"Медный всадник". Характеристика Евгения: образ "маленького человека". Картина медный всадник


Иллюстрации к поэме "Медный всадник" Пушкина: картинки и рисунки А. Н. Бенуа, М. С. Родионова |LITERATURUS: Мир русской литературы

В этой статье представлены иллюстрации к поэме "Медный всадник" Пушкина: картинки, рисунки таких художников, как А. Н. Бенуа, М. С. Родионов, а также рисунок самого Пушкина. Смотрите: Все материалы по поэме "Медный всадник"

Иллюстрации к поэме "Медный всадник" Пушкина (картинки, рисунки)

Рисунок А. С. Пушкина

"Медный всадник". Конь. Рисунок Пушкина

Иллюстрации А. Н, Бенуа

Петр I у Невы
Петербург
Евгений накануне наводнения
Памятник "Медный всадник"
Евгений
Бушующая Нева
Евгений на льве во время наводнения
После наводнения
Евгений на месте, где жила Параша
Евгений бродит по улицам
Евгений разговаривает с "Медным всадником"
Призрак "Медного всадника" гонится за Евгением
Наводнение

Иллюстрации М. С. Родионова

Петр I на берегах Невы
Петербург
Пушкин на берегах Невы
Евгений накануне наводнения
Евгений на льве думает о Параше
Наводнение в Петербурге
Евгений нанимает лодку, чтобы плыть к Параше
Спасение утопающих
Евгений живет на улицах Петербурга
Смерть Евгения
Это были иллюстрации к поэме "Медный всадник": картинки и рисунки художников А. Н. Бенуа, М. С. Родионов, а также рисунок А. С. Пушкина. Смотрите: Все материалы по поэме "Медный всадник"

www.literaturus.ru

Иллюстрации Александра Бенуа к поэме "Медный всадник"

Александр Бенуа обращался к теме "Медного всадника" несколько раз. В общей сложности его работа над иллюстрациями к последней поэме Пушкина длилась 19 лет - с 1903 по 1922 год.Не знаю, как кажется вам, любезные читатели, а я люблю иллюстрации к этому произведению именно в исполнении Бенуа. Другие кажутся мне статичными, не достаточно экспрессивными. К тому же следует заметить, что работы эти преимущественно выполнены в сложнейшей технике офорта. Это добавляет им ценности.

 "Медный всадник", так страстно изуродованный цензурой, является, безусловно, одним из сильнейших пушкинских произведений -  в художественном отношении и в смысле психологической картины, создаваемой автором. Не даром Александра Бенуа вновь и вновь притягивала эта мистическая вещь. Он проиллюстрировал чуть ли не каждую строфу - а то и каждый стих поэмы.

 

"На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн."

 "Из тьмы лесов, из топи блат..."

 

 "...Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады..." 

  "Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель..."

  "На звере мраморном верхом..."

 "Над омраченным ПетроградомДышал октябрь осенним хладом".

 "Поутру над ее брегамиТеснился толпами народ..."

"И всплыл Петрополь, как Тритон,По пояс в воду погружен".

 "Осада! Приступ!"

 "С Божией стихией Царям не совладать..."

 "Евгений смотрит: видит лодку;Он к ней бежит, как на находку..."

 "...Несчастный знакомой Улицей бежит в места знакомые..."

 "Где же дом?"

 "Злые дети бросали камни вслед ему..."

 "...Он очутился под столбамиБольшого дома..."

 "...И прямо в темной вышинеНад огражденною скалою Кумир с простертою рукоюСидел на бронзовом коне..."

  "...ПоказалосьЕму, что грозного царя,Мгновенно гневом возгоря, Лицо тихонько обращалось..."

 "...И он по площади пустойБежит и слышит за собой — Как будто грома грохотанье..."

 "...К сердцу своему Он прижимал поспешно руку,Как бы его смиряя муку,Картуз изношенный сымал..."

 

"У порогаНашли безумца моего..."

 

pushkinskij-dom.livejournal.com

Тайна «Медного всадника»: opupel

Она кажется невероятной, на первый взгляд. Петр I ли стоит, расправив длань, на берегах Невы? Потом понимаешь, для сомнения, есть все основания

1

Памятник Петру I, стоящий на Сенатской площади Санкт-Петербурга, называют еще «Медный всадником». Последнее не вызывает никакого сомнения. Мы видим вздыбленного коня, на нем, скорее, не российского самодержца, а римского патриция или кого-то похожего на него, и его длань, распростёртую над землей

По официальной версии, это памятник Петру I, который изготовлен по приказу императрицы Екатерины II, архитектором Фальконе в 1778 году. Открытие его состоялось еще через четыре года.

Официальной версии не поверил и более внимательно присмотрелся памятнику исследователь и историк Алексей Кунгуров. Он заметил много непонятного и даже удивившего его. Начиная с камня, на котором установлен постамент. Его масса, по разным источникам, от 1700 до 2500 тонн. Такая махина неподъемна даже для современных механизмов, не говоря уже о банальной лошадиной тягловой силе. Даже представить сложно, каким способом камень подняли, на что погрузили и как привезли в Питер.

2

Дальше количество вопросов нарастает, как снежный ком. С какого перепугу автор обрядил Петра в римскую или греческую тогу, нацепил ему меч и лавровый венок на голову? Героизация образа? Тогда искажение пропорций тела Петра I тоже надо отнести к этой же причине. Непропорционально сложенный, узкоплечий, он предстает перед нами былинным красавцем с аршинной саженью в плечах, налитым силой телом

0_1c36c_7efa4464_L

4

4а

очему у всадника на коне отсутствуют стремена и седло, которое заменяет какая-то шкура?

На фото это хорошо видно 

3

Без сёдел и стремян ездили на лошадях разве что скифы и сарматы. Предание гласит, что они умели управлять лошадьми даже с помощью мысли. Но к чему эти, откровенно архаичные детали, образу великого самодержца

Но больше всего меня удивило наличие некоего отростка, похожего на змею, под задними ногами коня. Это что? Если, действительно, змей, то как он увязывается с образом Петра? С зеленым змием, разве что, боролся, но такая версия выглядит смешной.

7

Автор исследования считает, что памятник некогда был переделан. И изначально у ног коня было тело поверженного дракона, примерно, как на этом фото. 

8

Или на этом.

9

Конь, человеческая фигура на нем, вся композиция памятников, действительно, похожи друг на друга. Явное сходство замысла, исполнения, сюжета.

В доказательство того, что такие памятники ставили на Руси, исследователь приводит картину японского художника, который бывал в наших краях и добросовестно зарисовал увиденное.

_10

Почему убрали дракона, а хвост оставили? – возникает логичный вопрос. Посмотрите на следующий снимок и поймете – хвост одна из точек опоры и крепления памятника к камню. Без нее он бы не смог стоят. Поэтому специалисты по переделке вынужденно оставили хвост.

11

Тогда кому же был изначально поставлен памятник? Георгию Победоносцу или ещё какому неизвестному нам герою древности. Вам так не кажется? Если в руку бронзового Петра вложить копьё, а у ног коня сотворить змею, получится, без всякого сомнения, готовый Победоносец.

Алексей Кунгуров утверждает, что если внимательно присмотреться к рукавам рубахи и краю накидки всадника, то можно увидеть вообще невообразимое - вышитый свастичный узор, который носили только славянские воины. А ведь Пётра I никак нельзя отнести к хранителям российской истории и ее почитателям. Он решительно и безжалостно истреблял все традиции и обычаи, в угоду нового европейского порядке, введенного им. Тогда свастика здесь причем?

«Очень похоже на то, что фамилией Фальконе просто прикрыли нечто, что хотели уничтожить, исказить или утаить от нас с вами, - считает Алексей Кунгуров.  И продолжает. - Приведённый краткий анализ наталкивает на мысль о том, что памятник «Медный всадник» подвергался переделке, что изначально он был поставлен совсем другому герою – настоящему».

opupel.livejournal.com

Иллюстрации А.Н. Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник"

     В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина.      Бенуа начал работать над "Медным всадником" в 1903 году. В течение последующих 20 лет им создан цикл рисунков, заставок и концовок, а также огромное количество вариантов и набросков. Первая редакция этих иллюстраций, которые готовились для карманного издания, была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Напечатал их в другом формате Дягилев в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 г. Первый цикл иллюстраций состоял из 32 рисунков, выполненных тушью и акварелью.      В 1905 году А.Н.Бенуа, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику». В новых рисунках к «Медному всаднику» тема преследования Всадником маленького человека становится главной: черный всадник над беглецом – не столько шедевр Фальконе, сколько олицетворение жестокой силы, власти. И Петербург не тот, покоряющий художественным совершенством и размахом строительной мысли, а угрюмый город – скопление мрачных домов, торговых рядов, заборов. Тревога и беспокойство, охватившие художника в этот период, превращаются здесь в настоящий крик о судьбе человека в России.     В 1916, 1921–1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками.

Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури...

И всплыл Петрополь, как тритон,По пояс в воду погружен...

На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом...

Вода сбыла, и мостовая Открылась, и Евгений мой...

И он по площади пустойБежит и слышит за собой...

И с той поры, когда случалось Идти той площадью ему...

     В рисунках А.Н.Бенуа образы «Петербургской повести» А.С.Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия.     Поэтому именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен». Художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь в то время писал Бенуа об этих его иллюстрациях: "Они так хороши, что я от новизны впечатлений все еще и теперь не могу прийти в себя. Чертовски передана эпоха и Пушкин, при этом совсем нет запаха гравюрного материала, никакой патины. Они страшно современны – и это важно..."

(вернуться в начало страницы)

literatura5.narod.ru

На памятнике "Медный всадник" кто изображен? История создания памятника

Памятники – наиболее интересный и эффектный способ отдать дань и должное историческому прошлому. Ими восхищаются почитатели искусства, творчества и истории. Есть памятники, которые имеют звучное название, однако многие люди не знают, кто находится на пьедестале. Например, памятник "Медный всадник" - кто изображен на нем?

Памятник медному всаднику – отличный пример олицетворения духа истории в жизни. Нужно немного окунуться в историю!

"Медный всадник" – кто изображен на коне?

Многие люди, даже по роду деятельности не связанные с историей, наверняка слышали о медном всаднике. Но кто изображен на памятнике "Медный всадник", это остается открытым вопросом для большинства.

медный всадник кто изображен

Этим вопросом забиты многие темы форумов и блогов в Интернете. Кто изображен на памятнике "Медный всадник"? Вопросы по этому поводу не прекращаются.

Не будем долго вас томить. На памятнике "Медный всадник" в Петербурге изображен сам Петр Первый. Автор монумента Фальконе стремился воссоздать фигуру Петра в движении, чтобы в нем видели не только великого полководца и предводителя русского народа, но и настоящего законодателя и созидателя жизни.

На голове у Петра находится венок. Именно он подчеркивает то, что Петр является победителем и полководцем. Памятник для истории уникален тем, что имеет три опоры, на которых держится.

Теперь на вопрос о том, на памятнике "Медный всадник" кто изображен, можно смело отвечать - царь Петр Первый!

Почему именно в Петербурге?

Памятник медному всаднику – это важный элемент для культуры и архитектуры России. Часто можно встретить вопрос о том, кто изображен на памятнике "Медный всадник" в Москве? Но такого памятника в Москве нет.

медный всадник в петербурге

Итак, где находится памятник "Медный всадник", кто изображен на нем, мы разобрались. И расположен он не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Он был воздвигнут Екатериной Второй в честь Петра Первого. На постаменте можно найти надпись: «Петру Первому От Екатерины Второй лета 1782 года».

Тот, кто изображен на памятнике "Медный всадник" в Санкт-Петербурге - выдающаяся личность для города. Так считала Екатерина и поэтому решила запечатлить создателя города навеки. Таким образом императрица решила отдать должное не только городу Петербургу, но и его непосредственному основателю Петру I. Кстати, именно поэтому "Медный всадник" и был сделан в Санкт-Петербурге в честь основателя города. Вес его составляет восемь тонн, а высота – пять метров.

История – начало

Инициатива создания памятника целиком и полностью принадлежит Екатерине Второй. По приказу императрицы Голицын Александр Михайлович обратился к Вольтеру и Дидро за помощью и консультацией в построении и проектировании такого значительного для Руси объекта. Екатерина очень доверяла Вольтеру и Дидро, потому их мнение считалось весомым.

описание медного всадника

Этьен-Морис Фальконе – именно этого человека рекомендовали они Екатерине для проектирования и построения объекта. А Фальконе, в свою очередь, всегда мечтал о том, чтобы создать огромный монумент, который пройдет через века и будет почитаться потомками. Предложение русского двора его обрадовало и воодушевило. Мастер приезжает в Россию с Мари-Анн Колло. Это его 17-летняя помощница по проектированию.

Со скульптором был заключен контракт на 200 тысяч ливров. Это небольшая сумма. Русский двор обращался и к другим знатным мастерам своего дела, но они просили сумму намного больше.

Позже помощником Фальконе был назначен Фельтен – профессионал-архитектор, который должен был только ускорить процесс строительства постамента.

Кто изображен на памятнике "Медный всадник", фото отлично демонстрирует.

«Гром-камень» - то, что нужно!

Встал вопрос поиска подходящего камня, на котором был бы размещен огромный монумент Петра Первого. Искать камень решили через объявления, и в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было размещено соответствующее сообщение.

медный всадник в санкт петербурге

Подходящий камень Григорий Вишняков любезно предоставит под монумент Петра. Это была огромная глыба, которую он хотел использовать для собственных нужд, однако не нашел даже инструмента, с помощью которого мог бы расколоть ее.

Далее встал вопрос о перевозке в Петербург камня, который весил 2500 тонн. Его доставляли зимой, когда почва более крепкая и могла выдержать такую массу.

27 марта 1770 года камень был доставлен на берег Финского залива, и операция была завершена. Во время транспортировки было множество проблем, которые грозили сорвать весь проект. Однако все прошло успешно.

Перевозка данного камня даже на сегодняшний день является совершенно уникальной. Это был самый огромный камень, который когда-либо перемещался человеком!

Подготовка памятника

В 1769 году памятник из гипса был продемонстрирован публике. Теперь фигура Петра Первого ожидала отливки полностью.

кто изображен на памятнике медный всадник фото

Однако знаменитый мастер и проектировщик монумента Фальконе отказался выполнять эту работу самостоятельно. Он еще никогда не сталкивался с отливкой такого огромного памятника. Фальконе ожидал приезда Эрсмана, который был специалистом в этом вопросе.

Однако большие надежды скульптора на Эрсмана не оправдались. Он оказался плохим специалистом и не смог справиться с поставленной перед ним задачей. Фальконе самостоятельно взялся за отливку памятника.

Самая первая отливка произошла в 1775 году. Далее отливки повторялись в 1776-1777 годах. За результатами работы следила лично Екатерина Вторая.

Вторая отливка прошла более успешно, чем первая. Тогда после завершения Фальконе во внутренней части плаща Петра Первого написал «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин». Так была завершена работа над этим великолепным памятником.

Установка памятника

"Медный всадник" в Санкт-Петербурге был готов предстать перед народом. Оставался только вопрос установки памятника на Сенатской площади, чтобы он стал публичным достоянием, и люди могли им гордиться.

«Гром-камень» был давно доставлен в Петербург. Высота глыбы в 11 метров была именно той, что необходима для размещения монумента.

Однако отношения Фальконе и Екатерины Второй к этому моменту совсем испортились. Фальконе ничего более не оставалось, как уехать их Петербурга в Париж.

Конечной установкой памятника уже занимался Федор Гордеев. Это не вызвало у него больших затруднений, и 7 августа 1782 года состоялось открытие монумента Петру Первому. Фальконе так и не был приглашен на открытие своего русского детища. На открытии присутствовала сама Екатерина Вторая, которая и дала приказ открыть памятник именно в этот день!

Рассказ Батурина

Шел год 1812-й. Это было время, когда русская армия воевала с армией Наполеона. Была большая вероятность того, что французские войска ворвутся в Петербург и Москву и уничтожат все достояние культуры, которое есть в России.

Одержимый этими мыслями, император Александр Первый приказал вывезти из Петербурга все культурное наследие города. В списке Александра значился и памятник "Медный всадник" на Сенатской площади.

В это время объявляется некий Батурин, который тогда был в чине простого майора. Он добился личного свидания с князем Голицыным, чтобы поведать ему сон, который преследовал его на протяжении нескольких последний дней. Во сне майор находится на Сенатской площади. К нему поворачивает голову монумент Петра Первого и говорит, чтобы он ни в коем случае не был вывезен из родного Петербурга. Только с ним Петербург в безопасности, и никто его не тронет.

Удивленный таким сном Батурина, Голицын сразу же отправляется к Александру и рассказывает ему о видении. Александр был "убит наповал", однако все же отменил приказ о вывозе "Медного всадника" из Санкт-Петербурга.

Мысли Павла

Распространенной является история, которая связана с Петром Великим и будущим императором Павлом Первым.

кто изображен на памятнике медный всадник в москве

Павел гулял вечером по улицам Петербурга, когда ему показалось, что кто-то идет рядом с ним. Сначала он принял это за игру воображения, однако после начал действительно чувствовать присутствие другого человека.

«Павел, я тот, кто принимает в тебе участие!», - сказала ему фигура, находящаяся рядом. Павел был изумлен. Он отчетливо увидел фигуру Петра Первого в плаще и шляпе.

Эта встреча произошла на Сенатской площади. Уходя, Петр сказал, что когда-то Павел снова увидит его здесь.

Со временем так и случилось. Павел получил приглашение на открытие монумента в Санкт-Петербурге. На памятнике "Медный всадник" кто изображен? На этот вопрос Павел знал ответ наверняка.

"Медный всадник в культуре"

Яркие монументы и памятники часто находят свое отражение в рассказах писателей, в стихах поэтов и в рисунках знаменитых художников. Описание "Медного всадника" в Санкт-Петербурге на Сенатской площади не стало исключением.

Монумент произвел впечатление на видных деятелей литературы и искусства различных времен, которые затем отобразили его в своем творчестве.

Федор Михайлович Достоевский в романе «Подросток» неоднократно упоминает "Медного всадника". Он переживал в своих произведениях за будущее славного Петербурга, но не предрекал ему смерть, потому что город крепко охранялся духом знаменитого и великого Петра-основателя.

Мистик Данил Андреев в своей «Розе мира» тоже вспоминает "Медного всадника". Однако он представляет Петра сидящим на драконе.

Упоминали в своих произведениях "Медного всадника" и другие писатели. Существует множество картин, написанных и посвященных этому монументу. Петр Первый, увековеченный на коне, произвел на деятелей искусства большое впечатление.

«Медный Всадник» Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – это человек, который искренне восхищался русской культурой и ее наследием. Монумент Медного всадника в Санкт-Петербурге не мог оставить его равнодушным. Писателем было написано произведение «Медный всадник».

кто изображен на памятнике медный всадник вопросы

В произведении написано, как в 1824 году Евгений во время наводнения потерял свою возлюбленную. Он тяжело переживает это горе. Чтобы хоть как-то отвлечься от несчастного случая, он бродит по Санкт-Петербургу.

Евгений подходит к памятнику "Медный всадник" и на миг застывает. Он вспоминает, что именно Петр Первый основал город на том месте, в котором могут происходить беды и наводнения. Он начинает обвинять Петра в своих бедах и в том, что строительство было неверным, как и выбор самого места для строительства Петербурга.

Евгений начинает угрожать памятнику. В это время "Медный всадник" соскакивает с постамента и начинает бежать за обвинителем. Наяву это происходит у Евгения или в видении, он сам не может понять.

Чеканка монет

Нашел свое отражение "Медный всадник" не только в культуре, искусстве и литературе, но и на государственных монетах периода СССР.

Идея чеканить монеты с Петром первым принадлежала Банку СССР в период правления Михаила Горбачева в 1988 году.

Так, в 1988 году Банк СССР начинает чеканить монеты. Номинала 5 рублей удостоился памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Монета была тяжелой – 20 грамм. Ее тираж составлял 2 миллиона 300 тысяч экземпляром.

Это единственный известный случай с чеканкой монет с участием памятника "Медный всадник".

Легенды, мифы и интересные факты

Есть занятные мифы и интересные факты, связанные с памятником в Петербурге. Начнем с мифов.

  • Есть слух, что однажды Петр Первый захотел перескочить Неву. Когда он трижды сказал «Все божье и мое», то перескакивал Неву без проблем. Когда же он изменил фразу и сказал «Все мое и божье», то вмиг застыл на месте и окаменел. С тех пор стоит памятник на Сенатской площади.
  • Лежал однажды Петр Первый в своей постели и показалось ему, что шведы наступают на Петербург. Он вскочил, прыгнул на коня и поскакал им навстречу. Однако на пути ему обернулась змея и остановила его на Сенатской площади. Она не дала ему прыгнуть в воду и спасла Петра.
  • Есть мифы, в которых Петр говорит, что только он может по-настоящему защитить город от бед. Так было и в период войны 1812-1814 годов. И действительно, город не был тронут французами.

Интересные факты:

  • При транспортировке камня под постамент возникали трудности и противоречия между работниками. Часто случались аварийные ситуации. За транспортировкой камня следила вся Европа.
  • Фальконе изначально хотел, чтобы его "Медный всадник" был без ограды. Но она все равно была установлена. В настоящее время этой ограды нет, и многие оставляют свои надписи на памятнике, портя его. Есть вероятность, что ограда все-таки будет установлена.

"Медный Всадник" – это символ северной столицы России. В Петербург стоит съездить и своими глазами увидеть этот памятник. Теперь, когда вы будете в городе на Неве, у вас больше не возникнет вопроса о том, кто изображен на памятнике "Медный всадник" в Санкт-Петербурге.

fb.ru

"Медный всадник". Характеристика Евгения: образ "маленького человека"

В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из центральных персонажей. Этот герой является своеобразным обобщением, порождением «петербургской» эпохи в отечественной истории. Его можно назвать «маленьким человеком» - ведь жизненные смыслы Евгения заключаются в простом человеческом счастье. Он желает обрести уютный дом, семью, благополучие.

характеристика евгения медный всадник

Обобщенный образ

При подготовке характеристики Евгения из «Медного всадника» можно подчеркнуть, что А. С. Пушкин в своем произведении «Медный всадник» специально отказывается от присвоения Евгению какой-либо фамилии. Этим поэт стремится показать, что занять его место может абсолютно любой человек. В образе этого персонажа нашли свое отражение жизни многих тогдашних петербуржцев.

Смысл этого обобщения заключается в том, что Евгений в поэме является олицетворением народной массы, воплощением тех, кто оказался несчастным и обездоленным по вине правительства. В момент вспышки мятежа Евгений, пусть и на секунду, уравнивается с императором. Возвышение его происходит в тот момент, когда он, находясь среди бушующих волн, сидит «на мраморном звере верхом». В этом положении Евгений уравнивается в своих масштабах с великаном.

характеристика евгения в поэме медный всадник

Противопоставление Петру

Продолжая давать характеристику Евгению из «Медного всадника», стоит отметить противопоставление героя императору. В сцене наводнения читатель видит Евгения сидящим за Медным всадником. Он сложил руки крест-накрест (здесь поэт проводит параллель с Наполеоном), однако у него нет шляпы. Евгений и всадник смотрят в одном направлении. Но их мысли заняты совершенно разными вещами. Петр вглядывается в историю – его не интересуют жизни отдельно взятых людей. А взгляд Евгения устремлен на дом его возлюбленной.

В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала – безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена. Ведь он покусился на самое ценное – свободу.

характеристика петра и евгения медный всадник

Кто ближе читателю?

В этом противопоставлении двух героев читатель видит их основное отличие, которое также дополнит характеристику Евгения из «Медного всадника». Герой наделен живым сердцем, он умеет переживать за другого человека. Он может печалиться и радоваться, смущаться и трепетать. Несмотря на то что Медный всадник предстает перед нами занятым размышлениями о жизнях людей, об их благоустройстве (здесь поэт имеет в виду и самого Евгения как будущего обитателя города), большую читательскую симпатию все-таки вызывает этот «маленький человек», а не «кумир».

Мечты Евгения

Бедность его не является пороком. С ней можно справиться, если упорно трудиться; тогда она станет временным явлением. Здоровье и молодость главного героя – это намек поэта на то, что пока что Евгений ничего другого не может предложить обществу. Он трудоустроен в чиновничьей конторе. Ему не очень нравится такая жизнь, однако он надеется на лучшее и готов работать долго и упорно, чтобы добиться благополучия. Точно так же дела обстоят и с квартирой, которую снимает Евгений в одном из дальних районов. Главный герой надеется на то, что и она будет сменена на лучший вариант.

В характеристике Евгения в поэме «Медный всадник» можно упомянуть и о его возлюбленной. Девушка Евгения по имени Параша - под стать ему. Она небогата и живет вместе со своей матерью на окраине города. Евгений любит девушку, мыслит свое будущее только с Парашей, связывая с ней все лучшие мечты. Но события, которые произошли в дальнейшем, разрушили планы «маленького человека». Река потопом накрыла домик Параши и ее матери, унесла их жизни. Из-за этого Евгений тронулся умом. Страдание его было неизмеримо. Он скитался по городу в одиночестве, две недели питаясь лишь теми подачками, которые давали ему бедняки.

характеристика героя евгения медный всадник

Гибель Евгения

Утомленное сознание персонажа рисует ему бредовые картины – так продолжается поэма «Медный всадник». Характеристика Петра и Евгения может содержать описание момента гнева «маленького человека», обращенного на императора. Евгений начинает обвинять Медного всадника в том, что он основал город в таком месте. Ведь если бы Петр выбрал другую область для города, то жизнь Параши могла бы сложиться по-другому. И обвинения «маленького человека» настолько полны брани, что его воображение не выдерживает и оживляет памятник Петру. Он гонится всю ночь за Евгением. Тот засыпает под утро, изможденный от этой погони. Вскоре от горя главный герой погибает.

медный всадник характеристика евгения кратко

«Маленький человек» или герой?

Наводнение, которое превратилось для Евгения в личную трагедию, превращает его из простого человека в Героя поэмы «Медный всадник». Характеристика Евгения, кратко изложенная, может содержать в себе его описание в начале поэмы и преобразование по мере развития событий.

Сначала тихий и неприметный, он становится поистине романтическим персонажем. У него оказывается достаточно смелости, чтобы, рискуя собственной жизнью, отправиться в лодке через «волны страшные» к маленькому домику, находящемуся у самого Финского залива, где жила его возлюбленная. В поэме он лишается ума, а безумие, как известно, нередко сопровождает романтических героев.

Характеристика Евгения в поэме «Медный всадник»: амбивалентность персонажа

Этот пушкинский персонаж обладает амбивалентностью – с одной стороны, он мал и безлик; с другой – Евгений является единственным героем произведений поэта, который обладает рядом человеческих достоинств. Он вызывает у читателя сострадание, а в какой-то момент – даже восхищение. Несмотря на то что Евгений является простым обывателем, его отличают высокие нравственные качества. Этот бедный чиновник умеет любить, быть верным и человечным.

Характеристика героя Евгения в поэме «Медный всадник» была любопытна многим исследователям литературного наследия Пушкина. Некоторые из них, например Ю. Борев, видят в Евгении не меньшую тайну, чем в образе императора. Да, он «маленький» человек, частное лицо. Однако персонаж претендует на самоценность. В его мечтах немало высоких моментов. Безумие его можно назвать «высоким», ведь в нем герой выходит далеко за рамки обыденного сознания.

С помощью многих приемов великий русский поэт достигает сочетаемости двух противоположных образов – императора и мелкого чиновника. Ведь для Пушкина миры этих героев равнозначны.

fb.ru

Медный всадник. Фальконе — Art-Salon

Создатель «Медного всадника» был одним из крупнейших мастеров скульптуры XVIII века. Выходец из народа, сын столяра, Фальконе в молодости прошел школу известного французского мастера Лемуана. Его глубоко интересовала классика, монументальное величие антиков, а господствовавшее во Франции придворное, прихотливое течение «эпохи Помпадур» — рококо — вынуждало исполнять аллегорические композиции и декоративные скульптуры для дворянских особняков. В них преобладает интимность рококо, свойственные этому стилю изящество пропорций, нежность гибких форм. Но и тематику рококо Фальконе претворял в нечто наделенное тонкой поэтичностью.В 1757 году Фальконе стал художественным руководителем Севрской фарфоровой мануфактуры. Ему, тяготевшему к монументальным формам, в течение десяти лет пришлось заниматься созданием моделей для Севрского бисквита.

«В конце 50-х — начале 60-х годов в его творчестве все сильнее ощущаются веяния античности. В произведениях этого периода заметны поиски большей содержательности замысла, строгости и сдержанности пластического языка. Этот процесс внутреннего созревания таланта Фальконе-монументалиста подготовил расцвет его искусства русского периода.

В 1766 году Фальконе по приглашению Екатерины II приезжает в Россию. Цель приезда — создание памятника Петру I.

В течение двенадцати лет работает скульптор в Петербурге. Первоначальный эскиз монумента был сделан во Франции в 1765 году. Поселившись в Петербурге, Фальконе горячо принялся за дело и к 1770 году закончил модель в натуральную величину. К месту установки памятника была доставлена каменная скала, весившая после ее частичной обрубки около восьмидесяти тысяч пудов. В 1775—1777 годах происходила отливка статуи из бронзы, открытие же памятника состоялось в 1782 году.

 

Фальконе был иностранцем, однако понимание скульптором личности Петра и его роли в историческом развитии России таково, что созданный им монумент — это явление русской культуры.В 1778 году, не дождавшись окончания работ, Фальконе возвращается на родину. Но главный его труд, труд всей его жизни, — «Медный всадник» — остается в Петербурге, в России. России он посвятил свой талант, отдал ей свое сердце.

 Фальконе не колебался: он согласен, согласен на любые условия. Он даже не стал торговаться из-за гонорара — он поедет в Россию на восемь лет, чтобы в Санкт-Петербурге воздвигнуть памятник Петру Великому.

Русский посол в Париже князь Голицын вполне доволен, он благодарит знаменитого Дидро за рекомендацию — Этьен Морис Фальконе именно тот человек, который достоин высокой чести исполнить ответственный заказ императрицы Екатерины II.

Комната в доме Дидро. За столом сам хозяин дома и Фальконе. Скульптор взволнован, он говорит о своей предстоящей поездке в далекую Россию, о памятнике, который отныне целиком завладел его жизнью. Дидро советует соорудить монумент в виде огромного фонтана с аллегорическими фигурами. Но Фальконе мечтает о памятнике простом и строгом. Здесь же, на краешке стола, отодвинув кофейную чашку, он на листке бумаги набрасывает эскиз будущего памятника — дерзкий всадник на вздыбленном коне…Осенью 1766 года Фальконе вместе со своей юной ученицей Мари Анн Колло отправляется в Санкт-Петербург. В его багаже гипсовые формы, папки с рисунками, инструменты, книги… Он ехал в Россию, где ему было суждено обрести бессмертие.Русская столица гостеприимно встретила французского скульптора. Он был принят и обласкан императрицей, не упустившей случая показать себя просвещенной покровительницей искусств.

С первого же дня Фальконе взялся за работу. Восемь лет не такой уж большой срок для создания задуманного им памятника. Тем более что Фальконе никогда прежде не работал над монументальными статуями. Хотя он уже был известен как талантливый автор камерных произведений, но в свои пятьдесят лет он, по существу, еще не создал ничего, что могло бы обеспечить его имени долгую славу и память потомков. Может быть, здесь, в России, последний шанс выразить свои жизненные и художественные идеалы. Дидро не ошибся, он видел, что этот простодушный ученик Лемуана способен на большее, чем только руководить скульптурной мастерской на фабрике фарфора в Севре… Ему, сыну столяра, по силам изваять огромную статую русского императора. Поистине fortes fortuna adjuvat! Судьба помогает смелым!

Едва вступив на престол, Екатерина II решила поставить памятник Петру, желая показать себя преемницей великих начинаний первого российского императора. Она хотела, чтобы памятник послужил не только славе Петра, но и ее собственной. Властная и честолюбивая, она мечтала при жизни воздвигнуть монумент себе. Вот почему Екатерина отвергла все долгие славословия Петру, которые предполагалось высечь на памятнике, и приняла лапидарную, но полную глубокого смысла надпись: «Петру Первому—Екатерина Вторая», или по-латыни «Petro Primo — Catharina Secunda».

Вот почему так строго оценила она статую Растрелли, изобразившего Петра в лавровом венке триумфатора, торжественно восседающего на коне. Ей хотелось видеть памятник небывалый, смелый, а не традиционно-парадный, каких в то время во всех европейских столицах появлялось немало в честь королей, знаменитых вельмож и полководцев. Творческий замысел Фальконе как нельзя лучше совпал с желаниями императрицы.

Но императрица недолго жаловала вниманием безродного французского скульптора. Вскоре она даже перестала отвечать на его письма. Куратором Фальконе был назначен президент тогдашней Академии художеств генерал-поручик Бецкой. С первой же минуты между скульптором и его сановным попечителем установились натянутые отношения. Фальконе отверг предложенную Бецким композицию памятника и с присущей ему прямотой напомнил, что скульптор все-таки он и ему самому пристало решить, как будет выглядеть будущий монумент. Едва ли такая дерзость пришлась по душе Бецкому, который отныне делал все, чтобы помешать Фальконе. Впрочем, Фальконе человек прямой, не привыкший к светской обходительности, мастер наживать себе врагов.По эскизу памятника Петру I, сделанному еще до приезда в Россию, скульптор начинает работу над моделью. Фальконе изучает движение коня с всадником. По его просьбе генерал Мелиссино взлетает на коне на специально сделанную насыпь. У края насыпи он поднимает коня на дыбы, повисая над крутизной. Как запечатлеть это мгновение, как найти ту единственную позицию всадника, которой суждено воплотиться в бронзе? Скульптор делает стремительные наброски карандашом, лепит, изучает анатомию. После короткой передышки генерал снова взбирается на взмыленного коня и в сотый раз пускается галопом к насыпи… Сам Фальконе вспоминал об этих конных упражнениях: «Не однажды, а сотни раз наездник по моему приказу проскакал галопом на разгоряченных лошадях, ибо глаз может схватить эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. Изучив избранное мною движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Я рассматривал, лепил, рисовал каждую часть снизу, сверху, сзади…»

В конюшнях графа Орлова был найден могучий, поистине богатырский конь, который и послужил прообразом бронзового скакуна. «Природу живую, воодушевленную, страстную — вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне…» Да, Фальконе не только теоретически провозглашал верность природе, но и следовал ей в работе над памятником Петру, следовал не как слепой подражатель, а как подлинный художник и творец.Модель памятника с вздыбленным над бездной конем многим в то время казалась нелепой и вызывала порой далеко не безобидные насмешки в среде художников не только России, но и Франции. В одном из писем Дидро утешает скульптора, призывая работать без оглядки на пересуды бездарных завистников: «Прошу тебя, друг мой, убей их, чтоб я имел удовольствие видеть их поверженными и растоптанными под копытами твоего коня».Впрочем, Фальконе и сам понимал, что фигуры всадника и коня ему удались. Оставалось самое трудное — голова всадника Петра. Здесь мало было добиться портретного сходства. Художник стремился раскрыть в портрете Петра Великого его титаническую волю, мудрость, смелость и широту замыслов.

Но удача изменила мастеру. С отчаянием он принимался за новые и новые модели. Императрица отвергала их. Дело спасла мадемуазель Колло. Она предложила своему учителю исполнить портрет императора. Фальконе с радостью согласился. Мари Анн тут же приступила к работе. С вечера до утра она не выходила из мастерской. На рассвете художница показала модель учителю. Через несколько часов Екатерина II по достоинству оценила работу двадцатилетней Колло. По предложению императрицы Мари Анн Колло была избрана академиком Российской Академии художеств. В Ленинградском Эрмитаже находится бюст Фальконе работы Мари Колло, лучший из всех ее портретов.И вот настал день, когда гипсовая модель была закончена: дерзкий скакун, повинуясь воле державного всадника, взвился на грани отвесной скалы. Всадник, властный и спокойный, широким жестом указывает новый путь своему народу: «…над самой бездной, на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы». Гигантская статуя, вскинутая высоко над скалой, держится на трех точках: задние ноги коня и хвост, опершийся на раздавленную змею, которую вылепил талантливый русский скульптор Ф. Гордеев…

 

 Ничего лишнего, ничего случайного, все математически строго и в то же время живо, воодушевленно, страстно. Более чем через полвека великий польский поэт Адам Мицкевич, увидевший памятник Петру I, удивительно точно скажет о творении Фальконе:

Так водопад из недр гранитных скалИсторгнется и, скованный морозом,Висит над бездной, обратившись в лед.

Фальконе в письме к Дени Дидро так раскрывает содержание памятника и образ своего героя: «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Может быть, эти фигуры прибавили бы больше поэзии в мое произведение. Но в моем ремесле, когда мне 50 лет от роду, надо затевать попроще, если хочешь дожить до последнего акта. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам по себе сюжет и атрибут — довольно показать его.Итак, я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям.

 Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей.Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале — вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гения он преодолел их… Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Еще в Париже Фальконе решил, что постаментом для памятника должна служить гранитная скала. Бронзовый скакун на диком камне — это образ силы, образ победы Петра Первого над всеми превратностями исторической судьбы. Для гордого всадника, поднявшего на дыбы своего коня, обычный парадный пьедестал никак не подходил… Но где найти такую скалу, как доставить ее в Петербург? «Сыскать безнадежно» — таково мнение генерала Бецкого. Скептики отговаривают Фальконе от его невероятного замысла. Ему предлагают соорудить скалистую гору-пьедестал из нескольких камней. Его обвиняют в несговорчивости, его требование объявляют прихотью и навязчивой идеей. Но скульптор не отступает — без мощного монолита памятника не будет! Такова воля Фальконе. Такова воля художника, не знающего компромиссов с собственной совестью, не ищущего легких и доступных путей.И поиски монолита начались. Были они долгими и безуспешными. Казалось, великому замыслу не суждено сбыться. Уже не первый день по побережью Балтики бродит в поисках глыбы каменных дел мастер Андрей Пилюгин, командированный сюда Академией художеств. Уже обследованы районы Ямбурга, Нарвы, острова Ладожского озера. Много найдено и описано камней, но все малы — не поднять им огромной статуи.

Наконец удача! Недалеко от села Лахта крестьянин Семен Вишняков наткнулся на поросшую мхом скалу. Местные жители называли ее «гром-камень»: когда-то в нее ударила молния, оставив глубокую расщелину. Но не только этим примечателен «гром-камень». По преданию, царь Петр взбирался на нее, осматривая окрестности строящегося Петербурга. Как не увидеть в этом символ: камень, на который ступала нога живого Петра, будет постаментом его бронзового изваяния.«Гром-камень» был велик, много больше десяти метров в длину, высотой метров восемь и в ширину более шести.Даже по нынешним временам поднять и перевезти такую многотонную Глыбу, как «гром-камень», совсем нелегко, тем более это было трудно сделать двести лет назад. Везти-то было как будто недалеко — всего несколько верст, но путь этот оказался долгим и трудным — около двух лет «ехал» «гром-камень» из глухой болотистой топи в столицу империи.Но и теперь, когда монолит для памятника был найден, скептики не унимались — они считали невозможным сдвинуть «гром-камень» с места. Однако нашлись смекалистые люди, сообразили, как везти камень. Один мастеровой, имя которого осталось неизвестным, предложил с помощью рычагов и воротов поднять глыбу на бревенчатую платформу, которая должна была катиться на металлических шарах по деревянным желобам…

Со всех окрестных деревень согнали к Лахте крестьян — гатить дорогу до Невы. Тихие доныне места стали похожи на большую стройку: там лес рубят, там плотники бревна тешут, там корабельную сосну, как гвозди, вгоняют в зыбкую землю. Механики рычаги налаживают, каменотесы обкалывают, очищают «гром-камень». Большая идет работа — семьями, артелями, целыми деревнями.Наконец, перекрестясь, начали.. Подняли камень на платформу, устланную мхом, чтобы мягче лег. Подождали морозов — ледяная дорога надежнее. Забили барабаны, заскрипели вороты, натянулись канаты — «гром-камень» медленно двинулся в свое историческое путешествие. Облегченно вздохнул Фальконе. Стояла морозная зима. Мужики, тяжело дыша в заиндевелые бороды, налегали на вороты — разом полтысячи человек…Перевозка «гром-камня» была событием грандиозным. Каждый петербуржец стремился своими глазами увидеть столь необычное зрелище. В заснеженном лесу вдоль дороги летят богатые возки с гербами на дверцах — все именитое дворянство спешит посмотреть на будущий постамент. Сама императрица Екатерина II посетила Лахту.

Тем временем камень, облепленный каменотесами, как Гулливер лилипутами, приближался к Неве. Здесь его погрузили на плот. 23 сентября 1770 года «гром-камень» закончил свое путешествие на Сенатской площади. Мост через Неву, набережные были заполнены народом. Вокруг плота с камнем суетились сотни барок. На боевых кораблях толпились матросы, с удивлением глядя на каменное чудо, которое должно было стать частью памятника создателю флота российского.В честь великого события, в честь народного подвига была выбита специальная медаль со словами: «Дерзновению подобно». Этьен Морис Фальконе вполне заслужил ее. Вся его долгая работа над памятником Петру Первому, говоря высоким штилем XVIII века, дерзновению подобна.

Закончив модель памятника, Фальконе потратил несколько месяцев на поиски мастера для отливки монумента. Дело предстояло небывалое, трудное. Отлить даже обычный памятник не так-то просто, а тем более такой сложный: ведь, по расчетам Фальконе, передняя часть корпуса коня должна быть очень тонкой, всего несколько миллиметров. Иначе будет нарушено равновесие.Пригласили известного мастера-литейщика из Франции Эрсмана. Но напрасно Фальконе с нетерпением и волнением ждал его приезда. Эрсман наотрез отказался от работы, никто в мире не сделает столь тонкой отливки, об этом может мечтать только сумасшедший — так считает Бенуа Эрсман.

Неужели труд нескольких лет, надежды, связанные с памятником Петру, оказались бесплодными? Нет, Фальконе не отступит и на сей раз, он завершит работу, чего бы это ни стоило. Скульптор решил сам отливать статую. С литейным делом он знакомился еще в Париже. Конечно, этого мало — необходимо изучить новейшие методы литья. Фальконе скоро шестьдесят лет, но он неутомим в работе: делает пробные отливки, читает пр

исланные Дидро книги. Наконец в августе 1775 года на Сенатской площади запылала литейная печь. Отливка началась!С этой минуты Фальконе не.покидала нервная лихорадка. Уже девять лет как он приехал в Россию. Сделано много, но до конца еще далеко. А ведь контракт был подписан на восемь лет. Теперь все поставлено на карту. Трудно справиться с возбуждением. Скульптор ни о чем не может думать, кроме своего Петра. Он даже не занимается любимым делом — чтением латинских и греческих писателей. И когда во время отливки едва не произошла катастрофа, Фальконе был близок к тому, чтобы покончить с собой…Помощники Фальконе едва не погубили всего многолетнего труда скульптора: в топку сверх меры подбросили дров… Печь загудела, огонь вскинулся с такой силой, что трубка, по которой бронза текла из печи, мгновенно расплавилась… Жидкий металл выплеснулся на землю. Сильный огонь повредил верхнюю часть формы. Загорелся дощатый настил, началась паника. Все бросились в разные стороны — подальше от этого адского пекла. Только один человек остался . на месте — русский литейщик Емельян Кайлов. Мокрой сермягой он обмотал раскаленную трубку. Тяжелые ожоги не остановили его. Рискуя жизнью, превозмогая страшную боль, этот мужественный человек спас положение, обмазав глиной трещины и разрывы в форме. Металл отступил, успокоился, вошел в русло формы…

Все-таки отливка головы всадника не удалась, зато большая часть статуи вышла превосходно, о чем Фальконе с гордостью писал: «Быть может, еще не бывало лучшей отливки, все вытиснено, как в воске…» Через два года верхняя часть была отлита снова. На этот раз все обошлось без происшествий. Генерал Бецкой, предлагавший отливать целиком всю статую, был — в который раз! — уязвлен упрямым Фальконе.

В сентябре 1778 года, через двенадцать лет после своего приезда в Россию, Фальконе закончил работу над монументом. Двенадцать лет! Все силы были отданы памятнику, но он все-таки добился своего. Осталось только водрузить бронзового скакуна на «гром-камень». Впрочем, это могут сделать и без него. «Exegi monumentum…» Он с полным правом может повторить знаменитые слова Горация: «Я воздвиг памятник…» Екатерина II, так ласково встречавшая французского гостя двенадцать лет назад, на его последнее письмо не ответила. Дело сделано, и императрице недосуг вести переписку……Этьен Морис Фальконе устал. У него есть еще не осуществленная мечта — поездка в Италию. Он не станет терять времени в Петербурге, пока все будет готово к открытию памятника. Пора собираться…

 

 Августовским днем «лета 1782» на площади перед Сенатом царило праздничное оживление. Петербуржцы собрались на церемонию открытия памятника Петру I. В окнах соседних домов, на балконах, на крышах — всюду люди. Все в напряженном ожидании — столько лет ходили по Петербургу разговоры об этом памятнике.На балконе Сената появилась Екатерина. Вокруг памятника, одетого в холстину, в торжественном молчании замерли войска. Покачиваясь на невской волне, стоит строй военных судов. Полощутся на ветру белые с голубым перекрестием флаги русского флота.

Грянули оркестры. Ударили пушки. Тысячеголосый гул пронесся над площадью. Серые покрывала упали с плеч Петра — и вот он весь, на могучем коне, подался вперед, повис на краю скалы — дерзкий, сильный, спокойный, царственный.

Осенью 1778 года, не дождавшись своего триумфа, Фальконе покинул Санкт-Петербург.

 Все было в этом памятнике: и смелость замысла, и монументальность, и отменное мастерство в исполнении каждой детали, и поразительная цельность, и техническое совершенство… К нему можно подойти близко и увидеть, как трепетно играют мускулы коня, как живо развевается плащ Петра, как выразительно его лицо.

Можно отойти подальше — тогда исчезнут, станут недоступными взгляду напряженные жилы на ногах коня, складки на одежде Петра, но откроется мощная взрывная сила — скрытая энергия бешеной скачки, вознесшей всадника на вершину скалы, откроется строгая красота силуэта. Если встать перед памятником, под копытами вознесенного к небу коня, то поразишься тому умению, той артистической легкости, с которой скульптор поднял эту махину в воздух.«Выразить формы тела и не присоединить к ним чувство — это означает выполнить свою работу лишь наполовину». «Самое великое, самое возвышенное, единственное, что может создать гений скульптора, должно быть лишь выражением возможных соотношений природы, ее эффектов, ее игры, ее случайностей, — это означает, что прекрасное, даже идеально прекрасное в скульптуре, как и в живописи, должно быть сгустком подлинно прекрасной природы».

Это мысли Фальконе о скульптуре. И их вполне можно отнести к его шедевру — памятнику Петру, потому что он «сгусток подлинно «прекрасной природы».В день открытия памятника в адрес Фальконе звучали слова высочайшей похвалы. В этот день его имя, его творение стало частью русского искусства и истории. Но сам Фальконе был в этот день далеко, в Париже, и не слышал пушечного салюта, славословий, похвал, не видел великолепного парада, которым завершилось торжество. Отныне не генерал Бецкой, не императрица Екатерина были ему единственными судьями и ценителями — народ принял с благодарностью творение Фальконе.Двести лет стоит над Невой памятник Петру. Он был свидетелем восстания декабристов, он видел колонны революционного питерского пролетариата. В годы минувшей войны его укрывали от фашистских бомб и снарядов мешками с песком… Двести лет…Многих писателей, поэтов, художников вдохновлял образ гордого всадника, созданный Этьеном Морисом Фальконе.

…В неколебимой вышине,Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.

Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь!

Бессмертные строки о бессмертном памятнике. Бессмертие… Оно пришло к французскому скульптору на русской земле.

С. РАЗГОНОВ. Из книги «С веком наравне».

 

art.batato.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта