Картина утро кустодиев
12:02 am - История любви-история борьбы .Борис Михайлович Кустодиев....Я уже как-то писала, с каким трепетом отношусь к этой картине художника Кустодиева, написанной им в далеком 1904 году в Париже. Знаменитое "Утро", изображающее молодую жену с маленьким сыном...На долю художника выпала нелегкая судьба..Если честно, творчество Кустодиева, поражающее своей пестротой и многостильностью, долгое время ассоциировалось у меня с кичем.....До той поры, пока я не прочла его биографию...Естественно этот пост о женщине...Борис Кустодиев Утро. 1904 Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года и был четвертым ребенком в семье преподавателя в гимназии Михаила Кустодиева, вскоре умершего от скоротечной чахотки. Рисовать Борис начал относительно рано – едва ему исполнилось пять лет, и хотя практически сразу у него получались вполне приличные рисунки, но все равно мама относилась к его увлечению по принципу: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»… А дитя подросло и продолжало изводить краски. И тогда Екатерина Прохоровна решила показать сыну настоящее искусство, тем более, что в 1887 году в Астрахань добралась выставка художников-передвижников. Полотна Репина, Шишкина, Поленова, Сурикова произвели на мальчика такое впечатление, что он объявил во весь голос: «Буду художником!».Возвращаясь в детство будущего художника, нельзя не отметить, что ему в чем-то повезло: в Астрахани тогда работал выпускник Петербургской академии живописи П.А. Власов. Будучи учителем Астраханской гимназии, П.А. Власов организовал рисовальные классы, многие выпускники которых стали затем профессиональными художниками. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что Власова звали несколько иначе, и учился он в Москве, а не в Петербурге. Сути дела это не меняет.В 1896–1903 годах Кустодиев учился в мастерской Ильи Репина в Петербургской Академии художеств. Портрет Ю.Е.Прошинской 1901Но возможно, талант бы не расцвел таким пышным цветом и мы бы не узнали величественного художника Кустодиева, если бы не Юлия Евстафьевна Прошинская, с которой он познакомился осенью 1900 года во время поездки в Костромскую губернию. 8 января 1903 года она стала верной спутницей художника. Они полюбили друг друга едва ли не с первого взгляда, но, как признавался потом сам Кустодиев, если бы не было этой любви в его жизни, вряд ли бы его душа так развернулась, краски были бы тусклыми, а формы не такими мягкими и округлыми. В октябре 1902 года Борис получает золотую медаль, звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу и по России сроком на один год. В декабре 1903 года молодые супруги с новорожденным сыном Кириллом отправляются в Париж, а потом в Испанию. При этом жизнь Юлии Евстафьевны была все же тяжела: начиная со смерти 11-месячного сына и заканчивая тяжелой болезнью мужа. Но начиналось все очень хорошо. У молодых родились сын Кирилл и дочь Ирина, причем Борис Михайлович носил дочь в корзинке для грибов в лес для того, чтобы она сызмальства могла проникнуться красотой русской земли, а 5-летнему сыну на полном серьезе объяснял, чем отличаются кучевые облака от перистых… А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создаине агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА..."Я терпелива..."Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он умер 26 мая 1927 года - буквально в работе. Этой работой был эскиз задуманного им триптиха "Радость труда и отдыха". Гримаса судьбы - за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги...Б.Кустодиев за работойТоварищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться. Но в любое мгновение он твердо знал: она, его милая Юлинька, всегда где-то недалеко, рядом. По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал... Юлия Прошинская Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, "в семье своей казалась девочкой чужой". Мать, оставшаяся без средств уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1903Уже через несколько дней художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было... Он открыл для себя в Кинешме "вторую родину". Здесь он построит дачу и назовет ее "Терем" и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: "Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху." Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 Однажды Борису Михайловичу заказали выполнить иконы для одной из церквей под Астраханью. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца - со своего долгожданного сына Игоря. Видевшие икону вспоминали, что всегда грустные глаза Юлии Евстафьевны на этот раз были особенно печальны и так же пронзительно с иконы смотрел мальчик. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. А болезнь художника прогрессировала. Юлии Евстафьевне пришлось научиться быть сиделкой, сестрой милосердия, нянькой, добытчицей, кухаркой и первой помощницей для больного художника. "Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!" - писал ей когда-то Кустодиев. Слова оказались пророческими Ирина Кустодиева. 1906 Елена Плевицкая: "По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. " Портрет жены художника 1909 Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915 У окна. Портрет И.Б.Кустодиевой. 1910 На террасе. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород * Картина "На террасе" написана в доме художника "Терем". Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина "Русская Венера"</center></div> Борис Кустодиев Портрет Ю.Е. Кустодиевой. 1920 Кустодиевы Б.М., Ю.Е., И.Б., К.Б. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена ) Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1922 Портрет К.Б.Кустодиева. 1922 Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925 Г. Верейский Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1925Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника - Бориса Михайловича Кустодиева.Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). информация отсюда,отсюда и отсюда |
pheonae.livejournal.com
Василий Суриков: "О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу".
Мало кому столько доставалось от художественной критики и коллег-живописцев, сколько Кустодиеву. Футуристы ругали мастера за то, что он никак не может перервать пуповину, связывающую его с Репиным, и поэтому все "оглядывается на передвижников". Декаденты считали его искусство "безнадежно ортографическим", "Солидные" критики из больший печати десятых годов называли работы Кустодиева "Лубочными". А в 20-е годы молодые критики, освоившие приемы вульгарное социологии, повесили на живописца ярлык "последнего певца купеческо-кулацкой среды".
Кустодиев довольно спокойно относился к подобным выпадам в свой адрес. Художник работал, невзирая не хулу и брань, хотя читать о себе ежедневно всякую пакость, неприятно и досадно. А в двадцатых годах такие ярлыки, как "певец купцов", принесли еще и дополнительные неприятности. О Кустодиеве просто забыли. Как впрочем, "забыли" Нестерова, Васнецова и других мастеров русской живописи.
Вербный торг у Спасских ворот, 1917Октябрь в Петрограде, 1917
Портрет Георгия Вереского, 1917
Набросок, 1917
Купец, 1918
В Тереме (Мой дом), 1914-1918
Портрет Ф.Ф.Нотгафта (Коллекционер), 1918
Из письма Кустодиева В.Лужскому. 4 января 1918г."...Что Вам написать про наше житье? Кажется, нечего. Я, вроде как бы в одиночном заключении пребываю; все дни как один, разнообразятся только тем, дают нам электричество или нет — больше сидим во тьме или с керосиновыми лампами. У заключенных хоть прогулки бывают, а у меня и того нет. Работаю, работаю и работаю. Дети в школу не ходят — праздники, а затем забастовка школьная — правда, до Учредительного Собрания, но, видимо, и дальше. Все и вся пребывают в каком-то непрерывном ожидании, что завтра это должно кончиться, наступает это завтра — ничего нет, тогда ждут еще завтрашнего дня и т. д. Тоска! — Истосковался по людям — и особенно по театру. Как досадую, что не в Москве живу, уж я бы хоть как-нибудь, а уж добрался бы до театра и посмотрел всех Вас..."
Купчиха за чаем, 1918
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника, 1919
В Ереване скончалась мать художника — Екатерина Прохоровна Кустодиева.
Лыжники, 1919
Купец в шубе, 1920
Булочник, 1920
Продавец ковров (Татарин), 1920
Купчиха с зеркалом, 1920
Женский портрет, 1920
Портрет И.И.Бродского, 1920
Портрет Марфы и Марины Шаляпиных, 1920
Портрет Ю.Е.Кустодиевой, 1920
Матрос и милая, 1920
Большевик, 1920
Купание, 1921Из письма к дочери. 29 июля 1921 г. "Милая Иринушка, не знаю, почему ты жалуешься, что не получаешь наших писем, мы тебе очень часто пишем... Об «импрессионистах» у меня особой книги не было, есть кое-что в журналах в большом шкафу; в шкафу же карельской березы ты не ищи и вообще его не открывай, там все табак, папиросы и каталоги....Целую тебя и советую переменить твое пессимистическое настроение на радостное, оптимистическое, так как изучать импрессионистов и быть печальной нельзя, ибо импрессионизм — весь солнце, радость, движение — а это все как раз дает радость и бодрость. Это явление в живописи как раз и было протестом против черных, скучных, безрадостных картин до него. Из темных пыльных мастерских картину вынесли на природу, на свет, стали прямо писать настоящее солнце, с живого солнца — залили картины светом и радостью. И сами они всегда производят впечатление этой радости жизни, радости от случайно упавшего луча солнышка, рефлекса зелени на обнаженном теле, синего неба, красного заката, когда все кругом окрашивается в красный цвет и предметы теряют свой обычный вид, кажутся, дают впечатление (impression) необычное, некаждодневное."
Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого, 1921
Портрет Ф.И. Шаляпина, 1921
"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, - вспоминает Шаляпин, - Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве... Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. "
Портрет Ф.И. Шаляпина, 1921
Портрет Петра Капицы и Николая Семенова, 1921
"КУСТОДИЕВ - весьма демократически настроенный и по-своему великий художник, думается - крупнейший из мастеров живописи, имеющийся сейчас в России. Знаю, что в последнее время страшно бедствовал. Когда это было доведено до моего сведения - я принял все меры к улучшению его положения, не знаю, достаточны ли они. Всегда был демократом с эсеровским налетом, как теперь - не знаю".(Письмо А.В.Луначарского Н.П.Горбунову об ученых от 9 марта 1921 г.)
Весна, 1921Купальщица, 1922
Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского, 1922
Портрет артиста И.В. Ершова, 1922
Портрет Кирилла Борисовича Кустодиева, сына художника, 1922
Из письма Кустодиева к Е.Лансере. 22 апреля 1922 г."Все наши домашние шлют Вам привет. Дети очень выросли, сын поступил в Академию художеств, но учиться там почти нельзя, холодно, а профессора до сих пор еще спорят о системе преподавания и никак не решат, что нужнее — писать ли природу так, как видишь, или как хочет ее видеть Кузьма Сергеевич Петров-Водкин".
Портрет Марии Николаевны Рязанцевой, 1922
Купчиха, пьющая чай.1923.
Портрет М.Д.Шостакович, 1923 (сестра Дмитрия Дмитриевича Шостаковича)
12 ноября — 22 декабря находится в хирургической клинике 2-го Московского университета, где 17 ноября профессор Ферстер делает ему операцию.
И письма Кустодиева его дочери 18 июля 1923 г из санатория Дома ученых в Гаспре:"...Этюдов еще не писал, рисую портреты и заказной один молодой еврейской дамы. Как кончу (она едет на этих днях домой), так начну писать красками. Правда, я еще так себя чувствую слабым, что писать красками меня очень может утомить, и вот я до сих пор все... откладываю. Не знаешь, что это произошло с Шостаковичами — они еще не приехали, мы ждали их в субботу и воскресенье, когда они должны были быть уже здесь, как было сообщено в их телеграмме. Если бы они отложили день отъезда, они бы дали знать. Не случилось ли что в дороге? А мама наняла им комнату уже недели полторы назад. Здесь сейчас хорошая музыка, у нас пианист Игумнов из Москвы и Павел Минаев — баритон Большого театра из Москвы, обоих я нарисую. Сделал портрет Шаронова..."
Портрет Евгения Замятина, 1923
Портрет артистки Т.В. Чижовой, 1924
Москва. Красная площадь. Без даты.
Портрет артистки Надежды Ивановны Комаровской, 1925
Портрет Ю.Е.Кустодиевой, 1925
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника, 1926
Портрет Петра Леонидовича Капицы, 1926
Портрет В.Я Шишкова, 1926
1927 г. Кустодиеву предоставлена правительственная субсидия, и по постановлению Особой комиссии при СНК СССР, он направляется для лечения в Берлин. 5 мая, после поездки в г. Пушкин у Кустодиева начинается воспаление легких. 26 мая, в 11 часов вечера, Борис Михайлович скончался. Ему было 49 лет.Незадолго до смерти он просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту.
n-efremenko.livejournal.com
Борис Михайлович Кустодиев
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ КУСТОДИЕВ
В русской и мировой живописи Борис Михайлович оставит глубокий и яркий след как несравнимый изобразитель русского быта, вернее, праздничного быта России.
К. Петров-Водкин
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля ( 7 марта ) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Санкт-Петербург) — русский художник.
«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве, - писал Федор Иванович Шаляпин. - Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой... Все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей... Но многие ли знали, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической, доблестной».
Кустодиев родился в Астрахани. Семья была небогатая, а после смерти отца и вовсе попала в нужду. Чтобы воспитать, поставить на ноги четверых детей, матери будущего художника приходилось много работать. Шить на заказ, вышивать, играть на рояле в богатых домах.
Мальчик рос наблюдательным. И было на что смотреть - яркие впечатления окружали со всех сторон. Взять, например, красочный быт купца Догадина - семья Кустодиевых снимала скромный флигелек, расположенный во дворе его дома. И на улицах родного города впечатлений хоть отбавляй! Пестрые витрины магазинов, торгующих восточными товарами, яркие вывески натюрмортного и жанрового характера, исполненные мастерами из народа, шумные астраханские базары с толпой инородцев в красочных нарядах, своеобразная живописность праздничных служб в многочисленных церквах и мечетях города, оживленная жизнь пристаней и многое другое.
В семье Кустодиевых любили музыку. Мать, Екатерина Прохоровна, играла на рояле, пела вместе с няней задушевные русские песни. Будущий художник тоже вскоре стал неплохо играть на рояле и петь. Восторженную любовь к музыке Кустодиев сохранил на всю жизнь. Мальчик много читал, и любовь к книге он тоже пронес через годы.
Но главным его увлечением, настоящей страстью было рисование. Увлечение это стало всепоглощающим после того как Боря побывал на выставке передвижников, устроенной в Астрахани в 1887 году. Она заворожила девятилетнего зрителя, в значительной степени определила его судьбу.
Вскоре в Астрахань переселился воспитанник Академии художеств талантливый педагог Павел Алексеевич Власов. Пятнадцатилетний Кустодиев начинает брать у него уроки рисования и живописи. В письмах к сестре он неизменно сообщает:«Теперь все свободное время я употребляю на рисование...» Более двух с половиной лет увлеченных занятий многое дали Кустодиеву. Он овладел первоначальными профессиональными навыками, привык к серьезной работе, без которой не бывает художника.
В 1896 году Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. Через два года его переводят в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Занятия в ней имели огромное значение для Кустодиева. Прославленный учитель высоко ценил дарование молодого художника. Он пригласил его участвовать в работе над грандиозной картиной «Торжественное заседание Государственного совета».
И позже Репин будет пристально следить за творчеством бывшего своего ученика. В 1912 году он так отозвался о художнике:
«На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность... »
В самом начале века Кустодиев пишет ряд превосходных портретов. Эти работы говорят о пристальном внимании художника к внутреннему миру человека. В то же время молодой Кустодиев стремится сблизить портрет с жанровой картиной, включая в него детали характерной обстановки.
Осенью 1903 года за конкурсную картину «Базар в деревне» Кустодиев был удостоен звания художника и права поездки за границу. Вскоре вместе с семьей он отправляется во Францию. Побывал художник и в Испании, где увлеченно копировал произведения великого Веласкеса. В Париже было написано «Утро» - портрет жены, купающей маленького сына. Утренний свет, льющийся в окно, ласково озаряет их фигуры. Эта картина - проникновенный рассказ о беззаботном детстве, о солнечном утре жизни.
Кустодиев любил изображать детей. Чисто, доверчиво смотрят они на нас с его картин. Работы эти, отмеченные доброй улыбкой художника, отличаются глубоким проникновением в детскую психологию.
Овладев завидным мастерством, получив всеобщее признание как художник прославленной репинской школы, Кустодиев не останавливается на достигнутом. Неустанно, нередко мучительно ищет он свой собственный стиль в искусстве.
В 1915 —1916 годах Кустодиев создал такие выдающиеся произведения, как «Девушка на Волге», «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», три варианта «Масленицы», наполненные любовью к Родине, оптимизмом и радостью бытия. С чарующей живописной силой раскрыл в них художник чертъ! русского характера - величавое достоинство, цельность и широту натуры, душевную чистоту. Эти картины характеризуют расцвет неповторимого, глубоко национального его творчества, впитавшего задушевную красоту родной природы, декоративность крестьянского искусства, подлинно народные представления о красоте.
Вот прославленная «Масленица» — пленительная и яркая, почти сказочная картина веселого зимнего праздника. С катаньем на расписных санях, с гуляньем под гармошку парней и девчат, с ребячьей игрой, с шумной толпой у балагана и непременной каруселью — широкая русская масленица! Смотрите внимательно — и вы увидите не только изумрудно-зеленое небо и окрашенные заходящим солнцем желто-розовые облака, но и захватывающе красивый отблеск на снегу, на крышах домов, на куполах церквей. Городок словно подернут легким туманом, какой бывает только в хороший мороз. Но взгляните на веселые румяные лица — люди увлечены гуляньем не скоро еще они соберутся домой, в тепло.
Бодростью, энергией, огромной жизненной силой веет от полотна. Трудно поверить, что создавал его тяжелобольной человек. Да, неизлечимая болезнь позвоночника приковала 38-летнего художника к креслу на колесиках. Для многих, вероятно, это обстоятельство стало бы роковым. Но светлую натуру Кустодиева оно не переменило. Превозмогая себя, создавал художник произведения, которые учили любить жизнь, радоваться ей, как празднику, восхищаться ее вечной красотой!
...Революцию Кустодиев принял радостно, с открытым сердцем. Горячо откликнувшись на революционные события 1905 года, он помещает в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» ряд острых рисунков, бичующих царских сановников, создает несколько значительных произведений, среди которых картины «Манифестация» и «Демонстрация у Путиловского завода». В февральские дни 1917 года художник подолгу наблюдает из окна квартиры за жизнью вскипающей красными флагами улицы. Вскоре он создает яркое историческое полотно «27 февраля 1917 года».
После Великой Октябрьской социалистической революции Кустодиев одним из первых среди ведущих мастеров изобразительного искусства ставит свое творчество на службу победившему трудовому народу.
19 июля 1920 года, в день открытия II конгресса Коминтерна, Кустодиев на предоставленном ему автомобиле объезжает праздничные улицы города. Любуется красочным зрелищем, делает многочисленные зарисовки. Позже он выполнил три рисунка для альбома, посвященного конгрессу, написал большие картины «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна», «Ночной праздник на Неве».
На первой из них - праздничная Дворцовая площадь Ленинграда. Радостные, возбужденные, красными флагами и транспарантами проходят по ней демонстранты. Подобные сюжеты были особенно близки Кустодиеву, влюбленному в яркое многоцветье, горячее бурление жизни. Они давали простор искусству композиции, которым художник владел в совершенстве, позволяли снова и снова изображать радующихся людей. В картине много того, что можно назвать типично кустодиевским: лиц, типажей, целых сценок. Вот одна из них. У подножия знаменитой колонны, взобравшись на сиденье автомобиля, дирижер руководит хором красноармейцев. Привлеченные пением, сгрудились вокруг люди: одни подпевают, другие слушают, третьи просто так глазеют, но всем интересно, всем весело!.. В этой картине художник вновь изобразил праздничный быт народа. Только на этот раз быт новый, складывающийся, советский.
В 1921 году был создан замечательный портрет Шаляпина. Он явился как бы синтезом достижений Кустодиева - портретиста и мастера жанровой картины. Монументальная фигура продавленного артиста дана на фоне яркого масленичного гулянья — этим художник подчеркивает народные истоки могучего таланта певца.
В том же году созданы и 23 акварели «Русские типы» («Русь»). Они составили своеобразную галерею типов уходящей России. Ярких, характерных. С этого времени и до последних дней жизни художник много работает в области графики. Он иллюстрирует детские книги, в том числе о Ленине, создает плакаты, календарные стенки, рисунки на почтовой бумаге.
Природа наделила Кустодиева поразительно острым глазом и изумительной зрительной памятью. С самого раннего детства он умел не только смотреть, но и видеть то, чего не замечают другие. И не только видеть, но и запоминать увиденное на всю жизнь, часто до мельчайших подробностей. Потом он мог «свободно распоряжаться своим материалом, работать легко и свободно без натуры». Подобное «накопление материала только и может дать здоровую жизненную почву для настоящего искусства композиции» — эти слова художника раскрывают секрет его творческого метода.
После революции Кустодиев продолжает творить, постоянно обращаясь к воспоминаниям детства. Он создает радостные, проникнутые светлым чувством произведения, рассказывающие о жизни маленьких приволжских городков. Одновременно художник пишет ряд картин, в которых любование красотой прежнего купеческого быта соседствует с тонкой иронией.
Незадолго до кончины Кустодиев создает одно из самых значительных своих произведений -«Русскую Венеру» (1925—1926). С лукавым вызовом изобразил он здесь русскую женщину —прекрасную, счастливую, задорную. Готовую соперничать со всеми Венерами, известными в мировом искусстве.
Творческий диапазон Кустодиева удивительно широк. Блестящий живописец, он хорошо известен как мастер портрета, жанровой картины и пейзажа, почти всегда обогащенного присутствием человека. Его многочисленные рисунки, книжные иллюстрации, работы в области прикладной графики имеют большую художественную и познавательную ценность. Много и плодотворно работал художник для театра, успешно пробовал силы в монументальном и оформительском искусстве. Нельзя, наконец, не отметить значительную работу в области скульптуры.
В письме своему любимому учителю П. А. Власову, отправленном за год до смерти, Кустодиев писал:
«Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — это было всегда единственным «сюжетом» моих картин...»
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. В силу болезни работы он был вынужден писать лежа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .
Искусство Б. М. Кустодиева всегда будет дорого нашему народу. Обращаясь к его произведениям, мы познаем их огромную художественную силу, вдохновляемся беспредельной любовью художника к Родине, к жизни.
Б. КАПРАЛОВ
shedevrs.ru