BestFotoPoster.ru - Большие фото, постеры и репродукции картин. Известные картины серова


Валентин Серов

Художник Валентин СеровВалентин Александрович Серов – прославленный русский живописец и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Но его талант распространился далеко за рамки портретной живописи, оставив в наследие лучшие образцы пейзажной, анималистической, исторической и мифологической живописи, книжной иллюстрации. Валентин Александрович первым утвердил графический портрет в качестве самостоятельного произведения искусства, оказал огромное влияние на всю последующую русскую школу живописи, воспитал немало талантливых художников, среди которых были К. С. Петров-Водкин, Н. П. Крымов, И.И. Машков и др.

Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора, известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными. Творческая атмосфера, царящая в доме, знакомство с видными деятелями искусства того времени располагало к раннему проявлению художественного таланта мальчика. В 1872 году, после смерти Александра Николаевича, Валентина Семеновна переезжает в Мюнхен и забирает с собой сына, а еще через год, намереваясь развить художественный дар Валентина, они отправляются в Париж. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И.Е. Репиным, который стал его главным учителем в жизни, обучившим основам мастерства, технике живописи и оказавшим огромное влияние на становление будущего живописца.

С Ильей Ефимовичем занятия не прекратились и после возвращения Серова в Россию в 1875 году, вместе они много путешествовали, писали картины, работали над этюдами. В этот период появляются первые графические портреты Валентина Александровича (портреты Саввы Мамонтова, Ильи Репина, Марии Симонович).

С осени 1880 года он начал посещать занятия, а через 2 года был зачислен студентом петербургской Академии Художеств, где учился у еще одного талантливого художника и педагога П.П. Чистякова, который был известен своим строгим и взыскательным нравом. Именно от него Серов перенял кропотливую и вдумчивую манеру изображения.

В 1885 году оставляет Академию, ощутив в себе достаточно сил самостоятельно продолжить свой творческий путь. Всю последующую жизнь он находился в поисках новых способов и форм изображения, не останавливаясь на одном удачно найденном варианте исполнения, как это характерно для многих художников. При всем разнообразии техники написания, стиль Серова невозможно перепутать ни с какой другой манерой исполнения. Он стал бесспорным новатором и подлинным творцом европейской живописи того времени.

Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. С этого времени в истории русской живописи начался новый этап, позволяющий увидеть реальность через новые формы восприятия гения Серова.

Творчество Валентина Серова является разнообразным по содержанию. Он любил писать портреты знаменитых людей своего времени, своих знакомых и близких друзей – Левитана, Феликса Юсупова, Николая Романова, Римского-Корсакова, Лескова, Коровина и многих других. Активно вел художник и общественную жизнь, с 1894 участвовал в движении художников-передвижников, а с 1897 года стал обучать будущих художников в Московском училище живописи.

Умер художник внезапно, на пике творческой активности, в 1911 году во время приступа стенокардии, оставив после себя более ста бесценных живописных картин и огромное число графических работ. Его полотна представлены в лучших музеях мира, а художественное наследие оказало заметное влияние на развитие искусства XX века.

 

КАТЕГОРИЯ: BestFotoPoster.ru → РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН  → Валентин Серов

bestfotoposter.ru

Валентин Серов. Биография и картины. Художники импрессионисты

Валентин Серов. Биография и картины Художник Валентин Серов. 1865—1911 гг. Биография и картины.

В доме родителей русского живописца Валентина Александровича Серова, известных в Петербурге музыкантов, всегда царила атмосфера искусства; впитав с рождения этот дух, мальчик уже в детстве принял решение посвятить себя творчеству.

На свет будущий художник появился 7 января 1865 в Петербурге. Беззаботное детство Валентина закончилось со смертью отца в 1871 г. Тут же последовала жизнь в коммуне, правда, непродолжительная, где и проявилось его художественное дарование.

В 1874 Валентин, уже бравший уроки рисования у немецкого гравера Кёппинга, начинает обучаться живописи в Париже у И. Репина.

В следующем году юноша возвращается в Россию, и впервые попадает в имение Мамонтова в подмосковном Абрамцево; здесь в семье великого мецената он вскоре станет почти родным. В этой своеобразной колонии искусства продолжатся занятия с Репиным, состоится знакомство со многими известными живописцами.

После поездок с наставником по югу Украины, предпринятых летом 1880, Серов осенью начинает занятия в Академии художеств в Петербурге, где будет обучаться до 1885.

Летние месяцы художник обычно проводил в Абрамцево, и здесь, в 1884, написанный им портрет Л. А. Мамонтовой, покажет его художественную зрелость, но настоящими достижениями раннего творчества Серова считаются портрет Верушки Мамонтовой, известный как «Девочка с персиками» (1887), и созданная в следующем году картина «Девушка, освещенная солнцем». Полотно приобрел П. Третьяков еще до открытия выставки. Правда, как у критики, так и публики, эти шедевры не вызвали особых эмоций. Запечатлеть юность и красоту, Серову удалось приемами импрессионистской живописи, но как утверждают специалисты, с этим стилем художник впервые столкнулся только в 1889.

В начале 1890-х портретный жанр становится приоритетом в творчестве Серова, но теперь художник больше сосредотачивается на психологической характеристике модели, феноменально ухватывая суть характера. Преимущественные герои его произведений – известные личности мира культуры, высшая знать, представители императорской фамилии. В этих портретах Серов отказывается от многокрасочности, приглушает тона, и только в композиционном построении работ, еще заметен импрессионистский «след».

В позднем творчестве художника, наступившим с приходом 1900-х, у Серова возобладали модернистские «настроения», окончательно вытеснившие «остатки» импрессионизма, но его искусство по-прежнему реалистично. 22 ноября 1911, Серов спешил к особняку князя Щербатова, заказавшего портрет своей супруги – Полины, но по пути, художника сразил приступ стенокардии, не оставивший ему шансов на жизнь.

www.hudojnik-impressionist.ru

Валентин Александрович Серов

ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕРОВ

Великий портретист России

"Я НЕ ПОРТРЕТИСТ. Я ПРОСТО ХУДОЖНИК"

/Серов/

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Художественное наследие Ва­лентина Александровича Серова огромно: только известных произ­ведений мастера насчитывается около тысячи. Он работал в раз­ных жанрах, но более всего по­ражает обилие портретов: живо­писных, рисованных, гравирован­ных.

В детские годы Серов близко знакомится с И. Репиным, В. Поленовым, М. Антокольским, многими другими художниками,  писателями музыкантами, часто бывавшими в доме его родителей — Александра Николаевича и Валентины Семеновны Серовых. Отец Александр Николаевич Серов знаменитый в то время композитор и музыкальный критик. Серов не любил консерваторию и не преподавал в ней. Он читал лекции по музыке и вел собственную преподавательскую деятельность. Даже враги его отмечали, что он "привораживает своим красноречием, словно чарующая сирена". В сорок три года он женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман,  в будущем она стала пианисткой и первой женщиной — оперным композитором. Она честно предупредила будущего мужа, что не любит и не умеет вести хозяйство. Эта нелюбовь к домашним делам, неумение создавать уют сопровождали ее всю жизнь. Серовы жили открыто, их дом всегда был полон гостей.

- Много было лохматого студенчества, - говорил Репин, - манеры у всех были необыкновенно развязны.

Подобного рода публика была приглашаема Валентиной Семеновной, убежденной нигилисткой, приверженной идеям Чернышевского о свободе и равенстве и отрицавшей представления даже об элементарном этикете - она с презрением усмехалась, например, когда Репин пытался уступить ей стул.

Отец художника был автором популярных опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», а мать — первая в России женщина-композитор и музыкальный критик.

Валентин был их единственным сыном. Была еще дочь, но 10-месячной она умерла. Отец был очень привязан к сыну, тот отвечал ему взаимностью. Привязанность к матери, которая уделяла ему мало внимания, перекладывая заботы на нянек, была меньше. Валя рос тихим и спокойным мальчиком, не доставлял особых хлопот.

Маленький "Серовчик", как нежно называл его отец. К Александру Николаевичу приходили известные люди: изобретатель Ладыгин, путешественник Миклухо-Маклай, писатели Тургенев, Достоевский, Островский, художники Антокольский, Репин и Ге. Валентошка-Тошка-Антошка радовался многочисленным гостям, а особенно художнику Ге, который рисовал лошадку на четырех ножках, и она стояла, а на его картинке ей для устойчивости требовалось тринадцать ног. Валя любил изображать животных, особенно лошадей.

Самые ранние произведения выдающихся живописцев до нас редко доходят: в их глазах и глазах их близких они не пред­ставляют никакой ценности. Иначе поступила Валентина Се­меновна, мать будущего вели­кого портретиста — купила аль­бом и собственноручно сделала надпись: «Тоня Серов. № 1». По­том были все новые и новые альбомы. В итоге сложилась большая коллекция рисунков - от самых ранних до подростко­вых.

Но так продолжалось недолго. Скоропостижно скончался отец. Мать решила, что уедет в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетний Тоша поживет в коммуне, у ее подруги.

Мать уверяла, что ему там было хорошо, но он запомнил другое: за какую-то мальчишескую шалость княжна Друцкая разорвала его рисунок, а он тайком изрезал ее любимое платье. А через год, приехав к матери в Мюнхен, "разлюбил" музыку, так как она стала причиной его постоянного одиночества. Затем мать и сын переехали в Париж. В этом городе юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Здесь Валентина Семеновна познакомила сына с Репиным, которого она хорошо знала.

Илья Ефимович сразу оценил недюжинные способности своего ученика. Его восхищали отличительные черты характера мальчика: настойчивость и упорство, вдумчивость, терпение, редкая взыскательность и строгость.

Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. В школе у мальчика обучение шло из рук вон плохо - худшего воспитанника в классе не было, зато рисунки были великолепными. Мать забрала неуспевающего по всем предметам сына. Валентин не жалел, что вылетел из гимназии после трех классов. Серовы - мать и сын-вернулись в Россию. Однако Валентине Семеновне не сиделось на одном месте, и кочевая жизнь для маленького Вали продолжалась. Когда возвратились в Петербург, он снова начал обучение у Репина.

Валентин был очень доволен. Он везде следовал за своим прославленным учителем и рисовал. Репин ходатайствовал о досрочном зачислении пятнадцатилетнего юноши в Петербургскую академию художеств, где его учителем стал знаменитый профессор и прекрасный педагог П. П. Чистяков. Рассматривая рисунки юного Серова, все находили мальчика талантливым.

Грабарь пришел к выводу: в пятнад­цать лет Серов-мальчик превра­тился в Серова-мастера. Конеч­но, мастерство еще предстояло совершенствовать, что Серов и де­лал до конца жизни. Но вот что интересно: в 23 года Валентин Александрович создал шедевр -«Девочку с персиками», в кото­ром как бы соединились моло­дость, беззаботность, радость ожиданий. Позже, став знамени­тым, он удивится, глядя на эту обаятельную, полную света, воз­духа, свежести картину:

- Неужели это я написал?!

Сам П. П. Чистяков — знаменитый учитель русских художников — высоко отзывался о способностях шестнадцатилетнего Серова, рекомендованного Репиным для поступления в Академию художеств. Ко времени ученичества относятся два рисунка 1881 года, автопортрет и портрет самого Чистякова. Скрупулезная передача особенностей человеческого лица, виртуозная штриховка, тщательная разработка света и тени - эти приемы академического рисования, привитые практикой учебного процесса, позволяют художнику добиться безусловного сходства, передать в модели самое характерное.

До конца жизни сохранилось у Серова качество, унаследованное от Чистякова,— отрицание всего приблизительного и спешного. С поразительным упорством, иногда беря по сто сеансов для написания одного портрета, художник  использует композиционное построение, цвет, линию,  добиваясь драгоценного сходства правды и красоты.

Но Серов не окончил и Академии: взял от нее все, что мог, и пустился в свободное плавание, зарабатывая на жизнь живописью.

Ему в Академии попросту "надоело". Художник рисовал честно, поэтому пошли разговоры, что "писаться у Серова опасно", видя в портретах злую "карикатуру", "шарж".

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1902 год. Государственный Русский музей.- Никогда не шаржировал, – говорил он, – ложь! Что делать, если шарж сидит в самой модели, – чем я то виноват? Я только высмотрел, подметил. У меня проклятое зрение, я вижу каждую морщинку, каждую пору... Это гадость!... У меня аппарат фо-то-гра-фический... Глаз дрянной!

Да-с!

Казалось бы, подобная зоркость, при наличии мастерства, должна восприниматься художником как дар, а не как несчастье. Но Серов, по собственному признанию, каждый портрет начинает так, словно занимается живописью "со вчерашнего дня".

Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Она останется для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. Всякий, кто к ней приближался, невольно подпадал под ее очарование. Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамлявшими лицо, озаренное лучистыми серыми глазами. Была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты. Княгиня с юмором рассказывала князю Щербатову: - Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет! А князь Феликс Юсупов сколько от него понатерпелся, когда мастер заявил ему, что без мопса он портрет писать не будет, якобы лучшей модели не сыскать, чем собака.

Необыкновенно нежный, лиричный портрет Клеопатры Александровны Обнинской создал Серов в 1904 году. Художник часто приезжал в гости в поместье Обнинских Белкино.

Серов был страстным любителем животных, хоть и не в человеческом обличье, но они фантастически портретны на его работах.

Портрет Софьи Михайловны Боткиной. 1899. Русский музей. Петербург.

Крошечная левретка в портрете Софьи Боткиной едва заметна среди затканной золотыми цветами синей обивки дивана и желтого платья хозяйки, также покрытого искусственными цветами. При первом взгляде на портрет собачка выглядит еще одним цветком. Но ее "выдает" взгляд - она с любопытством косит глазом на зрителя."Скучающая барынька", как отзывался о Боткиной Серов. Критика немедленно окрестила этот портрет "дамой на диване в пустыне", а когда Грабарь поинтересовался, отчего Серов сдвинул фигуру на край дивана, вопреки требованиям гармонической симметрии, художник ответил:

- Так и хотел посадить, чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели. Не мог же я писать этот портрет с любовью и нежностью.

Художник подолгу сочинял "сценарий". Ситуация позирования нередко доводилась до степени мучительной. Многие из тех, кого портретировал Серов, пишут, как суров был художник, настаивая на выполнении своих требований в ущерб даже самочувствию модели. Софья Олсуфьева рассказала о том, как создавался ее портрет.

- Юрию, моему супругу, хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: "Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье". А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал он композицию совершенно случайно... Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов: "Вот так и буду вас писать. Это лучшее, что можно выбрать". Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Серов быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу. Графиня "больше семи минут не выдерживала - ей делалось дурно.

А княгиня Полина Щербатова,  позируя с рукой, закинутой назад, получила воспаление нерва, и ей пришлось на несколько дней прервать сеансы, чтобы лечить руку.

..Серов словно испытывал степень стойкости своих моделей. Часто, уже сочинив композицию и даже почти закончив портрет, на взгляд заказчика удачный, Серов мог вдруг, что называется, ни с того ни с сего стереть живопись или порвать рисунок и начать все сначала.

- Вдруг приходит Серов, ему оставалось доделать что-то в фоне, берет портрет и все счищает и стирает...

- Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: "Вам нравится?", а когда я ответил: "Да, очень", он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Я ахнул. Мне было жалко рисунка, потому что он показался мне очень верным - вспоминал Василий Качалов.

В этом, прежде всего можно увидеть строгого к себе мастера, не желавшего, чтобы видели его неудачи или профессиональную кухню.

"Портрет Иды Рубинштейн" Хотя критика подвергла портрет Иды Рубинштейн настоящему поношению: "декадентщина", "уродство", "скверное подражание Матиссу", а Серов был портретом не только доволен, он гордился им, что редкий для него был случай.

"Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой". 1911 год. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Она была гордой, несколько ограниченной женщиной, не отличавшейся ни интеллектом, ни особой красотой, ни высокими духовными качествами. Однако, в Петербурге слыла самой модной и элегантной дамой. Серов писал этот портрет по заказу самой княгини. Хотя произведение выполнено с утончённой живописной техникой, оно не лишено иронии, и даже насмешки. Княгиня Зинаида Юсупова однажды осведомилась у Серова- Почему в этом портрете такую заметную роль играет шляпа?- Иначе ведь не была бы княгиня Орлова...- ответил художник с улыбкой.Серов остался доволен своим произведением, что случалось с ним весьма редко. А сама заказчица была похоже не очень, судя по тому, что через год после смерти Серова она передала портрет в дар Музею Александра III /ныне Русский музей Петербурга/.

"Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой"

Картина написана в ее московской квартире,у Никитских ворот, куда она возвращалась из театра. Серов создал незабываемый образ человека свободного духом, человека-творца.

- Ничего особенного. Всегда играла животом вперед. Так животом вперед и стоит на портрете Серова - так отзывался о портрете И. А. Аксенов - поэт и литературовед.Ну что ж каждый видит то, что он видит).

- Это памятник Ермоловой! – писал архитектор Федор Шехтель - и, по-видимому, это именно то, чего и добивался Серов в портрете.- Выразителен жест сомкнутых рук, который говорит о сдержанной внутренней силе актрисы, умевшей передать всю сложность женской души, до слез трогательной, до ужаса страшной, до смеха комичной - сказал К. С. Станиславский.

"Портрет художника Исаака Левитана" В портрете ничто не указывает на то, что изображен именно художник, хотя он позировал Серову в своей мастерской. Изящно проста его поза, портретно выразительна рука, устало положенная на спинку соломенного кресла. Прост и красив портрет.- Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы, - говорил о своем друге Коровин.- Смуглое лицо с глубокими впадинами задумчивых, с тихой печалью глаз... Грусть его изящна. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта - вторит Коровину живописец Яков Минченков.Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову — не очень.

"Портрет Александра III с рапортом в руках". Русский музей. Петербург

Народ именовал его царем-миротворцем. Большие труды и тревоги надорвали силы и здоровье государя. Его кончину оплакивали миллионы русских людей, не по принуждению, а по зову сердца чтивших и любивших этого коронованного повелителя - большого, сильного, христолюбивого, такого понятного, справедливого, такого "своего".

"Портрет великого князя Павла Александровича".1897 год.Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Павел Александрович написан Серовым в напряженной, застывшей позе. Натуральность портрету предает изображение лошади - чуткой с живыми глазами и выразительной мордой. В 1900 году, на Всемирной выставке, проходившей в Париже, жюри конкурса высоко оценило полотно Серова, присудив ему золотую медаль.

Портрет Константина КоровинаУ Валентина Александровича был еще один дар - он умел дружить.  Его считали непростым, тяжелым в общении человеком, и этому очень способствовало то, что он глух на одно ухо, после перенесенной в детстве болезни.

- Проницательный и строгий к людям, Серов во время своих наблюдений всегда ставил людям отметки: одному тройку, другому двойку, редко кому четыре с минусом и очень часто единицы, - говорил о нем друг Грабарь.

Это был человек нежный, тонкой души. Многие даже не подозревали, каким Серов был шутником и выдумщиком, как легко и красиво танцевал, редко, но как обаятельно улыбался.

- Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих рассказах, что они облекались в невероятно смешную форму. Смех его был чрезвычайно тонок - так отзывался о нем художник Коровин.

Серов был бесконечно верным другом. Он ясно видел недостатки людей, их провалы, душевные изломы и охотно прощал все это, лишь бы было за что. Серов мучился от непризнания современниками таланта М. Врубеля, лично ходатайствовал перед царем за обвиненного его в подлоге и присвоении денег С. Мамонтова. Позже Врубель был оправдан. Понял и простил эмигрировавшего А. Бенуа, которому было тесно в России. Но навсегда порвал многолетнюю дружбу с Ф. Шаляпиным, увидев его на коленях перед царской ложей при исполнении "Боже, царя храни" после премьеры оперы "БорисГодунов"...

С семьей Мамонтовых он познакомился еще в 1875 году, когда Валентина Семеновна, его мать, гостила в Абрамцеве знаменитого мецената.

«Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть - беззаботным. В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрад­ного. Я хочу, хочу отрадного и бу­ду писать только отрадное».

"Девочка с персиками".1887 год. Третьяковская галерея.Исключительную роль в творческом становлении Серова сыграло Абрамцево, подмосковная  усадьба Мамонтовых, в которой гостили и  работали художники.  Нет сомнения, что за Саввой Мамонтовым большая заслуга, он собрал вокруг себя целую плеяду художников. Именно здесь Серов создаст "Девочку с персиками". Портрет написан в состоянии  творческого подъема, внутренней сосредоточенности и в же  время легкости, которые всегда сопутствуют вдохновению.  Это дочь Саввы Мамонтова, 12-летняя Верочка. Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца. Очень подвижная, её еле уговорили позировать, а потом с трудом удерживал за столом - сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо. Но портрет удался. Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи. Никто не верил, что художнику было всего тогда 22 года. Интересно, а как сложилась судьба девочки дальше? А Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода, министра по делам церкви и предводителя дворянства города Москвы. Молодые давно любили друг друга. Все предвещало прекрасную счастливую жизнь. Родилось трое детей: сын Юрий, дочь Елизавета и сын Сергей... Вера Савишна внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня.  Ей было всего 32 года. Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза...

Серов пишет не менее прославленный портрет Марии Симонович "Девушка, освещенная солнцем", найдя натурщицу в лице своей двоюродной сестры.

Такое эмоционально-волевое устремле­ние художника, направляющее его к созданию гармоничных, совер­шенных полотен — абрамцевского портрета и через год написанной в Домотканове картины-портрета «Девушка, освещенная солн­цем»,— свидетельствует о боль­шой творческой одаренности. Оба портрета — своего рода эстетиче­ский феномен, в них полностью реализовалась «нацеленность» Серова на «отрадное».

После замужества супруг увёз Марию во Францию, где она и прожила всю жизнь. Портрет и другие рисунки и картины художника оставались у неё. Мария Яковлевна хотела вернуться в Россию, но началась война. И все её планы рухнули. Работы Серова она спрятала у родственников своего зятя далеко от Парижа. Там картины пролежали всю войну. Когда освободили Францию при участии американцев, она очень боялась, что картины увезут в США. Уже старая женщина с корзиной за спиной, она везла из провинции холсты домой в Париж и так мечтала вернуть их на Родину. Прожила она долгую жизнь. Последние годы она болела. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. Работы Серова вернул в Россию уже её сын Андрей Львов- Русская живопись должна жить дома – так считала его мать. Друг художника Игорь Грабарь вспоминал, как незадолго до кончины Серова, он с ним был в галерее, стояли перед этой картиной:- Он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство:

"Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся". И добавил: " И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет".

Павел Третьяков сразу же приобрел это полотно, сказав: - Большая дорога лежит перед этим художником...

Вспоминали, как художник Илларион Прянишников, некогда типичный "шестидесятник" и член-учредитель Товарищества передвижников, ходил по выставке где экспонировалась серовская картина, и во всеуслышание ругался: - Это не живопись, это какой-то сифилис!

В этой грубости явственно обнаружилась пропасть, разделявшая молодого Серова и его коллег из передвижнического цеха, многие из которых, в том числе Прянишников, тогда считались корифеями русской живописи. Прянишников, кстати, был преподавателем Московского училища живописи в те годы, о которых вспоминал Коровин.

- Они были художники, и думали, что и мы будем точно такими же их продолжателями и продолжим все то, что делали они. Они радовались и восхищались, что мы вот написали похожее на них. Но они не думали, не знали, не поняли, что у нас-то своя любовь, свои глаза, и сердце искало правды в самом себе, своей красоты, своей радости. Серов буквально с первых шагов в искусстве оказался "чужим", ни на кого не похожим художником.

Летом 1888 года в Домотканове Серов исполнил еще два произве­дения «Портрет Н. Я. Дервиз с ребен­ком» и «Заросший пруд», перекли­кающийся по живописному строю с «Девушкой, освещенной солн­цем». В этих работах Серов бли­зок к импрессионистам с их утвер­ждением красоты повседневной действительности, стремлением сделать будничный мотив, преоб­раженный под воздействием солн­ца и воздуха, эстетически значи­мым.

Заросший пруд

Однажды, Серов показал Грабарю свой первый большой пейзаж "Заросший пруд",  первоначально живописец назвал полотно "Сумерки". Над ней он работал, когда выдавались пасмурные дни. Серов тихо с улыбкой сказал:- Я все-таки немножко и пейзажист. Так сложилось, что пейзажистом Серов был действительно "немножко". Он писал пейзажи "для себя", обыкновенно на отдыхе.

Домотканово сыграло боль­шую роль в жизни и творчестве Серова. В этом имении в Тверс­кой губернии, которое принад­лежало его другу, сотоварищу по Академии художеств В. Д. Дервизу, он подолгу жил и плодо­творно работал. Здесь написаны сдержанные по колориту, напол­ненные светом и воздухом, неза­мысловатые по мотивам пейзажи. Сохраняя целостность общего впечатления, Серов умеет найти детали, которые сообщают особую интимность, поэтичность изобра­жаемому. Пример тому — «Ок­тябрь. Домотканово». В этих пей­зажах мы явственно ощущаем присутствие самого автора, оду­хотворяющего природу, создаю­щего образ просветленной грусти и лиризма.

С начала 90-х годов Серов соз­дает серию образов, в которых особенно раскрывается общест­венное предназначение личности. Таковы представленные на вы­ставке портреты актрисы М. Н. Ер­моловой и певца Ф. И. Шаляпина с их патетическим, возвышенным строем и героическим пафосом.

В них находит отражение то пони­мание гражданской ответствен­ности, которое было свойствен­но художникам-передвижникам. Кстати, Серов был постоянным участником их выставок, а с 1894 по 1900 год становится полноправ­ным членом Товарищества пере­движников и даже входит в состав его руководящих органов. Участ­вовал художник и в выставках других объединений. Именно он сыграл большую творческую и ор­ганизационную роль в становле­нии «Мира искусства», созданного С. П. Дягилевым в 1900 году. Серов активно включается и в другие события художественной и общественной жизни. Несколько лет преподавал в Московском учи­лище живописи, ваяния и зодчест­ва, с 1899 года был членом Совета Третьяковской галереи и много сделал для пополнения коллекции. Все это ставит В. А. Серова в один ряд с выдающимися деятелями русской культуры.

Из-под кисти Серова рождаются поразительные по психологизму и критической на­правленности, нигилистичес­кие по глубинной сути портреты Э. Л. Нобеля, супругов О. О. и Р. Г. Грузенбергов, В. О. Гиршмана. Создавая произведения ост­рые, с намеренным преувеличе­нием тех свойств, которые пока­зывают модель с отрицательной стороны (недаром Серов часто на­зывал себя «злым»), художник до­стигает особой эмоциональности, даже экспрессивности. Кисть Се­рова подобна скальпелю — она обнажает душу человека. Совре­менники рассматривали эти рабо­ты, и особенно нашумевший в свое время портрет М. А. Моро­зова, как социальные карикатуры. Действительно, ироничное отно­шение автора к модели сразу бро­сается в глаза. В новом свете пред­стал перед публикой известный промышленник и коллекционер французской живописи, приват-доцент Московского университета, автор монографий по истории. Есть в этом произведении некое противостояние мнимо основательного и значительного, ценного и притязающего на ценность, нич­тожного и возвышенного. Многих это шокировало, но только не за­казчика, которому портрет понра­вился, и доброе отношение к ху­дожнику он сохранил до конца дней. Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный про­мышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художествен­ном образе типаж русского купца конца XIX века. Как правило, это были люди энергичные, деятель­ные, хваткие и вместе с тем обра­зованные, интеллигентные. Этот замысел был реализован художни­ком в галерее портретов, и тем самым Серов создал бесценный памятник этому сословию.

Большой ценностью обладают выполненные Серовым портреты известных художников, писателей, композиторов. К людям творче­ским он всегда относился с боль­шой симпатией. Продуманностью композиции, тончайшим изыска­нным колоритом отмечены портреты итальянского оперного певца Ф. Таманьо, живописца и коллек­ционера И. С. Остроухова, худож­ников К. А. Коровина и И. И. Ле­витана. Великолепны графические портреты И. Е. Репина, писателя Л. Н. Андреева, выполненные в последнее десятилетие творче­ства, когда мастер, окончательно отказавшись от академических приемов, рисует свободно, сосре­доточив внимание не на штуди­ровании натуры, а на изучении характера.

Один из самых удивительных рисунков Серова — портрет балери­ны Т. П. Карсавиной — шедевр графического искусства. Четкая и в то же время «тающая,» линия уверенно очерчивает красивый изгиб фигуры, придавая ей лег­кость и воздушность.

Стремление к эстетическому идеалу сказалось в работе над «античным» циклом произведений. Художник создает совершенный мир и населяет его гармоничными людьми. Написанные после путе­шествия по Греции, под впечатле­нием античного искусства и мифо­логии картины «Похищение Евро­пы», «Одиссей и Навзикая» прони­заны полнотой жизни, естествен­ностью чувств, единением челове­ка и природы. Этот идиллический мир Серов противопоставляет су­етной, дисгармоничной действи­тельности.

"Портрет императора Николая II". 1907 год. Государственная Третьяковская галерея. МоскваВ репрезентативных портретах художник остается верен себе - его интересует в первую очередь человек, а не титул. Максимальная объективность выступает на пер­вый план в портретах княгини З. Н. Юсуповой, великого князя Павла Александровича, портрете Ни­колая II. Этот портрет император Николай II заказал художнику Серову в качестве подарка для своей жены Александры Федоровны. Император, облаченный в тужурку офицера Преображенского полка, написан в простой обыденной позе. Обратите внимание на глаза Николая II. В них сквозит грусть и переживания отца семейства. Художнику удалось передать мягкость, деликатность и вместе с тем, свойственную царю, слабость. По мнению современников, является лучшим изображением последнего российского императора. В интимном изображе­нии императора Серов стремится к постижению сокровенных глубин его души, передает не просто внешнее сходство, но и дает почув­ствовать беспокойство, пережи­вания человека, неизбежные в жизни каждого, в том числе и монарха. Николай II привлекате­лен на этом портрете — умное лицо, большие глаза, излучающие свет, смотрят строго и вниматель­но. Лаконичность изобразитель­ных средств, предельно простая композиция помогают восприятию характера.

...Сосредоточенный и мрачный, он сидел в извозчичьей пролетке, безразлично рассматривая московские улицы,скользил взглядом по невысоким особнячкам и думал о том, что считал своей величайшей виной. Михаил Врубель, его давний близкий друг, однокурсник и однокашник.  Какое несчастье, какая огромная беда! И первый толчок, отправивший друга в дом скорби, получен от него. Но кто мог подумать, что все зайдет так далеко?- Зачем ты был так резок с бедным Михаилом Александровичем? Неужели не видел, что он не в себе? Когда ты повзрослеешь?Серов слушал жену с непроницаемым лицом, опустив глаза в тарелку. Он не любил чувствовать себя виноватым, никогда не признавал свои ошибки, а сейчас был близок к этому — но не поворачивался язык. Откуда Серову было знать, что он разговаривает с больным человеком?... Расширенные от ярости зрачки, срывающийся голос, трясущиеся губы, белое лицо. Друг глядел на него с такой ненавистью, что Серову стало жутко: он ведь поступил по совести, сказал, что думал.

Картина Врубеля "Демон поверженный" наделала большого шума. Прогрессивная часть Попечительского совета Третьяковки, — решили купить ее для галереи, но Серова смущали погрешности в живописной технике. Настораживали и переливающиеся, необычно яркие краски, которыми выполнен "Демон". Врубель добавил в них бронзовый порошок, — а ну как с годами они потемнеют, и Третьяковка за свои деньги получит блеклую, невыразительную картину? Когда Серов сказал, что надо бы переделать правую руку демона, Врубель побледнел и закричал: - Ты ничего не смыслишь в рисунке, а берешься мне указывать!

Одно нелепое обвинение сменяло другое, оскорбление следовало за оскорблением. Руку Врубель всеже переписал. Серов посмотрел картину, и решил, что это еще не все. Он написал другу об этом так: - Хотя для тебя и безразлично мнение мое, но все же скажу — ноги не хороши еще...

Картину Врубеля Третьяковская галерея не купила. Врубель, узнав об этом, ругал Серова последними словами, каких и от грузчиков-то не услышишь и посоветовал Серову по многу раз копировать его "Демона", тогда он чему-нибудь да научится: - Довольно тебе подковывать сапоги московским купцам!..

Был большой скандал. Вскоре Врубеля поместили в частную психиатрическую клинику...

За плечами долгая жизнь: заработанная тяжким трудом слава, одна-единственная женщина, которой он никогда не изменял, шестеро детей - ему есть чем гордиться, но радости это не прибавляет. А ведь когда-то судьба сулила иное. Рядом были друзья  они дневали и ночевали в одном и том же доме — и каждый из них был влюблен и полные надежд. Приехав в Петербург в 1880 году поступать в Академию художеств, он остановился у своей тетки Аделаиды Семеновны Симонович - российский педагог, издатель, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания, основатель первого в России детского сада. В ее доме были четыре кузины — двое поменьше, две другие — прелестные молоденькие барышни, — и тетина воспитанница Оля Трубникова, Леля. Дядюшка Яков Миронович лечил ее отца от туберкулеза. Когда тот умер и девочка осиротела, Симоновичи взяли ее в свой дом и воспитали как родную дочь.

Невысокая, тихая, аккуратная барышня с бледным личиком приворожила его с первого взгляда.. При первом знакомстве Врубель распустил перед ней хвост, как павлин, — уж это-то он умел. Леля же была с ним подчеркнуто холодна... Друзья его женились на молоденьких барышнях, а у Серова в кармане ни гроша, и им с Лелей пришлось ждать своей свадьбы 9 лет.

Да, у Серова большая семья. Он мечтал о ней, об уюте, о большом доме... Содержать их и большую квартиру, где художник мог бы творить, было трудно. Но нехватка денег не сделала художника их рабом. Написав несколько портретов императора Николая II, Серов получил выгодный заказ на портрет императрицы Марии Федоровны. После первого же сеанса императрица подошла к мольберту и заметила:– Тут слишком широко, здесь надо пониже, а здесь поднять…

Художник опешил, а затем взял палитру и подал ее Марии Федоровне с поклоном: – Вот, Ваше Величество. Вы сами и пишите, если так хорошо умеете рисовать. А я – слуга покорный!Императрица вспыхнула и ушла. А Серов наотрез отказался писать дальше. Более того, с тех пор вообще не сделал ни одного портрета членов царской фамилии. А после кровавых событий 1905 г. наотрез отказался "бывать в этом доме" и в знак протеста сложил с себя звание академика. Серов выходит из членов Академии художеств в связи с со­бытиями 1905 года, протестует на страницах печати против произво­ла властей, создает серию поли­тических карикатур. Это собирались сделать многие, но когда дошло до дела, он остался один, никто за ним не пошел. Но Серов не изменил решения и остался верен своему слову. Человек с таким обостренным чувством обществен­ного долга и моральной справед­ливости не мог не отреагировать на события революции 1905—1907 годов. Всегда сдержанный и мягкий, он сделался резким, нетерпимым, угрюмым, настолько потрясла его расправа. Художник и раньше не особо жаловал "царскую тему". Словно школьник, отлынивал от заказов.Да, он упрям, порой резок, эгоистичен, страдает от этого, но что хуже, заставляет страдать других.

Михаила Врубеля Серов пережил на год: рассудок к бедному другу так и не вернулся, но свой дар он не утратил. В психиатрической лечебнице художник писал картины, а в его словах часто звучало имя "Серов". Казалось, безумец ведет давний, бесконечный спор, что-то доказывает и добивается ответа. Он хотел сказать, что Валентин ошибается — вдохновение сильнее техники. Что настоящий художник должен служить не успеху, а своему гению, и совершенно не важно, как написана рука или нога, если он так это видит... Но слова Врубеля опаздывали и путались, не успевая за мчащимися вскачь мыслями, и его никто не понимал...

Рано утром, вдоволь порезвившись с младшей дочерью, трехлетней Наташей, он заспешил закончить заказной портрет княгини Полины Ивановны Щербатовой,  жены Сергея Александровича, князя, российского художника, мецената, коллекционера. Она восхищала многих своей красотой...

Вдруг Серов внезапно упал... Он давно чувствовал, что у него "птичье сердце", врачи диагностировали стенокардию. 5 декабря 1911 года Валентина Александровича Серова не стало. Художник умер в возрасте 46 лет, в самом расцвете творческих сил.

"Бывают смерти, в которые не веришь, - писал в статье Н. Рерих, - целый день требовали опровержений. Не хотели признать ужасного и непоправимого..."

Друзья на руках внесли гроб в Третьяковскую галерею, где была отслужена лития. Серова оплакали и как художника, и как друга, и как человека. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

 

«В лице Серова,— пишет И. Э. Грабарь,— ушел по­следний великий портретист старо­го типа. Мастеров света, красок, красивых композиций найдется еще немало, но что-то не видно ему наследника, и едва ли скоро явится художник, который был бы способен так бесконечно углуб­ляться в человека — безразлич­но, люб он ему или нелюб — и умел бы так вскрывать его сокровенную сущность, как делал это Серов. Ушел последний убежденный пе­вец человека».

Е. ЕФРЕМОВА

 

shedevrs.ru

КАРТИНА СЕРОВА, КОТОРУЮ УЖЕ МЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИМ

Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной.Валентин Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910. © Christie’s Images

Больше года назад состоялись сенсационные торги Сотбис, когда все культурные новости начинались с этой фразы: «За 14 с половиной миллионов долларов ушла с молотка картина Валентина Серова». «Портрет Марии Цетлиной» был выставлен на торги муниципалитетом израильского города Рамат-Ган.

Картина долгое время считалась утраченной, и лишь в 1996 году, после открытия музея в Рамат-Гане, ее местонахождение стало известно. Незадолго до аукциона было объявлено, что средства от продажи работы будут направлены на развитие музеев города Рамат-Ган, в частности, на развитие именно Музея русского искусства.

Покупатель портрета неизвестен, лот приобретен по телефону. Предыдущий рекорд Серова был установлен в 2012 году, когда на аукционе FAAM (Fine Art Auction Miami) в Майами «Портрет Оскара и Розы Грузенберг» (также долгое время считавшийся утраченным) был продан за $4,1 млн (цена молотка) при верхней границе эстимейта $200 тыс.

Эта сенсационная, что тут говорить, продажа привлекает внимание к ряду вопросов, касающихся русского арт-рынка, музейных и частных собраний и коллекционирования русского искусства.

Почему не самая известная картина Серова была оценена рекордно дорого в сравнении с более известными картинами художника? Что в ней такого особенного? Ведь вполне возможно, что это полотно мы более никогда не увидим: его не покажут на юбилейной выставке в Третьяковке, или на выставках, посвященных мировому искусству? «Портрет Марии Цетлиной» исчез в 2014 году наверное навсегда, потому как о имени нового владельца ничего неизвестно. Он пожелал остаться анонимным.

В 1959 году М.С. Цетлина привезла свою бесценную коллекцию из 90 картин в Израиль, где отдает ее в дар израильскому городу Рамат-Ган. Условием дарительницы было присвоить имя Марии и Михаила Цетлиных новому музею в маленьком израильском городке. Музей русского искусства, где хранилось собрание и сам портрет, до 2014 года, охотно согласился с весьма не сложными условиями дарительницы, поменяв название на «Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных» лишь только в 1996 году. Как видите — принципиально название не поменялось.

Но кем была семья Цетлиных, в коллекции которых набралось 90 бесценнейших картин?

Михаил Осипович и Мария Самойловна Цетлины, познакомившиеся и обвенчавшиеся в 1910 году в Швейцарии, постоянно жили за границей, хотя ненадолго и вернулись в Москву после Февральской революции, посчитавши свержение царизма благом для России.

Оба они происходили из состоятельных семей, он — совладелец чайной компании, она — дочь крупного ювелира. Интеллектуалы, меценаты, коллекционеры.

В зиму 1917/18 года в Москве Цетлины собирали у себя поэтов, кормили, поили; время было трудное, и приходили все — от Вячеслава Иванова до Маяковского. Михаилу Осиповичу нравились все: и Бальмонт, который импровизировал, сочинял сонеты-акростихи; и архиученый Вячеслав Иванов; и Маяковский… и полубезумный, полугениальный Велимир Хлебников. Вот только Осип Эмильевич Мандельштам несколько озадачивал хозяина: приходя, он всякий раз говорил: “Простите, я забыл дома бумажник, а у подъезда ждет извозчик…”

Дом Цетлина на Поварской захватили анархисты во главе с неким Львом Черным. Цетлины надеялись, что большевики выгонят анархистов и вернут дом владельцам. Анархистов действительно выгнали, но дома Цетлины не получили и решили уехать в Париж. Уехали они летом 1918 года вместе с Толстыми (Алексей Николаевич довольно часто бывал у Цетлиных). В Париже Цетлины давали деньги на журнал “Современные записки”, некоторое время поддерживали Бунина и других писателей-эмигрантов. Потом они уехали в Америку».

цетлиныОсип Сергеевич Цетлин, Михаил и Мария Цетлины (сидят), Ангелина Цетлина (дочь Михаила и Марии; стоит) и неизвестные. Париж. Конец 1920-х

Цетлины умудрились сохранить свою коллекцию искусства во время скитаний по странам и континентам (они уехали из Парижа в Нью-Йорк в 1941 году, оставив коллекцию во Франции, и Мария Самойловна вернулась за ней лишь в 1947-м, уже после смерти мужа, и переправила ее в США). Коллекция была сравнительно небольшой: акварели Максимилиана Волошина, театральные эскизы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Леона Бакста, графика Александра Бенуа, работы Филиппа Малявина, Дмитрия Стеллецкого, Маревны — весь цвет парижской эмиграции (кроме Волошина, конечно), всего около 80 вещей. А также портрет работы Серова, написанный в 1910 году в Биаррице, где у Цетлиных была вилла, и еще три его работы: акварельный портрет Анны Цетлиной (матери Михаила Осиповича) и два рисунка — обнаженная натурщица и еще один портрет Марии.

Марии Самойловне хотелось сохранить это собрание целиком, а не делить между тремя детьми. Почему для этих целей был выбран именно Рамат-Ган, не совсем понятно. Так или иначе, коллекция досталась городу, в котором тогда не было не только музейного здания, но и вообще музеев. Коллекция в течение десятилетий хранилась кое-как, и около тридцати работ было утрачено. В 1996 году Музей русского искусства имени Марии и Михаила Цетлиных в Рамат-Гане, наконец, обрел помещение — небольшое здание, в котором всего четыре зала и размещается еще один музей, посвященный азиатскому искусству. Из коллекции Цетлиных в экспозиции демонстрируется около 15 произведений. Денег нет, судя по всему, ни на что. У музея даже сайта, даже странички в интернете нет.

Музей русского искусства в Рамат-Гане.Музей русского искусства в Рамат-Гане. Фрагмент экспозиции. Фото:ha-makom.co.il

И вот вице-мэр города Рамат-Ган Муки Абрамович и главный куратор и художественный директор музеев Рамат-Гана (их там четыре) Меир Ааронсон решили сыскать средства на благоустройство музеев города и Музея русского искусства в частности. Вот что они сообщили аукциону Christie’s: «Более 50 лет назад мэрия Рамат-Гана пообещала семье Цетлиных, что коллекция будет хорошо представлена, занимая весомое место в культурной жизни города. Чтобы выполнить это обещание, мэрия приняла решение обновить выставочное пространство и улучшить доступ к нему более широкой аудитории. Из практики ведущих музеев мира Рамат-Ган почерпнул, что результаты успешного аукциона могут значительно повлиять на будущее музеев.

Коллекция четы Цетлиных очень большая и важная. Продажа одной работы для того, чтобы принести пользу всему собранию в целом, является правильной практикой в музейной сфере.

Коллекция включает значимые произведения русских художников, в том числе и четыре работы Валентина Серова, среди которых портрет Марии Цетлиной. Средства от продажи будут использованы для обновления экспозиции коллекции, расширения выставочного пространства и будущего развития культуры и искусства города Рамат-Гана».

Здесь можно вспомнить о проблеме, время от времени занимающей художественное и музейное сообщество: допустимо ли продавать вещи из музеев?

В разных странах на этот счет существуют разные законодательства. В большинстве стран Европы диаксация (de-accession, то есть продажа музейных произведений с целью закупки более нужных музею) запрещена. В США разрешена и практикуется, вызывая, тем не менее, многочисленные споры. В России, как и в Европе, из музеев тоже ничего продавать нельзя, хотя вроде бы так соблазнительно…

История с продажей серовского портрета демонстрирует, в том числе, и то, чем может обернуться диаксация.

В Израиле существует закон о вывозе художественных ценностей, но он запрещает вывозить лишь еврейские рукописи старше 300 лет и археологические артефакты, найденные после 1971 года. Так что формально никто ничего не нарушил.

Пригласили экспертов Christie’s, выбрали один экспонат и выставили на торги. Почему именно портрет Марии Цетлиной, по сути, главный шедевр коллекции? Потому что, во-первых, муниципалитету на строительство нового музейного здания нужно 15–20 млн шекелей (это около £3 млн, и никакая Маревна столько не стоит, и акварели Волошина тоже, и даже графические Ларионов с Гончаровой из цетлинской коллекции, вместе взятые), а во-вторых, как уже говорилось, эксперты Christie’s в русском искусстве разбираются: понятно ведь, что вещь для аукциона им нужна была первостатейная. Здесь примечательный момент: почти до самого аукциона в Рамат-Гане никто ничего о предстоящей продаже не знал, то есть никто из тех, кому вообще-то надлежало бы это знать. Например, депутат Кнессета Леонид Литинецкий в программе «Герой дня» на 9-м канале израильского телевидения жаловался, что узнал о том, что портрет пойдет с молотка, лишь «в субботу вечером», то есть меньше чем за двое суток до аукциона.

Так-то многие знали и призывали остановить продажу, говорили, что это все равно как если бы Лувр ради нового здания решил продать «Джоконду», предлагали обратиться в суд, активисты провели протестный марш, собравший, кажется, около 150 человек, но безуспешно. Сказано — сделано.

Другие картины художника росли в цене медленно, но то, что возрождение Валентина Серова началось — уже ни для кого не секрет. 

Вот некоторые из них:

• Охота с борзыми. 1906. Бумага на картоне, гуашь, акварель. $363,2 тыс. Sotheby’s, Нью-Йорк, 26 апреля 2006.

• Тарас Бульба с сыновьями. 1889. Холст, масло. $505,6 тыс. Uppsala, Уппсала, 2 декабря 2008

• Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1887. Холст, масло. $1,9 млн. Sotheby’s, Лондон, 26 ноября 2012.

• Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910. Холст, темпера. $4,6 млн. Nader’s & Fine Art Auctions, Майами, 6 декабря 2012.

• Женский портрет (Мария Якунчикова?). 1892. Холст, масло $1,3 млн. Sotheby’s Лондон, 25 ноября 2013

Валентин Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой.Валентин Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889. Продан на Sotheby’s, Лондон, 26 ноября 2012 за $1,9 млн. © Sotheby’s

К слову, в последний раз мы видели «Портрет Марии Цетлиной» на выставке в Третьяковке, в рамках мероприятия «Русское искусство в коллекции Цетлиных» c 6 июня по 6 июля 2003 года. С тех пор, до самого аукциона, о судьбе коллекции и самого портрета ничего не было известно.

Я не буду возмущаться действиями властей Рамат-Гана, уже поспешивших объявить, что вот прямо сейчас, получив деньги за портрет Цетлиной, они начнут строить новое музейное здание, где подобающим образом будет размещена вся коллекция. И тем более не буду строить предположений относительно коррупционной составляющей всего этого «дела» и относительно «тайного заказа» хищного коллекционера, разыскивающего по мировым закоулкам шедевры и «разводящего» их простодушных владельцев, не подозревающих о том, какими сокровищами они обладают. Хотя знаю, что такие предположения существуют. Как существуют и коллекционеры, понимающие, что именно они приобретают, пусть и за огромные деньги: не просто шедевр, а еще и славу себе и, что уж там, русскому искусству.

Ведь основу большинства знаменитых музейных собраний — не только в России, но и во всем мире — составляют именно частные коллекции. Которые рано или поздно становятся общественным достоянием. Грустно, конечно, что вот сейчас Параша Мамонтова, Грузенберги, Цетлина — где-то там, у неизменных и загадочных «неизвестных покупателей по телефону».

Кто все это покупает и зачем?

Понятно, что из коллекционерского азарта и чтобы повесить на стенку, любоваться и гордиться, но ведь картины должны жить, их нужно выставлять, изучать, публиковать, делать с ними всякие интересные экспозиции, сличать и сравнивать. Ну что ж, в конце концов, многие современные коллекционеры русского искусства говорят о мечте сделать когда-нибудь из своей коллекции музей. И даже делают. Так что, может быть, «племя младое, незнакомое» будет смотреть в каком-нибудь таком музее на портрет Марии Цетлиной так же, как сегодня публика глазеет в Третьяковской галерее на «Девушку, освещенную солнцем», купленную Третьяковым вопреки общему передвижническому недоумению и недовольству. И никто уже не скажет, что это второсортный портрет второстепенного художника.

По материалам Артгид

Рекомендуем также:

5 РУССКИХ КРАСАВИЦ, ОСТАВШИХСЯ В ВЕЧНОСТИ

«РИСОВАТЬ НАГИШОМ МЕНЯ ЖИЗНЬ ЗАСТАВИЛА» — ФАКТЫ О ХАИМЕ СУТИНЕ

7 САМЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ ПО МНЕНИЮ FORBES

moiarussia.ru

Валентин Серов: жизнь и творчество художника

Валентин Александрович Серов (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Содержание

Биография Валентина Серова

Творчество Серова

Работы художника

Картины Валентина Серова

Библиография

Биография Валентина Серова

Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов появился на свет 19 января 1865 г. в семье творческих людей. Его отец был знаменитым композитором и музыкальным деятелем, а мать – пианисткой и создателем нескольких опер. После смерти отца, воспитанием сына занималась мать, всячески поощряя его тягу к рисованию с самого детства.

Детство мальчик провел в Мюнхене, где познавал азы рисования с немецким художником Кеппингом. Позже семья переехала в Париж, где Валентин Александрович и познакомился с И. Е. Репиным, который потом стал его учителем. После возвращения в Москву в 1880 году, именно Репин ввел Серова в круг знаменитейших художников.

Учился Серов в Академии искусств под руководством знаменитого профессора и педагога П. П. Чистякова.

Творчество Серова

Творчество Серова раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на Серова оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным.

Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее).

Девочка с персиками. Портрет В. С.Мамонтовой Девочка с персиками. Портрет В. С.Мамонтовой Баба в телеге Баба в телеге Октябрь. Домотканово Октябрь. Домотканово

В этих произведениях Серов, воспевая юность и красоту, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании.

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.

Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 1880-х годов, Валентин Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов, стал пользоваться более широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого.

Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания.

Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин.

В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).

В 1890-х — начале 1900-х годов Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей).

Его живопись поражает удивительной свежестью и ювелирной разработкой каждого миллиметра на холсте, а произведения искусства приобрели мировую известность, прославляя картины русских художников.

Работы художника

  • Выезд Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту (1900, Русский музей)
  • Портрет Мики Морозов (1901, ГТГ), а также портреты его родителей М. А. Морозова (1901, ГТГ) и М. К. Морозовой, 1910, худ. муз. г. Днепропетровска

Портрет М. А.Морозова

  • Финская мельница (1902, ГТГ)
  • Портрет М. Н. Ермоловой (1905, ГТГ)
  • Портрет Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905, ГТГ)
  • Портрет Иды Рубинштейн (1910, Русский музей)
  • «Похищение Европы» (варианты в ГТГ, ГРМ, частном собрании)
  • Портрет княгини Ольги Орловой

Библиография

  • Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л. С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз. (обл.)
  • Соколова Н. И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Кудря Аркадий. «Служенье красоте, или Жизнь художника Серова»
  • Петров В. Возвращение исторической картины Серова. («После битвы на Куликовом поле», 1894. Дар ГИМ от Д. Поузена.) // Наше
  • Наследие: Иллюстрированный культурно-исторический журнал. 1993. № 27.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: muzei-mira.com, ru.wikipedia.org, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Валентин Серов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Валентин Серов: жизнь и творчество художника

4.5 (90%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Художник Серов Валентин Александрович. Краткая биография

Автопортрет 1880-е годыХудожник Серов родился в городе Санкт Петербурге в культурно образованной семье, где гостями часто бывали знаменитые личности. Отец Серова был известный в своих кругах на то время композитором, его мама тоже замечательно играла на пианино и отчасти сочиняла музыкальные композиции.

Когда Серову была 6 лет умирает его отец, мама зная о пристрастиях сына к рисованию, решает отдать его на обучение рисунка и живописи немецкому художнику Кемпингу.

Переехав в Париж для наилучшего развития способностей сына она отдает его своему знакомому художнику Репину. Под влиянием известного мастера, молодой художник Серов показал себя, как одаренный рисовальщик, все схватывал на лету изумляя своим способностями великого живописца.

Репин брал Серова на этюды в Абрамцево, где вместе писали с натуры. В то время, Репин задумавший картину с запорожцами, берет с собой Серова в Запорожье, где пишет этюды к картине. Среди этюдов Серову понравилась этюдная работа с Горбуном и он решил написать с нее копию.

Репин чувствуя одаренность молодого художника, направляет его учиться в академию художеств в Санкт Петербург, с ним в то время живописными уроками занимается Чистяков П. П. Проучившись в этом заведении до 1884 года, где художник Серов был награжден малой серебряной медалью за натурный этюд, он покидает академию. желая работать на свободную тему.

Девочка с персикамиДевушка освещенная солнцемКонечно больше всего его привлекает портретное творчество и в 1884 году он создает замечательный портрет Мамонтовой Л. А.. Затем продолжая совершенствовать себя в 1887 г. он пишет свой знаменитый портрет Девочка с персиками, где изображена Верочка Мамонтова. В 1888 году он создает портрет Девушка, освещенная солнцем. Эти произведения экспонировались

на выставке в Москве, картина Девочка с персиками была удостоена премии от общества любителей живописи, вторую работу приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.

В 1889 Серов Валентин Александрович решил жениться и его избранницей становится Ольга Федоровна Трубникова. Через некоторое время в семье Серова наступает время трудного материального положения, и он старается работать исключительно на заказ. Пишет много портретов различных деятелей, знаменитостей. В конце концов художник зарабатывает славу модного художника, в результате чего Серов получает заказ и от царской семьи.

В 1894 году художник Валентин Серов вступает в ряды членов художников передвижников, пишет портрет Лескова Н. С., о котором сам отзывался, как о лучшей своей работе

В 1897 году Серову предлагают преподавать в училище живописи ваяния и зодчества в Москве.

Похищение Европы картина Серова

В 1900 создает историческое произведение Выезд Петра 2 и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, в 1905 году он пишет ряд замечательных портретов, М. Горького, М. Ермоловой, Ф. Шаляпина, в 1907 написанный темперой картина Петр 1-й. в 1910 году портрет И. Рубинштейна, О.Орловой. В 1910 году художник создает картину Похищение Европы.

В 1911 году 22 ноября по старому время исчислению художник Валентин Серов скончался.

Творчество Серова развивалось во многих жанрах, но более серьезно художник был увлечен портретами. В своей жизненной биографии замечательного живописца и рисовальщика всегда присутствовала подлинная демократичность, гуманные взгляды на жизнь, намного опережавшие время.

Великолепные картины Серова можно уверенно отнести к самым высоким вершинам Русского изобразительного искусства начиная с 19 века

www.art-portrets.ru

Гений портрета. 5 шедевров Валентина Серова из коллекции Русского музея | События | КУЛЬТУРА

150 лет назад 19 января в Петербурге родился Валентин Серов, художник, чье имя знакомо сегодня каждому школьнику. За свою короткую жизнь – он прожил всего 46 лет – Серов успел создать несколько сотен блестящих портретов и стать одним из самых ярких представителей товарищества передвижников. SPB.AIF.RU рассказывает об истории создания пяти известных полотен, которые сегодня можно увидеть в залах Русского музея.

Ученик Репина

Валентин Серов появился на свет в Петербурге в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман, из крещеной еврейской семьи). Уже в гимназии в нем проявилась сильная тяга к изобразительному искусству, поэтому в 13 лет он начал брать уроки живописи и рисунка у Ильи Репина. Первые серьезные карандашные портреты он сделал в Абрамцеве, где вместе с Репиным гостил у известного мецената Саввы Мамонтова.

В 1880 году Серова приняли в Императорскую Академию Художеств, где его наставником стал Павел Чистяков, автор полотна «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту». В академии Серов проучился лишь четыре года, параллельно продолжая заниматься у Репина. В середине 1880-х он предпочел обучению вольную работу и сосредоточился на портретной живописи. Свободомыслие Серова совпало с идеями передвижников, сплотившихся еще в 1870 году, и в 1894 году его приняли в товарищество.

«Ученики спорили, жанристы говорили: «важно, что писать», а мы отвечали – «нет, важно, как написать», - вспоминал однокашник Серова по Московскому училищу живописи Константин Коровин. - Серов с самого начала оказался на стороне «как написать». «Правда ли, что вы не признаете картин с содержанием?» - спросил его как-то критик Стасов, знаменитый апологет передвижничества. «Не признаю, - ответил Серов, - я признаю картины, художественно написанные».

Впрочем, с некоторыми передвижниками Серов серьезно расходился во взглядах – вспоминали, как один из основателей Товарищества передвижников Илларион Прянишников, глядя на выставке на «Девушку, освещенную солнцем», ругался: «Это не живопись, это какой-то сифилис!» Позже эту картину купили для Третьяковской галереи, и в 1911 году Серов стоял перед ней и признавался Игорю Грабарю: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

С 1897 года Валентин Серов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Кузьма Петров-Водкин, Константин Юон и другие прославленные художники.

После персиков

Первый серьезный успех пришел к художнику, когда ему было всего 22 года – написав в Абрамцево портрет 12-летней дочери Саввы Мамонтова Веры, он в 1888 году был награжден за эту картину премией Московского общества любителей художеств. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее и известна всему миру под названием «Девочка с персиками».

«Девушка, освещенная солнцем» была написана всего год спустя. За следующие 20 лет художник написал сотни картин, которые хранятся сегодня в разных музеях России и зарубежья.

«Общепризнанными основными чертами характера Валентина Александровича как в жизни, так и в искусстве были правдивость и простота. Он очень не любил ничего кричащего. В своих работах он стремился быть как можно ближе к природе, - писал друг художника Владимир фон Дервиз. - Для своих работ он делал массу набросков, даже и в тех случаях, когда другой опытный художник рисовал бы по памяти. Так, для своих рисунков к басням Крылова он изучал обстановку для каждой басни и делал бесконечное количество набросков с натуры».

Основная часть сохранившихся работ художника осталась после его смерти в Третьяковской галерее. Сегодня в Петербурге хранится немалая часть наследия Серова – только фонды Русского музея насчитывают 359 его произведений. SPB.AIF.RU рассказывает о пяти самых примечательных из них.   

Пять шедевров в Петербурге

Портрет Иды Рубинштейн

1910. Холст, темпера, уголь. 147 x 233

Фото: Русский музей

Портрет поступил в Русский музей в 1911 году от автора. Эскиз портрета хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Ида Львовна Рубинштейн, ученица Михаила Фокина, была танцовщицей и драматической артисткой, участвовала в двух первых Русских балетных Сезонах в Париже и прославилась ролью Шахерезады в одноименном балете на музыку Римского-Корсакова.

Портрет, написанный мастером за год до смерти, принадлежит к числу выдающихся образцов русского модерна. Однако современники оценили его не сразу: в Академии художеств полотно вызвало волну гневной критики, а учитель Серова Илья Репин назвал изображение танцовщицы «гальванизированным трупом». Другие критики назвали работу «скверным подражанием Матиссу», однако вопреки всеобщему негодованию, портрет был приобретен Музеем Александра III.

Сам Серов работой был крайне доволен: «Монументальность есть в каждом ее движении - просто оживший архаический барельеф». Контрастные приемы модерна, по его мнению, должны были подчеркнуть образ «раненой львицы».

Писать портрет Серов решился после сотрудничества с антрепренером Сергеем Дягилевым, организатором Русских сезонов в Париже. Рубинштейн блистала в балетах, и художник «увидел в ней Египет и Ассирию», заворожившие его. Зеленая шаль, опутывающая ноги обнаженной модели – отсылка к силуэту змеи и предсмертному часу Клеопатры.

​Петр I на псовой охоте

1902. Бумага на картоне, темпера. 29 x 50

Фото: Русский музей

В своем творчестве рисунку Серов уделял едва ли меньше внимания, чем живописи. Некоторые из его графических работ признаны настоящими шедеврами. Темпера «Петр I на псовой охоте» была создана в качестве иллюстрации к четырехтомнику «Царская и императорская охота. Конец XVII и XVIII в.», который издавался в 1896-1911 годах. В Русский музей рисунок был передан Николаем II. Полное название картины «Царь Петр I с князем Ромодановским, Лефортом, Иваном Бутурлиным и Зотовым под с. Коломенским на псовой охоте, устроенной боярами».

В этой работе эксперты отмечают мастерски воссозданный колорит старой охоты, в центре внимания – взаимоотношение двух поколений русских людей: старой, родовитой, неотвратимо остающейся в «прошлом» боярской аристократии и новой, безродной, жизненно активной, уверовавшей в Петра.

Эпизод ярко характеризует и самого Петра – здесь он решил потешиться над боярами и велел удалить с охоты псарей и велел боярам справляться самим. Разумеется, кончилось все полной неразберихой, а юный царь смеялся: «Аще светлая слава есть в оружии, то почто же мя ко псовой охоте от дел царских отвлекаете и от славы к бессилию приводите? Аз царь есмь и подобает ми быти воину, а охота оная прилежит псарям и холопам» В то же время, Серов хотел показать императора настоящим и жаловался Грабарю: «Обидно... что его, этого человека, в котором не было ни на йоту слащавости, оперы, всегда изображают каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках и с такой маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой, что больше должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головою, чем на живого человека».

Похищение Европы

1910. Картон, темпера, уголь. 40 х 52

Фото: Public Domain

В Русском музее после Октябрьской революции оказался эскиз-вариант легендарной картины, ранее хранившийся в собрании вдовы Валентина Серова. В конце жизни Серов одновременно работал над двумя блоками тем: над эскизами об эпохе Петра I и античными идиллиями. При этом его очень привлекал вошедший в моду стиль модерн с его резкими линиями и контрастными цветами.

Идея написать «Похищение Европы» посетила художника во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, после посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры.

Сюжет картины взят из древнегреческой мифологии. По легенде, дочь финикийского царя Европа полюбилась Зевсу. Бог явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки играли вокруг него и украшали его рога гирляндами, а когда Европа присела ему на спину, он бросился в море и унес ее на остров Крит, где она стала ему женой.

Занятно, что в мифологии бык белый с золотыми рогами, а у Серова – коричневый, «земной» бык. Мастер написал несколько вариантов этой картины и даже создал по ее мотивам небольшую статуэтку, хотя скульптурой особо не увлекался.

Портрет княгини Ольги Орловой

1911. Холст, масло. 237,5 x 160

Фото: Русский музей

Полотно, наверняка обращавшее на себя внимание каждого, кто бывал в Русском музее, написано в последний год жизни Валентина Серова.

Это портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, урожденной Белосельской-Белозерской. Чета Орловых передала картину Русскому музею сразу после смерти Серова. Злые языки говорили, что известная своим неординарным поведением княгиня попросту не оценила того, какой шедевр создал автор ее портрета. И правда, Ольга Константиновна вскоре заказала новый портрет другому, модному художнику.

Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. Поза подчеркнуто картинна, собольи меха и драгоценности в сочетании с выражением лица говорят о респектабельности и высокомерии. Неудивительно, что во время работы над портретом отношения между исполнителем и заказчицей сложились прохладные – Серов даже обмолвился, что для него весь интерес портрета заключен в модной шляпе, только что доставленной из Парижа.

Дети

1899. Холст, масло. 71 x 54

Фото: Public Domain

В конце XIX века Серов обратился к весьма сложному жанру – детскому портрету. Одна из самых известных его «детских» картин в собрании Русского музея изображает сыновей художника — семилетнего Сашу и пятилетнего Юру — на террасе дачного дома в поселке Ино на берегу Финского залива.

Стиль кажется слегка небрежным, но в нем заложены живые порывистые движения, непосредственность мальчиков и в то же время - серьезность их переживания, созвучного состоянию природы. Позже, в 1900 году появится известная лиричная акварель «Дети Боткины». А в 1901 году написан портрет Мики Морозова, в будущем – известного шекспироведа Михаила Михайловича Морозова. 

www.spb.aif.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта