Что означает египетская богиня с головой кошки. Картина египетская кошка
Почитание кошек в Египте. - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды. Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Храм богини Баст. Ее кошки и жрицы. Вера, Лусия, Эмерим.
Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.
Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила.
Джон Уэгелин, Поминовение Кошки в Древнем Египте, 1886.
В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в 525 г . до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдан укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. (Бернар Брие. Дикие кошки. М.: Диалог, 1995)
Охотничья сценка с кошкой, найденная в фиванской гробнице.
Египетская пластика оставила нам множество чудесных статуэток красавиц кошек. Искусство Египта всегда славилось изображением животных. Большого развития анималистическая пластитка Египта достигла в саисский период ( 663 – 525 гг до нэ).
В 7 в до нэ произошло объединение Египта под властью фараонов, основавших 26 династию. Столицей независимого государства стал город Саис. Для культуры этой эпохи было характерно обращение к традициям Древнего царства , стремление идеализировать далёкое прошлое. Саисские мастера, заимствуя древние художественные каноны, создали своеобразный стиль, холодный и изысканный; достигли высокого технического совершенства.
В музеях нашей страны среди разнообразных жанров и видов египетского искусства представлена и анималистическая скульптура. Бронзовые статуэтки кошек саисского периода экспонируются в Эрмитаже, ГМИИ, музее искусств народа Востока и др. В подмосковном музее- усадьбе «Архангельское» имеется статуэтка, внутри которой находится мумифицированная голова кошки. Эта скульптура, привезенная в Россию в 1850 г , была найдена в пирамидах Саккары в Нижнем Египте, близ Мемфиса.
Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности. Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.. Фигурки, как правило, богато укашались. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.
Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. Как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.
p-i-f.livejournal.com
Кошки породы египетская мау (55 фото): черная, какие котята
Сегодня в качестве домашнего животного очень часто встречается египетская мау — кошка, объединяющая в себе красоту и энергичный характер. Своим шармом она обязана контрасту между окрасом шерсти и темными пятнышками, которые ее покрывают. За счет индивидуальности этих пятен каждая представительница семейства кошачьих является обладательницей неповторимого рисунка.
Сегодня в качестве домашнего животного очень часто встречается египетская мау — кошка
Содержание материала
История происхождения породы
Египетские мау являются представителями очень древней породы кошек, внешность которых практически не изменялась на протяжении 3 тыс. лет. Именно столько времени прошло с момента создания художником первой картины с изображением кошки. В Древнем Египте это животное являлось священным и олицетворяло Баст — богиню любви, плодородия, радости и веселья. Подобно богине, кошке посвящали храмы в Египте и мумифицировали, а в случае возникновения в доме пожара она была первой, кого спасали. Для египтян священные кошки выполняли роль лекарей. Считалось, что они оказывают успокаивающее действие, нормализуют давление и устраняют головные боли, однако почувствовать их энергетику мог лишь человек, искренне верующий в божественное происхождение мау.
Что касается современной истории египетских котов, она началась около сотни лет назад, когда итальянские, французские и швейцарские заводчики решили возродить данную породу. К сожалению, последствием военных действий стала ликвидация практически всех кошек, однако русская княгиня Наталия Трубецкая помогла возродить породу «из пепла» и презентовала «египтянок» на выставке в 1953 году. Около 30 лет назад в Нидерландах, Италии и Швейцарии открыли 3 питомника этих кошек. Сегодня египетская кошечка, будучи закрытой породой, относится к своеобразной кошачьей элите, поэтому не допускаются никакие виды скрещивания.
Также рекомендуем прочитать:
Описание египетских мау
Представители этой породы кошек являются обладателями изящного тела с хорошо развитой мускулатурой. Их главная особенность заключается в яркой расцветке плотной шелковистой шерсти с круглыми пятнышками разных размеров. За счет того, что задние лапы немного длиннее передних, создается впечатление, будто кошка стоит на цыпочках. Небольшая голова египетского кота представляет собой закругленный клин. Что касается ушей, они довольно большие и широкие, в меру заостренные и охватывают голову сзади, продолжая ее линию. На кончиках часто имеются кисточки, как у рыси.
Отдельного внимания заслуживают глаза мау кошки: большие, миндалевидные, цвета зеленого крыжовника, с умным выражением. Цвет глаз может меняться в зависимости от возраста кошки. Настороженно удивленный взгляд животных данной породы мало кого может оставить равнодушным.
Вес половозрелых котов составляет 4,5-6 кг, а кошек — 3-4,5 кг. Эти необычайно энергичные животные обожают игры, движение и прогулки, поскольку любая активность оказывает благоприятное воздействие на их фигуру.
Египетские мау являются представителями очень древней породы кошек
Будучи обладателями прекрасного зрения, обоняния и слуха, из котов египетских мау выходят великолепные охотники. Они невероятно умны и общительны. Эти кошки не любят одиночество, поэтому нуждаются в постоянном внимании и заботе. Египетский мау является верным другом, который всегда находится около хозяина, а иногда даже бывает слегка навязчив. Кроме того, некоторым представителям породы присущ музыкальный талант и они с удовольствием «подпевают» людям.
Египетская мау в доме (видео)
Галерея: египетский мау (25 фото)
Наиболее распространенный окрас породы
Первая и ключевая особенность египетских мау заключается в полностью пятнистом окрасе. Оригинальный рисунок — основной породный признак.
Отдельного внимания заслуживают глаза мау кошки: большие, миндалевидные, цвета зеленого крыжовника, с умным выражением
У таких кошек даже на коже имеются пигментные пятна. Есть несколько характерных черт, присущих окрасу египетских котов:
- Рисунок тела не является симметричным.
- На мордашке красуется М-образный рисунок, напоминающий скарабея.
- Полоски от «лапок» расходятся по спине, преобразовываясь в пятна.
- Еще одна особенность этих кошек — «макияж царицы». Речь идет о черной подводке глаз, линии которой расходятся от уголков век по щекам.
- На шее присутствуют разорванные кольца, а на плечах — четкий рисунок в виде пятен или полос.
- Шерсть на груди и в ее области однотонная, на ней нет пятен.
- Хвост украшен кольцами, за исключением кончика.
Существует 3 варианта окраса египетских мау:
- Серебристый. Основной тон животного такого окраса — от светло-серого до серого, а цвет рисунка — от темно-серого до черного. Уши розово-серые с темными кончиками. Шерсть на подбородке, горле и вокруг глаз — белого цвета, а окантовка мочки уха, глаз и рта — черного.
- Бронзовый. Основной цвет шерсти и рисунка — темно-коричневый. На спине наблюдается плавный переход в тон посветлее. Кошки такого окраса имеют уши розовато-коричневого оттенка с темными кончиками. Цвет подбородка, горла, вокруг глаз и около ноздрей — кремовый.
- Дымчатый. Основной тон — от темно-серого до черного, как и цвет пятен.
Иногда рождаются мраморные и черные котята. Из-за своего цвета они не могут принимать участие в выставках и использоваться для разведения, поэтому черная египетская кошка не пользуется особой популярностью.
Уход и кормление
Отсутствие подшерстка и короткая шерсть делает уход за египетскими котами достаточно простым. Их необходимо расчесывать каждую неделю и 2 раза в месяц подрезать когти. Эти кошки быстро приучаются к лотку и когтеточке. Ввиду того, что египетская кошечка является очень чистоплотной, хозяева должны вовремя очищать лоток и дезинфицировать его. Отвечая на вопрос о продолжительности жизни представителей этой породы, необходимо отметить, что они живут в среднем 15 лет.
Мау необходимо обеспечить большим количеством игрушек. Они постоянно следят за своими безделушками, а когда хотя бы одна из них пропадает, кошка приступает к ее поиску. Может дойти до того, что она будет мучить хозяина, пока тот не вернет любимую вещь.
С питанием также не возникает никаких сложностей. Вопреки благородному происхождению котов этой породы, они не особо переборчивы в еде и могут лакомиться той же пищей, что и их хозяева.
Очень важно контролировать количество съеденной пищи. Поскольку эти коты склонны к обжорству и стремительному набору веса, их нужно кормить не более 2 раз в день.
Не будет лишним прием витаминно-минеральных комплексов, которые оказывают общеукрепляющее действие и выводят из организма животных вредные вещества.
Кошка породы египетская мау (видео)
Достоинства и недостатки содержания египетских кошек
Благодаря своей редкости эта порода очень популярна во всем мире, поэтому минимальная стоимость кошек описываемой породы составляет 800 долларов. В мире существует лишь 3 специализированных питомника, так что следует быть предельно внимательным, если котенок этой породы покупается с рук или через интернет.
К достоинствам породы следует отнести:
- красоту;
- уникальные умственные способности;
- веселый нрав;
- крепкое здоровье;
- привязанность к хозяину;
- быструю обучаемость.
Египетские коты очень любят воду и с удовольствием играют со струйками, так что не стоит удивляться при виде питомца, сидящего в умывальнике. Хозяевам этих забавных представителей семейства кошачьих не нужно запрещать питомцам забираться в ванну, поскольку они достаточно упорны и настойчивы. Это проявляется в любви «египтянок» ко всем помещениям в доме, особенно шкафам и тумбочкам.
Что касается недостатков, они выражаются в:
- высокой стоимости;
- особых условиях содержания;
- чрезвычайной активности.
Прежде чем принять решение о приобретении египетской мау, необходимо учесть, что это животное нуждается в надлежащем уходе и особом внимании. Вот почему так важно предварительно взвесить все плюсы и минусы и только после этого делать окончательный выбор.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
4lapki.com
история и культ кошек в Египте
Содержание статьи
Древние египтяне свято верили в то, что каждое животное наделено величайшей силой, поэтому их отношение к ним было наполнено уважением и священным трепетом — как к бережно хранимым реликвиям. Однако самым почитаемым животным считалась египетская кошка-богиня.
Возникновение культа кошек
Сейчас сложно объяснить всю глубину поклонения кошке, которую описывает египетская мифология. Если свести к простейшему, то можно говорить о том, что люди, жившие в те времена, ассоциировали ее со своим жилищем, любовью, браком и, конечно же, своего рода защитой от дьявола.
Первые иероглифы, означающие слова «кот» и «кошка», расшифровываются как «минт» и «миу» соответственно. В русском языке транскрипция этих слов схожа с привычным для нашего слуха «мяукать».
Статуэток и рисунков кошек сохранилось немало. На многих из них можно увидеть, как на груди священного животного размещен жук скарабей. Это еще один почитаемый в Египте символ, с которым связывали понятие жизни.
Как рассказывается в документальном фильме «Кошки Египта: от божества до убожества», эти животные были привезены из Нубии. Прежде чем стать обычными одомашненными животными, которых люди обожают за доброту, мягкость и грацию, кошки были защитницами. Они охотились на мелких грызунов и тем самым спасали провизию, хранящуюся в амбарах. Кошки уничтожали крыс — переносчиков заразы, например, чумы, и этим предотвращали эпидемии.
Когда Египет превратился в могущественное государство, основу его благополучия составляли зернохранилища. Доверху наполненные пшеницей, они служили гарантом благополучия. Целых четыре месяца, когда Нил разливался, можно было не бояться голода. Для обеспечения сохранности зерна и требовались коты, безжалостно истребляющие крыс и мышей.
Так началось обожествление этих животных как существ, воплощающих в своих образах конкретных богов. Не по этой ли причине верховный бог солнца Ра именовался «великим котом»? Кот-бог Ра победил змея тьмы — Апопа, и часто верховного бога изображали в образе животного, одной лапой держащего нож, второй — придавливающего голову змея.
Увеличивающиеся под воздействием света кошачьи зрачки египтяне ассоциировали с движением бога кошек Ра на колеснице по небесным рекам, а горящие в темноте глаза животного — со знамением огненной колесницы. Когда солнце всходит — глаза кошки становятся меньше, когда клонится к закату — увеличиваются.
Орган зрения этого уникального животного египтяне сравнивали с двумя уменьшенными солнцами. Для людей они были мистическими окнами в другой мир, доступа в который простые смертные не имели.
Во времена Древнего Египта кошки считались пришельцами из загробного мира, поэтому жилище, в котором обитало это животное, никогда не потревожит темная сущность. Почему? Потому что кошки чувствуют их и видят даже в темноте, они никогда не впустят никого в тот дом, который они охраняют от дьявола.
Обратите внимание, как египетский сфинкс будто замирает и устремляет взгляд в одну точку, возможно, в эту минуту он контактирует с тем, кто пришел из незримого для человека мира.
Богиня Бастет и ее священные черные кошки
Самым значимым в Древнем Египте был культ богини-кошки Бастет, который длился вплоть до 1 года до н. э.
Считается, что Бастет, праматерь кошек — дочь Осириса и Исиды. Это всевидящая богиня плодородия, солнца, радости, веселья. Была стражницей бога солнца Ра. Древние египтяне связывали ее имя с солнечным и лунным светом, уютом семейного очага, материальным достатком. Египтянки нередко молили, чтобы она послала им удачное замужество и благополучные роды.
Сохранились изображения божества, где она предстает в виде девы с головой кошки или львицы. При этом кошачья голова олицетворяла добрую сторону, львиная — злобную.
Облачена была богиня-кошка в одеяние зеленого цвета. В правой руке богиня держала систрум — музыкальный инструмент, в левой — зеркало (хатор). У ног Бастет неизменно располагались четыре котенка.
Грозная сущность Бастет называется Пшат, которую нередко изображали с крыльями.
Религиозный центр поклонения божеству располагался в городе Бубастис, где, согласно трудам греческого историка Геродота, в то время находился самый красивый храм, жрецы которого служили Бастет и разводили священных кошек черной масти. Именно там можно встретить огромное количество мумифицированных животных.
В центре священного места была расположена грандиозная статуя богини. Каждый год в храме проходило поминовение божественной кошки, на которое собиралось множество людей, празднование проходило масштабно, с большой помпезностью. Так, во время весенних праздников огромную статую выносили из священного места и погружали на ладью, после чего провозили ее вдоль берегов Нила, чтобы все могли отдать дань поклонения божеству.
Слуги богини Бастет принадлежали к определенной касте жрецов, состоящих из знатных людей, занимающих высокие должности при фараоне. Было честью ухаживать за животными, и право на это передавалось по наследству — сын перенимал его от отца. Если жрец пренебрежительно или жестоко обращался с кошками, его сурово наказывали.
Египетская кошка мау — священное животное древнего Египта. Жрецы внимательно наблюдали за божественными животными, ожидая, что они передадут им знак, посланный их покровительницей, чтобы потом истолковать его. Жрецы и знатные люди Египта наносили себе татуировки, на которых изображались священные кошки.
Как кошек почитали в семьях
Почитались кошки и простыми людьми. Их считали священным добрым духом жилища и поэтому любили и оберегали. Котов часто изображали на вазах, посуде, драгоценностях, где они были запечатлены сидящими возле ног хозяина, лежащими у него на коленях, но чаще всего — под местом хранительницы очага в качестве защитного символа. Большинство кошек были рыжими, золотистыми, коричневыми.
Разведение кошек было развито на высоком уровне, пара к каждой из них отбиралась с особой тщательностью.
Огромное значение придавалось еде священных питомцев. Кормили их молоком и хлебом и даже специально разводили для них рыбу без чешуи.
Этим прекрасным животным уступали путь, старались первыми спасать при стихийных бедствиях, порой даже ценой собственной жизни. Сурово наказывался тот, кто осмеливался поднять на животное руку. Жизнь ее охранялась законом, поэтому убийство кошки в Древнем Египте рассматривалось как преступление.
Виновного приговаривали к смерти или приказывали заплатить внушительный штраф. Причем способ наказания выбирался исходя из социального положения владельца пострадавшего животного — чем богаче он был, тем суровее кара грозила виновнику.
Вот один из ярких примеров того, как египтяне почитали священных животных. Однажды римлянин случайно задавил кошку. Разъяренная толпа готовилась устроить над ним самосуд. Об этом донесли фараону Птолемею VII, славившемуся своей дипломатичностью. Он запретил жителям вершить казнь, но египтяне ослушались его. Даже солдаты, присланные фараоном, не смогли сдержать разгневанных подданных.
Египтяне молились Бастет, просили ее оградить их от недугов и одарить благополучием, радостями, жизненными силами. В каждом доме неизменно была статуэтка в форме богини, назначением которой была защита домашнего очага от злых духов. Люди приносили фигурки в храм как символ уважения почитаемому божеству.
Статуэтки из керамики и бронзы в точности передавали грацию и великолепие животных. На украшения фигурок не скупились. Например, встречаются кошки с глазками, инкрустированными золотом, с ожерельями на шее и скарабеем на лбу.
Поклонение кошкам простиралось до мумифицирования. Так, современными археологами было обнаружено место захоронения кошек, насчитывающее около 200 тысяч мумий! В украшенную гробницу к забальзамированной кошке обязательно клали мышь, чтобы ей не пришлось заботиться о пропитании и можно было весело проводить время. На морду ей надевалась специальная ритуальная маска с ушками, которую изготавливали из листьев пальмы.
Египтяне оплакивали животных и, скорбя по существам, отправившимся в мир иной, сбривали себе брови. Нередко человек желал, чтобы после его смерти любимая кошка сопровождала его в мир иной.
kotmurka.ru
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Египетский кот".
Авторы котоальманаха "Коты через века" alise84, dhyul, marinagra, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию выпуск, посвященный египетскому коту, и желают вам, друзья, приятного чтения! Котоальманах можно полистать ЗДЕСЬ.Путешествуя по странам и континентам, мы с вами видели, как любят кошек в Японии и в России, в Англии и во Франции, как вдохновляют кошачьи образы художников и поэтов всего мира. Однако нигде и никогда почитание кошек не было столь глубоким и безусловным, как в Древнем Египте. Почему египтяне обожествляли кошек и поклонялись им?
Религиозные воззрения древних египтян - это та сторона древнеегипетской истории, которая, похоже, больше всего интересует современного человека. Ментальность современной Европы выросла из верований и мировоззрения совсем других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение, – явление абсолютно уникальное.
Дикий кот. Фрагмент сцены охоты.Гробница Небамун, Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.
Сцена охоты на птиц, фрагмент.Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.
Уникально оно, в том числе, и своим зооморфизмом. Обожествление сил природы, животных и растений достигло в Египте уровня, не сопоставимого ни с одной другой древней культурой. Яркие зооморфные образы, созданные египетскими художниками, поражают даже больше, чем демоны Шумера и Вавилона.Удивительно и то, что художественная яркость и фантастичность образов египетских богов достигаются при использовании минимума фантастических средств, в отличие от тех же Шумера и Вавилона, и это одна из отличительных черт египетских верований.
Дикая кошка в зарослях папируса. Роспись из некрополя Бени-Хасан. Среднее царство, ок. 20 в.до н.э.
Вторая важная черта религиозной системы Древнего Египта – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов.В-третьих, говоря о религии Древнего Египта, нельзя не заметить, что она весьма символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Изучая древнеегипетские верования, мы постоянно сталкиваемся с одной стороны с отголосками далекого прошлого древних египтян, а с другой – с достаточно высоким уровнем абстракции, присущим религии общества, имеющего письменность, литературу и искусство.
Бронзовая голова кошки. XXV-XXX династии, 716-311 гг. до н.э.
Географическая среда, в которой жили египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных. Так, например, скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота: во времена Первой династии существовал культ быка Аписа. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека, который возникал в местах, изобилующих этими животными.
И наконец, очень широко был распространен культ кошки. Древний Египет являлся преимущественно аграрной страной, а к тому времени человек научился выращивать достаточно зерна, чтобы запасать его впрок. Крысы и мыши наносили большой урон запасам зерна, а кошки, уничтожая грызунов, помогали сберечь урожай. Кроме того, кошки устраняли такую смертельную опасность, как заползающие в жилища ядовитые змеи.
Голова кошки. XXVI-XXXI династии, 666–44 г. до н.э.
Голова богини Баст. XXVI династиия. Ок. 600 г. до н.э.
Кот считался у египтян одним из воплощений бога Солнца Ра - одного из важнейших богов египетского пантеона. В знаменитой 17-й главе «Книги мертвых», Ра выступает как «великий кот»: он сражается со змеем Ими-Ухенеф. В надписях из гробниц царей XIX и XX династий восхваляется царственный Ра и приводится следующая поэтическая устойчивая формула: "Ты - великий кот, мститель богов".
Рисунок на папирусе из 17-й главы "Книги мертвых". Солнечный бог Ра убивает змея Ими-Ухенеф под деревом ишед - священной сикиморой Гелиополя.
Культ кошек сложился в древний период египетской истории (Вторая династия, около 2 800 лет до н.э.) и продолжался до 1 века до н.э. Древнейшее захоронение кошки датируется концом XVIII династии (14 в. до н. э): сохранился кошачий саркофаг, сооруженный по приказу верховного жреца Мемфиса. Около 2 500 лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династий встречаются символы, обозначающие кошек.
Бронзовая статуя Баст. XXI-XXIII династии, ок. 1069-702 гг. до н. э. Бронзовая фигура богини Баст. Эпоха Птолемеев, ок. 311-30 гг. до н. э.
Религиозным центром поклонения кошкам был город Пер-Бастет (греки называли его Бубастис) на востоке дельты Нила, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился прекрасный храм, посвящённый богине Баст, дочери бога Солнца Ра и богини Луны Хатхор.Баст или Бастет — в Древнем Египте богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, защиты от заразных болезней и злых духов. В период ранних династий, до одомашнивания кошки, Баст изображали в виде львицы, позднее - в виде женщины с кошачьей головой. Считается также, что Баст имеет два воплощения: женщина с кошачьей головой - добрая сущность, с львиной - агрессивная.
Бронзовая статуя Баст. 600-300 гг. до н.э.
Атрибутом Баст был музыкальный инструмент систр - трещотка, состоящая из рамки с металлическими подвижными стержнями. Часто котоголовая богиня изображается с систром в руках, а у её ног играют четыре котёнка. Расцвет культа Баст (и культа кошек) относится к XXII династии Бубастидов (10 — 8 века до н. э), когда фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл Пер-Бастет до статуса столицы.
Львиноподобная богиня Бастет-Уаджит
В главном святилище города возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних праздников статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Люди со всех уголков Египта стекались к месту паломничества, даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Баст. Хотя приведённую Геродотом цифру в 700 тысяч празднующих историки считают преувеличенной, празднество, вероятно, было очень значительным. Даже в самых маленьких деревнях имелся храм Баст, в котором жила священная кошка.
Саркофаг Та-миу, кошки принца Тутмоса. Известняк, высота 64 см14 в. до н.э. Новое церство, XVIII династия, правление Аменхотепа III.
Священными кошками самой Баст были животные черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ профессии.Баст, защитнице дома, семьи, женщин и детей, посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни».
Кошачьи мумии. Египетский музей, Турин
При храме Баст в Бубастисе разводили священных кошек, и именно там сохранилось наибольшее количество кошачьих мумий. Животных приносили в жертву богине, их тела мумифицировали и продавали паломникам как реликвии. Только жрецы могли приносить в жертву кошек! Остальным египтянам грозила за это смертная казнь. Паломники покупали мумии кошек и преподносили их жрецам и жрицам Баст, которые погребали их в специальных камерах. По всей видимости, в загробном мире кошки должны были передать богине просьбы паломников — об удачном браке, о рождении ребенка, выздоровлении родственника.
Кошачьи саркофаги. Египетский музей, Турин
Статуэтки и "кошачьи" амулеты должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.
Аметистовый амулет эпохи Птолемеев, 311-44 вв. до н.э.
Кошки жили при храмах, их кормили самой лучшей пищей, специально для них разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Кошкам служили особые жрецы, уход за ними считался почетным делом, переходящим от отца к сыну. Жрецы ждали, когда богиня через посредничество кошек что-то сообщит им, чтобы потом истолковать это сообщение. По состоянию значков кошки и ее движениям жрецы предсказывали погоду, разливы Нила, виды на будущий урожай. Паломник, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, приносил в храм свои остраженные волосы или волосы своего ребенка. Волосы, которые высоко ценились в Египте, клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Верующий жертвовал серебро смотрителю священных кошек, который отрезал для них порцию рыбы.
После того, как в 380 году христианство стало официальной религией Римской империи, в которую тогда входил и Египет, культ Баст, а вместе с ним и культ кошек, был запрещён императорским указом. Хотя кошки остались для египтян любимыми домашними животными, они перестали быть объектами поклонения в храмах.
Покинем храм богини Баст и посмотрим, как относились египтяне к кошкам в повседневной жизни.В Египет кошки были завезены как военный трофей из Нубии вместе с золотом, рабами и слоновой костью. Принято считать, что они была впервые приручены именно в Древнем Египте в течение 3-го тысячелетия до н.э: на росписях в гробницах Саккараха (2750-2650 гг. до н. э.) кошки изображены с ошейниками, что свидетельствует об их одомашнивании. Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до н. э. и читаются как "минт" и "миу" ( по другой версии, «мант» и «мау»).
Кошка с котятами. 630 г. до н.э. или ранее
Египетские кошки были не только священными животными богини Баст, но и любимыми членами семьи. Тому, кого уличали в убийстве кошки, карой была смертная казнь. Возницу, случайно задавившего кошку, насмерть забивали камнями. Греческий историк Диодор Сицилийский описал увиденную им сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки законам царя Птолемея XII, египетский солдат убил возчика. «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно.»
Эдвин Лонг. Посвящение Баст. 1888
Кошек окружали заботой и вниманием. На улице люди почтительно уступали кошкам дорогу. При пожаре египтянин был обязан сначала вынести из дома кошку и лишь после этого тушить огонь. Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Похороны кошки проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя об утрате, брили головы и сбривали брови в знак траура. Траур длился семьдесят дней — время полной мумификации. Тело кошки бальзамировали, на ее морду накладывалась маска с ушками. Провожая кошку в загробный мир, рядом клали мышь, чтобы ей было чем развлечься и питаться в иной жизни. Мумию зашивали в льняной саван, заключали в саркофаг и хоронили в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Археологи до сих пор находят кошачьи некрополи с десятками тысяч захоронений, в музеях хранятся тысячи кошачьих мумий и саркофагов. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь в виде статуэтки или изображения на саркофаге. Многочисленные фигурки кошек можно увидеть на вазах, драгоценностях и посуде, найденных в гробницах.
Джон Рейнхард Вегелин. Похороны египетского кота.1886
Кошка была для египтян символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост соприкасаются. Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением Бога Солнца на колеснице по небесным рекам. Горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы. Символичным считалось и то, то кошка за свою жизнь рожает 28 котят - число дней в лунном месяце. Изображение кошки, окруженной котятами, служило амулетом для молодоженов, желающих завести много детей.
Эрвинг Лонг. Боги и их творцы. 1878
Бернар Брие в книге "Дикие кошки" пишет о том, что поклонение кошке в Египте в 525 г . до н.э. имело ужасные последствия. Предание гласит, что персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову оригинальная мысль: по его приказу каждый солдат укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию.Экспорт кошек был в Древнем Египте запрещен, но финикийские контрабандисты вывозили животных и продавали их в странах Средиземноморья.
Фрагмент стеллы. XVIII династия, ок. 1450 г. до н.э.
Кошка, поедающая рыбу. Копия настенной росписи в гробнице.
Остракон (черепок египетского сосуда) с росписью "Кот и мышь"
"О, чудесная кошка, дарованная навеки" гласит надпись на древнеегипетском обелиске в Небре. Искусство Древнего Египта подарило нам чудесные образы кошек, которые и сегодня поражают реалистичностью и величием, точностью деталей и обобщением. Египетские котопортреты - это мастерские изображения не просто животных, но высших существ, посредников между человеком и божеством.
Фигура кошки из Мемфиса. Среднее царство, XII династия, ок. 1981–1802 гг. до н.э.
Фильм "Кошки Египта: от божества до убожества" (Бельгия, 2004 г.).
Цивилизация Древнего Египта внесла огромный вклад в развитие мировой культуры и искусства. Это связано с тем, что египетское искусство строго следовало определенной традиции и создало характерные и запоминающиеся образы: пирамиды, обелиски, сфинксы, крылатые диски, мумии, саркофаги, скульптуры, иероглифы, стилизованные рисунки. Для европейской архитектуры и искусства обращение к наследию древней цивилизации было столь же важным, как и усвоение элементов античной культуры. Более того, Греция и Рим, опиравшиеся на древнеегипетскую культуру, стали посредниками для европейского восприятия Древнего Египта. Начиная с XVI в. в атмосфере увлечения античностью рос интерес и к Египту.
Бронзовый кот. XXVI династия, ок. 600 года до н.э.
В целом можно сказать, что «египетский стиль» формируют три важнейших источника: археологический, художественныйе и эзотерический, где Древний Египет предстает носителем универсального, тайного знания.Первая волна европейской "египтомании", как ни странно, связана с античной Грецией, в которой Египет, в отличие от враждебной Персии, воспринимался как далекая страна мудрости и тайных знаний.После походов Александра Македонского многие черты египетского искусства проникают в греческое, а оно уже передает их в своей интерпретации культуре Римской империи. Так, например, обелиски, возводимые в Египте парами перед входом в храмы и изначально связанные с солнечным культом, в Риме становятся памятниками воинской доблести римских цезарей и частью языка римской классической архитектуры и декора.
Статуя кота. XXVI династия, 663-525 гг. до н.э.
После падения Рима образ Египта у средневековых европейцев связывается в основном с библейскими текстами, но как только наступает Новое время, в искусстве снова появляются египетские мотивы.Например, во Франции в эпоху Людовика XVI возникла живописная фаза рококо, для которой характерно использование египетских элементов в неегипетской манере. Элементы египетского декора присутствуют во внутреннем убранстве (покои королевы Марии Антуанетты в Версале и Фонтенбло) и мебели. Зал папирусов и Галерея ковров в Ватикане стали примером таких же тенденций в Италии, которые позднее обнаруживаются в Англии и Германии. В конце XVIII в. египетские темы и формы уже широко присутствовали в искусстве и архитектуре и даже стали объектом исследования (Катремер де Кьянси, «Какой была архитектура египтян, и что греки у нее позаимствовали», 1785).
Фонтан дю Пальмер. Париж, 1806
Нельзя забывать и о том, что египетскую символику широко использовали различные масонские ложи.Французская революция 1789 года принесла новое отношение к египетской символике. Она должна была заменить старую, христианскую. Обелиск и пирамида стали одними из самых распространенных архитектурных сооружений.Стратегический и научный интерес Наполеона к Египту, участие в египетском походе (1798-1799), археологической экспедиции под руководством Д.- В. Денона и издание «Описания Египта» (1802) определили особое внимание эпохи к культуре Египта.В этот период наряду с римскими цитатами, египетские мотивы используются в архитектуре, декоре, живописи, скульптуре, в оформлении интерьеров, малых архитектурных формах. В украшении мебели повсеместно встречаются изображения сфинксов, пирамиды, пилоны, лотосы и иероглифы. Во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики. Они использовались при строительстве объектов для прославления Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»). Уникальным примером «египтомании» является заказанный Наполеоном севрский "Египетский сервиз".Научный интерес к Египту должен был укрепить государственную идеологию, показав Францию преемницей древнейших цивилизаций и великих империй прошлого. «Египтомания» эпохи Империи подтолкнула Францию к формированию египтологии как науки о древностях, важнейшей вехой которой стало эпохальное открытие Шампольона – дешифровка иероглифов (1822).
Древнеегипетская статуя кота
Теодор Дек, Франция. Керамический кот в египетском стиле. Конец 19 в.
Следующий период "египтомании" приходится на эпоху модерна. В этот время египетский стиль применяется в строительстве самых разных по назначению зданий, Строгие монументальные формы используются во всех областях архитектуры и интерьера, египетские цитаты придают постройкам и интерьерам оригинальность и красочность. Примером внесения египетских элементов в стиль «модерн» могут служить Египетские павильоны на Парижских выставках 1889 и 1900 гг. Сфрормировался стиль, названный "Ретурн д' Эжипт" (Возвращение Египта). Интересно, что он широко использует мотивы африканского искусства. Для модерна Египет - не обломок Римской империи, а загадочная и экзотическая африканская страна.
Древнеегипетская статуя кота
Подставка для книг в стиле арт-деко, 1920-30-е гг.
Последний всплеск "егоптомании" связан с открытием гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году. Интерес к раскопкам в Египте был во многом инспирирован и далекими от искусства факторами. Египет обрел независимость, Османская империя распалась на множество государств, Восток перестал восприниматься как нечто культурномонолитное. Во-вторых, большую роль в "египтомании", да и в увлечении Востоком в целом, сыграли "Русские сезоны" в Париже с их ориенталистскими балетами. В-третьих, сама по себе ситуация межвоенной Европы заставляла искать опору в чем-то древнем и неизменяемом. Ну и наконец, приближалось то время, которое в 1932 году будет охарактеризовано фразой "Что же дальше, маленький человек". В Европе становилось холодно, хотелось спрятаться в Египет, в Китай, как Пуччини в его последней опере "Турандот", в "бананово-лимонный Сингапур". Именно поэтому египетский стиль прочно укоренился в арт-деко, использовался в мебели, ювелирных украшениях, в одежде, отразился на искусстве книжной иллюстрации и театральных декорациях. В моде были геометрические стрижки, напоминющие египетские парики, подведенные глаза, худоба, смуглый цвет кожи. Модницы даже принимали ванны с йодом, чтобы жемчуга на темной коже выглядели особенно шикарно.
Древнеегипетская статуя кота
Бывшая табачная фабрика Каррерас в стиле арт-деко, Лондон, 1920-е гг.
Не обошла египтомания и Россию. Россия познакомилась с Египтом через культуры-посредницы: византийскую (вплоть до конца XVII в.) и европейскую (начиная с Петровской эпохи), а затем выработала собственную интерпретацию египетского стиля.
Древнеегипетская статуя кота, XXVI династия, 664-525 гг. до н.э.
Сфинксы в саду Горного института в Санкт-Петербурге, 1810-е гг.
Сведения о Древнем Египте попали на Русь вместе с принятием христианства и появлением письменности. Они содержались в Библии, агиографической литературе, апокрифах, средневековом романе «Александрия», «хождениях» - средневековом жанре паломнической литературы. Источником служили также сочинения античных историков (Геродота, Иосифа Флавия, Плутарха) и византийские хроники.
Древнеегипетская
bellezza-storia.livejournal.com
КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТА - Действительность существует как зеркало...
КОШКА: в МИФОЛОГИИ ЕГИПТАПервые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова "кот" и "кошка", относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как "минт" и "миу".
Древнейшие изображения кошек, которые дошли до нас из Анатолии (территория современной Турции) VI век до н.э., из Иерихона - V век до н.э., показывают несколько женщин, забавляющихся с кошками. Изображения кошек, как правило, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи. В Китае этих животных знали за тысячу лет до н.э
В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки - истребителя грызунов. Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.
Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет.
Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге "Эволюция символизма": "Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью. Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле.... И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме.
Кошка называлась по-египетски "мау", что значит зрячий, от глагола мау - видеть.... Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале".
Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила - стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.
В 525 году до н.э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым "божественным" оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее "святости", плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина. Ее вывоз из страны был категорически запрещен.
http://kokheskoshka.beon.ru/
Картинки с сайта "Кошки в египесткой мифологии"
http://koteiko.ru/news/2009-03-02-337Написано AmYulija555 Прочитать цитируемое сообщение
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
alyona-x.livejournal.com
Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными? | Животные
К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых. Статуи кошек в Древнем ЕгиптеФото: Источник
Но откуда у Египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?
Изображение кошки в Египетской пирамидеФото: ИсточникНа сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.
Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей. Кошки живущие в египетских домахФото: Источник
Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.
Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апола, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса. Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея АполаФото: Источник
Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам. Богиня БастетФото: Источник
Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.
Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.
Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет. Храм богини БастетФото: Источник
Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру. Абиссинская кошкаФото: Источник
Что еще почитать по теме?
Зачем нужны кошки?Страшнее кошки зверя нет? Народные приметы и поверьяКак кошке поклонялись? От египетской богини до любимицы пророка
shkolazhizni.ru
Стоп-кадр. Бастет – кошка из Египта. Мифы и суеверия. - Andrey Rumyantsev
Статуэтки в виде кошки — образе богини Бастет (или Баст), один из самых популярных сувениров, привозимых из Египта. Часть людей покупает их просто из-за симпатичного внешнего вида, другая истинно верит, что гипсовая египетская китайская кошка послужит неким оберегом для дома. Вот об этом и поговорим.Многие знают, что в Древнем Египте кошки считались священными животными. После смерти их даже бальзамировали и обожествляли. Не удивительно, что в египетской мифологии было большое количество богов в кошачьем образе: Бастет (кошка) — богиня плодородия, деторождения, хранительница домашнего очага; Сехмет (львица) — богиня войны и палящего солнца; Махес (лев) — воинственный бог-охранителель всего Египта; Мафдет (гепард) — богиня правосудия, мести и защитница фараонов, и многие другие, например, Матит, Менхит, Мехит... Считалось также, что Бастет и Сехмет — это одно целое, но две разные сущности: добрая и злая.
В сувенирных лавках Египта можно встретить два типа кошачьих статуэток. Считается, что изображения кошки, статуэтки и "кошачьи" амулеты должны принести их обладателю домашний уют, а также уберечь дом от несчастья и злых духов.Одни кошки имеют на груди обязательное украшение со знаком скарабея, как символом восходящего солнца, другие же изображены вместе со змеей. Существует мнение, что кошка со скарабеем — это позитивный образ, а со змеей на груди, наоборот, принесет в дом несчастье и такую статуэтку нельзя покупать.
На самом же деле, кошка со змеей — это просто воплощение богини Мафдет, защищающей от змей, или даже — Махеса, победившего воплощение зла — змея Апопа. А многие, чаще по незнанию, воспринимают их за Бастет.
Еще одно поверье гласит, что при выборе статуэтки кошки, надо обязательно обращать внимание на подставку, на которой она обычно сидит. Если подставка тонкая, символизирующая землю, это "хорошая" кошка. А вот если подставка толстая — это "надгробная" кошка, сидящая на крышке саркофага или на могильной плите. Мол, если такую держать в квартире, это равносильно похоронному венку дома…
Верить тайной символике, приметам и т.п. при покупке египетских сувениров — это, конечно, личное дело каждого... Я всерьез это не воспринимаю, но статуэтка Бастет у меня "как и положено", со скарабеем. )))))
rumyantsevphoto.livejournal.com