Клятва верности присяга Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картина клятва


Анализ картины .Клятва Горациев. Давид Жак Луи

Жак Луи Давид (1748-1825) общепризнанный лидер среди французских художников самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи начала XIX в.

Характерной чертой французской культуры тех лет было всеобщее увлечение античностью. В 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, призванных оживлять добродетели и патриотические чувства .

Давиду был предложен сюжет из ранней римской истории подвиг трх братьев, из знатного рода Горациев.

Эта самая знаменитая картина Давида. В ней нашли отражение все стилистические особенности художника.

Здесь есть и следы классической манеры Пуссена с его пристрастием к выразительным театральным жестам, и воссозданием античной атмосферы.

Сюжет картины взят из старинной легенды, относящейся к VII веку до нашей эры. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга, и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги. Этим семьям предстояло породниться, поэтому было ясно, что в подобном сражении не может быть победителей.

Картина Давида "Клятва Горациев" была написана на вольно истолкованный сюжет трагедии Корнеля.

На ней мы видим внутренний дворик древнеримского жилища, где старый отец семейства и глава рода провожает своих сыновей на сражение с врагами Рима : сверху на героев картины льтся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки.

Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Художник убедительно передал общность устремлений, непоколебимую волю к победе всех трех братьев.

Три человека - и единый порыв. Три человека - и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной клятвы - победить или умереть.

Композиция картины проста и логична. Пространство распределено неравномерно: группа воинов с отцом занимает значительно больше места, чем группа женщин, расположенная в правой части.

Таким образом художник стремился привлечь внимание именно к героической группе мужчин.

Фигура отца в центре воплощает идею общественно-родового начала, управляющего действиями героев. Эта фигура и является композиционным центром полотна. Относя группу женщин несколько вглубь картины, Давид как бы подразумевал обращенные к сыновьям слова корнелевского старого Горация:

Нет, дети, жен своих оставить вы должны. Вас жалобы смягчат и, нежностью лукавой Лишивши мужества, толкнут на путь неправый. Лишь бегство победит противников таких (I, 335).

На втором плане трх пролтная аркада; в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него готовые к сражению сыновья, справа оцепеневшие от горя и страха женщины с детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. Женщины изображены удрученными ожиданием неизбежной беды, предающимися сдержанной скорби. В колорите картины преобладают приглушенные желтые, белые и серые тона, среди которых резко выделяется красный плащ старика Горация.

В основе всей композиции число три: три арки, три группы персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности: любое движение сразу обретает утроенную силу.

Картина была написана за 4 года до Великой французской революции. Но современники Давида поняли, что он стремился не столько прославить героев Рима, сколько дать пример гражданского подвига. Аллегоричность и отказ от исторической конкретности, присущие классицизму, дали широкую возможность для воплощения в зрительных образах идей свободы и равенства.

info-4all.ru

Картины, описание картин — Клятва Горациев. 1784

Описани е картины Жан-Луи Давида: Клятва Горациев.«Клятва Горациев» — большая картина, написанная французским художником Жан-Луи Давидом в 1784 году. Картина на данный момент находится в Парижском Лувре. Как только картина вышла из под кисти мастера, то сразу же заполучила большой успех, как у публики, так и у критиков. Картина «Клятва Горациев» остается одной из самых известных картин — представительни ц неоклассическог о стиля.На картине изображена сцена из римской легенды, в которой говорилось о споре между двумя враждующими городами — Римом и Альба Лонгом. Три брата, готовые сражаться за свой город отдают священную присягу — клятву своему отцу, благословляющем у их на бой.Картина изображена в неоклассическом арт стиле. В её написании были использованы различные художественные методы. Перекрытие рядов профильных фигур является общим методов в классическом художественном искусстве, применяется и в этой картине.Внимание акцентируется на перекрещенных руках, изображенных художником прямыми линиями, что придает классической четкости работе Давида. Четкая организация картины, ей присуща строгая символика числа три, что опять является еще одной черной художественного классицизма.Мазки кисти практически незаметны, все детали изображены максимально четко. Такой способ рисования характерен для стиля рококо. Техника живописца направлена на центральные фигуры, нет намеков на завуалированный смысл потусторонних предметов.Мужчины изображены на картине как воины — четкими, жесткими линиями. Эта четкость подчеркивает их храбрость и решимость. В то время как женщины являются второстепенными персонажами, лишь дополняющими общую композицию. Женщины изогнуты словно арки, это подчеркивает их отчаяние и переживание.В этой картине передается чувство патриотизма молодых людей, вера отца в своих сыновей, женская верность и преданность. Работа Давида «Клятва Горациев» отражает ценности эпохи Просвещения и является образцом неоклассицизма.

www.art-drawing.ru

Картинки клятва верности присяга, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения клятва верности присяга

Бизнесмен принимая присягу — стоковое фотоНечестности, лжец, моральная дилемма — стоковое фото

billiondigital

5000 x 3501

Врач — стоковое фотоМолодой адвокат принятия присяги или брань жест — стоковое фотоОблако слов обещание — стоковое фотоАдвокат предпринимателя с рукой на сердце — стоковое фотоГордостью бизнесмен или адвокат, удерживая одной рукой на сердце — стоковое фото
Адвокат предпринимателя с рукой на сердце — стоковое фотоРукопожатие клятву лояльности армии — стоковое фотоСолдат армии торжественно клянусь с руку на сердце защищать страну — стоковое фотоЗамки на перила моста — стоковое фото

BestPhotoStudio

1637 x 2460

Символы любви - замки на заборе, г. Екатеринбург — стоковое фотоМолодой солдат торжественно клянусь — стоковое фотоГруппа друзей взгромоздить руки как единство присягу — стоковое фотоЛояльность и доверие — стоковое фотоЗамки на мост любви — стоковое фото
Навесные замки любви — стоковое фотоДевушка, открытие блокировки на мосту — стоковое фотоМного замков на мосту — стоковое фотоНаше обещание вам — стоковое фотоЗамок любви в Пон-де-l'Archevche в Париже — стоковое фото
Верная(ый), надежный, полезный — стоковое фотоБизнесмен принимая присягу — стоковое фотоЧеловек в военной форме во время присяги службы в военно-воздушных сил — стоковое фотоЧеловек в военной форме во время присяги службы в военно-воздушных сил — стоковое фото
Навесные замки на мосту — стоковое фотоМальчик с рукой на сердце — стоковое фотоВинтаж любовь замок в форме сердца — стоковое фотоНавесные замки — стоковое фотоЗамки любви на мосту Зальцбурга — стоковое фотоРомантический замок — стоковое фотоСердце замка — стоковое фотоМост любви в Любек — стоковое фотоЛюбовь замки на мосту — стоковое фотоМальчик с рукой на сердце — стоковое фотоЛюбовные замки — стоковое фотоЛюбовный замок — стоковое фотоСвадебные замки участия — стоковое фотоЗамки на перила моста — стоковое фото

BestPhotoStudio

4200 x 2803

Серьезный строитель растет его правую руку и ругань ложь — стоковое фотоДеловой человек с пальцы пересекли — стоковое фотоЗамок любви. Желание вечной любви, заблокированный замок на мосту. Символ взаимной любви. Пожелания на день Valentine, вместо текста. Старый замок, висели на проволоку — стоковое фотоКлятва любви - сетка сердца с природой фон — стоковое фотоЗолотое кольцо с блестящими — стоковое фотоМного брака любовь замки — стоковое фото — стоковое фотоНавсегда любовь присяги пара замков на перила в Южной коре — стоковое фотоПриверженность обещание концепция — стоковое фотоДевушка на мосту с замками — стоковое фото

ru.depositphotos.com

Клятва Горациев.Жак Луи Давид. | Волшебная сила искусства

 Эту картину я выбрала потому,что очень интересная легенда легла в её основу. Да и художник нам знаком.Мы обсуждали две его работы:"Коронация Наполеона"и "Похищение сабинянок".

   «Клятва Горациев»  — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная им в 1784 году в Риме. В следующем году картина была выставлена в Париже и принесла небывалый успех художнику. «Клятва Горациев» стала образцом формировавшейся в то время школы французского неоклассицизма.

ИСТОРИЯ:

   Изначально Рим являлся колонией Альба-Лонги — главного города Италийского союза. Однако за 100 лет Рим возвысился, в то время как Альба-Лонга начал постепенно терять своё значение. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги . После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонги сошлись в открытом поле. Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города, и распря между Римом и Альба-Лонгой может привести к тому, что оба эти города поработят Этруски.

       Поэтому решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Так состоялось легендарное сражение между тремя братьями Горациями и Куриациями, со стороны Рима и Альба-Лонги соответственно. Горации победили, и Альба-Лонга была вынуждена вступить в наступательный союз с Римом против этрусков.

Эскиз.Братья Горации.

ОПИСАНИЕ:

Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи.

      Противники Горациев — друзья их детства. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество.        Непоколебимы и решительны они в своем благородном порыве, подчеркнутом единством широких энергичных жестов. Отец благословляет их на подвиг. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Их страсти подчинены воле и разуму. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.

     Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла, невеста одного из Куриациев, и Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. На заднем плане видны три арки, каждая из которых соответствует группе фигур: правая — группе женщин, левая — братьям, центральная отцу с мечами.

Камилла.Сестра Горациев-невеста одного из Курациев.

Сабина-сестра Курациев-жена одного из Горациев.

        В начале схватки все альбанцы были ранены, а двое римлян погибли. Последний из Горациев преднамеренно обратился в бегство. Когда преследователи, в силу полученных ран разъединились, Гораций сразился с каждым по отдельности и быстро победил их. Таким образом Горации победили, и Альба-Лонга был вынужден вступить в наступательный союз с Римом против этрусков.

      Гробницы Горациев и Куриациев по словам Ливия, можно было видеть ещё в его время; две римские вместе, а три альбанские порознь - в соответствии с тем в каком месте поля братья были убиты.

Старый Гораций.

 «Клятва Горациев» — картина странная и замечательная: странная из-за некоей неопределенности того, о чем она все-таки нам повествует. Ее место в истории огромно — она предугадала поднимавшиеся в обществе настроения, ясно сформулировав их суть. Давид говорил, что взял сюжет у Корнеля, а форму у Пуссена. Побывав на представлении трагедии Пьера Корнеля «Гораций», рассказывавшей о конфликте между любовью и долгом, Давид сначала выбрал эпизод, где Горация, осужденного за убийство сестры Камиллы (проклявшей его за смерть своего жениха, убитого им в бою), защищают отец и римский народ. 

     Друзья отговаривали Давида от этого сюжета, не отражавшего, по их мнению, никакого особенного настроения времени. Давид заявил, что выберет момент, предшествующий битве, когда старый Гораций принимает у сына клятву победить или умереть — момент, который художник мог только предполагать, поскольку описаний его не было

    В 1784 году Давид вместе с женой и тремя учениками приезжает в Рим, так как, по его словам, только в Риме он мог писать римлян.

      Моделью внуков, над которыми склонилась мать Горациев, вероятно, послужили младшие сыновья Давида. 

        Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Один из его учеников, Друэ , писал: «Невозможно описать её красоту». Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в объект паломничества. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. 

ТЕХНИКА:

Клятва Горациев» исполнена в стиле французского неоклассицизма, и Давид использовал в ней множество приёмов, характерных для этого стиля.

  • Фон картины оттенён, в то время как фигуры на переднем плане выделены, чтобы показать их значимость
  • Тусклые цвета используются, чтобы показать, что изображаемая история важнее самой картины
  • Ясная и чёткая композиция указывает на символизм числа «три» и треугольника
  • Предпочтение отдаётся чётким деталям взамен лёгких мазков, характерных для рококо
  • Яркие эмоции проявляют только женщины, тогда как мужчины выполняют свой долг
  • Героическая тематика всего сюжета картины

       «Клятва Горациев» стала поворотной точкой не только в творчестве Давида, но и во всей европейской живописи. Если в искусстве XVIII века доминировала «женская вселенная» с её изогнутыми линиями, то теперь она начала уступать место вертикалям «мужского мира», подчёркивающим главенствующую роль мужества, героизма, военного долга. Этим полотном Давид снискал славу во всей Европе.

КАРТИНА вызвала противоречивые чувства.С одной стороны-храбрость ,мужество братьев.А с другой-обездоленные дети,несчастные женщины.Один брат выжил,да и тот из мести убил свою сестру.Обидно,что в таких ситуациях всегда решают мужчины.А вы как думаете?

maxpark.com

Клятва горациев, картина Жака Луи Давида.

Тема «Горациев», хорошо известная во Франции со времен Корнеля, сразу же привлекла Давида. Он только долго колебался, какой из моментов легенды ему выбрать для своей картины. Наконец, он остановился на моменте клятвы. Легендарный эпизод из древнеримской истории рассказывает, что в период борьбы Рима с Альбалонгою трем братьям-близнецам из рода Горациев предстояло пойти на смертельный поединок, чтобы решить исход распри между враждовавшими городами.

Клятва Горациев. Жак Луи Давид.

Основная коллизия сюжета состояла в том, что противниками римлян Горациев были друзья их детства из Альбалонги — три брата-близнеца Куриации, один из которых был помолвлен со старшей сестрой Горациев-Камиллой. Таким образом, Давид должен был дать ответ на то, как поступать, когда налицо непримиримое противоречие между гражданским долгом и личными чувствами людей. Он мог бы подчеркнуть их колебания, показать силу их семейных привязанностей. Но интуиция художника, та верность, с которой Давид всегда улавливал общественные настроения, безошибочно подсказали ему правильное решение. Никаких колебаний, все личное должно отступить на второй план.

Эскизы и рисунки свидетельствуют о том, что художник, остановившись на сюжете, не сразу нашел нужное композиционное построение: противопоставление погруженных в отчаяние женщин мужественным фигурам Горациев, приносящих клятву на мечах. Слова Давида, что «единое чувство может быть выражено лишь одним жестом», — объясняют нам основной эффект картины: ритмически повторяющееся движение рук Горациев, дружный поворот голов и решительный шаг к мечам, подчеркивающие общность их устремлений.

Словно в античных барельефах, все участники сцены расположены на первом плане, параллельно краю картины. Сужая таким образом пространство, в котором развертывается действие, Давид окончательно отказывался от старых живописных традиций XVII в. с их стремлением к максимальной глубинности построения.

Клятва горациев, полотно Жака Луи Давида.

Трехчастное деление архитектурного фона с дорической аркадой соответствует трем смысловым группам композиции: братья Горации слева, их отец, старый Гораций, держащий мечи,- в центре и группа женщин и детей (матери, младших Горациев и их сестер Сабины и Камиллы) — справа. В результате все построение картины получает необычайную четкость и продуманность. Точный рисунок, обращавший на себя внимание и в более ранних работах Давида, здесь достигает исключительной завершенности, точно так же, как и светотеневая объемная моделировка. Цвет, более локальный, чем в «Велизарий», полностью подчинен пластической лепке. Формы связаны между собой не столько соотношением красочных тонов, сколько ритмом объемов и линий. Трактовка лиц и фигур также получает еще большую обобщенность и строгость. Характер картины, суровый и риторический, соответствует гражданскому пафосу темы.

Успех «Клятвы Горациев» в Салоне 1785 г. превзошел все ожидания. Заключенный в картине призыв жертвовать личным во имя общественного в этот предреволюционный период был с воодушевлением встречен французами. Нравились и сюжет, и выразительная художественная форма. Живописное легкомыслие рококо давно уже считалось устаревшим. Не могли более удовлетворять зрителя и лишенные активного действия картины Шардена, и прославлявшие семейные добродетели произведения Грёза. С появлением «Клятвы Горациев» во французском искусстве окончательно сложилось направление, обычно именуемое в искусствоведении революционным классицизмом.

Аллегоричность и отказ от современной исторической конкретности, присущие этому направлению, давали в тот период широкую возможность для воплощения в зрительных образах отвлеченно, по буржуазному понимаемых идей «свободы» и «равенства». Неизменной опорой классицизма было обращение к античности. Этот стиль не был в сущности чем-то совершенно новым для Франции, а являлся своеобразным возрождением на другом историческом этапе традиций классицизма, возникших еще в первые десятилетия XVII в.

Во имя чего французская буржуазия при приближении революции драпировалась в античную тогу с большой глубиной вскрыл Карл Маркс в своей работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»: «В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии».

Несомненно, однако, что для самих «гладиаторов» этих событий, одним из которых был и Давид, субъективно все происходящее представлялось не относительным и исторически ограниченным, а абсолютно значительным и поистине великим.

Термином классицизм  принято называть искусство, основными чертами которого  является подчеркнутая  идейная целеустремленность, непременная ориентация на античные памятники, рационалистический метод в создании художественного образа, логически ясное построение композиции, тенденция к строгому отбору и обобщенности форм и к пластической лепке объемов, а отсюда преобладание четкого рисунка и светотеневой моделировки над колористическими задачами. Произведениям классицизма всегда свойственен продуманный ритм в движениях фигур и нередко — патетичность поз и жестов. Все это в целом создает ту строгую нормативность каждого элемента картины, которая и является основой классицистической системы.

Но, подобно тому, как не. существует абстрактно понимаемого, оторванного от конкретной действительности художественного стиля, так не существует и классицизма вне времени и пространства. Сохраняя ряд общих, обычно внешних признаков, классицизм каждой данной эпохи, не говоря уже о классицизме различных стран, есть явление глубоко своеобразное, имеющее свои исторические предпосылки и свои индивидуальные проявления.

Во Франции классицизм сформировался в период окончательного утверждения и расцвета абсолютизма, то есть во второй и третьей четверти XVII в. Ставшее единым и сильным французское государство стремилось тогда к созданию большого национального искусства.

Не останавливаясь здесь на всем богатстве явлений французской художественной жизни того времени, следует лишь отметить, что наиболее высокими ее достижениями явились классические полотна Никола Пуссена, героические образы трагедий Корнеля и Расина и грандиозный по охвату всех видов изобразительного искусства ансамбль Версаля, в котором черты классической строгости соединяются с требуемыми двором пышной декоративностью и помпезностью.

Пуссен, выступивший в период национального подъема, выразил в своем творчестве наиболее прогрессивные устремления эпохи, создав величественные, полные героики образы. Большие и глубокие чувства и мысли, касающиеся многих сторон человеческого бытия, — вот что составляет сущность пуссеновских картин. Его герои всегда наделены возвышенными моральными качествами. Внешне Пуссен представляет их близкими образам античного искусства. Отсюда и его обращение к античности, глубокое и органическое.

Естественно казалось бы, на первый взгляд, назвать Пуссена прямым предшественником Давида. Однако это вряд ли имеет глубокие основания, да и весь классицизм XVII в. нельзя считать чем-то непосредственно подготовившим классические доктрины конца XVIII столетия. Оба художника стоят во главе двух разделенных во времени этапов французского классицизма, развившихся в совершенно различных исторических условиях.

Продолжение следует…

artsabbia.by

Художник Давид — изобретатель зиги • Arzamas

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки?

Автор Кирилл Головастиков

Главные герои картины Жака Луи Давида «Клятва Горациев», присягая родине, вскидывают руки в жесте, который с 30-х годов XX века ассоциируется для зрителя с фашистской символикой. Этот жест — прямая рука, поднятая вверх-вперед ладонью вниз, примерно на 135 градусов от вертикальной оси тела — называют фашистским приветствием, в просторечии зигой. 

Клятва Горациев. Фрагмент картины Жака Луи Давида. 1784 год © Bridgeman Images / Fotodom

Есть мнение, что Давид зафиксировал античный обычай, к которому восходит фашистский атрибут. Однако, как показал немецко-американский ученый, профессор классической кафедры Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния, США) Мартин Винклер, никаких римских корней у фашистского приветствия нет, и его невольным предтечей стал Давид — от французского художника оно через несколько ступеней дошло до Муссолини.

1. Скульптура и литература

Как показал Винклер, ни в древнеримских текстах, ни в изображениях нельзя найти предшественника этого знака приветствия Горациев. Ни один источник не дает возможности предположить, что подобный знак существовал в античности, какие бы его возможные значения мы ни рассматривали. 

Барельеф на колонне Траяна © artofmaking.ac.uk

Победа. Логично было бы искать вскинутые руки на статуях, увековечивающих военные успехи: колоннах Траяна или Марка Аврелия, арках Тита и Константина. Но у изображенных на них мужчин нет единообразия в жестах: так, на колонне Траяна у кого-то руки вытянуты, у кого-то согнуты в локте, у кого-то плечо прижато к туловищу. Ладонь очень редко раскрыта, а если и так, то расположена вертикально; большинство пальцев на протянутой вперед руке обычно согнуты.

Встреча. Иногда жесты, напоминающие фашистский (но не идентичные ему), изображаются в сценах встречи, когда император или военачальник приветствует или обращается к одиночке или группе. Однако поднимает руку исключительно тот, кто выше в социальной иерархии, а не оба участника. Анализируя эти сцены, ученые пришли к выводу, что поднятая рука здесь значит власть, а не приветствие. Зато в римской литературе встречаются описания приветствия, обозначающего доверие, в котором правые руки здоровающихся смыкаются, напоминая современное рукопожатие.

Речь. Нет указаний и на то, что этот жест как прием использовался римскими ораторами. Квинтилиан в своем учебнике утверждает, что воздевать руки можно, лишь когда стиль речи достигает особой возвышенности, либо в знак предостережения — но ритор против того, чтобы поднимать руку выше уровня глаз, и осуждает любую неумеренность в жестах.

Экстаз. В римских текстах упоминается воздевание руки к небу — в знак молитвы, обращения к богам, признания их власти, но никак не в виде ежедневного ритуала. Часто ладонь обращена к божествам, то есть смотрит вверх, а не вниз.

Клятва. В «Энеиде» есть эпизод взаимной клятвы Энея и царя Латина. В этой сцене Латин совершает жест, который в одной из частей мог бы напоминать римское приветствие, — только правая рука царя не пуста: Латин держит скипетр.

Статуя императора Августа, известная как «Август из Прима-Порта». I век © Musei Vaticani

Винклер приводит примеры и ошибочно найденных фашистских жестов. Классическим образцом приветствия с вытянутой рукой считается скульптурное изображение императора Августа, известное как Augusto di Prima Porta. Однако это аберрация: рука у статуи была прикреплена в ходе реставрации взамен утерянной; в первоначальном виде император никого не приветствовал, а опирался на копье. Часто след римского приветствия видят в конной статуе Марка Аврелия, стоящей на Кампидольо в Риме, однако рука императора здесь расположена ниже уровня его плеча. Тем не менее именно с этой статуи скульптор Джузеппе Грациози делал портрет Муссолини.

Конная статуя Марка Аврелия на площади Кампидольо в Риме © Wikimedia Сommons

2. Живопись

Жак Луи Давид должен считаться изобретателем того жеста, который делают братья Горации на его знаменитой картине: римские словесные и изобразительные источники римского приветствия не зафиксировали. Сцена, изображенная художником, подчеркнуто выдуманная: клятву не описывают ни античные авторы — Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский, — ни драматург Пьер Корнель, автор трагедии «Гораций». Современные ученые считают историю битвы Горациев и Куриациев скорее мифической, чем правдивой. Это не единственная выдумка Давида: одежда персонажей, шлемы, мечи, архитектура на заднем плане — все это анахронизмы.

Кроме того, на полотне Давида лишь ближайший к зрителю брат поднимает правую руку, остальные двое клянутся левой. В позах нет единообразия: чем дальше от смотрящего персонаж, тем выше он поднимает руку; соответственно, наиболее приближающийся к фашистскому жест делается левой рукой. Наконец, двое ближайших Горациев не сводят пальцы вместе; растопыривает ли ладонь третий, не видно.

1 / 3

Клятва в зале для игры в мяч. Картина Жака Луи Давида. 1790–1794 годы© Wikimedia Commons

2 / 3

Раздача орлов. Картина Жака Луи Давида. 1810 год© Wikimedia Сommons

3 / 3

Клятва Горациев. Картина Жака Луи Давида. 1784 год© Wikimedia Сommons

Картина Давида — политическая, и он подчеркивал это сам, сопоставив аллегорическую клятву из древней истории с современной. Этот сюжет Давид повторил — изобразив присягающих на картине «Клятва в зале для игры в мяч», посвященной антироялистскому выступлению 1789 года в Версале. Живописец указывал на преемственность полотен, разместив набросок второй «Клятвы» непосредственно под первой. Однако пришедшие в экстаз патриоты в зале для игры в мяч клянутся как попало: в расположении рук нет единообразия.

Наконец, третья итерация этого жеста в живописи Давида стала безусловно автократической: клятва друг другу сменяется клятвой лидеру. На картине «Присяга войска императору после раздачи орлов 5 декабря 1804 года» некоторые из наполеоновских командующих вытягивают руку, подчеркивая одновременно религиозную и имперскую природу момента. Гражданская доблесть французской революции сменилась военной преданностью, и для передачи нового политического смысла Давид вновь использует риторику, впервые опробованную им на античном материале.

3. Кино

После изобретения кинематографа жест, изображенный Давидом, стал постепенно попадать в фильмы на античные сюжеты. Эта тенденция достигла своего самого яркого выражения в 1914 году, когда на итальянские экраны вышел блокбастер, величественный пеплум «Кабирия» режиссера Пастроне. Действие происходит во времена Второй Пунической войны, и каждый итальянец мог понять предложенную аллегорию. Древняя Ливия перешла в подчинение Риму после поражения Ганнибала; в 1911 году в ходе Итало-турецкой войны итальянские войска заняли Триполи, столицу Ливии современной. Приветственный жест с вытянутой рукой в фильме используется неоднократно, причем не только римлянами, но и персонажами-африканцами.

Кадр из фильма «Кабирия» Джованни Пастроне (1914)

К работе над сценарием и рекламе картины режиссер привлек Габриэле д’Аннунцио — сверхпопулярную фигуру того времени, главного стихотворца Италии, романтика, героя-любовника, поэта-солдата, патриота, аса времен Первой мировой. Это д’Аннунцио придумал назвать фильм «Кабирия», это ему города рукоплескали на премьерах, и это именно он, а не режиссер, снискал больше всего славы от фильма, который быстро стал хитом в Европе и Америке.

С 1919 года д’Аннунцио поддерживает партию Муссолини. В сентябре 1919-го поэт возглавил националистический поход на хорватский город Риеку, который итальянцы называли Фиуме. Город был взят, и больше года д’Аннунцио фактически был самопровозглашенным диктатором непризнанной Республики Фиуме (его в римских традициях надо было называть консулом). Именно там поэт опробовал многие элементы протофашистской символики — и римское приветствие, опробованное в «Кабирии», в том числе. Жест выдавали за подлинный инструмент римских ораторов, подчеркивая превосходство над смиренным поклоном или мещанским рукопожатием: вытянутая рука уподоблялась удару клинка в горло невидимого врага.

Габриэле д’Аннунцио (в центре) в самопровозглашенной Республике Фиуме. 1919 или 1920 год © istriaitaliana.wordpress.com

Идеологическое сотрудничество с Муссолини было взаимовыгодным. Если поэт взял у дуче название вооруженных бригад, fasci di combattimento (от слова fascio, «пучок», происходит «фашизм»), то тот позаимствовал у покорителя Фиуме весь ритуал, спектакль: черные рубашки и фески, слоганы, мистическое исступление толпы при виде лидера и эстетику наследников цезарей. Немолодой поэт, прятавший лысину под венком, прямо сопоставлял себя с Цезарем — и Муссолини, для которого д’Аннунцио был как отец, следовал его примеру.

Неизвестно, знал ли дуче про кинематографические корни фашистского приветствия, но он вернул жест в его родную стихию. Итальянский диктатор быстро понял пропагандистский эффект радио и кино и фактически стал главной экранной звездой своего времени, постоянно появляясь в документальных фильмах и хронике. Аудиовизуальные медиа стали важным компонентом в становлении муссолиниевского римского культа — точнее, псевдоримского, если учесть, что изобретателями его фирменного приветствия оказались художник-классицист и поэт-авантюрист.  

arzamas.academy

Клятва балтийцев (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1946 года

«Клятва балтийцев» — картина известного советского и российского живописца[1], Народного художника СССР Андрея Андреевича Мыльникова (1919—2012), в которой живописными средствами талантливо воплощена идея непреклонности советских воинов в борьбе с фашизмом.

История

«Клятва балтийцев» — дипломная работа А. Мыльникова, представленная художником в начале 1946 года[2] и фактически положившая начало большому творческому пути автора — живописца, графика, монументалиста. Картина предваряла мозаику для пантеона героев-балтийцев, оставшимся, к сожалению, неосуществленным. Проект Пантеона в те годы разрабатывал аспирант Академии художеств архитектор Сперанский С. Б., идеи которого оказались близки Мыльникову[3]. Сайт Русского музея называет это редкое по своей трагедийности произведение значительной вехой не только для его автора. «Крупные темные силуэты матросов, асимметрично расположенные на фоне моря и пасмурного неба, прорезавшегося у горизонта светлой заметной полосой, возвышаются подобно монументу. В живой стене балтийцев ощущается огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига людей, сдержавших свою клятву. Здесь перед нами, в сущности, — образ-реквием. Созданное на основе недавних событий, произведение ёмко воплощает историческую и художественную достоверность, поражает масштабом творческого обобщения.»[4] По мнению искусствоведа И. Пуниной, в ту первую послевоенную весну 1946 года в «Клятве балтийцев» справедливо увидели «не только значительность художественного решения, но и конкретный пример возрождения современной советской живописи и монументального искусства.»[5]

Интересное мнение о картине Клятва балтийцев оставил в своём дневнике Н. Н. Пунин.

«Был сегодня (10 марта 1946 года) на выставке дипломных работ Академии; народу было много, главным образом молодёжь, довольно потрёпанного вида, очевидно, студенчество. Когда я стоял позади толпы, собравшейся около работы Мыльникова, заметил, что движение голов этой толпы вызвало, поразившее меня, иллюзорное движение голов на самом холсте; головы на холсте Мыльникова не только колебались, но, казалось, даже двигались. Между холстом Мыльникова — я убеждался в этом с каждой минутой — и толпой была какая-то несомненная связь; этот холст был не просто картиной, как все остальные работы, и по отношению к зрителю не был просто фоном. Удивительно, — подумал я, — в этом что-то есть. В конце концов я пришёл к выводу, что такая тесная связь людей на картине с „людьми в жизни“, пожалуй, явление художественное; кроме того, это признак чувства современности.»[6]

По рекомендации И. Грабаря картина «Клятва балтийцев» была принята как основа грандиозного (длиной восемьдесят метров) мозаичного панно для Дворца Советов в Москве[7]. Над осуществлением этого эскиза Мыльников работал два с половиной года, совершил с группой мозаичистов поездку в Киев, где изучал старинные русские мозаики, технику старых мастеров. По возвращению в Ленинград Мыльниковым были исполнены многочисленные подготовительные эскизы и фрагменты будущей мозаики. Эта работа прекратилась, когда было приостановлено проектирование самого Дворца Советов.

Несмотря на то, что Мыльникову в итоге не удалось перевести композицию «Клятвы балтийцев» в мозаику, его труд не был потрачен напрасно, став важным этапом в его творчестве, во многом определившим весь последующий творческий путь художника. Оставшись живописной композицией, «Клятва балтийцев» заняла видное место не только в истории советской художественной школы, но и в профессиональной монументальной живописи.[8]

Видео по теме

См. также

Примечания

  1. ↑ Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.89.
  2. ↑ Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., «Первоцвет», 2007. С.57.
  3. ↑ Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., Художник РСФСР, 1980. С.20.
  4. ↑ Мыльников А. А. Клятва балтийцев. 1946. ГРМ
  5. ↑ Пунина И. Чувство современности // Художник. 1990, № 4. С.14-15
  6. ↑ Пунина И. Чувство современности // Художник. 1990, № 4. С.15-16
  7. ↑ Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., Художник РСФСР, 1980. С.24.
  8. ↑ Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., Художник РСФСР, 1980. С.27.

Источники

  • Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., Художник РСФСР, 1980. — 282 с.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.89.
  • Пунина И. Чувство современности // Художник. 1990, № 4. С.12-21.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб., «Первоцвет», 2007. С.57.

Ссылки

wikipedia.green


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта