Крещение Руси — начало и основа российского государства. Картина крещение руси


Крещение Руси — начало и основа российского государства: picturehistory

В нынешнем году Русская Православная Церковь и весь Русский Мир празднует дату 1025-летия Крещения Руси — ключевого момента истории России. Данная статья написана простым и понятным языком и призвана рассказать о судьбе святого князя Владимира — крестителя Руси и пользе, которую принесло Крещение всему зарождающемуся русскому государству.

Принятие христианства святым князем Владимиром, крещение им русского народа — подвиг, равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.

Внук святой равноапостольной княгини Ольги, в молодости князь Владимир был яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.

Началом чудесной перемены стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси.Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека».

Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

Как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала прочного фундамента Киевскому государству. Современные реалии требовали сплочённости и высокого морального духа граждан. Тогда князь отправляет послов во все крупные государства, граничившие с Киевской Русью.

Прибыли послы из Хазарии — хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе государства Израиля. Узнав о его гибели, Владимир отказался от принятия иудаизма.

Предложение принять ислам князь отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах славянского государства.

Латинское христианство князь Владимир отверг, доверяясь мудрости и политическому чутью бабки Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин.

Греческое христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения, величественной архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.

Факт того, что святая княгиня Ольга была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение. Знаменитый церковный историк профессор Голубинский отмечает, что святая бабка князя Владимира, женщина государственного склада ума, принимает христианство, в том числе из государственных побуждений:

«Указание на то, что христианство стало верою почти всех народов Европы и во всяком случае есть вера народов между ними лучших, — указание на то, что и между собственными ее сородичами (варягами) началось сильное движение к нему, по примеру других народов, не могли не подействовать на ум Ольги, делая для нее необходимым заключение, что у людей лучших и вера должна быть лучшей» [2].

Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. Было необходимо лишь дождаться удачного момента для заключения союза и принятия христианства. Такой случай представился в скором времени.

В 987 году князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье. Тогда Император отправляет Анну в Херсонес, желая мирного исхода конфликта. Политическое противостояние Руси и Византии могло наложить тень на принятие христианства. Греки пытались навязать свою власть всем, кого крестили, славяне старались сохранить свободу.

Тогда князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для Владимира, так и для его войска. Несколько дней спустя в Херсонес прибывает византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по христианскому обычаю. В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости, распутства и любви выпить, перерождается в жилище Духа Святого.

Так на свет появился великий святой Руси, очистивший не только свою душу от языческого зловерия, но и души своего народа.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом» [3]. Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. Однако летописец отмечает, что простой народ с радостью принимает княжескую волю: «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре»[3].

Спустя короткое время Киевская Русь была крещена.

Современному человеку трудно осознать всю широту и риск данного шага. Чего стоит одно упоминание летописца о том, что идол главного божества языческого пантеона Перуна не рискнули уничтожить на глазах у вчерашних язычников, а прилюдно выпороли, срубили и пустили плыть по течению, не давая приставать к берегу.

Эти события – Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности. В истории государства будет ещё много тёмных страниц, несчастий, зла, но Русь уже не будет языческой.

Летописцы — беспристрастные свидетели истории не будут замалчивать зло, но будут обличать порок, с помощью Божиего Закона называть чёрное чёрным, а белое белым. Именно высокая мораль, принесённая Руси верой Христовой, постоянная особая забота Бога о верующих в Него людях, стремление жителей православного государства всеми силами угождать Богу стали основами незыблемости русского государства.

Став христианином, святой князь Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить.

Милосердие к подданным, постоянные милостыни нищим, богатые вклады в благосостояние Святой Церкви, строительство храмов, надёжная защита государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ.

Князь стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников. Уровень преступности вырос. Тогда уже церковные власти стали просить правителя вернуть высшую меру наказания, чтобы пресечь зло.

В возрасте около 60 лет, что по меркам тех времён считалось глубокой старостью, святой князь Владимир мирно отошел ко Господу.

Его священные останки были возложены в усыпальнице Десятинной Церкви, построенной в честь Успения Пресвятой Богородицы на Киевском холме — месте убийства первых мучеников Феодора и его сына Иоанна.

Итак, что дало Киевской Руси принятие христианской веры? Ответ на данный вопрос содержит академический учебник истории России исторического факультета МГУ им. Ломоносова:

На личном уровне христианство поставило личность каждого человека на совершенно новый качественный уровень: «Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле».

На уровне общества христианство стало государство образующей религией и идеологией:

«Божий слуга, государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры».

Источники и литература:1. Святая Русь. Православный календарь на 2011 год с чтением на каждый день. — М.: «Русский хронографъ», 2010.2. Проф. Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви. Цит. по ст. «Преставление блаженной Ольги», сайт Православие.ру.3. Повесть Временных Лет. www.abc-people.com4. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. — М.: «Проспект», 1997.

picturehistory.livejournal.com

Крещение Руси (15 фото)

В День Крещения Руси во всех храмах и монастырях всех епархий Русской православной церкви будет совершен колокольный звон. В 13:00 по московскому прозвучит благовест пяти лавр - Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Успенской Почаевской, Александро-Невской и Успенской Святогорской.С праздником друзья. Источник: www.newsru.com

Ссылки по теме:

fishki.net

Крещение Руси (фреска) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Крещение Руси» — фреска русского художника Виктора Михайловича Васнецова над входом на хоры во Владимирском соборе в Киеве, созданная в 1895—1896 гг. Работе над фреской предшествовала одноимённая картина 1890 года, хранящаяся в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Виктор Васнецов был приглашён для росписей Свято-Владимирского собора в 1885 году, а впоследствии к нему присоединились Михаил Васильевич Нестеров, Павел Александрович Сведомский, Вильгельм Александрович Котарбинский и некоторые другие художники. «Крещение Руси» стало одной из центральных композиций собора, в основу программы отделки которого «было положено осмысление религиозной истории России и её включённости в мировую культуру и историю через Византию»[1]. Образ князя Владимира Святославовича встречается в трёх работах Васнецова в соборе — во фресках «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси», а также в его иконописном образе.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.)[2]киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны.

На фреске В. М. Васнецов показал именно момент крещения киевлян в водах Днепра. На данной фреске при всей её торжественности и пафосности, соответствующей значимости момента, который определил дальнейшее развитие России, образ Владимира Святославовича наделён ярко выраженными индивидуализированными чертами[1].

Интересно, что на фреске во Владимирском соборе мальчик в левом нижнем углу изображен в плавках, в то время как на эскизе, хранящемся в Третьяковской галерее, он полностью голый. Фреска полностью воспроизводится в церкви Св. Троицы в сербском селе Горни Адровац, построенной на месте гибели русского добровольца полковника Раевского. Там у мальчика плавок нет (по всей видимости, художник рисовал по эскизам).

Галерея

  • Крещение святого князя Владимира. Эскиз

  • Крещение святого князя Владимира. Фрагмент фрески

  • Крещение Руси. Фреска

Примечания

  1. ↑ 1 2 Герои и злодеи русской истории в искусстве XVIII—XX веков. — СПб.: Государственный Русский музей, 2010. — С. 67. — 256 с. — ISBN 978-5-93332-355-6.
  2. ↑ Иная датировка и несколько отличные обстоятельства крещения князя и киевлян приведены в «Похвале князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (XI век), согласно которой крещение киевлян нужно относить к 990 году, «в третье лето» после личного крещения князя. Так, О. М. Рапов полагал (Рапов О. М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. — «Вопросы истории», 1984, № 6), что Владимир, будучи уже крещённым, овладел Херсонесом в конце апреля — начале мая 990 года, а крещение киевлян последовало в конце июля — начале августа того же года.

Ссылки

www.gpedia.com

Путь Руси к христианству в картинах художника С. Ефошкина

Крещение Руси, Христианство, картины

Путь Руси к христианству в картинах художника С. Ефошкина

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Путь Руси к чистоте христианской вере был необычайно длинным. Еще в I веке святой апостол Андрей Первозванный водрузил крест на холмах будущего града Киева.

Прошло 9-веков…

В 955 году крещение приняла вел. княгиня Ольга, а с нею и некоторые бояре Киевкие.

Прошло еще 33 года.

И вот великий князь Владимир Киевский задумался о принятии одной из мировых религий. Тщательно испытывая верования иудеев, мусульман, католиков и православных, князь остановился на последней, ибо сердце внука святой Ольги ощутило истинную благодать Божию, хранящуюся во всей полноте Православного учения!

Замечательный русский художник Сергей Николаевич Ефошкин запечатлел в выразительных картинах важные моменты пути Руси к христианству, галерею которых мы ниже и прилагаем.

Для увеличения картины, кликните по изображению левой кнопкой мышки.

Окончание - малое

Картины художника Сергея Николаевича Ефошкина

Святой апостол Андрей Первозванный на днепровских горах

Святой апостол Андрей Первозванный на днепровских горах

В поклонении идолам

В поклонении идолам

Княгиня Ольга. Крещение.

Княгиня Ольга. Крещение

Княгиня Ольга. Благословление

Княгиня Ольга. Благословление

Выбор веры. Князь Владимир

Выбор веры. Князь Владимир

Князь Владимир. Крещение.

Князь Владимир. Крещение.

Прощание с язычеством

Прощание с язычеством

Крещение Руси в водах Днепра

Крещение Руси в водах Днепра

Звонари

Звонари

В школе

В школе

Князь Владимир у гробницы княгини Ольги.

Князь Владимир у гробницы княгини Ольги.

Летописец

Летописец

иконописец

Иконописец

Савкина горка. Часовня

Савкина горка. Часовня

Заглавие

Картины Сергея Анатольевича Панина

Святой князь Владимир – зримый пример!

Сайт - Семья и Вера

Похожий материал:

 

« Предыдущая запись Следующая запись »

semyaivera.ru

Крещение Руси: как это было

Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

 

В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.

В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.

Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.

Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.

В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход.

5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

 

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

 

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.

Рисунки Екатерины Гавриловой 

На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины

 

 

 

foma.ru

О «Крещении Руси»

Картине «Крещение Руси» уделено значительное место в статье В.А. Ушаковой «Размышления о Родине в творчестве Николая Мартынова», написанной к 75-летию художника. «Картина “Крещение Руси” построена по законам драматургии, на основе конфликта между князем Владимиром, священником, воинами и народом, который крестят в Днепре. Если посмотреть на эскиз, то там явно присутствует насилие, а художник, судя по ощущениям, на стороне язычников, хотя он прекрасно понимает, что пришла новая религия, новая идеология, более человечная, и, конечно, она победила».

Изучив имеющиеся многочисленные материалы, побывав в Киеве, рассмотрев древние музейные экспонаты, Н.У. Мартынов пришел к выводу, что приход христианства на Русь не был единовременным актом: длительное время здесь уживались две веры. Образы дарующего жизнь, плодородие, долголетие славянского бога Рода и богини Мокошь, связанной с характерным женским занятием – прядением – позже не случайно остались в народной памяти и перешли из образов, воплощенных в каменных и деревянных идолах, на вышивки старинных полотенец, украшавших красные углы, и другие произведения народных промыслов. Кстати, культ Мокоши со временем трансформировался в почитание Параскевы Пятницы, известной по многочисленным иконам

“Крещение Руси” рассчитана на длительное и внимательное рассматривание. Ценность ее состоит в том, что зритель делает для себя все новые и новые открытия, раскрывая глубину авторского замысла и выявляя психологический конфликт между персонажами. Композиция картины развернута по горизонтали и в глубину. Пейзаж органично включен в действие: высокий, обрывистый берег Днепра тянется вдоль реки, в ширину же он виден до самого горизонта. Исключительную роль играет изображение деревянной скульптуры языческой богини Мокошь, – единственного божества женского рода в восточнославянском языческом пантеоне».

Идол богини, согласно «Повести временных лет», был установлен Владимиром Святославовичем в 980 году в Киеве на вершине холма, вне княжеского теремного двора, наравне с кумирами верховного славянского божества Перуна, связанных с культом Солнца Хорса и Дажьбога, властителя огня Сварога, повелителя ветров Стрибога и других божеств, почитаемых главными. (Скульптура Велеса, возможно, стояла внизу, на Подоле). Замыкал этот языческий Пантеон Симаргл, по-видимому, объединявший все эти высшие божества.

Поверженная, выделенная необычной формой и цветом скульптура языческой богини служит неким символом незыблемости дохристианской Руси. Из древних географических описаний, анналов, хроник средневековых авторов и поучений против язычества известно, что посетившие Русь греческие священники встретили на своем пути большие города с высокой культурой, познакомились со славянской письменностью и эпосом.

Возвышающиеся на высоком деревянном помосте священник Михаил и князь Владимир доминируют над толпой, хотя и не подавляют ее. Всем своим обличием и скромными одеждами они гармонично вписываются в окружающую среду. Стоящее кольцом конное воинство удерживает толпу от открытого протеста против происходящего, и конфликт разыгрывается среди массы разнообразно охарактеризованных персонажей.

По завершении картины «Крещение Руси» Н.У. Мартынов решил, что она может явиться составной частью гораздо более крупного замысла, который созревал постепенно, по мере продвижения работы. Возникла идея создания двух новых полотен из истории древнейшей Руси, ставших боковыми частями триптиха.

В левой части триптиха, которая носит название “Клятва Роду” (2010), художник показывает языческий храм, реконструируя это святилище на основании известных по раскопкам деталей несущих конструкций и декоративных элементов, при этом по-своему интерпретируя архитектуру. Художник воссоздает образы людей тех незапамятных времен и их окружение, следуя в своей работе собственным путем, достаточно далеким от сказочно-былинной или торжественно-церковной трактовки близких тем и сюжетов, которые были присущи творческой индивидуальности Виктора Васнецова, характеризуя соответственно его станковые и монументальные работы.

Н.У. Мартынов дает понять: история Руси началась не с 988 года, когда состоялся сам акт принятия христианства в качестве государственной религии, – она имеет гораздо более древние хронологические пласты. Художник убежден: то была развитая цивилизация со своим собственным укладом, организацией государства, самобытной религией, со своими символами. Впрочем, об этом мы можем судить с полной уверенностью, учитывая, что принятое в качестве новой религии христианство в значительной степени вобрало в себя прежний мифологический словарь: по данным языкознания, к древним индоевропейским источникам восходят такие наименования, как Бог, Спас, святой, пророк, молитва, жертва, крест, обряд, чудо и многие другие.

К сожалению, до сих пор в науке нет единого, общепризнанного, глубокого и цельного понимания истории дохристианской Руси. Тем не менее живописец старается в избранном, очень характерном, по его мнению, сюжете показать хотя бы малую толику великой культуры прошлого. Языческий период на Руси составляет громадную эпоху, на протяжении которой ни Киев, ни Новгород не находились в изоляции от культуры других народов.

Многочисленные детали архитектуры, интерьера, предметы обстановки, детали одежды, воинские доспехи написаны с возможной убедительностью. В подробностях художник стремится к точности: чувствуется тщательное изучение им многих документальных свидетельств, что, однако, не приводит к пассивной описательности, перечислительности, сухости рисунка.

Главный замысел этой части триптиха – рассказать через убедительные в своей этнической определенности образы людей о древней культуре, о вере и почитаемых прежде богах. Художник показывает разные слои древнеславянского общества, представляя в их обобщенных образах людей тех лет. Характеры персонажей определены прежде всего внутренним, во многом интуитивным, видением автора, а не натурными штудиями. Как считает художник, прибегать к натуре в данном случае трудно, прежде всего должно быть подсознательное понимание людей той далекой эпохи.

reron.ru

Детям о Крещении Руси в картинках

 

 

История Крещения в картинках

 

 

 

Share on facebookShare on twitterShare on emailShare on pintere

                                                                                                                     Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.

    В 988 году, великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси. 

   В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны. 

    Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…

   Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.

   Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан. 

   Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские. 

   В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?

     Другое дело, что принятие христианства не означало автоматическую смерть язычества. На протяжении нескольких веков, то тайно, то явно, язычество продолжало существовать рядом с верой в Христа, рядом с Церковью. Оно уходило медленно, борясь и прекословя, но в конечном итоге исчезло — уже во времена Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.

 

2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять? 

 

3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи. Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.

 

4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну. Русское войско отправилось в поход. 

 

 

5.Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».

 

 

6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.

 

7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.

 

8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.

 

9. В итогеВладимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.

 

 

10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом.Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.

 

11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.

 

12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице. Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.

 

13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.

 

14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.

 

 

15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами. 

 

16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь. 

 

Рисунки Екатерины Гавриловой.

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта