500 лет назад Леонардо да Винчи закончил картину «Иоанн Креститель». Иоанн креститель картина


описание, история и интересные факты :: SYL.ru

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.

Рождение гения

Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Наследие и конец жизни

Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых – “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.

Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи

Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.

Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины

Ближайший предтеча Иисуса Христа – Иоанн - всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению. Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.

На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей. Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.

“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.

Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа. Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение. Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

www.syl.ru

Образ Иоанна Крестителя в иконописи и живописи

«Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледносмугловатый, борода черная, менее чем средней величины, разделенная на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделенные на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». (Описание по подлиннику Фартусова).Мастерская Дионисия. 1502. Иоанн Предтеча

Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон игиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:

  • «Покайтеся приближибося царстие небесное»
  • «Азъ глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»
  • «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Немъ же азъ рехъ: по мне грядетъ Мужъ, иже предо мною бысть, яко первее мене бе».

Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:

  • Свиток в руках говорит о начале проповеди.
  • Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а кроме того является образным выражением Божественного дара предвидения.
  • Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью.
  • Может быть заменена другой чашей, в которой изображен Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28).
  • Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается царствие небесное, уже бо секира при корне дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа.
  • Горки, на фоне которых изображен Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

Мастерская Дионисия.1502. Иоанн Предтеча

Иоанн Креститель (византийская икона, 14 в)

Иоанн Креститель (византийская икона, 14 в)

Три обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. икона 14 в. Великая Лавра на АфонеТри обретения честной главы св. Иоанна Предтечи. икона 14 в. Великая Лавра на Афоне34 Феофан Грек Иоанн Предтеча, конец XIVФеофан Грек Иоанн Предтеча, конец XIV36 Андрей Рублев Святой Иоанн КрестительАндрей Рублев Святой Иоанн Крестительикона КрещениеИкона КрещениеИкона Св. Иоанна Предтечи Афон
Икона Св. Иоанна Предтечи Афон

В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец его правой руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.

Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелиям), а прекрасным юношей, что имеет исток в традиционной любви этого периода кандрогинности и гомоэротизму.

1 Джотто Росписи капеллы дель Арена в Падуе, 1305-08Джотто Росписи капеллы дель Арена в Падуе, 1305-1308

2 Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа, 1473___1478

Андреа Верроккьо и Леонардо да Винчи. Крещение Христа, 1473 - 1478

3 Иероним Босх Иоанн Креститель в пустыне, 1505Иероним Босх Иоанн Креститель в пустыне, 1505

4 Леонардо да Винчи Иоанн Креститель, 1513-1516Леонардо да Винчи Иоанн Креститель, 1513-1516

5 Леонардо да Винчи Иоанн Креститель с атрибутами Вакх. 1513-1516Леонардо да Винчи Иоанн Креститель с атрибутами Вакх.  1513-1516

6 Луис де Моралес Иоанн Креститель, 1565

Луис де Моралес. Иоанн Креститель, 1565

7 Рафаэль Мадонна с розой, 1518Рафаэль Мадонна с розой, 1518

8 Рафаэль Малое святое семейство, 1518-1519.Рафаэль Малое святое семейство, 1518-1519

9 Рафаэль Санти Мадонна Альба, 1511

Рафаэль Санти. Мадонна Альба, 1511

10 Рафаэль Санти Мадонна Альдобрандини, 1510Рафаэль Санти. Мадонна Альдобрандини, 1510

11 Рафаэль Санти Мадонна в голубой диадеме, 1510-1511Рафаэль Санти. Мадонна в голубой диадеме, 1510-1511

12 Рафаэль Санти Мадонна дель Импанната, 1513-1514Рафаэль Санти. Мадонна дель Импанната, 1513-1514

13 Рафаэль Санти Мадонна Диоталлеви, 1504.Рафаэль Санти. Мадонна Диоталлеви, 1504

14 Рафаэль Санти Прогулка Мадонны, между 1516 и 1518Рафаэль Санти. Прогулка Мадонны, между 1516 и 1518

15 Рафаэль Санти Проповедующий Иоанн Креститель, 1505Рафаэль Санти. Проповедующий Иоанн Креститель, 1505

16 Рафаэль Санти Святой Иоанн Креститель, 1516Рафаэль Санти. Святой Иоанн Креститель, 1516

17 Тициан Вече__ллио Иоанн Креститель, 1542Тициан Вечеллио. Иоанн Креститель, 1542

18 Питер Брейгель Старший Проповедь Иоанна Крестителя, 1566Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя, 1566

19 Эль Греко Святой Иоанн Креститель, 1577-79Эль Греко. Святой Иоанн Креститель, 1577-79

20 Аньоло Бронзино Иоанн Креститель, 1553Аньоло Бронзино. Иоанн Креститель, 1553

21 Микела__нджело Меризи да Караваджо Отсечение главы Иоанна Предтечи, 1608Микела́нджело Меризи да Караваджо. Отсечение главы Иоанна Предтечи, 1608

22 Микеланджело Меризи да Караваджо Иоанн Креститель, 1602Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1602

23 Микела__нджело Меризи да Караваджо Иоанн Креститель, 1604Микела́нджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1604

24 Микеланджело Меризи да Караваджо Иоанн Креститель, 1610Микеланджело Меризи да Караваджо. Иоанн Креститель, 1610

25 Эль Греко Иоанн Креститель, 1600-1605Эль Греко. Иоанн Креститель, 1600-1605

26 Бартоломе Эстебан Мурильо Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1660Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1660

27 Рени Гвидо Иоанн Креститель, 1635-1640Рени Гвидо. Иоанн Креститель. 1635-1640

28 Рени Гвидо Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1640Рени Гвидо. Святой Иоанн Креститель в пустыне, 1640

29 Бернардо Строцци Святой Иоанн Креститель, 1620Бернардо Строцци. Святой Иоанн Креститель, 1620

30 Никола Пуссен Иоанн Креститель крестит людей, 1635Никола Пуссен. Иоанн. Креститель крестит людей, 1635

А. Иванов Явление Христа народу 1836-1857 ггА. Иванов .Явление Христа народу 1836-1857 г

31 Вячеслав Иванов Голова Иоанна Крестителя (фрагмент картины Явление Христа народу), 1837___1857А. Иванов. Голова Иоанна Крестителя (фрагмент картины Явление Христа народу), 1837—1857

32 Михаил Врубель Иоанн Креститель, 1904Михаил Врубель. Иоанн Креститель, 1904

Источник

sretenie-portal.livejournal.com

"Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картины

В исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков – 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее достижениями в самых различных областях культуры и общественной деятельности.

Высокое Возрождение

В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и феодальными войнами, вдруг происходит выброс духовности – эпоха Возрождения Леонардо да Винчи. В одно и тоже время по улицам ходит мрачный Микеланджело и веселый, окруженный компанией друзей, Рафаэль. Во Флоренции одновременно получают заказ на роспись собора Микеланджело и Леонардо да Винчи, а наблюдать за ходом работ поручают молодому подающему надежды чиновнику Никколо Макиавелли. Ну, разве это не выброс духовности? Идеалы красоты античности с ее точно выверенными математическими пропорциями статуй и зданий становятся образцом для деятелей искусства. Но они подходят к этому творчески, с большой фантазией, заимствуя только то, что считают возможным и уместным, творчески перерабатывая греко-римское наследие.

Творческое наследие Леонардо

Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Он позиционировал себя в основном не как живописец, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например, или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. К инженерным достижениям Леонардо да Винчи относят многочисленные чертежи, по которым можно построить аэроплан.иоанн креститель леонардо да винчи Человек должен летать, считал этот гений. К числу его инженерных изобретений относят парашют, телескоп с двумя линзами, легкие переносные мостки для армии и многое другое. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Живя в последние годы во Франции, Леонардо да Винчи организовывал придворные праздники, создавал план нового королевского дворца, одновременно менял русло двух рек и планировал канал между ними.

Искусство

По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Произведения, дошедшие до наших времен, относительно немногочисленны.леонардо да винчи произведения Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно, изображает не его. Да Винчи и работал медленно, и уделял живописи мало времени. Но его разработки в области художественной области так велики и значимы, что находятся на недосягаемой высоте вплоть до наших дней. Его размытые линии, воздушное пространство, окружающие все фигуры и предметы на изображениях, – это то, как мы видим изображаемые предметы в жизни.

Записные книжки

Он носил их постоянно и пришедшую мысль записывал тайным письмом, изобретенным, конечно, им самим. Еще никто до конца не расшифровал записи Леонардо да Винчи. За всю его жизнь собралось около ста двадцати таких книжек, в которых записаны и басни, и анекдоты. В них есть чертежи, эскизы. Главным считал Леонардо не книжные знания, а познание закономерностей и вещей. Очень велико оказалось его стремление двигать науку вперед.

Рукописи

До наших дней дошли рукописи Леонардо, которые он писал не правой, а левой рукой. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Он писал не на научной латыни, а на разговорном итальянском языке своего времени – сжато, кратко, точно. Язык его богат, ярок и выразителен.картина иоанн креститель леонардо да винчи Поэтому, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Для наших современников по-прежнему актуален написанный им «Трактат о живописи». До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.

Картина на доске

Картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи написана ореховым маслом по дереву в 1508-1513 годах. Ее размер 69 х 57 см. Надо сказать, что в те времена к материалам для живописи было совсем иное отношение. Масло стояло и выбеливалось на солнце лет пятьдесят. По шестьдесят, а то и более, лет сушились доски. А краски художник составлял сам, применяя кристаллы, истолченные в порошок.

Итак, описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».описание картины леонардо да винчи Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Свет на него падает слева. Указательным пальцем правой руки он указывает на крест, его типичный атрибут, и на небо, как бы приглашая зрителя поразмышлять над пришествием Христа и подготовиться к его приходу. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Одежда отшельника – меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи имеет длинные кудрявые волосы, которые ниспадают на плечи. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.

Первые упоминания о картине "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию, и та неплохо сохранилась. А после и его смерти родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Так эта работа оказалась в Лувре. Но позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни короля она уже оказывается в Германии, но не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и она вновь появляется во Франции. И теперь находится в экспозиции Лувра.

fb.ru

500 лет назад Леонардо да Винчи закончил картину «Иоанн Креститель» — EA Culture

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.

В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1514-1516. Масло, дерево. 69х57 см. Лувр, Париж.Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1514-1516. Масло, дерево. 69х57 см. Лувр, Париж.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).

Но при этом он решительно меняет содержание самого образа,  придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.

Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения. На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.

«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498. 460х880 см. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан. Фрагмент. Перст, воздетый к небу.Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498. 460х880 см. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан. Фрагмент. Перст, воздетый к небу.

 

Леонардо да Винчи. Ангел во плоти. 1513-1516. Рисунок. Лувр, Париж.Леонардо да Винчи. Ангел во плоти. 1513-1516. Рисунок. Лувр, Париж.

 

Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.

eaculture.ru

Иоанн Креститель: иконы и картины

«Велиим гласом в пустыни вопиет Предтеча: / Христу уготовайте пути / и стези Богу нашему правы соделайте, верою взывающе: / несть свят, якоже Бог наш»

(из Канона Крещению Господню, глас 2)

Собор Иоанна Предтечи – так называется праздник, который Церковь отмечает 20 января на следующий день после Крещения Господня.

Последний из ветхозаветных пророков, чья проповедь ознаменовала переход к Новому Завету. Тот, о котором «сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3), и о котором Господь Иисус Христос сказал «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11). Образ святого Иоанна Предтечи с древних времен занимал важное место в иконографии и  творчестве художников.

 

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. XVI в

Иоанн Предтеча Ангел Пустыни. XVI в

Иоанн Креститель. Фреска. Монастырь XIV век.

Иоанн Креститель. Фреска. Монастырь XIV век.

Иоанн Предтеча. Икона. Вторая половина VI в. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев

Иоанн Предтеча. Икона. Вторая половина VI в. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев

Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар

Иоанн Креститель. Византия. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар

Се Агнец Божий. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, прор. с Богомладенцем. Россия. XVIII в.

Се Агнец Божий. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, прор. с Богомладенцем. Россия. XVIII в.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. XVII в. Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. XVII в. Церковь Воскресения на Дебре в Костроме

Иоанн Креститель. Византия. XIII в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины

Иоанн Креститель. Византия. XIII в. Египет. Синай, монастырь св. Екатерины

Монастырь Св. Екатерины, Синай

Монастырь Св. Екатерины, Синай

Иоанн Креститель. Византия. Афон. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар

Иоанн Креститель. Византия. Афон. XIV в. Греция. Афон, монастырь Хиландар

Иоанн Креститель. Византийская икона, XIV век

Иоанн Креститель. Византийская икона, XIV век

Деисис. Триптих Арбавиля. Византия, ок. 950 г.

Деисис. Триптих Арбавиля. Византия, ок. 950 г.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490.

Гертген тот Синт Янс. Иоанн Креститель. ок.1490.

Лукас ван Лейден. Иоанн Креститель в пустыне. 1513

Лукас ван Лейден. Иоанн Креститель в пустыне. 1513

Якопо дель Конте. Проповедь Иоанна Крестителя

Якопо дель Конте. Проповедь Иоанна Крестителя

Маттиа Прети. Проповедь Иоанна Крестителя

Маттиа Прети. Проповедь Иоанна Крестителя

Франческо Солимена. Святой Иоанн Креститель

Франческо Солимена. Святой Иоанн Креститель

Рембрандт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1635

Рембрандт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1635

Хуан Фернандес де Наваррете. Иоанн Креститель в темнице

Хуан Фернандес де Наваррете. Иоанн Креститель в темнице

Джованни Баттиста Пьяццетта. Иоанн Креститель

Джованни Баттиста Пьяццетта. Иоанн Креститель

Паоло Веронезе. Проповедь Иоанна Крестителя

Паоло Веронезе. Проповедь Иоанна Крестителя

Тьеполо Джованни Баттиста. Проповедь Иоанна Крестителя

Тьеполо Джованни Баттиста. Проповедь Иоанна Крестителя

Иероним Босх. Cвятой Иоанн Креститель в размышлении. 1504-1505

Иероним Босх. Cвятой Иоанн Креститель в размышлении. 1504-1505

Альвизе Виварини. Святой Иоанн Креститель. Ок 1475

Альвизе Виварини. Святой Иоанн Креститель. Ок 1475

Антон Рафаэль Менгс. Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне.

Антон Рафаэль Менгс. Св. Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне.

Якопо дель Селлайо. Святой Иоанн Креститель. 1485

Якопо дель Селлайо. Святой Иоанн Креститель. 1485

Франсиско Пачеко. Иоанн Креститель. 1608

Франсиско Пачеко. Иоанн Креститель. 1608

Ганс Мемлинг. Диптих Иоанна Крестителя и Св. Вероники. Иоанн Креститель, левое крыло. 1470

Ганс Мемлинг. Диптих Иоанна Крестителя и Св. Вероники. Иоанн Креститель, левое крыло. 1470

Бернский мастер гвоздики. Иоанн Креститель в пустыне

Бернский мастер гвоздики. Иоанн Креститель в пустыне

Пьер Франческо Мола. Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Ок 1650-55

Пьер Франческо Мола. Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне. Ок 1650-55

Адам ван Ноорт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1601

foma.ru

Описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»

Описание картины Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель»

«Иоанн Креститель» – картина, принадлежащая кисти Леонардо Да Винчи, итальянского художника эпохи Возрождения. Данная картина, написанная маслом, относится к более позднему периоду творчества художника и свидетельствует не только о творческом упадке Да Винчи, но и об окончании самой эпохи Возрождения. Это отчетливо видно по характеру образа Иоанна и по тому, что на заднем плане отсутствует привычный пейзаж.

«Иоанн Креститель» был написан в то время, когда Леонардо проводил время в Амбуазе в усадьбе Клу, окруженный почетом и вниманием. Но сам Да Винчи не испытывал особого удовлетворения от своего творчества. Более того, он многократно дорисовывал и перерисовывал многие картины, которые привез с собой. Судя по всему, и эта картина связана с творческим упадком художника.

На картине изображен юноша, у которого одна рука обращена к небу, а второй он прижимает к груди крест. Темный фон удивительным образом контрастирует с освещенной фигурой молодого человека, что придает картине еще больше загадочности и таинственности.

Многие критики и художники, приезжающие к Леонардо Да Винчи, восхищались его творчеством, но картина «Иоанн Креститель» вызвала у них, по крайней мере, немалое удивление. Слишком уж отличался получившийся образ от привычного, канонического. Изображенный на картине юноша, с вызывающей двусмысленной улыбкой никак не был похож на сурового аскета с длинной бородой. Стоит отметить, что такая улыбка была присуща всем лицам на картинах, которые относятся к позднему творчеству художника.

Картина «Иоанн Креститель» несет в себе некий иронический мотив, который производит на зрителя какое-то двусмысленное впечатление, вызванное, в первую очередь, отсутствием живописного пейзажа и образом цветущего молодого человека.

opisanie-kartin.com

Иоанн Креститель. Описание картины Леонардо да Винчи

Создавая свои полотна, Леонардо да Винчи постоянно экспериментировал, пробуя новые стили, новые техники, сюжеты и выходя за привычные рамки современного искусства.

Заметив, что светлое кажется еще более выразительным на темном неосвещенном фоне, великий гений эпохи Возрождения решает создать картинку без привычного пейзажного фона, использовав темное не освещенной пространство позади главного персонажа картины.

Отсутствие природы и прочих отвлекающих глаз зрителя элементов, сосредотачивает внимание исключительно на главной фигуре произведения, написанного на деревянной основе, – Иоанне Крестителе.

Картина производила неоднозначное впечатление на современников великого гения на только из-за отсутствия классического итальянского пейзажа, но и потому, что за Иоанном Крестителем закрепился образ сурового аскета-старца с длинной седой бородой астенического телосложения и одетого в длинные скромные одежды.

Образ пышущего здоровьем, физической привлекательности и миловидного, практически женственного, лица юноши смущал ценителей таланта да Винчи.

Длинные волнистые волосы, оголенное женственное плечо, наклон головы и блуждающая таинственная улыбка в сочетании с манящим светом глаз – буквально все разительно отличалось от концепции предшественника Иисуса Христа, проложившего путь посланнику Господа на земле.

Иоанн кисти Леонардо больше напоминает ангела, сошедшего с небес, несущего благую весть людям, но оставляя зрителя с весьма двусмысленными впечатлениями.

Указывающий перст – излюбленные элемент многих произведений да Винчи, перекочевывающий из одного произведения в другое. Иоанн не только показывает указательным пальцем на небеса, давшие ему могущественные силы, предрекая скорое рождения чудесного ребенка, что придет освободит человечество, пожертвовать собственной жизнью.

На левое плечо Иоанна наброшена темная шерстяная ткань, придерживаемая другой рукой. Из-за контраста между пятнистой тканью и темного дымчатого фона, трудно понять цвет одеяний святого.

Также ускользает от взгляда тонкий изящный деревянный крест, сделанный из тростника, который Креститель прижимает вместе с тканью к груди изящным жестом левой руки. Основные линии корпуса и правой руки создают второй визуальный крест светлых форм, подчеркивая основной религиозный мотив картины, выполненной маслом на дереве.

Противоречивость произведения скрывается в том, что христианская религия приносится в мир физически привлекательным юношей с резко выраженными феминистическими формами, жестами и выражением лица.

Другой необычностью было разрывать привычную связь человека с природой, передавая эмоции и чувства перетекающие между ними, подчеркивая и усиливая эту взаимосвязь. Даже у современного зрителя эта картина вызывает некое чувство неловкости.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Похожие записи

design-kmv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта