Анри Матисс. Картины художников. Фовизм матисс картины


Матисс, Анри. Все картины художника

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

gallerix.ru

Фовизм Анри Матисс Фовизм от фр fauve

Фовизм Анри Матисс

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

• Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Основой их мировоззрения стало отрицание всяких норм и законов восприятия в живописи, вера в чистое искусство, преобладание инстинктов над интеллектом. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов» . Изображаемые предметы они словно рвали на части, стремясь вызвать у зрителей потрясение, вернуть их к эмоциям, к инстинктам.

Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис Марино (англ. ), Жан Пюи (англ. ), Морис де Вламинк, Анри Манген (англ. ), Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly (англ. ), Жорж Брак и других. Меродак-Жанно. «Жёлтая танцовщица» (1912)

«Фовистский пейзаж» А. Морера «Румынская Блуза» А. Матисс

Характерные черты фовизма • К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Альбер Марке (1875 -1947) • Преобладающая часть работ Марке — пейзажи, чаще всего связанные с Сеной, а также взморья и гавани; городские виды, в том числе — Парижа. Их отличает крайняя простота изобразительных средств и, вместе с тем, изысканная выразительность. Оставил большое графическое наследие (хранится в музее Мальро в Гавре). «Дождливый день в Париже»

Рауль Дюфи (1877 -1953) • После творческой фазы, когда Дюфи писал в импрессионистской манер е, длившейся до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, с которым познакомился на Осеннем салоне, где были представлены картины Анри Матисса. В этот период художник много ездит по Франции и рисует. В 1906 году в галерее Берты Вайль открывается первая персональная выставка Дюфи.

Жорж Руо (1871 -1958) • Познакомился с учениками Матиссом, Марке, стал одним из основателей Осеннего Салона (1903). Выставлялся вместе с фовистами, но держался в стороне от их декоративности, скорее продолжая линию Ван Гога. «Закат»

Морис Вламинк (1876 -1958) • Из семьи музыкантов, играл на скрипке, занимался велосипедным спортом. Художниксамоучка, испытал сильнейшее влияние Ван Гога и Сезанна. Участник группы «Диких» (фовисты), близок к Андре Дерену и Кеесу ван Донгену. «Красные деревья» 1906 г

Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота » • Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Они использовали яркие цвета и свободные структуры формы для захвата наиболее интенсивной эмоциональной реакции. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В том же году, стиль Брака начал медленную эволюцию, как он попал под сильное влияние Поля Сезанна, который умер в 1906 году, и чьи работы были выставлены в Париже в первый раз в больших масштабах. Ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже, что привело к появлению кубизма.

Анри Фриез (1879 -1949) • С 12 лет он начал учиться в Муниципальной школе изящных искусств. Учителем Фриеза стал тот самый Шарль Луйе, у которого брали первые уроки живописи и рисунка Рауль Дюфи и Жорж Брак. Уже в Гавре у Фриеза появились товарищи по искусству, вместе с которыми он вошел позже в круг «диких» .

Кеес ван Донген (1877 -1968) • Нидерландск ий художник, один из основоположн иков фовизма. С 1899 г. ван Донген жил в Париже, участвуя в различных выставках, в том числе в знаменитом О сеннем салоне 1905 г.

• Со временем фовисты поделились на две группы: «необузданные» и «дисциплинированные» . «Необузданные» подчиняли свое творчество только инстинкту, «умеренные» были более склонны к размышлению и раздумью. К первым можно отнести творчество Мориса Вламинка, ко вторым – Анри Матиса.

Анри Матисс Биография • Анри Мати сс— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Обучался живописи у салонного художника А. В. Буро, работал в школе изящных искусств в мастерской Г. Моро восхищался своим учеником, особенно, его, поражало умение Матисса соединять цвета в своих работах. Чувство цвета у него было развито на интуитивном уровне, он мастерски сочетал основные цвета и их оттенки. • Матисс изучал творчество великих мастеров живописи, писал копии произведений Гойи, Шардена, Коро и других признанных мэтров. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана. Поэтому не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю.

Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 • В 1902 -1904 гг. манера письма и стиль художника сильно меняются. Колорит стал более насыщенным и светлым. Он мечтает создать свое направление в искусстве, поэтому много экспериментирует в поисках своего колористического решения. Использует различные манеры письма. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Но в отличие от других мастеров, работающих в этой манере, он клал на полотно неровные мазки, создающие ощущение наслаждения жизнью. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму.

1904 Под влиянием позднего импрессиониста Поля Синьяка, который в 1904 посетил Матисса в Сен-Тропезе, изпод кисти Матисса появился первый шедевр — «Роскошь, покой и наслаждение» . Довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма (техника, при которой изображение наносится небольши ми точками из чистых Несмешанных красок) в пользу широких, энергич ных штрихов. «Роскошь, покой и наслаждение» (1904/1905)

1905 • Формы он растворял в цветовых плоскостях, из бегая какой бы то ни было пространственной иллюзии. Когда в 1905 он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художник ами, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк, их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику, и один из критиков дал худ ожникам ироничное прозвище «Fauws» ( «дикие» ).

1906: Обращение к декоративному искусству. Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. «Накрытый стол — красная гармония» , 1908

1909 -1910 Его представление о монументальном, декоративном «Танец» (1909/1910) искусстве нашло высшую форму отражения в двух больших настенных картинах, написанных в доме русского коллекционера Сергея Щукина: «Танец» (1909/1910) и «Музыка» (1910) — на обеих изображены красные тела. «Музыка» (1910)

1911 • Матисс неоднократно обращался к данному мотиву, но среди всех его картин с плещущимися рыбами данная композиция является лучшей. Исключив светотеневую моделировку и усилив декоративную роль цвета, художник подчеркивает общий декоративный эффект композиции, плоскостной, как ковер. Особую остроту композиционному построению полотна придают использованные Матиссом законы обратной перспективы, что говорит об изучении художником средневековой живописи, персидских миниатюр и увиденных в России, где он побывал в 1911 году, древнерусских икон и фресок. «Красные рыбы»

1911 -1913 Результатом двух путешествий в Марокко (1911 -1913) стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом. «Вид из окна. Танжер»

1915 К 1915 г. Матисс уже сложился как художник фовист. В начале первой мировой войны 44 летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В картинах, созданных межд у 1914 и 1916, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам. «Сидящий Риффиан»

1917 -1929 После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 переселился туда окончательно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его н а создание чувственной с ерии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. «Одалиска в красных шароварах» 1917

«Одалиски» 1928 г. «Одалиска на софе» 1928 г.

1930 -1940 • В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т. п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. «Пляж Ниццы»

1941 -1947 40 е годы: Синтез противопол ожностей. В 1941 Матисс перенес тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги , которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуа шью обрезков (закончена в 1947).

«Джаз»

1946 -1948 В период 1946— 1948 краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. «Египетский занавес» (1948)

Витраж «Древо жизни» В конце 40 х Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца в Вансе, которая была спроектирована и построена на его деньги. В 1954 художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

• Анри Матисс разработал свой собственный стиль в искусстве, который отличался лаконичностью и гибкостью линий, сочетание ярких контрастов и ровного колорита больших масс, что делало его полотна чувственными и выразительными. В поисках естественной гармонии художник пришел к своеобразному виденью окружающей действительности и выразил это в живописи. Своим творчеством он внес огромный вклад в изобразительное искусство.

present5.com

Анри Матисс. Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

«По морю, неспокойному, но беспримерно синему, корабль скользит, не раскачиваясь, не взлетая на волнах. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский живописец Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. В Танжере, бывшем тогда центре французской колонии, ему предстояло провести немногим более полугода, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже).

Пейзаж. 1905 г. А. Матисс.

Пейзаж. 1905 г. А. Матисс.

К моменту приезда в Северную Африку Матиссу исполнилось сорок два года, и он уже считался лидером в авангардных кругах парижских художников.

Как правило, художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или снимали дешевые меблированные комнаты на Монпарнасе. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И.А.Морозову и С.И.Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописных композиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Марке, Камоэном, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма. Однако, уже через несколько лет, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. И первым городом, в котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы, стала Москва.

Картины А. Матисса в доме С.И. Щукина в Москве. 1910-е г.

Картины А. Матисса в доме С.И. Щукина в Москве. 1910-е г.

Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. По замыслу Матисса, современный человек рядом с этой гармонией, созданной средствами искусства, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни. В понимании Матисса живописи воображаемой, преобразованной фантазией художника реальности, в этом процессе отводилась ведущая роль. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.

Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса; ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника, вступившего в то время в пору творческой зрелости. Следовали новые заказы, регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые с мольберта полотна. Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, открытый для публичных сеансов. Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы.  Чтобы увидеть на листе свои большие живописные панно Танец и Музыка, принять участие в развеске других полотен, приобретенных С. Щукиным, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Но здесь его ждали неожиданные художественные впечатления, существенно превосходившие цель приезда, встреча с русским средневековьем. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник.

Из кратковременной поездки в Москву, Матисс вернулся в Париж с новыми впечатлениями.

Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния — прозрачные невесомые покровы, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета; об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, которые он видел, посетив  коллекцию друга Щукина, И. Остроухова. Наконец, воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры; причем все это создано только с помощью линий, цвета и света. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету.

Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декора в станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства, иначе творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Возможно, именно после московских видений, агрессивные полотна, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными. Во всяком случае, он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, где свет, по рассказам его друзей художников, был более ярким, поглощающим предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными.

Фрукты и бронза. А.Матисс, 1910 г.

Фрукты и бронза. А.Матисс, 1910 г.

Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса.Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. Переход был необходим, потому что Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Такой объединяющей субстанцией стал свет, увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Кажется, что слепящее марокканское солнце, которое Матисс застал, приехав в Танжер во второй раз, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Нижняя часть полотна местами оставлена художником незакрашенной, так что виден оставленный, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Краски сильно разбавлены, и пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной акварелью. Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Над этой дивной картиной живой природы господствует охристое марокканское солнце, пронизывающее собой все части композиции. Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы.

На протяжении нескольких, проведенных в Марокко месяцев, Матисс также писал натюрморты с цветами и фруктами и портреты марокканцев.

В первый день по прибытии в Марокко, в последних числах января 1912 года, его встретил проливной дождь; ливень продолжался почти месяц, к полному отчаянию художника, прикованному к комнате отеля. Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, не один десяток лет украшал личную коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. В натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна, бывшего кумиром и Матисса, и Пикассо. В Марокко Матисс обрел свой живописный рай творческий парадиз, в основе которого лежит удивительная светоносность колорита, и уподобил фигуры изображенных марокканцев цветкам и растениям. Флоральные, ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя перед марокканскими полотнами Матисса.

Анемоны у окна. 1924 г. А.Матисс.

Анемоны у окна. 1924 г. А.Матисс.

В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере; в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы, возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, напоминают одновременно и оживший персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле, и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле. А ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей.

«Варварство означает для меня возвращение к молодости», сказал Матисс в 1936 году в беседе с художественным критиком Тернадом.

Сияние Марокко рождает под кистью Матисса цвет разной природы: нежно-лазоревый халат Фатьмы и изысканная зелень кафтана в портрете Марокканец в зеленой одежде скрадывают, дематериализуют плоть под покровами цветных одеяний. Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с натуры в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, подсказывая конкретное композиционное решение, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. В Марокко, Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы позднейшего декоративного стиля живописи. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций.

МАТИСС ОБ ИСКУССТВЕ:

  • Я никогда не избегал влияний… Я посчитал бы это за малодушие и неискренность перед самим собой. Я думаю, что личность художника развивается и утверждается в сражениях… Если же он погибает в борьбе, то такова уж его судьба…
  • Я стремлюсь к искусству, исполненному равновесия, чистоты; оно не должно беспокоить и смущать. Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой.
  • Античная скульптура больше, чем что-либо другое, поможет вам воплотить полноту формы… В ней, к каждой части человеческого тела относятся одинаково. Отсюда единство и покой духа.
  • У современных художников часто встречаешься с экспрессивностью изображения и очень тщательным исполнением некоторых частей тела в ущерб другим; это нарушает единство… и беспокоит разум.
  • Передавайте округлости тела, как в скульптуре. Ищите их объем и наполненность. Для этого должно быть достаточно их контуров. Когда говорят о дыне, то пользуются двумя руками, чтобы передать жестом ее сферическую форму. Точно так же двух линий достаточно для передачи формы. Рисунок подобен выразительному жесту, но преимущество его в том, что он остается существовать.
  • Рисунок — это скульптура, но его следует рассматривать близко, чтоб можно было схватить мысль, которую он несет; скульптор тоже должен ее передать, но куда более четко, потому что на его произведение смотрят с гораздо большего расстояния…
  • Выразительность, по-моему, заключается не в страсти, вспыхивающей на лице или проявляющейся в неистовом, движении. Она во всем построении картины: место, занимаемое телами, окружающее их пространство, пропорции все здесь важно. Композиция есть искусство декоративного размещения различных элементов, которыми художник располагает для выражения своих чувств.
  • В картине художника должна быть видна каждая деталь, и тогда эта деталь сыграет положенную ей роль, главную или второстепенную. Все, что не приносит пользы картине, тем самым уже вредно. Произведение предполагает гармонию целого, любая лишняя деталь займет в восприятии зрителя место другой, существенной детали.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Анри Матисс» М.Бессоновой, М. 1990 г.

Читайте также:

www.5arts.info

Анри Матисс, Танец, картина, фовизм, художник

За созданием каждой картины стоит своя уникальная история И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых известных шедеврах живописи. И сегодня мы расскажем о картине «Танец» французского художника-фовиста Анри Матисса.

Дата создания

1910

Версии картины

Существует два варианта картины: первое, наиболее известное полотно, хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, второе находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

История создания

История картины началась с того, что русский коллекционер и большой ценитель прекрасного Сергей Щукин в 1906 году заказал у Матисса три больших панно, которые должны были украсить московский особняк Щукина. Согласно задумке, панно «Танец» должно было расположиться на первом этаже дома, «Музыка» — на втором, а на третьем планировалось повесить панно, изображающее сцены отдыха и купания. Но, однозначно, именно «Танец» квинтэссенцией художественного стиля Матисса.

Одним из источников вдохновения для живописца послужили выступления легендарной танцовщицы Айседоры Дункан, которая на тот момент порвала с классической балетной школой, наполнив танец экспрессией, свободой и страстью. Также на Матисса сильно повлияло посещение кабаре «Мулен де ла Галлет», где исполнялся провансальский народный танец — фурандола.

При создании картины живописец окончательно избавился от ненужных деталей, минимизировав при этом и технические средства. Остались лишь простые, почти первобытные линии, которые показывают саму стихию танца, его суть. А палитра картины буквально пылает яркостью и чистотой цвета.

Когда в 1911 году картина была выставлена в Салоне в Париже, она крайне возмутила приверженцев академизма своей чрезмерной чувственностью и сексуальностью. Даже сам Щукин попросил художника заретушировать некоторые детали, но это нисколько не умерило эмоциональное напряжение на картине.

Комментарии

styleinsider.com.ua


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта