Крамской Иван Николаевич. Картина некрасова


ПОРТРЕТ НЕКРАСОВА КРАМСКОЙ: Некрасова, 1877 г

Уже в начале 1877 года ни для кого не было тайной, что Некрасов тяжело болен и что дни его сочтены. Портрет Некрасова ему заказали, когда поэт был уже тяжело болен и не мог вынести долгой работы на портретом.

Холст с изображением полулежащего на постели Некрасова состоит из нескольких частей. Голова в том же повороте, в руке карандаш, бумажка лежит тут же, слева — столик с разными принадлежностями, нужными для него, над головой шкаф с оружием охотничьим, а внизу будет собака. Поэт Некрасов тяжело болел. Он знал, что дни его сочтены. В них он прощался с читателями, с жизнью.

Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса. На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Но Крамской говорил: «Нужно еще посмотреть». Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом — столик с лекарствами.

Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи. И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет.

И.Н. Крамской. Портрет Некрасова

Это как бы портрет-картина. Иван Николаевич Крамской создал два портрета великого русского поэта. Работы были написаны в тяжёлое время, в гнетущей трагической обстановке последних месяцев жизни Некрасова. Оба они считаются одними из лучших в галерее портретных образов, которую за свою долгую творческую жизнь создал Крамской. Портрет Некрасова изначально был заказан Павлом Третьяковым для своего собрания, однако впоследствии подтолкнул Крамского к написанию большой картины.

Зимой 1877 года состояние Николая Алексеевича Некрасова начало стремительно ухудшаться. Тяжело больной поэт практически не вставал с постели, не в силах писать он надиктовывал свои последние произведения. Третьяков, понимая, что дни народного певца сочтены, срочно заказывает Крамскому его портрет. Заказчик был доволен портретом, но не сам художник. Общение с поэтом в дни работы над картиной произвело на Крамского неизгладимое впечатление.

Эта работа получила название «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»». Ради сеанса 10-15 минут Крамской нередко ждал целый день. В результате с натуры была написана только голова Некрасова, остальные же части картины художник дописывал уж в мастерской. Портрет Некрасова на постели получился одновременно масштабным и камерным. Именно в этот день поэт надиктовал своё знаменитое стихотворение «Баюшки-баю». Восторженный Крамской считал это произведение лучшим, и последний портрет Некрасова символично отсылает зрителей ко дню создания стихотворения.

Крамской Н.А. Некрасов в период «Последних песен». Описание картины

Для таких портретов был характерен темный фон, с которым одежда изображаемого обычно сливалась. Коричневый сюртук Некрасова, его черная бабочка – не исключение, фон попадает в тон и лишь немного светлее. Близко принял к сердцу болезнь Некрасова и высоко ценивший его творчество Павел Михайлович Третьяков. В те годы Крамской находился в зените своей славы. Он пользовался огромным авторитетом и как признанный глава передвижников, и как теоретик искусства, и как выдающийся художник.

Отличный портрет Л. Н. Толстого, портрет известного русского пейзажиста Федора Васильева и многие другие его произведения уже украшали в то время галерею Третьякова. Крамской же приступил к работе в 1877 году, в период создания Некрасовым его «Последних песен», когда поэт, сломленный тяжелым недугом, уже почти не вставал с постели. Болезнь лишала Некрасова последних жизненных сил, подавляла былую кипучую энергию.

Когда я начал писать портрет, — сообщал Крамской Третьякову, — то убедился сейчас же, что так сделать его, как я полагал, т. е. на подушках, нельзя. Портрет был закончен Крамским в последних числах марта 1877 года. Это была несомненная творческая удача. Сам Некрасов остался доволен и заказал художнику две копии для себя и своих близких.

Но Крамской не считал свою работу оконченной. Портрет Некрасова будет мною сделан еще один, — писал он Третьякову 29 марта, — и я его уже начал: в малом виде, вся фигура на постели и некоторые интересные детали в аксессуарах.

В этом маленьком голова уже кончена». На Крамского, который был, вероятно, одним из первых слушателей «Последних песен», стихотворения эти произвели неотразимое впечатление. А какие стихи его последние, — с восторгом писал он Третьякову, — самая последняя песня 3го марта «Баюшки-баю».

И тогда Крамской написал по-другому — погрудный портрет Некрасова со скрещенными руками был закончен в марте 1877 года и принят заказчиком. Этот второй портрет — «Н. А. Некрасов в период «Последних песен» — и следует рассматривать с учащимися. Что побудило Крамского продолжать работу над портретом Некрасова? В процессе работы над заказом Крамской задумывает большую карти ну. «Нужно сказать еще, что портрет Некрасова будет мною сделан еще один…

Что еще написала Аманта:

  • Эктопический предсердный ритм (правопредсердный и прЭктопический предсердный ритм (правопредсердный и пр Частота генерируемых импульсов и сердечных сокращений будет около 30—40 в минуту. Если и эти водители ритма не будут работать, то ими могут стать Волокна Пуркинье, задавая ритм сердца […]
  • Олаплекс для волосОлаплекс для волос В общем, в умелых руках Олаплекс реально работает, помогает подсраховаться мастеру не пережечь волосы. Он связывает поврежденные дисульфидные связи в структуре волос. Работает до, во время […]
  • Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610 Никон заявили, что в этой модели проблема исправлена, но после 5000 кадров матрицу необходимо чистить. 31. Недостатки Никон Д610. Отзывы владельцев. В итоге скажу, что это обычная камера […]

amanfertul.ru

Н.А. Некрасов в период Последних песен. 1877–1878, Крамской Иван Николаевич, арт галерея живописи. Страница get.

В 1877 году всем стало ясно, что болезнь, свалившая Некрасова, неизлечима и что поэт умирает. П. Третьяков, не имевшей в своей галерее его изображения, срочно заказал портрет поэта Крамскому. Тот принялся за дело. Первоначально он предполагал написать Некрасова «в подушках», но те, с кем мастер советовался, отговорили его это делать, мотивируя это тем, что «великого борца» даже в халате представить швозможно. И тогда Крамской написал по-другому - погрудный портрет Некрасова со скрещенными руками был закончен в марте 1877 года и принят заказчиком. Но уже спустя несколько дней наш герой начал писать другой портрет - в соответствии с ранним замыслом. Это и была картина «Некрасов в период "Последних песен"» - дописывал ее автор уже после смерти поэта, в 1878 году. Поначалу Крамской думал ограничиться малым форматом, но в процессе работы увеличивал размеры холста, надшивая его со всех сторон. Убрал он и некоторые детали, мешавшие созданию «героического» образа, - например, любимую собаку поэта и шкаф с оружием, напоминавшие об охотничьей страсти Некрасова. В результате из-под кисти Крамского вышел удивительный портрет, сочетающий в себе камерность изображения и монументальность образа человека, чьи духовные силы остаются не сломленными и на краю могилы.

Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете-картине «Некрасов в период «Последних песен». Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского — это образ умирающего поэта, отдавшегося страстному творческому порыву. Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт. И даже ставит дату на портрете, однако это не дата его окончания - портрет завершен после смерти Некрасова в 1878 году. 3 марта 1877 года - это день, когда было создано стихотворение «Баюшки-баю».Портрет угасающего поэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва — страдание плоти не убивает, не смеет убить дух человека.

paintingart.ru

Город в изображении Некрасова.

 

С первых стихов продолжил эту тему Гоголя (в “Петерб. повестях” – мир одних чиновников). Некрасов показывал полно, широко, острые социальные противоречия капиталистич. города. За Некрасовым – продолжил Достоевский во многих романах и повестях (начиная с «Бедных людей» и «Униж. и оскорбл.»).

Некр. – с 2-х стор.: сатира на сильных мира сего, скорбно - жизнь бедняков.

 

“Еду ли ночью по улице темной” – о женщине. Лирич. герой – не автор.

С детства судьба невзлюбила ее. Беден и зол был отец твой угрюмый. Замуж пошла ты – другого любя. Ушла от нелюбимого мужа. Да не на радость сошлась и со мной: больной и голодный я унывал. От голода умер ребенок. Ценой позора пошла ты на улицу, чтобы купить “гробик ребенку и ужин отцу”.

 

“Колыбельная песня” – цензура 22 года запрещала. Некр.показал насмешливо судьбу преуспевающего чиновника. Тут колыбельную поет мать:

Спи пострел, пока безвредній… Спи, пострел, покуда честный… Вырастешь, будешь чиновник с виду и подлец душой…Привыкнешь картинно спину гнуть… Будешь кроток, как овечка, и крепенек лбом…До хорошего местечка доползешь ужом… Станеш, как отец, плутом известным. Спи, покуда красть не можешь! Баюшки-баю! А потом - купишь до многоэтажный, схватишь крупный чин, и вдруг Станешь важный русский дворянин.

 

Цикл стихов “На улице”. Вот один из них – “Вор”. Лирич. герой – это не автор. Это обычный дворянин, кот. думает только о себе.

Сюжет: Ехал я по улице и увидел: Городовой поймал вора. “Закушенный калач дрожал в его руке. Он был без сапогов, в дырЯвом сюртуке. Лицо являло след недавнего недуга. Стыда, отчаянья, моленья и испуга”. Его повели в участок.

Финал: И я подумал – как хорошо, что у меня “наследственное есть”.

Поэма “О погоде” рисует страшные картины уличной жизни Петербурга. Одна - Похороны одинокого бедняка. За гробом идет одна ветхая старуха, и то потому что он, умирая, подарил ей свои сапоги. Вторая – бежит на работу полуголодный в ветхой шинелишке маленький чиновник. Третья картина – под проливным дождем прошли с жалкими лицами солдаты.

Дальше – под вечер: “У присутственных мест дожидаются Сотни сотен крестьянских дровней”. Не дождались: не принимает.

Дальше – “Чу! Рыдание баб истеричное! Сдали парня?.. (в солдаты) Жалей не жалей, Перемелется - Злость-тоску мужики на лошадках сорвут. Коли денежки есть – раскошелятся И кручинушку штофом зальют, А слезами-то бабы поделятся”.

 

Сравнение городского утра у Пушкина и Некрасова:

Пушкин: “Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний скрипит”, И немец острожный свой открывает вас-издас. – СОЧУВСТВЕННО.

 

Некрасов: БОЛЬ И ГНЕВ: В нашей улице жизнь трудовая:

Начинают ни свет, ни заря,

Свой ужасный концерт, припевая,

Токари, резчики, слесаря.

А в ответ им гремит мостовая.

Дикий крик продавца-мужика,

И шарманка с пронзительным воем…

Понуканье измученных кляч,

Чуть живых, окровавленных, грязных,

И детей раздирающий плач

На руках у старух безобразных…

Поэма “Несчастные”показан не только Петербург, но и родные русские картины. И везде одно и то же:

“Чудно город украшен”…пышны в нем театры, улицы, жилища счастливцев и везде толпы пустых, надменных, праздных, полны пороков безобразных в тебе кишат”. А с другой стороны – неисчислимые кладбища нищеты, горя”, везде “несчастно, голодно и бедно”. Тут “были в стары годы друзья народа и свободы”.

Но верит – “Покажет Русь, что есть в ней люди, Что есть грядущее у ней”.

 

3. О НОВЫХ ХОЗЯЕВАХ ЖИЗНИ – Стих “Ростовщик” – (1844) лирич.герой -

не автор, а ростовщик:

“Было года мне четыре, Как отец сказал:

“Вздор, дитя мое, все в мире! Дело - КАПИТАЛ”…

И совет его премудрый не остался так:

У родителя наутро Я украл пятак.

Страсть навек к монете звонкой Тотчас получив,

Стал у всех я собачёнкой, Кто богат и чив.

Руки, ноги без зазренья Всем лизал как льстец,

И семи лет от рожденья СТАЛ УЖ Я ПОДЛЕЦ…

 

“Жизнь, по-моему, искусство наживать деньгу”. Он рассказывает о своих приемах подлых:

(Дальше – Некр., Собр.соч в 8 т. - т.1, с. 31:

ПРОЧИТАТЬ ВСЁ)

 

Стих-сатира “Секрет” (1856) – ПРОЧИТАТЬ – т. 1, с. 233: Умирает старик-ростовщик и передает секрет своих махинаций сыновьям. Не успел все сказать, паралич хватил. Но главное сыновья усекли – и стали ключи искать, потом меж собой драться стали. “И вот тебе, коршун, награда За жизнь воровскую твою!”

 

Стих-сатира “Нравственный человек” (1847) – т. 1, с. 91 – ПРОЧИТАТЬ.

Это критика всей буржуазной морали. У кормила власти стоят преступники, кот. пользуются в обществе почетом и уважением у таких же, как они. “Сатана тут правит бал”.

Стих-сатира “Балет” (1866) – т. 2, с. 171, 173, 175, 177.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта