Описание картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «1919 год. Тревога». Картина тревога
Culture and art
1919 год. Тревога
Картина Тревога Петрова-Водкина 1919 год
«1919 год. Тревога» — одна из последних картин большого мастера советского искусства Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939). Она создавалась долго. Художник искал мотив для выражения идеи. Первый эскиз «Тревоги» появился в 1925 году, а закончено полотно только в 1934 году.
На картине представлена семья. Вечер, только что поужинали. Маленький уже спит, девочку укладывают. Вдруг что-то случилось на дворе: то ли крик, то ли выстрел послышался — и все переменилось в обыденном течении жизни. Отлетело покойное и привычное, взметнулось сердце. Тревога!Образные средства реалистического искусства выявляют размышления художника о времени, когда «…ни возле человека, ни возле природы не было спокойствия». О времени, когда недавно свершившаяся революция требовала защиты.Основная композиционная ось картины проходит из ближнего левого угла в дальний правый. Это сразу же вызывает у зрителя ощущение настороженности.Каким же образом достигнута в произведении передача тревожного состояния людей?Пластическое решение сюжета таково, что каждый из персонажей и предметов в пределах изображения имеет свой динамический характер. Художник заставил заговорить самые незамысловатые предметы. Табурет в левом углу поставлен неустойчиво. С него соскальзывает, раскрываясь, газета с призывом на борьбу с Юденичем. Стол, край кровати, подушка и цветной занавес резко отсечены рамой.Все в картине пронизано явным и потенциальным движением. Мир комнаты, мир семейного уюта и мир за окном — мир большой и бурный.
К. Петров-Водкин. Первый эскиз картины «1919 год. Тревога». Разбавленная тушь. 1925
В глубокий сон погружен ребенок. Настороженно смотрит девочка. В тревоге и ожидании мать. Отец, целиком поглощенный происшедшим, готов немедленно устремиться на помощь. Может ли кто-то остаться в стороне?..В том же внутреннем ритме строится и цветовое состояние картины, подчеркивающее главное ее действие. Дробной цветности предметного мира противопоставлены большие цветовые вводы синего, врывающегося в окно, и красного в одежде женщины.Весомостью и плотным цветом отличаются фигуры матери и отца, в котором угадывается сходство с самим художником. Устойчиво возвышается мать посреди комнаты. Голова с округлым подбородком и тяжелым узлом волос энергично повернута навстречу опасности. Широкий вырез кофты открывает сильную шею. Полными руками она бережно обнимает девочку. Во всем этом беспокойном мире незыблема ее фигура — залог надежды и успеха будущего. Она придает картине устойчивость не только в композиционном плане, но и в смысловом: выравнивается внутренний строй картины, уравновешивает тревогу, вселяет уверенность.
К. Петров-Водкин. Рисунок фигуры рабочего для картины «1919 год. Тревога. Карандаш. 1934.
Конечно, легко связать этот сюжет с хорошо известными событиями гражданской войны. Однако здесь есть и более общий, социальный фон, который в начале 30-х годов, когда писалась картина, связан с приходом к власти германского нацизма. Можно говорить и о тревоге творческого плана самого автора.Петров-Водкин чутко реагировал на глубинные перемены в культуре, сказавшиеся еще до революции, на проявления в искусстве рассудочного интеллектуализма, ухода от больших социальных тем. Вполне зрелым мастером он искренне принял Октябрьскую революцию. Она обострила в художнике высокую гражданственность чувств. Вместе с другими художниками он оформляет город к празднику первой годовщины Октября. Участвует на выставках страны и за рубежом. Студенческий совет приглашает его в качестве профессора живописи в Академию художеств. Трудящиеся Ленинграда избирают депутатом Ленсовета, а художники — первым председателем своего Союза. Правительство высоко оценило его труд — Петров-Водкин одним из первых удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.Глубоко переживая напряженность революционных событий, Петров-Водкин стремился в своем искусстве показать грандиозность дел, свершавшихся на «планете Земля». Отсюда высокая его взыскательность к искусству живописи. Живопись, по его мнению, «не забава, не развлечение». В своих картинах художник стремился передать значительность происходящего, раскрыть философский смысл социалистической революции. И всегда для выражения идеи он находил мотивы в конкретных эпизодах реальной жизни. После грянувшей революции художник усматривал свою задачу в том, «чтобы посильно показать живой материал, из которого, — как говорил он, — строился я и мои однолетки». В картине «Тревога» художник философского склада К. С. Петров-Водкин нашел живописное решение одной из главных тем бурного времени первых лет Советской власти.
К. Петров-Водкин. Эскиз картины «1919 год. Тревога. Карандаш. 1934.
Описание картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»
1934 г.
Картина нарисована маслом на холсте. Художник изобразил бедную семью, в которой двое детей. Бедность подчеркивается окружающим интерьером: на окнах обычные тряпичные занавески на веревках, когда-то красивые розовые обои на стенах во многих местах оборвались и потрескались, обнажая убогие, некрасивые стены. Одежда всех домочадцев очень скромная, безликая, хотя и яркая по расцветке.
Но главный момент изображения совершенно не в бедности нарисованных персонажей. Главное – это стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Какое-то событие, способное перевернуть весь их налаженный скромный, но такой милый и уютный быт.
И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Оно угадывается в застывшей у окна фигуре отца, который в напряженной тишине вглядывается в ночную мглу, пытаясь разглядеть очертания наступающей беды. И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати, укрывшись красивым лоскутным одеялом.
Но чего они так боятся? Ответ найдем, если взглянем на название картины, данное ей художником. 1919 год, Гражданская война. Страшная, со слезами и горем, не щадящая ни семьи, ни отцов, ни детей. Именно она наводит ужас на всю эту крепкую, дружную и такую милую семью. В одночасье все может рухнуть, они могут лишиться друг друга, их хрупкий мир может сломаться. Вот что вызывает их тревогу. Это подтверждает и сам автор в интервью о своей картине.
В целом, картина получилась очень яркая и насыщенная и по палитре цвета, и по тематике и сюжету. Множество прорисованных мелких деталей обстановки комнаты, эмоции, отражающиеся на лицах членов семьи, поза, в которой стоит отец – все продумано автором до мелочей и очень выразительно.
opisanie-kartin.com
Картины, описание картин — Тревога. 1934
Описани е картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина : 1919 год. Тревога.Пояснения к статье М.Кантора "Как смотреть картины" или о “дьяволе” мелочей.: cultprosvet_mag
У Максима Кантора есть статья "Как смотреть картины". Статья, во многом, хорошая, открывшая для меня Петрова–Водкина, поднимающая важную тему “понимания” искусства. Ведь, по меньшей мере, странно слышать от посетителей того же Пушкинского музея, отстоявших час на морозе, реплики: “Ух ты, смотри какая коровка, ведь умели же делать…”. О каком зале музея идет речь? Правильно, это зал " Искуство Древнего Ближнего Востока".Так вот, Кантор как раз и пытается объяснить, что это значит — “смотреть картины”, но, как и многое, делает это лукаво, с массой фактических неточностей, подтасовок и пытаясь натянуть “сову на глобус”, примерно как Дмитрий Быков в отношении литературы. В рузльтате же получается прекрасная метафора состояния отечественной культуры. Любуемся. С одной стороны, “коровки”, с другой, издевательски–наплевательское отношение к населению со стороны тех, кто, собственно, и должен про “коровок” “объяснять”. И дело тут не в Канторе, он, кстати, далеко не худший вариант "элито", дело — в умирании “культуры” как культуры, в ее перерождении в собственное отрицание, в аппарат психологического насилия и манипулирования общественным мнением.Но вернемся к тексту "Как смотреть картины". Привожу из текста фрагменты с пояснениями:«1919 год. Тревога»- М.Кантор: «Теперь спросите себя: зачем художнику, который столь хронологически точен, писать в 1934 году сцену тревожного ожидания у окна – и назвать эту картину «Тревога 1919 год».
- «К 1934 году здоровье Петрова-Водкина несколько улучшается, он возвращается к активным занятиям живописью и создает одну из своих лучших картин позднего периода — "1919 год. Тревога" (1934, ГРМ), в которой вновь пронзительно звучит революционная тема. Уже упоминалось, что эскиз этой композиции был написан в 1926 году
- (первый эскиз–рисунок разведенной тушью восходит еще к осени 1925 года),
- но тогда не получил дальнейшего развития. Теперь, не меняя общего характера композиции, но уточнив ее первый план — главным образом постановку фигуры женщины, около которой появилась девочка, — Петров-Водкин мастерски воплощает свой замысел на большом холсте».
- М.Кантор: «Для чего в 1934 году изображать то, что было пятнадцать лет назад? Какой в этом специальный смысл?».
- «В том же 1926 году, развивая образную основу "Рабочих".
- Петров-Водкин приступает к небольшому циклу картин на темы гражданской войны и революции две из них стали важнейшими, этапными для всего его творчества советских лет. Первой работой цикла был эскиз композиции "1919 год. Тревога" (1926), получившей свое окончательное воплощение только восемь лет спустя.».
- М.Кантор: «И зачем указывать в картине – столь скрупулезно – дату? Разве для символиста – дата важна?».
- М.Кантор: «Вот, семья в ужасе высматривает что-то в ночное окно: ну, что они могут высматривать?».
- «К решению темы Петров-Водкин шел сложным и новым для него путем, отчасти намеченным в картине "Семья рабочего в первую годовщину Октября", стремясь создать, прежде всего, сильный чисто психологический эффект.
- Зритель может только догадываться о том, что происходит за занавешенными окнами комнаты, по позам и жестам персонажей: напряженно всматривающемуся в синеву ночи мужчине, застывшей, обратившейся в слух женщине, инстинктивно прижимающей к себе маленькую дочь».
- М.Кантор: «На первом плане смятая газета и надпись "Враг". Какой такой враг имеется в виду в 1934-м году – и кого и что высматривают ночью в темном окне, как не воронок? Это настолько просто, что додумались до этого уже почти все искусствоведы».
- «Рассказ о событии приобретает программное значение в живописи Петрова-Водкина. Со стереоскопической точностью воссоздан в "Тревоге" интерьер скудно обставленной комнаты питерского рабочего 1919 года. Ободранные розовые обои, лоскутное одеяло, под которым спит ребенок, кусок хлеба на столе, ходики в простенке — все говорит о том, что эта семья еще не выбралась из крайней нужды. Словно не доверяя своим возможностям пластическими средствами воссоздать тревожную атмосферу тех дней, художник кладет на табурет октябрьский (за 1919 год) номер петроградской "Красной газеты"
- со знаменитым призывом "Враг у ворот", звавшим рабочих Петрограда на защиту города от подступавшей к нему белой армии генерала Юденича.
- И все же, несмотря на почти беспрецедентное для Петрова-Водкина внимание в композиционной картине к реалиям (единственное исключение — упомянутая "Семья рабочего..."), думается, что выразительность здесь достигнута не столько за счет этих последних, сколько пластическими средствами. Ощущение внезапной тревоги, разлитое в комнате, передается и резким диссонирующим цветовым аккордом, и четким, словно озаренным мгновенной вспышкой света нарочито предметным миром картины, и психологически точными, взаимообусловленными движениями каждого ее персонажа. Сохранившиеся рисунки-штудии показывают тщательную отработку художником ключевой в композиции фигуры всматривающегося в уличную темноту рабочего — положение его рук, наклон спины, вся поза удивительно точны и выразительны.»
Продолжение следует.
Текст и иллюстрации из журнала Культпросветcultprosvet-mag.livejournal.com
Сочинение-описание картины Петрова-Водкина «1919 год. Тревога»
Картина нарисована маслом на холсте. Художник изобразил бедную семью, в которой двое детей. Бедность подчеркивается окружающим интерьером: на окнах обычные тряпичные занавески на веревках, когда-то красивые розовые обои на стенах во многих местах оборвались и потрескались, обнажая убогие, некрасивые стены. Одежда всех домочадцев очень скромная, безликая, хотя и яркая по расцветке.
Но главный момент изображения совершенно не в бедности нарисованных персонажей. Главное – это стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Какое-то событие, способное перевернуть весь их налаженный скромный, но такой милый и уютный быт.
И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Оно угадывается в застывшей у окна фигуре отца, который в напряженной тишине вглядывается в ночную мглу, пытаясь разглядеть очертания наступающей беды. И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати, укрывшись красивым лоскутным одеялом.
Но чего они так боятся? Ответ найдем, если взглянем на название картины, данное ей художником. 1919 год, Гражданская война. Страшная, со слезами и горем, не щадящая ни семьи, ни отцов, ни детей. Именно она наводит ужас на всю эту крепкую, дружную и такую милую семью. В одночасье все может рухнуть, они могут лишиться друг друга, их хрупкий мир может сломаться. Вот что вызывает их тревогу. Это подтверждает и сам автор в интервью о своей картине.
В целом, картина получилась очень яркая и насыщенная и по палитре цвета, и по тематике и сюжету. Множество прорисованных мелких деталей обстановки комнаты, эмоции, отражающиеся на лицах членов семьи, поза, в которой стоит отец – все продумано автором до мелочей и очень выразительно.
Рекомендуем посмотреть:
- < Назад
- Вперёд >
www.shollklass.ru
10 картин великих художников, которые заставят вас ужаснуться
Иногда просто интересно, что же происходило в голове художника, когда он создавал картины, полные тревоги и ужаса. Представляем вам подборку картин, которые заставят вас ужаснуться.
Сальвадор Дали «Лицо войны»
Художник создал картину после того, как была закончена гражданская война в Испании. Картина поражает ужасом и невероятной точностью представления войны такой, какая она есть на самом деле. Весь ужас, страх и тревога в глазах войны.
Ганс Руди Гигер «Некроном IV»
Художника Ганса Гигера долгие годы мучили ночные кошмары, справляться с которыми ему помогало рисование — все свои кошмары он переносил на бумагу. Интересно, что именно одна из картин Гигера вдохновила сценариста Дэна О’Бреннона на создание фильма «Чужой».
Теодор Жерико «Отрубленные головы»
Теодор Жерико — это совершенно другая история, которая шокирует даже самого равнодушного человека. Художнику очень нравилось рисовать мертвых людей, особенно процесс разложения трупа. Жерико специально договаривался с больницами и моргами, чтобы они разрешали приходить ему иногда и срисовывать тела людей.
Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына»
Гойя является одним из самых известных любителей мрачных сюжетов, которые выглядят куда более пугающе, чем все современные хорроры. Сатурн, который поедает собственного сына, является самой пугающей и неоднозначной картиной художника.
Вильям Бугро «Данте и Вергилий в аду»
Одна из самых страшных, но одновременно грандиозных картин Бугро, раскрывающая все ужасы путешествия Данте и Верлигия в аду.
Тициан «Наказание Марсия»
В центре сюжета картины Тициана история оригинального спора между Апалоном и Марсием, которые решили поспорить, какой же инструмент лучше? Кифара или флейта? Чье мастерство лучше? Сатира или Бога? За проигрыш Марсия, с него решили содрать кожу, но самое ужасное на холсте не это, а маленькая собачка, которая слизывает кровь с земли.
Ганс Мемлинг «Ад»
Картина немецкого художника стала одним из самых ужасающих творений своего времени. А надпись на картине добавляет еще больше ужасающего эффекта: «В аду искупления нет».
Рубенс «Сатурн, пожирающий своего сына»
Еще одно видение Сатурна, пожирающего своего сына, от талантливого художника Рубенса.
Густав Моро «Диомед, пожираемый своими конями»
Сцена из древнегреческой мифологии об одном из 12 подвигов Геракла. Именно этих неуправляемых лошадей должен был найти Геракл, для выполнения очередного подвига.
Иоганн Генрих Фюссли «Ночной кошмар»
«Ночной кошмар» Фюссли совершенно точно передает то ощущение, когда среди ночи просыпаешься от кошмара и долгое время не можешь придти в себя.
interesno.cc
Описание картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «1919 год. Тревога» Картины художников
1934 г.
Картина нарисована маслом на холсте. Художник изобразил бедную семью, в которой двое детей. Бедность подчеркивается окружающим интерьером: на окнах обычные тряпичные занавески на веревках, когда-то красивые розовые обои на стенах во многих местах оборвались и потрескались, обнажая убогие, некрасивые стены. Одежда всех домочадцев очень скромная, безликая, хотя и яркая по расцветке.
Но главный момент изображения совершенно не в бедности нарисованных персонажей. Главное – это стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. Какое-то событие, способное перевернуть весь их налаженный скромный, но такой милый и уютный быт.
И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Оно угадывается в застывшей у окна фигуре отца, который в напряженной тишине вглядывается в
ночную мглу, пытаясь разглядеть очертания наступающей беды. И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати, укрывшись красивым лоскутным одеялом.
Но чего они так боятся? Ответ найдем, если взглянем на название картины, данное ей художником. 1919 год, Гражданская война. Страшная, со слезами и горем, не щадящая ни семьи, ни отцов, ни детей. Именно она наводит ужас на всю эту крепкую, дружную и такую милую семью. В одночасье все может рухнуть, они могут лишиться друг друга, их хрупкий мир может сломаться. Вот что вызывает их тревогу. Это подтверждает и сам автор в интервью о своей картине.
В целом, картина получилась очень яркая и насыщенная и по палитре цвета, и по тематике и сюжету. Множество прорисованных мелких деталей обстановки комнаты, эмоции, отражающиеся на лицах членов семьи, поза, в которой стоит отец – все продумано автором до мелочей и очень выразительно.
Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 21:48:15
opisanie-kartin.iusite.ru