Описание картины Николая Рериха «Илья Муромец». Картина ильи муромца
Описание картины Николая Рериха «Илья Муромец»
Николай Рерих прославился не только как художник, но в первую очередь как философ и общественный деятель. Он является одним из авторов эзотерического учения. Как творец Рерих-старший воплощал на своих картинах историю русской культуры, традиций и духовности Руси. Николай всерьез увлекался археологическими раскопками, участвовал в экспедициях и раскопках. Поэтому быт древней, допетровской Руси давался ему особенно хорошо.
Картина "Илья Муромец" – часть художественной сюиты "Богатырский фриз". Когда-то это произведение украшало столовую в доме Баженова. Позднее отдельные панели были сняты и переехали в Русский музей. Кроме "Ильи Муромца", сохранились фрагменты с изображениями Микулы Селяниновича, Садко, Баяна и Соловья-разбойника.
Главный персонаж русских былин и сказок изображен на картине Рериха сильным, крепким мужчиной в блестящих латах. Из под стальной кольчуги выглядывает домотканая рубаха с вышитым орнаментом. Наряд всадника изображен со скрупулезной археологической точностью. Восседая верхом, Илья целится из лука в кого-то, невидимого глазу зрителя. Колчан Муромца полон стрел – пока герой на посту, никто не смеет посягать на родные просторы. Конь богатыря полностью соответствует хозяину – такой же крепкий, приземистый, в богатой сбруе. Белый цвет животного говорит о светлых и чистых помыслах седока.
Илья Муромец на картине Рериха олицетворяет защитника родины, патриота своего народа. Чтобы показать связь богатыря с русской землей, художник изобразил его среди картин древнерусской природы. Поля и леса, реки и озера за спиной храброго воина надежно защищены. Вдалеке виднеются белоснежные церкви с золотыми куполами – символ чистоты веры. "Илья Муромец" является одной из самых значимых картин в творчестве художника, его своеобразной "визитной карточкой".
opisanie-kartin.com
Факты об Илье Муромце (5 фото)
Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ — как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского — Илью Муромца.
Почему богатырь свят?
Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще — слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.
Почему он сидел на печи?
Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила — чудо, дарованное Илие Богом.
Прозвище Чоботок
"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок — это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:
И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет —
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет —
дак переулочек.
Цензурные упущения
Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение — на сказочного Илью и реально существовавшего человека — во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.
Потомки Ильи Муромца
Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!
Муром или Моровск?
Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого — не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.
На Западе
Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя — Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.
Другой пример — скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы — Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира — впоследствии Великого киевского князя.
Интересные материалы:
10 удивительных историй самых известных сиамских близнецов (16 фото) 22 поразительные фотографии о чудесах генетики (22 фото)nlo-mir.ru
Презентация"Слава былинного богатыря Ильи Муромца глазами современников"
"Слава былинного богатыря Ильи Муромца глазами современников"
По ряду версий, у былинного персонажа был реальный прототип. Некоторыми исследователями прототипом считается исторический силач Чобитько, по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец». Согласно Ростовской летописи, датируемой XII веком, в селе Ильинском на реке Белыни в тридцати километрах от Ростова Великого жил богатырь Илья Сокол по прозвищу Муромец. Однако не только в русских, но и в европейских легендах упоминается богатырь Илья Муромец. Так в германских эпических поэмах XIII в., основанных на более ранних сказаниях, Илья Муромец представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Первая версия , на мой взгляд, самая доказуемая. Предлагаю прослушать информацию, подтверждающую именно её.Былины - (старины) - русские народные эпические песни-сказания. Возникли как выражение исторического сознания русского народа 9-13 вв., в процессе бытования впитали события позднейшего времени. Повествуют преимущественно богатырях - защитниках родины; отразили нравственные и социальные идеалы народа.По данным ученых, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 14-ти из них, мною любима былина « Илья Муромец и соловей разбойник», здесь Илья Муромец выступает защитником народа, освобождает путь, проявляет силу и храбрость, он настоящий герой. Недавно создан мультфильма по мотивам былин об Илье Муромце, мне он нравиться. Предлагаю вам посмотреть отрывок из него. Для ребят класса мною создана книжка- малышка «Былины об Илье Муромце», на уроке я подарил её каждому, надеюсь, что подвиги былинного богатыря его смелость и бескорыстие, помогут им совершать правильные поступки в дальнейшем, ведь Илья- богатырь помогал слабым, победил недуг, так как хотел защищать свойнарод от захватчиков.Слава Ильи Муромца жива и посей день, его именем называют географические и объекты, и организации. Чтобы поддержать боевой дух во время великой отечественной войны его именем называли боевую технику танки, самолеты, «Ильей Муромцем» назван советский бронепоезд в Великую Отечественную войну, в настоящий момент он установлен в качестве памятника в городе Муроме. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя Ильи Муромца. Мною проведено внеклассное занятие по литературе, где рассказал о русском богатыре ребятам. Занятие нашло отклик в душах ребят. Многие нарисовали рисунки, повторный опрос выявил, что почтивсе ребята знают кто такой Илья Муромец, какой недуг его мучил до 30 лет.
infourok.ru
Былинный герой Илья Муромец | Гипотезы и факты
Богатыри. Картина В.М. Васнецова (Илья Муромец — посередине)
Былинный герой Илья Муромец — был ли он в реальности, в какие годы жил, где служил, не его ли мощи находятся в пещерах Киево-Печёрской Лавры? История умалчивает. Но есть информация о нём в ноосферном слое Земли. В этой статье она и представлена, полученная автором.
Илья Муромец — реальный герой древней Руси. Служил при дворе Владимирского князя с 1238 по 1255 годы. Родом был действительно из села Карачарово вблизи Мурома. В двадцать лет от роду был замечен рекрутёрами князя и приглашён на службу. Служил рядовым бойцом в специальном отряде, возглавляемым старшиной Добрыней Никитичем. Можно перевести на современный язык название этого отряда как княжеский спецназ. В функцию отряда входило охрана княжеской семьи, разведка позиций вражеских группировок и участие в ключевых сражениях не только в составе Владимирского войска, но и в составе отрядов других княжеств. Бойцы этого отряда проходили очень серьёзную боевую подготовку и были очень грозной силой в сражениях даже с превосходящим по численности противником.
Илья Муромец был самым сильным бойцом этого отряда. Прекрасно владел практически всеми типами оружия того времени, особенно кинжалом и мечом. Великолепные атлетические данные — рост 186 см и вес 112 кг, высокая координация, пластичность, сообразительность, смелость, скорость и совершенно фантастическая сила сделали его уже при жизни гением боевого искусства и любимцем Владимирского князя и русского народа.
Воины жили и тренировались в каменном двухэтажном здании во Владимире, стоящем напротив Княгинина монастыря. Во Владимире и в Киеве проходили среди воинов различных княжеств соревнования. При этом использовались деревянные макеты. Абсолютным чемпионом всегда становился Илья. Он был также великолепным борцом. Отличался аскетизмом и духовностью.
В один из дней к городу Владимиру подошёл наёмный вражеский отряд численностью 600 человек с целью разведки военных позиций города. Навстречу им вышел владимирский спецназ в количестве 130 воинов, возникла сразу же стычка и сильный бой. Вражеский отряд состоял также из сильных бойцов разных национальностей. Тем не менее, владимирцы оказались сильнее и после 20 минутного сражения обратили в бегство вражеский отряд. Результат боя 225 уничтоженных вражеских бойцов и 24 погибших спецназовцев, среди них оказался и Илья Муромец. Во время боя он успел уничтожить пятерых противников, чуть позже, глубоко вклинившись в стан врагов без поддержки своих товарищей (это было нарушение правил ведения боя, предписанных воинам владимирского отряда) попал в окружение, но продолжал успешно биться. Однако случилась непредвиденная ситуация. Один из врагов стал метать из пращи камни. Попадая в Илью, они не производили на него сильного действия. Но кольчуга у Ильи была короткой, едва закрывая нижнюю часть живота, чтобы не ограничивать его подвижность. И один из камней попал Илье в пах. Сильная боль заставила его согнуться на несколько секунд. Этого оказалось достаточным, чтобы получить удар дубинкой по голове. Рядом никого из дружинников не оказалось и потерявшего сознание Илью быстро добили.
Горе спецназовцев, всех владимирцев, княжеской семьи было огромным. Погибших хоронили этим же вечером на месте боя. В середине ставили из брёвен крест, вокруг него по кругу укладывали тела погибших головами к кресту, закрывали их тканью и засыпали землёй. До сих пор это возвышенное место сохранилось в пойме реки Клязьма, южнее Владимира, недалеко от посёлка Улыбышево. Траурная весть разнеслась по всем городам Руси. Илья Муромец стал русским национальным героем. Впоследствие некоторые воины русские брали себе в знак глубочайшего уважения и поклонения псевдоним Илья Муромец. Один из них монах и одновременно воин Киево — Печёрской Лавры. После его естественной смерти он был похоронен под именем Илья Муромец.
Позже на этом месте стали хоронить других погибших бойцов владимирского отряда. На поле возник некрополь. Была установлена деревянная часовня. На братской могиле стоял памятный камень.
Один знакомый, 80-летний владимирец, внук протоирея одного из владимирских храмов, рассказал интересную историю, передающуюся из поколения в поколение. Действительно, Илья Муромец служил во владимирском княжеском отряде и погиб недалеко от Владимира. Где-то за Клязьмой находится его могила. Его воинские доспехи хранились долгие годы в подвале одного из храмов города. Но в конце 18 века разом исчезла и могила, и его доспехи, а также вся информация о его жизни и доблести. Кому-то эти артефакты очень мешали. Лишить русских своей истории – значить лишить их патриотизма и любви к Родине!
Могила Ильи Муромца во Владимирщине — окрестности села Улыбышево (точное место отмечено стрелкой)
Портрет Ильи Муромца
В связи с этим, автор предпринял попытку этим летом найти могилу Ильи Муромца. Провидение привело на поле действительно недалеко от посёлка Улыбышево, расположенного в 3 км от дороги Владимир – Улыбышево и в 18 км от Владимира. Большое заболоченное поле с множеством обводных каналов. Рядом находится песчаный карьер, который начал функционировать в 80-е годы. Пустые выработки карьера заполнились водой и поле заболотилось. Трава по грудь. Преодолеть последние метры к предполагаемому месту захоронения Ильи Муромца не удалось. Путь преградил широкий топкий канал (около 7 метров шириной, глубиной до 1,5 метров), заросший кустарником и ряской. Преодолеть его одному без снаряжения не удалось. Однако на пустом, относительно ровном поле было отмечено небольшое возвышение округлой формы. Местоположение холмика совпадает с ноосферной информацией. К сожалению, из-за плохой погоды сделать качественное фото не удалось (см.фото). Дело осталось за специалистами.
Если с местом захоронения Ильи есть какая-то ясность, то с портретом героя, конечно, не было шансов. Изучение различных картин и портретов Ильи уже художников 19-20 веков, которые конечно представляли собой фантазии, привело к удивительному результату. При рассмотрении одного портрета была получена информация, что портрет очень близок к оригиналу. Только борода и волосы были короче, а их цвет был более серый. Лицо было мужественее, более выразительный взгляд. Форма носа и глаз очень совпадают (см. рис.). Удивительно! Вероятно, художник настолько проникся образом, что он подключился или его подключили к ноосферному слою и он увидел образ Ильи Муромца.
В любом случае это место необходимо обследовать, и если будет подтверждение захоронения, поставить скромный памятник героям.
Владимирская земля имеет богатейшую историю, уходящая корнями далеко вглубь древних времён. И как бы не старались «переписчики» истории Руси исказить её, историческая правда восторжествует!
Денисов А.В.
gifakt.ru
Илья Муромец — Википедия РУ
Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович, также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян[2]; Илия-змееборец[3]) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.
Илья Муромец | |
«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914. | |
былинный богатырь | |
Славянская | |
Киевская Русь | |
мужской | |
Святогор, Добрыня Никитич | |
крестьянского происхождения[1] | |
«Обретение силы Ильёй Муромцем»; «Илья Муромец и Святогор»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Идолище»; «Илья Муромец на Соколе-корабле»; «Илья Муромец и Жидовин» и др. | |
Иллюстрации на Викискладе |
Согласно легенде, крестьянский сын[4] и оберегатель русской земли от врагов, параличный до 33 лет, получает силу от волхвов, борется с Соловьём-разбойником, идолищем, жидовином, татарами и, наконец, окаменевает[5]. Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева[6], в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец[7][8]. Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илиёй Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.
Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец
«Я иду служить за веру христианскую,И за землю русскую,Да и за стольный Киев град,За вдов, за сирот, за бедных людейИ за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,А для собаки-то князя ВладимираДа не вышел бы я вон из погреба.»
Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского, в котором он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине» как о защитнике русских земель[9].
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец.
Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея[10], которого не знают былины об Илье Муромце.
По данным филолога С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю[11]).
- Обретение силы Ильёй Муромцем (Исцеление Ильи Муромца)[12]
- Илья Муромец и Святогор
- Илья Муромец и Соловей-разбойник[13]
- Илья Муромец и Идолище
- Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
- Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
- Илья Муромец на Соколе-корабле
- Илья Муромец и разбойники
- Три поездки Ильи Муромца
- Илья Муромец и Батый-царь
- Илья Муромец и Жидовин
- Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
- Илья Муромец и Сокольник
- Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
- Камское побоище
- Илья Муромец и Калин-царь
- Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
- Илья Муромец и Алёша Попович
По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.
Жизнеописание
Былинная биография
Илья Муромец с родителями. ЛубокБольшое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих). Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
Психиатры интерпретируют невозможность ходить Ильи Муромца как явление астазии-абазии при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата[14]. Подобные нарушения характерны для диссоциативных (конверсионных) расстройств (ранее называвшихся истерией).
Историческая интерпретация
В то же время по предположению некоторых историков Российской империи[8][15][16], его малой родиной могло быть селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины), что ведёт из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским, а также том, что в первых упоминаниях о богатыре на территории южной Руси, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным[17].
Фольклор за пределами Русского Севера
За пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (сборник Кирши Данилова и С. Гуляева) известны лишь несколько былинных сюжетов с именем Ильи Муромца:
- Илья Муромец и Соловей-разбойник[18];
- Илья Муромец и разбойники;
- Илья Муромец на Соколе-корабле
- Илья Муромец и сын.
В центральных и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники («Илья Муромец и разбойники») или казаки («Илья Муромец на Соколе-корабле»), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.
Украинские легенды также не всегда совпадают с русскими былинами и сказаниями об этом богатыре[19].
Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует[20]. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов[21].
Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским[22] (нем. Ilias von Riuzen)[23]. Упоминания о нём за рубежом многочисленны, в том числе и в сагах[24].
Возможные прототипы
Илия Печерский
Мощи Ильи Печерского «Святы́й Илия Муромец». Русская икона конца XIX века.Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец»[25].
По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января. Русские летописи не упоминают его имени. В конце жизни он постригся в Печерском монастыре под именем Илья.
Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.
В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40-55 лет от ранения в области сердца и перенёсший в юности паралич конечностей[26].
Илейко Муромец
В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина[27][28]. Б. М. Соколов предполагал, что следствием крестьянской переработки былин могло стать превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом[29].
Илья Муромец в русской культуре
Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»Памятники
- В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульпторов В. М. Клыкова и В. В. Талькова
- В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний «Стимэкс» и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.
Объекты, названные в честь Ильи Муромца
Географические объекты
Организации
Техника
Словесность
Художественная литература
- «Гистория об Илье Муромце» — рукописная народная книга XVIII века
- Илья Муромец — незавершённая поэма («богатырская сказка») Н. М. Карамзина
- «Илья Муромец» — баллада А. К. Толстого
- Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
- «Илья Муромец (сын рода вольного). Киносценарий» (1959) — книга Михаила Кочнева
- Илья Муромец — персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов» (1975).
- Илья Муромец — главный герой одноимённого романа Ивана Кошкина.
- Илья — центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр» (2006), имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
- Илья сын Иванов — один из главных героев исторического романа «Девятный Спас» (2007) Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.
- «Легенда о ретивом сердце[31]» Загорный Анатолий Гаврилович, Москва, изд. «Советская Россия», 1987 г. Из предисловия: « Историческая повесть А. Загорного „Легенда о ретивом сердце“ посвящена главным героям нашего былинного эпоса, тем, кто первым принимал на заставах удары кочевнической стихии в суровые годы становления русской государственности. События, о которых рассказывается в „Легенде“, происходят в правление великого князя Владимира Красное Солнышко (980—1013 гг.). Имея ввиду реальное существование народных защитников в лице Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, автор показывает их не фантастическими „сверхчеловеками“, а обыкновенными людьми, но только наделёнными могучим духом, недюжинной физической силой, людьми, беззаветно преданными родной земле. Пристально вглядываясь сквозь былинную красочную вязь в мир Древней Руси, автор рисует народные сцены, участниками которых являются холопы, смерды, горожане-ремесленники, бояре, воины»
Современный фольклор
Изобразительное искусство
Живопись
Иллюстрации
- К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».
Гравюры
- Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».
Музыка
Оперы
Симфонические произведения
- В 1909—1911 гг. композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».
Хоровая музыка
- В 2011 году композитор Андрей Микита написал «Славословие преподобному Илие Муромскому» для смешанного хора, солистов и трёх детских голосов[значимость факта?].
- Ансамбль «Казачий круг» исполняет народную песню «Былина про Илью Муромца („Выезд Ильи Муромца“)».
Рок-музыка
- Рок-былина «Илья» 1988 года фолк-группы «Эпос».
- У группы «Сектор Газа» в альбоме 1991 года «Ночь перед Рождеством» присутствует песня «Илья Муромец».
- Музыкальный альбом 2006 года «Рок-былина Илья Муромец» группы «Сектор Газовой Атаки».
Театр
Фильмы
Мультфильмы
Компьютерные игры
- В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу — Соловья-разбойника. Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один[значимость факта?].
- В игре по одноимённому мультфильму Илья Муромец отправляется по следам Соловья-разбойника, в некоторых миссиях с ним в компании будет киевский князь. Им предстоит поговорить с Алёшей Поповичем, его помощником Еремеем, Кащеем Бессмертным, Бабой Ягой и другими[значимость факта?].
День Ильи Муромца
Отмечается 19 декабря (1 января)[34]. Почитаемый в этот день святой Илья Муромский (Печерский) русскими смешивался с былинным богатырём Ильёй Муромцем[35].
Кроме того, Илью Муромца почитают 25 сентября (8 октября)[36].
Во многих губерниях Российской империи верили, что Илья Муромец ездит по небу «на шести конях», и именно этим объясняли раскаты грома. Во многих местностях, где, по преданию, конь Ильи Муромца выбивал копытом родники, поставлены часовни во имя святого Ильи. Связь с громом и родниками сближало былинного богатыря с Ильёй пророком, поэтому Илью Муромца вспоминали и в Ильин день[37].
См. также
Примечания
- ↑ Илья Муромец // БРЭ
- ↑ Каллаш: ВПИМ, 1889, с. 204.
- ↑ Жид, Жидовин // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ Илья Муромец // БРЭ
- ↑ Богатыри // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Щоденник Еріха Лясоти із Стеблева (укр.) // Запорозька старовина. — Київ-Запоріжжя: НДІ козацтва Запорізьке відділення, 2003. — С. 222-277.
- ↑ Лобода А. М. Русский богатырский эпос. Киев. 1896 г.
- ↑ 1 2 Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Тт. I и II. Под ред М. Сперанского. М.: Изд. Сабашниковых. 1916 и 1919 гг.
- ↑ Илья Муромец: монах-богатырь
- ↑ Илья Муромец и змей — Сказки дядюшки Гольфмена
- ↑ Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. — С. 278—285.
- ↑ Исцеление Ильи Муромца (былина)
- ↑ Существуют и другие названия этой былины. Первая поездка Ильи Муромца и др.
- ↑ В. В. Марилов. Общая психопатология. — М.: «Academia», 2002. — С. 94. — 224 с. — ISBN 5-7695-0838-8.
- ↑ Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца
- ↑ «высказано было предположение о древнейшем прикреплении И. Муромца к черниг. городу Моровску (Маровийску) и к г. Карачеву (см. „Экскурсы“, стр. 181—190), предшествовавшем приурочению богатыря к Мурому и с. Карачарову.» // Илья Муромец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Королёв А. С. Илья Муравленин // Загадки первых русских князей. — М.: Вече, 2002. — ISBN 200002626936.
- ↑ История о славном и храбром богатыре Илье-Муромце и Соловье-разбойнике — Сказки дядюшки Гольфмена
- ↑ Каллаш: МРЛИМ, 1889, с. 205.
- ↑ М. Колосова. Заметки о языке и народной поэзии. 1877. Стр. 309 и след.
- ↑ Миллер, Вс. Илья Муромец // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.. Основной материал — Фукалова Ирина, одна из исследователей русских былин.
- ↑ Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь — М.: Языки славянской культуры, 2002. — с.337-340. ISBN 5-94457-048-2
- ↑ Илья Муромец // БРЭ
- ↑ Максим Руссо: Илья Муромец за границей - ПОЛИТ.РУ. polit.ru. Проверено 23 августа 2017.
- ↑ «отожествл. со св. Ильею Мур., мощи котор. в Киево-Печ. лавре» // Богатыри // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- ↑ Преподобный Илья Муромец. Историческая личность и былинный герой (рус.). Журнал «Мгарскій колоколъ» — www.mgarsky-monastery.org (1 января 2015). Проверено 5 мая 2015.
- ↑ Валерий ЯРХО. Илья Муромец: святой воин, казак… или самозванец?
- ↑ Иловайский И. Д. Богатырь Илья Муромец, как историческое лицо. // Русский архив. 1893. № 5. С. 33—58.
- ↑ Соколов Б. М., проф. Русский фольклор. Вып. 1, М., 1929, «Крестьянский слой в былинах» с. 35, 36.
- ↑ Фрегат Илья Муромец — Letopisi.ru
- ↑ Читать. Литмир - электронная библиотека. Проверено 24 ноября 2017.
- ↑ ТАСС: Культура — Тиль Швайгер сыграет в новом фильме «Илия Муромец»
- ↑ «Илья Муромец (Пролог)» — Animator.ru; «Илья Муромец и Соловей-разбойник» — Animator.ru
- ↑ Календарь знаменательных и памятных дат на 2019 год / ГОБУК МОДЮБ, Отдел информационной и справочно-библиографической работы; сост. Г. В. Рабович, О. В. Цвирко. – Мурманск, 2018. – 68 с.
- ↑ Ермолов, 1901, с. 588.
- ↑ Уваров Н. Славное имя – высокая честь: энциклопедия имен. Книга для семейного чтения — М., 2012 — С. 207
- ↑ Коринфский, 1901, с. 338.
Литература
Издания
Исследования
Популярные статьи
Энциклопедии
- Илия Муромец // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
http-wikipediya.ru