Описание картины Алексея Венецианова «Гумно». Гумно картина
Описание картины Алексея Венецианова «Гумно»
«Гумно» было закончено Алексеем Гавриловичем Венециановым в 1822 году. Эта картина позиционируется как одна из первых работ бытового жанра, описывающего крестьянский быт. Специально для работы над полотном автор поселился в провинции. Каждый день художник наблюдал за бесхитростным трудом крестьян. Перед нами представлен деревянный сарай, где происходит хранение и помолка хлеба.
Гумно – деревянное сооружение, наполненного снопами сена для кормления животных, и собранным недавно зерном. В сарай со всех сторон проникает свет, который озаряет своим теплом занятых трудом крестьян, одни запрягают телегу для перевозки зерна с поля, другие готовятся к полевым работам или отдыхают. Мы можем наблюдать интерьер внутри помещения, художник мягко описывает гладкие, идеально сложенные друг на друга поленья, составляющие каркас сооружение.
На стенах развешены серпы, косы для сбора урожая. Запряженные лошади смирно стоят в ожидании начала работ.
Картина описывает большое помещение, глаза не могут захватить ее полностью. Мы постоянно перебираемся от одного участка полотна к другому, стараясь воспринять всю экспозицию целиком, это довольно сложно.
Слишком много фигур и действий изображено на полотне «Гумно», оно буквально пропитано деятельностью. Каждый человек здесь чем-то занят, каждый олицетворяет собой конкретный образ, демонстрирует характер с помощью жестов и мимики.
Деревня Сафонково в Тверской губернии, жители которой изображены на холсте, – это одно из самых теплых и проникновенных полотен автора. Видно, что он глубоко изучил натуру и образ жизни деревенских жителей. Они находятся в естественных, комфортных позах. Они замерли только на мгновение. Стоит зрителям оторвать взгляд и, кажется, они продолжат свою бурную деятельность.
opisanie-kartin.com
Алексей Гаврилович Венецианов Гумно: Описание произведения
«Гумно» – творческое соревнование с французским живописцем ГранеЭту работу Венецианова принято считать квинтэссенцией русского быта и русского духа. Но немногие знают, что задумана она была как «ответ» французскому живописцу Франсуа Мариусу Гране. Дело в том, что Венецианов, сделавший краеугольным камнем своей системы воздушную перспективу, интенсивно изучал также перспективу линейную. Он был совершенно очарован тем, как исполнена перспектива в картине Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» и провёл много часов в Эрмитаже за её созерцанием. Так итальянский вид французского художника инспирировал появление русского шедевра.
Ради картины Венецианов велел своим крестьянам выпилить у помещения гумна фронтальную стенуПо большому счету, это единственная условность во вполне реалистичной картине. На такую вынужденную меру пришлось пойти, поскольку перед Венециановым стояли две взаимоисключающих задачи. С одной стороны, он должен был как можно ближе к натуре передать внутреннее пространство гумна. С другой стороны, ему хотелось, чтобы свет на картине был максимально естественным. Разумеется, темнота помещения не позволяла решить обе задачи, поэтому решено было изъять переднюю стенку.
Фигуры на полотне похожи на остановившиеся кадры кинохроникиНекоторых зрителей Венецианова раздражают застывшие позы на его полотнах. Люди часто изображены так, будто нарочно остановились, чтобы дать себя нарисовать. Отчасти этот упрёк справедлив. И на картине «Гумно» крестьяне выглядят вынужденно зафиксировавшимися за определёнными действиями. Сидящая крестьянка в левом углу неторопливо разматывает онучи. Крестьянин в зипуне и лаптях справа неестественно замер, опираясь на сруб стены. Одна из женщин, картинно отставив руку с серпом, что-то говорит товарке; вторая меланхолично смотрит вдаль (считается, что это единственная фигура на картине, у которой передана психологическая динамика). Установка на некоторую статичность была сознательным выбором Венецианова. Он предпочитал показать момент остановки внешнего действия, чтобы рельефнее высветить внутреннюю глубину.
Работа над картиной была столь напряжённой, что после неё художник заболелПроцесс написания так увлекал Венецианова, что он работал над картиной весь световой день, а когда наступала ночь, не мог дождаться рассвета, чтобы снова начать писать. Он вложил в «Гумно» все свои идеальные представления о ценности крестьянского труда, заранее зная, что останется непонятым большинством коллег и не оцененным публикой. По окончании работы Венецианов ощутил такое опустошение, что даже слёг.
Неожиданно для Венецианова полотно было куплено императором Александром I«Гумно» было представлено на Академической выставке в 1824 году. Как и ожидал Венецианов, его колеги осмеяли картину и, с высоты своей академической выучки, подвергли ее сокрушительной критике. Изумлению художника не было предела, когда ему сообщили, что картину желает приобрести император. Разумеется, после этого у Венецианова сразу сформировался круг поклонников и ценителей, его картины начали покупать и не особо чтимый до того момента художник впервые ощутил сладость признания.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Венецианов А. Г. — Гумно
Без упоминания этого полотна невозможно представить творчество Венецианова. Картина, хранящаяся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, результат пристального изучения натуры. На полотне изображено гумно, то есть сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили, а также работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия труда.
Любовно и внимательно передано внутрен нее пространство гумна. Первый план освещен ровным мягким светом, дальше, там, где освещение должно быть более приглушенным, с улицы неожиданно через открытую слева дверь врывается поток дневного света, и в глубине — опять яркий свет. Результатом тонких наблюдений живописца на натуре являются переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным. Игра света поражает, а тени в картине реалистично прозрачны.
Образы Венецианова иногда не сразу понятны обывателю, ведь в них часто очень много статичности. Но чем дольше и детальнее рассматриваешь картину, тем явственнее понимаешь, что художник предпочитал некие внутренние движения каким-либо внешним проявлениям. Очень выразительна и отнюдь не статична сидящая слева крестьянка, прислонившаяся спиной к бревнам.
А сложная система перспективы передается живописцем несколькими интересными приемами. Можно выделить один — ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, созданных досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Эта особенность объединяет композиционные пласты в единое целое.
Картина стала настоящим шедевром и была представлена на Академической выставке 1 сентября 1824 года. Показанное впервые зрителю полотно имелонебывалый успех. Сам император настолько был впечатлен, что приобрел картину.
Коллеги Венецианова посчитали его работу не подходящей для сформированной системы Академии — им она не понравилась. Но это не помешало именно картине «Гумно» стать новым громким словом в русской живописи. Именно она положила начало последующему, новому этапу творчества живописца.
Смотрите также
painteropedia.ru
Описание картины Алексея Венецианова «Гумно»
13.12.2014- Автор: Алексей Гаврилович Венецианов
- Выставлена в музее: Русский музей
- Год: 1821/1822
Алексей Гаврилович Венецианов переехал в деревню Сафроново Тверской губернии в1819году, а картина «Гумно» была написана в 1822 году, следовательно, ее можно отнести к ранним работам художника в бытовом жанре. Венецианов с большой любовью воспроизвел образы крестьян, их нелегкого труда, особенно во время жатвы. Картина написана в теплых тонах. Свет, который через открытые ворота проникает в сарай, как бы наполняет помещение и находящихся там крестьян жизненной силой. По-крестьянски все размеренно, без суеты, каждый занимается своим делом. Двое крестьян запрягают лошадь и собираются ехать за зерном, другие отдыхают, а кто-то готовится выйти в поле на жатву. Видно, что крестьяне позируют художнику, для этого они даже принарядились, женщины в нарядных сарафанах и белых кофтах, а мужики в чистых армяках. Но несмотря на это они смотрятся очень естественно и органично.
Художник остается верен себе в воспроизведении деталей. На картине изображено большое помещение, где на стенах развешан нехитрый крестьянский инструмент, серпы, косы. Посередине сарая обмолоченное зерно, метлы и грабли на полу, на первом плане уставший мужик, облокотившийся на бревна. Именно бревна, на первом плане картины, создают впечатление, что полотно имеет форму пирамиды, и являются как-бы отправной точкой для дальнейшего просмотра полотна. Венецианов в самых обычных вещах находит неповторимую красоту. Несмотря на тяжелый крестьянский труд, люди, изображенные на полотне, смотрятся одухотворенно, даже пространство гумна художник передает с огромной симпатией. Алексей Гаврилович довольно хорошо изучил жизнь и быт крестьян, поэтому и на картине, они смотрятся естественно, просто остановились по просьбе художника на мгновенье, а дальше опять на жатву.
8-poster.ru
Описание картины Алексея Венецианова «Гумно» Картины художников
«Гумно» было закончено Алексеем Гавриловичем Венециановым в 1822 году. Эта картина позиционируется как одна из первых работ бытового жанра, описывающего крестьянский быт. Специально для работы над полотном автор поселился в провинции. Каждый день художник наблюдал за бесхитростным трудом крестьян. Перед нами представлен деревянный сарай, где происходит хранение и помолка хлеба.
Гумно – деревянное сооружение, наполненного снопами сена для кормления животных, и собранным недавно зерном. В сарай со всех сторон проникает свет, который озаряет своим теплом занятых трудом крестьян, одни запрягают телегу для перевозки зерна с поля, другие готовятся к полевым работам или отдыхают. Мы можем наблюдать интерьер внутри помещения, художник мягко описывает гладкие, идеально сложенные друг на друга поленья, составляющие каркас сооружение.
На
стенах развешены серпы, косы для сбора урожая. Запряженные лошади смирно стоят в ожидании начала работ.
Картина описывает большое помещение, глаза не могут захватить ее полностью. Мы постоянно перебираемся от одного участка полотна к другому, стараясь воспринять всю экспозицию целиком, это довольно сложно.
Слишком много фигур и действий изображено на полотне «Гумно», оно буквально пропитано деятельностью. Каждый человек здесь чем-то занят, каждый олицетворяет собой конкретный образ, демонстрирует характер с помощью жестов и мимики.
Деревня Сафонково в Тверской губернии, жители которой изображены на холсте, — это одно из самых теплых и проникновенных полотен автора. Видно, что он глубоко изучил натуру и образ жизни деревенских жителей. Они находятся в естественных, комфортных позах. Они замерли только на мгновение. Стоит зрителям оторвать взгляд и, кажется, они продолжат свою бурную деятельность.
Прислал: Николаева Кристина . 2017-10-08 21:37:18
opisanie-kartin.iusite.ru
биография, личная жизнь, картины, творчество художника.
Алексей Венецианов — создатель русской жанровой живописи. Рассказываем истории из его жизни, иллюстрируя картинами самого мастера и других художников. Рассказывает Софья Багдасарова.
Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря
Эта картина француза Франсуа Мариуса Гране перевернула весь мир молодого Венецианова. Дело в том, что он был художником-самоучкой, академий художеств не кончал, и лишь учеба в мастерской Боровиковского, куда он попал достаточно поздно, позволила таланту Венецианова сформироваться.
Но главным его учителем был императорский Эрмитаж, куда начинающий художник ходил и где копировал шедевры. Он сам говорил: «Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как то, как это сделано и отчего оно так поразительно хорошо». В отличие от академистов он впитывал не Рубенсов и Рафаэлей, а тихих и не ценимых тогда малых голландцев с их жанровой живописью. Но все равно выходило не то, что надо: русские мужики у него получались похожими на переодетых Антиноев, а пейзажи — по-фламандски закопченными. И лишь интерьер кисти Гране, с его волшебным освещением и предметами, написанными точно, как сама природа, помог Венецианову найти его свой путь.
Гумно
Про картину Гране сам Венецианов писал: «Сия картина произвела сильное движение в понятии нашем о живописи. Говорили, что фокус освещения причина сего очарования... что полным светом никак невозможно произвести сего разительного оживотворения предметов. Я решился победить невозможность: уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было оставить все правила и манеры, 12-летним копированием в Эрмитаже приобретенные. И средства Гранета открылись в самом простом виде».
Художник вышел в отставку, купил имение в Тверской губернии, уехал туда с семьей и, просидев там три года отшельником, написал свою первую знаменитую картину. Любопытно, что интерьер церкви Гране вдохновил Венецианова совсем на другое — на интерьер крестьянского гумна. Он писал его с натуры и, чтобы свет падал, как следует, приказал выломать в постройке целую стену. Картина, законченная в 1824 году, действительно оказалась новаторской: до Венецианова так «русскую тему» никто не показывал. Он преподнес полотно императору Александру I, по приказу которого работу поместили в Русский отдел Эрмитажа (ныне она в Русском музее).
Наполеонова гвардия под конвоем старостихи Василисы
Сатирическая картинка на тему наполеоновского нашествия — пример того, что творил Венецианов в ранние годы. Художник оставил целый ряд подобных карикатурных листков, созданных около 1812 года. Еще у него есть «Французы — голодные крысы в команде у старостихи Василисы», «Жид обманывает вещами, цыган лошадьми, француз воспитанием. Какой вреднее?» и т. д.
Он вообще сначала мыслил себя сатириком: в 1808 году пытался издавать «Журнал карикатур в лицах» — первый в России юмористический листок. Но император запретил эту затею после выхода второго номера: виновата была гравюра «Вельможа», иллюстрация к сатире Державина, которую собирались поставить в третий. Чем шокировала царя эта гравюра, не было известно почти век (все эстампы были уничтожены, а печатные доски сошлифованы). И лишь сто лет спустя в библиотеке Эрмитажа случайно был найден разрозненный комплект — и действительно, аристократ там изображен, пускай и по тексту стихов, как отвратительный толстый старикашка в обнимку с юной красоткой. Нецензурно!
Мастерская художника Алексея Венецианова в Петербурге
С Академией художеств Венецианов, став известным художником, так и не подружился, хотя она и удостоила его каких-то наград. Он обучал учеников сам, в своем имении и в городской квартире, подбирая ребят изо всех сословий с мало-мальским талантом. Всего через школу Венецианова прошли около 60 человек — колоссальное число, если помнить, что он делал все сам и на свои личные деньги.
Один из его учеников — Александр Алексеев, которого Венецианов нашел работником в деревне князя Путятина и умолил его владелицу дать мальчику вольную. Алексеев запечатлел на этом полотне мастерскую Венецианова в столице (видимо, в доме канатного фабриканта Гильмора, где мастер снимал помещения). Среди слепков с античных статуй в просторном светлом помещении можно разглядеть натурщицу в сарафане и кокошнике. Один из учеников рисует гипсовые слепки, другой осматривает скульптуру (вероятно, это художник Никифор Крылов). Слева изображен Алексей Тыранов, набрасывающий эскиз с натурщицы. К нему направляется сам Алексеев с намерением сесть рядом.
Ровно в центре картины, в точке схода всех перспективных линий, художник написал гипсовую копию бюста Аполлона Бельведерского, властителя муз, как некий идейный центр работы. Самого Венецианова на картине нет (на несколько месяцев он оставил учеников одних в этой квартире, уехав в деревню), но его метод преподавания запечатлен в действии. Например, совершенно «неакадемически» он считал, что гипсы рисовать, конечно, нужно. Но заниматься штриховкой бесполезно. Главное — писать с натуры.
Портрет дочерей
Кроме множества учеников у Венецианова были две дочери — Фелицата и Александра. Последняя также стала живописцем — одной из первых художниц в истории русского искусства. Помимо живописи, Венецианов также занимался хозяйственными делами своего имения. На незаконченном двойном портрете дочерей он почему-то оставил надпись: «1841 года 12 июня, начали косить; 10 июля начали жать, а 30-го и начали сеять и яровое жать, которое дожали 24 августа».
Девушки вместе с родителями жили в имении, были свидетелями того, как мать умерла от холеры, а отец потратил все средства на художественную школу. В последние годы жизни художник говорил, что покойная жена часто является к нему и зовет к себе. Здоровье его ухудшалось, он часто падал в обмороки. Ради денег ему приходилось браться за нелюбимые заказы и зарабатывать написанием икон. 16 декабря 1847 года он отправился отвезти такой готовый заказ в Тверь, но на крутой горе Венецианова выбросило из повозки, и 67-летний старик мгновенно скончался.
Благодарим Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина за предоставленные фотографии.
www.culture.ru
Шедевры Русского музея
Гости Русского музея могут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого достаточно установить на телефон приложение дополненной реальности Artefact и навести камеру гаджета на экспонат. Сейчас в приложении доступно 40 шедевров Русского музея — любопытные факты о пяти из них рассказывает портал «Культура.РФ».
«Гумно» Алексея Венецианова, 1822
Алексей Венецианов считается одним из основателей жанра русской бытовой живописи. Он первым начал описывать крестьянский быт и житейский уклад. Картину «Гумно» живописец создавал в 1822–1823 годах в имении Сафонково: Венецианов переехал туда тремя годами ранее.
Работая над полотном, художник тщательно выстраивал перспективу — в то время его интересовали, как он говорил, идеи «оживотворения» натуры. Венецианов писал в настоящем гумне — строении, где молотили хлеб. Чтобы передать оттенки освещения и выстроить перспективу, он велел спилить переднюю стену.
В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре ее включили в каталог Императорского Эрмитажа.
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова, 1833
Карл Брюллов — один из главных живописцев русского романтизма. Его полотно «Последний день Помпеи», которое Брюллов создавал с 1827 по 1833 год, стало ярким образцом романтического направления.
«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».
Художник написал картину в Италии, куда отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств. На четвертом году своего пребывания в Италии Брюллов посетил Неаполь и Везувий — там велись раскопки древнего города Помпеи.
Живописец изучал археологические и литературные источники, в том числе письма очевидца трагедии историка Плиния Младшего. Фигуры Карл Брюллов писал с итальянцев и гипсовых слепков погибших — их делали во время раскопок. Изобразил художник и себя — на втором плане с ящиком красок на голове.
Картина выставлялась в Милане и в Париже, где французская Академия художеств вручила Брюллову золотую медаль В 1834 году полотно отправили в Петербург. Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее Николаю I. После открытия в 1895 году Русского музея, полотно переехало туда.
«Взятие снежного городка» Василия Сурикова, 1891
Полотно «Взятие снежного городка» Василий Суриков написал в Красноярске в 1891 году. Это единственная большая картина художника, на которой не отражены исторические события.
Сюжет картины Сурикову навеяли воспоминания. В годы его детства снежный городок брали в последний день Масленицы. Стены крепости заливали водой, игроки делились на команды, и начинался штурм. Всадники атаковали, «осажденные» оборонялись подручными средствами — метлами и ветками. Игра заканчивалась, когда снежный городок был полностью разрушен.
«Помню, как «городок» брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил».
На картине художник тщательно прописал детали традиционной крестьянской одежды. Здесь и расшитые валенки, и расписные платки, и тулупы с кушаками, и высокие шапки, опушенные мехом. В глубоких санях, украшенных ковром, едут мимо городка горожане — девочка в горностаевой пелерине, мужчина в шубе и дама в пуховом платке и с муфтой. Их прототипами стали реальные люди: племянница Сурикова Таня Доможилова, брат художника Александр Суриков и Екатерина Рачковская — жена известного красноярского доктора.
Картину «Взятие снежного городка» выставляли в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Полотно получило именную медаль.
«Христос и грешница» Василия Поленова, 1887
Идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» возникла у Василия Поленова еще в юности. Первые эскизы к будущей картине на евангельский сюжет появились в начале 1870-х годов. Однако работа над полотном застопорилась, и Поленов вернулся к нему лишь в 1881 году.
Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и археологом Семеном Лазаревым художник отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и архитектурой, обликом и обычаями местных жителей. Он привез из поездки множество зарисовок.
Однако на его набросках совсем не было людей, и в 1883 году Василий Поленов отправился на поиски натуры в Италию. В Риме художник дорабатывал эскизы, писал портреты итальянских евреев. Вернувшись в Россию, он создал полноформатный эскиз «Христа и грешницы». Окончательную версию картины Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете мецената Саввы Мамонтова.
Впервые картину показали на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Там ее приобрел император Александр III. Какое-то время полотно находилось в Зимнем дворце, но в 1897 году переехало в недавно образованный Русский музей.
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина, 1903
Заказ на картину поступил Илье Репину в апреле 1901 года от российского императора. Живописцу помогали Борис Кустодиев и Иван Куликов.
«Хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками».
Еще до юбилея художники создали наброски интерьера в Круглом зале Мариинского дворца. А в день торжественного заседания Илья Репин делал здесь фотоснимки и эскизы — все материалы живописцы использовали во время работы над картиной. Полотно писали три года.
В центре сюжета картины — Николай II и представители императорского дома: младший брат царя Михаил, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Николаевич, который тогда был президентом Императорской академии художеств. Рядом с ними — лица, занимавшие важнейшие посты в государстве. Всего на картине изображен 81 человек.
Авторы: Диана Тесленко, Евгения Ряднова
www.culture.ru