Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Картина царская охота


ХУДОЖНИК "ЦАРСКОЙ ОХОТЫ" НИКОЛАЙ САМОКИШ

Николай Семенович Самокиш - самобытный русский живописец и книжный график - родился 13 сентября 1860 года в городе Нежине Черниговской губернии. По окончании Нежинской классической гимназии он уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Экзамена не выдержал, но получил разрешение заниматься в батальной мастерской профессора Б. П. Виллевальде на правах вольнослушателя, и год спустя его зачислили по конкурсу. Наставляемый такими опытными учителями, как П. П. Чистяков и В. И. Якоби, Николай Самокиш делал заметные успехи. Его картина "Возвращение войск на родину" удостоилась в 1881 году малой золотой медали, а конкурсную работу "Трубач" в 1882 году приняли на Всероссийскую выставку в Москве. Тогда же 12 из 30 офортов, которые студент Самокиш выполнил под руководством известного офортиста Л. Е. Дмитриева-Кавказского, были изданы отдельным альбомом. Полотно "Помещики на ярмарке" на конкурсе Общества поощрения художеств, прошедшем в 1883 году, оказалось отмеченным премией С. Г. Строганова. Следующий 1884 год выдался не менее удачным: "Эпизод из битвы при Малом Ярославце" удостоился малой золотой медали, а "Прогулку" приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Большую золотую медаль Самокиш получил в 1885 году за дипломную работу "Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году". С 1886 по 1888 год он совершенствовался в мастерской французского художника Эдуарда Детайля. После окончания в 1888 году Академии художеств Н. С. Самокиша пригласили участвовать в выполнении большого заказа Тифлисского военно-исторического музея. Вместе с ним трудились Ф. А. Рубо, И. К. Айвазовский, А. Д. Кившенко. Самокиш создал три полотна: "Сражение при Авлиаре", "Баталия при речке Иори", "Защита Наурской станицы". В 29 лет за картину "Табун рысистых маток", написанную для Петербургского бегового общества, он получил звание академика. Журнал "Новый мир" за 1904 год отмечал: "В ряду современной русской живописи в ее баталистическом отделе одно из наиболее популярных и громких имен - имя Н. С. Самокиша".Еще в годы учебы Николая Самокиша в Академии на него обратил внимание ее конференц-секретарь П. Ф. Исеев. Он добился, чтобы графические листы молодого художника были представлены наследнику престола. В результате Самокиша рекомендовали военному ведомству для зарисовок маневров. Он записал в дневнике: "Я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени". Между тем настоящую известность в 1890-х годах принесло Николаю Семеновичу именно иллюстрирование разного рода изданий, среди них - (23 тысячи миль на яхте "Тамара"( Г. И. Радде, "Памятка Апшеронского полка", "История Нижегородского драгунского полка", "История лейб-гвардии кирасирского полка", "История кавалергардского полка", "История военного министерства" (в 8 томах), "Коронационный сборник", "История Нежинского драгунского полка", "Атаманская памятка", "История лейб-гвардии резервного полка", "История лейб-гвардии Финляндского полка", "Чудо-вождь", "Севастополь и его славное прошлое", "Полтава" А. С. Пушкина, "Холстомер" Л. Н. Толстого, произведения Я. П. Полонского. Но самым, наверное, значительным книжно-графическим его произведением явились иллюстрации к четырехтомной "Великокняжеской, Царской и Императорской охоте на Руси" Н. И. Кутепова, выходившей с 1896 по 1911 год. Каждый том имел собственное название: "Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век"; "Царская oxoтa на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век"; "Царская и Императорская oxoта на Руси. Конец XVII и XVIII век"; "Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век". Для работы над этим фундаментальным изданием историк Н. И. Кутепов пригласил, помимо Н. С. Самокиша, таких известных живописцев, как А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, К. В. Лебедев, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо, Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов; использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. В "Охоте" Самокишу принадлежат 173 иллюстрации, включая виньетки, заставки, концовки, полевые украшения. Здесь Николай Семенович, ко всему прочему, раскрылся и как крупный художник-анималист. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать акварели "Выезд к устьям реки Тисмяницы Великих князей Черниговских, Галицких и Волынских" и "Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном". Иллюстрации выполнялись Н. С. Самокишем в самой разнообразной технике: акварелью, тушью, пером и кистью, позолотой. Мотивы виньеток в стиле древнерусского народного орнамента брались им из старинных рукописных русских книг.Один из интереснейших эпизодов книги - чудесное спасение царя Алексея Михайловича от медведя в окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря - дал возможность просиять книжно-графическому таланту Н. С. Самокиша особенно ярко. Однажды царь, охотившийся под Звенигородом, оказался со свирепым хищником лицом к лицу. Свита разбрелась по лесу, помощи ждать не приходилось, бежать было бесполезно. Царь приготовился к неминуемой гибели - но вдруг перед ним явился благолепный старец. Медведь тотчас же исчез. На вопрос об имени старец ответил: "Савва, инок Старожевского монастыря", после чего скрылся в лесу. В монастыре Алексей Михайлович безуспешно пытался разыскать своего спасителя, а зайдя в храм, увидел икону преподобного СаввыЕ С тех пор Алексей Михайлович не переставал благотворить Саввино-Сторожевской обители, богато украшал ее, делал крупные вклады, построил при ней дворец для себя и царицы, подолгу живал здесь, знал поименно всех иноков...Включенная в "Охоту" поэма Л. А. Мея "Избавитель", воспевающая это чудо, подвигла Н. С. Самокиша на создание не просто иллюстраций, а настоящей лицевой рукописной книги, в которой присутствуют разнообразные заставки, инициалы, миниатюры, маргинальные рисунки. К сожалению, составители не поняли этого и расположили иллюстративные листы порознь в виде некоего украшения научного комментария к основному тексту. Это досадное упущение исправлено в новом издании труда Н. И. Кутепова, осуществленном в 2002 году, где иллюстрации Самокиша к поэме Мея собраны вместе. В книжке "Избавитель" - 15 миниатюр, выполненных в реалистической живописной манере. Это изображения зверей, пейзажи, вид Саввино-Сторожевского монастыря и интерьер храма с иконой преподобного Саввы, сцены охоты - царский выезд в Звенигород, встреча Алексея Михайловича с медведем, чудо спасения. Заставки, инициалы и орнаменты служат ярким доказательством того, что Н. С. Самокиш хорошо знал историю русской книжной культуры. Строгие геометрические многоцветные орнаменты XVI века он перемежает киноварными широколиственными и разнотравными орнаментами века XVII. В поэму Мея художник ввел 20 инициалов - украшенных заглавных букв. Большая их часть выдержана в духе растительных киноварных инициалов, господствовавших в рукописных фолиантах с XV по XVII век. Однако Н. С. Самокиш несколько отступил от общепринятых когда-то правил, тонировав литеры не только киноварью и охрой, но серебряной и золотой красками. Два инициала напоминают читателям "Царской охоты" о рублевской традиции оформления богослужебных книг, то есть о высокохудожественных Евангелиях типа Морозовского, Клементьевского и других, относящихся к рубежу XIV-XV веков. Имеются также два инициала широколиственного орнамента, воспроизводящие заглавные буквы старопечатных книг. Для написания текста Николай Семенович выбрал крупный прямой полуустав, характерный опять-таки для рукописных книг, созданных во второй половине XVII века в Оружейной мастерской для подношения царю Алексею Михайловичу.Работая над сюжетом "Избавления", Н. С. Самокиш далеко вышел за пределы простого иллюстрирования. В 1904 году Николай Семенович отправляется на театр русско-японской войны в качестве художника журнала "Нива". Лучшая из написанных им по фронтовым впечатлениям картин - "Ляоян. 18 августа 1904 года". Полотно, посвященное одному из наиболее ожесточенных столкновений между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца. Другим результатом поездки стал альбом рисунков и акварелей "Война 1904-1905. Из дневника художника" - выдающееся явление в русском батальном жанре начала XX века. К 100-летию Отечественной войны 1812 года Н. С. Самокиш создал серию рисунков пером для журнала "Нива", в которых изобразил наиболее значительные эпизоды освободительной борьбы русского народа: от "Перехода через Неман 12 июня 1812 года" до "Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 года".В 1915 году Николай Семенович с пятью учениками снова оказывается на театре военных действий: первый и, пожалуй, единственный случай в истории Академии художеств, когда студенты батального класса во главе со своим профессором проходили практику непосредственно на передовой. Бригада работала сначала на Западном фронте, затем на Кавказском. На следующий год состоялась итоговая выставка. Рисунки Самокиша были включены в издания Д. Маковского "Великая война в образах и картинах" (1915) и "Русским героям Сербии и Черногории" (1915).Как видим, Н. С. Самокиш много времени отдавал педагогической деятельности. Уже в 1894 году его пригласили в Рисовальную школу, где он преподавал рисунок и живопись в течение 23 лет. В Академии художеств Самокиш профессорствовал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР опубликовал декрет об упразднении старой Академии и создании на ее базе Государственных свободных художественных мастерских, профессором которых Николай Семенович оставался до своего отъезда в Крым. Из Крыма он не эмигрировал, продолжал жить на Украине. Советская власть признала заслуги мастера, отметив сначала 40-летний, а затем и 50-летний юбилей его творческой деятельности. В 1940 году Николай Самокиш был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Из крупных его работ советского периода особенно выделяется полотно "Переход Красной армии через Сиваш" (1935).Николай Семенович Самокиш скончался в 1944 году, оставив после себя огромное творческое наследие, значительную часть которого нам еще предстоит по-настоящему "открыть".

pravoslavnye.ru

Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» представляет собой самый известный и самый объемный фолиант, посвященный русской охоте. Но, помимо букинистической ценности «Охота на Руси» считается одним из наиболее подробных трудов, описывающих быт и устои жизни целой эпохи Российской империи, начиная с X века и вплоть до периода правления Александра III. Это один из основных источников, по которым изучается история русской дипломатии, придворной жизни и содержащая выдержки с многих исторических документов того времени.

Разворот книги про охоту

4 тома Царской охоты

А начиналось все довольно прозаично. Император Александр III, будучи большим поклонником русской охоты, решил собрать воедино те рассказы, обычаи, традиции, которые до этого передавались из уст в уста от одного поколения охотников к другому. Он решил поручить эту работу не историку или писателю, а отставному полковнику Николаю Кутепову, который на тот момент был обычным завхозом при дворе и отвечал за обеспечение инвентарем Царской охоты.

Титул книги

Страница книги

Но полковник Кутепов отнесся к указанию с небывалым усердием. Будучи сам заядлым охотником, Кутепов сделал акцент на объективности и точности предлагаемой информации. Он изучал много документов, описывал массу событий, много работал с художниками иллюстраторами, чтобы передать абсолютно точную картину происходящего на царской охоте на протяжении 10 веков.

Вступление

Иллюстрация_01

Есть у книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и еще одна ценность. В ней собраны рисунки самых видных художников того времени. Для иллюстрирования издания специально рисовали свои картины такие мэтры как братья Васнецовы, Илья Репин, Валентин Серов и много других. Всего в книгу были включены работы 18 ведущих художников и живописцев того времени. Николай Самокиш, который отвечал за общую компоновку и оформление изданий, стал благодаря книге известным художником анималистом.

Иллюстрация_02

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» состоит из четырех томов. Каждый том посвящался определенному периоду времени. Так, первый том, вышедший в 1896 году, описывал период с X по XVI века», второй (1898) – правление Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в XVII веке, третий (1902) – период XVII - XVIII веков, а четвертый (изданный уже женой Кутепова после смерти мужа в 1911 году) был посвящен особенностям охоты за последние сто лет. Не смотря на то, что заказчик труда – Александр III – его так и не увидел, Кутепов в предисловии каждого тома писал, что книга создана в память об Императоре Миротворце и строго в соответствии с его пожеланиями и рекомендациями.

Иллюстрация_03

Иллюстрация_04

Несмотря на довольно высокую стоимость (в магазине эстампов Фельтена в 1911 году книга стоила целых 50 целковых), она была довольно популярна. Еще при жизни автора ее несколько раз переиздавали, хотя тиражи были очень небольшими. Книга была на тот момент действительно очень сложна технологически и дорога в изготовлении. Всего было издано не более 500 полных экземпляров, некоторые из которых дожили и до наших дней и сегодня представляют большую букинистическую ценность.

the-legends.ru

Царская охота кадры

Общий рейтинг:

7

Царская охота

Царская охота кадры

  • Рейтинг КиноПоиск: 6.9
  • Рейтинг IMDb: 7
  • Премьера: 1991-11-28

Царская охота новые серии

Царская охота кадры, картинки, скриншоты из фильма

Блок с Вашей рекламой над плеером

Поделиться

Нравится

Твитнуть

Класс!

Нравится

Google+

Блок с Вашей рекламой под плеером

Вы надавно смотрели:

4films.net

Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту - Серов В. А. :: Артпоиск

Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту.

  • Серов В. А. Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту

Описание

В 1900-1902 годах Серов участвовал в создании иллюстраций к изданию Царская охота, выпускавшемуся по инициативе полковника Н.И. Кутепова. В иллюстрировании этого роскошного четырехтомного издания принимали участие такие мастера как Бенуа,  и ,  ,   и другие художники. Сюжеты для иллюстрирования предоставлялось выбирать самим художникам, и Серов, «зараженный» страстью мирискусников к XVIII веку, выбрал эпизоды из времени Петра I, Елизаветы и Екатерины II. Император Петр II с цесаревной Елисаветой Петровной выезжают верхом из села Измайлова, осенью, на псовую охоту – первая из «кутеповской серии». Как неожиданно появившийся, «просвистевший» и исчезнувший вихрь изображена кавалькада охотников на серовской картине. Фигуры Петра и Елизаветы грациозны и изящны, как статуэтки саксонского фарфора –  чутко уловил здесь не столько «дух истории», сколько характер стилизаторской игры, свойственной мирискусничеству. Пейзаж в картине – столь же тонкая стилизация, что и фигуры всадников, но здесь обыгрывается столь знакомый по картинам передвижников образ русской деревни: церковь с луковичной главкой, шатровая колоколенка, покосившийся сарай, серенькое небо и в нем стая птиц, кружащихся над куполом церкви, дорога, на которой в передвижнических пейзажах обычно можно встретить понуро бредущих крестьян или путников. Они есть и в картине Серова – приютившиеся на обочине мужик и странница, склонившая голову перед чудной картиной императорского выезда, на мгновенье всполошившего тихую деревеньку.  не давали покоя эти фигуры – он видел в них «привкус тенденции», показ "контраста расточительной роскоши и убожества". И хотя эти фигуры вовсе не производят впечатления убогости, все же подобного рода «жанровость» не свойственна  – не случайно он называл эту гуашь «слишком иллюстрацией – дешевкой».

artpoisk.info

Царская охота

Охота с незапамятных времен была в моде у русских царей. Заниматься ею считалось полезным и даже необходимым, потому что она воспитывала у наследников дух и силу воли. И порой охота помогала Российской империи в решении сложных геополитических проблем.Краткий экскурс

Первым из государей, кого можно назвать охотником, является князь Игорь Рюрикович. Если вспомнить предание, то Игорь встретил свою будущую жену Ольгу именно тогда, когда он охотился. Впоследствии многие князья Киевской Руси уделяли время этому занятию, в том числе Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Московские князья тоже страстно увлекались охотой. Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович устраивали пышные охотничьи церемонии. Их немалые затраты превращались в отдельную статью государственных расходов. Даже Борис Годунов, по свидетельствам очевидцев, полюбил соколиную травлю. После Смуты Михаил Федорович возродил царское ремесло Артемиды, существовавшее вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Лишь в годы Петра I, Павла I и Александра I она временами выходила из моды.

Соколиная охота в особенности нравилась Алексею Михайловичу Тишайшему

Первый из государей, кого можно назвать охотником, — Игорь Рюрикович

Алексей Михайлович

У каждого царя были свои предпочтения в охоте. Вот Алексею Михайловичу особое удовольствие доставляла соколиная охота. Он живым образным языком написал «Урядник сокольничьего пути», в котором излагаются основные правила охоты и особый устав сокольника. Царь имел штат из трехсот смотрителей за птицами. Эта книга была высоко оценена его современниками и является важным памятником древнерусской литературы. Также Алексей Михайлович любил выезжать на псовую ловлю. Когда он покидал город, то просил никого из подданных его не беспокоить.

Псовая охота

Алексей Михайлович имел штат из 300 смотрителей за птицами

Александр II

Александр Освободитель слыл поклонником зверовых охот на медведя, лося и зубра. Она была неотъемлемой частью его досуга. Интерес к этой забаве у императора проснулся еще в детстве. Его воспитатель Карл Мердер вспоминал, что Алексей Николаевич к десяти годам овладел ружьем и уже в четырнадцать лет принял участие в настоящей травле волков. Тогда императорская охота тщательно продумывалась. Кроме обычных приготовлений, включающих в себя схему передвижений отряда и сбора необходимой экипировки, составлялись списки участников и подробная программа всех действий.

Часто на охоту государя приглашались не только князья, графы, генералы, но и важные иностранные гости вместе с дипломатами. В списках гостей значились австрийский император Франц Иосиф, принц Август Вюртембергский, великий герцоги Карл Саксен- Вейрмарский и Георгий Мекленбург-Стрелицкий, а также многие другие.

Первая охота в Беловежской пуще была приурочена к диппереговорам

Так, осенью 1860 года Александр положил начало охоте в Беловежской пуще, которая была приурочена к важным дипломатическим переговорам между Пруссией, Россией и Австрей. На нее были приглашены представители высшей государственной элиты, среди которых были и перечисленные выше люди. В честь важных гостей устроили фейерверк, а коронованных особ разместили в дворце императора. Это пышное мероприятие обошлось в 18 тысяч рублей. И трофеи, из которых изготавливали чучела и ковры, преподносились в качестве дипломатических подарков.

Говорят, что однажды Александра II чуть не загрыз медведь

Любимой охотничьей резиденции императора Александра был дворцово- парковый ансамбль Гатчины, где еще ранее по инициативе фаворита Екатерины Григория Орлова был устроен зверинец. Также излюбленным местом для этого развлечения стала Лисинская казенная дача, находившаяся в ведомстве министерства государственных имуществ. При Александре II на фоне запрета охоты на зубров для видового разнообразия специально ввозились олени из Германии по его личной инициативе.

Александр III

Александр III тоже любил поохотиться, 1890-е

Первой охотничьей «столицей» российских императоров был Петергоф. Затем этот титул переняла Гатчина, а затем ею стала Беловежская пуща благодаря Александру III. Император в 1888 году издал указ о передаче пущи в собственность своей семьи взамен царских земель в Орловской и Симбирских губерниях. Строительство роскошной охотничьей резиденции началось в 1889 году по проекту архитектора Николая де Рошфорта.

Так выглядел императорский дворец в пуще

Первой охотничьей «столицей» российских императоров был Петергоф

В короткие сроки Беловежская пуща была подготовлена для проведения самых пышных охот за всю историю России. В короткие сроки численность животных выросла во много раз наравне с увеличившемся государственными ассигнованиями в егерскую службу. В последние годы царствования Александра III были отстроен охотничий дворец и церковь Николая Чудотворца.

На этой фотографии можно найти не только императора, но и будущего наследника. 1890-ые годы

Лесной массив Беловежской пущи уникален. Это одно из немногих природных мест, которое сохранило свое первобытное состояние. В Беловеже Александр III 30 августа 1894 года отметил свои последние именины, а затем 20 октября умер в Крыму в Ливадийском дворце.

Император Александр возле убитого охотниками оленя. Фотография 1890-х годов

Николай II

Николай Александрович, в отличии от своих предшественников, увлекался ружейной охотой. Он считал эту забаву настоящим мужским занятием, «освежающим душу».

Император Николай II в охотничьем костюме. Конец 1890-х годов

Охота нравилась и его дочерям. Татьяна Николаевна с восторгам написала в дневнике 21 сентября 1912 года: «В Беловеже было ужасно весело. Мы ездили с Папа на охоту Ольга и я. Мари была с Анастасьей только два раза. Я стояла два раза у Папа на номере, раз у кн. Голицына, раз у кн. Голицына, раз у кн. Белосельского и раз у Дрентельна. Ужасно было хорошо». А судя по другим дневниковым записям Николаю II последний раз в жизни довелось охотиться 9 марта 1914 года.

Царский завтрак в Беловежской пуще, 1901 год

Беловежская охота считалась одной из самых престижных в Европе. Император Германии Вильгельм II не раз открыто выражал желание приехать в Беловеж, однако Николай всячески игнорировал его просьбу. По рассказам свидетелей, Николай не пользовался всевозможными послаблениями егерей. Зверя не привязывали и не загоняли заранее, царь сам со своим ружьем находил его. Так, в дневнике 4 сентября он записал: «Всего я теперь убил 6 зубров, что меня чрезвычайно радует!»

Николай с подстреленным им оленем. 1912 год

Даже после Октябрьской революции охота на высшем уровне не пропала. К примеру, Леонид Ильич Брежнев уделял этому занятию много свободного времени. А ныне Беловежская пуща находится на территории современной Польши. Царская охота была запечатлена множеством фотографий, дневниковых записей и прочих свидетельств. К тому же, за ней пристально следила светская хроника. Это занятие считалось неотъемлемой частью жизни российских царей и императоров, потому что оно закаляло их характер.

JSON error: -1

diletant.media

Валентин Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту». Описание картины

Валентин Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту». Описание картины

Валентин Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту»

«Влюбленность» Серова в исторические эпохи, особенно, связанные с грандиозными преобразованиями, возникла у художника под влиянием главного мирискусника А. Бенуа. Серов с  энтузиазмом откликнулся на предложение заняться иллюстрированием издания «Царские охоты», к тому же сюжеты с изображением эпохи Петра Великого, он мог выбирать самостоятельно.

Картина «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», стала первой работой художника, с которой он начал эту тему, и где еще чувствуется «привкус» иллюстрации.

Сюжет получился динамичным, напоминающим остросюжетный фильм, со стремительно меняющимися кадрами. Здесь все наполнено движением, эмоциями, которые быстро передаются зрителю, делая его самого как бы участником азартной охоты. Кажется, что границы картины с трудом сдерживают энергию, рвущуюся за пределы холста.

Техника темперы сделала композицию и простой, и сложной, а также придала ей этюдный, даже набросочный вид. Отсутствие масляных красок, которые делают полотно многослойным, позволило художнику добиться ощущения легкости картинной плоскости, а характер линий придал произведению сходство с волнующейся поверхностью.

1900 г. Картон, темпера. Государственный Русский музей.

gorodkrasota2016-02-01T17:16:01+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru

версии и жертвы – Журнал «Сеанс»

Как и везде, на Руси охота предупреждает собою историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного.

— Брокгауз и Ефрон

Бониперти снова и снова приносит Елизавете Владимирской (она же — девица Франк, она же — Шель, она же — госпожа Тремуйль, она же — княжна Тараканова, самозванка) письмо с приглашением на бал в дом Ломбарди, куда зовут только самых знатных или самых прославленных особ.

Сургучная печать… Как вскрывали письма тогда? «Неожиданно» возникший консультант, неожиданно не старичок, «помнящий» шелест подолов по дворцовым паркетам, объясняет: все зависит от характера письма, от степени нетерпения адресата, от качества отношений госпожи и ее секретаря…

«Надо выкупить мои бриллианты», — реплика Елизаветы. «Это невозможно, мадонна…» — «Ну, придумай же что-нибудь…»

Режиссер Виталий Мельников — актерам Анне Самохиной и Рамазу Иоселиани: «Это бытовая как бы сцена, потом только все развяжется…» (да, на том балу произойдет роковая встреча самозванки с Алексеем Орловым, но сама «царская охота» начнется раньше, раньше…)

На какие деньги Бониперти выкупит бриллианты княжны, вот уже несколько лет скитающейся по Европе и живущей на средства любовников? На какие деньги снимает (тоже, кстати, не без выездов в Европу) сию историческую двухсерийную картину Мельников, живущий во времена хозрасчета?.. Впрочем, о деньгах — чуть позже. Сначала все-таки — о самом фильме. Пожалуйста, Виталий Вячеславович:

— Когда-то, во времена съемок «Женитьбы», я сказал Светлане Крючковой: ты сыграешь у меня Екатерину Великую. И вот — сыграла… Однако начнем с того, что время вот это — екатерининское — поразительно соединяющее в себе просвещенность, цинизм, безумную роскошь, попытки наконец-то создать (смеется) правовое российское государство, прихотливо совмещающееся с тиранией, породившее ярчайших личностей, — не может не привлечь внимания.

— А почему — княжна Тараканова?

— Ее история поразительна: это самой жизнью созданная классическая трагедия. В ней — концентрация всех проклятых вопросов, которые и сегодня нас волнуют и будут волновать всегда. Личность и общество. Интересы личности и государства. Что такое вообще государство и стоит ли о нем всерьез говорить, если личность важнее. Сама по себе Тараканова — только катализатор для действия других сил. Главное в этой всей истории — отношения между Екатериной и Алексеем Орловым, который, собственно, и возвел ее на престол и которому императрица поручала уничтожить еще одну соперницу…

…а я бегала с ружьем на плече по лесам и долам; иногда я давала нести свое ружье пажу, который меня сопровождал…

— Записки императрицы Екатерины Второй

…И вот Орлов столкнулся с этой соперницей, ни в чем в общем неповинной игрушкой в чужих руках, увидел в ней никакого не политика, а — человека, женщину, и тем не менее переступил через это во имя неких государственных надобностей. И — сломался сам, ибо ломаются даже самые сильные люди, когда в столкновении естественного, человеческого, с искусственным, созданным якобы для всеобщего благоустройства, выбирают второе…

— Значит, Орлов — фигура трагическая?

— Получается так.

— А сама история этой царской охоты?

— По-видимому, романтическая. Хотя бы потому, что в основе ее — почти легенда. Фактов очень мало, много домыслов. Это — версия, одна из версий…

…Орлов получил от имп. Екатерины II повеление «схватить бродяжку, что он и исполнил, притворившись ее сторонником и предложив ей свою руку. Арестованная, по его приказанию, адмиралом Грейгом в Ливорно, она в мае 1775 г. была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания, и умерла от чахотки 4 декабря 1775 г., скрыв тайну своего рождения даже от священника. Обрядов при ее погребении не было совершено никаких. Предание о гибели Т. во время наводнения в С.-Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей (в 1865г.) много шуму картины Флавицкого, не подтверждается исследованиями. Жизнь ее не раз служила темой для романистов…

— Брокгауз и Ефрон

— Но в основе сценария — еще и пьеса…

— Нам с Леонидом Зориным пришлось немало потрудиться… Пьеса несет отпечаток своего времени, там многое построено на сюжете и на репризах с подтекстом, типичных для театра застойного периода, когда многое нельзя было сказать прямо. Все это сегодня уже ушло. Остаются только отношения между людьми. Об этом и хочется сделать фильм — найти человеческое в мире шпаг и париков. Правда, прежде это тоже делали… Но вообще традиция исторических постановок в нашем кино во многом утеряна.

— Не будем углубляться в причины — думаю, они всем ясны. Чувствуете ли вы себя героем, взявшись за подобное дело?

— Я чувствую себя жертвой, и достаточно давно…

Фотография Е. Карусаар

С падением феодального строя, в конце XVIII стол., О. была признана свободным занятием… царская летняя и зимняя потеха на зверя состояла в ведомстве Конюшенного приказа… Летняя потеха — соколиная — ведалась приказом тайных дел…

— Брокгауз и Ефрон

…Когда четыре года назад я задумывал фильм, то мыслил его не иначе как копродукцию. Я не представлял себе, что наше государство вынуждено будет выложить такое количество денег. Поскольку часть действия происходит в Италии и картина может быть итальянцам тоже интересна, я думал, что мы располовиним расходы. Нашлась фирма, согласная осуществлять этот проект. Но наш замечательный «Совинфильм» так повел дело (а попросту — обманул фирму), что все рухнуло. Впрочем, это отдельная история… Сейчас нам помогает известный продюсер Сильвия д’Амико, благодаря которой восемь съемочных дней мы проведем все же в Италии. Но частично за Италию будем выдавать Крым и Чехословакию…

— Теперь, пожалуйста, о деньгах. Думаю, читателям — будущим зрителям, кроме версии о судьбе княжны Таракановой, будут интересны и ленфильмовские версии о сумасшедшей стоимости вашей картины.

— Она стоит миллион восемьсот тысяч. За такие деньги я бы сделал три или четыре фильма — всю жизнь снимал картины не дороже пятисот тысяч…

— И на студии ходят разные слухи…

— Да, я сам вам их перечислю. Первый: Мельников, пользуясь своим служебным положением худрука объединения, отхватил у объединения и студии бешеные деньги и теперь роскошествует. Поэтому ни один другой режиссер не может начать работать. Второй: Мельников заказами по своей картине заполонил все студийные службы и цеха, исчерпал все мощности. Спешу огорчить разносчиков этих слухов. Прежде всего — деньги на картину выделило Госкино, фильм имеет статус госзаказа. Так что никого я не ограбил и никому не помешал. Что касается костюмов, реквизита, париков, грима… действительно, студийным службам пришлось это делать, от чего они отвыкли: мы давно уже воспринимаем фильмы с тремя актерами в ватниках на фоне трех берез как зрелищные. Но значительный объем работ взяла на себя студия «Баррандов», на которой любят и умеют ставить костюмно-шпажно-каретные картины. А Ялтинская студия построила нам флот.

Указом 6 мая 1771 г. все чины оберегермейстерского ведомства, вместе со всеми дворцовыми служителями, были освобождены от телесных наказаний. Чины охоты, выходя в отставку «за дряхлостию лет» или за полною «инвалидностью», награждались пенсионом в размере жалованья, или же им поручали более легкое дело, с сохранением прежних окладов.

— Брокгауз и Ефрон

— Почему же государство рискнуло выделить вам такую сумму — в надежде, что фильм сделает большие сборы?

— Ну, у государства нашего разные бывают соображения, не только меркантильные. В данном случае первым было то, что ни одной студии самостоятельно подобную постановку не осилить… Но мы стараемся, конечно, сделать этот фильм интересным не только нам с вами, но и зрителям…

— Публику в первую очередь привлекают актеры…

— О Светлане Крючковой в роли императрицы я уже сказал. Алексея Орлова играет Николай Еременко. Анну Самохину — самозванку — вы видели на площадке. Четвертая большая роль — поэт-приживала при Орлове — у Михаила Кононова. Надо сказать и о людях, с которыми я работаю. Художник Белла Маневич и оператор Юрий Векслер — если бы не они, мои стародавние товарищи, я вряд ли бы предпринял эту затею. Замечательно работает художник по костюмам Лариса Конникова, просто самоотверженно…

…В спальне Елизаветы, на столике, — лист бумаги, из которого ясно, что куртаг с музыкой, маскарад и еще куртаг — в среду, пятницу и воскресенье. Членам группы раздают билеты на самолет в Италию — такие горизонтальные голубенькие книжечки. Директор картины Вениамин Кутиков подписывает счета на мясо жареное, дыни, помидоры, брынзу… Если нажать на клавишу белого клавесина, звука не будет. Но колокольчик «восемнадцатого века» звенит.

В начале XIX стол. Императорская охота из Петербурга была переведена в Петергоф, в 1858 г. — из Петергофа в Гатчину, где находится и поныне.

— Брокгауз и Ефрон

Материалы по теме

seance.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта