Художник недели: Хаим СутинARTinvestment.RU   30 мая 2013. Хаим сутин картины


Хаим Сутин. Ретроспектива - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Хаим Сутин. Хроника жизни и творчества

1893 (или 1894)

По одним сведениям, 9 июня, по другим – 13 января Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи (ныне – Республика Беларусь). Десятый из одиннадцати детей Сары и Залмана Сутиных.

1903–1909

Поступает в Академию Крюгера. «Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Крюгера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников» (Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним – Маревна).

1910

Переезжает в Вильно и поступает на трехлетний курс в Виленскую рисовальную школу И.П. Трутнева, признанную в 1904 году лучшей в России. «Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен), он не любил делать эскизы и вообще рисовать по общепринятым правилам художественных школ того времени» (Маревна). 

1911–1913

Покидает Вильно и вместе с Михаилом Кикоиным отправляется в Париж. Данные о дате приезда разнятся. Согласно первой прижизненной монографии о Сутине Вальдемара Жоржа, художник приехал в Париж в 1911 году. Самый скрупулезный исследователь жизни мастера Мишель ЛеБрен-Францароли, ссылаясь на архивы полиции, пишет, что он оказался там 9 июня 1913. По воспоминаниям Михаила Кикоина, они с Сутиным прибыли 14 июля 1912 года и первым их порывом было отправиться в Оперу Гарнье слушать «Аиду».

Сутин обосновывается в колонии художников «Улей». Его соседями становятся недолюбливавший земляка Марк Шагал, а также Хана Орлова и Жак Липшиц, считавшие своим долгом помогать и поддерживать художника.

Поступает в мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств.

1915

Скульптор Жак Липшиц знакомит Сутина с Амедео Модильяни, они становятся близкими товарищами. «Благодаря глубоким знаниям итальянского искусства он [Модильяни] был великолепным гидом по Лувру и познакомил Сутина с итальянскими примитивистами, художниками quattrocento, с Джотто, Боттичелли и Тинторетто, со всеми шедеврами, которыми восхищался сам. Он ввел Сутина в круг блестящих молодых художников-живописцев Пабло Пикассо и Диего Риверы, поэтов Жана Кокто, Гийома Аполлинера и Макса Жакоба» (Маревна).

1916–1919

Модильяни знакомит Сутина с маршанами Жоржем Шероном и Леопольдом Зборовским. Зборовский уступает уговорам Модильяни и становится официальным агентом Сутина. Художник совершает краткие поездки на юг Франции в Ванс и Кань-сюр-Мер. При поддержке Зборовского он уезжает в Сере и проводит там почти три года в напряженной работе, лишь изредка выезжая в Париж.

Создание серии «Кондитер».

1920

Двадцать четвертого января умирает ближайший друг Сутина Амедео Модильяни. Девятого июня Леон Замарон, комиссар полиции и один из первых коллекционеров произведений Утрилло, Модильяни, Сутина и других монпарнасцев, выставляет свою коллекцию в Друо. Эти торги становятся первой публичной продажей полотен художника.

1923

Поворотный год в жизни Сутина. Галерист и коллекционер Поль Гийом, консультант Альберта Барнса, успешного американского фармацевта, разбогатевшего на одном из запатентованных им средств, показывает коллекционеру произведения Сутина. У Зборовского Барнс покупает 52 работы художника. В январе – феврале Поль Гийом организует выставку картин, приобретенных Барнсом в Париже, на которой представлены и полотна Сутина. В журнале «Les Arts à Paris» выходит первая статья о живописце. В апреле Альберт Барнс представляет его работы на выставке «Современная европейская скульптура и живопись» в Академии изящных искусств Пенсильвании.

1925

Благодаря Барнсу к Сутину приходят всеобщее признание и материальное благополучие. Он переезжает в просторное ателье и отдельно снимает благоустроенную квартиру. Совершает первое путешествие в Амстердам и посещает Рейксмузеум, где открывает для себя «Еврейскую невесту» (ныне – «Исаак и Ревекка») Рембрандта. Эта картина не просто произвела огромное впечатление на художника, а стала для него эталоном. «“Еврейская невеста”, наверное, лучшая из существующих картин, с детально проработанными одеждами и такими прекрасными руками», – цитирует живописца в своем знаменитом дневнике антиквар и коллекционер Рене Жемпель. Сутин, который всю жизнь сопротивлялся копированию, приводя в гнев и отчаяние своих учителей, на этот раз безуспешно пытается воспроизвести картину голландского мастера.

1927

В июне в Галерее Анри Бинга, на самой престижной артистической улице Парижа того времени Боэси, где располагались Галерея Поля Розенберга (представлявшего работы Матисса, Брака, Леже, Пикассо), ателье самого Пабло Пикассо, одна из самых статусных антикварных галерей Вильденштейнов и один из лучших концертных залов Гаво, открывается первая монографическая выставка Сутина. Каталог к ней не издавался, однако биограф Сутина Мишель ЛеБрен-Францароли полагает, что было представлено около 20 работ, в том числе один из вариантов «Туши теленка» и «Натюрморт со скатом».

Сутин живет в городке Блан, в доме, специально снятом для него Зборовским, и пишет серию знаменитых натюрмортов с тушками индеек, зайцев, утками, петухами, фазанами. 

1928

Произведения Сутина занимают прочное место в собраниях всех главных коллекционеров того времени: кроме Альберта Барнса и Поля Гийома обладателями картин становятся Йонас Неттер, Анри Бинг, Жак Дусе, чета Кастен.

Художник вновь встречается с четой коллекционеров и меценатов Мадлен и Марселеном Кастен. Начинается их тесная многолетняя дружба. К этому моменту Кастены владеют тремя картинами Сутина. Мадлен Кастен, чья коллекция была хорошо известна в Париже – в ней уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, по-настоящему понимает и оценивает творчество Сутина сразу после выставки Барнса и начинает настоящую охоту за его картинами. Супруг разделяет страсть жены, и вскоре за 800 франков они приобретают «Портрет старухи». Зборовский, узнав про энтузиазм, с которым коллекционеры разыскивают работы Сутина, предлагает им картину «Мальчик из хора». Маршан оценил ее в колоссальную сумму – 30 тысяч франков, но Мадлен убеждает Марселена в необходимости приобрести это полотно.

В издательстве «Треугольник» в серии «Еврейские художники» выходит первая монография о Сутине известного историка искусства Вальдемара Жоржа. Художник отправляется в Лондон, чтобы увидеть «Купальщицу» Рембрандта.

1929–1932

Начало Великой депрессии. Экономический кризис подрывает дела Зборовского и приводит его к разорению. Он умирает после сердечного приступа. Вскоре после этого Мадлен Кастен берет на себя все заботы о художнике. В период с 1930 по 1935 год Сутин проводит летнее время в доме Кастенов в имении Лев под Шартром. Здесь он пишет «Женщину, входящую в воду» (по мотивам «Купальщицы» Рембрандта), «Сиесту», «Ребенка в синем», «Лестницу в Шартре», «Шартрский собор». В эти годы в творчестве художника особенно проявляется влияние Рембрандта, Коро и Курбе.

1935

Первая персональная выставка Сутина в США. В декабре Чикагский художественный клуб представляет 20 полотен художника, к выставке издан каталог. В это же время 15 картин Сутина участвуют в выставке «Художники интуиции. Рождение экспрессионизма в Париже».

1936–1938

В кафе «Dome» Хаим Сутин знакомится с немецкой беженкой Гердой Грот. Художник впервые обретает нечто похожее на налаженную семейную жизнь. «Когда мы познакомились, он был похож на скелет, уже почти не ел. Он от всего испытывал боль. Он скрючивался и катался по полу. Я готовила для него макароны, жарила мясо, кормила яйцами. Он начал оживать, толстеть. <…> Интерьер меблированной квартиры вызывал тоску. Здесь не было ничего, что говорило бы о личности жильца. Позже я поняла, что Сутин совершенно не умел создавать вокруг себя атмосферу. Он поселялся в квартире и не изменял в ней ни единой детали, как будто собирался прожить в ней несколько дней», – описывала свою жизнь с художником Мадмуазель Гард.

Картины Сутина представлены на нескольких выставках: в Пти Пале в Париже, в одной лондонской и трех нью-йоркских галереях. 

1939–1942

В начале августа по совету Удо Эйнсильда, коллекционера и маршана, Сутин и Герда Грот поселяются в маленьком городке Йонна, где их застает начало войны. Здесь он пишет знаменитое полотно «Ветреный день в Оксере». После вступления Франции в войну Сутин и Герда оказываются «арестованными» в йоннской деревне и не могут вернуться в Париж.

В апреле 1940 года Сутин и Герда приезжают в Париж. В мае Мадмуазель Гард отправлена в лагерь для интернированных немцев. В августе Мадлен Кастен и Макс Закс знакомят Сутина с Мари-Берт Оранш, она становится последней спутницей художника.

1943

Состояние здоровья Сутина ухудшается. В августе Мари-Берт тайно перевозит его в Париж. На рассвете 9 августа, после многочасовой операции он умирает. Художника похоронили на кладбище Монпарнас, на церемонии кроме Мари-Берт Оранш присутствовали Пабло Пикассо и Макс Жакоб.

www.arts-museum.ru

Художник недели: Хаим Сутин

8 мая 2013 полотно Хаима Сутина в ходе вечерних торгов Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма» было продано за 18 миллионов долларов. Это новый мировой рекорд стоимости произведений художника на открытых торгах

Он помнил отблески солнца, восхищавшие его младенцем раньше, чем начал говорить.

М. Герман. Модернизм

8 мая 2013 полотно Хаима Сутина «Маленький кондитер» в ходе вечерних торгов Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма» было продано за 18 миллионов долларов. Этот результат — новый мировой рекорд стоимости произведений художника на открытых торгах, и он поставил Сутина на 5-е место в рейтинге авторов самых дорогих работ среди русских художников (если бы мы оперировали только послекризисными продажами, тогда в этом рейтинге Сутин поднялся бы на 3-ю ступеньку).

Хаим Сутин родился 13 января 1893 года в местечке Смиловичи (сегодня — поселок Червенского района, в тридцати километрах от Минска) в семье портного. В первые годы жизни ничто, кроме его собственного желания, не предвещало ему, десятому из одиннадцати детей в полунищем семействе, будущего хоть как-то связанного с искусством. Мальчиком он служил подмастерьем у портного, а со временем, если жизнь его сложится удачно, ему прочили карьеру сапожника, а в идеале — священнослужителя. Мало того, в ультрарелигиозной семье Сутиных строго придерживались запрета на изображение человека, поэтому юный художник был вынужден скрывать свое увлечение изобразительным искусством. Существует даже легенда, что уехать из Смиловичей, ему позволили деньги, которые заплатила его семье семья местного раввина после того, как его сын, мясник, до полусмерти избил Хаима за «богохульство», застав его за попыткой нарисовать портрет ребе.

В 1907 году, 14 лет от роду, Хаим Сутин уезжает в Минск и устраивается на работу к местному фотографу — ретушером.

Через два года Сутин поступает в рисовальную школу Я. М. Кругера. В классах у Кругера Сутин познакомился и подружился с Михаилом Кикоиным, с которым не терял связи всю свою жизнь. В 1910 году Сутин и Кикоин из Минска переезжают в Вильно (нынешний Вильнюс), где поступают в художественную школу. Обучение длилось три года и, помимо художественных навыков, подарило ему еще одно важное знакомство: во время учебы он сблизился с начинающим художником Пинхусом (Павлом) Кременем. Итак, в Вильно Хаим Сутин учится в художественной школе у И. Трутнева, снова подрабатывает ретушером и в компании П. Кременя и М. Кикоина мечтает уехать в Париж (для неизвестных, не обремененных какими-либо средствами к существованию, почти не знавших языка художников в практическом смысле это было намного реальнее, чем добираться в далекий и дорогой Санкт-Петербург или даже в Москву).

Мечта сбылась в июне 1913 года. По приезду в Париж 20-летний Сутин поселяется в знаменитом «Улье» — общежитии художников на Монпарнасе, в мастерской своего земляка О. Мещанинова, и записывается в Школу изящных искусств, в мастерскую Фернана Кормона. Однако вскоре он меняет академические часы в классах Кормона на регулярные посещения Лувра, где больше всего его интересует творчество Курбе, Шардена, Энгра. Особенно же сильным было воздействие Рембрандта — его страстная манера письма, густые, темные оттенки красок явно импонировали художнику.

Вращаясь в художественных кругах Монпарнаса, Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Бранкузи, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Жаком Липшицем, Александром Архипенко и многими другим представителями Парижской школы. А в 1915 году Ж. Липшиц в одном из монпарнасских кафе знакомит его с Амедео Модильяни, и это знакомство дает начало дружбе, продолжавшейся до самой смерти последнего в 1920 году.

Модильяни знакомит Сутина с Л. Зборовским, с которым Сутин в 1918 (по другим данным, в 1919) году заключает контракт: за пять франков в день Зборовский получает исключительные права на все созданные за время действия контракта сутинские работы. По настоянию Зборовского Сутин и Модильяни едут на юг Франции, в район Ниццы, Ванса и Сере. В Вансе он знакомится с художником Л. Сюрважем, а Сере становится практически его домом до 1921 (по некоторым источникам, 1922) года.

В 1921 году, по возвращении в Париж, Сутин принимает участие в выставках «47 художников в кафе “Парнас”», «Удар» и др. Он сильно бедствует, несмотря на все усилия Зборовского, его работы не продаются, ему приходиться то жить у Мещанинова, то снимать мастерскую вместе с Модильяни. В статьях о нем даже можно встретить истории о том, как он колотил ночами в двери своих соседей по «Улью», требуя хоть куска хлеба.

Перелом произошел в 1922 году, когда известный американский коллекционер Альберт Барнс приобрел у Зборовского для своей коллекции более 50 картин Сутина. К 1923-му было продано более 200 работ художника. В 1924 году в журнале «Искусство Парижа» появляется первая статья о нем, написанная Полем Гийомом. В 1927/1928 в Париже с большим успехом проходит первая персональная выставка Сутина, а чуть позже Поль Гийом организует специальную выставку пейзажей Сере, написанных Сутиным в начале 1920-х. В 1929 году в Париже Эли Фром написал и опубликовал первую монографию о Сутине. В 1930-х его выставки одна за другой идут в Нью-Йорке и Вашингтоне. К 1937 году Сутин всемирно известен, вполне обеспечен, имеет стабильный доход и комфортабельные апартаменты на вилле «Сера».

С началом Второй мировой войны все изменилось. Сутин несколько раз пытается уйти на фронт добровольцем, однако ему неизменно отказывают из-за его слабого здоровья. Позже, когда по всей стране началось преследование евреев, он вынужден скрываться по друзьям и жить по чужим документам. В 1943 году у Сутина обостряется язва желудка, друзья тайно привозят его в Париж и устраивают в больницу. 9 августа 1943 года он умирает от перитонита. В последний путь на монпарнасское кладбище его провожают только П. Пикасо и Ж. Кокто, для остальных его друзей это смертельно опасно.

Сегодня Сутин — один из известнейших и интереснейших представителей Парижской школы. Он не герой легенд, как Модильяни или Пикассо, не стремился произвести революцию в искусстве, как другие представители Парижской школы, он просто писал картины — пейзажи, натюрморты и портреты — так, как он их видел. Более четверти века он работал самобытно и страстно, отдельно от современного ему искусства, которое без него не смогло бы стать таким, каким стало.

Вспоминают, что у него был сложный характер, он не был душой компании или просто общительным человеком. Он так и не научился сносно говорить и писать по-французски, но много читал — мог шокировать собеседника цитатой из Бодлера. Сутин не оставил после себя дневников, лишь немного писем. Многие свои картины он сам же и уничтожил (известно, что для этого он забирал их у знакомых и даже выкупил несколько штук) — например, не любил весь период в Сере, несмотря на популярность у покупателей этих пейзажей, написанных им в огромном количестве в 1920-е годы.

Искусство его тоже почти ничего нам не рассказывает о внешних событиях жизни автора, но — напряжение, скрытая беспокойная энергия, внутренняя динамика льются на зрителя в его натюрмортах (не говоря уж о пейзажах и портретах). Как и многие представители Парижской школы, Сутин свободно обращается с формой, пропорциями изображаемого, не упуская при этом их сути и характерных особенностей (что более всего заметно в портретах).

Ранние пейзажи и натюрморты Сутина близки к сезанновским по колориту и композиции — то же искажение пространства, построение композиции (планов), а пастозность и работа с краской приближают их к Ван Гогу. Пишет он всегда быстро, энергичными, широкими мазками зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового цвета, затем, к концу 1920-х, цветовые пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым соседствует яркий синий, иногда фиолетовый, а в конце 1930-х Сутин предпочитает зеленую цветовую гамму. Но в любой период цвета его остаются густыми, темными, до предела напряженными, высветляемыми лишь несколькими точными мазками белил.

Сутин развивал тенденцию эстетизации всего, любого предмета (да и человека тоже), каким бы обыденным или незаметным он ни был (продолжая традицию, идущую еще от Бодлера). Отсюда — стремление оставить для вечности, показать зрителю в своей мощной выразительной манере то малое, что человеку богатому (а именно эти люди в первую очередь интересовались искусством) в обычной жизни увидеть не дано. Художник заставляет остановиться и всмотреться — в лицо и руки посыльного или пекаря, в стынущие капли крови на только что разделанной туше, в пищу бедняков — несколько селедок, высыхающих и скрючивающихся на щербатой тарелке. Всмотреться и почувствовать.

Художник Талов, живший одно время с Сутиным в его мастерской, вспоминал, как тот писал натюрморт с селедками: «Прежде чем съесть принесенную из лавки снедь, он принимался за натюрморт и мучился, разрываемый голодом, пожирая ее лишь глазами, не позволяя себе к ней притронуться, пока не закончит работу. Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем “королевском обеде”».

А свои туши он рисовал на Центральном рынке Парижа, где наверняка производил странное впечатление на мясников. Можно только гадать, что заставило Сутина писать и писать освежеванные туши, что сделало природу его натюрмортов мертвой в буквальном смысле. Возможно, так он освобождал себя от образов местечкового голодного детства. Возможно, были другие мотивы.

Портреты его, не теряя сходства с оригиналом, больше всего похожи на взгляд сквозь призму или на стоп-кадр, захвативший лицо в момент сильного, но неопределенного для самого человека волнения. Отсюда — ощущение стремительной смены эмоций на лице, отсюда — напряжение и слегка смазанные движением черты. В портретах Сутин больше всего приближается по живописной манере исполнения к своему другу Модильяни — те же простые, часто темные фоны, упрощенные цвета и формы, вытянутые, текучие пропорции. Только там, где Модильяни низводит модель почти до маски, использует отшлифованную до блеска систему образов с более-менее ожидаемым результатом, Сутин всякий раз находит новые приемы для того, чтобы в полной мере передать искаженные внутренним эмоциональным движением, но узнаваемые черты модели, ее характер и особенности.

Парижская школа знала много гениев, но памятника удостоился только один Сутин — в 1963 году в Париже был установлен памятник работы скульптора Арбита Блатаса, сегодня находящийся на площади рядом с Национальным музеем современного искусства.

На Западе Сутин хорошо известен публике и исследователям. Работы его находятся в крупнейших мировых музеях и галереях, а каждое появление в аукционном каталоге вызывает немалый интерес: многие хотели бы иметь в своей коллекции работу так непохожего на других художника, чья живопись стоит вровень с творениями Ван Гога, Мунка, Пикассо. Стоит отметить, что растет интерес к Сутину и в России: в 2009 году вышла первая монография о нем известного искусствоведа М. Германа, в 2011/2012 году ГМИИ им. А. С. Пушкина едва ли не впервые в России показал его работы на выставке художников Парижской школы.

На арт-рынке Сутина нельзя назвать редким гостем, в базе artinvestment.ru зафиксировано более двухсот его работ. На аукционах работы эти в большинстве своем дороги запредельно. На Christie’s в начале 1990-х годов цены на них измерялись миллионами долларов, в последние годы — десятками миллионов. Недавний майский рекорд (который, судя по состоянию рынка Сутина, вряд ли продержится долго) — тому подтверждение. Вместе с тем живопись и графика Сутина обладают хорошим инвестиционным потенциалом: цены на них располагаются в диапазоне от 200–300 тысяч до почти двух десятков миллионов долларов.

Интерес к творчеству художника, при постоянном общем росте, испытал несколько ощутимых всплесков, каждый раз поднимавших цены на его работы на новую высоту, — в 2001-м, 2006/2007 и, конечно, в 2013-м. Самые высокие результаты приходятся на 2005–2013 годы. Наибольшим успехом пользуется живопись 1920–25 годов. Согласно индексу Artist’s ARTMIX, с апреля 2013-го доходность произведений художника возросла на 75 %.

В тройку самых дорогих работ Хаима Сутина, проданных на открытых торгах, помимо «Маленького кондитера», входят: холст 1921 года «Мужчина в красном шарфе» проданный за 7 800 000 фунтов на торгах Sotheby’s 5 февраля 2007 года (кстати, на Christie’s в 1997 году эта работа ушла за 1 400 000 фунтов), и полотно «Освежеванный бык», за которое 6 февраля 2006 года покупатель заплатил на аукционе Christie’s 7 848 000 фунтов.

 

Мария Кузнецова, AI

Источники: 1. Парижская школа. Каталог выставки. М., 2011 2. М. Герман Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. М.: Азбука, 2008 3. lechaim.ru 4. bibliotekar.ru 5. mjcc.ru 6. eleven.co.il 7. artinvestment.ru

artinvestment.ru

Художник Хаим Сутин - Живописцы, окуните ваши кисти...

Художник Хаим Сутин [Dec. 13th, 2015|09:22 am]

Живописцы, окуните ваши кисти...

Оригинал взят у marinagra в ХУДОЖНИК ХАИМ СУТИН

Гладиолусы

Художник Хаим Сутин был одним из тех, кого называют гениальными безумцами, – глашатай вывихнутого века, "абсолютно дикий человек". Рассказывая о жизни Хаима Сутина, вряд ли возможно полностью отделить истину от мифа, да это, наверное, и не нужно. Ни одна из странных историй об этом художнике не противоречит другой и не представляется преувеличением, а все вместе они складываются в легенду об одержимом живописью нищем чудаке, который достиг мирового признания… и словно не заметил этого. Доходящий до гротеска  стиль  жизни  Сутина кажется  продолжением его картин, а может быть, напротив, - их   началом.

Хаим Сутин родился в 1893 г. в захолустном белорусском местечке Смиловичи, в бедной многодетной семье. Его родные не могли и помыслить  о том, чтобы мальчик  из набожного еврейского семейства стал художником и нарушил религиозный запрет на изображение «существ, имеющих душу». Хаим рисовал  углем на стенах, воровал из дома посуду, чтобы продать ее и на вырученные деньги купить карандаши. Ни наказания, ни побои не могли отвратить его от любимого занятия. Недолгое пребывание в Минске, где юный Сутин работал ретушером в фотоателье, закончилось драматически: он написал портрет раввина, за что был жестоко избит его сыном. Впрочем, деньги, полученные по суду как компенсация за побои, позволили юноше  уехать в Вильно, где он начал, наконец, учиться в художественной школе. В 1913 г., после двух лет учебы, Сутин  отправился в Париж: в Российской империи  путь в крупные города был для него закрыт, поскольку передвижение евреев ограничивала пресловутая  черта оседлости. Камбала и помидоры

Он поселился на Монпарнасе, в легендарном  «Улье»: так называли бывший выставочный павильон, перестроенный под дешевые художественные ателье. В этот «Улей» приносили «мед» своего творчества многие будущие знаменитости, а в то время  безвестные неимущие художники, стекавшиеся в Париж со всего света. Среди таких же, как Сутин, выходцев из России был и Марк Шагал. Терзаемый безденежьем Сутин был готов на любой труд: пытался работать  грузчиком, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду гнали  - он просто неспособен был заниматься ничем, кроме живописи.

Представим себе Сутина времен «Улья». Застенчивый провинциал,  толком не умеющий говорить ни по-русски (родным языком  Сутина был идиш), ни, тем более, по-французски, он многим казался  малограмотным невеждой. Неуклюжий, неопрятный, с «глазами затравленного зверя» (Илья Эренбург), в надетом на голое тело поношенном пальто...  «Абсолютно дикий человек», - так охарактеризовал Сутина один из современников.

Сумасшедшая

Он колотил по ночам в двери соседей, требуя, чтобы ему дали  хоть кусок хлеба. Но раздобыв пару селедок и луковицу, немедленно брался за натюрморт и, хотя его рассудок мутился от голода, не притрагивался к еде, пока не доводил  работу до конца. Со всеми он пытался расплачиваться своими картинами: с людьми, у которых одолжил денег, с полицейским, который с пониманием отнесся к нему в участке (Сутина доставили  в полицию, когда он был  обнаружен спящим в мусорном ящике).

Натурщицы, измученные многочасовыми сеансами, плакали и отказывались работать с ним. Соседи разбегались, не в силах вынести запах разлагавшегося мяса,  которое Сутин в жаркие летние дни приносил для натюрмортов с бойни, расположенной по соседству с «Ульем». А он, не замечая смрада, стоял нагишом перед мольбертом  и нежно касался кистью холста, словно это было живое тело.

«Дикий человек»   много читал и прилежно учился: совсем недолго  - в Школе изящных искусств и постоянно – в музейных залах. «Когда к нему приближались, он отскакивал в сторону. На картины мастеров прошлого он смотрел, как верующий на изображения святых»,-  вспоминал  французский критик Вольдемар Жорж, встретивший Сутина в музее. Его кумиром был Рембрандт. Сутин  трижды ездил в Амстердам, чтобы увидеть рембрандтовские полотна в Рийксмузеум,  и утверждал, что беседует с великим голландцем во сне.

Натюрморт с рыбами

От Сутина, который шокировал своей экстравагантностью даже парижскую богему, многие отворачивались, но  нашлись и друзья. Самым близким другом, с первой же минуты знакомства распознавшим в Сутине гения, стал Амедео Модильяни. Эта дружба продолжалась недолго (Модильяни умер в 1920 г.), но стала для Сутина судьбоносной. Модильяни познакомил Сутина с коллекционером Леопольдом Зборовским и со скульптором Оскаром Мещаниновым. Оба окружили  художника заботой: Зборовский  начал выставлять картины Сутина и отправил его поработать на юг Франции, Мещанинов предоставил ему свою мастерскую. Именно у Зборовского полотна Сутина  в 1922 г. увидел американский коллекционер Альберт Барнс и разом скупил все  работы. Так к Сутину  пришли известность и благосостояние:  последовали успешные выставки в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, вышла в свет небольшая  монография, появилась отличная мастерская с видом на Сену. Но слава и достаток не изменили художника: его по-прежнему не волновал быт, не интересовало ничего, кроме живописи. Когда  его уже проданные картины переставали ему нравиться, Сутин норовил выкупить их у владельцев, чтобы уничтожить.

Вторая мировая война застала Сутина во Франции. Он отказался эмигрировать в США, хотя у него была эта возможность. Спасаясь от облав на евреев, он жил по фальшивым документам в маленьком городке, дважды пытался уйти добровольцем на фронт. Хаим Сутин умер в 1943 г. от перитонита: обострилась язва желудка - наследие голодных лет «Улья». Он скончался, когда его, спрятанного в похоронном катафалке, тайно перевозили в Париж, где ждал хирург, готовый, вопреки запретам властей, сделать срочную операцию больному еврейского происхождения. Похоронили Сутина по тем же фальшивым документам на кладбище Монпарнас. Прийти проводить его не побоялись лишь несколько человек, среди которых был Пабло Пикассо.

Пейзаж. Кань-сюр-Мер

Слова шекспировского Гамлета  «time is out of joint» - «век вывихнут» (перевод  А. Радловой) кажутся лучшим эпиграфом к творчеству Сутина, обрамленному двумя мировыми войнами. Его портреты, натюрморты, пейзажи пронизаны ощущением  неизбывной катастрофичности бытия. Наверное, он действительно был наделен какой-то сверх чуткой «звериной» интуицией и подсознательно улавливал весь трагизм, весь ужас своей эпохи, как животные чувствуют приближение стихийного бедствия.

Почему, живя в «Улье», он часами наблюдал  за тем, что происходит на бойне по соседству? Почему из всех картин Рембрандта, которые он видел  в Лувре, Сутин  предпочитал полотно 1655-го г. «Разделанная бычья туша»? Почему среди всех цветов именно кроваво-красный приводил его в состояние почти болезненного экстаза и  доминировал в его работах? Алые одежды и кресла, кирпично-красные стены,  красные помидоры, красные цветы, пламенеющее нутро освежеванных говяжьих туш…  Ответ напрашивается сам собой: мир представлялся художнику как гигантская бойня, неминуемо обрекающая все живое на уничтожение.

Сутин словно одушевляет   материю: кухонная утварь, музыкальные инструменты, растения – все  превращается  под его кистью в страдающую уязвимую плоть. Скрипка с тонкой талией и поникшим грифом похожа на  поруганную девушку («Натюрморт со скрипкой»,1922), гладиолусы напоминают кровоточащие раны («Гладиолусы»,1919),  лежащие на столе чайные ложечки подобны обнаженным большеголовым телам, луковица с корешками выглядит как безжалостно выдранный зуб («Натюрморт с супницей»,1916), голодные вилки хищно и жалобно тянутся к пище («Натюрморт с селедкой»,1916). А что сделал Сутин  с тихими, идиллическими  французскими городками! «На пейзажах Сутина под безжалостным, не знающим передышки, ураганным ветром деревья корчатся  и беспомощно вертят растрепанной листвой./…/ В его картинах аккуратные французские пейзажи лишаются привычного обличья: дома, земля, деревья искривляются и срываются со своих мест. Из картины в картину повторяется этот навязчивый мотив подневольного, насильственного движения», -  пишет исследователь творчества художника  Михаил Герман.

Грум в красном

В натюрмортах  Сутина нет «мертвой»  натуры. Все эти распятые быки («Освежеванный бык» 1924, «Туша», 1925), подвешенные  вниз головой птицы и кролики («Курица и помидоры», 1924, «Висящий кролик», 1923),  объятые смертным страхом рыбы на  тарелках («Натюрморт с рыбами», 1921, «Рыбы и помидоры», 1927) убиты, но вовсе не мертвы. Их глаза, глаза жертв, продолжают жить – испуганно  таращатся, укоряют. И такими же полубезумными, напряженными  глазами смотрят на нас герои  портретов Сутина – дети с лицами стариков, похожие на обезьянок женщины, мальчишки-посыльные, поварята («Сумасшедшая», 1919, «Девочка с куклой», 1919, «Поваренок с красным платком», 1922, «Женщина в красном», 1923, «Посыльный», 1928).  И так же, как  лапки забитых кур, скрючены кисти их  рук; так же, как вздыбленная земля и накренившиеся дома на сутинских пейзажах, деформированы головы, лица, тела.

Сутин был бы мрачнейшим из живописцев, если бы вся эта взвихренная,  кричащая яркими красками,  осязаемая плотная материя  не была так красива. Тот экстаз, тот  восторг, которые поражали всех, кто видел, как работает Сутин, запечатлелись в  его холстах.

Натюрморт с луковицей

Он очень цельным художником. Уже в самых ранних парижских работах Сутин выступил как сложившийся живописец со своим взглядом на мир, и в дальнейшем – бедствовал ли  он, благоденствовал ли – этот взгляд, полный сострадания и восхищения,  не менял.  Его не интересовало новаторство как таковое, формальные поиски, так увлекавшие, например, Пикассо. Характерные деформации натуры, по которым сразу  узнаются работы Сутина, были естественным способом выражения того чувства вселенской боли, которое переполняло художника. Творчество Сутина трудно отнести к какому-либо художественному течению: оно не вписывается в упорядоченную различными направлениями-«измами» историю искусства 20-века, так же как и сам художник не вписывался в упорядоченное течение жизни.

Сегодня картины Хаима Сутина стоят  на аукционах все дороже, счет идет на миллионы  долларов, и, хотя его имя меньше известно широкой публике, чем имена Шагала и Модильяни, искусствоведы и коллекционеры ставят работы Сутина в один ряд с произведениями его великих современников.    

Comments:
Марина, ваше прекрасное эссе можно читать еще и еще.

Небольшой фрагмент из моногорафии о Барнсе.

"The following morning (after purchase) Zborovski relayed the news to to the incredulous Soutine, adding that this new patron was anxious to meet him. The notoriously ragged, ill-shaven, and unwashed painter - he had a chronic fear of water - reluctantly dressed in his on acceptable outfit and followed his friend to his modest home, where Barnes awaited them. The meeting was an awkward one. Years later Soutine gave an abbreviated account of it to his friend Chana Orloff: @Barnes was seated , looking at me , and he said, Ah, Soutine. Good. The went no further. Both men were hopelessly ill at ease and unable to make conversation. Soutine told O that Barnes was a boor and complained of having had to dress for such an occasion. " I'll never forgive myself for having been an idiot enough to got to such trouble, @ he told her, and for the rest of his life he felt an implacable contempt for the man who first recognized his talent. "He gave my paintings to the blacks" Soutine often said contemptuously.

P.S. Сильно извиняюсь, переведу чуть попозже.

Edited at 2015-12-13 05:07 pm (UTC)

Спасибо. Володя, очень выразительная цитата, жаль эссе уже давно написано, прочитано, а то был сделала вставку. Переводить не надо, я знаю английский). И даже закончила английскую спецшколу в свое время(

Марина, на английском я как раз для вас этот фрагмент поместил, а перевести хочу для остальных, чтобы не заставлять их пользоваться online переводчиками.

Да ладно, переведут как-нибудь)

А гладиолусы хороши, промелькнули еще раз в ленте друзей и опять захотелось посмотреть.

Сердечно Вас приветствую!)

Перевод фрагмента из книги "Devil and Mr. Barnes"

Перевод очень вольный, но надеюсь, суть передает.

....На следующее утро (после покупки Барнсом картин) Зборовской сообщил эту новость недоверчивому Сутину, добавив, что его благодетель с нетерпением ждет встречи с художником. Плохо выбритый, известный своей растрепанностью Сутин, к тому же еще и не очень умытый(у Сутина был хронический страх перед водой), одел свой самый приличный "костюм" и последовал за Зборовским. В скромном доме Зборовского их уже ждал Барнс. Встреча получилась очень неловкой. Годы спустя Сутин рассказал об этой встрече своей близкой знакомой Хане Орловой:

"Барнс сидел, глядя на меня, и сказал, О, Сутин. Хорошо."

Дальше ничего не последовало. Оба "собеседника", и Барнс и Сутин, чувствовали себя настолько неловко, что просто не смогли поддержать разговор. Сутин рассказывал, что Барнс вел себя грубо и жаловался, что ему пришлось специально одеваться для такого момента. "Я никогда себе не прощу, что был настолько идиoтом, чтобы оказаться в такой ситуации". До конца своей жизни Сутин с отвращениен вспоминал о человеке, который был первым, кто распознал и оценил его талант.

"Он отдал мои картины черным", так часто с презрением говорил Сутин о Барнсе.

Soutine-194x300.jpg

Конечно, никаким "черным" Барнс картин не отдавал, другое дело, что он открыл свою коллекцию для бедных студентов из Lincoln University, старейшего университета, открытого специально для черных американцев. Это был его вызов филадельфийскому истеблишменту, с которым у Барнса была непримеримая вражда в течение всей его жизни.

Всего Барнс заплатил за картин Сутина 3000 долларов. Много это или мало? В пересчете на современные доллары это $40,718.84. Сорок тысяч, огромные деньги в послевоенном Париже. Увы, Сутин не единственный в своем отношении к "благодетелям", в жизни такое встречается часто.

Гораздо лучшие отношения сложились у Барнса с другими обитателями улья, скульптором Лившицем и Паскином. Когда Паскин покончил жизнь самоубийством, Барнс ощутил это как личную трагедию, прошел с похоронной процессией до самого кладбища и произнес там проникновенную речь.

Edited at 2015-12-14 05:11 pm (UTC)

classic-art-ru.livejournal.com

Хаим Сутин: картины и хроника жизни

Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве. Часть 2

Портрет Сутина кисти Амедео Модильяни. 1917. Фрагмент. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. Source

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» проходит в ГМИИ им. Пушкина. В данной записи – Картины Сутина с этой экспозиции. На выставке работы сгруппированы по жанрам, а здесь, частично, не всё – в примерной хронологической последовательности.

Хаим Сутин. Хроника жизни и творчества

1893 (или 1894)

По одним сведениям, 9 июня, по другим – 13 января Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи (ныне – Республика Беларусь). Десятый из одиннадцати детей Сары и Залмана Сутиных.

1903-1909

Поступает в Академию Крюгера.

Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним – Маревна:

«Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Крюгера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников».

2.Около 1919. Ребенок с игрушкой. Фонд Оберштег (Фонд Има Оберштега), Художественный музей Базеля, Швейцария / Chaïm Soutine. L'enfant au jouet, um 1919 /Kind mit Spielzeug /Child with a Toy. Öl auf Leinwand. 81 x 64.5 cm. Inv. Im 1521. Im Obersteg Foundation, Kunstmuseum Basel. Source. Original (4856 x 6136)

1910

Переезжает в Вильно и поступает на трехлетний курс в Виленскую рисовальную школу И.П. Трутнева, признанную в 1904 году лучшей в России.

Маревна:

«Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен), он не любил делать эскизы и вообще рисовать по общепринятым правилам художественных школ того времени».

3.Около 1919. Стол. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Table. Vers 1919. Huile sur toile. 91 x 100. RF 1963 82. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

1911-1913

Покидает Вильно и вместе с Михаилом Кикоиным отправляется в Париж. Данные о дате приезда разнятся. Согласно первой прижизненной монографии о Сутине Вальдемара Жоржа, художник приехал в Париж в 1911 году. Самый скрупулезный исследователь жизни мастера Мишель ЛеБрен-Францароли, ссылаясь на архивы полиции, пишет, что он оказался там 9 июня 1913. По воспоминаниям Михаила Кикоина, они с Сутиным прибыли 14 июля 1912 года и первым их порывом было отправиться в Оперу Гарнье слушать «Аиду».

4.Хаим Сутин. Монастырь ордена капуцинов в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / The Capuchin Convent at Céret Chaim Soutine circa 1920. via. В раме на выставке Christie's

Сутин обосновывается в колонии художников «Улей». Его соседями становятся недолюбливавший земляка Марк Шагал, а также Хана Орлова и Жак Липшиц, считавшие своим долгом помогать и поддерживать художника.

5.Хаим Сутин. Платаны в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / Chaïm Soutine (1893-1943). Les platanes à Céret. Oil on canvas. 53.5 x 72.5 cm. Painted circa 1920. Sotheby's. Estimate 600,000 = 800,000 GBP. Lot Sold. 941,000 GBP (Hammer Price with Buyer's Premium). Source

Поступает в мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств.

6.Портрет Сутина кисти Амедео Модильяни. 1917 / Amedeo Modigliani (1884-1920). Chaim Soutine. 1917. Oil on canvas. 91.7 × 59.7 cm. Chester Dale Collection. Accession number 1963.10.47. The National Gallery of Art, Washington, D.C. Source, via. Original (2577 x 4000). Этой работы на выставке нет

1915

Скульптор Жак Липшиц знакомит Сутина с Амедео Модильяни, они становятся близкими товарищами.

7.Портрет Сутина, исполненный Амедео Модильяни на двери. 1917. Частная коллекция. Портрет можно видеть на двери за Леопольдом Зборовским на фотографии ниже / Amadeo Modigliani (1884-1920) Portrait de Chaïm Soutine. 1917. Huile sur panneau. H. 79 L. 54. Collection Marlene et Spencer Hays. © Droits réservés. Source. Этой работы на выставке нет

Маревна:

«Благодаря глубоким знаниям итальянского искусства он [Модильяни] был великолепным гидом по Лувру и познакомил Сутина с итальянскими примитивистами, художниками quattrocento, с Джотто, Боттичелли и Тинторетто, со всеми шедеврами, которыми восхищался сам. Он ввел Сутина в круг блестящих молодых художников-живописцев Пабло Пикассо и Диего Риверы, поэтов Жана Кокто, Гийома Аполлинера и Макса Жакоба».

8.Леопольд Зборовский на фоне двери, на которой написан портрет Сутина кисти Модильяни. Фотограф Амедео Модильяни (если сокуратор выставки Клэр Бернарди правильно мною понята) / Leopold Zborowski, dealer of Amedeo Modigliani. Image from the apartment placed in Rue Joseph Bara nº3 in Paris, in front of the door with Soutine painted by Modigliani. Circa 1918 (lower part is lost, upper in Private collection). via. Фотографии на выставке нет

1916-1919

Модильяни знакомит Сутина с маршанами Жоржем Шероном и Леопольдом Зборовским. Зборовский уступает уговорам Модильяни и становится официальным агентом Сутина.

9.Около 1920-1921. Большое синее дерево. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Gros Arbre bleu. Vers 1920-1921. Huile sur toile. 83 x 80. RF 1963-85. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Thierry Le Mage. Source

Художник совершает краткие поездки на юг Франции в Ванс и Кань-сюр-Мер. При поддержке Зборовского он уезжает в Сере и проводит там почти три года в напряженной работе, лишь изредка выезжая в Париж.

Создание серии «Кондитер».

10.Около 1922-1923. Пейзвж. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Paysage. Vers 1922-1923. Huile sur toile. 92 x 65. RF 1963-84. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

1920

Двадцать четвертого января умирает ближайший друг Сутина Амедео Модильяни.

11.1923-1924. Портрет сульптора Оскара Мещанинова. Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Portrait du sculpteur Oscar Miestchaninoff. 1923-1924. Huile sur toile. 83 x 65 cm. Numéro d'inventaire: AM 1972-30. Le Centre Pompidou. Source

Девятого июня Леон Замарон, комиссар полиции и один из первых коллекционеров произведений Утрилло, Модильяни, Сутина и других монпарнасцев, выставляет свою коллекцию в Друо.

Эти торги становятся первой публичной продажей полотен художника.

12.Хаим Сутин. Большая шляпа. 1923-1924. Холст, масло. Частная коллекция. Source

1923

Поворотный год в жизни Сутина.

13.Около 1923-1924. Женщина в красном. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. La femme en rouge. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 92 x 65 cm. Inv. : AMVP 1135. Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris. Source

Галерист и коллекционер Поль Гийом, консультант Альберта Барнса, успешного американского фармацевта, разбогатевшего на одном из запатентованных им средств, показывает коллекционеру произведения Сутина.

14.1924. Хаим Сутин. Улица в Кань. Холст, масло. 55.5 × 46.4 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

У Зборовского Барнс покупает 52 работы художника.

15.Около 1923-1924. Индейка и томаты. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Dindon et tomates. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 81 x 49. RF 1963-89. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Franck Raux. Source

В январе – феврале Поль Гийом организует выставку картин, приобретенных Барнсом в Париже, на которой представлены и полотна Сутина.

16.Около 1923-1924. Натюрморт с фазаном. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Nature morte au faisan. Vers 1924. Huile sur toile. 64.5 x 92. RF 1963-83. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

В журнале «Les Arts à Paris» выходит первая статья о живописце.

17.Около 1924. Женщина в синем платье. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. Femme à la robe bleue. Vers 1924. Huile sur toile. 81 x 60 cm. S.B.DR.: Soutine. Legs du Docteur Maurice Girardin en 1953. Inv. : AMVP 1137. MAM Ville de Paris. Source

В апреле Альберт Барнс представляет его работы на выставке «Современная европейская скульптура и живопись» в Академии изящных искусств Пенсильвании.

18.Около 1924-1925. Шафер. Холст, масло. Коллекция Жана Вальтера и Поля Гийома. Музей Оранжери, Париж / Chaïm Soutine. Garçon d’honneur. Vers 1924-1925. Huile sur toile. 100 x 81. RF 1960-48. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

1925

Благодаря Барнсу к Сутину приходят всеобщее признание и материальное благополучие. Он переезжает в просторное ателье и отдельно снимает благоустроенную квартиру. Совершает первое путешествие в Амстердам и посещает Рейксмузеум, где открывает для себя «Еврейскую невесту» (ныне – «Исаак и Ревекка») Рембрандта. Эта картина не просто произвела огромное впечатление на художника, а стала для него эталоном.

«“Еврейская невеста”, наверное, лучшая из существующих картин, с детально проработанными одеждами и такими прекрасными руками», – цитирует живописца в своем знаменитом дневнике антиквар и коллекционер Рене Жемпель. Сутин, который всю жизнь сопротивлялся копированию, приводя в гнев и отчаяние своих учителей, на этот раз безуспешно пытается воспроизвести картину голландского мастера.

19.1925. Служка (в полный рост). Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Le grand enfant de choeur. 1925. Huile sur toile. 100 x 55,9 cm. Numéro d'inventaire: AM 1995-207. Le Centre Pompidou. Source

1927

В июне в Галерее Анри Бинга, на самой престижной артистической улице Парижа того времени Боэси, где располагались Галерея Поля Розенберга (представлявшего работы Матисса, Брака, Леже, Пикассо), ателье самого Пабло Пикассо, одна из самых статусных антикварных галерей Вильденштейнов и один из лучших концертных залов Гаво, открывается первая монографическая выставка Сутина. Каталог к ней не издавался, однако биограф Сутина Мишель ЛеБрен-Францароли полагает, что было представлено около 20 работ, в том числе один из вариантов «Туши теленка» и «Натюрморт со скатом».Сутин живет в городке Блан, в доме, специально снятом для него Зборовским, и пишет серию знаменитых натюрмортов с тушками индеек, зайцев, утками, петухами, фазанами.

20.Около 1925. Туша и голова теленка. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Bœuf et tête de veau. Vers 1925 ? Huile sur toile. 92 x 73. RF 1963-86. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

1928

Произведения Сутина занимают прочное место в собраниях всех главных коллекционеров того времени: кроме Альберта Барнса и Поля Гийома обладателями картин становятся Йонас Неттер, Анри Бинг, Жак Дусе, чета Кастен.

Художник вновь встречается с четой коллекционеров и меценатов Мадлен и Марселеном Кастен. Начинается их тесная многолетняя дружба. К этому моменту Кастены владеют тремя картинами Сутина. Мадлен Кастен, чья коллекция была хорошо известна в Париже – в ней уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, по-настоящему понимает и оценивает творчество Сутина сразу после выставки Барнса и начинает настоящую охоту за его картинами. Супруг разделяет страсть жены, и вскоре за 800 франков они приобретают «Портрет старухи». Зборовский, узнав про энтузиазм, с которым коллекционеры разыскивают работы Сутина, предлагает им картину «Мальчик из хора». Маршан оценил ее в колоссальную сумму – 30 тысяч франков, но Мадлен убеждает Марселена в необходимости приобрести это полотно.

В издательстве «Треугольник» в серии «Еврейские художники» выходит первая монография о Сутине известного историка искусства Вальдемара Жоржа. Художник отправляется в Лондон, чтобы увидеть «Купальщицу» Рембрандта.

21.Хаим Сутин. Маленькая городская площадь, Ванс. Около 1929. Холст, масло. 70,8×45,7. Музей Искусства Авангарда, Москва

1929-1932

Начало Великой депрессии. Экономический кризис подрывает дела Зборовского и приводит его к разорению. Он умирает после сердечного приступа. Вскоре после этого Мадлен Кастен берет на себя все заботы о художнике.

22.Хаим Сутин. Женщина, входящая в воду. Около 1931. Холст, масло. 114×72. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

В период с 1930 по 1935 год Сутин проводит летнее время в доме Кастенов в имении Лев под Шартром. Здесь он пишет «Женщину, входящую в воду» (по мотивам «Купальщицы» Рембрандта), «Сиесту», «Ребенка в синем», «Лестницу в Шартре», «Шартрский собор». В эти годы в творчестве художника особенно проявляется влияние Рембрандта, Коро и Курбе.

23.Около 1918-1919 (1933?). Пейзаж с фигурой. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Paysage avec personnages. Vers 1918-1919 [1933 ?]. Huile sur toile. 60 x 80. RF 1963-87. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

1935

Первая персональная выставка Сутина в США. В декабре Чикагский художественный клуб представляет 20 полотен художника, к выставке издан каталог. В это же время 15 картин Сутина участвуют в выставке «Художники интуиции. Рождение экспрессионизма в Париже».

24.Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Huile sur toile. 73.5 x 92. RF 1963-88. Non signé. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source. Original (5123 x 4096)

1936-1938

В кафе «Dome» Хаим Сутин знакомится с немецкой беженкой Гердой Грот. Художник впервые обретает нечто похожее на налаженную семейную жизнь.

25.Фрагмент. Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Musée de l'Orangerie. Source

Мадмуазель Гард описывала свою жизнь с художником:

«Когда мы познакомились, он был похож на скелет, уже почти не ел. Он от всего испытывал боль. Он скрючивался и катался по полу. Я готовила для него макароны, жарила мясо, кормила яйцами. Он начал оживать, толстеть. <�…>

26.Фрагмент. Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Musée de l'Orangerie. Source

Интерьер меблированной квартиры вызывал тоску. Здесь не было ничего, что говорило бы о личности жильца. Позже я поняла, что Сутин совершенно не умел создавать вокруг себя атмосферу. Он поселялся в квартире и не изменял в ней ни единой детали, как будто собирался прожить в ней несколько дней».

27.Фрагмент: облака. Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Musée de l'Orangerie. Source

Картины Сутина представлены на нескольких выставках: в Пти Пале в Париже, в одной лондонской и трех нью-йоркских галереях.

1939-1942

В начале августа по совету Удо Эйнсильда, коллекционера и маршана, Сутин и Герда Грот поселяются в маленьком городке Йонна, где их застает начало войны. Здесь он пишет знаменитое полотно «Ветреный день в Оксере». После вступления Франции в войну Сутин и Герда оказываются «арестованными» в йоннской деревне и не могут вернуться в Париж.

28.1941-1942. Свиньи. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. Les porcs. 1941-1942. Huile sur toile. 45 x 56 cm. Musée d'art moderne de la Ville de Paris (MAM Ville de Paris). Source

В апреле 1940 года Сутин и Герда приезжают в Париж. В мае Мадмуазель Гард отправлена в лагерь для интернированных немцев. В августе Мадлен Кастен и Макс Закс знакомят Сутина с Мари-Берт Оранш, она становится последней спутницей художника.

29.Хаим Сутин. via. Фотографии на выставке нет

1943

Состояние здоровья Сутина ухудшается. В августе Мари-Берт тайно перевозит его в Париж. На рассвете 9 августа, после многочасовой операции он умирает. Художника похоронили на кладбище Монпарнас, на церемонии кроме Мари-Берт Оранш присутствовали Пабло Пикассо и Макс Жакоб.

30.Хаим Сутин (1894-1943). Автопортрет. Фрагмент. Около 1920-1921. Холст, масло. 54,0 x 30,5 см. Поступил в 1997 г. Приобретен у фирмы "Джулиан M. Барран" в Лондоне. Государственный Эрмитаж. Source

В ГМИИ им. Пушкина с 24 октября 2017 по 21 января 2018 проходит выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива». В экспозиции более 60 произведений, в том числе 20 картин – из Музея Оранжери, Париж. Фотографировать запрещено.

Кроме картин самого Сутина, показываются работы старых мастеров, оказавших влияние на Сутина, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами, таких как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах. Их произведения – в другой раз.

Еще одна Must See выставка в Пушкинском: Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена), проходящая с 10 октября 2017 по 14 января 2018

Источник для текста: Хроника жизни и творчества Хаима Сутина // ГМИИ

Ссылки:Информация на сайте ГМИИ: Хаим Сутин. Ретроспектива. 24.10.2017 - 21.01.2018. Главное здание Аудиогид по выставке

Начало:Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве. Часть 1

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

yablor.ru

Хаим Сутин-3

Х. Сутин. Автопортрет. 1922 г.

(Начало здесь и здесь) Хаим Сутин моментально становится знаменитым, цены на его картины быстро растут, особенно в Америке, куда его картины привозит странный фармацевт - доктор Барнс,

скупивший за три тысячи долларов все картины странного художника. Поль Гийом пишет о нем большую статью в журнале «Искусство в Париже». Хаим Сутин становится знаменитостью. Нищета кончилась.

Зборовский начинает выплачивать на ежедневные расходы в пять раз больше и нанимает ему собственного водителя. У «эксперта по голоду», как Сутина назвал Шолом-Алейхем,   появились деньги, а на Монпарнасе Хаим становится героем.

Все деньги он тратит на одежду, постепенно превращаясь в модного денди. Друзья учат его, как носить костюм, что покупать,  как пользоваться носовым платком.

Сам он любит маленькие серые шляпы, которые покупает в большом количестве. Элегантные рубашки, шелковые шейные платки, дорогие костюмы, красный шарф, дорогие галстуки...

Но в душе он остается тем же маленьким мальчиком из бедной Российской окраины, буржуа из него не получился. Все заводили кошечек или собак, он стал водить к себе многочисленных старушек, которых называл своими родственницами. Некоторые говорили, что он с ними спит, но он их просто кормил и рисовал.

Но самое главное - наконец, у него появилась  собственная студия на площади Клема, из окна которой открывался великолепный вид на Сену, напоминавший ему о Двине, реке его детства.

Он покупает большую бычью тушу, такую, какую видел, когда они с Осипом Цадкиным жили в подвале, на скотобойне. Она находилась прямо у них во дворе. Здесь он мог наблюдать, как каждый день несчастных животных сначала ведут на убой, а потом разделывают их кровавые туши.

Х.Сутин. Бычья туша. 1925 г.

Свою тушу  Хаим подвешивал в мастерской и начинал ее рисовать. Когда туша теряла цвет, его подруга Пуалет Журден вкачивала шприцем в тушу порцию настоящей крови, чтобы она вновь стала кроваво-красной.

Вскоре вокруг туши начинали летать мухи, потому что художник писал медленно,  на улице стояла жара, соседи сбегали от смрада и запаха, посыпались жалобы в службу гигиены.

Однажды они пришли в мастерскую, Хаим испугался и спрятался, на защиту встала его верная Пуалет, которая объяснила, что художник еще не закончил работу.

Так в 1925 году Хаим Сутин создал серию «Битые животные», в том числе «Забитые быки», на создание которых его вдохновил Рембрандт.

Всего было создано шесть картин с бычьими тушами, пять из которых сегодня находятся в известных музеях мира, а шестая продана в 2006 году в частную коллекцию почти за четырнадцать млн долларов.

В этот же период у него появляется множество других натюрмортов с битой птицей («Курица», «Петух), мертвой рыбой, подвешенными за ноги и головы животными, которых он притаскивает себе в мастерскую. Запах стоял еще тот! За это его мастерскую прозвали «Бойня Сутина».

С женщинами, которые всегда опекали художника,  ему везло. Жить с таким странным человеком было нелегко. Пуалет рассказывала, что, кроме язвы желудка, Хаим страдал лунатизмом. Однажды ночью он встал и начал с ней танцевать. Потом также неожиданно снова лег.

Пуалет Журден. Модель и помошница Хаима Сутина

Пуалет была помощницей и дальней родственницей  Зборовского. Сутин увидел ее в галерее коммерсанта и попросил стать его моделью. Девушка согласилась. До этого у Хаима были другие женщины, с которыми его знакомил Модильяни. Одна из них, самая полная,  ему особенно нравилась, потому что напоминала  о детстве, матери и родном доме: именно такие теплые женщины его окружали в далекой России.

Позднее у него появилась Дебора Мельник, давняя знакомая из Вильно, у которой родилась от него дочь, но он ее не признал. Перед самой войной Хаим Сутин познакомился с еврейкой, бежавшей из нацистской Германии, Гердой Грот.

Эйми - дочь Хаима Сутина

Вместе они прожили три года. Правда, Герда говорила, что  он стал бы жить с любой женщиной, которая согласилась бы ухаживать за ним. Герда действительно стала ему хорошей помощницей, она заботилась обо всем, даже о том, чтобы у него всегда была натура. Когда Хаим Сутин замыслил написать серию пейзажей с детьми, она им покупала шоколад и приводила к художнику, чтобы он мог с них писать. Герда оставила свои воспоминания о жизни с Сутиным.

Наконец он сходится с Мари-Берт Орнеж, бывшей женой художника Макса Эрнст. С ней художник жил до самой смерти, она же его, смертельно больного, везла в Париж на операцию, но спасти его было уже невозможно.

Х.Сутин. Кондитер с красным платком. 1923 г.

В 1927 году, в тридцать три года,  проходит его первая выставка в Париже, чуть позднее Барнс устраивает выставку работ Хаима Сутина в Америке,  в 1928 году выходит первая монография о гениальном художнике XX века, написанная  Вальдемаром Джорджем. С этого времени краски пейзажей Хаима Сутина светлеют, становятся не такими кроваво-красными, наступает лирический период его живописи.

Наконец-то он может поехать на курорт подлечить свою язву. В 1926-1927 годах художник живет в доме, который купил Зборовский специально для работы в нем художников, но отношения со Зборовским становятся все более и более напряженными. Ссоры  возникают из-за денег и происходят все чаще. Сутин вынужден переехать из своей мастерской в отель.

(Окончание следует)

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Чудачества художника-безумца: Почему Хаим Сутин писал свои картины голым

Хаим Сутин.(1955). Автор: Маревна / Гладиолусы. Автор: Хаим Сутин.О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: «Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке»,- так о нем вспоминали современники. И мог ли он предполагать, что с течением времени его работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.

Хаим Сутин.

Много художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин, Липшиц и другие «замолчанные гении», оставшиеся за пределами внимания русских историков искусства. Хаим Соломонович Сутин тоже был среди этих забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе место рождения — «Россия».

Висячий заяц. (1923). Автор: Хаим Сутин.

Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.

Художник широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн. Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными фигурами мирового искусства как — Ван Гог, Мунк, Пикассо.

Маленький кондитер. Ок. (1927). Холст, масло. 76,5 x 68,9 Christie’s.(2013). Цена: 18 043 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.

Освежеванный быкХолст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов. Автор: Хаим Сутин.

Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев «Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали». И голым он рисовал всегда… «не потому что эксгибиционист — не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались».Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже,

Рыба и помидоры. Ок. (1924). Холст, масло. 61 x 81, Sotheby’s. Цена: 2 729 250 фунтов. Автор: Хаим Сутин.

История жизни Хаима Сутина, французского художника, еврея эмигрировавшего из России, получившего громкую славу в Америке, очень необычна и вся состоит из контрастов, как и его наполненные необыкновенной страстью полотна.

Автопортрет. (1918). Автор: Хаим Сутин.

Еще совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском, начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не интересуясь. Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски, продавал свои работы за сущие копейки.

Кондитер. Автор: Хаим Сутин.

Из воспоминаний друга, живущего вместе с ним в одной квартире: «Постоянно недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел… Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»… рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал…».

Маревна (урождённая Мария Воробьёва). Посвящается друзьям с Монпарнаса. 1962 г. Слева направо: Диего Ривера, Маревна с дочкой Марикой, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Мойше Кислинг, Леопольд Зборовски.

В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье. Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.

Портрет Хаима Сутина. Автор: Амадео Модильяни.

В течении десяти лет жизни во французской столице Хаиму приходилось очень тяжело: безденежье, голод, скитание по углам. Пока в 1923 году не произошел крутой поворот в жизни живописца. Словно в волшебной сказке: приехал американский меценат и коллекционер Альберт Барнс скупил около 60-ти работ Сутина за 20000 франков. Благодаря чему Сутин прославился в Америке и в мире.

Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта.

Хотя большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что живопись его – новая и необычная.

Лежащая женщина. (1916). Автор: Хаим Сутин.

Женщина в красном. Автор: Хаим Сутин.

Девушка с зонтиком. Автор: Хаим Сутин.

Холсты Сутина – портреты, натюрморты и пейзажи, наполненные яростной красочностью, драматизмом, искренней наивностью вызывают душевный всплеск. И о каждой его работе можно сказать: «Больно смотреть». Увядающие гладиолусы в вазе, кровавые вывернутые туши, пламенеющая земля на городском пейзаже, красный воротник на портрете — как одержимость художника кроваво-красным: пылающим цветом, превращающим любое полотно в трагедию.

Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby’s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов

Хаим очень много писал и краски на его холстах не переставали «кричать», а в жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва, заработанная в результате постоянного голода. В августе 1943 года его оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

Женщина, входящая в воду. (Около 1931). Холст, масло. 114 х 215;72. Музей Искусства Авангарда. Автор: Хаим Сутин.

Ева. Автор: Хаим Сутин.

В октябре нынешнего года в Пушкинском музее прошла первая большая ретроспективная выставка художника-авангардиста и она впечатлила даже неискушенного зрителя и имела большой успех.

На выставке в Пушкинском музее

О нескольких увлекательных страницах из жизни и творчества близкого друга и земляка Хаима Сутина — известного художника Марка Шагала можно прочесть здесь

Люди покупают новогодние подарки по невероятно низким ценам, и вот как они это делают…

Рассказываем, где купить классные новогодние подарки по низким ценам, и показываем, как получить дополнительную скидку.

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

http://art-oboz.ru/uncategorized/chydachestva-hydojnika-bezymca-pochemy-haim-sytin-pisal-svoi-kartiny-golym.html2017-11-25T08:40:07+00:00adminассорти

Хаим Сутин.(1955). Автор: Маревна / Гладиолусы. Автор: Хаим Сутин.О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: 'Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке',- так о нем вспоминали...

[email protected]Арт-обозрение

art-oboz.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта