учащихся выделить только глаголы, чтобы убедиться в этом: полки рассыпались, ядра катятся, пули свищут, шведы рвутся, конница летит, пехота движется. И, как результат, «тесним мы шведов рать за ратью». Интересно, что, хотя поэт не является непосредственным участником битвы, он переживает каждый ее эпизод. Чем это можно доказать? Когда он пишет «мы» («Тесним мы шведов»), «наш» («…наш каждый шаг запечатлен»), это относится прежде всего к России. «Мы»- это Россия, «наш каждый шаг»- это шаг молодого петровского государства. И в то же время «мы»- это полки, «нам»- это русскому войску, и именно в единстве с- ними воспринимает себя поэт, живущий столетием позже Полтавы. Тем же чувством причастности к происходящему проникнуты все последующие описания. Например, появление Петра и Карла. Поэт видит их лица, выражение глаз, жесты, но главное – он передает дух каждого из этих людей. Ученики прочитают посвященные им строки и выделят характерное. В описании Петра их несколько смущает слово «ужасен», потому что для них оно связано с отрицательной эмоциональной окраской. Но у Пушкина «ужасен» рифмуется с «прекрасен», рядом стоит сравнение «он весь, как божия гроза», а о глазах пишется, что они «сияют», то есть светятся, излучают радость, ликование. Ужасен – значит необыкновенен, грозен для врага. Петр весь порыв, стремление. Пушкин находит необычное, удивительное сравнение: «могущ и радостен, как бой». Опять остановимся на глаголах, передающих его волнение: конь под ним мчится, сам он промчался, его сподвижники за ним вослед неслись. Петр как бы воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства. Контрастен ему Карл XII. Он «бледен, недвижим». Его несут в качалке. Он «тихо в думу погрузился». Взор его «смущенный», движение руки «слабое». Немощность короля в какой-то степени символизирует закат его государства. И вот полки сошлись, «грянул бой»… Послушаем, как звучит строфа описания боя. Ставим перед ребятами задачу, предложенную хрестоматией: «Отметить, что помогает услышать гул сражения», потом внимательно задержаться на четверостишии:* Швед, русский – колет, рубит, режет, * Бой барабанный, клики, скрежет, * Гром пушек, топот, ржанье, стон, * И смерть, и ад со всех сторон. Что здесь слышится? Стих звучит несколько отрывисто, в такт сражению: каждая строка рвется от обилия слов. Твердые мужские рифмы поддерживают это впечатление (стон, сторон). Кроме того, сочетание звуков р, ш, ж создает звукообраз рубки, скрежета клинков и штыков. Стремительность боя передается так же, как и в первой строфе: мелькание и быстрая смена картин, обилие глаголов, точность описания обоих планов, чередование их, (Все это можно показать даже на одном четверостишии, приведенном выше.) «Услышав» сражение, постараемся его увидеть. Создавая поэму, Пушкин видел перед собой и отряды, и шары чугунные, и т. д. Его описание предметов, картин максимально выразительно. В. Белинский в «Статьях о Пушкине» замечал, что «картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою… живописец мог бы писать с нее, как с натуры». Эта особенность дает возможность использовать прием устного рисования (причем ученики могут не описывать свои рисунки подробно, а только назвать их). И наконец, попытаемся понять чувства, с какими поэт воспринимает и описывает битву. Прямой авторской оценки здесь нет. Однако большинство учащихся убеждены, что Пушкин любуется боем. Почему? («Он говорит: «И грянул бой, Полтавский бой!» Два раза повторяет «бой» и восклицательный знак ставит. Значит, ему приятно об этом думать».) Какие еще доводы? («Сражение описано очень живо. Если бы не любовался, не перечислял бы так подробно все: штыки, сабли, конницу…») Несомненно, здесь ощущается упоение боем, состояние, которой горьковский Сокол назовет счастьем, хотя при этом не исчезает мысль о тяжести сражения, его кровавой беспощадности. По внимание сосредоточивается на другом: на величественности происходящего, потому что «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства» (Белинский).

Рекомендуем посмотреть

sochineniya-na5.ru

Изображение Полтавского боя поэме «Полтава» - Пушкин А.С.

Изображение огромного исторического события сочетается в «Полтаве» с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом о драматической любви ии к Мазепе. Образ ии Матрены Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца – все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму. Но времена «Бахчисарайского фонтана» были уже позади. Любовь ии Пушкин тщательно обосновывает психологически, имея перед собой пример шекспировской Дездемоны; в необычайной страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры, жизни.

Настойчивый интерес к эпохе Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

В героической эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического. Ее композиционной основой являлось само великое событие, но создатель эпопеи вольно обращался с историческими фактами, героический идеал чаще всего выступает в ней в отвлеченной, абстрактной форме.

Отнюдь не романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин даже противопоставлял свою «Полтаву» байроновской поэме «Мазепа», в которой образ Мазепы дан в романтическом плане, оторвано от конкретно-исторической обстановки. Пушкин стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к ии, сколько жаждой власти и честол’юбием. «Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер» VII, 191,- замечает Пушкин. В творческом развитии Пушкина, в его исканиях «Полтава» явилась опытом создания реалистической поэмы на историческую тему. В «Полтаве» Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы».

В «Полтаве» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам, Петра окружает реальная обстановка. И в самой грандиозной картине Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения славной победой.

«Полтава». В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава». «Полтава» – героическая поэма. В центре ее – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе. О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя Белинский писал: «Картина Полтавской битвы начертана кистию широкою и смелою; она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры».

Рекомендуем посмотреть

sochineniya-na5.ru

Семь фактов о знаменитой Полтавской битве

Ровно 305 лет назад наступил переломный момент Северной войны. 8 июля 1709 года состоялась знаменитая Полтавская битва, в ходе которой армия Петра I одержала историческую победу над шведами. Мы подобрали несколько интересных фактов об одном из крупнейших сражений, предопределившем победу русской армии в Двадцатилетней войне.

Битва разыгрывалась через полгода после предательства доверенного соратника Петра I — украинского гетмана Мазепы. На стороне шведов находилось до четырех-шести тысяч казаков — запорожских и тех, что привел с собой Мазепа. (Точное число установить трудно, так как, по данным шведских источников, казаки показали себя ненадежной вольницей и постоянно разбегались.) На стороне российского войска выступили восемь тысяч казаков под водительством нового гетмана Украины Ивана Скоропадского.

План Полтавского сражения, Я. Кайзер, после 1710 г.

«О Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего», — таковы знаменитые слова, сказанные Петром I перед началом битвы. И жизнью царь действительно готов был пожертвовать. В один из решающих моментов, когда шведы прорвали ряды российской армии, Петр выехал вперед и скакал вдоль линии пехоты, вдохновляя солдат своим примером. Шведы вели по нему стрельбу, и одна из пуль почти достигла цели — попала в шляпу самодержца.

«Петр I в Полтавском сражении», М. Мартен (сын), первая четверть XVIII в.

Важным фактором, обеспечившим победу русской армии в Полтавской битве, стало применение артиллерии. Четырем шведским пушкам противостояли 310 русских орудий. Артиллерийские удары нанесли серьезный урон неприятелю.

Личный штандарт Карла XII, захваченный во время Полтавской битвы

В годы Северной войны форма опытных солдат Петра I из именитых полков отличалась от формы новобранцев. Петр решил применить хитрость, переодев закаленных в боях воинов в форму новичков. Шведы двинулись атаковать «новобранцев» и попали в ловушку — вместо испуганных неопытных юнцов их встретила настоящая боевая элита.

Гравюра «Полтавский бой», исполненная П. Пикартом по приказу Петра I, 1710 г.

Вскоре после окончания Полтавской битвы пленным шведам было предложено поступить на службу к царю. И многие из них согласились — в русской армии сформировали два пехотных полка из военнопленных. Драгунский полк шведов даже участвовал в экспедиции Александра Бековича-Черкасского в Хиву в 1717 году.

Государственный историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы»

Битва прошла в день Самсония Странноприимца, поэтому в 1735 году на Большом каскаде Петергофа в честь Полтавской победы установили знаменитую скульптуру Самсона, разрывающего пасть льву. Золотой лев — один из геральдических символов Швеции.

«Самсон, раздирающий пасть льва», Петергоф​. Фото: Loyna

О Полтавской битве повествует не только поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава», но и роман Олега Кудрина «Полтавская перемога», и книга Петера Энглунда «Полтава. Рассказ о гибели одной армии». Тема победы над шведами не обошла и творчество живописцев, к ней обращался Луи Каравак, написавший картину «Петр I в. Полтавской битве», Александр Евстафиевич Коцебу в «Полтавской победе», Денис Мартен в картине «Полтавская битва», Михаил Васильевич Ломоносов в мозаике «Полтавская баталия» и многие другие.

«Полтавская победа», А. Коцебу

defendingrussia.ru

Фрагмент из поэмы Полтава

Полтавский бой — крупнейшее сражение Северной войны между русскими  и шведскими войсками. Русской армией командовал царь Петра 1, а шведской армия командовал Карла 12. Бой начался ранним утром 27 июня 1709 года,  недалеко от города Полтава (Украина).  Бой длился почти весь день, картина боя менялась несколько раз, но  в конце концов шведская армия пустилась в бегство. В 1828 году А. С. Пушкиным была написана поэма «Полтава», фрагмент которой мы предлагаем прочесть.

И он промчался пред полками,Могущ и радостен, как бой.Он поле пожирал очами.За ним вослед неслись толпойСии птенцы гнезда Петрова —В пременах жребия земного,В трудах державства и войныЕго товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,И Брюс, и Боур, и Репнин,И, счастья баловень безродный,Полудержавный властелин.

И перед синими рядамиСвоих воинственных дружин,Несомый верными слугами,В качалке, бледен, недвижим,Страдая раной, Карл явился.Вожди героя шли за ним.Он в думу тихо погрузился.Смущенный взор изобразилНеобычайное волненье.Казалось, Карла приводилЖеланный бой в недоуменье…Вдруг слабым манием рукиНа русских двинул он полки.

И с ними царские дружиныСошлись в дыму среди равнины:И грянул бой, Полтавский бой!В огне, под градом раскаленным,Стеной живою отраженным,Над падшим строем свежий стройШтыки смыкает. Тяжкой тучейОтряды конницы летучей,Браздами, саблями звуча,Сшибаясь, рубятся с плеча.Бросая груды тел на груду,Шары чугунные повсюдуМеж ними прыгают, разят,Прах роют и в крови шипят.Швед, русский — колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон.

Но близок, близок миг победы.Ура! мы ломим; гнутся шведы.О славный час! о славный вид!Еще напор — и враг бежит.И следом конница пустилась,Убийством тупятся мечи,И падшими вся степь покрылась,Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд, и ясенИ славы полон взор его.И царской пир его прекрасен.При кликах войска своего,В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок подымает.

*********

Украинская ночь

Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещутСеребристых тополей листы.Луна спокойно с высотыНад Белой Церковью сияетИ пышных гетманов садыИ старый за́мок озаряет.И тихо, тихо всё кругом;Но в за́мке шепот и смятенье.В одной из башен, под окном,В глубоком, тяжком размышленье,Окован, Кочубей сидитИ мрачно на небо глядит.

А. С. Пушкин

*********

toysland.com.ua


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта