Описание картины Бориса Кустодиева «Купец». Картина купец


Борис Кустодиев «Купец»: the_morning_spb

► КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878-1927). «Купец (Старик с деньгами)». 1918 г.Холст, масло 88,5 x 70 см.Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург.

Русское искусство не раз обращалось к образам «деловых людей». Отечественные писатели одарили нас гоголевскими купцами, самодурами Островского и отталкивающим Лужиным из «Преступления и наказания». Когда мы говорим о живописных полотнах, посвященных купечеству, как правило, вспоминается Борис КУСТОДИЕВ с его длинной чередой колоритных купцов и купчих.

Кустодиев писал купечество в основном мелкое, провинциальное, более того – уже вчерашнее, и зачастую с куда большим сочувствием, чем было принято. Герои его полотен ближе к современникам великого бытописателя купеческой жизни Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО, чем к промышленникам предреволюционных лет.

Купец Кустодиева, прежде всего, человек из народа. Разбогатевший сын крепостных крестьян, облаченный порою в дорогую шубу явно не для тепла, а для демонстрации достатка, он в то же время умен и работящ, а потому вызывает не только привычное на Руси раздражение чужим благополучием, но и сочувствие.

Картина «Купец» написана в 1918 году, когда кустодиевских героев уже вовсю ставили к стенке. Может быть, поэтому художник придал своему герою облик, напоминающий евангельского пророка, обречённого на казнь: на лице – философская задумчивость, в глазах – скорбный вопрос. Однако, блестяще выписанная купеческая рука, лежащая на кипе ассигнаций, более всего похожа на лапу орла, вцепившегося в добычу. Художник уже знает дальнейшую судьбу своего героя, не может не сопереживать ему, но в то же время не желает скрывать и своего отношения к купеческому ремеслу. Купец Кустодиева неоднозначен.

Потом «богатеев» стали изображать по-иному. И эта традиция дожила до наших дней.

the-morning-spb.livejournal.com

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.

Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…

Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи. Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода – всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден. По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.

Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям. А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось. Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.

Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.

opisanie-kartin.com

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

23.05.2015

описание картины бориса кустодиева купец

Кустодиев не был ярко выраженным портретистом. Мы никогда не узнаем почему: то ли его больше привлекали иные жанры, то ли по какой-либо другой причине, но факт остаётся фактом - портреты художник писал редко. Однако если он всё-таки принимался за такую работу, то в итоге получался красивый, ярко выраженный образ, как, например, картина «Купец, считающий деньги».Кого же мы видим, глядя на портрет? Пожилого человека с окладистой бородой в одежде, подчёркивающей социальный статус носителя. Бархатный жилет, нарядная рубаха, серебряная цепочка на шее и золотое кольцо на пальце - все эти вещи ненавязчиво свидетельствуют об уровне доходов купца. Окончательно дополняют образ счёты, высокие столбики монет и пухлые стопки бумажных ассигнаций на столе. Наиболее эмоциональными в облике богатея являются суровое лицо и рука, лежащая на деньгах. Этот скряга свой капитал никому не отдаст.

Прижимистость торговцев была притчей в языцех во все времена. Такова уж суть ведения бизнеса - получение больших доходов при маленьких расходах. Однако если посмотреть на это в контексте царской России, то становится ясно, что именно они, купцы, своей деятельностью помогали экономике страны демонстрировать устойчивый рост до самой Первой мировой войны. После неё и революции купеческое сословие исчезло, подвергнувшись репрессиям. Картина, тем не менее, показывает нам человека, пришедшего к успеху на своём жизненном пути, и его будущее видится весьма безоблачным. Кроме этого полотна, Кустодиев обращался к теме купечества и в другой своей картине - «Купчиха за чашкой чаю». Однако её нельзя назвать портретом, это всё-таки жанровая сцена, в которой внимание акцентировано на пухлой женщине, олицетворяющей собирательный образ русского купеческого сословия.

8-poster.ru

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец»

Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.

Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги». Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…

Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи. Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода — всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден. По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.

Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям. А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось. Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.

Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.

Описание картины Бориса Кустодиева «Купец» | источник

sochinenie-o.ru

КУПЕЦ ПЕТРА ВЕЛИКОГО | Историк

17 августа

Автор: Василий Шебуев. Подвиг новгородского купца Иголкина в Северной войне со шведами. 1839

Эта знаменательная картина не затерялась в череде образцов русской исторической живописи. Тема для XIX века ключевая, коронная, даже государствообразующая — времена Петра Великого. Северная война, в которой выковывалась империя.

Новгородский купец Иголкин готов был отдать жизнь за честь царя. Считалось, что он сродни Кузьме Минину, великий патриот из торгового сословия. А дело происходило так. Иголкин вёл торговые дела со Швецией, часто наведывался в Стокгольм. Когда началась Северная война, шведы обошлись с ним недружелюбно, взяли под стражу. В казённом доме Иголкину приходилось выслушивать развязные речи шведских солдат. Они на чём свет стоит бранили русского царя Петра. Невмоготу было купцу слушать такие речи, не раз он требовал от шведов не касаться персоны государя… Однако тщетно. Наконец, Иголкин не стерпел и, вырвав у одного из солдат штык, заколол его, а затем и второго солдата, прибежавшего на выручку товарищу. Когда на шум сбежались остальные стражники, Иголкин сдался им без сопротивления. Пояснив на суде мотивы своих действий, купец вызвал уважение шведского короля Карла XII, который проявил благородство и приказал освободить его и отпустить домой. После освобождения купец проживал в родном Новгороде, пользовался расположением Петра Великого и честно торговал.

Именитый художник Василий Шебуев (1777–1855) к тому времени являлся ректором Императорской академии художеств, считался столпом русского классицизма. Первые эскизы к многофигурной картине о подвиге купца он создал аж в 1810-м. На картине Иголкин уже расправился с двумя охранниками — и предаётся в руки шведских солдат. В его глазах — смирение и решительность. Купец не раскаивается в содеянном, хотя и опечален тем, что ему пришлось пойти на смертоубийство. Шебуевская проработка деталей реалистична. При этом композиция выглядит театрально. «В композиции примечается нечто не довольно обдуманное. Иголкин, убив шведа, сидит очень покойно, у ног его валяется тело убитого, вбегают другие и с таким жаром, что, кажется, пробегут мимо того, кого им надобно, между тем Иголкин сознается, что он убил», — так оценивал работу Шебуева художник-современник. Картина пользовалась немалым успехом на выставке Академии художеств.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

"Купеческий портрет" в Историческом музее: monahov

На выставку зазывают именами Тропинина, Маковского и Серова (и эти мужики действительно хороши), но наибольшее впечатление производят картины неизвестных авторов, написанные часто со столь же неизвестных уже персонажей. Два портрета неизвестного художника из тверской губернии так вообще что-то удивительное.

И лица на портретах. Нормальные, узнаваемые, абсолютно современные лица. Не искаженные селективной наследственностью, не изображающие благородную задумчивость путем умножения трехчленов в уме. Курносые носы, неловкие позы, жемчуга и чудесные праздничные народные одежды купчих.

До 31 марта, не пропустите - вход сбоку Исторического музея рядом со здоровенным рекламным плакатом выставки.

Неизвестный художник "Портрет купчихи в праздничной народной одежде тверской губернии"Вот кажется мне, что у двух следующих картин один и тот же автор - обе писаны маслом на картоне, обе очень мягкие по лицам и очень-очень тонкие по цвету и рисунку.

Неизвестный художник "Портрет купчихи в праздничной народной одежде тверской губернии"Эта самая любимая.

Н.Д.Мыльников "Портреты М.К.Шапошниковой и А.К.Рахмановой (в девичестве Шапошниковой)Надпись на обороте левого холста: "1828 го Года 9 го дня Сей Портретъ Писанъ въ Москве 1 й Гильдии и купеческой Дочери Дъвицы Матрены Карповны Шапошниковой на 50 мъ Году 6 ти месяцевъ"

Неизвестный художник "Портрет купчихи в пунцовой душегрее"

Неизвестный художник "Портрет купчихи в праздничной народной одежде новгородской губернии"

Г.А.Яковлев "Портрет неизвестного купца с тростью"Мужики на выставке менее интересны - они гораздо более официальны и равнодушны. Ручки сложат и смотрят на зрителя с мудростью и скукой.

Неизвестный художник "Портрет Петра Алексеевича Бахрушина"А вот Бахрушин издали примечателен своим наполеонистым жестом и современной внешностью, жаль, что автор неизвестен.

К.Е.Маковский "Портреты Л.С.Полякова и Р.П.Поляковой"Из странностей выставки - многие семейные парные портреты повешены раздельно, часто вообще на разных стенах, из-за чего некоторые пары узнаешь случайно и ходишь потом от одного к другому и обратно, рассматривая, кто у них там в паре верховодил..

В.А.Серов "Портрет А.И.Абрикосова"Из неотправленного письма Серова Абрикосову: "...если Вы будете иметь дело с нашим братом живописцем, то советую Вам поступать так, как принято в "хороших домах". Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают"

Неизвестный автор "Портрет неизвестной из семьи Крупенниковых"Так же на выставке очень хорошая коллекция дагерротипов, но смотреть их тяжело - очень маленькие, выставленные на неудобно низкой высоте, вовсю бликующие и мерцающие. Лучше купить каталог и там рассмотреть. Тем более, что каталог выставки по-любому стоит купить - несмотря на некоторые пролеты в печати, сделан он нормально, а большинство представленных работ особо нигде больше и не увидишь.

monahov.livejournal.com

Сытая купеческая Россия и провинциальный быт на картинах Кустодиева | DesigNonstop

Сытая купеческая Россия и провинциальный быт на картинах Кустодиева

2

Сытая купеческая Россия и провинциальный быт на картинах КустодиеваКустодиев Борис Михайлович (1878-1927), советский живописец, график и театральный художник. Известен как автор картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанского и купеческого быта. Для этих работ характерны яркая многоцветность. Кустодиев откровенно любуется материально-телесным изобилием, при этом относится ко всему этому с иронией.

  

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Boris Kustodiev

Оцените, пожалуйста, статью!
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

www.designonstop.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта