Маруся, 1913. Картина киселева
"Не древняя" тайна Скалы Киселева
В Туапсинском районе Краснодарского края есть интересный геологический объект, объявленный памятником природы, - «Скала Киселёва», и мы совершим на эту скалу экскурсию. Если скала является свидетелем потопа, то мы, как и положено, произведем его опрос. От основного шоссе грунтовая дорога уходит в сторону моря и частично проходит по хребту до небольшой площадки автокемпинга. Дорогу окружает густой лес; сейчас начало мая, поэтому лес наполнен ароматами цветущей желтой акации и рододендрона понтийского.
Скала Киселёва - свидетель потопа
Скала Киселева - это выдающийся в море блок берегового флиша, высотой 48 м. Хорошо видны вертикальные пласты осадочных пород. С берега заметно, как отдельный пласт пород отслоился от основного массива скалы и вот-вот рухнет в море. Как видно, весь массив скалы - это коренные породы, состоящие из мергелей и доломитов, песчаников, без прослоек более мягких пород, например, глины.
Морская галька, песок, глина на вершине скалыНаличие до 2-х метров слоя гальки, песка, глины на скале говорит о том, что она была под водой значительное время. И уровень воды был выше еще на 10 метров. Слои скалы, как и береговой флиш, располагаются вертикально и поэтому нельзя сказать, что песок и глина - это слагающие прослойки между ними. По тому, как на нашей памяти размывается песок и глина, можно сказать, что они появилась на скале и плоской части берегового флиша совсем недавно, а не 150 тыс. лет назад. Время 18-го века весьма подходит, что мы и увидим, изучив старые фотографии и картины скалы.
Посмотрим, как выглядела скала чуть более 100 лет тому назад. В конце 19-го века в город Туапсе стали приезжать на лето известные актеры, художники того времени; одним из них был Киселёв Александр Александрович (1838–1911 годы) - русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Петербургской Академии художеств.
Ряд известнейших картин художника был посвящен городу Туапсе и его окрестностям. На одной из наиболее популярных картин «Кадошские скалы» 1902 года изображен природный объект, который мы исследуем и который носит имя художника – Скала Киселева.
На картине скала выглядит похожей на современную, но и видны очень значительные отличия. Во-первых, фасад скалы сейчас выглядит по-другому. За сто с небольшим лет от него откололось несколько пластов. И сейчас еще один висит, вот-вот рухнет в море. Лес на вершине только-только начал расти и на верхней части скалы видна сильная проплешина. Еще больше вопросов вызывает пляж. Его практически нет. Лестница, ведущая на берег, положена поверх груды камней. На основном береговом флише всюду также видны проплешины, образованные от оползней, аналогично как и на скале лес только-только начал расти.
Давайте проведем поэтапный сравнительный анализ скалы на разных фотографиях и картины Киселева в одних и тех же погодных условиях.
Итак сравним картину с фотографией примерно до 1910 года. На фото также видны следы значительных оползней, из-за этого отсутствует пляж. А вот деревья примерно за десять лет заметно подросли. И еще один момент: под стеной в море видны скальные гребешки, по ним можно определить какой уровень моря был раньше. На картине гребешки притоплены, а на фотографии они смотрятся выше. Из этого можно сделать вывод, что уровень моря в 1902 году был выше.
Сравним следующую фотографию, она была сделана примерно в 1916 году. Пляж стал значительно больше, почти такой же, как и сейчас. Лестница стоит по-другому. Теперь груды камней нет, она превратилась в гальку и ровным слоем лежит внизу, а лестница закреплена между вертикальными скальными гребнями. И, конечно же, лес вырос еще больше. Все проплешины затянуло травой и кустарниками. Из этого следует, что оползневые моменты прекратились. И скала выглядит примерно так же, как и сейчас.
Финально вернемся к картине и опять проанализируем лес. По уровню роста деревьев можно сказать, что возраст леса на скале - около десяти лет. Картина датируется 1902 годом, год на доводку и презентацию, получаем, что в 1901 она была нарисована. Вычитаем еще десять лет на рост леса и получаем 1891 год. А что, до этого леса не было? Выходит, что так. Значит, произошло какое-то событие, приведшие к уничтожению леса. И действительно, на многих фотографиях начала 20-го века прибрежной части Туапсе горы безлесные, или деревья только начинают расти. Но потоп датируется началом 18-го века, деревья бы выросли до 1891 года. Получается мы наблюдаем последствия еще одного катастрофического События, того самого, которое описал Алексей Кунгуров, - это выпадение гигантского количества эоловых осадков (глины песка). Он датирует это событие 1841-ым годом. Понадобилось примерно еще 50 лет, чтобы лес начал расти. Глины, как вы заметили, у нас предостаточно, причем в тех местах, где ее не должно быть. Например, на хребтах с вертикальным залеганием пластов. А вездесущая галька лежит на клумбах города, грядках частных домов, и, если кто-то копает котлован под дом, потом галькой украшает дорожки.
Продолжение следует...
При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.tart-aria.info
Так воронежцы называют этот портрет, написанный художницей Еленой Киселевой в 1913 году в Париже. На портрете изображена сестра русского художника, чья фамилия, к сожалению, до нас не дошла. Портрет является безусловным хитом и chef d'œuvre'ом открывшейся в Москве в Музее русского импрессионизма выставки "Элегантный век" Елены Киселевой. В силу исторических обстоятельств творчество Елены Киселевой оказалось незаслуженно забытым и широкой публике сегодня малоизвестно. И только земляки художницы, воронежцы, помнили ее. Полвека назад Воронежский областной художественный музей имени И.Н Крамского начал собирать у себя картины Киселевой. В 1967 году работник музея искусствовед Маргарита Ивановна Лунева обнаружила в архиве Академии художеств в Ленинграде письмо Киселевой Репину из Белграда, датированное 1921 годом и имеющее обратный адрес. Наугад написала по этому адресу письмо и оказалось, что 88-летняя Елена Киселева жива и до сих пор с мужем живут по этому адресу. Завязалась переписка и в 1969 году Киселева передала в дар музею в Воронеже большое количество своих произведений. И вот эти картины из воронежского музея, а также несколько работ из Музея Академии художеств, Пушкинского дома, Русского музея и частных собраний (всего 50 работ) привезены в Москву и представлены для обозрения любителям живописи. Впервые так полно с послереволюционных времен. Я имею ввиду революцию 1917 года. Елена Андреевна Киселева родилась в Воронеже в 1878 году в семье Андрея Петровича Киселева, математика-педагога. Да, да того самого Киселева по учебникам алгебры и геометрии которого учились многие поколения дореволюционных, а потом советских детей. И я, конечно, тоже учился по этим учебниками и они были настолько хороши, что я по окончании школы даже поступил на Физтех. Но сейчас не обо мне...)) Елена не стала математиком, хотя поначалу и попробовала себя на этом поприще, поступив на математическое отделение Бестужевских курсов в Петербурге. Но в 1898 году Елена поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств, и с 1900 по 1907 годы занималась живописью в мастерской Ильи Ефимовича Репина. И была настолько талантлива, что стала любимейшей ученицей мастера и первой в истории Академии воспитанницей, удостоившейся права на заграничную командировку. С 1908 года продолжила обучение в Париже.Расцвет ее творчества пришелся на 10-е годы. Елена активно участвует в выставках "Союза русских художников", "Нового общества художников", в Академии художеств, за границей. Она становится востребованной и знаменитой художницей.Вот скриншоты из журналов того времени: Страничка из журнала "Нива", номер 20, 1910 годНа почетном месте, в середине страницы, помещена работа Елены Киселевой "Прекрасная Гортензия" 1908 года.В 1915 году Елена переезжает а Одессу к мужу Антону Билимовичу. Антон Дмитриевич Билимович-ученый-математик и механик. В 1918 году стал ректором Новороссийского университета. В январе 1920 года Антон Билимович, Елена Киселева и их маленький 2-х летний сын Арсений эмигрировали в Королевство сербов, хорватов и словенцев и поселились в Белграде. Елена Киселева постепенно отошла от художественной деятельности и полностью посвятила себя семье. В начале 30-х Киселева еще приняла участие в нескольких групповых выставках русских живописцев -эмигрантов. Но она так и не влилась в художественное сообщество Сербии. "Здесь все знают меня как жену профессора Билимовича и никто не знает художницу Елену Киселеву",-писала она в одном из писем. Во время Второй мировой войны их не тронули, но ее сын и жена сына были арестованы и отправлены в концлагерь. В 1944 году сын вернулся из лагеря неизлечимо больным и вскоре умер. С тех пор Елена Андреевна Киселева навсегда оставила живопись. В 1970 году в возрасте 91 год умер муж Елены Киселевой, основатель Белградской школы механиков, академик Антон Билимович. В 1974 году а возрасте 95 лет умерла выдающийся русский художник Елена Андреевна Киселева-Билимович. И для друга jumeau_2009 из Санкт-Петербурга, интересовавшейся выставкой Елены Киселевой и задавшей мне вопрос. В Академии художеств хранится одна работа художницы. Но какая замечательная. Та, которая изображена на обложке журнала "Столица и усадьба" за 1914 год. На выставке "Элегантный век" она представлена и собирает около себя много народу. Только сегодня картина почему-то называется "Невесты". Е.А. Киселева, Маруся, 1913, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. КрамскогоЭта картина была подарена музею в 1929 году матерью художницы, жившей в Ленинграде. Для самой Киселевой эта работа была своеобразным камертоном, эстетическим критерием в оценке своих собственных произведений. История бытования портрета в первое время его появления в музее была драматична. Тогдашними "искусствоведами" портрет был причислен к категории работ, воспевающих "помещичий быт" и "загнивающий капитализм". Судьба картины была почти предопределена. Но музейщики спрятали картину на верхнем этаже чёрной лестницы, где она благополучно простояла "лицом к стене" вплоть до самой эвакуации художественных ценностей. Ну а после войны "Маруся" уже воцарилась в экспозиционном зале музея. Сегодня эта картина стала символом музея. В 2014 году Воронеже даже был представлен проект-оммаж "Маруся - XXI" к 100-летию создания портрета.Прекрасная Гортензия, 1908, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоВ свое время этот портрет, показанный в 1910 году в редакции ежемесячника "Аполлон" на выставке современных русских женских портретов, вызвал ожесточенную дискуссию критиков. Киселеву пытались обвинить в том, в том, что в этом портрете не найдено единого современного национального русского женского типажа-«типа настоящей русской женщины – женщины-матери, которая героически строит и чинит разваливающийся наш современный очаг, которая идет на войну, в тюрьмы, в больницы, в науку, искусство и литературу". Читая сегодня этот бред, удивляешься как времена не меняются. И сегодня частенько слышишь что-то подобное от всяких ортодоксов. Но были и критики со здравым смыслом. Так С. Маковский в том же "Аполлоне" возражал на нападки и писал, что «в данном случае подразумевается женщина в ее эстетическом, а не реальном бытии». Портрет Любови Бродской, 1916, Частное собрание. На портрете изображена Любовь (Лия) Марковна Бродская (урожденная Гофман) (1888-1962)- поэтесса, жена художника Исаака Бродского. В своем письме к Маргарите Луневой Киселева пишет: "У меня был, по-моему, очень хороший портрет жены художника Бродского. Я её встречала в Финляндии у Чуковских, поражена была ее эффектностью и красотой". Дочь Любови Марковны, художница Лидия Бродская, писала о матери:"Она была образованной, умной, красивой женщиной.Писала стихи, любила музыку, живопись, сама рисовала и писала красками, была членом Союза художников" .Лилии, 1910-е, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоНевесты, 1906-1907, Научно-исследовательский музей при Российской академии художествС этой картиной путница в названиях. На обложке журнала "Столица и усадьба" за 1914 год она называется "Крестьянские девушки". В альбоме "Музей академии художеств. Страницы истории, из-во СПб Лики России, 2009" она обозначена как "Невесты. Троицын день". Между тем у Киселевой была конкурсная работа "Троицын день". Ее местонахождение сегодня неизвестно. Искусствоведами считается, что картина "Невесты" была подготовительной к полотну "Троицын день". Но уровень и качество живописи оказалось настолько выдающимся, что эта картина приобрела самостоятельное значение и попала в коллекцию сначала Императорской, ну а сегодня Российской академии художеств.Девушка в красном, 1907, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоЭта картина тоже считается подготовительной к полотну "Троицын день".Дачницы, 1915, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоКартина была написана в знаменитом имении Пенаты Ильи Репина. Моделями для картины, которая исполнена на стыке жанров портрета и натюрморта, стали сестра и невестка художницы Мария Комиссарова (Киселева) и Берта Киселева (Ритт). Сама художница признавалась, что ей очень нравится писать женские портреты и что для нее живописные задачи важнее психологизма.Зеленая ваза, 1910, ВОХМ им. И.Н. Крамского У себя. Автопортрет, 1908, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоНаписанная в Париже эта картина хорошо отражает приподнятое настроение недавней выпускницы Академии. Автопортрет написан предположительно в её ателье на Бульваре Рошешуар. На стенах мастерской висят полотна-возможно её собственные. Этот автопортрет в 1909 году получил премию Общества имени А.И. Куинджи.Мать и дочь, 1911, собрание Романа Бабичева, Москва.Картина была показана на IX выставке "Союза русских художников" в 1911-1912 годах. Писалась картина в Париже, а моделями служили две обыкновенные натурщицы из бедной области Италии. Интересна судьба картины, которую сумела выяснить Маргарита Лунева. Картина была куплена прямо с выставки за тогдашние 350 рублей и вскоре оказалась в семье издателя Сабашникова. Владелец картины отдал ее Сабашниковым за долги. Картина провисела у наследников издателя долгие годы. Они уже забыли имя художника, но знали, что полотно вроде бы ценное. Однажды, уже в 50-е годы обнаружили на обратной стороне, на подрамнике надпись "Е. Киселева". Отнесли на экспертизу в Третьяковку. Но в собрании Третьяковки не было работ Киселевой и сотрудники галереи ничего не смогли сказать хозяевам полотна. И вот в 1978 году случайно в газете "Советская Россия" Сабашниковы прочитали статью, что в Воронеже готовится выставка к 100-летию художницы Елены Киселевой. Они написали письмо в Воронежский музей. И у картины началась вторая жизнь.На балконе, 1910, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоКартина написана в родительском имении Плясово-Юрасово под Воронежем. Позировала Виктория Федяевская, близкая знакомая семьи Киселевых.Ревность, 1907, собрание Олега Арюхина, Санкт-ПетербургНетипичное для Елены Киселевой полотно. Написано в Плясове-Юрасове. Позировали сестра художницы Мария с мужем Дмитрием Комиссаровым.Портрет Татьяны Платоновой- Поздняк, 1910-е годы, ВОХМ им. И.Н. Крамского Внучка екатерининского вельможи Платона Зубова, Татьяна Александровна Платонова получила прекрасное образование в Институте благородных девиц. Будучи в первом браке за морским офицером, она совершила много далеких путешествий, собрала значительную коллекцию произведений искусства различных народов мира. Платонова была наделена общительным характером, обладала музыкальными способностями, замечательно пела и танцевала. Все эти качества позволяли ей быть "душой общества". Киселева познакомилась с ней на набережной Невы возле Академии художеств. Привлеченная интересной внешностью, умом и образованностью своей новой знакомой, Елена Андреевна пригласила ее в мастерскую, где и написала этот портрет. И подарила его Татьяне. Портрет на долгие годы стал спутником Татьяны Александровны. Переехал с ней в Москву. Она рассказывала друзьям и близким о знакомстве с художницей, об истории портрета.После смерти Татьяны её комнату в коммунальной квартире заняли новые жильцы. Все вещи Татьяны выбросили, а портрет забрала к себе соседка и несколько лет он простоял в темной передней, заложенный за старый сундук. И опять же, помог случай. Уже прошла юбилейная выставка Киселевой в Воронеже, имя художницы стало появляться в печати. И вот владелица картины, помня от Татьяны Платоновой имя художницы - Киселева, решила отнести портрет на экспертизу в Третьяковку. Это был 1988 год и в Третьяковке уже знали кто такая Киселева. Так у картины началась новая жизнь. Тщательная реставрация и попадание в постоянную экспозицию воронежского музея.Портрет Павла Елисеевича Щеголева, 1911, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом)Павел Елисеевич Щеголев (1877-1931)- выдающийся филолог, историк,литературовед-пушкинист. Киселева много общалась с Щеголевым в Петербурге. Также их объединяли воронежские корни. К моменту написания картины Щеголев уже был известным пушкинистом, при этом отбывшем наказание в "Крестах" за революционную деятельность.Портрет отца, 1906, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоАндрей Петрович Киселев (1852-19400- выдающийся русский и советский педагог, прозванный "законодателем" школьной математики за авторство множества классических учебников по алгебре и геометрии, переиздаваемых до сих пор.Портрет Антона Билимовича, 1925, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоАнтон Дмитриевич Билимович (1879-1970)- ученый математик и механик. Муж Елены Киселевой. Основатель Белградской школы механиков, действительный член (1936) Сербской академии наук и искусств. Во время Второй мировой войны после оккупации Белграда Билимович ушёл демонстративно на пенсию, отказавшись сотрудничать с коллаборационистскими властями и немецкой администрацией. После освобождения Югославии был восстановлен в должности естественно-математического факультета Белградского университета. Окончательно вышел на пенсию в 1955 году, однако продолжил заниматься научной работой.Портрет сына, 1925, ВОХМ им. И.Н. КрамскогоИзображен Арсений Антонович Билимович (1918-1944). И мне кажется в портрете художница угадала печальную судьбу сына. Мне кажется мальчик на портрете с печалью всматривается в свою будущую незавидную судьбу.Использованы данные из интернета, лекции на выставке и альбома-каталога выставки. |
stroganov.livejournal.com
Маруся - Музей русского импрессионизма
ВОХМ им. И.Н. Крамского
Имя Елены Андреевны Киселёвой долгое время оставалось неизвестным даже историкам искусства. История его обнаружения напрямую связана с портретом Маруся, который открывает экспозицию «Элегантный век». Данная работа была передана в Воронежский областной музей имени И.Н. Крамского в 1929 году матерью художницы Марией Эдуардовной Киселёвой. К тому времени Елена Андреевна уже жила в эмиграции в Сербии, куда переехала в 1920 году с возлюбленным Антоном Дмитриевичем Билимовичем и их маленьким сыном Арсением.
В 1960-е годы именно Маруся привлекла внимание Маргариты Ивановны Лунёвой (1925-2013), старшего научного сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского, которая и начала поиски позабытой к тому времени Елены Андреевны Киселёвой. Поиски таинственной Елены Киселёвой привели Лунёву в фонды Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, где обнаружилось письмо Елены Киселёвой к Илье Репину с обратным белградским адресом.
В 1967 году завязалась переписка, с каждым письмом из Белграда из неизвестности стали проступать черты портрета художницы Елены Киселёвой. В 1969 году Елена Киселёва передала в дар Воронежскому областному художественному музею более 30 работ. В родном городе художницы состоялись 4 персональные выставки.
Маруся – одна из лучших картин, созданная в Париже, где художница бывала неоднократно. Французская столица с её особой атмосферой постоянно манила Киселёву. Елена Андреевна неоднократно возвращалась туда в 1910, 1911 и 1913 годах. Портрет изображает сестру русского художника, чье имя, к сожалению, так и осталось неизвестным. При всей широте письма художница сумела добиться почти тактильной материальности изображения, найти баланс между целым и деталями, между гладкими и заполненными орнаментом плоскостями. В этой картине классически правильный академический рисунок соединился с яркой декоративностью, плавными линиями модерна и колористической свободой фовистов и художников группы «Наби».
www.rusimp.su