Боярыня Морозова — легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой. Картина княжна морозова


Боярыня Морозова: биография и интересные факты

Интересные факты в биографии боярыни Морозовой имеются в большом количестве. Это одна из немногих особ женского пола допетровских времен, имя которой вошло в историю. Ведь тогда знатные и богатые женщины, скованные обычаями Домостроя, чаще всего сидели в теремах, подобно обитательницам восточных гаремов.

Известна она, прежде всего тем, что являлась пламенной защитницей старообрядческих традиций, вступив в единоборство с самим царем Алексеем Михайловичем, проводившим церковные реформы. Сегодня речь пойдет о жившей в 17 веке боярыне Морозовой, биографию которой мы и рассмотрим.

Богатая и знатная

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

Краткую биографию боярыни Морозовой целесообразно начать с ее происхождения, которое в значительной мере определило ее дальнейшую судьбу, так как было довольно высоким. Она родилась в 1632 году в семье Прокопия Соковнина, московского дворянина, будучи его старшей дочерью. Имя ей дали в честь святой мученицы – Феодосии Тирской.

Среди ее далеких предков – представители рода германских рыцарей Мейендорфов. Один из них, барон фон Икскюль, прибыв из Ливонии к Иоанну Грозному в 1545 году, крестился и взял имя Федора Ивановича. У него был сын Василий по прозвищу «Соковня», который и стал родоначальником Соковниных.

Отец Феодосии в разное время служил воеводой в различных городах, был посланником в Крыму, заседал в Земском соборе, возглавлял Каменный приказ. Он был довольно зажиточным человеком и имел несколько домов в Москве. От царя Алексея Михайловича он получил придворную должность окольничего, относящуюся ко второму думному чину, после боярского. Помимо Феодосии, в семье было еще трое детей, в том числе и одна сестра, Евдокия, разделившая с ней тяготы ее трагической гибели. Об этом дальше будет подробнее рассказано в биографии боярыни Морозовой.

Влияние знаменитой картины

Как правило, когда речь заходит о биографии боярыни Морозовой, фото картины «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, описывающей сцену из истории раскола церкви в XVII веке, сразу же встает перед глазами. Она была впервые показана на выставке передвижников в 1887 году и куплена для Третьяковской галереи за 25 тысяч рублей. И сегодня она находится там в числе основных экспонатов.

Благодаря большой популярности этого произведения искусства образ боярыни Морозовой ошибочно видится как образ пожилой, суровой, фанатичной женщины. Однако, представляется, что такая концепция объясняется, скорее, художественным замыслом.

Не совсем верное представление?

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

На полотне изображена мученица, страдалица за веру, которая обращается к толпе простолюдинов – к нищей старухе, к страннику с посохом в руке, к юродивому, – воплощающих представителей тех слоев, которые боролись против насаждения новых церковных обрядов.

Именно этот аспект биографии и судьбы боярыни Морозовой и хотел подчеркнуть художник, поэтому она и предстает на картине как женщина пожившая, мудрая, лишенная какого бы то ни было легкомыслия. Во многом благодаря картине Феодосия Прокопьевна и осталась в памяти людей как символ борьбы раскольников.

Но так ли однозначно все было на самом деле? Была ли Морозова суровой и бескомпромиссной фанатичкой, чуждой всего земного, ведь во время ареста ей не было еще и 40 лет? Чтобы выяснить это, вернемся к рассмотрению интересной биографии боярыни Морозовой.

Семья Морозовых

В 1649 году Феодосия Соковнина, 17 лет от роду, вышла замуж за 54-летнего боярина Морозова Глеба Ивановича, одного из самых богатых людей в стране. Его род не уступал по знатности роду Соковниных, оба они являлись элитой московского общества. При царе Алексее Михайловиче Морозовы были одной из 16 самых знатных фамилий, представители которых сразу становились боярами, минуя окольничий чин.

Морозовы были приближены молодым царем ко двору. Так, Глеб Морозов, бывший родственником Романовых, являлся царским спальником и дядькой царевича. Он был хозяином подмосковной усадьбы Зюзино и множества других имений. Его брат, Борис Иванович, обладал громадным состоянием, умер бездетным, оставив все богатство Глебу. Что касается Феодосии, то она была верхней боярыней, очень близкой к царице, постоянно сопровождая ее, чем неоднократно пользовалась.

Молодая вдова

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

В биографии боярыни Морозовой мало фактов, касающихся ее жизни с мужем. Известно только то, что долгое время детей у них не было. Но после того как они в молитвах обратились к преподобному Сергию Радонежскому, тот явился перед Феодосией Прокопьевной, и у пары появился сын по Имени Иван.

В 1662 году Глеб Иванович Морозов умер, оставив наследство 12-летнему сыну, но по факту распоряжалась деньгами Феодосия. В том же году умер и отец 30-летней женщины. Второй раз она замуж не вышла и спокойно жила в знатности и богатстве.

Сказочное богатство

Как пишет в биографии боярыни Морозовой К. Кожурин, ее палаты в Москве были среди первых, при царском дворе ее уважали и любили, сам Алексей Михайлович выделял ее среди прочих бояр. Она носила звание «кравчей великой державы» (кравчие при дворе отвечали за здоровье царя, его стол и посуду). По словам протопопа Аввакума, Феодосия Морозова числилась в «четвертых бояронях».

Феодосия Морозова была окружена не просто богатством, а невиданной роскошью. Ее усадьба в Зюзино была обустроена в соответствии с лучшими западными образцами в числе самых первых в русском государстве. Здесь был разбит большой сад, по которому разгуливали павлины.

Как свидетельствуют современники, ее карета стоила огромных денег, будучи позолоченной и украшенной серебром и мозаикой, запряженной двенадцатью отборными лошадьми с гремящими цепями. При этом за ней следовали более сотни слуг, заботясь о чести и здоровье барыни.

В доме имелось около трехсот человек, которые прислуживали боярыне. Крестьянских дворов насчитывалось около 8 тысяч, тогда как богатыми уже считались помещики, у которых было порядка 300 дворов.

Большая перемена

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

Однако стала еще более интересной биография боярыни Морозовой после того, как в ее жизни произошла неожиданная перемена. Пребывая в роскоши, находясь в дружеских отношениях с царской семьей, Феодосия Прокопьевна, по словам Аввакума, решила отречься от «земной славы». Она превратилась в яростную противницу церковных реформ после того, как познакомилась с ним. На протяжении всей истории старообрядчества Аввакум являлся знаковой и очень авторитетной фигурой, вождем раскольников.

Дом боярыни превращается, по сути, в штаб борцов с нововведениями, противников внесений исправлений в священные книги. У нее подолгу жил и сам протопоп Аввакум, получая здесь приют и защиту. Феодосия и ее сестра Евдокия Урусова, княгиня, были ему очень преданы и во всем его слушались.

Кроме этого, Морозова постоянно принимала в своем доме священников, которых изгнали из монастырей, многочисленных странников, а также юродивых. Тем самым она создавала своеобразную оппозицию царскому двору и Алексею Михайловичу, поддерживавшему церковной реформой.

Человеческие слабости

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

Однако даже после таких кардинальных перемен в биографии боярыня Морозова не превратилась в религиозную фанатичку, не стала «синим чулком». Ей не были чужды человеческие слабости и заботы.

Так, протопоп Аввакум замечал, что характер ее отличался веселостью. Когда умер муж, Феодосии Прокопьевне было всего 30 лет, и чтобы не впасть во грех, она для умерщвления плоти носила власяницу.

В своих письмах Аввакум, скорее всего, в переносном смысле, советовал ей выколоть глаза, дабы не поддаться любовному соблазну. А также он пенял боярыне на то, что она не всегда проявляет щедрость при выделении средств на общее дело.

Морозова очень сильно любила своего сына Ивана, бывшего ее единственным ребенком, и мечтала передать ему состояние в сохранности. Она очень волновалась о том, чтобы выбрать достойную невесту для наследника, о чем, помимо обсуждения вопросов веры, сообщала опальному протопопу в письмах.

Таким образом, несмотря на силу характера, который помогал ей в ее подвижнической деятельности, Морозова имела вполне житейские слабости и проблемы.

Искушение

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

Алексей Михайлович, будучи сторонников церковных реформ, неоднократно делал попытки повлиять на мятежную барыню посредством ее родни и ближайшего окружения. При этом он то отбирал у нее поместья, то возвращал их, а Морозова периодически шла на уступки.

В биографии боярыни Дарьи Морозовой существует еще такой интересный факт. Согласно имеющимся историческим записям, к ней был подослан окольничий Ртищев, уговоривший ее перекреститься тремя перстами, за что царь обещал ей вернуть «холопей и вотчины».

Боярыня поддалась искушению и перекрестилась, и ей было возвращено отобранное. Но при этом она якобы сразу же заболела, три дня была не в своем уме и очень ослабела. В Житии протопопа Аввакума говорится о том, что Морозова выздоровела, когда перекрестилась истинным, двуперстным крестом. Возвращение же вотчин зачастую объясняется покровительством царицы.

Тайный постриг

Боярыня Морозова: биография и интересные факты

От того, чтобы предпринимать самые решительные действия, царя удерживали два фактора: покровительство царицы и высокое положение поборницы старой веры. Под его нажимом Морозовой приходилось присутствовать на богослужениях, проводившихся по новому обряду. Ее сторонники рассматривали это как «малое лицемерие», являющееся вынужденным шагом.

Но после того как боярыня приняла в 1670 году тайный постриг в монахини, взяв церковное имя Феодора, она перестала участвовать и в церковных, и в светских мероприятиях.

В январе 1671 года состоялась новая свадьба овдовевшего несколько лет назад царя с Натальей Нарышкиной, от участия в которой Морозова отказалась под предлогом болезни. Этот поступок вызвал гнев самодержавной особы.

Немного остыв, Алексей Михайлович послал к ослушнице сначала боярина Троекурова, а затем и князя Урусова (мужа ее сестры), пытавшихся уговорить ее на принятие церковной реформы. Однако Морозова не изменила своему «стоянию за веру» и в обоих случаях выразила решительный отказ.

Арест и кончина

В ноябре 1671 года Морозова и ее сестра были допрошены, после чего закованы в кандалы и оставлены дома, под арестом, а затем перевезены в Чудов монастырь. Здесь были продолжены допросы, после которых сестер отправили на подворье Псково-Печерского монастыря.

Вскоре после ареста случилось несчастье, как свидетельствует биография Морозовой, с сыном боярыни. Он скончался в возрасте немногим больше 20 лет. Имущество боярыни конфисковали, а ее братьев отправили в ссылку.

Алексей Михайлович отдал распоряжение о высылке сестер в город Боровск, где их поместили в земляную тюрьму в местном остроге. 14 прислуживавших им человек в июне 1675 года сожгли, заперев их в срубе. В сентябре 1675 года умерла от голода княгиня Евдокия Урусова.

Сама боярыня Морозова также скончалась от полного истощения. Последние минуты невольниц были полны драматизма. Перед смертью несчастные женщины просили дать им хотя бы корочку хлеба, но тщетно.

Существуют сведения, согласно которым Феодосия Морозова, чувствуя близкую гибель, просила тюремщика ополоснуть ее рубаху в речке, чтобы принять смерть в достойном виде. Она умерла в ноябре 1675 года, ненадолго пережив сестру. В том месте, где предположительно были заключены сестры, а также другие старообрядцы, была возведена часовня.

www.nastroy.net

Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

Сударыня Морозова является одной из обширно узнаваемых российских личностей, оставивших след в истории собственного страны. Эта дама стала воплощением бесстрашности и упрямства, это реальный боец за свои принципы и эталоны. Отношение к боярыне многозначное, для кого-либо она рядовая фанатичка, готовая пойти на погибель, только бы не отрешаться от собственных убеждений, у других она вызывает почтение собственной стойкостью и верностью принятой вере. Вроде бы там ни было, но это — знаменитая личность, а благодаря картине Сурикова держать в голове об истории Морозовой будет еще не одно поколение.

Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

Происхождение сударыни Морозовой

Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве, ее отец — Соковнин Прокопий Федорович — был окольничим, состоял в схожих связях с первой супругой царя Алексея Михайловича, Марией Ильиничной. Будущая сударыня заходила в число придворных, сопровождавших королеву. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Супруг был представителем авторитетного рода, состоял в схожих связях с семьей Романовых, под Москвой имел шикарную усадьбу Зюзино, приходился дядькой принцу и служил королевским спальником. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат. Скончался он в 1662 году, а так как потомством он так и не обзавелся, то все перебежало наиблежайшему родственнику.

Достояние и воздействие сударыни

После погибели Глеба Ивановича состояние обоих братьев перебегает малолетнему Ивану Глебовичу, отпрыску Глеба и Феодосии, а фактическим распорядителем богатства становится его мама. История жизни сударыни Морозовой очень увлекательна, поэтому как эта дама имела собственные взоры на жизнь. Феодосия Прокопьевна занимала место верховой сударыни, обладала огромным воздействием, была приближенной к царю. Ее богатству можно было только позавидовать: сударыня имела несколько усадеб, но поселилась она в селе Зюзино, где обустроила собственный дом по западному эталону. На то время это была самая шикарная усадьба.

Сударыня Морозова распоряжалась восемью (!) тыщами крепостных фермеров, исключительно в ее доме жило около 300 прислуг. У Феодосии была роскошная карета, увенчанная серебром и мозаикой, она нередко совершала прогулки, запрягая в собственный экипаж 6, а то и двенадцать лошадок с гремящими цепями. Во время поездок сударыню аккомпанировали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. По тем временам Морозова числилась чуть не самым богатым человеком в Москве.

Сторонница старообрядческой веры

Сударыня Морозова являлась ярой сторонницей старенькой веры. Она всегда благорасположенно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Не считая того, в ее доме нередко собирались приверженцы старообрядчества, чтоб помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Дама тесновато общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старенькой веры, не принимала реформ патриарха Никона.

Она носила власяницу, чтобы таким макаром «усмирить плоть». Но все таки Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть для себя глаза, как это сделала Мастридия, чтоб уберечь себя от любовных соблазнов. Также протопоп упрекал сударыню в малозначительных милостынях, ведь при ее состоянии она могла бы облагодетельствовать намного большее количество нуждающихся. Не считая того, Феодосия, хоть и была верна старенькой вере, посещала церковь нового ритуала, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.

Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

Неповиновение Морозовой

Правитель знал об убеждениях верховой сударыни, и такое поведение ему совсем не нравилось. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Правитель всячески пробовал повлиять на супротивную сударыню, подсылал к ней ее родственников, чтоб те надоумили даму и уверили принять новейшую веру, но все было напрасно: Морозова стояла на собственном. Немногие знали, как звали сударыню Морозову после пострига у старообрядцев. Дама потаенно приняла его и получила новое имя – Феодора, доказав собственному окружению, что остается верна старенькой вере.

Королева Мария Ильинична длительное время сдерживала гнев царя, ну и высочайшее положение сударыни не позволяло вот так просто наказать ее, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Вечерком 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме была и сестра сударыни княгиня Урусова. Чтоб показать свое непочтительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в кровать и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса дам заковали в оковы, оставив под домашним арестом. Через два денька Морозову перевезли поначалу в Чудов, а позже в Псково-Печерский монастырь.Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

После заточения сударыни скончался ее единственный отпрыск Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перебежало в королевскую казну. Морозову кропотливо охраняли, но все таки она получала от сочувствующих ей людей одежку и пищу, протопоп Аввакум писал ей письма, а один из священников старенькой веры причастил злосчастную даму.

Наказание царя

Сударыня Морозова, княгиня Урусова и Мария Данилова (супруга стрелецкого полковника) в конце 1674 года были переведены в Ямской двор. Пытками на дыбе дам пробовали уверить принять новейшую веру и отрешиться от собственных убеждений, но те были неколебимы. Их уже собирались спалить на костре, но такому кощунству помешала царевна Ира Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Алексей Михайлович отдал приказ сестер Евдокию и Феодосию сослать в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточить в земельную кутузку.

Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

Кончина сударыни

В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг сударыни, поддерживавшие старенькую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предугадала свою скорую кончину. Незадолго до погибели она попросила стражников постирать в реке рубашку, чтоб умереть в незапятанной одежке. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.

Тема картины Сурикова

В 1887 году, после 15-й передвижной выставки для Третьяковской галереи, за 25 тыщ рублей была куплена работа превосходного художника «Сударыня Морозова». Картина Сурикова представляет собой холст размером 304х587,5 см, написана она маслом. На сегодня это один из наибольших экспонатов галереи. Картина Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовойиздалека притягивает к для себя внимание зрителей, завораживает яркостью красок, живой силой образов и пространственностью. Василий Иванович за базу взял тему церковного раскола XVII века. Живописец желал показать нелегкую жизнь и глубокую веру российского народа. Он смог передать весь трагизм ситуации: основная героиня унижена, растоптана, но не подломлена,; Морозова обречена на погибель, но все таки представляется в победоносном виде.

Энтузиазм Сурикова к судьбе сударыни

Биография сударыни Морозовой заинтриговала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился множеством старообрядцев. Сибиряки положительно относились к старенькой вере, поэтому в этом регионе обширное распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим страдальцам, пострадавшим от рук представителей новейшей веры. По неким данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мама. По всей видимости, живописец был впечатлен силой воли сударыни, потому решил оживить память о ней, изобразив на большущем холсте эпизод, где Морозову везут в темницу.

Образы основных персонажей картины

При взоре на полотно сначала в глаза кидается центральный персонаж – сударыня Морозова. Описание картины гласит о том, что живописец длительное время определялся с портретными этюдами, он отрисовывал их по отдельности, а позже собирал воедино. Протопоп Аввакум обрисовал Феодосию, как худенькую даму с бегающим, моментальным взором, и Суриков длительно не мог отыскать схожее лицо – фанатичное, бескровное, измученное, но гордое и непоколебимое. В конце концов, Морозову он срисовал со старообрядки, которая повстречалась Василию Ивановичу около Рогожского кладбища.

Столичный бедняк, торгующий огурцами, стал макетом юродивого, а вот образ странника – это сам создатель. «Сударыня Морозова» — это картина, насыщенная «цветовыми симфониями». Суриков огромное значение присваивал колерам, делал так, чтоб они казались естественными. Живописец длительно следил за снегом, улавливая все его переливы, смотрел, как прохладный воздух повлияет на цвет лица. Вот поэтому его персонажи кажутся живыми. Чтоб придать картине чувство движения, Суриков пририсовал к саням бегущего мальчугана.

Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

Оценка работы художника

История картины «Сударыня Морозова» очень необыкновенна хотя бы поэтому, что эта работа вызвала противоречивые оценки и звучные споры критиков во время передвижной выставки. Кому-то нравится творчество Сурикова, кому-то – нет, но все сошлись во мировоззрении, что данное творение ему удалось на славу. Некие критики ассоциировали полотно с пестрым персидским ковром, так как калоритные краски так и рябили в очах, академисты обсуждали разные огрехи картины, такие как некорректные положения рук и т. д. Но все таки, самые известные и непоколебимые критики при детализированном исследовании рисунка должны были признать – это вправду шедевр.

До Василия Сурикова никто из живописцев так ярко и непредвзято не изображал людей допетровской эры. В центре полотна – бледноватая, измученная духовными муками, изголодавшая от долгого поста дама, вокруг нее расположились неловкие, грубоватые люди в шубах, торлопах, телогреях. Масса разделилась на две части, одна соболезнует боярыне, другая – глумится над ее неудачой. Сурикову удалось воскресить собственных персонажей. Зритель, стоящий около полотна, ощущает себя в этой массе и вроде бы переносится во времени на несколько веков вспять.Боярыня Морозова - легендарная личность. История жизни боярыни Морозовой

Василий Иванович близко к реальности изобразил событие, имевшее место в истории Рф. Его работа побудила людей не только лишь выяснить о судьбе сударыни Морозовой, да и задуматься над ее поступком. Кто-то принимает ее как фанатичку, кто-то восторгается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время возникновения картины люди ассоциировали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это гласит только о том, что «сударыни Морозовы» есть в каждой эре, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.

tipsboard.ru

Сайт музея художника Андрея Поздеева

120 лет назад, в феврале 1887 года на пятнадцатой выставке Передвижников В. И. Суриков впервые представил зрителям свою картину «Боярыня Морозова». Уже в мае она была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым. В наше время трудно найти человека, который бы не знал этой картины, признанной вершиной творчества Сурикова и шедевром мирового искусства. Репродукции «Боярыни Морозовой» стали иллюстрациями в учебниках истории.Какую роль играют картины В. И. Сурикова при изучении истории отечества? Может ли картина стать историческим источником? Что дает нам, современным зрителям картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»? Что прибавляет она к нашим знаниям о 17 веке? Исторические факты и художественный образ созданный великим живописцем? Насколько существенная между ними разница? Изучение этих вопросов являются целью моего исследования.Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

  • Изучить историю боярыни Федосьи Прокопьевны.
  • Выяснить, что послужило причиной обращения В.И.Сурикова к судьбе  боярыни Морозовой.
  • Проследить, как художник работал над композицией картины, и насколько он отошел от исторической правды, изображая исторические события.
  • Изучить какими средствами художник добивается яркой выразительности своих образов.
  • Понять, как лично художник относился к своей героине и ее месту  в русской истории.

В первой главе   работы  рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев.Вторая глава посвящена исследованию истории   создания картины В. И. Сурикова  «Боярыня Морозова».Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В.И.Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной.В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В.И. Жуковского, Е.Ю.Безызвестных, а также материалы  Суриковских чтений, которые проходят в Красноярске, работы психолога и искусствоведа Н.М. Тарабукина.

 

 ГЛАВА ВТОРАЯ  (отрывок)

Ворона на снегу

Рождение замысла

…«Раз ворону на снегу увидал.Сидит ворона на снегу и крыло отставила,черным пятном на белом сидит.Вот эту ворону   я много лет забыть не мог.Потом  «Боярыню Морозову» написал…»(1)

 Образ черной вороны на белом снегу воскресил в сердце художника другой образ-образ женщины в черном, которая обречена на смерть. Вспомнились детские переживания от рассказов тетки Ольги Матвеевны, которая рассказывала маленькому Васе о неистовой боярыне, которая не захотела изменить старой вере, не подчинилась патриарху Никону и приняла лютую смерть за свои убеждения.Тётка, Авдотья Васильевна Торгашина была женою родного брата матери В.И. Сурикова. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено.  Тётки Сурикова Авдотья Васильевна и Ольга Матвеевна тянулись к расколу, ездили по старообрядческим скитам. Бледное и худое лицо Авдотьи Васильевны в сознании мальчика  сливалось с образом боярыни Морозовой. (2)«В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя - Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Она к старой вере стала склонятся. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки…. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой.

Образ боярыни шёл к нему из Сибири и вел за собой вереницу живых типов русских красавиц, мальчишек с веснушчатыми рожицами, бородатых мужиков в тулупах с суровыми лицами. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо, и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой.(4)«Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». Первый эскиз ее был сделан в 1881 году, но к настоящей работе Суриков приступил только в 1884 году. (5)Таким образом,  яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе.

Поиски композиции.

Долго и напряженно искал В. И. Суриков композицию картины. В ходе работы постепенно менялся замысел картины. Он уходил от мелочной конкретности, создавая обобщенный образ.

Художник делал для своей картины много  эскизов и набросков. Всего сохранилось более 30 эскизов, где он искал верную композицию.Интересно, что Суриков, хорошо знакомый с историей казни  Морозовой, очень сильно отклонился от исторических фактов.  Так, например, художник прекрасно знал, что раскольницу  везли прикованной железным ошейником к стулу, связанной и обездвиженной. Но, изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой - в ней не было ничего героического и величественного - поэтому он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу,  а сидит на соломе.      Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.«Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку — противно даже»,— говорил Суриков.(6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. Именно контур воспринимается зрителями вначале, сразу, вдруг и уже потом приводится анализ того, что в данный контур художником заключено. Контурная линия неоднозначна. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути.(7)Движения глаз  зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни).-потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на  услужливо подстеленной художником соломе. -Затем к туфлям боярыни Морозовой и золотой тесьму ее сарафана.- Художник специально не хочет, чтобы мы сначала смотрели на лицо боярыни.Миновать её тонкое лицо и достигнуть тонкостных перстов правой руки раскольницы помогает полукруглая цепь.-Далее по кромке крыш иконе Божьей Матери.-Горящая лампада, лицо и посох странника.И художник возвращает нас к перстам юродивого отвечающего на призыв боярыни. В этот жест несёт главный смысл  в картине. Что касается левой части картины, то и  здесь мы можем увидеть опоясывающий контур.-выбившаяся  шуба Морозовой,-ступня ноги бегущего мальчика,-копыто лошади,-луковка купола церкви и боярышня в фиолетовой душегрейке-рукав тулупа бегущего мальчика.Треугольник саней боярыни клином рассекает окружающую людскую массу, устремляясь к линии горизонта по диагонали в левый угол картины. Энергия раскольницы преображает, расслаивает, раскалывает людей.Профессор Красноярского Государственного университета Владимир Ильич Жуковский в своей статье, посвященной Сурикову, обращает внимание не исследования   Николая Михайловича Тарабукина, который выделил четыре основных вида диагональных направлений в произведениях изобразительного искусства. (8).

1. Слева направо в глубину от зрителя.

2. Справа налево в глубину или вверх

3. Справа налево из глубины на зрителя или вниз

4. Справа на лево из глубины или вниз.

Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения»Третья- «диагональ вступления, входа»Четвертая – «демонстрационная диагональ».Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой.И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей!Заставив двигаться сани по диагонали справа на лево вверх, Суриков выносит боярыне однозначный и решительный приговор: она не в состоянии преодолеть сопротивляющуюся ей массу, и вынуждена потерпеть поражение. В государственном Русском музее храниться эскиз композиции Сурикова, где Василий Иванович делал попытку изобразить движение саней слева направо, в другую сторону. Однако. Он так и остался эскизом, Надо думать, что художник убедился в том, что, изменяя направление движения, он изменил идею произведения. Не случайно, что подобных попыток Суриков больше не предпринимал.Таким образом, художник, даже не подозревая о будущих изысканиях психолога, только с помощью одной интуиции принимает верное решение, которые наиболее точно отражает его отношение к героине и к историческим событиям.В ходе небольшого исследования можно увидеть, что и другие картины В.И.Сурикова вполне укладываются в схему Тарабукина.

1. «Взятие снежного городка» -  диагональ вступление, входа.

2. «Покорение Сибири Ермаком» - победа, наступление, завоевание, преодоление препятствий.

 

3. «Переход Суворова через Альпы»  - демонстрация силы, преодоление препятствий.

4.  «Степан Разин»- и  снова диагональ поражения. 

И хотя  в картине «Степан Разин»  Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и  «Боярыня Морозова.» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения.

В. И. Сурикову необходимо было передать движение уходящей в глубину картины, дать ощущение того, что Морозову «везут».«Для «Морозовой» я много раз пришивал холст,- говорил он, - ни идёт у неё лошадь, да и только. Наконец прибавил последний кусок - и лошадь пошла. Я её ведь на третьем холсте написал. Первый- то был совсем мал, а тот я из Парижа выписал». (9)В  «Боярыне Морозовой» Суриков, подошел к изображению толпы как к основной задаче.  Он взял случайную, многоликую уличную массу и проследил в ней психологические волны, рождаемые патетическим событием.  Розвальни врезаются в густую человеческую массу, превращая равнодушное любопытство в волны потрясенного чувства. Настороженность, испуг, душевная борьба, горение духа, трагический душевный разлад – все эти чувства написаны на лицах людей, стоящих справа и слева от розвальней. Толпа впереди, та, которая еще не увидала лица Морозовой теснится с любопытством и грубо хохочет в ожидании позорного зрелища. (Возница, мальчишка справа, купец, священник).

        

Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически. Мы видим лица, прошедшие через огненное крещение лика боярыни.На чьей стороне симпатии самого художника?Проведенный опрос среди учащихся 9-10 классов показал, что сами зрители в подавляющем большинстве на стороне боярыни Морозовой. Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине.На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков?»,- мне отвечали: «На стороне Морозовой!»Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения.В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни  больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть  за свои убеждения вызывает уважение.В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя. Изучая литературу о Сурикове, я заметила, что никто из исследователей не обращает внимания на  чернобородого человека рядом с княжной Урусовой.  Мне кажется, что он поразительно похож на самого В.И Сурикова.

    

Я сравнила портреты художника с  фрагментом картины, и увидела, действительно, очень сильное сходство. 

          

Таким образом, изобразив себя в толпе сочувствующих боярыне, художник ясно дает нам понять, на чьей  стороне симпатии самого художника.

Поиски образа боярыни Морозовой.

Каким же должно быть лицо Морозовой, которое одним только взглядом, как огненным крещением меняет настроение и чувства толпы.В поисках образа Боярыни Морозовой Суриков написал большое количество этюдов, но все эти лица не устраивали художника.«И как не начну её лицо - толпа бьет - очень трудно было лицо её найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было - в толпе терялось. В селе Преображенском на старообрядческом кладбище - ведь вот где её нашел. Была у меня одна знакомая- старушка Степанида Варфоломеева  из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили, у них там молитвенный дом был.  А потом их на Преображенском кладбище выселили. Там, в Преображенском, все меня знали. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал в садике этюд в два часа. И как вставил её в картину - она всех победила». (10)

       

Этюд, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, некоторые исследователи считают портретом, тетки Сурикова, раскольницы Авдотьи Васильевны написанной по памяти. Этюд в Государственном Русском музее это портрет Анастасии Михайловны – церковной начетчицы с Урала.Однако, при такой трактовке, работа художника сводиться только к поискам подходящего лица и добросовестного переноса его на полотно. Вглядываясь в эскизы Сурикова, и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые, им заранее «виденные» черты. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Особенно интересно сопоставить два последних этюда - этюд Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. Этюд, принадлежащий Г.Т.Г., написан в технике « А ля прима» с натуры.  А этюд Кончаловских написан в два слоя и это уже не работа с натурой.Таким образом, не меняя пропорции, художник  уходит от подробностей, создавая обобщенный образ сильной духом женщины, которая не потеряется  в любой толпе. Этот образ и вошел в картину. (11)  Это подтверждается исследованием профессора антрополога М..М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо. (12) Колорит картины.

Колорит картины является подлинным открытием Сурикова. В основе колорита картины - сочетание черного и белого. Вся картина разделяется на три горизонтальные полосы.Средняя - самая широкая и темная, верхняя и нижняя полоса — небо и снег – самая светлая. Контрасты и в одежде героев. Черный сарафан Боярыни и белые одежды юродивого при этом он не употребляет почти черные краски. Он пишет его через другие цвета. Понимая красоту, богатство и глубину этого цвета в жизни, Суриков получает черное, комбинируя (по собственным его словам) ультрамарин, краплак и индийскую желтую. Это обычный его рецепт, который в каждом конкретном случае обогащается новыми компонентами. Поэтому черное пятно фигуры Морозовой воспринимается не как провал в холсте, но звучит как тра­гическая симфония, полная тончайших, едва различимых нюансов. Разная по фактуре ткань ее одежды (шубка, рас­кольничий сарафан, платок, шапка) впитали в себя все богатство морозного голубого дня, все яркие краски толпы. Голубовато-синие рефлексы черного рукава светлеют и ка­жутся белесыми на коленях. Богатство рефлексов жесткой ткани сарафана усиливается контрастом глубокого цвета ее бархатной шубки. Правая пола, волочащаяся по снегу, ка­жется холодной, фиолетово-синей (предельной густоты), левая пола на фоне желтой соломы — теплой. Сквозь синеву ее проступает едва уловимый вишневый тон, как отклик на яркий цвет шубки Урусовой.(13)

   Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого. Сложность в том, что белые одежды юродивого написаны на фоне белого снега полного рефлексов и теней.  Интересно,   что черное    и    белое пятна героев композиции не только не теряются на фоне красок толпы, но, напротив, сразу привлекают к себе  внимание. Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова.«На снегу писать - все иное получается. Вон пишут на снегу силуэтами… А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах, лиловых и розовых. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило. А потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок». (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои  никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками. Сам дух истории живет в его картинах.      Можно сделать вывод, что, работая над образом боярыни Морозовой, воссоздавая события далекого 17 века, тщательно изучая исторические факты, В.И. Суриков  иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. Важнее всего для художника  было создание обобщенного портрета русского народа: бояр, горожан, бедняков, юродивых. Он стремился передать главные черты русского национального характера: верность долгу, готовность на самопожертвование во имя идеалов.

Сноски к главе второй: Ворона на снегу.

1 Суриков. Максимилиан Волошин. Ленинград, Художник РСФСР, 1985.2 Дар бесценный.  Кончаловская Н.- Красноярское книжное издательство. 1978г.  Ст. 183 Суриков. Максимилиан Волошин. Ленинград, Художник РСФСР, 19854 Дар бесценный.  Кончаловская Н.- Красноярское книжное издательство. 1978г. Ст.1705 Суриков. Максимилиан Волошин. Ленинград, Художник РСФСР, 19856 В. Суриков. Боярыня Морозова.  Перцев Д.  Художник.1960 г. №1.Ст.48.7 Наглядные образы произведений В.И.Сурикова. «Боярыня Морозова» «Степан Разин» Жуковский В.И. –Красноярск 1998г.Ст. 61-658 Там же. Ст. 63.9 Суриков. Максимилиан Волошин. Ленинград, Художник РСФСР, 198510 Там же.11 В. Суриков. Боярыня Морозова. Перцев Д. – Художник.1960 г. №1. Ст.45-4612 Там же. Ст. 46.13 Там же. Ст.4414 Суриков. Максимилиан Волошин. Ленинград, Художник РСФСР, 1985                                                            

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследования, изучив литературу, в которой описывается судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой, мы должны признать, что Суриков хорошо знакомый с подлинными историческими источниками, тем не менее, сильно отклонился от них. Стараясь подчеркнуть силу образа, он часто отходит от исторических деталей. Кроме того произведения изобразительного искусства становятся историческими источниками при условии, что автор является современником событий. Полотно В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» и  с этой точки зрения не является историческим источником. Однако живописные произведения В.И Сурикова могут быть источниками при изучении культуры и быта народа. Художник тщательно изучал и воссоздавал в своих картинах костюмы, предметы быта, архитектуру,  многочисленные типы разных социальных групп, мужчин, женщин, детей, бояр и бедняков, нищих и юродивых.Главная ценность живописи Сурикова в том, что художник предлагает нам свой взгляд, свою версию исторических событий. Он отражает историю в художественных образах и дает нам возможность глубоко прочувствовать ее на эмоциональном уровне. Правда истории и правда искусства не одно и то же: у науки и живописи разные задачи. Живопись   помогает понять характер и менталитет народа. Дух времени. Глубоко любя Россию, хорошо зная «изнутри» характер народа, великий русский живописец в своем творчестве дает нам возможность почувствовать  душу народа, его историю на эмоциональном уровне. И с этой точки зрения картины В. И. Сурикова обязательно должны изучаться  на уроках истории Отечества. 

О боярыне Морозове существует много исследований, но каждое поколение, изучая творчество Сурикова,  будет по-своему отвечать на вопросы о проблеме  личности и власти, о силе характера и о верности своим убеждениям.

           

Список литературы.

  • Раскол. Реформы Никона. Старообрядчество. Агеева Елена-. Москва «Аванта+» 1995г.
  • Боярыня Морозова. Агеева Елена. Москва «Аванта+» 1995г.
  • Суриков и Сибирь. Безызвестных Е.Ю- Издательство Красноярского отделения ассоциации «Русская энциклопедия» 1995г.
  • В. Суриков- Большакова Л.А. Москва «Изобразительное искусство» 1985г. 
  • Суриков. Максимилиан Волошин. Ленинград, Художник РСФСР, 1985.
  • 1890-е годы как основополагающий этап в портретном творчестве В.И Сурикова. Васильева-Шляпина Г.Л.   Суриковские чтения. Красноярск 1998г.
  • Наглядные образы произведений В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» и «Степан Разин». Жуковский В. И - Суриковские чтения. Красноярск 1998г.
  • Дар бесценный. Кончаловская Наталья - Красноярское книжное издательство 1978г.
  • Его великие открытия. Кугач Юрий - Юный художник. 1988г.  №1
  • Пейзаж Сибири в исторической живописи  В.И. Сурикова 1890-х годов - Ломанова Т.М.-                           
  • История Русского искусства.  Машковцева Н.Г. –Москва. «Искусство» 1960 г.
  • Историческая живопись Сурикова 1900—1910-х гг.и русское искусство начала XX века. Москалюк М.В. -. Суриковские чтения. Красноярск 1998г.                                     
  • В.И. Суриков (Боярыня Морозова). Перцев Д.  Худ. 1960г.  №1
  • Живопись В.И. Сурикова как историко-этнографический источник (к постановке проблемы). Романова Н.М.-    Суриковские чтения. Красноярск 1998г.    
  • Смысловое значение диагональных построений в живописи. Тарабукин Н. М. –Тарту. 1973г.
  • Домашний быт русских цариц в 16-17 столетиях. Забелин  - И Е.- Новосибирск наука 1992г.

mus-pozdeyev.ru

"Боярыня Морозова". Образ боярыни. - 2 Июня 2011 - Блог

Образ боярыни дался Сурикову не сразу: «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после"... Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов — отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях — все было определено в предварительных работах, не хватало только лица.

"... И как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.

', BGCOLOR, '#ffffff', FONTCOLOR, '#333333', BORDERCOLOR, 'Silver', WIDTH, '100%', FADEIN, 500, FADEOUT, 500)">Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова

Боярыня Морозова.Этюд. 1884-1887 годы. Холст, масло.

Конечно, можно было пойти по другому пути — несколько притушить напряженную и цветовую активность толпы и тем самым прибавить силы образу боярыни. Но то был выход не для Сурикова. После долгих поисков он наконец увидел лицо одной уральской старообрядки, приехавшей в Москву:

«Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила».

Что значит — победила? Это значит, что сила и значительность образа Морозовой стала выше силы и значительности образов толпы. Могли среди провожающих встретиться люди с таким же накалом духовной стойкости? Безусловно, могли. А почему же художник не показал их в толпе? Надо полагать, по двум причинам.

  • Во-первых, исходя из психологической правды: у пассивного наблюдателя эта стойкость не может проявиться с такой силой, как у человека, которому пришло время решать вопрос жизни и смерти.
  • Во-вторых, если бы художник изобразил в толпе людей, близких по накалу главному образу, то это была бы уже картина не о трагедии Морозовой, а о чем-то другом.

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова:

    "...раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал… Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд (этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее в 1910 г.), как я ее написал.

    ', BGCOLOR, '#ffffff', FONTCOLOR, '#333333', BORDERCOLOR, 'Silver', WIDTH, '100%', FADEIN, 500, FADEOUT, 500)">Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова

    ', BGCOLOR, '#ffffff', FONTCOLOR, '#333333', BORDERCOLOR, 'Silver', WIDTH, '100%', FADEIN, 500, FADEOUT, 500)">Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова

    Боярыня Морозова.Этюд. 1886 год. Холст, масло. 48,2 х 35,7 см. Государственная Третьяковская шалерея, Москва, Россия.

    Рука боярыни Морозовой.Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова".

    Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось.В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел.Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю.И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила.„Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"... (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой, княжне Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой в Боровск: "Персты же рук твоих тонкостны и действенны <...> очи же твои молниеносны <...>"; "везде им <никонианам> являшася яко лев лисицам"; см.: Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927, кн. 1, вып. 1, стб. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39). Первоначально письма Аввакума к Морозовой были опубликованы приложением к статье Н. С. Тихонравова "Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола" (Рус. вести, 1865, № 9).)Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет."

Многие этюды Сурикова по выразительности и живописному мастерству ни в чем не уступают его большим картинам. Это в полной мере относится к одному из двух живописных этюдов головы боярыни Морозовой, хранящихся в Третьяковской галерее и исполненных к одноименному произведению. Одухотворенность лица с горящими темными глазами и полуоткрытым ртом, контраст черного и белого в цветовом решении работы и экспрессивный мазок создают трагический образ героини, исполненный религиозного фанатизма. При работе над портретом боярыни Морозовой художник использовал несколько моделей. Однако сам он отмечал, что завершающим стал этюд, для которого ему позировала приехавшая с Урала старообрядка Анастасия Михайловна. В том этюде, который был написан в садике за два часа, оно было наконец найдено и без заметных изменений вошло в картину. Как и раньше, Суриков делал не портрет человека, а писал его в образе героя, в данном случае боярыни Морозовой.

Основная статья - В. Суриков. «Боярыня Морозова». Чугунов, кандидат искусствоведения.

gallery-allart.do.am


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта