Доктор Рёйсдал и колдовская мельница. Картины рейсдаль
Рейсдал Якоб Картины биография Ruisdael Jacob
Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала, испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса; работал в Харлеме, с 1656 года в Амстердаме. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями.
Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, создавая типические мотивы национального пейзанка, но стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство. Это способствовало развитию тональной живописи, подчинению всех компонентов картины единому тону. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (“Домик в роще”, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (“Еврейское кладбище”, Картинная галерея, Дрезден; вариант - в Институте искусств, Детройт).
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (“Вид деревни Эгмонд”, ГМИИ, Москва; “Пейзаж с водяной мельницей”, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (“Болото”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь в творчестве самим собой.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг пейзажных мотивов голландского живописца очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (“Горы Норвегии”, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (“Радуга в штормовом море”, 1655, Рейксмузеум, Амстердам; “Волнорез”, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине “Морской берег” (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Притягательность работ нидерландского художника заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдала, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 века.Творчество Якоба ван Рейсдала →
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Картины, описание картин — Рейсдал, Якоб Исакс ван
Описани е картины Якоба Исаака Рейсдала: Пейзаж с водопадом.Художник никогда наяву не видел водопады. Но при этом мог изображать их максимально достоверно и очень просто. Зритель даже не может подумать, что Рейсдал на самом деле не лицезрел эти бурные потоки, текущие с гор.Мы видим падающую с камня на камень воду. Кажется, что еще мгновение, и мы сможем услышать мощный грохот и ощутить волшебные брызги. Мастерство художника действительно впечатляет. Вода на его картине словно живая.На картинеРейсдалх отел передать всю мощь низвергающегося водного потока. Композиция здесь развита в ширину. Бурная вода, причудливые камни и девственные деревья становятся одним целым. Характер изображения предопределен движением воды. Движение предопределяет весь характер изображения. Поток с шумом падает со скал и течет вспененныйкуда- то вдаль. На своем пути он подхватывает деревья, которые упали. Он несет их, ломая и дробя на мелкие куски.На этом грандиозном творении живописец сосредотачивает на переднем плане всю мощь необузданного движения. Воду ограничивают камни огромного размера. Поток от этого возмущенно бурлит. Стесняют его берега из камня. Справа мы видим, что береза сломалась и упала в воду. Кора притягивает наш взор своей невероятной белизной.Данный мотив важен во всей композиции этого полотна. Он нужен для того, чтобы максимально усилить и нарочито подчеркнуть изображенное движение. В глубине пейзаж невероятно спокоен. Создается яркий контраст, который придает природе особое звучание.Берега ограничивают необузданный поток и мешают ему вырваться на свободу. Контрасты света и тени специально смягчены. Дальние планы изображены более спокойно. Во всей картине преобладает настроение идиллии. Фигура пастуха его усиливает.Полотно действительно грандиозно. Если учесть, что Рейсдал писал водопады лишь с помощью опоры на картины другого художника, который был его лучшим другим, то реализм в передаче этой стихии впечатляет вдвойне.Рейсдал Якоб - Стиль барокко в живописи
На пороге XVII век – эпоха удивительная и занимательная тем, что Барокко берет в свои руки мир искусства и предлагает зрителю литературу, архитектуру и живопись в призме совершенных и надуманных линий. Сюжеты из жизни вельмож чередуются с обывательскими, модная простота повествования картин перемежается с изумительной техникой исполнения, смешение разных школ живописи рождает то, что принято называть шедевром. И так…
В Нидерландах примерно в двадцати километрах от Амстердама, если двигаться к западу, расположен городок Харлем. Здесь также дует ветер перемен, и также рождаются шедевры иной эпохи. В одном из еврейских домов ремесленника и художника Исаака Рёйсдала (ранее де Гойер, 1599-1677гг.) родился мальчик, Якоб (1628 или 1629гг.). Судьба его была предрешена отцом, который вместе с братом Саломоном занимался обучением отпрыска живописи. Казалось бы, что написание картин должно было стать для будущего живописца основным ремеслом и средством для существования, но надежды не были оправданы. Якоб, разумеется, продолжал создавать полотна на протяжении всей своей жизни, не очень славной и отчасти бедной, но наряду с творчеством он сочетал в себе талан медика. В 1676 году им было получено свидетельство о праве заниматься врачебной деятельностью, а случилось это в Амстердаме, куда он переехал в тридцатилетнем возрасте и там же оформил новое гражданство. Высшее же образование медика Якоб заработал в Кане, в октябре 1676 года. Роскошь долгосрочного обучения он мог себе позволить лишь благодаря достатку отца, но не собственным доходам. Зато, после получения разрешения на ведение операций, художник-врач стал проводить небольшие медицинские операции в Амстердаме самостоятельно.
Перед тем как обосноваться на новой родине, Рёйсдал вступил в гильдию художников Святого Луки в Харлеме. Став мастером, как позволяет определить история его биографии, примерно в 1646 году, Якоб стал подписываться собственным именем на офортах и картинах. Его полотна были предсказуемы простотой изложения и техникой. Идеи для картин Якоб черпал в природной красоте лесов, полей и лугов («Пшеничные поля» - 1670г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Лесной пейзаж» - ок. 1660г. (Вустер колледж, Оксфорд), «Вид Харлема» - 1665г.).
Пшеничные поля. 1670
Лесной пейзаж. 1660
Вид Харлема. 1665
Не смотря на следование иудейской вере, художник не был фанатом религиозной тематики. Его полотна с изображением еврейского кладбища («Еврейское кладбище»-1650-1655гг. и «Еврейское кладбище» - 1654-1655гг.) историки не связывают с ностальгией по утраченной и непознанной Родине, а трактуют, как олицетворение быстротечности человеческого бытия.
Еврейское кладбище. 1650-55
Еврейское кладбище. 1654-55
В его работах столько печали, сколько тени и полутени кладет кисть, это приглушенные цвета и полумрак, бесконечное небо, но заполненное кучевыми облаками, моря с разбитыми шхунами. Грусть.
Живопись Рёйсдала основана на передаче пространственной точности ландшафта. Свой творческий путь Якоб проходил, попадая под влияние то одного, то другого именитого мастера. Так его ранние работы на морскую тематику современники связывают с практикой Корнелиса Врома, поздние – с работами Симона де Влигера, а горные пейзажи напоминают работы Вана Эвердингена и отдают привкусом Нидерландов. Быть может, мастер побывал и там? А если нет, то есть предположение в копировании вышеупомянутого автора.
Якоб Рёйсдал, не понятый тогдашними зрителями, являет современникам способ изображения природы, основанный на точности наблюдений и расчетов. Его композиция всегда уравновешена и насыщена элементами не значимыми для других авторов: брызгами волн, сколами камней от удара, скученностью дождевых облаков и дуновением ветра, запутавшегося в парусах («Волнорез» - 1670-1672гг., «Водопад» - 1665-1670гг.).
Волнорез. 1670-72
Водопад. 1665-70
Такая скрупулезность была наработана в процессе долгого путешествия Рёйсдала, вплоть до переезда в Амстердам.
Позднее творчество художника, начиная с 1675 года, характеризовалось более насыщенным и приглушенным фоном с тонкими контурами деталей и предметов на переднем плане. Контраст красок придавал еще большей печали картинам, которые не были по достоинству оценены тогдашним покупателем. Художник был беден, несмотря на огромное количество работ (сохранилось более 450 картин). Практически нищий, по просьбе своего двоюродного брата, Якоб был зачислен в богадельню в Харлеме (теперь Музей Франса Халса).
В стенах нового приюта художник встретил смерть в марте 1682 года. Однако другие источники утверждают, что Рёйсдал скончался в Амстердаме 10 марта. Похоронен мастер на территории Кафедрального Собора Святого Бавона в Харлеме.
Страница 1-2-3-4-5
baroquepainting.jimdo.com
Картины, описание картин — Рейсдал, Якоб Исакс ван
Описани е картины Якоба Исаака Рейсдала: Пейзаж с водопадом.Художник никогда наяву не видел водопады. Но при этом мог изображать их максимально достоверно и очень просто. Зритель даже не может подумать, что Рейсдал на самом деле не лицезрел эти бурные потоки, текущие с гор.Мы видим падающую с камня на камень воду. Кажется, что еще мгновение, и мы сможем услышать мощный грохот и ощутить волшебные брызги. Мастерство художника действительно впечатляет. Вода на его картине словно живая.На картинеРейсдалх отел передать всю мощь низвергающегося водного потока. Композиция здесь развита в ширину. Бурная вода, причудливые камни и девственные деревья становятся одним целым. Характер изображения предопределен движением воды. Движение предопределяет весь характер изображения. Поток с шумом падает со скал и течет вспененныйкуда- то вдаль. На своем пути он подхватывает деревья, которые упали. Он несет их, ломая и дробя на мелкие куски.На этом грандиозном творении живописец сосредотачивает на переднем плане всю мощь необузданного движения. Воду ограничивают камни огромного размера. Поток от этого возмущенно бурлит. Стесняют его берега из камня. Справа мы видим, что береза сломалась и упала в воду. Кора притягивает наш взор своей невероятной белизной.Данный мотив важен во всей композиции этого полотна. Он нужен для того, чтобы максимально усилить и нарочито подчеркнуть изображенное движение. В глубине пейзаж невероятно спокоен. Создается яркий контраст, который придает природе особое звучание.Берега ограничивают необузданный поток и мешают ему вырваться на свободу. Контрасты света и тени специально смягчены. Дальние планы изображены более спокойно. Во всей картине преобладает настроение идиллии. Фигура пастуха его усиливает.Полотно действительно грандиозно. Если учесть, что Рейсдал писал водопады лишь с помощью опоры на картины другого художника, который был его лучшим другим, то реализм в передаче этой стихии впечатляет вдвойне.Рейсдал Якоб ван - все картины художника
Алфавитный указатель живописцев:
- а
- Аа Питер Ван дер
- Абрахамссон Эрик
- Абстракция фото
- Аверкамп Хендрик
- Агард Карл Фредерик
- Адамс Джон Клейтон
- Адриансен, Александер
- Адрион Люсьен
- Айвазовский Иван Константинович
- Алексеев Федор Яковлевич
- Аллом Томас
- Алотт Роберт
- Алслот Денис ван
- Алст Виллем ван
- Алтамурас Иоаннис
- Альберт Эрнест
- Альт Якоб
- Альтенкопф Йозеф
- Амен и Леон Хуан Ван дер
- Анвиль Жан Батист Бургиньон де
- Андерссон Нильс
- Анеси Паоло
- Апол Луи
- Арельяно Хуан де
- Арнегер Алоис
- Арнтениус Флорис
- Артсен Питер
- Архоманди Бесад
- Аскеволд Андерс
- Асселин Ян
- Аст Бальтазар ван дер
- Ахенбах Андреас
- Ахенбах Освальд
- Аш Анри Ван
- б
- Бааде Кнут Андреессен
- Бабюрен Дирк ван
- Бакхейзен Жерардина Джакоба из Санде
- Бакхейзен Людольф
- Баннистер Эдвард Митчелл
- Барбарини Густав
- Барбарини Франс
- Барбарини Эмиль
- Барбьери Паоло Антонио
- Баркер Томас
- Баррет Джордж
- Барро Ейми
- Баскенис Эваристо
- Баттаглиоли Франческо
- Баттем Геррит
- Баттерсворт Джеймс Эдвард
- Баттерсворт Томас
- Бауер Николас
- Башинджагян Геворк Захарович
- Бега Корнелис Питерс
- Беггров Александр Карлович
- Бегейен Абрахам
- Беерен Абрахам ван
- Беерстратен Ян Абрахамс
- Бейкелар Иоахим
- Беклин Арнольд
- Белли Давид
- Беллин Жак-Николас
- Беллотто Бернардо
- Бельведер Андреа
- Бельвью Джейкоб Адрианесс
- Белэнджер Луи
- Бем Эдуард
- Бемер Генрих
- Бенеденсен Йенс Кристиан
- Бентам-Динсдейл Джон
- Бенуа Альберт Николаевич
- Берг Гиллис Гиллиш Де
- Берг Иоганн Эдуард
- Берггольц Ричард Александрович
- Берге Кристоффель ван ден
- Беренц Кристиан
- Беркос Михаил Андреевич
- Беркхейде Геррит
- Бернаскони Лаура
- Беро Жан
- Берт Осиас
- Бертиус Петрус
- Бертри Николя Анри Жура де
- Берхем Николас Питерс
- Берч Сэмюэл
- Бессонов Борис Васильевич
- Беттера Бартоломео
- Бива Анри
- Биду Жан Жозеф Ксавье
- Биенвету Гюстав
- Бирштадт Альберт
- Бичи Ричард Бриджес
- Блаклок Ральф Альберт
- Бланшар Антуан
- Блау Ян
- Блехен Карл
- Блинов Леонид Демьянович
- Бломфилд Чарльз
- Блот Питер де
- Блумарт Абрахам
- Блумен Ян Франс ван
- Блумерс Арнольдус
- Бо Сэм
- Богаевский Константин Федорович
- Богет Николас-Дидье
- Боголюбов Алексей Петрович
- Боддингтон Генри Джон
- Бодеман Уильям
- Боем Эдуард
- Бозелли Феличе
- Бойс Томас Шоттер
- Бок Адольф
- Болоньер Ханс
- Болтон Хью Джонс
- Боммел Элиас Питер ван
- Бонавия Карло
- Бонвен Франсуа
- Бонингтон Ричард Паркс
- Бонне Ригобер
- Бонсиньори Стефано
- Боплан Гийом Левассер де
- Борман Йоханнес
- Борселен Ян Виллем ван
- Боссоли Карло
- Боссюет Франсуа-Антуан
- Босхарт Амброзиус Старший
- Босхарт Ян Баптист
- Бот Андрис
- Бот Ян
- Бохмер Генрих
- Брайт Генри
- Бракелер Фердинанд де
- Бракенбург Рихард
- Брандес Генрих Георг
- Брандт Альберт Йонас
- Брандт Карл
- Браувер Адриан
- Браун Уильям Мейсон
- Бреански Альфред де
- Бредаль Ян Франс ван
- Брей Дирк де
- Брей Йозеф де
- Брейгель Абрахам
- Брейгель Авраам
- Брейгель Питер младший
- Брейгель Питер старший
- Брейгель Ян старший
- Брекеленкам Квирин ван
- Бреретон Джеймс
- Бретт Джон
- Бричер Альфред Томпсон
- Броун Георг Лоринг
- Брук Элиас ван ден
- Брукинг Чарльз
- Брэдфорд Уильям
- Брэндеис Антониэтта
- Брюссель Пол Теодор ван
- Бувар Антуан
- Бувар Ноэль Жорж
- Буден Эжен
- Буланже Луи
- Бургарицки Йозеф
- Бусири Джованни Баттиста
- Бухнер Ханс
- Буше Франсуа
- Бюркел Генрих
- в
- Вагеманс Питер
- Вагнер Фриц
- Вайент Александр Хельвиг
- Вакк Жерар
- Валайе-Костер Анна
- Валансьен Пьер-Анри де
- Валкенборх Фредерик ван
- Валскапелл Якоб ван
- Вальдмюллер Фердинанд Георг
- Васильев Федор Александрович
- Васильковский Сергей Иванович
- Вауверман Питер
- Вауверман Филипс
- Вауверман Ян
- Везерол Джорж
- Вейнантс Ян
- Вейнгарт Антони Якобус ван
- Вейсенбрух Иохан Хендрик
- Вейсенбрух Ян
- Вельде Адриан ван де
- Вельде Виллем ван де младший
- Вельде Виллем ван де старший
- Вельде Эсайас ван де
- Вельде Ян ван де
- Вельц Иван Августович
- Веникс Ян Баптист
- Венн Адольф ван дер
- Вербрюгген Гаспар Пеетер Младший
- Вербукховен Шарль-Луи
- Вербум Адриан Хендрикс
- Вервир Саломон
- Вервлоет Франс
- Верендаль Николас ван
- Верещагин Петр Петрович
- Вермеер Ян
- Вермюлен Андрис
- Верндл Эдмунд фон
- Верне Клод Жозеф
- Верне Орас
- Вернер Карл
- Вертин Питер Герардус
- Веруш-Ковальски Альфред фон
holsta.net
Творчество Якоба ван Рейсдала
Выдающимся пейзажистом Голландии был художник Якоб ван Рейсдал (1628/1629—1682), одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями. Так же как и другие крупнейшие художники Голландии, он не шел на уступки вкусам буржуазных заказчиков, всегда оставаясь самим собой. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Круг его пейзажных мотивов очень широк — это виды деревень, равнины и дюны, лесные болота и море, изображенные в самую различную погоду и разные времена года.
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения, исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Так побеждает и в этом сумрачном раздумье идея вечно обновляющейся жизни, которая пробивается сквозь все бури и разрушительные силы.
Кисти художника Якоба ван Рейсдала принадлежит ряд морских пейзажей — марин, широких, величественных, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 столетий.
Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638—1709) — создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).
Рейсдал Якоб. Картины →
История зарубежного искусства →
smallbay.ru
Доктор Рёйсдал и колдовская мельница: agritura
"Якоб Рейсдаль, родившийся в Гарлеме в 1635 годуи усердно трудившийся до 1681 года,признан одним из превосходнейших пейзажистов. Картины егоудовлетворяют всем требованиям, которые самыйизощренный ум может предъявить к произведениям искусства".И.В. ф.Гете
Я уже публиковала копию, написанную мной с картины Якоба ван Рёйсдала "Мельница в Вейке", обещала рассказать об оригинале и авторе. Выполняю.
Якоб ван Рейсдал "Мельница в Вейке", прим. 1670 Масло, холст, 83х101 см. Государственный музей в Амстердаме
Ну, и моя копия еще раз:
Как-то она рядом с оригиналом не очень. Только сейчас рассмотрела, что забыла дорисовать птичек.
Копировать было очень сложно, так как1) оригинал в 2 раза больше, а Рейсдал, похоже, писал кисточкой из 2-х волосков. Мне бы пришлось писать 1 волоском, но я так еще не умею;2) Рейсдал гений, а я пока нет; это, по большому счету моя 4-я серьезная картина. К слову, Рейсдала копировал Джон Констэбл, правда не эту, а другую мельницу.
Так, теперь про саму картину.
Я просто обожаю «малых голландцев» и им у меня посвящено довольно много статей. Хотелось бы поговорить о голландском пейзаже «Золотого века». И, естественно, без Якоба ван Рёйсдала это рассказ не возможен.
Вейк-бей-Дурстаде на рисунке неизвестного художника, 1650-е
То, что мы до сих пор условно называем «голландским пейзажем», связано с именами трех художников: Ян ван Гойен, Питер де Молин и Якоб ван Рейсдал. Последний, на мой взгляд, самый талантливый. Потом еще был его ученик Хоббема, писавший в таком же стиле их работы потом часто путали. И вообще, все лучшие голландские пейзажисты были из Харлема.
Мне так много хотелось рассказать в связи с затронутой темой (а началось все с одной картины), что вполне получилась бы очередная «диссертация от «А» до «Я»», но на этот раз я решила сдержать себя и рассказать все по порядку, хоть и слегка «задом-наперед»: картина-художник-голландский пейзаж. Начнем с картины, тем более, что я ее буквально «прожила» вместе с Рейсдалом – над копией я работала 12 дней по 5-6 (а иногда и больше) часов в день.
Современный Вейк-бей-Дурстаде (кликните, стрелкой укаана нынешняя мельница)Все фотографии взяты со страницы города в Нидерландской Википедии.
Она нравилась мне всегда. Естественно, оригинал я не видела, он находится в Голландии, где я никогда не бывала, но на репродукции вид всегда производил на меня впечатление.
Я «осенний» человек, не люблю жару, совершенно спокойно отношусь к пасмурной погоде и дождю, поэтому свинцовые тучи над мельницей мне не кажутся мрачными и депрессивными, хотя многие знакомые считают, что картина мрачновата. В этом случае мои вкусы совпадают с Ван Гогом и Эженом Фромантеном – они тоже были большими поклонниками этой дивной картины. Рейсдала очень любил Гете, он посвятил его работам отдельную статью.
Современный Вейк-бей-Дурстаде. И крупнее:
И вообще, мельницы – это очень красиво, величественно и загадочно. Наверное, не на меня одну они производят такое впечатление, ведь не даром в старину считалось, что на заброшенных мельницах водится нечисть, а все мельники – колдуны. У меня голландским мельницам в живописи посвящен отдельный пост.
Рейсдал изобразил мельницу, которая когда-то стояла возле замка Дурстаде, сейчас это небольшой городок Вейк-бей-Дурстаде, что на реке Лек. В этом месте с рекой пересекается канал, тут же был в свое время крупнейший речной порт в самом сердце Голландии. Мельницы, которую мы видим на картине, уже, к сожалению, нет, она разрушена. Та, что на современной фотографии – реконструкция. Фундамент старой мельницы сохранился, он находится в нескольких кварталах по соседству от новой.
Раньше я считала, что вода на переднем плане – море, но, оказалось, это не так.
На картине мы как раз видим водный перекресток реки и канала, он далеко на заднем плане. Перед нашими глазами река Лек, приток Рейна, вправо от нее уходит рукав, скрытый от наших глаз поросшим травой возвышенным отрогом берега. Нам видны только мачты корабля, стоящего на причале в этом рукаве, и копошащиеся на корме люди. Пристань как раз с той стороны, куда обращены крылья мельницы.
Современный Вейк-бей-Дурстаде
Вообще берег на картине выглядит диковатым, ограда сколочена из полусгнивших досок, справа валяются старые жернова мельницы. Сейчас, конечно, все выглядит совсем не так. Возвышенный берег на самом деле довольно плоский. То ли его срыли, то ли Рейсдал просто приукрасил его, «возвысив». Скорее всего, приукрасил, так как высокие холмы в Голландии редкость, и там, где на возвышенности выглядывают крыши, на самом деле имеются водоемы, то есть этот участок земли равнинный. В том месте, где на картине растут деревья, сейчас густая застройка, здесь теперь жилые кварталы.
«Главная героиня», мельница была построена в 1659 году, то есть на момент написания картины ей было чуть более 10 лет. Ее возвели на месте древних городских ворот. Она была кирпичная и круглая в основании, что на то время было своего рода инновацией. Может быть, Рейсдал поэтому и захотел ее запечатлеть. Имеется набросок, который художник сделал лет за 15 до написания картины, явно с другой мельницей, композиция практически идентична.
Набросок Рейсдала, сделанный в 1650-х
Похоже, Якоб долгое время искал нужную мельницу, чтобы воплотить свой давний замысел в масле, и, наконец, нашел. Эта композиция (одинокий и громоздкий силуэт мельницы на фоне сумрачного неба) повторялась в его творчестве неоднократно, но именно «Мельница в Вейке» самая знаменитая и прекрасная.
Я в посте про мельницы писала, что в Голландии у мельниц было самое различное предназначение, эта поначалу служила лесопилкой, такие часто строили при портах. Позднее ее переделали в мукомольную. Она пережила несколько наводнений и реконструкций и в конце концов была снесена.
Современная мельница в Вейке (какой-то рельеф у них там все-таки есть)
Нынешняя мельница – не просто историческая реконструкция (она довольно сильно отличается), хоть ее и называют «Мельницей Рейсдала», она сейчас находится в частной собственности и до сих пор функционирует, мукомолы-энтузиасты иногда по выходным мелют здесь муку, но, конечно, уже не в промышленных масштабах, а, скорее, для развлечения.
Там, где мы видим трех женщин (одна, с молочным ведром в руке, ниже ростом, похоже, это девушка-подросток), в то время проходила городская стена и стояли городские ворота. Рейсдал решил их не изображать.
Вообще у него такое водилось – он запросто мог что-то дорисовать по памяти, скомпилировать, или, наоборот, убрать то, что он считал лишним для композиции.
О его технике и профессиональных приемах мы обязательно поговорим позднее.
На заднем плане мы видим несколько суденышек – это две парусные рыболовные лодки и две лодочки поменьше. Если внимательно присмотреться, можно увидеть, как на этих лодках копошатся люди – как и на той лодке, корма которой нам не видна, только мачты.
И вообще, как ни странно, картина довольно многолюдна, хоть это и не бросается сразу в глаза – на ней можно насчитать как минимум 15 человеческих фигур. Люди на картинах Рейсдела – это всего лишь детали пейзажа, как и деревья и пни. Рейсдал все время подчеркивает первичность природы, мощь ее грозных стихий и вторичность человека. Вот и на этой картине человечки возятся со своими повседневными хлопотами или безмятежно бредут по своим делам, словно не замечая, как над их головами сгущаются свинцовые тучи.
Возможно, именно это ощущение внушает многим зрителям неясную тревогу – неумолимое присутствие и давление неотступного рока, выраженного умелой кисьтю художника в виде вот этих жутковатых облаков – не зря на картине Рейсдала почти ¾ площади занимает небо (и о господи, как его сложно писать!). Мельница в таком аспекте выглядит, словно неприступная цитадель, единственная защита этих крошечных существ от бури и дождя.
Левее мельницы мы видим прекрасный средневековый замок. Это Дурстаде, летняя резиденция Утрехтских епископов (губа не дура, надо сказать!). Был построен в 13 веке, реконструирован в 15 и почти разрушен во время французской осады в 1672 году, остальное местные жители растащили для ремонта поврежденных домов.
Сейчас от него сохранилась часть стены и две башни. Дата разрушения зафиксированна в документах, в отличие от даты написания картины – Рейсдал, как и множество его современников, легкомысленно не датировал картины.
Абрахам Радемакер, Замок Дурстаде, 1640. Гравюра
Замок на современном барельефе
Спасибо, хоть подписывал, хоть с подписями тоже путаница приличная, расскажу в следующем посте. Так что датировка картины – 1670 - условна. Еще одна постройка – справа башня церкви святого Мартина, украшена циферблатом, который был установлен в 1668 году. Эти две даты и позволили установить примерное время написания – 1668-1672 год: на картине башня уже с циферблатом и замок еще цел.
Церковь святого Мартина на картине (справа от мельницы)
Церковь Святого Мартина, современный вид (на заднем плане)
Сейчас остатки замка окружают пруд и парк, а до 1925 года к руинам вообще можно было попасть только на лодке, теперь есть мостик. Сюда часто наведываются киношники - место очень живописное.
Что же это за город?
Вейк-бей-Дурстаде современный – это небольшой город в провинции Утрехт на севере Голландии, на 23 000 населения. Помимо упомянутого пересечения Лека и канала, здесь берет начало еще один приток Рейна – Кромме-Рейн. Если посмотреть на карту города, весь он буквально «пропитан» водой – помимо рек, каналов и речушек, имеются есть еще и озерца.
Все, что осталось от замка Дуростаде. Слева - башня 16 века, справа - 13 века. Мостик построили в 1925. На территории есть маленькая кафешка.
А ведь когда-то это был один из важнейших городов Нижних Земель. При Каролингах здесь располагался город-крепость Дурстаде, построенный на месте древнеримского колониального поселения. Тогда Рейн и его притоки в этом месте были глубже, тут было очень активное судоходство и процветала оживленная торговля. Затем гавани занесло илом, они обмелели, город потерял свое значение. Возрождение началось в 13-14 веках, русла почистили, прорыли канал, город обнесли стенами.
Остатки фундамента "Мельницы Рейсдала". Как видите, они прямо внутри современной постройки.
От Вейка до родного города художника, Харлема, 93 км - не так уж много. Рейсдал не так много путешествовал, в основном, по Голландии, но, видимо, здесь он бывал и большинство деталей писал с натуры. Его до сих пор очень уважают - фундамент мельницы, которую называют "Мельницей Рейсдала" бережно сохраняют и показывают туристам.
Кто был первым покупателем картины, не известно. Зато известно о последнем - она была приобретена неким Адрианом ван дер Хоопом (1778-1854) из Амстердама, и завещана им же в подарок родному городу. Там она сейчас и находится.
А почему Рейсдал - и вдруг "доктор"? Об этом в следующем посте о нем.
agritura.livejournal.com