Описание картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Худяков картины


ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений).

Открыть доступ

В.Г.ХУДЯКОВ

(1825 – 1871)

В 1856 году начинающий коллекционер Павел Михайлович Третьяков сделал своё первое приобретение для будущей галереи. Этим произведением оказалась картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Василия Худякова. 

Так имя этого мастера оказалось вписано в историю русского искусства. Худякову в 1856 исполнилось всего тридцать лет, но он уже пользовался большим успехом в художественных кругах. Его карьера складывалась очень успешно – живописец быстро получал звания: академика, потом (в 1861) и профессора, он имел многочисленных заказчиков, в том числе и в лице императора Николай I, почти на каждой академической выставке тех лет появлялись его произведения.

Заслуга Худякова состояла в том, что он, работавший преимущественно в жанре исторической и религиозной живописи, обращался к современным сюжетам, пытаясь реально их трактовать. Именно такой картиной и была ««Стычка с финляндскими контрабандистами», привлекшая внимание критиков не только художественными достоинствами, но и оригинальностью сюжета.

Валерий Худяков был одним из первых знакомых Павла Третьякова в среде петербургских художников, многие отмечали, что он был для Третьякова безусловным авторитетом, что Павел Михайлович «ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы».

Со временем все поменялось. П.М.Третьяков получил бесценный опыт коллекционера, который в сочетании с безупречным вкусом позволял ему все реже прибегать к помощи друзей-художников. К тому же В.Худяков негативно относился к творчеству таких мастеров, как Пукирев, Перов, Ге, Крамской, за творчеством которых Павел Михайлович с интересом следил и произведения которых все чаще приобретал в своё собрание.

Худяков съездил в Италию, потом два года провел в Москве, и окончательно переехал в С.Петербург. Его новые картины вызывали критику и обвинения в сухом академизме, в чрезвычайной красивости и салонности, в поверхностном взгляде на действительность. Судьба, до селе благоволившая художнику, стала ему жестоко изменять — последние годы художник прожил в одиночестве и практически в полной нищете.

При всей критике позднего периода его творчества, нельзя не отметить важную роль Василия Худякова в истории русского искусства как органической части художественного процесса в отечественном искусстве середины 19 века. Он ярко проявил себя в создании новой жанровой разновидности – историко-бытовой картины и как незаурядный портретист. И, конечно, он навсегда останется Первым – автором первой картины великой галереи.

Василий Григорьевич Худяков родился 24.12.1825 (05.01.1826 по новому стилю) в селе Акшуат Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина. Первоначальное художественное образование получил в Строгановском училище, куда был определен в 1842 году.

Учился в Московском училище живописи и ваянии (конец 1843-1847), в 1847 за рисунок с натуры был награжден ИАХ большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Состоял вольнослушающим учеником ИАХ (1848-1850) в классе исторической живописи у А.Маркова.

В 1851 за портрет ректора ИАХ А.И.Мельникова удостоен звания академика. В начале 1850-х годов участвовал в росписях Исаакиевского собора в С.-Петербурге, а также других храмов в различных городах России.

В 1856-1860 на собственные средства совершил поездку по Германии, Франции, Италии, жил преимущественно в Риме и Неаполе. В 1860 возвратился в Россию, за исполненную в Италии картину «Игроки в шары» получил звание профессора. С марта 1860 по январь 1862 преподавал в МУЖВ в классе исторической живописи. В 1869 совершил путешествие по Волге, собирая материал к своей последней большой картине «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань».

 

1. Худяков Василий "Девочка в русском костюме" 1844 Холст, масло 71,5х56,5 Ульяновский художественный музей 1. Худяков Василий «Девочка в русском костюме» 1844 Холст, масло 71,5х56,5 Ульяновский художественный музей2. Худяков Василий "Старик с палкой" 1844 Холст, масло 66,5х53,5 Ульяновский художественный музей 2. Худяков Василий «Старик с палкой» 1844 Холст, масло 66,5х53,5 Ульяновский художественный музей 3. Худяков Василий "Мужской портрет" 1844 Бумага, акварель 27,7х22,3 Курская государственная картинная галерея
3. Худяков Василий «Мужской портрет» 1844 Бумага, акварель 27,7х22,3 Курская государственная картинная галерея4. Худяков Василий "Женский портрет" 1847 Бумага, акварель 27,6х21,6 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 4. Худяков Василий «Женский портрет» 1847 Бумага, акварель 27,6х21,6 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 5. Худяков Василий "Мифологическая сцена (Пан обучает Дафниса игре на свирели)" Бумага, сепия, перо, кисть, белила 21,9х15,9 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
5. Худяков Василий «Мифологическая сцена (Пан обучает Дафниса игре на свирели)» Бумага, сепия, перо, кисть, белила 21,9х15,9 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань6. Худяков Василий "Торс Лаакона. Рисунок с гипсового слепка" 1849 Бумага, итальянский карандаш 62х43,8 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 6. Худяков Василий «Торс Лаакона. Рисунок с гипсового слепка» 1849 Бумага, итальянский карандаш 62х43,8 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 7. Худяков Василий "Лежащий натурщик" 1840-е Бумага, итальянский карандаш, мел 43х60 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 7. Худяков Василий «Лежащий натурщик» 1840-е Бумага, итальянский карандаш, мел 43х60 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань8. Худяков Василий "Натурщик, опирающийся на подставку с драпировкой" 1840-е Бумага, итальянский карандаш 70,7х55,1 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
8. Худяков Василий «Натурщик, опирающийся на подставку с драпировкой» 1840-е Бумага, итальянский карандаш 70,7х55,1 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань 9. Худяков Василий "Пастух и крестьянка" 1849 Холст, масло 34х27 Государственный Русский музей 9. Худяков Василий «Пастух и крестьянка» 1849 Холст, масло 34х27 Государственный Русский музей10. Худяков Василий "Портрет А.С.Каминского" 1850 Холст, масло 81,6х68,8 Государственная Третьяковская галерея
10. Худяков Василий «Портрет А.С.Каминского» 1850 Холст, масло 81,6х68,8 Государственная Третьяковская галерея 11. Худяков Василий "Портрет неизвестной" 1852 Холст, масло 72,6х58,4 Государственная Третьяковская галерея 11. Худяков Василий «Портрет неизвестной» 1852 Холст, масло 72,6х58,4 Государственная Третьяковская галерея12. Худяков Василий "Портрет неизвестной с шляпой в руке" Холст, масло Владимиро-Суздальский музей-заповедник 12. Худяков Василий «Портрет неизвестной с шляпой в руке» Холст, масло Владимиро-Суздальский музей-заповедник 13. Худяков Василий "Женский портрет" 1853 Холст, масло 73х56 Частное собрание 13. Худяков Василий «Женский портрет» 1853 Холст, масло 73х56 Частное собрание14. Худяков Василий "Стычка с финляндскими контрабандистами" 1853 Холст, масло 95,6х133,6 Государственная Третьяковская галерея
14. Худяков Василий «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853 Холст, масло 95,6х133,6 Государственная Третьяковская галерея 15. Худяков Василий "Портрет неизвестной" 1856 Холст, масло 73,4х60,5 Государственная Третьяковская галерея 15. Худяков Василий «Портрет неизвестной» 1856 Холст, масло 73,4х60,5 Государственная Третьяковская галерея16. Худяков Василий "Римская Кампанья. Окрестности Рима" 1857 Холст, масло 55,7х73,4 Государственная Третьяковская галерея 16. Худяков Василий «Римская Кампанья. Окрестности Рима» 1857 Холст, масло 55,7х73,4 Государственная Третьяковская галерея 17. Худяков Василий "В Олевано. Этюд" 1850-е Бумага на холсте, масло 28,2х42,2 Государственная Третьяковская галерея
17. Худяков Василий «В Олевано. Этюд» 1850-е Бумага на холсте, масло 28,2х42,2 Государственная Третьяковская галерея18. Худяков Василий "Итальянский пейзаж" 1858 Холст, масло 73х55,5 Государственная Третьяковская галерея 18. Худяков Василий «Итальянский пейзаж» 1858 Холст, масло 73х55,5 Государственная Третьяковская галерея 19. Худяков Василий "Фиговое дерево" Холст, масло 55,5х73,5 Симферопольский художественный музей 19. Худяков Василий «Фиговое дерево» Холст, масло 55,5х73,5 Симферопольский художественный музей20. Худяков Василий "Итальянка" 1857 Холст, масло Иркутский художественный музей
20. Худяков Василий «Итальянка» 1857 Холст, масло Иркутский художественный музей 21. Худяков Василий "Странствующие музыканты" 1858 Холст, масло 114,8х99,8 Ульяновский художественный музей 21. Худяков Василий «Странствующие музыканты» 1858 Холст, масло 114,8х99,8 Ульяновский художественный музей22. Худяков Василий "Карнавал в Риме. Этюд" 1858 Холст, масло 42,5х53 Ульяновский художественный музей 22. Худяков Василий «Карнавал в Риме. Этюд» 1858 Холст, масло 42,5х53 Ульяновский художественный музей 23. Худяков Василий "Игра в шары. Сцена из римского народного быта" 1860 Холст, масло 149х198 Музей русского искусства, Киев
23. Худяков Василий «Игра в шары. Сцена из римского народного быта» 1860 Холст, масло 149х198 Музей русского искусства, Киев24. Худяков Василий "Пейзаж с пиниями" 1860 Бумага, карандаш, белила, черная акварель 19,2х29,1 Ульяновский художественный музей 24. Худяков Василий «Пейзаж с пиниями» 1860 Бумага, карандаш, белила, черная акварель 19,2х29,1 Ульяновский художественный музей 25. Худяков Василий "Часовня в итальянском селении" Вторая половина 1850-х Холст, масло 28,5х41,5 Государственный Русский музей 25. Худяков Василий «Часовня в итальянском селении» Вторая половина 1850-х Холст, масло 28,5х41,5 Государственный Русский музей26. Худяков Василий "Сатиры в Аркадии счастливой" Конец 1850-х - начало 1860-х Картон, масло 21,4х28,9 Государственная Третьяковская галерея 26. Худяков Василий «Сатиры в Аркадии счастливой» Конец 1850-х — начало 1860-х Картон, масло 21,4х28,9 Государственная Третьяковская галерея 27. Худяков Василий "Сатиры в Аркадии счастливой" 1861 Картон, масло 21,6х29,5 Государственная Третьяковская галерея 27. Худяков Василий «Сатиры в Аркадии счастливой» 1861 Картон, масло 21,6х29,5 Государственная Третьяковская галерея28. Худяков Василий "Нападение дикого кабана" Холст, масло 79х62 Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии 28. Худяков Василий «Нападение дикого кабана» Холст, масло 79х62 Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии 29. Худяков Василий "Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань" 1870 Холст, масло 140х226,5 Ульяновский художественный музей 29. Худяков Василий «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань» 1870 Холст, масло 140х226,5 Ульяновский художественный музей30. Худяков Василий "У гробницы" 1871 Холст, масло 40,1х30,5 Государственная Третьяковская галерея 30. Худяков Василий «У гробницы» 1871 Холст, масло 40,1х30,5 Государственная Третьяковская галерея ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений). ХУДЯКОВ Василий Григорьевич – Галерея произведений (30 изображений).

cultobzor.ru

«Искусство глубокого погружения. Константин Худяков» в Галерее «Нагорная»

«Искусство глубокого погружения» – проект, который демонстрирует новейшие цифровые технологии, используемые в современном искусстве. С помощью персонального электронного устройства (смартфон, планшет) зритель получит возможность погрузиться в скрытый визуальный и анималистический ресурс произведения, а также в интерактивном режиме самостоятельно перемещаться в возникающей 3-D сцене, насыщенной спецэффектами, динамикой и звуком.

 

Технология добавленной виртуальности придает картине абсолютно новые, до этого невозможные, качества и свойства.

«На мой взгляд, успешная попытка актуализировать художественные практики через активное использование цифровых технологий заслуживает уважения и самого внимательного изучения. Уверен, что инновации в области художественного языка, в том числе, в части цифровых технологий, позволят изобразительному искусству не только сохранить, но приумножить потенциал дальнейшего развития, сообразуясь к реалиям и вызовам текущего дня в быстро меняющемся социуме» - комментарий Министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского.

 

В рамках выставочного проекта 17 января 2015 года в 14:00 состоится творческая встреча с Константином Худяковым.

Константин Худяков является лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, находящимся в поисках новейших технических течений, осваивающим самые прогрессивные программы и аппаратуру. Он является создателем нового вида искусства «Мульти-тач–арт», в котором воспроизведенная на интерактивном экране множественная последовательность цифровых фотографических изображений в авторской компьютерной обработке создает полное и сложное художественное произведение с особым визуальным и эмоциональным эффектом.

 

К. Худяков родился в январе 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Закончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленная архитектура»). После окончания института в 1971 г. по распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И. Ленина в Москве. С конца 90-х занимается искусством с применением цифровых технологий. Действительный член Российской академии художеств, президент Творческого Союза художников, заслуженный Художник РФ. Участник Московской и Венецианской биеннале современного искусства, многих российских и зарубежных выставок. Работы К.Худякова находятся в коллекции многих мировых музеев, в том числе: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, в музее Российской академии художеств.

 

Участники проекта: Михаил Заикин (проект «DIGITAL UTOPIA»), Илья Рыжков (группа «Луна парк»), Андрей Галкин, Алексей Горяев, Михаил Садовников, Яна Калнберзин, Евгений Афонин, группа «VИТАМИН» (Андрей Хуссид, Ярослав Дунаев, Сергей Шишолик, Вячеслав Семенуха, Илья Сретенский)

Презентация проекта - 18 декабря в 18:00

Время проведения с 19 декабря 2014 по 18 января 2015

 

Организаторы:

Галерея «Нагорная» начала свою работу в 1978 году. Это первая государственная галерея в Москве. Изначально галерея показывала преимущественно академическую живопись (cоцреализм, критический реализм, «суровый стиль», «левый» МОСХ), но с годами фокус сместился в сторону современных цифровых технологий, мультимедиа, инсталляций, фотографии. Многие проекты галерея осуществляет в сотрудничестве с крупнейшими московскими и региональными музеями, культурными фондами, творческими союзами, художественными ВУЗами, культурными центрами при посольствах разных стран, а также наследниками художников и коллекционерами. С 2014 года куратор Лариса Гринберг. (www. galereya-nagornaya.ru)

Творческий союз художников России – общественная организация, объединяющая пятнадцать тысяч профессиональных художников по всей России. ТСХР проводит выставки, издает каталоги и книги по искусству, проводит занятия и мастер-классы по живописи, рисунку и скульптуре для профессионалов и любителей, организует конференции, симпозиумы, аукционы, благотворительные мероприятия, реализует масштабные международные проекты с участием художников и кураторов из разных стран (www.tcxp.ru).

Адрес: Галерея «Нагорная» (ул. Ремизова, д.10, тел.: +7 (499) 123-65-69)

Время работы галереи: вт. – вс. 11:00–20:00

gallerix.ru

Художник недели. Константин Худяков

Двадцать лет назад бывший главный художник Музея Ленина, а позже участник горкомовской «двадцатки» Константин Худяков сменил кисть и аэратор на компьютер и оптику. Сегодня его цифровая живопись входит в число хитов AI Аукциона

Принять произведения Константина Худякова человеку, воспитанному на традиционных техниках живописи и графики, не просто. Цифровая живопись у нас приживается с трудом. Помню, всего год или два назад мы сами, на AI Аукционе, всем коллективом стояли в ступоре, размотав полутораметровый холст Худякова, напечатанный на плоттере. И название ж символичное: «Не ждали». С одной стороны, вещь впечатляющая — понятно сразу. Да и люди мы ко всему привыкшие. С другой — как прикажете ее продавать? У нас же сплошь предпочитают холсты, масло, бумагу, а тут вдруг диджитал принт — подписная распечатка на большом профессиональном принтере. Что скажут участники торгов? С ума, что ль, устроители посходили? Ну а дальше все шло практически по классическим фазам столкновения с неизбежным: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. В итоге решились: пусть покупатели рассудят. И не прогадали. С тех пор мы не раз уже продавали диковинные картины на металле и дорогие технологичные стереопанели (3D-картины в световых коробах, включающиеся по датчику движения). По оптике все было совершенно непривычно, но это как раз и понравилось серьезным коллекционерам. Так что наперед никогда не знаешь, как оно выйдет.

В творческой биографии художника вообще многое шло не гладко. В середине 1960-х студентом Московского архитектурного института Константин Худяков был увлечен идеями конструктивистов 1920-х годов: города будущего, дома-коммуны, Яков Чернихов, Иван Николаев.

Свой дипломный проект «Город будущего в Сибири», вместо планшетов и чертежей, Худяков представил комиссии в виде кинофильма (говорят, едва ли не впервые). Сделал бумажный макет города и снял его изнутри кинокамерой собственной конструкции — получилась иллюзия киноэкскурсии. Защита прошла блестяще. На свою беду, за пару лет до этого Худяков еще и выиграл студенческий конкурс на новый проект Музея В. И. Ленина, предложив идею исполинского титанового куба, напичканного электроникой, самой передовой для того времени. Почему на беду? Раз такой умный и прогрессивный, то ступай-ка по распределению главным художником в Центральный музей В. И. Ленина на Красной площади. По меркам советской художественной карьеры такое распределение суть выигрышный лотерейный билет, место хлебное. Но это вопрос амбиций. Кто-то скажет «пристроили», а кто-то — «упекли». Сам Худяков в одном из интервью вспоминал: «После защиты диплома меня без моего согласия “продали” по распределению в Центральный музей В. И. Ленина, где я до этого ни разу не был, обходил его стороной. Это была настоящая катастрофа, сравнимая разве что с двумя неудачными попытками поступить в Архитектурный институт. Десять лет я отработал в музее главным художником, первое время почти каждый день уходил с работы, сидел на фонтане у МАРХИ, дышал воздухом свободы».

В музее было много проектов, рутины, а собственные творческие планы пришлось отложить в долгий ящик. «А когда опомнился, было уже поздно. Огромное количество времени потеряно, самого драгоценного. В 1977-м я пришел в подвалы горкома графиков на Малой Грузинской улице. После того, как по “Голосу Америки” сообщили, что в выставках нонконформистов участвуют главные художники музеев Ленина и Маркса с Энгельсом Худяков и Шаров, меня начали вызывать на парткомы, вкатили выговор с занесением в личное дело... В конце концов я из музея ушел…»

Во времена рассвета «горкома» (санкционированной властями после скандала с «Бульдозерной выставкой» структуры для представителей неофициального искусства) Худяков входил в «двадцатку» — группу «Двадцать московских художников». Недавно о ней вспоминали в статье об Игоре Снегуре.

После «перестройки» Худяков занялся коммерческой галереей М’АРС, потом принял на себя обязанности функционера. Это сложная позиция, подразумевающая статус «свой среди чужих, чужой среди своих» с массой открытых упреков, да и разговоров за спиной. Особенно учитывая, что сейчас заслуженный художник РФ Константин Васильевич Худяков совмещает множество постов — члена Президиума Российской Академии художеств, президента общественной организации «Творческий Союз художников России» и председателя правления Центра современного искусства «М’арс». «Моя жизнь так складывалась, что я все время чем-то не тем занимался. То музей, то Союз художников. Потом галерейным делом увлекся, и мне казалось, что это не мешает писать картинки. Жуткое количество времени потрачено на эту общественную работу. Только в конце 1990-х занялся собственно творчеством. Но понял, что во многом уже опоздал: мозги зачерствели, вокруг все устаканилось, позиции и ниши были заняты».

Опоздал или не опоздал, но быстро наверстал. В 1997 году основным инструментом Константина Худякова стал компьютер, программы трехмерного моделирования, фотоаппарат и оптические приборы. Со временем его фирменным приемом стало использование образов и предметов реального мира для создания 3D-моделей, которые собираются в композицию и переносятся на плоский носитель. На выходе получается холст с цифровой печатью, металлический лист с 3D-проекцией или, что я считаю вершиной по убедительности, — стереопанель с умной подсветкой. Работа высокотехнологичная, командная. Художник отвечает за концепцию, образы, разработку 3D-моделей. Кто-то помогает подбирать ракурс. Кто-то отвечает за самую современную печать. Кто-то финансирует и реализует технологию создания узнаваемых стереопанелей. Способ производства можно критиковать как угодно, но сложно отрицать тот факт, что подобного у нас больше не делает никто.

Технология постоянно совершенствуется, но пока, пожалуй, вершиной «цифровой живописи» Худякова остается проект Предстояние/Deisis (2002—2004) — смоделированные художественные образы Христа, Богоматери, Предтечи, апостолов, равноапостольных и чудотворцев. В 2004 году проект показали в Новой Третьяковке на Крымском Валу, а позже на многих важных музейных и выставочных площадках.

Рынок произведений Худякова — это сфера преимущественно частных, внеаукционных сделок. Что касается публичных продаж, то первый период их активизации пришелся на 2011 год, когда были зарегистрированы непобитые и поныне рекорды на Phillips. Тогда двухметровая «Тайная вечеря» была продана за фантастические $76 000 (с этим результатом Худяков входит в рейтинг топ-100 ныне живущих русских художников). В тот же год фирменная стереопанель Худякова была продана в Лондоне дороже $40 000. Но это скорее исключительные случаи, на фоне очень благоприятной конъюнктуры и не у нас. После кризиса рабочий диапазон аукционных уходов холстов и металлических листов Худякова на нашем внутреннем рынке составляет 160 000–200 000 рублей. Знаем, о чем говорим: из топ-10 аукционных результатов Худякова семь — это уходы на AI Аукционе (остальные — Phillips). И пока рекорд внутреннего рынка — 400 000 рублей — это как раз цена за полутораметровую печать на холсте «Не ждали». То есть за ту самую работу, которая всех нас в свое время поставила в тупик.

Владимир Богданов, AI

Источники: khudyakovarch.ru, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Худяков Василий Григорьевич Картины биография Hudyakov Vasiliy

Худяков Василий Григорьевич — русский живописец, художник исторического, портретного и бытового жанра. Родился в 1825 году в селе Акшуат Корсунского уезда Симбирской губернии в семье крепостного крестьянина сенатора Ивана Петровича Поливанова. В 1842-1843 годах учился в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Стычка с контрабандистами Стычка с финляндскими контрабандистами, 1853, ГТГ Худяков Итальянка Итальянка, 1857, Иркутскийобластной художественный музей Иродиада с дочерью Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи, 1861 Неизвестная со шляпой в руке Портрет неизвестной со шляпой в руке, 1850-е годы, Владимиpо-Суздальский художественный музей

Непосредственным наставником Худякова стал профессор Федор Семенович Завьялов, пригласивший его к себе в помощники при расписывании зала Святых Сеней в Кремлевском дворце. За время пребывания в Московском училище Худяков создал ряд эскизов на библейские и бытовые темы, а также портреты "Старик с палкой" и "Девочка в русском костюме".

В 1847 за представленные работы в Императорскую Академию художеств Худяков был удостоен звания художника XIV класса и награжден большой серебряной медалью.

В 1848 году художник переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в Академию художеств. Худяков стал обучаться в классе исторической живописи у профессора Алексея Тарасовича Маркова.

Но в 1850 году Василий Худяков поспешил взять аттестат на звание свободного художника, право на который предоставляла ранее полученная серебряная медаль, и в связи с этим лишился возможности участвовать в академических конкурсах на получение золотой медали. В Петербурге Худяков писал преимущественно портреты и образа по частным заказам. В 1851 году за портрет ректора архитектуры Абрама Ивановича Мельникова (в музее Академии художеств) был признан академиком. В начале 1850-х годов Худяков участвовал в росписях Исаакиевского собора в Петербурге, храма имения Топорнина в Симбирской губернии в 1852 году, сельской церкви в имении князя Михаила Викторовича Кочубея в Саратовской губернии (1852–1853), храма в Тульском кадетском корпусе (1854–1855). Кроме того в эти годы художником были исполнены, помимо портретов разных лиц, картины: "Стычка с финляндскими контрабандистами" (Третьяковская галерея, Москва), "Гонение христиан на Востоке" (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и "Куликовская битва" (куплена московским собирателем древнерусских рукописей, книг и картин Алексеем Ивановичем Хлудовым).

Игра в шары Игра в шары,1860, Киевский музейрусского искусства, Украина Граф Шувалов Иван Иванович Первый президент Академии художеств граф Иван Иванович Шувалов, 1864, видоизмененный портрет с оригинала Ж.-Л. де Велли, зал Академии художеств Царица Сююмбике Плененная правительница Казанского ханства, царица Сююмбике, покидающая Казань, 1870, Ульяновский художественный музей

В 1856–1860 годах на собственные средства Худяков совершил поездку по Германии, Франции, Италии. Жил преимущественно в Риме и Неаполе до тех пор, пока Московское общество любителей искусства в 1860 году не вызвало его для занятий в должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В том же году за написанную в Италии по заказу графа Григория Александровича Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта "Игра в шары" Академия художеств возвела Худякова в звание профессора. Из произведений художника 1860-х годов достойны внимания картины: "Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи" (1861), "Тайное посещение" (1862), "Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион" (1867) и "Правительница Казанского ханства, царица Сююмбике, покидающая Казань" (1870).

Худяков не обладал особенно богатой фантазией, но был прекрасным рисовальщиком и колористом, умевшим прекрасно воспроизводить освещение и достигать большой рельефности изображаемых сцен и образов. Из работ художника, находящихся в общественных коллекциях, можно упомянуть этюды, писанные масляными красками, и две акварели: "Русские художники на карнавале в Риме" и "Проповедь в итальянской церкви" (в Русском музее в Санкт-Петербурге), а также картины "Стычка с финляндскими контрабандистами", "У гробницы" и "Этюд в Олевано, близ Рима" (в Третьяковской галерее в Москве).

Василий Григорьевич Худяков скончался от холеры в 1871 году в Санкт-Петербурге. Произведения художника хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Ульяновском областном художественном музее, Симферопольском художественном музее и в других картинных галереях.

smallbay.ru

художник Худяков Василий Григорьевич

Худяков (Василий Григорьевич, 1825 - 1871) - исторический, портретный и жанровый живописец, начал учиться в Строгановском училище технического рисования в Москве, откуда через полтора года перешел в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь ближайшим его наставником был профессор Ф.С. Завьялов , пригласивший его к себе в помощники при расписывании Святых Сеней в Кремлевском дворце.

 Еще в бытность свою в московском училище, Х., за присланные в императорскую академию работы, был награжден от нее большой серебряной медалью.

В 1848 г. он переселился в Санкт-Петербург и поступил вольноприходящим учеником в академию, но поспешил взять аттестат на звание свободного художника, на которое давала ему право упомянутая медаль, и через то лишился возможности конкурировать на золотые медали.

 В Петербурге он писал преимущественно портреты и образа по частным заказам и в 1851 г. за портрет ректора архитектуры А.И. Мельникова (находится в конференц-зале академии) был признан академиком.

После того им были исполнены, сверх портретов разных лиц и образов для церкви тульского кадетского корпуса и др. церквей, картины: "Финляндские контрабандисты" (находится в Третьяковской галерее в Москве), "Гонение христиан на Востоке" (приобретена императором Николаем I для подарка греческому королю Оттону) и "Куликовская битва" (куплена господином Хлудовым , в Москве). В 1857 г. Х. отправился в Италию, где провел, живя главным образом в Риме и Неаполе, четыре года - до тех пор, пока московское общество любителей искусства, в 1860 г., не вызвало его для занятия должности преподавателя в тамошнем училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году, за написанную в Италии, по заказу графа Г.А. Кушелева-Безбородки, картину из римского народного быта "Игра в шары", академия возвела Х. в звание профессора. В Москве он пробыл недолго и, возвратившись в Петербург, являлся со своими произведениями на академических выставках до самой своей смерти, последовавшей от холеры. Из числа этих произведений заслуживают быть упомянутыми: "Иродиада с дочерью, ожидающая главы святого Иоанна Предтечи" (1861), "Тайное посещение" (1862), "Кандиоты в ожидании прибытия парохода Аркадион" (1867) и "Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань" (1870). Х. не обладал особенно находчивой фантазией, но был прекрасный рисовальщик и колорист, хотя и несколько цветистый, но умевший сильно воспроизводить и достигать большой рельефности изображенного.

Однако последние его картины значительно слабее тех, которые написаны в Италии и в первое время по возвращении из нее. Из его работ, находящихся в общественных коллекциях, можно указать на несколько этюдов, писанных масляными красками и на две акварели: "Русские художники на карнавале в Риме" и "Проповедь в итальянской церкви", в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге, на вышеупомянутых "Финляндских контрабандистов", на картину "У гробницы" и на "Этюд в Олевано, близ Рима", в Третьяковской галерее, в Москве.  

Картины художника

petroart.ru

Описание картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Описание картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами»

Работа «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худяков вызывает интерес, в первую очередь, тем, что, наряду с картиной «Искушение» художника Николая Густавовича Шильдера, заложила начало знаменитой Третьяковской галереи. 10 мая 1856 года – день приобретения этих произведений Павлом Михайловичем Третьяковым считается датой основания галереи.

«Стычка с финляндскими контрабандистами» была написана в 1853 году. Худяков специализировался в исторической и портретной живописи. Изображения мастера не были богаты эмоционально сильными и интересными сюжетами, но это восполнялось удивительной игрой света, рельефностью запечатленных на холсте сцен и образов.

На картине запечатлён момент столкновения крестьян, промышляющих нелегальной торговлей, и группы пограничной стражи. Многие из жителей Финляндии занимались переправкой различных товаров, сбывая их с рук в Выборге. Люди годами избегали уплаты надлежащих пошлин и налогов.

При помощи четко продуманной композиции исход боя предрешён. Обречённость группы контрабандистов отражена в их смешанных и суетливых жестах. Оставшиеся на берегу люди в ужасе бегут, топча разбросанные предметы незаконного груза. Те, кто успел сесть в лодки, пытаются скрыться, яростно толкаясь и борясь за место в шлюпке.

Врывающийся на берег всадник, летящий и возвышенный над остальными, расположен по диагонали, сверху вниз, подчеркнутый яркими контрастными цветами. Колоритность его фигуре придают и неясные, скрытые дымкой, образы других солдат, плотной мрачной массой приближающейся к месту преступления.

Это художественное решение усиливает эффект внезапности захвата и тщетность сопротивления контрабандистов. Расплывчатый пейзаж на заднем плане озаряют первые предрассветные лучи, давая прочувствовать провал открывшейся аферы.

opisanie-kartin.com

Худяков Константин Васильевич - Музей современного искусства Эрарта

Сегодня творчество Константина Худякова любопытно рассмотреть как явление торжествующей цифровой эстетики.

Большинству авангардных видов искусства ХХ столетия мы обязаны появлению новых медиа. Возникшая в 50-е годы «цифровая живопись» являла собой скорее машинную графику из случайных комбинаций цифр и простейших изображений, в которых элемент случайности свидетельствовал о креативном начале машины, вступающем в сотворчество с человеком. Зарекомендовав себя в качестве авангардной художественной практики, осмысляющей актуальную по сей день проблему искусственного интеллекта, цифровая живопись долго оставалась искусством элитарным.

К 1970-м годам эксперименты с цифровым искусством уже прочно входят в творческие практики. Когда при помощи компьютера художники начали генерировать инопланетных монстров для эффектных сцен фантастических фильмов и видеоигр, авангардное цифровое искусство выродилось в китч.

Примерно в это же время к цифровому искусству обращается чуткий ко всем новшествам живописец Константин Худяков. Вероятно, художник открыл для себя цифровую живопись через моделирование. Важно отметить и архитектурную практику, которая лежит за плечами Константина Худякова. Компьютерная графика, позволяющая моделировать действительность, в настоящее время уверенно вытесняет рисунок и является неотъемлемым инструментом архитекторов.

В творчестве Константина Худякова авангардный футурологический пафос органично сочетается с визуальной эстетикой цифрового мифа.

Константин Худяков, по сути, является художником-визионером, предвосхитившим цифровой тоталитаризм и порабощение действительности глянцевой эстетикой, транслируемой гаджетами и масштабными рекламными конструкциями, поглощающими городскую среду.

Работа из коллекции музея современного искусства Эрарта «Прощание Славянки» —одно из произведений масштабного проекта Hotel Russia, посвященного эстетике советского тоталитаризма и утопической идее усовершенствования человеческого вида, путем клонирования или генной инженерии. Цифровой мир в работах Константина Худякова с аллюзией на безукоризненность и китч советского мифа, всегда сочетается с вставками фрагментов картины гипертрофированно изуродованной реальности. Сам автор называет свою серию Hotel Russia всероссийской цифровой кунсткамерой.

Концептуальные «принт-скрины» фантазий Константина Худякова, где фрагменты знакомой реальности пробиваются сквозь характерные для глянца цифровые эффекты, являются воплощением проблемы актуального и виртуального.

www.erarta.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта