Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья». Картина иванов семья


Семья. 1945 год ('эскиз картины)

Maricevic Fine ArtРусская живопись XIX — XX веков.Консультации по западноевропейской живописи от Старых Мастеров до Импрессионизма.Россия, Москва,1-й Обыденский пер., д.8телефон: +7-495-290-43-83телефон/факс: [email protected]

Виктор Иванов«Семья. 1945 год» 1958 — 1964. ЭскизМасло, холст, 86 x 67 см

Виктор Иванович Иванов (р. 1924) — один из основоположников «сурового стиля» в русской живописи. Главной темой его творчества, душевной привязанностью стала Рязанщина, родина его матери. Именно там он искал вдохновения, там родились все его живописные образы. В деревне жизнь человека с первого и до последнего дня — как на ладони. Художник увидел в ней единение с природой, исполнение долга, подготовку к спокойному уходу в вечность. Увидел монументальное и романтическое величие крестьянского труда и быта. Простые деревенские вещи в картинах Иванова становятся многозначными приметами деревенского бытия, размеренного и как будто вечного — все это обретает характер некоего торжественного акта и создает атмосферу образной значительности, напряженного эмоционального строя. «Наше искусство было прекрасным, мы создавали произведения, которые, как нам казалось, не искажали действительность,— вспоминает сам Виктор Иванович. — Правда нашего времени — смысл моего творчества. Я верю в реалистическое искусство. Оно придает человеку силу, рассказывает о красоте, физической и нравственной. Реализм — высочайшее искусство, равного которому нет в истории».

Представленная работа — эскиз к одной из самых известных картин Виктора Иванова «Семья. 1945 год», написанной в 1958 — 1964 гг. и находящейся сегодня в постоянной экспозиции Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге. История этой работы очень интересна. Как-то в деревне Красный Яр, где живет много староверов, уже после войны зашел художник в один крестьянский дом, а там сидят фронтовик, жена и три дочери крепкие — все живы. Вот это и есть — победа! «Мне кажется, что это — одна из моих лучших картин. Там и эпоха, и время, и Россия послевоенного времени,— говорит сам Виктор Иванович. — Мне хотелось передать то самое ощущение окончания войны. Бедность была ужасающая, но жизнь была в единстве. Что можно больше сказать о победе, когда человек вернулся с войны и сидит вместе со своей семьей, дома? Решил написать картину, изобразив самую суть человеческой жизни — хлеб, земля, мир».<...>

Читать полностью >>>

Tags: ИЗО, старообрядчествоCurrent Location: офис

belovetc.livejournal.com

Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».

Урок русского языка в 9 классе.

Сочинение- рассуждение

на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».

Учитель

Караваева Ольга Олеговна.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями рассуждения на проблемную тему и подготовить к написанию самостоятельной работы, провести анализ лексического поля картины и обогатить словарный запас учащихся историко- бытовой лексикой и лексикой на тему семьи; способствовать формированию культуроведческой компетенции ; обращаясь к опыту предков, выявить основные проблемы современной семьи

Культуроведческий фон урока (оборудование урока): портрет С.В.Иванова, репродукции картин С.В.Иванова «Семья», «Смута», «Приезд иностранцев в Москву 17 столетия», «Царь.16 век», «Поход москвитян.16 век»; фрагменты искусствоведческих статей С. Исмаиловой и И.Грановского.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Семья как добровольное соединение людей существовала во все времена. Её история насчитывает многие тысячелетия. Её значение в жизни каждого человека невозможно переоценить. Именно в семье передаются культурные традиции нации. Создание прочной семьи- непростая наука, и каждое поколение постигает эту науку заново… Настаёт и ваше время.

-- Как вы понимаете слово «семья»?

Обратимся к словарям. В Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.И.Шведовой читаем: «Семья – это союз людей, состоящих в родстве, живущих в одном доме и ведущих совместное хозяйство». (слайд 2)

Словарь В.И.Даля : «Семейство – совокупность близких родственников, живущих вместе, родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно составляют уже иную семью». (Слайд 3)

-- Главное, что соединяет людей воедино, в семью,- внутреннее чувство, что у тебя есть родные, готовые тебя понять, поддержать, разделить и горе и радость. Если же нет духовной связи, то как бы люди себя ни именовали: сестра, брат, муж, сестра – это пустой звук, формальные звания. Таким образом, семья - это малая группа людей, которые связаны не только общностью быта, но и взаимной моральной ответственностью. На Руси всегда существовал культ семьи, устав её был строг. Как жить в семье, как воспитывать детей, как дом вести – обо всём этом средневековый россиянин мог узнать из «Домостроя». В этом памятнике древнерусской литературы выразились идеалы духовной, социальной и семейной жизни в нравственном их аспекте.

Надеюсь, беседа по картине С.В.Иванова «Семья» поможет вам задуматься над некоторыми проблемами современной семьи, чтобы избежать собственных ошибок.

  1. Сообщение ученика о художнике и о его картине. ( Рассказ сопровождается демонстрацией картин, о которых идёт речь.) (Слайд 4-8)

  2. Беседа по картине.

-- Рассмотрите группу людей, движущихся по заснеженной улице. Если бы вы не знали названия картины, могли бы вы определить , что это семья? (слайд 9)

-- Что поражает современного зрителя в этой семье?

-- Сколько поколений входит в её состав?

-- К какому сословию относится это семейство? Опишите поподробнее одежду, докажите , что семья не бедная.

-- О чём может свидетельствовать семейный достаток?

-- Разберёмся в родственных связях. Кто является его главой? Как вы это определили? Какая деталь придаёт особую значимость его облику?

-- Что можно сказать о характере этого человека?

-- Какое отношение возникает к главе семейства?

-- Опишем жену хозяина. Какие чувства она вызывает? Чем она так горда?

-- Как выделяет художник особое положение в семье девушки- невесты? Как удалось подчеркнуть чистоту и нежность девушки?

-- Кто следует за родителями?

-- В чём отличие осанки отца и сына?

-- Опишите членов его небольшого семейства.

-- Что можно сказать о следующей паре? В чём отличие внешности этой женщины от остальных?

-- Кто замыкает шествие?

-- О чём свидетельствует такое расположение членов семьи?

-- Как вы думаете, куда направляется семейство?

-- Какое чувство вызывает у вас эта семья?

4. Анализ искусствоведческих текстов.

- Какая мысль объединяет два эти текста?

- Однозначно ли воспринимают патриархальную семью авторы?

- Каковы точки зрения на эту проблему искусствоведов? (зачитать)

- Чья точка зрения вам ближе?

  1. Словарно – семантическая и словарно- стилистическая работа с текстами.

  1. Пользуясь словарём, дайте толкование указанных слов:

Чинный

Дородный

Домочадцы

Чванливый

Патриархальный, патриархальная семья (см. слайд 10)

  1. Сообщение ученика «Чем характеризовалась патриархальная семья?»

  2. Выписать из текстов глаголы движения и сравните их. Сделайте вывод, какие

наиболее точно и ярко создают образы героев? (См. таблицу на слайде 11)

  1. Словарно- стилистическая работа.

Назовите слова, обозначающие ключевые образы картины, подберите к ним синонимы и определения, выраженные прилагательными и причастиями или причастными оборотами.( См. слайд 12- 17)

Семья, члены семьи(домочадцы), глава семьи, мать семейства, младшая дочь, старший сын, семейство старшего сына, молодая пара, младший сын.

  1. Работа над сочинением проблемного характера.

  1. Вспомним композицию сочинения – рассуждения.(слайд 18)

  2. В каком стиле будет наше сочинение? Вспомним особенности публицистического стиля.(Слайд 19)

  3. Над какими проблемами семьи заставило нас задуматься полотно мастера?

( Количество детей в семье и взаимоотношения членов семьи)

-- Почему, по-вашему, демографическая проблема возникла в нашей стране?

-- Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы все были счастливы?

-- Нужна ли строгость и требовательность родителей?

-- Итак, в чём видите важность рассмотрения проблем семьи?

2008 год объявлен Правительством России Годом семьи. Проблемы семьи подняты на государственный уровень. В нашей республике делается всё для того чтобы в семьях рождались дети, чтобы, как и ранее, многодетные семьи стали не шокирующей редкостью, а радующеё души реальностью, чтобы как можно меньше случалось разводов, чтобы семья чувствовала помощь и поддержку на всех уровнях государственной власти. В центре нашего города поставлена замечательная скульптурная композиция Н. Филатова «Семья». Счастливые мужчина и женщина, ожидающая ребёнка, ведут своих троих детей в Храм. (Слайд 20)Разве это не символ нашего времени, нового времени?

Конечно, в короткой беседе невозможно рассмотреть все проблемы, связанные с институтом семьи. Постарайтесь в своём сочинении поднять одну или две из названных проблем. Покажите своё понимание причин её возникновения. Видите ли вы пути её разрешения? В чём?

Темы сочинений: (слайд 21)

  1. В чём смысл семейного счастья?

  2. Семь «Я» - много или мало?

  3. Следует ли учиться семейной жизни у предков? ( По картине С.В.Иванова «Семья»).

  1. Итоги урока.

kopilkaurokov.ru

Сергей Васильевич Иванов (1864–1910). Мастера исторической живописи

Сергей Васильевич Иванов

(1864–1910)

Незадолго до смерти Иванов вновь обратился к теме приезда иностранцев в Москву. Картина «Немец» (1910) выполнена в юмористическом ключе: горожане с чувством испуга или откровенной насмешки разглядывают гостей, одетых в нелепые и странные костюмы. Но ирония не затмевает главного: мастер стремится показать проблему столкновения различных, не похожих друг на друга культур, идеалов и мировоззрений.

Русский художник Сергей Васильевич Иванов родился в городе Руза Московской губернии. В 1878–1882 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова и Е. С. Сорокина. В 1882 году молодой живописец ушел из училища и поступил в Академию художеств в Петербурге. Но в 1884 году, как и многие его товарищи, недовольные методами академического преподавания, оставил академию и вернулся в Москву, в училище, где все напоминало о недавно умершем любимом учителе — Перове. Первую известность художнику принесла картина «В дороге. Смерть переселенца» (1889, Третьяковская галерея, Москва), отразившая критическое отношение автора к действительности. Полотно привлекло внимание публики, его приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.

Мастер бытового жанра, в 1897 году он увлекся произведениями на сюжеты из прошлого. История с детства интересовала Иванова, и теперь он с головой погрузился в архивные документы. Подолгу просиживал в Эрмитаже, делая зарисовки древнерусского оружия.

Работу над первой крупной картиной исторического жанра Иванов начал в Зарайске, где снял квартиру. Он обратился к Смутному времени — одной из наиболее трагических страниц русской истории рубежа XVI–XVII столетий. Мастер поставил перед собой задачу — показать народное восстание, выразившее ненависть к Лжедмитрию, предавшему национальные интересы.

С. В. Иванов. «Приезд иностранцев. XVII век», 1901, Третьяковская галерея, Москва

Работа над полотном шла трудно. Иванову приходилось прерывать ее, чтобы уточнять некоторые детали, делать эскизы и натурные зарисовки. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворенный сделанным. В эти годы художник был связан с передвижниками, выставлял свои картины на их выставках (с 1899 по 1903 год он являлся членом Товарищества), поэтому дух передвижничества не мог не проявиться в композиции, посвященной Смутному времени. Главный герой картины «Смута» (1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург) — народ. Измученный беспросветностью безвременья, он в жестокой злобе и ненависти набрасывается на труп Григория Отрепьева, пытавшегося взойти на московский престол с помощью поляков. Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за веревки по улице.

Иванов стремится во всей полноте показать это безбрежное человеческое море, для чего использует прием фрагментарности. На полотне отсутствует упорядоченность планов, одна фигура перекрывает другую, позы и жесты кажутся хаотичными, что усиливает впечатление беспорядочного движения толпы. Передавая силу гнева народа, автор делает фигуры и лица людей почти гротескными, искаженными ненавистью.

Иногда Иванов трактует исторический сюжет как бытовой. Так, в 1901 году он написал картину «Приезд иностранцев. XVII век» (1901, Третьяковская галерея, Москва). Работать над этой композицией живописец начал еще в 1890-е годы. Он сделал множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступил к созданию полотна. Обратившись к спокойному, лишенному драматизма сюжету, Иванов стремится показать отношение русского народа к иностранному послу. В центральной части композиции — старик с посохом и связкой баранок. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести ее от «дурного глаза» немцев. Страх борется с любопытством: и старик, и девушка, одетая в красную шубку, косятся на приезжих.

Остальные прохожие, оказавшиеся свидетелями события, не торопятся уйти. Разные чувства выражены на лицах людей, наблюдающих за высокомерным чужеземцем: любопытство, удивление, недоверие. Очень точно и живо художник передает своеобразный колорит минувшей эпохи.

В отличие от Рябушкина, изображавшего своих героев с симпатией и любованием, Иванов скорее иронизирует над ними и даже критикует. Таково его отношение к народу, покорно распростершемуся у ног жестокого царя в композиции «Царь. XVI век» (1902, Третьяковская галерея, Москва).

Но некоторые работы Иванова говорят о его вере в народ, который художник считал главной движущей силой исторического процесса. Именно этой мыслью проникнута картина «Поход московитян. XVI век» (1903, Третьяковская галерея, Москва), изображающая спускающихся с горы на лыжах воинов. Некоторые едва держатся на ногах, падают в снег, другие же, более стойкие и закаленные, твердо стоят на лыжах. В рядах воинов нет стройности и величественности, и хотя автор, как всегда, подсмеивается над одетыми в разноцветные костюмы героями, зритель видит — это мощная, героическая сила, способная защитить родину от врагов.

С. В. Иванов. «Семья. В гости», 1907, Третьяковская галерея, Москва

В 1907–1910 годах Иванов работал над композициями для цикла «Картины по русской истории» издательства И. Н. Кнебеля. Кроме Иванова, Кнебель пригласил к сотрудничеству и других известных мастеров: А. и В. Васнецовых, Б. Кустодиева, А. Бенуа, Д. Кардовского, Е. Лансере, М. Добужинского, В. Чемберса. Но самый значительный вклад в издание Кнебеля внес Иванов, написав 18 картин, которые, наряду с произведениями вышеперечисленных художников, стали учебными наглядными пособиями для изучения истории России. Эти полные поэзии, красочные и эмоциональные работы («В Приказе московских времен», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург; «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва; «Новые книги — раскол», Музей революции, Москва; «Приезд воеводы», 1908, местонахождение неизвестно) давали прекрасное представление о прошлых эпохах и лучше скучных учебников пробуждали в учащихся интерес к изучению истории родной земли.

С. В. Иванов. «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва

В 1903 году Иванов и несколько других молодых художников, не разделявших некоторые теоретические принципы и установки передвижников, вышли из Товарищества. Вскоре Иванов стал одним из членов-учредителей «Союза русских художников».

Всегда занимавший активную жизненную позицию, Иванов откликнулся на события русской революции 1905 года, написав картину «Расстрел» (1905, Музей революции, Москва). Лаконичная по композиции (на полотне изображена почти пустая площадь, в центре которой — одинокое тело убитого рабочего), картина глубоко трагична.

К социальной проблематике Иванов обращался и во многих своих исторических полотнах («Суд в Московском государстве», 1908).

Одна из наиболее известных работ Иванова исторического жанра — «Семья. В гости» (1907, Третьяковская галерея, Москва). Мастер выбрал здесь излюбленный прием — передачу человеческих фигур на светлом фоне. С легкой иронией он изобразил важно идущую по снегу большую семью. Но в том, как переданы отдельные персонажи (например, юная девушка в белом нарядном полушубке, величественный бородатый старик — глава семьи), костюмы и детали, чувствуется искренняя авторская симпатия к героям. В этом Иванов сближается с другими известными мастерами исторического жанра — В. Суриковым и А. Рябушкиным.

Таким же жизнеутверждающим, радостным настроением проникнута и картина «Звероловы Древней Руси» (1907, Художественный музей, Челябинск). Автор восхищается сильными русскими охотниками, ловко съезжающими на лыжах с горы.

Наряду с удачными в художественном отношении произведениями («Боярский возок», 1908, Художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов; «Язычество и христианство», 1909, Картинная галерея, Симферополь), художником были созданы и более слабые работы, не устраивавшие его самого. Так, картину «Великий государь, царь и самодержец всея Руси» Иванов уничтожил. Но лучшие работы Иванова (а их большинство) ставят его в один ряд с такими выдающимися мастерами исторического жанра, как В. Суриков, И. Репин, В. Васнецов и др.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Иванов Сергей Васильевич художник картины

Иванов Сергей Васильевич — знаменитый русский художник, живописец, художник-славянист. Родился в 1864 году в Рузе, Московская область.

Тяга к рисованию у Сергея Васильевича появилась ещё в раннем детстве. При этом он проявлял удивительные способности, даже не имея никакого художественного образования. В 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме того, проходил обучение в Петербургской Академии Художеств. Первой картиной, которая является произведением уже сформировавшегося мастера, считается картина «Слепцы», что была написана в 1883 году.

Самыми известными темами его работ являются картины на исторические темы, а также, так называемые «переселенческие темы«, которые основывались на переселении в Сибирь жителей русских деревень в 1880-х годах. Миллионы крестьян начинали осваивать малозаселённые края, где сталкивались с трудностями и радостями, разочарованиями и рухнувшими мечтами. Люди в одиночку и семьями, небольшими группами и целыми поселениями бросали веками освоенные места и уходили на новые земли, где чаще всего их ожидала очень тяжёлая судьба. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири.

В 1899 году Иванов Сергей Васильевич был принят в товарищество Передвижников. В 1905 году стал обладателем звания Академика. Был преподавателем в Строгановском художественно-промышленном училище и  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Умер в 1910 году в возрасте 46 лет в деревне Свистуха (Дмитровский район Московской области).

 

Баскаки

 

Беглый

 

В дороге. Смерть переселенца

 

Жилье восточных славян

 

Князь Глеб убивает волхва

 

Крестьянин в санях

 

На сторожевой границе Московского государства

 

Поход Войска Московской Руси, XVI век

 

Приезд воеводы

 

Расстрел

 

Семья

 

Смотр служилых людей

 

Смута

 

Смутные времена

 

Стрельцы

 

Съезд князей в Уветичах

 

Торг в стане восточных славян

 

Царь. XVI век

 

Юрьев день

 

Хотите знать больше интересных вещей обо всём в мире? В этом вам поможет электронный познавательный журнал «Мир Знаний». Всё самое познавательное и увлекательное в одном месте.

art-assorty.ru

Виктор Иванов: диалоги с настоящим

   Завтра всегда обозначено в прошлом. Вчера продолжается сегодня. Будущее картинной галереи «Виктор Иванов и земля Рязанская» для меня началось в прошлом.   Был март 1974 года. В моей квартире зазвонил телефон. В трубке голос бывшего директора рязанского художественного музея Степана Михайловича Степашкина.   — Слушай, Александр, в Рязани гостит Виктор Иванович. Он изъявил желание полюбоваться зимней Солодчей. Ты мог бы составить нам компанию и кое-что рассказать ему о своей любимой Солодче? Если сможешь, то мы за тобой заедем.   — Смогу! И с большим удовольствием. Степан Михайлович, можно с нами поедет четырёхлетний Максим?   — Конечно! Мы едем в музейном автобусе.

   Заснеженная Солодча великолепна!   Стылая свежесть соснового бора пьянила восторгом.   Виктор Иванович как всегда рисует.   На отволгших листах одна за другой возникают зарисовки.   Через неделю на мой адрес пришла бандероль. В ней рисунок солодчинской улицы с дарственной надписью: «Чудесному Максиму на добрую память от Виктора Иванова. 18.03.1974 года».

   Четыре десятка лет промелькнули как один день. И вот уже Максим, со своим сыном Андреем, в картинной галерее «Виктор Иванов и земля рязанская» даёт сольный концерт. Тем самым, возвращая своеобразный долг за неожиданное внимание маститого художника к ребёнку.

Виктор Иванов. Слева от него Виктор Агеев и Максим. Солодча 1974 год.

Максим Бабий с сыном Андреем в зале галереи 2009 год

   Тут впору подумать о непредсказуемости тех временных связей, которые предопределены нам судьбой!   Имя художника Виктора Иванова услышал я в начале шестидесятых годов. То время было временем бурного половодья отечественной культуры. Казалось, что все виды и жанры изобразительного искусства, как впрочем, театра, кино и литературы, словно лавиной обрушились на обывателя, оглушая и ослепляя его своей новизной.   Помню большинство своих впечатлений, полученных от погружения в те головокружительные пучины.   В 1964 году на всесоюзной художественной выставке, которая как всегда проходила в Манеже, меня, дипломника рязанского художественного училища, остановило живописное полотно Виктора Иванова «Молодая мать».   Признаться, что до него все мои зрительные впечатления тогда вихрились под мощным натиском океанских порывов. Импрессионисты и художники «Мира искусства», современные мексиканские и итальянские живописцы, мастера древних эпох – всё восхищало и изумляло, от всего закипали чувства.   В те годы на нас буквально обрушился поток западноевропейского искусства.   А тут, вдруг, картина с бесхитростным сюжетом, с чётко выверенной, как кинокадр композицией. Холст написан уверенной рукой мастера. Эффект от увиденного имел гипнотическое воздействие.   И в те же годы пришлось узнать, что за группой молодых московских живописцев было закреплено, обидное определение «художники сурового стиля». Это определение было придумано искусствоведом А.А. Каменским. Виктор Иванов, Пётр Оссовский, Гелий Коржев и их друзья, в совершенстве овладевшие профессиональными навыками, по легкомыслию столичного искусствоведа были незаслуженно награждены «суровым» знаком отличия.   В русской языковой культуре во всех веках словом «суровый» называлось всё то, что оставалось незаконченным, грубым, неровным, чёрствым, неприятным на ощупь, диким. В отношении же серьёзных, думающих, профессионально подготовленных художников, для которых лейтмотивом всего многолетнего творчества остаётся тема «любви к Родине», применение определения «суровый стиль», на мой взгляд, абсолютно не корректно!   — Так как рассуждает Каменский, то я там лишний! Я там, где правда, глубина, искренность – я там! Я там, где реализм. Реализм по Достоевскому – гармония! (Записано со слов Иванова в 2006 году). К сожалению, просвещённый столичный «бомонд» в силу многих объективных причин так и не сумел прочувствовать и понять сложнейшую составляющую лирико-эпического драматизма художественного стиля Виктора Иванова. Причём, эти многие стилевые начала проявились у него ещё в годы ученичества.   Уже тогда, Виктора Иванова отличала особая внимательность не только к русскому, но и к мировому искусству. Он, как и его друзья по искусству, очень трепетно относится ко всей культуре, строго отделяя в ней всё истинное, подлинное от придуманного и ложного, сотворённого ради коньюнктуры.   Далеко не всякий талантливый художник способен многие годы оставаться в творчестве самим собою, при этом «с чувством особой радости и восторга опираться на плечи гигантов»! А вот Виктор Иванов, зная и любя многое из великого наследия, остаётся при этом художником, имеющим собственный стиль и сохраняющий устойчивую привязанность к традициям русской реалистической школы.   В связи с этим невольно вспоминается персональная выставка, прошедшая в картинной галерее «Виктор Иванов и земля рязанская» в 2008 году. Афиша, на которой значилось слово «Диалоги», приглашала зрителя ознакомиться с шестью десятками копий, которые были выполнены Виктором Ивановым с образцов мирового, западноевропейского и русского искусства.   В двух выставочных залах галереи будто бы возник беззвучный диалог прошлого с настоящим. Диалог мастера со старшими братьями, диалог ученика с великими учителями.   Для нас Виктор Иванов — пример идеального ученика, который, имея за плечами почти двадцатилетний опыт академического образования, тем не менее, до сих пор продолжает учиться.   «Копируя произведения других художников, писал как с натуры. Всё на глаз: и рисунок, и цвет, и прочее. Пожалуй, лишь Сурикова точно копировал…   Копируя 18 век, наслаждался формой и стилем!..   Работы Венецианова для меня дороги, прежде всего, тем, что в них художник одним из первых в русском искусстве, выразил нашу сердечную привязанность к Родине…   Мною всё копировалось до того времени, пока не приступил к работе над картиной «Похороны в Исадах». Эта большая многолетняя работа стала моей своеобразной лабораторией, в которой вызревала идея будущей картины. Это своеобразный подход к рубежу» — так объяснял художник причину своей сосредоточенной работы над копиями мозаик Равенны и древнерусской иконы, шедевров Эль Греко, Микеланджело и Караваджо, Александра Иванова, Василия Сурикова, Петрова-Водкина и Сарьяна.   И всё это ради постижения главного смысла – сохранения и дальнейшего развития русского реализма, который был утверждён Александром Андреевичем Ивановым.   «Всю жизнь художник стремится к накоплению знаний, профессионального мастерства. Один из самых коротких путей познания классического искусства дают копии с его произведений. Через копирование можно ближе подойти к тайне художественного творчества великих мастеров».   Умение учиться в течение всей жизни, при этом, испытывая восторги радости от самой малой пользы, есть отличительная черта подлинной личности! Как бы не относиться к творчеству Виктора Иванова, какие бы эпитеты, сравнения и определения ему не давались, по моему глубочайшему убеждению Виктор Иванов сделал великое дело, создав галерею образов русского крестьянства. Очень точно сказал о Викторе Ивановиче его друг Пётр Оссовский: «Кисть художника Иванова с теми, кому тяжело!..»   Не всякий человек, привыкший к поспешному и безоглядному устремлению за изменчивостью вкусов и стилей, воспримет творчество Иванова чем-то жизненно важным.   Безусловно, понятны чувства многих, кому в тягость этот «суровый стиль тёмного и мрачного художника». Для них мелодика картин Иванова так же трудна для восприятия, как трудны для современного уха древнегреческие гимны, русские былины и плачи.   Именно плачи по исчезающей культуре общинного проживания и общинного труда под небом Родины звучат в программных произведениях современного русского художника Виктора Ивановича Иванова. Звучат мощными гимнами!   Всё это возможно лишь при соблюдении нерушимой связи между любовью, знанием, профессиональным умением, творческой дерзостью и глубочайшей нравственной ответственностью перед своим народом и его древнейшей культурой. Культурой, которую художник Иванов считает краеугольным камнем в развитии всей последующей истории.   — Да! Ещё: четырнадцатый век для меня очень далеко. Хотя, всё русское искусство мне дорого именно этой традицией! — записано было со слов Иванова 4 апреля 2005 года.   Духовно-нравственная успокоительная красота, до сих пор источающая медовые ароматы того былинного Духа русской культуры, без которого современный человек остаётся, хил и слаб, как бы не был он на сегодня сыт и обеспечен материально, необходима и сегодня. Только Дух славных предков всё ещё удерживает нас, подошедших к самому краю пропасти! Иванов, как никто из современных художников, проникся этим главным смыслом.   Однажды Виктор Иванович заметил: «Но учтите, что Пушкин взял великую мудрость именно у былинных времён»!   Тут самое время сказать не в утешение, но в радость о том, что из двух тысяч экскурсий, проведённых в галерее, за первые пять лет её существования, не было случая, когда бы зритель ушёл из залов, не выразив сердечной благодарности художнику!

     

Картины Виктора Иванова: 1 - "Рязанские луга, 2 - "На Оке", 3 - "Крещение", 4 - "Уборка картошки", 5 - "Косцы", 6 - "Семья. 1945 год"

   В своих картинах Виктор Иванович предельно строг и точен. Строг он ко всем. И к себе, и к своему зрителю. Его творческое наследие это объективное повествование о судьбе двадцатого столетия России. О России, в которой произошла страшная трагедия, уничтожившая Великую Империю Духа, создав взамен её многоукладную, многоликую и беспринципную среду обезличенных манкуртов.   Точен художник тоже во всём. Точно находится форма. Точно определяется содержание. Точен стиль. Точно отбираются детали, расставляются акценты и интонации. И, наконец, художником точно намечаются направления к сердцам!   У него во всём сохраняется строгая мера. Безмерной остаётся только любовь художника ко всему родному.   Вот почему, рассказывая о своей программной картине «Похороны в Исадах», Виктор Иванович прямо заявил: «Когда вы говорите о моей картине, вы вправе предлагать зрителю, понимать её как аллегорию. Хоронят Россию. Именно ту, дорогую нашему сердцу Россию. С её устоями и правами. С её древней и мало понятной иностранцу культурой» (дневниковая запись от 2005 года).   Поэтому совершенно естественно, что творчество художника, проживающего в нравственной системе не может иметь никаких конъюнктурно-политических смыслов. При этом в холстах Иванова не следует прочитывать только лишь безысходность и тоску. Совсем нет! В его произведениях пребывает дух созидания! Крестьянин в картинах не убог и бессилен. Напротив, он крепок своею крестьянской костью, пусть даже и беден. Но ни в одном холсте нет следов разора и нищеты. Ни в одном портрете нет признаков беспомощности и растерянности. Герои всех картин Виктора Иванова объединены древним духом соборности. Во всех программных произведениях Иванова существует главное отличие этого мастера – образы доведены до той стадии обобщения, когда следует говорить о ликоподобии. Не утрированный схематизм, но осознанное доведение образов до внешне предельно скупого, чёткого изображения. При этом с обязательным сохранением глубоких смыслов.   Тема неразрывного единства связывает между собой все без исключения и тематические, и пейзажные работы. Такая же кровная связь прослеживается у него и в портретах, и в натюрмортах.   — Для меня, — говорит художник, натюрморты — это среда вещей, среди которых живут мои герои. Это те вещи, которых касались руки деревенских людей.   А как же иначе писать их, как не с той же ответственностью, какая обязана присутствовать при написании портретов? (Из беседы, записанной 22 февраля 2005 года).   Действительно, все шесть залов галереи – это цельное, беспрерывное, мудрое, взволнованное повествование о самом главном – «О матери и материнстве! О человеке и его долге перед жизнью! О трагической судьбе, постигшей многие поколения крестьян, и не только крестьян, но и трагической судьбе русской культуры».   Только не следует поспешно считать Иванова пессимистом. В его работах присутствует потаённая мощь. Она во всех его пейзажах. Пейзажи Иванова эпичны. В них вечная гармония и мощь природных стихий, среди которых столетиями жил великий народ.   — Правильно, Александр Николаевич, «На Оке» — это тоже эпический холст. У меня нет бытового жанрового пейзажа. Это верно! А тут земля! Небо! это же творение Божие! Что же может быть более величественным кроме всего этого? (Записано в 2006 году).   Даже в детских портретах за строгостью их взыскующих взглядов художник сохраняет веру в созидательную силу любви.   Художник верит в неистребимость русского гения, способного переносить чудовищные испытания, находить в себе силы и подниматься после падения.   За пятилетний срок работы в галерее мной был собран своеобразный натурный материал, представляющий записи разговоров, как с самим художником, так и с его земляками, героями его произведений.   — Виктора Ивановича народ любит. Он ведь и с газом нашему селу помощь оказывал, и к церкви асфальт провёл, и на реставрацию храма деньги дал. Это ведь он упросил областное начальство, чтобы открыли наш приход! Уважение у сельчан он заслуженно получил, — делился своими воспоминаниями о художнике житель села Исады Сеньков Виктор Алексеевич. (Вся семья Сеньковых изображена в картине «Полдник», 1963–1966 гг.)   Воспроизвожу дневниковую запись в той последовательности, что была во время беседы в залах галереи у картин Иванова.   Увидев грандиозную экспозицию, в которой всё было родным и знакомым, полковник Сеньков с горечью продолжал: «Когда я после службы вернулся домой, что же увидел: страшную пьянку и воровство. Моя дорогая деревня спилась… Горе, отчаянное горе изобразил Виктор Иванович в своей картине «Проклятие»».   Перечитываю свою запись от 5 июля 2005 года. Вот её дословный текст: «Во время экскурсий у картины «Проклятие» я спрашиваю у зрителя: «Как же могло случиться, как допустили, что наши красивые(!) парни спиваются, падают замертво? Кто в этом повинен? И сам же отвечаю: мы. Повинны мы все! И проклятие художника на всех нас…».   — Точно! Абсолютно точно. А на ком же ещё? Конечно же, на всех нас лежит это чудовищный грех. — Слова эти Виктор Иванович произнёс с оттенками угасающей интонации.   Как же больно сознавать навалившуюся на наш народ жуткую эпидемию. Рядом с холстами, на которых были изображены бескрайние окские луга, и сама красавица Ока, Виктор Алексеевич Сеньков продолжал: «Я с братом своим всё детство на реке да в лугах провёл. Бывало, мать за нами к реке только с кнутом приходила. А какие табуны паслись в лугах!.. Помню, что в колхозе было три табуна. Работало тринадцать бригад по тридцать три лошади на бригаду!..   Вот-вот, правильно наш перевоз изображён, очень точно! Я, ведь когда на пенсию со службы вышел, то попросился на перевоз работать. Но только всё, оказывается, захирело. А раньше-то перевоз начинал работать с четырёх часов пятнадцати минут утра. Шесть женских бригад в луга на покос выходило. Все в белых платках да косынках. Красотища!»   О своих родителях Сеньков рассказывал с особым чувством: «Отец наш был симпатичным. Волосом чёрен. Гармонист от-лич-ный!.. А пересмешником каким он озорным был! Мать у нас очень гордой была, можно сказать непреклонной. Нипочём голову не наклонит. Любили сильно они друг друга. Правда, никогда вида не давали, но очень дорожили любовью… Отец две войны прошёл. Наград сколько!..   Спал отец по два часа в день. Чтобы семью кормить, нужно было работать на износ. Он ночами рамы в сарае вязал. Потом на телегу положит, сеном притрусит и в соседнюю деревню заказчику отвозит… А я Виктору Ивановичу частенько свежую рыбу носил…»   Художник Иванов не только мудрый логик, владеющий огромным материалом классического наследия, он оказывается ещё и необычайно чуток к музыке! Многие его работы рождают музыкальные ассоциации.   Расскажу один эпизод.   В день открытия галереи подходит ко мне музыковед Алла Евгеньевна Сысоева и с лёгким волнением признаётся: «Александр Николаевич, а картины Иванова звучат в буквальном смысле!»   Подвожу её к виновнику торжества.   — Виктор Иванович, Алла Евгеньевна в ваших картинах слышит музыку.   — Да? И чью же?   — Мусоргский очень отчётливо звучит…   — Верно!.. И Свиридов тоже!   В его картине «Рязанские луга», звучит эхо мощного и озорного песенного многоголосия, эхо ритмов древних культур.   Вспоминает Надежда Ивановна Захаркина: «Ох, песни! Удовольствие получали необыкновенное, когда все вместе работали и пели. Работали весело! Моя мама очень частушки любила:

Я не вашего села,Не вашего селеньица.Не по вашему пою,Прошу извиненьица!»(запись от 31 марта 2006 года).

   Надежда Ивановна Захаркина – дочь Ивана Григорьевича Лапшина. Отец шестерых детей, был уважаем в округе. Что говорить, бездельников село не могло терпеть, ни в какие времена. А в тех пределах, где труд основа всего, там оплот безграничной любви и уважения!   Не случайно, что и в самом художнике, имеющего родовые корни в этой веками намоленной земле, так сильны гены ответственного отношения к собственному каждодневному труду.   Поэтому следует принимать картинную галерею «Виктор Иванов и земля Рязанская» как абсолютный памятник многолетнему подвигу художника, создавшего гимн русскому крестьянству!   В творческом наследии Виктора Иванова все без исключения произведения имеют одно логически-смысловое содержание – гимн русской женщине-матери, её семье и природе, в которой тысячелетиями формировалась и проживала русская народная культура!

Александр Бабий

Полностью статьи номера вы можете прочитать, скачав наше приложение для мобильных устройств (планшетов и смартфонов) под управлением iOS и Android в цифровых магазинах:

       

russia4d.ru

Презентация с послайдовыми комментариями "Образ семьи в русской живописи" часть 2

Послайдовый комментарий

Текст комментария

1

2

Семья – величайшая человеческая ценность. Тема семьи находит своё отражение и в литературе, и в музыке, и в изобразительном искусстве.

3

Портрет семейства московского купца представлен художником Рябушкиным как привычная к концу XIX века групповая фотография. В центре полотна восседает статный купец - глава семейства, изображенный художником в позе, полной самодостаточности и властности крепкого хозяина и успешного торговца. Нарядная купчиха с ребенком на руках приветлива и мила, несмотря на чересчур раскрашенное согласно моде той поры румянами лицо. Герои полотна создают довольно статичную композицию, где лишь живость ребенка, грызущего калач, вносит динамику.

4

Над картиной «Семья» Сергей Иванов работал много лет. Художник с доброй улыбкой любуется русским патриархальным бытом.

5

Главной темой в творчестве Ивана Куликова была деревня - крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции. Сколько света и любви излучают простые лица героев картины «Семья лесника».

6

Дипломная картина Куликова «Чаепитие в крестьянской избе», написанная в 1902 году, принесла ему Большую Золотую медаль и право на заграничную командировку. На картине изображена большая крестьянская семья. Тепло, спокойствие, мир – такие ощущения вызывает картина. Как говорят в народе: « Вся семья вместе – душа на месте».

7

А вот Сергей Зарянко никогда не изображал простолюдинов. На его картинах лишь богатые и знатные персонажи.  Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. Одна из лучших работ художника – «Портрет семьи Турчаниновых». На портрете изображены счастливые, любящие друг друга люди.

8

Тема семьи зачастую раскрывается художниками через изображение родных и близких. Картину своего семейного счастья и атмосферу домашнего уюта создал Фёдор Толстой в картине «Семейный портрет». Рядом с художником изображены дорогие для него люди – любимая жена и «небесная радость» - дочери.

9

Картину Бориса Кустодиева «На террасе» можно назвать гимном тихой семейной жизни, простым человеческим радостям. Палитра мастера чиста и легка, краски светлы и свежи. Становится ясно, что в семье художника царят любовь, взаимопонимание и уважение.

10

Ещё одна картина Бориса Кустодиева «Утро». На ней изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом. Картина воспроизводит фотографическую точность деталей и отражает нежность и любовь автора к своим персонажам. Перед нами молодая мать моет розовощекого малыша. Она нежно поливает его из ладоней, а ребенок тянется ручками к воде. Картина пропитана теплом и солнечным мягким светом, освещающим дитя и мать.

11

На картине «Семейный портрет (На балконе)» Фёдор Славянский изобразил себя с палитрой в руке, свою супругу, её мать и своих малышей. Вся сцена производит впечатление жизненной непринуждённости и семейного счастья.

12

Когда смотришь на картину художника Ивана Глазунова, понимаешь, что талант — это в первую очередь умение любить. Любовь, сохраненная в семье, передается всем окружающим. Рассматриваешь картину «Семья художника», и  в сердце приходит удивительный покой.

infourok.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта