Художник недели: Хаим СутинARTinvestment.RU 30 мая 2013. Хаим сутин картины
Хаим Сутин. Ретроспектива - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Хаим Сутин. Хроника жизни и творчества
1893 (или 1894)
По одним сведениям, 9 июня, по другим – 13 января Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи (ныне – Республика Беларусь). Десятый из одиннадцати детей Сары и Залмана Сутиных.
1903–1909
Поступает в Академию Крюгера. «Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Крюгера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников» (Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним – Маревна).
1910
Переезжает в Вильно и поступает на трехлетний курс в Виленскую рисовальную школу И.П. Трутнева, признанную в 1904 году лучшей в России. «Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен), он не любил делать эскизы и вообще рисовать по общепринятым правилам художественных школ того времени» (Маревна).
1911–1913
Покидает Вильно и вместе с Михаилом Кикоиным отправляется в Париж. Данные о дате приезда разнятся. Согласно первой прижизненной монографии о Сутине Вальдемара Жоржа, художник приехал в Париж в 1911 году. Самый скрупулезный исследователь жизни мастера Мишель ЛеБрен-Францароли, ссылаясь на архивы полиции, пишет, что он оказался там 9 июня 1913. По воспоминаниям Михаила Кикоина, они с Сутиным прибыли 14 июля 1912 года и первым их порывом было отправиться в Оперу Гарнье слушать «Аиду».
Сутин обосновывается в колонии художников «Улей». Его соседями становятся недолюбливавший земляка Марк Шагал, а также Хана Орлова и Жак Липшиц, считавшие своим долгом помогать и поддерживать художника.
Поступает в мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств.
1915
Скульптор Жак Липшиц знакомит Сутина с Амедео Модильяни, они становятся близкими товарищами. «Благодаря глубоким знаниям итальянского искусства он [Модильяни] был великолепным гидом по Лувру и познакомил Сутина с итальянскими примитивистами, художниками quattrocento, с Джотто, Боттичелли и Тинторетто, со всеми шедеврами, которыми восхищался сам. Он ввел Сутина в круг блестящих молодых художников-живописцев Пабло Пикассо и Диего Риверы, поэтов Жана Кокто, Гийома Аполлинера и Макса Жакоба» (Маревна).
1916–1919
Модильяни знакомит Сутина с маршанами Жоржем Шероном и Леопольдом Зборовским. Зборовский уступает уговорам Модильяни и становится официальным агентом Сутина. Художник совершает краткие поездки на юг Франции в Ванс и Кань-сюр-Мер. При поддержке Зборовского он уезжает в Сере и проводит там почти три года в напряженной работе, лишь изредка выезжая в Париж.
Создание серии «Кондитер».
1920
Двадцать четвертого января умирает ближайший друг Сутина Амедео Модильяни. Девятого июня Леон Замарон, комиссар полиции и один из первых коллекционеров произведений Утрилло, Модильяни, Сутина и других монпарнасцев, выставляет свою коллекцию в Друо. Эти торги становятся первой публичной продажей полотен художника.
1923
Поворотный год в жизни Сутина. Галерист и коллекционер Поль Гийом, консультант Альберта Барнса, успешного американского фармацевта, разбогатевшего на одном из запатентованных им средств, показывает коллекционеру произведения Сутина. У Зборовского Барнс покупает 52 работы художника. В январе – феврале Поль Гийом организует выставку картин, приобретенных Барнсом в Париже, на которой представлены и полотна Сутина. В журнале «Les Arts à Paris» выходит первая статья о живописце. В апреле Альберт Барнс представляет его работы на выставке «Современная европейская скульптура и живопись» в Академии изящных искусств Пенсильвании.
1925
Благодаря Барнсу к Сутину приходят всеобщее признание и материальное благополучие. Он переезжает в просторное ателье и отдельно снимает благоустроенную квартиру. Совершает первое путешествие в Амстердам и посещает Рейксмузеум, где открывает для себя «Еврейскую невесту» (ныне – «Исаак и Ревекка») Рембрандта. Эта картина не просто произвела огромное впечатление на художника, а стала для него эталоном. «“Еврейская невеста”, наверное, лучшая из существующих картин, с детально проработанными одеждами и такими прекрасными руками», – цитирует живописца в своем знаменитом дневнике антиквар и коллекционер Рене Жемпель. Сутин, который всю жизнь сопротивлялся копированию, приводя в гнев и отчаяние своих учителей, на этот раз безуспешно пытается воспроизвести картину голландского мастера.
1927
В июне в Галерее Анри Бинга, на самой престижной артистической улице Парижа того времени Боэси, где располагались Галерея Поля Розенберга (представлявшего работы Матисса, Брака, Леже, Пикассо), ателье самого Пабло Пикассо, одна из самых статусных антикварных галерей Вильденштейнов и один из лучших концертных залов Гаво, открывается первая монографическая выставка Сутина. Каталог к ней не издавался, однако биограф Сутина Мишель ЛеБрен-Францароли полагает, что было представлено около 20 работ, в том числе один из вариантов «Туши теленка» и «Натюрморт со скатом».
Сутин живет в городке Блан, в доме, специально снятом для него Зборовским, и пишет серию знаменитых натюрмортов с тушками индеек, зайцев, утками, петухами, фазанами.
1928
Произведения Сутина занимают прочное место в собраниях всех главных коллекционеров того времени: кроме Альберта Барнса и Поля Гийома обладателями картин становятся Йонас Неттер, Анри Бинг, Жак Дусе, чета Кастен.
Художник вновь встречается с четой коллекционеров и меценатов Мадлен и Марселеном Кастен. Начинается их тесная многолетняя дружба. К этому моменту Кастены владеют тремя картинами Сутина. Мадлен Кастен, чья коллекция была хорошо известна в Париже – в ней уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, по-настоящему понимает и оценивает творчество Сутина сразу после выставки Барнса и начинает настоящую охоту за его картинами. Супруг разделяет страсть жены, и вскоре за 800 франков они приобретают «Портрет старухи». Зборовский, узнав про энтузиазм, с которым коллекционеры разыскивают работы Сутина, предлагает им картину «Мальчик из хора». Маршан оценил ее в колоссальную сумму – 30 тысяч франков, но Мадлен убеждает Марселена в необходимости приобрести это полотно.
В издательстве «Треугольник» в серии «Еврейские художники» выходит первая монография о Сутине известного историка искусства Вальдемара Жоржа. Художник отправляется в Лондон, чтобы увидеть «Купальщицу» Рембрандта.
1929–1932
Начало Великой депрессии. Экономический кризис подрывает дела Зборовского и приводит его к разорению. Он умирает после сердечного приступа. Вскоре после этого Мадлен Кастен берет на себя все заботы о художнике. В период с 1930 по 1935 год Сутин проводит летнее время в доме Кастенов в имении Лев под Шартром. Здесь он пишет «Женщину, входящую в воду» (по мотивам «Купальщицы» Рембрандта), «Сиесту», «Ребенка в синем», «Лестницу в Шартре», «Шартрский собор». В эти годы в творчестве художника особенно проявляется влияние Рембрандта, Коро и Курбе.
1935
Первая персональная выставка Сутина в США. В декабре Чикагский художественный клуб представляет 20 полотен художника, к выставке издан каталог. В это же время 15 картин Сутина участвуют в выставке «Художники интуиции. Рождение экспрессионизма в Париже».
1936–1938
В кафе «Dome» Хаим Сутин знакомится с немецкой беженкой Гердой Грот. Художник впервые обретает нечто похожее на налаженную семейную жизнь. «Когда мы познакомились, он был похож на скелет, уже почти не ел. Он от всего испытывал боль. Он скрючивался и катался по полу. Я готовила для него макароны, жарила мясо, кормила яйцами. Он начал оживать, толстеть. <…> Интерьер меблированной квартиры вызывал тоску. Здесь не было ничего, что говорило бы о личности жильца. Позже я поняла, что Сутин совершенно не умел создавать вокруг себя атмосферу. Он поселялся в квартире и не изменял в ней ни единой детали, как будто собирался прожить в ней несколько дней», – описывала свою жизнь с художником Мадмуазель Гард.
Картины Сутина представлены на нескольких выставках: в Пти Пале в Париже, в одной лондонской и трех нью-йоркских галереях.
1939–1942
В начале августа по совету Удо Эйнсильда, коллекционера и маршана, Сутин и Герда Грот поселяются в маленьком городке Йонна, где их застает начало войны. Здесь он пишет знаменитое полотно «Ветреный день в Оксере». После вступления Франции в войну Сутин и Герда оказываются «арестованными» в йоннской деревне и не могут вернуться в Париж.
В апреле 1940 года Сутин и Герда приезжают в Париж. В мае Мадмуазель Гард отправлена в лагерь для интернированных немцев. В августе Мадлен Кастен и Макс Закс знакомят Сутина с Мари-Берт Оранш, она становится последней спутницей художника.
1943
Состояние здоровья Сутина ухудшается. В августе Мари-Берт тайно перевозит его в Париж. На рассвете 9 августа, после многочасовой операции он умирает. Художника похоронили на кладбище Монпарнас, на церемонии кроме Мари-Берт Оранш присутствовали Пабло Пикассо и Макс Жакоб.
www.arts-museum.ru
Художник недели: Хаим Сутин
8 мая 2013 полотно Хаима Сутина в ходе вечерних торгов Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма» было продано за 18 миллионов долларов. Это новый мировой рекорд стоимости произведений художника на открытых торгахОн помнил отблески солнца, восхищавшие его младенцем раньше, чем начал говорить.
М. Герман. Модернизм
8 мая 2013 полотно Хаима Сутина «Маленький кондитер» в ходе вечерних торгов Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма» было продано за 18 миллионов долларов. Этот результат — новый мировой рекорд стоимости произведений художника на открытых торгах, и он поставил Сутина на 5-е место в рейтинге авторов самых дорогих работ среди русских художников (если бы мы оперировали только послекризисными продажами, тогда в этом рейтинге Сутин поднялся бы на 3-ю ступеньку).
Хаим Сутин родился 13 января 1893 года в местечке Смиловичи (сегодня — поселок Червенского района, в тридцати километрах от Минска) в семье портного. В первые годы жизни ничто, кроме его собственного желания, не предвещало ему, десятому из одиннадцати детей в полунищем семействе, будущего хоть как-то связанного с искусством. Мальчиком он служил подмастерьем у портного, а со временем, если жизнь его сложится удачно, ему прочили карьеру сапожника, а в идеале — священнослужителя. Мало того, в ультрарелигиозной семье Сутиных строго придерживались запрета на изображение человека, поэтому юный художник был вынужден скрывать свое увлечение изобразительным искусством. Существует даже легенда, что уехать из Смиловичей, ему позволили деньги, которые заплатила его семье семья местного раввина после того, как его сын, мясник, до полусмерти избил Хаима за «богохульство», застав его за попыткой нарисовать портрет ребе.
В 1907 году, 14 лет от роду, Хаим Сутин уезжает в Минск и устраивается на работу к местному фотографу — ретушером.
Через два года Сутин поступает в рисовальную школу Я. М. Кругера. В классах у Кругера Сутин познакомился и подружился с Михаилом Кикоиным, с которым не терял связи всю свою жизнь. В 1910 году Сутин и Кикоин из Минска переезжают в Вильно (нынешний Вильнюс), где поступают в художественную школу. Обучение длилось три года и, помимо художественных навыков, подарило ему еще одно важное знакомство: во время учебы он сблизился с начинающим художником Пинхусом (Павлом) Кременем. Итак, в Вильно Хаим Сутин учится в художественной школе у И. Трутнева, снова подрабатывает ретушером и в компании П. Кременя и М. Кикоина мечтает уехать в Париж (для неизвестных, не обремененных какими-либо средствами к существованию, почти не знавших языка художников в практическом смысле это было намного реальнее, чем добираться в далекий и дорогой Санкт-Петербург или даже в Москву).
Мечта сбылась в июне 1913 года. По приезду в Париж 20-летний Сутин поселяется в знаменитом «Улье» — общежитии художников на Монпарнасе, в мастерской своего земляка О. Мещанинова, и записывается в Школу изящных искусств, в мастерскую Фернана Кормона. Однако вскоре он меняет академические часы в классах Кормона на регулярные посещения Лувра, где больше всего его интересует творчество Курбе, Шардена, Энгра. Особенно же сильным было воздействие Рембрандта — его страстная манера письма, густые, темные оттенки красок явно импонировали художнику.
Вращаясь в художественных кругах Монпарнаса, Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Бранкузи, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Жаком Липшицем, Александром Архипенко и многими другим представителями Парижской школы. А в 1915 году Ж. Липшиц в одном из монпарнасских кафе знакомит его с Амедео Модильяни, и это знакомство дает начало дружбе, продолжавшейся до самой смерти последнего в 1920 году.
Модильяни знакомит Сутина с Л. Зборовским, с которым Сутин в 1918 (по другим данным, в 1919) году заключает контракт: за пять франков в день Зборовский получает исключительные права на все созданные за время действия контракта сутинские работы. По настоянию Зборовского Сутин и Модильяни едут на юг Франции, в район Ниццы, Ванса и Сере. В Вансе он знакомится с художником Л. Сюрважем, а Сере становится практически его домом до 1921 (по некоторым источникам, 1922) года.
В 1921 году, по возвращении в Париж, Сутин принимает участие в выставках «47 художников в кафе “Парнас”», «Удар» и др. Он сильно бедствует, несмотря на все усилия Зборовского, его работы не продаются, ему приходиться то жить у Мещанинова, то снимать мастерскую вместе с Модильяни. В статьях о нем даже можно встретить истории о том, как он колотил ночами в двери своих соседей по «Улью», требуя хоть куска хлеба.
Перелом произошел в 1922 году, когда известный американский коллекционер Альберт Барнс приобрел у Зборовского для своей коллекции более 50 картин Сутина. К 1923-му было продано более 200 работ художника. В 1924 году в журнале «Искусство Парижа» появляется первая статья о нем, написанная Полем Гийомом. В 1927/1928 в Париже с большим успехом проходит первая персональная выставка Сутина, а чуть позже Поль Гийом организует специальную выставку пейзажей Сере, написанных Сутиным в начале 1920-х. В 1929 году в Париже Эли Фром написал и опубликовал первую монографию о Сутине. В 1930-х его выставки одна за другой идут в Нью-Йорке и Вашингтоне. К 1937 году Сутин всемирно известен, вполне обеспечен, имеет стабильный доход и комфортабельные апартаменты на вилле «Сера».
С началом Второй мировой войны все изменилось. Сутин несколько раз пытается уйти на фронт добровольцем, однако ему неизменно отказывают из-за его слабого здоровья. Позже, когда по всей стране началось преследование евреев, он вынужден скрываться по друзьям и жить по чужим документам. В 1943 году у Сутина обостряется язва желудка, друзья тайно привозят его в Париж и устраивают в больницу. 9 августа 1943 года он умирает от перитонита. В последний путь на монпарнасское кладбище его провожают только П. Пикасо и Ж. Кокто, для остальных его друзей это смертельно опасно.
Сегодня Сутин — один из известнейших и интереснейших представителей Парижской школы. Он не герой легенд, как Модильяни или Пикассо, не стремился произвести революцию в искусстве, как другие представители Парижской школы, он просто писал картины — пейзажи, натюрморты и портреты — так, как он их видел. Более четверти века он работал самобытно и страстно, отдельно от современного ему искусства, которое без него не смогло бы стать таким, каким стало.
Вспоминают, что у него был сложный характер, он не был душой компании или просто общительным человеком. Он так и не научился сносно говорить и писать по-французски, но много читал — мог шокировать собеседника цитатой из Бодлера. Сутин не оставил после себя дневников, лишь немного писем. Многие свои картины он сам же и уничтожил (известно, что для этого он забирал их у знакомых и даже выкупил несколько штук) — например, не любил весь период в Сере, несмотря на популярность у покупателей этих пейзажей, написанных им в огромном количестве в 1920-е годы.
Искусство его тоже почти ничего нам не рассказывает о внешних событиях жизни автора, но — напряжение, скрытая беспокойная энергия, внутренняя динамика льются на зрителя в его натюрмортах (не говоря уж о пейзажах и портретах). Как и многие представители Парижской школы, Сутин свободно обращается с формой, пропорциями изображаемого, не упуская при этом их сути и характерных особенностей (что более всего заметно в портретах).
Ранние пейзажи и натюрморты Сутина близки к сезанновским по колориту и композиции — то же искажение пространства, построение композиции (планов), а пастозность и работа с краской приближают их к Ван Гогу. Пишет он всегда быстро, энергичными, широкими мазками зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового цвета, затем, к концу 1920-х, цветовые пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым соседствует яркий синий, иногда фиолетовый, а в конце 1930-х Сутин предпочитает зеленую цветовую гамму. Но в любой период цвета его остаются густыми, темными, до предела напряженными, высветляемыми лишь несколькими точными мазками белил.
Сутин развивал тенденцию эстетизации всего, любого предмета (да и человека тоже), каким бы обыденным или незаметным он ни был (продолжая традицию, идущую еще от Бодлера). Отсюда — стремление оставить для вечности, показать зрителю в своей мощной выразительной манере то малое, что человеку богатому (а именно эти люди в первую очередь интересовались искусством) в обычной жизни увидеть не дано. Художник заставляет остановиться и всмотреться — в лицо и руки посыльного или пекаря, в стынущие капли крови на только что разделанной туше, в пищу бедняков — несколько селедок, высыхающих и скрючивающихся на щербатой тарелке. Всмотреться и почувствовать.
Художник Талов, живший одно время с Сутиным в его мастерской, вспоминал, как тот писал натюрморт с селедками: «Прежде чем съесть принесенную из лавки снедь, он принимался за натюрморт и мучился, разрываемый голодом, пожирая ее лишь глазами, не позволяя себе к ней притронуться, пока не закончит работу. Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем “королевском обеде”».
А свои туши он рисовал на Центральном рынке Парижа, где наверняка производил странное впечатление на мясников. Можно только гадать, что заставило Сутина писать и писать освежеванные туши, что сделало природу его натюрмортов мертвой в буквальном смысле. Возможно, так он освобождал себя от образов местечкового голодного детства. Возможно, были другие мотивы.
Портреты его, не теряя сходства с оригиналом, больше всего похожи на взгляд сквозь призму или на стоп-кадр, захвативший лицо в момент сильного, но неопределенного для самого человека волнения. Отсюда — ощущение стремительной смены эмоций на лице, отсюда — напряжение и слегка смазанные движением черты. В портретах Сутин больше всего приближается по живописной манере исполнения к своему другу Модильяни — те же простые, часто темные фоны, упрощенные цвета и формы, вытянутые, текучие пропорции. Только там, где Модильяни низводит модель почти до маски, использует отшлифованную до блеска систему образов с более-менее ожидаемым результатом, Сутин всякий раз находит новые приемы для того, чтобы в полной мере передать искаженные внутренним эмоциональным движением, но узнаваемые черты модели, ее характер и особенности.
Парижская школа знала много гениев, но памятника удостоился только один Сутин — в 1963 году в Париже был установлен памятник работы скульптора Арбита Блатаса, сегодня находящийся на площади рядом с Национальным музеем современного искусства.
На Западе Сутин хорошо известен публике и исследователям. Работы его находятся в крупнейших мировых музеях и галереях, а каждое появление в аукционном каталоге вызывает немалый интерес: многие хотели бы иметь в своей коллекции работу так непохожего на других художника, чья живопись стоит вровень с творениями Ван Гога, Мунка, Пикассо. Стоит отметить, что растет интерес к Сутину и в России: в 2009 году вышла первая монография о нем известного искусствоведа М. Германа, в 2011/2012 году ГМИИ им. А. С. Пушкина едва ли не впервые в России показал его работы на выставке художников Парижской школы.
На арт-рынке Сутина нельзя назвать редким гостем, в базе artinvestment.ru зафиксировано более двухсот его работ. На аукционах работы эти в большинстве своем дороги запредельно. На Christie’s в начале 1990-х годов цены на них измерялись миллионами долларов, в последние годы — десятками миллионов. Недавний майский рекорд (который, судя по состоянию рынка Сутина, вряд ли продержится долго) — тому подтверждение. Вместе с тем живопись и графика Сутина обладают хорошим инвестиционным потенциалом: цены на них располагаются в диапазоне от 200–300 тысяч до почти двух десятков миллионов долларов.
Интерес к творчеству художника, при постоянном общем росте, испытал несколько ощутимых всплесков, каждый раз поднимавших цены на его работы на новую высоту, — в 2001-м, 2006/2007 и, конечно, в 2013-м. Самые высокие результаты приходятся на 2005–2013 годы. Наибольшим успехом пользуется живопись 1920–25 годов. Согласно индексу Artist’s ARTMIX, с апреля 2013-го доходность произведений художника возросла на 75 %.
В тройку самых дорогих работ Хаима Сутина, проданных на открытых торгах, помимо «Маленького кондитера», входят: холст 1921 года «Мужчина в красном шарфе» проданный за 7 800 000 фунтов на торгах Sotheby’s 5 февраля 2007 года (кстати, на Christie’s в 1997 году эта работа ушла за 1 400 000 фунтов), и полотно «Освежеванный бык», за которое 6 февраля 2006 года покупатель заплатил на аукционе Christie’s 7 848 000 фунтов.
Мария Кузнецова, AI
Источники: 1. Парижская школа. Каталог выставки. М., 2011 2. М. Герман Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. М.: Азбука, 2008 3. lechaim.ru 4. bibliotekar.ru 5. mjcc.ru 6. eleven.co.il 7. artinvestment.ru
artinvestment.ru
|
classic-art-ru.livejournal.com
Хаим Сутин: картины и хроника жизни
Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве. Часть 2
Портрет Сутина кисти Амедео Модильяни. 1917. Фрагмент. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. SourceВыставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» проходит в ГМИИ им. Пушкина. В данной записи – Картины Сутина с этой экспозиции. На выставке работы сгруппированы по жанрам, а здесь, частично, не всё – в примерной хронологической последовательности.
Хаим Сутин. Хроника жизни и творчества
1893 (или 1894)
По одним сведениям, 9 июня, по другим – 13 января Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи (ныне – Республика Беларусь). Десятый из одиннадцати детей Сары и Залмана Сутиных.
1903-1909
Поступает в Академию Крюгера.
Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним – Маревна:
«Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Крюгера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников».
2.Около 1919. Ребенок с игрушкой. Фонд Оберштег (Фонд Има Оберштега), Художественный музей Базеля, Швейцария / Chaïm Soutine. L'enfant au jouet, um 1919 /Kind mit Spielzeug /Child with a Toy. Öl auf Leinwand. 81 x 64.5 cm. Inv. Im 1521. Im Obersteg Foundation, Kunstmuseum Basel. Source. Original (4856 x 6136)
1910
Переезжает в Вильно и поступает на трехлетний курс в Виленскую рисовальную школу И.П. Трутнева, признанную в 1904 году лучшей в России.
Маревна:
«Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен), он не любил делать эскизы и вообще рисовать по общепринятым правилам художественных школ того времени».
3.Около 1919. Стол. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Table. Vers 1919. Huile sur toile. 91 x 100. RF 1963 82. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source
1911-1913
Покидает Вильно и вместе с Михаилом Кикоиным отправляется в Париж. Данные о дате приезда разнятся. Согласно первой прижизненной монографии о Сутине Вальдемара Жоржа, художник приехал в Париж в 1911 году. Самый скрупулезный исследователь жизни мастера Мишель ЛеБрен-Францароли, ссылаясь на архивы полиции, пишет, что он оказался там 9 июня 1913. По воспоминаниям Михаила Кикоина, они с Сутиным прибыли 14 июля 1912 года и первым их порывом было отправиться в Оперу Гарнье слушать «Аиду».
4.Хаим Сутин. Монастырь ордена капуцинов в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / The Capuchin Convent at Céret Chaim Soutine circa 1920. via. В раме на выставке Christie's
Сутин обосновывается в колонии художников «Улей». Его соседями становятся недолюбливавший земляка Марк Шагал, а также Хана Орлова и Жак Липшиц, считавшие своим долгом помогать и поддерживать художника.
5.Хаим Сутин. Платаны в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / Chaïm Soutine (1893-1943). Les platanes à Céret. Oil on canvas. 53.5 x 72.5 cm. Painted circa 1920. Sotheby's. Estimate 600,000 = 800,000 GBP. Lot Sold. 941,000 GBP (Hammer Price with Buyer's Premium). Source
Поступает в мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств.
6.Портрет Сутина кисти Амедео Модильяни. 1917 / Amedeo Modigliani (1884-1920). Chaim Soutine. 1917. Oil on canvas. 91.7 × 59.7 cm. Chester Dale Collection. Accession number 1963.10.47. The National Gallery of Art, Washington, D.C. Source, via. Original (2577 x 4000). Этой работы на выставке нет
1915
Скульптор Жак Липшиц знакомит Сутина с Амедео Модильяни, они становятся близкими товарищами.
7.Портрет Сутина, исполненный Амедео Модильяни на двери. 1917. Частная коллекция. Портрет можно видеть на двери за Леопольдом Зборовским на фотографии ниже / Amadeo Modigliani (1884-1920) Portrait de Chaïm Soutine. 1917. Huile sur panneau. H. 79 L. 54. Collection Marlene et Spencer Hays. © Droits réservés. Source. Этой работы на выставке нет
Маревна:
«Благодаря глубоким знаниям итальянского искусства он [Модильяни] был великолепным гидом по Лувру и познакомил Сутина с итальянскими примитивистами, художниками quattrocento, с Джотто, Боттичелли и Тинторетто, со всеми шедеврами, которыми восхищался сам. Он ввел Сутина в круг блестящих молодых художников-живописцев Пабло Пикассо и Диего Риверы, поэтов Жана Кокто, Гийома Аполлинера и Макса Жакоба».
8.Леопольд Зборовский на фоне двери, на которой написан портрет Сутина кисти Модильяни. Фотограф Амедео Модильяни (если сокуратор выставки Клэр Бернарди правильно мною понята) / Leopold Zborowski, dealer of Amedeo Modigliani. Image from the apartment placed in Rue Joseph Bara nº3 in Paris, in front of the door with Soutine painted by Modigliani. Circa 1918 (lower part is lost, upper in Private collection). via. Фотографии на выставке нет
1916-1919
Модильяни знакомит Сутина с маршанами Жоржем Шероном и Леопольдом Зборовским. Зборовский уступает уговорам Модильяни и становится официальным агентом Сутина.
9.Около 1920-1921. Большое синее дерево. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Gros Arbre bleu. Vers 1920-1921. Huile sur toile. 83 x 80. RF 1963-85. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Thierry Le Mage. Source
Художник совершает краткие поездки на юг Франции в Ванс и Кань-сюр-Мер. При поддержке Зборовского он уезжает в Сере и проводит там почти три года в напряженной работе, лишь изредка выезжая в Париж.
Создание серии «Кондитер».
10.Около 1922-1923. Пейзвж. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Paysage. Vers 1922-1923. Huile sur toile. 92 x 65. RF 1963-84. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source
1920
Двадцать четвертого января умирает ближайший друг Сутина Амедео Модильяни.
11.1923-1924. Портрет сульптора Оскара Мещанинова. Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Portrait du sculpteur Oscar Miestchaninoff. 1923-1924. Huile sur toile. 83 x 65 cm. Numéro d'inventaire: AM 1972-30. Le Centre Pompidou. Source
Девятого июня Леон Замарон, комиссар полиции и один из первых коллекционеров произведений Утрилло, Модильяни, Сутина и других монпарнасцев, выставляет свою коллекцию в Друо.
Эти торги становятся первой публичной продажей полотен художника.
12.Хаим Сутин. Большая шляпа. 1923-1924. Холст, масло. Частная коллекция. Source
1923
Поворотный год в жизни Сутина.
13.Около 1923-1924. Женщина в красном. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. La femme en rouge. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 92 x 65 cm. Inv. : AMVP 1135. Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris. Source
Галерист и коллекционер Поль Гийом, консультант Альберта Барнса, успешного американского фармацевта, разбогатевшего на одном из запатентованных им средств, показывает коллекционеру произведения Сутина.
14.1924. Хаим Сутин. Улица в Кань. Холст, масло. 55.5 × 46.4 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source
У Зборовского Барнс покупает 52 работы художника.
15.Около 1923-1924. Индейка и томаты. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Dindon et tomates. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 81 x 49. RF 1963-89. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Franck Raux. Source
В январе – феврале Поль Гийом организует выставку картин, приобретенных Барнсом в Париже, на которой представлены и полотна Сутина.
16.Около 1923-1924. Натюрморт с фазаном. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Nature morte au faisan. Vers 1924. Huile sur toile. 64.5 x 92. RF 1963-83. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source
В журнале «Les Arts à Paris» выходит первая статья о живописце.
17.Около 1924. Женщина в синем платье. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. Femme à la robe bleue. Vers 1924. Huile sur toile. 81 x 60 cm. S.B.DR.: Soutine. Legs du Docteur Maurice Girardin en 1953. Inv. : AMVP 1137. MAM Ville de Paris. Source
В апреле Альберт Барнс представляет его работы на выставке «Современная европейская скульптура и живопись» в Академии изящных искусств Пенсильвании.
18.Около 1924-1925. Шафер. Холст, масло. Коллекция Жана Вальтера и Поля Гийома. Музей Оранжери, Париж / Chaïm Soutine. Garçon d’honneur. Vers 1924-1925. Huile sur toile. 100 x 81. RF 1960-48. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source
1925
Благодаря Барнсу к Сутину приходят всеобщее признание и материальное благополучие. Он переезжает в просторное ателье и отдельно снимает благоустроенную квартиру. Совершает первое путешествие в Амстердам и посещает Рейксмузеум, где открывает для себя «Еврейскую невесту» (ныне – «Исаак и Ревекка») Рембрандта. Эта картина не просто произвела огромное впечатление на художника, а стала для него эталоном.
«“Еврейская невеста”, наверное, лучшая из существующих картин, с детально проработанными одеждами и такими прекрасными руками», – цитирует живописца в своем знаменитом дневнике антиквар и коллекционер Рене Жемпель. Сутин, который всю жизнь сопротивлялся копированию, приводя в гнев и отчаяние своих учителей, на этот раз безуспешно пытается воспроизвести картину голландского мастера.
19.1925. Служка (в полный рост). Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Le grand enfant de choeur. 1925. Huile sur toile. 100 x 55,9 cm. Numéro d'inventaire: AM 1995-207. Le Centre Pompidou. Source
1927
В июне в Галерее Анри Бинга, на самой престижной артистической улице Парижа того времени Боэси, где располагались Галерея Поля Розенберга (представлявшего работы Матисса, Брака, Леже, Пикассо), ателье самого Пабло Пикассо, одна из самых статусных антикварных галерей Вильденштейнов и один из лучших концертных залов Гаво, открывается первая монографическая выставка Сутина. Каталог к ней не издавался, однако биограф Сутина Мишель ЛеБрен-Францароли полагает, что было представлено около 20 работ, в том числе один из вариантов «Туши теленка» и «Натюрморт со скатом».Сутин живет в городке Блан, в доме, специально снятом для него Зборовским, и пишет серию знаменитых натюрмортов с тушками индеек, зайцев, утками, петухами, фазанами.
20.Около 1925. Туша и голова теленка. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Bœuf et tête de veau. Vers 1925 ? Huile sur toile. 92 x 73. RF 1963-86. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source
1928
Произведения Сутина занимают прочное место в собраниях всех главных коллекционеров того времени: кроме Альберта Барнса и Поля Гийома обладателями картин становятся Йонас Неттер, Анри Бинг, Жак Дусе, чета Кастен.
Художник вновь встречается с четой коллекционеров и меценатов Мадлен и Марселеном Кастен. Начинается их тесная многолетняя дружба. К этому моменту Кастены владеют тремя картинами Сутина. Мадлен Кастен, чья коллекция была хорошо известна в Париже – в ней уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, по-настоящему понимает и оценивает творчество Сутина сразу после выставки Барнса и начинает настоящую охоту за его картинами. Супруг разделяет страсть жены, и вскоре за 800 франков они приобретают «Портрет старухи». Зборовский, узнав про энтузиазм, с которым коллекционеры разыскивают работы Сутина, предлагает им картину «Мальчик из хора». Маршан оценил ее в колоссальную сумму – 30 тысяч франков, но Мадлен убеждает Марселена в необходимости приобрести это полотно.
В издательстве «Треугольник» в серии «Еврейские художники» выходит первая монография о Сутине известного историка искусства Вальдемара Жоржа. Художник отправляется в Лондон, чтобы увидеть «Купальщицу» Рембрандта.
21.Хаим Сутин. Маленькая городская площадь, Ванс. Около 1929. Холст, масло. 70,8×45,7. Музей Искусства Авангарда, Москва
1929-1932
Начало Великой депрессии. Экономический кризис подрывает дела Зборовского и приводит его к разорению. Он умирает после сердечного приступа. Вскоре после этого Мадлен Кастен берет на себя все заботы о художнике.
22.Хаим Сутин. Женщина, входящая в воду. Около 1931. Холст, масло. 114×72. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source
В период с 1930 по 1935 год Сутин проводит летнее время в доме Кастенов в имении Лев под Шартром. Здесь он пишет «Женщину, входящую в воду» (по мотивам «Купальщицы» Рембрандта), «Сиесту», «Ребенка в синем», «Лестницу в Шартре», «Шартрский собор». В эти годы в творчестве художника особенно проявляется влияние Рембрандта, Коро и Курбе.
23.Около 1918-1919 (1933?). Пейзаж с фигурой. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Paysage avec personnages. Vers 1918-1919 [1933 ?]. Huile sur toile. 60 x 80. RF 1963-87. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source
1935
Первая персональная выставка Сутина в США. В декабре Чикагский художественный клуб представляет 20 полотен художника, к выставке издан каталог. В это же время 15 картин Сутина участвуют в выставке «Художники интуиции. Рождение экспрессионизма в Париже».
24.Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Huile sur toile. 73.5 x 92. RF 1963-88. Non signé. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source. Original (5123 x 4096)
1936-1938
В кафе «Dome» Хаим Сутин знакомится с немецкой беженкой Гердой Грот. Художник впервые обретает нечто похожее на налаженную семейную жизнь.
25.Фрагмент. Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Musée de l'Orangerie. Source
Мадмуазель Гард описывала свою жизнь с художником:
«Когда мы познакомились, он был похож на скелет, уже почти не ел. Он от всего испытывал боль. Он скрючивался и катался по полу. Я готовила для него макароны, жарила мясо, кормила яйцами. Он начал оживать, толстеть. <�…>
26.Фрагмент. Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Musée de l'Orangerie. Source
Интерьер меблированной квартиры вызывал тоску. Здесь не было ничего, что говорило бы о личности жильца. Позже я поняла, что Сутин совершенно не умел создавать вокруг себя атмосферу. Он поселялся в квартире и не изменял в ней ни единой детали, как будто собирался прожить в ней несколько дней».
27.Фрагмент: облака. Около 1923. Хаим Сутин. Деревня. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Village. Vers 1923. Musée de l'Orangerie. Source
Картины Сутина представлены на нескольких выставках: в Пти Пале в Париже, в одной лондонской и трех нью-йоркских галереях.
1939-1942
В начале августа по совету Удо Эйнсильда, коллекционера и маршана, Сутин и Герда Грот поселяются в маленьком городке Йонна, где их застает начало войны. Здесь он пишет знаменитое полотно «Ветреный день в Оксере». После вступления Франции в войну Сутин и Герда оказываются «арестованными» в йоннской деревне и не могут вернуться в Париж.
28.1941-1942. Свиньи. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. Les porcs. 1941-1942. Huile sur toile. 45 x 56 cm. Musée d'art moderne de la Ville de Paris (MAM Ville de Paris). Source
В апреле 1940 года Сутин и Герда приезжают в Париж. В мае Мадмуазель Гард отправлена в лагерь для интернированных немцев. В августе Мадлен Кастен и Макс Закс знакомят Сутина с Мари-Берт Оранш, она становится последней спутницей художника.
29.Хаим Сутин. via. Фотографии на выставке нет
1943
Состояние здоровья Сутина ухудшается. В августе Мари-Берт тайно перевозит его в Париж. На рассвете 9 августа, после многочасовой операции он умирает. Художника похоронили на кладбище Монпарнас, на церемонии кроме Мари-Берт Оранш присутствовали Пабло Пикассо и Макс Жакоб.
30.Хаим Сутин (1894-1943). Автопортрет. Фрагмент. Около 1920-1921. Холст, масло. 54,0 x 30,5 см. Поступил в 1997 г. Приобретен у фирмы "Джулиан M. Барран" в Лондоне. Государственный Эрмитаж. Source
В ГМИИ им. Пушкина с 24 октября 2017 по 21 января 2018 проходит выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива». В экспозиции более 60 произведений, в том числе 20 картин – из Музея Оранжери, Париж. Фотографировать запрещено.
Кроме картин самого Сутина, показываются работы старых мастеров, оказавших влияние на Сутина, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами, таких как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах. Их произведения – в другой раз.
Еще одна Must See выставка в Пушкинском: Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена), проходящая с 10 октября 2017 по 14 января 2018
Источник для текста: Хроника жизни и творчества Хаима Сутина // ГМИИ
Ссылки:Информация на сайте ГМИИ: Хаим Сутин. Ретроспектива. 24.10.2017 - 21.01.2018. Главное здание Аудиогид по выставке
Начало:Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве. Часть 1
Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
yablor.ru
Хаим Сутин-3
Х. Сутин. Автопортрет. 1922 г.
(Начало здесь и здесь) Хаим Сутин моментально становится знаменитым, цены на его картины быстро растут, особенно в Америке, куда его картины привозит странный фармацевт - доктор Барнс,
скупивший за три тысячи долларов все картины странного художника. Поль Гийом пишет о нем большую статью в журнале «Искусство в Париже». Хаим Сутин становится знаменитостью. Нищета кончилась.
Зборовский начинает выплачивать на ежедневные расходы в пять раз больше и нанимает ему собственного водителя. У «эксперта по голоду», как Сутина назвал Шолом-Алейхем, появились деньги, а на Монпарнасе Хаим становится героем.
Все деньги он тратит на одежду, постепенно превращаясь в модного денди. Друзья учат его, как носить костюм, что покупать, как пользоваться носовым платком.
Сам он любит маленькие серые шляпы, которые покупает в большом количестве. Элегантные рубашки, шелковые шейные платки, дорогие костюмы, красный шарф, дорогие галстуки...
Но в душе он остается тем же маленьким мальчиком из бедной Российской окраины, буржуа из него не получился. Все заводили кошечек или собак, он стал водить к себе многочисленных старушек, которых называл своими родственницами. Некоторые говорили, что он с ними спит, но он их просто кормил и рисовал.
Но самое главное - наконец, у него появилась собственная студия на площади Клема, из окна которой открывался великолепный вид на Сену, напоминавший ему о Двине, реке его детства.
Он покупает большую бычью тушу, такую, какую видел, когда они с Осипом Цадкиным жили в подвале, на скотобойне. Она находилась прямо у них во дворе. Здесь он мог наблюдать, как каждый день несчастных животных сначала ведут на убой, а потом разделывают их кровавые туши.
Х.Сутин. Бычья туша. 1925 г.
Свою тушу Хаим подвешивал в мастерской и начинал ее рисовать. Когда туша теряла цвет, его подруга Пуалет Журден вкачивала шприцем в тушу порцию настоящей крови, чтобы она вновь стала кроваво-красной.
Вскоре вокруг туши начинали летать мухи, потому что художник писал медленно, на улице стояла жара, соседи сбегали от смрада и запаха, посыпались жалобы в службу гигиены.
Однажды они пришли в мастерскую, Хаим испугался и спрятался, на защиту встала его верная Пуалет, которая объяснила, что художник еще не закончил работу.
Так в 1925 году Хаим Сутин создал серию «Битые животные», в том числе «Забитые быки», на создание которых его вдохновил Рембрандт.
Всего было создано шесть картин с бычьими тушами, пять из которых сегодня находятся в известных музеях мира, а шестая продана в 2006 году в частную коллекцию почти за четырнадцать млн долларов.
В этот же период у него появляется множество других натюрмортов с битой птицей («Курица», «Петух), мертвой рыбой, подвешенными за ноги и головы животными, которых он притаскивает себе в мастерскую. Запах стоял еще тот! За это его мастерскую прозвали «Бойня Сутина».
С женщинами, которые всегда опекали художника, ему везло. Жить с таким странным человеком было нелегко. Пуалет рассказывала, что, кроме язвы желудка, Хаим страдал лунатизмом. Однажды ночью он встал и начал с ней танцевать. Потом также неожиданно снова лег.
Пуалет Журден. Модель и помошница Хаима Сутина
Пуалет была помощницей и дальней родственницей Зборовского. Сутин увидел ее в галерее коммерсанта и попросил стать его моделью. Девушка согласилась. До этого у Хаима были другие женщины, с которыми его знакомил Модильяни. Одна из них, самая полная, ему особенно нравилась, потому что напоминала о детстве, матери и родном доме: именно такие теплые женщины его окружали в далекой России.
Позднее у него появилась Дебора Мельник, давняя знакомая из Вильно, у которой родилась от него дочь, но он ее не признал. Перед самой войной Хаим Сутин познакомился с еврейкой, бежавшей из нацистской Германии, Гердой Грот.
Эйми - дочь Хаима Сутина
Вместе они прожили три года. Правда, Герда говорила, что он стал бы жить с любой женщиной, которая согласилась бы ухаживать за ним. Герда действительно стала ему хорошей помощницей, она заботилась обо всем, даже о том, чтобы у него всегда была натура. Когда Хаим Сутин замыслил написать серию пейзажей с детьми, она им покупала шоколад и приводила к художнику, чтобы он мог с них писать. Герда оставила свои воспоминания о жизни с Сутиным.
Наконец он сходится с Мари-Берт Орнеж, бывшей женой художника Макса Эрнст. С ней художник жил до самой смерти, она же его, смертельно больного, везла в Париж на операцию, но спасти его было уже невозможно.
Х.Сутин. Кондитер с красным платком. 1923 г.
В 1927 году, в тридцать три года, проходит его первая выставка в Париже, чуть позднее Барнс устраивает выставку работ Хаима Сутина в Америке, в 1928 году выходит первая монография о гениальном художнике XX века, написанная Вальдемаром Джорджем. С этого времени краски пейзажей Хаима Сутина светлеют, становятся не такими кроваво-красными, наступает лирический период его живописи.
Наконец-то он может поехать на курорт подлечить свою язву. В 1926-1927 годах художник живет в доме, который купил Зборовский специально для работы в нем художников, но отношения со Зборовским становятся все более и более напряженными. Ссоры возникают из-за денег и происходят все чаще. Сутин вынужден переехать из своей мастерской в отель.
(Окончание следует)
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Чудачества художника-безумца: Почему Хаим Сутин писал свои картины голым
Хаим Сутин.(1955). Автор: Маревна / Гладиолусы. Автор: Хаим Сутин.О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: «Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке»,- так о нем вспоминали современники. И мог ли он предполагать, что с течением времени его работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.
Хаим Сутин.
Много художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин, Липшиц и другие «замолчанные гении», оставшиеся за пределами внимания русских историков искусства. Хаим Соломонович Сутин тоже был среди этих забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе место рождения — «Россия».
Висячий заяц. (1923). Автор: Хаим Сутин.
Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.
Художник широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн. Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными фигурами мирового искусства как — Ван Гог, Мунк, Пикассо.
Маленький кондитер. Ок. (1927). Холст, масло. 76,5 x 68,9 Christie’s.(2013). Цена: 18 043 750 долларов. Автор: Хаим Сутин.
Освежеванный быкХолст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов. Автор: Хаим Сутин.
Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев «Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали». И голым он рисовал всегда… «не потому что эксгибиционист — не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались».Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже,
Рыба и помидоры. Ок. (1924). Холст, масло. 61 x 81, Sotheby’s. Цена: 2 729 250 фунтов. Автор: Хаим Сутин.
История жизни Хаима Сутина, французского художника, еврея эмигрировавшего из России, получившего громкую славу в Америке, очень необычна и вся состоит из контрастов, как и его наполненные необыкновенной страстью полотна.
Автопортрет. (1918). Автор: Хаим Сутин.
Еще совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском, начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не интересуясь. Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски, продавал свои работы за сущие копейки.
Кондитер. Автор: Хаим Сутин.
Из воспоминаний друга, живущего вместе с ним в одной квартире: «Постоянно недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел… Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»… рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал…».
Маревна (урождённая Мария Воробьёва). Посвящается друзьям с Монпарнаса. 1962 г. Слева направо: Диего Ривера, Маревна с дочкой Марикой, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Мойше Кислинг, Леопольд Зборовски.
В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье. Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.
Портрет Хаима Сутина. Автор: Амадео Модильяни.
В течении десяти лет жизни во французской столице Хаиму приходилось очень тяжело: безденежье, голод, скитание по углам. Пока в 1923 году не произошел крутой поворот в жизни живописца. Словно в волшебной сказке: приехал американский меценат и коллекционер Альберт Барнс скупил около 60-ти работ Сутина за 20000 франков. Благодаря чему Сутин прославился в Америке и в мире.
Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта.
Хотя большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что живопись его – новая и необычная.
Лежащая женщина. (1916). Автор: Хаим Сутин.
Женщина в красном. Автор: Хаим Сутин.
Девушка с зонтиком. Автор: Хаим Сутин.
Холсты Сутина – портреты, натюрморты и пейзажи, наполненные яростной красочностью, драматизмом, искренней наивностью вызывают душевный всплеск. И о каждой его работе можно сказать: «Больно смотреть». Увядающие гладиолусы в вазе, кровавые вывернутые туши, пламенеющая земля на городском пейзаже, красный воротник на портрете — как одержимость художника кроваво-красным: пылающим цветом, превращающим любое полотно в трагедию.
Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby’s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов
Хаим очень много писал и краски на его холстах не переставали «кричать», а в жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва, заработанная в результате постоянного голода. В августе 1943 года его оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.
Женщина, входящая в воду. (Около 1931). Холст, масло. 114 х 215;72. Музей Искусства Авангарда. Автор: Хаим Сутин.
Ева. Автор: Хаим Сутин.
В октябре нынешнего года в Пушкинском музее прошла первая большая ретроспективная выставка художника-авангардиста и она впечатлила даже неискушенного зрителя и имела большой успех.
На выставке в Пушкинском музее
О нескольких увлекательных страницах из жизни и творчества близкого друга и земляка Хаима Сутина — известного художника Марка Шагала можно прочесть здесь
Люди покупают новогодние подарки по невероятно низким ценам, и вот как они это делают…
Рассказываем, где купить классные новогодние подарки по низким ценам, и показываем, как получить дополнительную скидку.
published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru
http://art-oboz.ru/uncategorized/chydachestva-hydojnika-bezymca-pochemy-haim-sytin-pisal-svoi-kartiny-golym.html2017-11-25T08:40:07+00:00adminассортиХаим Сутин.(1955). Автор: Маревна / Гладиолусы. Автор: Хаим Сутин.О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: 'Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке',- так о нем вспоминали...
[email protected]Арт-обозрениеart-oboz.ru