«Человек и природа (По роману Д. Гранина «Картина»)». Гранин картина


Краткое содержание произведения Картина Гранин

В своем романе «Картина» Даниил Гринин пишет о красоте природы и о человеческих воспоминаниях. Автор заставляет всех беречь все вокруг нас, чтобы всё последующее поколение увидело истинную красоту нашей Земли.

Роман начинается с того, как главный герой Лосев (председатель Лыковского горисполкома) в своей командировке в Москве пошел на выставку живописи. Там его внимание привлекла одна картина, которая поначалу показалась ему скучной. Но вернувшись к ней, она завлекала его своей красотой. На ней были изображены: обычная речка, ивы и дома на берегу. При каждой новой встрече картина напоминала ему места, где он родился и вырос. Так он видел знакомый дом Кисловых и Жмуркину заводь. Герой решает купить картину и привозит ее в Лыков. Остальные горожане, увидав картину, также погружались в воспоминания детства. Они все вспоминали мир их ребячества. Всех настигало воспоминание о том, как играли у реки, плавали на плотах, спали под ивой. Картина также стала и укором горожанам, потому что подчеркивала запущенность города.

Жмуркина заводь является душой города и заповедником. На картине она изображена во всей своей красе, а в реальности заводь стала заброшенной частью города с грязью и мусором. Все эти воспоминания напомнили горожанам о том, что нужно беречь природу. И тогда все захотели нести ответственность за Жмуркину заводь, которая является «пятном застройки». Здесь хотели построить производственные фирмы и уже протянули по берегу колышки, а старая ива начала быть помехой постройке. Но лыковцы начинают протестовать и отстаивать права природы.

Тогда Лосев берет все в свои руки, обретая при этом силу хозяина своего города. Он предлагает начальству новое место под строительство. С того момента он стал лучше понимать силу природу. Чтобы отдать дань памяти далекому и недавнему прошлому, герой отстаивал мнение горожан и права природы. Также Лосевпонял, что «заповедник детства», который хранит память о прошлом, является памятником погибшим.

До сих пор природа является «душой» человека. В ней можно разглядеть историю, искусство и просто вспомнить былое. Поэтому в своем романе Гринин закликает беречь и любить природу.

www.allsoch.ru

Краткое содержание Гранин Картина за 2 минуты пересказ сюжета

Председатель горисполкома Лосев находится в командировке в Москве. Он промок под дождем и решил зайти на выставку картин. Просмотрев выставку, Лосев обратил внимание на картину, где была изображена русская природа: речка, деревья на берегу, широкое поле с разнообразными цветами и деревенский дом, стоящий около реки.

Эта картина напомнила мужчине его родные края. Он долго всматривался в детали и вспоминал свою родину. Лосев покупает произведение искусств и привозит в Лыков. Каждый житель, посмотрев на эту картину, вспоминает о своем детстве и родном доме. В воспоминаниях всплывают детские игры около реки, веселые купания в речной заводи и спокойный сон под ивами. Горожанам стало стыдно за неухоженный вид своего города.

В Лыкове находилась заповедная Журкина заводь, которая была заброшена и зарастала травой. Жители решили возродить городскую достопримечательность, но власти хотели на месте заводи построить производственные помещения.

Лосев начинает борьбу за Журкину заводь. Он предлагает вышестоящим организациям обратить внимание на более подходящие места для застройки. Красивейшие места природы также являются памятниками, которые напоминают людям о загубленных заповедных местах.

Произведение учит беречь и ухаживать за родной природой, чтобы наши потомки могли насладиться ее красотой и совершенством.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гранин. Все произведения

Картина. Картинка к рассказу

Картина кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гайдар Горячий камень

    В одном селе жил старик. Был он хромым и седым, со шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад. Также он зарабатывал себе на жизнь плетением и продажей корзин.

  • Краткое содержание Заботливый цветок Паустовский

    В истории Паустовского Заботливый цветок рассказ ведется от имени главного героя, который проводит лето в маленьком городе на берегу полноводной речки. Вблизи этого городка сажали сосновые леса.

  • Лиханов

    Альберт Анатольевич Лиханов является обладателем невероятного множества самых разных наград. Выданы они ему недаром: писательские работы его заслуживают отнюдь не только признания благодарных читателей.

  • Краткое содержание Андерсен Чайник

    Это произведение – своего рода притча о том, какое положение человек занимает в своей жизни и как он должен относиться к себе и окружающим людям.

  • Краткое содержание Ильина Четвертая высота

    Маленькую Марионеллу стали звать Гулей, потому что она лежа в кроватке, она много гулила. Это имя так и осталось с ней. Гуля подрастала, и вскоре пошла в детский сад, а потом в школу. Она росла девочкой смелой и отважной, но надо сказать и непослушной.

2minutki.ru

Читать Картина - Гранин Даниил Александрович - Страница 1

Даниил Гранин

КАРТИНА

1

Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту. Чтоб не мокнуть, Лосев зашел на выставку. До начала совещания оставалось часа полтора. Не торопясь он ходил из зала в зал, отдыхал от московской мельтешни. После мокрых весенне-холодных улиц, переполненных быстрыми столичными людьми, здесь было тихо, тепло. Больше всего Лосева угнетало в Москве невероятное количество народу, которое толкалось в любом учреждении, у любого прилавка, в каждом кафе, в каждом сквере. Даже здесь, на выставке, несмотря на простор, Лосева все же удивляли посетители — что за люди, почему бродят здесь в рабочее время. Большей частью женщины. Тоже примечательно, поскольку и у себя в городе на культурных мероприятиях Лосев заметил, что в зале сидят главным образом женщины. И то, что в столице имело место то же явление, отчасти успокаивало Лосева, отчасти же было достойно размышления.

Он шел вдоль стен, обтянутых серой мешковиной. Грубая, дешевая материя выглядела в данном случае весьма неплохо. Что касается картин, развешанных на этой мешковине, у Лосева они не вызывали интереса. Лично он любил живопись историческую, например, как Петр Первый спасает солдат, или Иван Грозный убивает сына, или же про Степана Разина, также батальные сцены — про гражданскую войну, партизан, переход Суворова через Альпы, да мало ли. Нравились ему и портреты маршалов, полководцев, известных деятелей искусства. Чтобы картина обогащала знаниями. Здесь же висели изображения обыкновенных стариков, подростков, разложенных овощей и фруктов с разными предметами, рисунки на бумаге, множество мелких картин в простых крашеных рамах. Лосев не мог представить себе, куда они все деваются после выставки, где находились до нее и вообще какой смысл создавать их для такого временного назначения. Музеи — другое дело, в художественных музеях Лосев неоднократно бывал, на подобных же выставках не приходилось. И сейчас он убеждался, что вряд ли от этого он что-либо потерял. Иногда, разглядывая московские витрины, он поражался количеству ненужных для него предметов. Сколько существовало ненужных для обычного человека тех же выставок, и всяких организаций, и мероприятий…

Неожиданно что-то словно дернуло Лосева. Как будто он на что-то наткнулся. Но что это было — он не понял. Кругом него было пусто. Он пошел было дальше, однако, сделав несколько шагов, вернулся, стал озираться и вновь почувствовал смутный призыв. Исходило это от одной картины, чем-то она останавливала. Осторожно, стараясь не утерять это чувство, Лосев подошел к ней — перед ним был обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домом на берегу. Название картины, написанное на латунной дощечке — «У реки», — ничего не говорило. Лосев попробовал получше рассмотреть подробности дома и постройки. Но вблизи, когда он наклонился к картине, пространство берега со всеми деталями стало распадаться на отдельные пятна, которые оказались выпуклыми мазками масляных красок со следами волосяной кисти.

Лосев попятился назад, и тогда, с какого-то отдаления, пятна слились, соединились в плотность воды, в серебристо-повислую зелень, появились стены дома, облупленная штукатурка… Чем дальше он отходил, тем проступали подробнее — крыша, выложенная медными листами с ярко-зелеными окислами, труба, флюгер… Проверяя себя, Лосев стал возвращаться к картине, пока не толкнул девицу, которая стояла с блокнотом в руках.

— Картины не нюхать надо, а смотреть, — сказала она громко и сердито, не слушая его извинений.

— Ну конечно смотреть, вот я и засмотрелся, — простодушно сказал он. — Я плохо разбираюсь, может вы поясните. — Это он умел, обезоруживать своей уступчивостью, открытостью.

— Что именно? — сухо спросила девица.

— Тут написано «У реки». А что за река? Как ее название?

Девица усмехнулась.

— Разве это имеет значение?

— Нет уж, вы позвольте, — поглядывая на картину и все более беспокоясь, сказал Лосев. — Очень даже имеет. Мало ли рек. Это же конкретно срисовано.

Она, снисходя, улыбнулась на эти слова, оглядела его аккуратно застегнутый костюм, галстучек, всю его провинциальную парадность.

— Ну что изменится, если вам напишут название реки? Оно ничего не добавит, это просто пейзаж.

— Как так — просто. Очень даже изменится. Как вы не понимаете!

Лосев оторвался от картины, изумленно посмотрел на девицу. Длинный свитер, короткая кожаная юбочка, прямые волосы отброшены на плечи; несмотря на свой небрежный наряд, она выглядела уверенной в себе, нисколько не чувствуя своей бестолковости.

— И так не говорят: срисовано, — поучительно пояснила она. — Это был большой мастер, а не ученик. Для него натура являлась средством, вернее поводом, обобщить образ, — тут она стала произносить еще какие-то слова, каждое из которых было Лосеву известно, но, складываясь в фразу, они почему-то теряли всякую понятность.

— Здорово вы разбираетесь. — Лосев вздохнул, показывая восхищение. — Все же хорошо бы выяснить название. Образ хоть и обобщенный, а местность-то можно ведь уточнить, как по-вашему?

— Вряд ли… Попробуйте у консультанта.

Однако консультант куда-то отлучилась. Лосев еще прошелся, проверяя другие картины, но ничего подобного той не нашел… Девица в свитере издали поглядывала на него. Он вернулся к ней.

— Концов не найдешь. Безответственный народ эти художники.

— А в чем, собственно, дело?

— В том, что незачем зашифровывать.

— Не понимаю.

Он строго посмотрел на нее, как будто она была виновата.

— Надо точно указывать в названии.

Лицо у нее от носа стало краснеть, краска разлилась по щекам.

— Какого черта вы прицепились. Ходят тут!.. — с яростью прошипела она. — Оставьте его в покое. Хватит. Вам-то что? Вы же ничего не смыслите в живописи. Что вы имеете к этой работе? Ну?.. Самое безобидное выставили, нет, опять плохо…

Какая-то жилка у нее на шее дрожала, зрачки сузились, уперлись в лицо Лосеву, так что он попятился и только на улице опомнился, стал придумывать от обиды всякие хлесткие ответы, пока не заподозрил, что гнев ее относился к кому-то другому.

После совещания Лосев остался выпросить фонды для оборудования родильного дома. Каким-то чудом, плюс его слезные мольбы, ему вдруг отвалили импортную сантехнику — голубые умывальники, голубые ванны, роскошные души, и к вечеру, придя к себе в номер, попивая чай из большого фаянсового чайника, Лосев испытывал полнейшее умиротворение, довольство собою и время от времени улыбался своей удаче. Внизу шумела улица Горького нестихающим шелестом машин. Шум этот давно стал для Лосева как бы главным звуком Москвы, и когда у себя, в Лыкове, вспоминалась Москва, то прежде всего вспоминался этот идущий снизу слитный постоянный шелест машин вокруг гостиницы «Москва». И вспоминался вот такой высокий номер с простым шкафом, деревянной кроватью и приятное чувство одиночества.

Над диванчиком висела гостиничная картина, тоже пейзаж: кусты в осеннем поле. Лосев впервые обнаружил ее, хотя жил в этом номере уже неделю. Щурясь, он разглядывал аккуратно нарисованные тени, жухлую травку, пушистые облака. Сама местность была, по-видимому, красива, а на картине получилось скучно. Вот тут Лосев и вспомнил ту картину на выставке. Разница была большая. В чем состоит разница, Лосев не сумел бы определить, странным было то, что он ощущал эту разницу.

Вместо того чтобы идти в театр со всеми участниками совещания, Лосев позвонил к Фоминым и напросился в гости. Была такая традиция — приезжая в Москву, Лосев навещал земляков. Связи земляческие он всячески поддерживал, что во многих смыслах было полезно такому городу, как Лыков, достаточно известному и тем не менее сидящему на районном бюджете.

2

Фомин был генералом каких-то инженерных служб, дома он ходил в мохнатой клетчатой куртке, тюбетейке и был похож на старого профессора. Пришли еще Седовы, тоже лыковские, муж работал в Мосэнерго, жена — инженером на галантерейной фабрике. Все они покинули Лыков много лет назад, когда Лосев был мальчишкой, и познакомился он с ними уже в Москве, получив их по наследству от прежнего председателя горисполкома.

online-knigi.com

Человек и природа (По роману Д. Гранина Картина) (Картина Гранин)

Сочинение

Чем больше останется в природе нетронутых уголков, тем чище будет наша совесть. В. Белов Чувство природы — это самое богатое чувство. Плохо, что у многих из нас оно совершенно отсутствует. Оно несет в себе связь с землей и солнцем, с плугом и звездным небом, родным колодцем и отчим домом. Как места тургеневские, есенинские, блоковские откликаются в душе не только естественной своей красотой, но воскрешают и обновляют мир любимых образов, так и явления неприметные, незначительные освежают память чувств, возрождают пережитое нашими соотечественниками. Потому-то ответственность перед природой в современной литературе сливается с ответственностью перед всеми, кто творил жизнь на Земле, и перед всеми, кто будет жить после нас. Вот об этой ответственности говорит Гранин в своем романе “Картина”. Лосев, председатель Лыковского горисполкома, в московской командировке, заглянув между делом на выставку живописи, ощущает какой-то внутренний толчок от пейзажа, мимо которого прошел, скользнув взглядом. Картина заставляет вернуться к себе, вглядеться, взволноваться. Явление в выставочном зале в общем-то обычное. Однако последствие было далеко не обычное: слишком многому дал толчок “обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домами на берегу”. Искусство есть, кроме всего, узнавание. Оно тем и волнует, что каждый раз чем-то новым возвращает к духовному состоянию, пережитому ранее, пробуждает затихшие чувства. У Лосева — при каждой новой встрече с картиной — происходит как бы двойное узнавание: возвращается что-то испытанное в детстве и возвращаются сами картины детства, ибо пейзаж точно восстанавливает места, где он родился и вырос. На картине все похоже на дом Кисловых, на Жмуркину заводь. Картина возвращает Лосева в “давние летние утра его мальчишеской жизни”. То же происходит и с другими горожанами, когда Лосев привозит картину в Лыков. Каждая деталь этого пейзажа напоминает что-то особенное, близкое. Как для Лосева оживает каждая подробность: он “снова услыхал в утренней тени скрип флюгера”, вспомнил, “как иод ивой, в корчаге, жили налимы, их надо было нащупать там и толкнуть вилкой”, так и военком Глотов, пораженный, вдруг спрашивает: “Серега, ты помнишь, как мы тут на плотах лежали?” Картина художника обострила, высветила необыкновенную красоту той части города, которая знакома каждому и по-своему дорога каждому. Картина стала и укором, ибо подчеркивала сегодняшнюю запущенность, неблагоустроенность любимого всеми уголка. Картина заставляет по-новому взглянуть на Жмуркину заводь. Жмуркина заводь — душа города, “сохраненная красота”, заповедник детства и юности: ребята “там и первую рыбу вылавливали, и первый раз в реку входили”, и “молодыми там вечерами песни пели”, “и целоваться учились...”. Подробности детства и юности у каждого свои, но у каждого они так или иначе связаны с этим неброским уголком природы, не тронутым городскими застройками: “Здесь все то, что дорого сердцу земляков, истоки патриотизма, чувство родины”. Жмур-кина заводь откладывается в душе человека так же естественно, неприметно, как материнская доброта, как надежная близость друга детства, как зарождающееся чувство любви. И художник Астахов в свое время писал этот пейзаж из любви и во имя любви. И Лосев будто слышит сейчас, глядя на картину, зовущий голос матери, который настигал его на этой тропке в дни далекого детства. Картина обостряет не только чувство красоты, но и чувство ответственности, она становится для многих внутренним толчком к борьбе за Жмуркину заводь, которая уже несколько лет является “пятном застройки”. Здесь должны вырасти производственные корпуса фирмы электровычислительных машин. Уже протянулись по берегу колышки. Уже помешала старая ива. Но каждый шаг “этой планировки” воспринимается лыковцами как шаг к разрушению. “Вы нас спросите, как нам лучше. Может, нам нужна эта красота?” — вступает в борьбу Таня Тучкова. Для нее душа, совесть, красота — самые существенные понятия. Без них “души зарастают” и человека нет. Защита этого уголка природы становится делом совести Лосева. Предлагая новое место стройки, не боясь разрушить связи с вышестоящим начальством, он обретает силу настоящего хозяина своего города. Его собственная мечта становится как бы продолжением мечты лучших людей прошлого. А главное: Лосев начинает понимать, что сбереженная красота есть, помимо всего, дань памяти далекому и недавнему прошлому. Когда-то он не скупился на памятник партизанам-солдатам, отдавшим жизнь за сегодняшний день, но каменное сооружение в сквере не отразило чувств горожан. Монумент получился скучным, холодным. Лосев постепенно начинает понимать, что именно “заповедник детства”, хранящий память о том, что было дорого людям, является подлинным памятником погибшим. Да, природа остается “душой” людей. С ней связано становление личности, с нею связано искусство, в ней и история, и память. Она ценность эстетическая и нравственная. Чувство природы — это самое богатое чувство. Оно делает человека настоящим хозяином земли. Стать на защиту природы — это значит стать на защиту человека.

www.allsoch.ru

Краткое содержание Гранин Картина для читательского дневника

Глава небольшого районного городка Лосев находился в рабочей командировке в столице. В свободное от работы время он решил посетить художественную выставку, на которой обратил внимание на неприметную, на первый взгляд, картину.

Полотно изображало летний пейзаж: изогнутое устье реки со стоящим на берегу в тени деревьев деревенским бревенчатым домиком, бескрайнее поле, усеянное травами и цветами.

Лосев долго не мог отойти от этой картины и в душе у него проснулись воспоминания о далеком детстве, где он мальчишкой бегал босиком по нескошенной траве и нырял в прохладную родниковую воду. 

Не удержавшись, Лосев приобрел картину и привез ее в родной город. Земляки не могли наглядеться на изображение. Каждый из них снова и снова переживал счастливые моменты своего беззаботного детства и наслаждался прошлым.

Приобщившись к прекрасному, многие из жителей с прискорбием обнаружили, что город их стал совсем неухоженным и неуютным, повсюду горы мусора и грязи. А самое важное, что главная достопримечательность их маленького городка Журкина заводь и вовсе заброшена. Вода поросла зеленой тиной, рыба исчезла, береговая насыпь разрушена.

Придя к единому мнению, решали горожане привести в порядок свое место жительства. Но вдруг узнали, что власти города отдали Журкину заводь под строительство производственной зоны и работы по уничтожению заповедного места скоро начнутся. 

Лосев, используя все свои связи и авторитет, бросился на спасение дорогого людям местечка. Он понимал, что дары природы обладают великой силой и люди не вправе их уничтожать. Мужчина предложил властям компромисс и выделил другую площадь под новое строительство.

Журкина заводь осталась нетронутой. Дружным коллективом ее вернули в прежнее состояние и объявили природным памятником города. К тому же в процессе работы по очистке заводи, горожане узнали, что Журкина заводь не просто природный дар, но место захоронения погибших в военное время героев-солдат.

Повествуя о событиях, происходящих в маленьком российском городке, автор призывает читателей не оставаться равнодушными к данному нам природой, любить и сохранить щедро подаренное человеку чудо для потомков.

Читать краткое содержание Картина. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оцените: Голосов: 6

Гранин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Картина

Картина для читательского дневника

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лебедянь Тургенева

    Автор начинает свой рассказ с размышлений о положительных сторонах охоты и о тех неудобствах, которые возникают из-за погодных условий и прочих фактов.

  • Булычев
  • Краткое содержание Зелёное утро Брэдбери

    В книге рассказывается о Бенджамине Дрисколле. В возрасте 31 года Бенджамин решил озеленить планету Марс. В течение 30 дней он жил на Марсе.

  • Краткое содержание Власть тьмы Лев Толстой

    Дело было осенью. Жена Анисья и дочка Акулина от первой жены богатого хозяина Петра поют песни в огромной и свободной избе. В это время хозяин пытается найти своего безумного и ленивого работника Никиту

  • Краткое содержание Пьяный корабль Рембо

    Произведение «Пьяный корабль» Артура Рембо написано в виде стихотворения, состоящего из 100 строк. Произведение было написано в 1871 году. Стихотворение является самым главным произведением автора.

chitatelskij-dnevnik.ru

Книга: Гранин Даниил Александрович. Картина

КартинаКартина на квадратном холсте в холодных оттенках синего и серого цветов. Абстрактное изображение подойдет интерьерам в стиле лофт и минимализм — (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Подробнее...4803бумажная книга
КартинаКартина на холсте для интерьеров в стиле лофт или кантри. Изображение звезды с цветовой борьбой красного и белого дополнено металлическими деталями, создающими особую атмосферу таинственности — (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Подробнее...17190бумажная книга
КартинаКартина квадратной формы с абстрактным рисунком желто-серого цвета. Смелое решение для современного интерьера — (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Подробнее...6826бумажная книга
КартинаКартина для экспрессивных интерьеров. Импрессионизм в свинцовых оттенках подойдет интерьерам в средиземноморском стиле — (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Подробнее...4803бумажная книга
Роза СергазиеваКАРТИНАЭта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Фантастический роман (серия «Лестница времени»). На вернисаже, прямо в галерее исчезает девушка… — Самиздай, - Подробнее...2011390бумажная книга
Гранин Даниил АлександровичКартинаДаниил Гранин, лауреат Госпремии России и дважды лауреат Госпремии СССР, в романе "Картина" вновь обращается к проблемам большого общественного звучания. Действие книги разворачивается в России… — Центрполиграф, Современная проза Подробнее...2004480бумажная книга
Даниил ГранинКартинаДействие романа Д. Гранина "Картина" происходит в небольшом среднерусском городке. Главный герой романа, председатель горисполкома Лосев, попадает в трудную ситуацию, связанную со сложным комплексом… — Советский писатель. Ленинградское отделение, (формат: 84x108/32, 352 стр.) Подробнее...198170бумажная книга
Даниил ГранинКартинаДействие романа "Картина" происходит в небольшом среднерусском городке. Главный герой романа, председатель горисполкома Лосев, попадает в трудную ситуацию, связанную со сложным комплексом современных… — Советский писатель. Москва, (формат: 60x90/16, 368 стр.) Подробнее...1988140бумажная книга
Гранин ДаниилКартинаЕсть книги одного тиража, а есть – на все времена и для всех читательских аудиторий. Именно таков роман Даниила Гранина 171;Картина 187;. В небольшом российском городке в один прекрасный день все… — ОЛМА Медиа Групп, (формат: 60x90/16, 368 стр.) Актуальная проза Подробнее...2014423бумажная книга
Гранин Даниил АлександровичКартинаЕсть книги одного тиража, а есть - на все времена и для всех читательских аудиторий. Именно таков роман Даниила Гранина "Картина" . В небольшом российском городке в один прекрасный день все… — ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, (формат: 60x90/16, 368 стр.) Актуальная проза Подробнее...2014387бумажная книга
Даниил ГранинКартинаДействие романа "Картина" происходит в небольшом среднерусском городке. Главный герой романа, председатель горисполкома Лосев, попадает в трудную ситуацию, связанную со сложным комплексом современных… — Советский писатель. Ленинградское отделение, (формат: 60x90/16, 368 стр.) Подробнее...198770бумажная книга
Даниил ГранинКартинаЕсть книги одного тиража, а есть - на все времена и для всех читательских аудиторий. Именно таков роман Даниила Гранина КАРТИНА. В небольшом российском городке в один прекрасный день все… — Олма Медиа Групп, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Подробнее...2014289бумажная книга
Роза СергазиеваКартинаОстросюжетный научно-фантастический роман. На вернисаже исчезает девушка. Помочь могла бы запись с камер видеонаблюдения. Но… Вот кадр, запечатлевший, как девушкаповорачивается лицом к картине. На… — Издательские решения, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Лестница времени электронная книга Подробнее...201580электронная книга
Роза Сергазиева, Роза СергазиеваКартинаОстросюжетный научно-фантастический роман. На вернисаже исчезает девушка. Помочь могла бы запись с камер видеонаблюдения. Но… Вот кадр, запечатлевший, как девушкаповорачивается лицом к картине. На… — Издательские решения, (формат: 84x108/32, 480 стр.) Лестница времени Подробнее...бумажная книга
Даниил ГранинКартинаОт издателя:Есть книги одного тиража, а есть - на все времена и для всех читательских аудиторий. Именно таков роман Даниила Гранина КАРТИНА — (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Подробнее...2014162бумажная книга

dic.academic.ru

Человек и природа (По роману Д. Гранина «Картина») (Гранин)

Чем больше останется в природе нетронутых уголков, тем чище будет наша совесть.

В. Белов

Чувство природы — это самое богатое чувство. Плохо, что у многих из нас оно совершенно отсутствует. Оно несет в себе связь с землей и солнцем, с плугом и звездным небом, родным колодцем и отчим домом.

Как места тургеневские, есенинские, блоковские откликаются в душе не только естественной своей красотой, но воскрешают и обновляют мир любимых образов, так и явления неприметные, незначительные освежают память чувств, возрождают пережитое нашими соотечественниками.

Потому-то ответственность перед природой в современной литературе сливается с ответственностью перед всеми, кто творил жизнь на Земле, и перед всеми, кто будет жить после нас. Вот об этой ответственности говорит Гранин в своем романе «Картина».

Лосев, председатель Лыковского горисполкома, в московской командировке, заглянув между делом на выставку живописи, ощущает какой-то внутренний толчок от пейзажа, мимо которого прошел, скользнув взглядом. Картина заставляет вернуться к себе, вглядеться, взволноваться. Явление в выставочном зале в общем-то обычное. Однако последствие было далеко не обычное: слишком многому дал толчок «обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домами на берегу».

Искусство есть, кроме всего, узнавание. Оно тем и волнует, что каждый раз чем-то новым возвращает к духовному состоянию, пережитому ранее, пробуждает затихшие чувства. У Лосева — при каждой новой встрече с картиной — происходит как бы двойное узнавание: возвращается что-то испытанное в детстве и возвращаются сами картины детства, ибо пейзаж точно восстанавливает места, где он родился и вырос.

На картине все похоже на дом Кисловых, на Жмуркину заводь. Картина возвращает Лосева в «давние летние утра его мальчишеской жизни». То же происходит и с другими горожанами, когда Лосев привозит картину в Лыков. Каждая деталь этого пейзажа напоминает что-то особенное, близкое. Как для Лосева оживает каждая подробность: он «снова услыхал в утренней тени скрип флюгера», вспомнил, «как иод ивой, в корчаге, жили налимы, их надо было нащупать там и толкнуть вилкой», так и военком Глотов, пораженный, вдруг спрашивает: «Серега, ты помнишь, как мы тут на плотах лежали?» Картина художника обострила, высветила необыкновенную красоту той части города, которая знакома каждому и по-своему дорога каждому. Картина стала и укором, ибо подчеркивала сегодняшнюю запущенность, неблагоустроенность любимого всеми уголка.

Картина заставляет по-новому взглянуть на Жмуркину заводь. Жмуркина заводь — душа города, «сохраненная красота», заповедник детства и юности: ребята «там и первую рыбу вылавливали, и первый раз в реку входили», и «молодыми там вечерами песни пели», «и целоваться учились…».

Подробности детства и юности у каждого свои, но у каждого они так или иначе связаны с этим неброским уголком природы, не тронутым городскими застройками: «Здесь все то, что дорого сердцу земляков, истоки патриотизма, чувство родины». Жмур-кина заводь откладывается в душе человека так же естественно, неприметно, как материнская доброта, как надежная близость друга детства, как зарождающееся чувство любви. И художник Астахов в свое время писал этот пейзаж из любви и во имя любви. И Лосев будто слышит сейчас, глядя на картину, зовущий голос матери, который настигал его на этой тропке в дни далекого детства.

Картина обостряет не только чувство красоты, но и чувство ответственности, она становится для многих внутренним толчком к борьбе за Жмуркину заводь, которая уже несколько лет является «пятном застройки». Здесь должны вырасти производственные корпуса фирмы электровычислительных машин. Уже протянулись по берегу колышки. Уже помешала старая ива. Но каждый шаг «этой планировки» воспринимается лыковцами как шаг к разрушению. «Вы нас спросите, как нам лучше. Может, нам нужна эта красота?» — вступает в борьбу Таня Тучкова. Для нее душа, совесть, красота — самые существенные понятия. Без них «души зарастают» и человека нет.

Защита этого уголка природы становится делом совести Лосева. Предлагая новое место стройки, не боясь разрушить связи с вышестоящим начальством, он обретает силу настоящего хозяина своего города. Его собственная мечта становится как бы продолжением мечты лучших людей прошлого. А главное: Лосев начинает понимать, что сбереженная красота есть, помимо всего, дань памяти далекому и недавнему прошлому. Когда-то он не скупился на памятник партизанам-солдатам, отдавшим жизнь за сегодняшний день, но каменное сооружение в сквере не отразило чувств горожан. Монумент получился скучным, холодным. Лосев постепенно начинает понимать, что именно «заповедник детства», хранящий память о том, что было дорого людям, является подлинным памятником погибшим.

Да, природа остается «душой» людей. С ней связано становление личности, с нею связано искусство, в ней и история, и память. Она ценность эстетическая и нравственная.

Чувство природы — это самое богатое чувство. Оно делает человека настоящим хозяином земли. Стать на защиту природы — это значит стать на защиту человека.

www.allsoch.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта