«Елизавета Петровна и Москва» в Третьяковской галерееARTinvestment.RU   09 декабря 2010. Елизавета картина


фото портретов и кратко о правлении Елизаветы I

Блог писателя - Выдающиеся личности
Автор: Павел Ин   
02.11.2014 11:52

Царствование Елизаветы IЕлизавета I

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Вели­кого, вступила на престол 26—го ноября 1741 г. При ней произошла война со Швецией, окончившаяся в пользу рус­ских, в 1743 г., миром в Або. Затем Россия, поддерживая Саксонию и Австрию, приняла участие в семилетней войне против Пруссии. При набожной императрице дарованы были некоторые льготы духовенству, и обращено особое внимание на религиозность народа; касательно войска придумано разделение России на 5 частей для сбора рекрут, которых брали из каждой части через пять лет. В 1754 г. учреждены государственные заемные банки для дворянства и купечест­ва; уничтожены внутренние таможни и мелочные сборы; в 1755 г. основан в Москве университет и две гимназии при нем; в Петербурге и Москве учреждены повивальные шко­лы; в 1757 г. последовало распоряжение Елизаветы I о необходимости учредить академию художеств в Петербурге. Сподвижники ее царствования: граф Алексей Григорьевич Разумовский, графы Петр и Иван Ивановичи Шуваловы, Алексей Петрович Бестужев—Рюмин, Лесток, граф Апраксин и другие. Императрица Елизавета I скончалась 25 декабря 1761 г., на 53 году от рождения.

Подборка фото портретов

Елизавета Петровна фото

Comments:

< Предыдущая Следующая >
 

www.pavelin.ru

Портреты Елизаветы I Тюдор - agent_40

Рассматривать портреты Елизаветы I Тюдор (1533 - 1603), которых великое множество,можно бесконечно. Её наряды - это нечто феноменальное, гардероб её состоял из 3000 платьев. Королева,которая ни разу за свою жизнь не вышла замуж и очень гордилась титулом королевы-девственницы,не раз акцентируя внимание на том, что ее супруг – это Англия, а детьми являются верноподданные,всегда следовала моде.

elizabeth (529x700, 73Kb)

Коронационный портрет Елизаветы I

Elizabeth_I_in_Parliament_Robes (550x700, 423Kb)

Парламентское одеяние Елизаветы I

Многие признавали, что не обремененная замужеством и родами, королева выглядит на много моложе своих лет. Елизавета не злоупотребляла в питании, обожала светские развлечения, и ухаживала за собой. Её день начинался с танцевальной зарядки: без того, чтобы и в преклонном возрасте не протанцевать пяти-шести танцев, она за письменный стол не садилась.А за собственными портретами, которые показывались публике, она следила с особой тщательностью: королева должна была являться народу во всем своем великолепии.

1546ca_elizabeth_i_when_p-2 (520x700, 527Kb)

Молодая Елизавета  1546  (т.е. ей тут 13 лет)

Elizabeth-I-of-England-The-Darnley-Portrait (478x700, 320Kb)

1558ca_elizabeth_i_by_eng-2 (527x700, 458Kb)

1558

Детство её было безрадостным,ей было 3 года,когда её мать Анну Болейн казнили,отец Генрих VIII был к ней безразличен,не желая видеть дочь "изменщицы Болейн",ему нужен был наследник,а дочь у него уже была от первой жены. Её сводная старшая сестра Мария,занявшая престол после отца, держала её в Тауэре,но несмотря на это жизнелюбию Елизаветы можно позавидовать.

Портрет английской королевы Елизаветы I Тюдор.

George  Gower   Портрет английской королевы Елизаветы I Тюдор.

Она не была красавицей,к тому же в 29 лет после оспы потеряла волосы и носила парики,которые вошли после неё в моду. Елизавета ввела в моду и высокий воротник, состоящий из множества складок ткани. Он лежал у неё на плечах,  хорошо скрывая при этом недостатки.Она никогда не экономила на нарядах и украшениях. Елизавета переодевалась по несколько раз в день, а если куда-то выезжала, то все её 3000 платьев тащили следом.

Portretnoe-kolco-Elizavety-I-Tyudor (666x700, 444Kb)

George  Gower

Драгоценностей на себя Елизавета даже в те нескромные времена навешивала бездну, так что особенным вкусом в глазах международной общественности она себя вовсе не зарекомендовала. Елиизавета Английская считала себя образцом чистоты. Во времена,когда вся Европа не мылась,она заявляла, что принимает ванну каждые 3 месяца вне зависимости от того нужно это или нет. Правда,свои последние 10 лет жизни Елизавета I отказывалась умываться.

Елизавета I Тюдор - королева-девственница и покровительница пиратов.

Елизавета I Тюдор - королева-девственница и покровительница пиратов.

Но ясный ум и жизнелюбие делали Елизавету обворожительной,она до последних дней оставалась обаятельна, мила, любезна,хотя порой и коварна, как и положено королеве и женщине.Претенденты на руку и сердце королевы менялись в зависимости от того, какую политику на тот момент вела Англия. Известно, что обручение французского герцога Алансонского продолжалось целых 10 лет, в течение которых Елизавета I то давала надежду претенденту, то отдаляла, вступая в политические игры с оппонентами Франции.Среди претендентов на её руку был и русский царь Иван Грозный,которому было отказано.

Королева Елизавета I Тюдор в окружении своих подданных.

Коронование Елизаветы I

coronationmini (440x700, 161Kb)

Елизавету называли покровительницей пиратов, королевой фей, английской Жанной д’Арк. Она правила 45 лет и её правление называют "золотым веком Англии" в связи с расцветом культуры и возросшим значением Англии на мировой арене.Именно в её правление Англия превратилась в могущественную морскую державу,постепенно отвоёвывая У Испании авторитет главной морской державы.

800px-Elizabeth_I_Rainbow_Portrait (493x700, 100Kb)

Королева к концу жизни стала понимать, что её внешность уже не так привлекательна, как раньше, и научилась умело отвлекать внимание от лица дорогими, богато украшенными нарядами, причём чем старше она становилась, тем более грандиозными становились платья,а  на её лице присутствовал все более толстый слой пудры.Со смертью королевы-девственницы династия Тюдоров завершилась и началась династия Стюартов, так как преемником своим Елизавета I назначила Якова I, сына Марии Стюарт.

33028129_The_Pelican_Portrait_of_Queen_Elizabeth_1_c (534x700, 169Kb)

Хиллиард Николас  Портрет  1575 года

33028169_Elizabeth2_Phoenix (543x700, 101Kb)

Хиллиард Николас  Портрет 1880 года

c4d01a098b8d (572x700, 190Kb)

Хиллиард Николас  Портрет с горностаем  1585

GCDC_Elizabeth_Pelican_Portrait (572x700, 225Kb)

Хиллиард  Николас  Портрет Елизаветы I Тюдор

Графические портреты

AN00396240_001_l (494x700, 114Kb)

AN00491147_001_l (462x700, 121Kb)

Назначенный Елизаветой - Яков I  Английский,он же Яков VI Шотладский.Украшение на его шляпе - символ объединения Англии и Шотландии,называемый "Зерцало Великобритании".

false

Джон  Критц

agent-40.livejournal.com

Елизавета I Английская от юности до старости: gorbutovich

Queen Elizabeth riding the chariot of FameQueen Elizabeth riding the chariot of Fame.Sir William Teshe, 1570. BL Sloane MS 1832.
The Pelican Portrait of Queen Elizabeth"The Pelican Portrait", c. 1575.Attr. to Nicholas Hilliard.© Walker Art Gallery, Liverpool Museums.The Phoenix Portrait of Queen Elizabeth"The Phoenix Portrait", c. 1575.Attr. to Nicholas Hilliard.© National Portrait Gallery, London.
Queen Elizabeth I miniature by Nicholas Hilliard, c. 1572Queen Elizabeth I, c. 1572Miniature by Nicholas Hilliard.© National Portrait Gallery, London.Queen Elizabeth Playing the Lute, c. 1576Queen Elizabeth Lute Miniature,Nicholas Hilliard, c. 1576Berkeley Castle.
Queen Elizabeth, c.1575.

Queen Elizabeth, c.1575Nicholas HilliardPrivate Collection.

Queen Elizabeth, c.1575.Queen Elizabeth, c.1575-1578.Attr. to Nicholas Hilliard.Anglesey Abbey.
Queen Elizabeth Receiving Dutch Ambassadors, 1585.Queen Elizabeth Receiving Dutch Ambassadors, 1570-1575.Artist Unknown. Neue Galerie, Kassel, Germany.
Queen Elizabeth. The Darnley Portrait, c. 1575"The Darnley Portrait", c. 1575.Attr. to Federico Zuccaro.© National Portrait Gallery, London.Zuccaro drawing of Queen Elizabeth I, 1575.Sketch of Queen Elizabeth I, 1575.Federico Zuccaro.© British Museum.
Queen Elizabeth, c. 1580.Queen Elizabeth I, c.1580.Attr. to George Gower.Queen Elizabeth, c. 1580.Queen Elizabeth I, c.1580.Attr. to George Gower.Old Schools, University of Cambridge.
Queen Elizabeth c1575Queen Elizabeth I, c. 1580.Studio of Marcus Gheeraerts?Government Art Collection, UK.Queen Elizabeth, c. 1575Queen Elizabeth I, c.1 580.Artist Unknown.© The Royal Collection.
Queen Elizabeth by Unknown Painter, 1575-1580Queen Elizabeth I, c. 1580.Artist Unknown. (Paint has turned blue)© National Portrait Gallery, LondonQueen Elizabeth, c. 1575, holding a pomanderQueen Elizabeth I, c. 1580.Artist Unknown.Private Collection.
Queen Elizabeth I, c. 1580Queen Elizabeth I, c. 1580.Artist Unknown.Queen Elizabeth, c. 1580Queen Elizabeth I, c. 1580.Artist Unknown. (Paint has turned blue)© Reading Museum.
Elizabeth Portrait Frontispiece from Saxton&apos;s AtlasElizabeth Portrait Frontispiecefrom Saxton's Atlas (1579).Elizabeth Portrait Frontispiece from Saxton&apos;s AtlasElizabeth Portrait Frontispiecefrom Saxton's Atlas (1579).
Queen Elizabeth. The Plimpton Sieve Portrait"The Plimpton Sieve Portrait", 1579.Attr. to George Gower.© Folger Shakespeare Library.Queen Elizabeth. The Red Sieve Portrait"The Red Sieve Portrait", 1579.Attr. to George Gower.Private Collection.
Queen Elizabeth with a Sieve"The Sieve Portrait", c. 1580-1583.Attr. to Cornelius Ketel.Pinacoteca Nazionale, Siena.Queen Elizabeth with a SieveCopy of "The Sieve Portrait", c. 1583.Artist Unknown.Collection of the Duke of Hamilton.
Unknown Portrait of ElizabethQueen Elizabeth I, c.1585.Artist Unknown.Queen Elizabeth I by Marcus GheeraertsQueen Elizabeth I, c.1580-85.Marcus Gheeraerts, the Younger.Private Collection.
Queen Elizabeth I by ZuccaroQueen Elizabeth I, c. 1580.Unknown Artist after Zuccaro.Government Art Collection, UK.Queen Elizabeth I, c. 1580.Queen Elizabeth I, c. 1580.Artist Unknown.Ambras Castle, Austria.
Queen Elizabeth Watercolour on VellumQueen Elizabeth Watercolour Miniature on Vellum, 1586-7.Nicholas Hilliard. ©Victoria and Albert Museum.
The Drewe Portrait of Queen Elizabeth I, c. 1586. By Federico Zucchero"The Drewe Portrait", c. 1586. Artist Unknown.© Peter Nahum At the Leicester Galleries.The Kitchener Portrait of Queen Elizabeth I, c. 1590."The Kitchener Portrait", 1585-1590.Artist Unknown.Private Collection.
Queen Elizabeth with a Fan, 1585-1590.Queen Elizabeth I with a Fan, 1585-1590.Artist Unknown.© The Royal Collection.Queen Elizabeth with a Fan, 1585-1590Queen Elizabeth I with a Fan, c.1585.Attr. to John Bettes the Younger.© National Portrait Gallery, London.
Queen Elizabeth with a Fan, 1585-Queen Elizabeth I with a Fan, 1585-1590.Attr. to John Bettes the Younger.Private Collection.The Penshurst Place portrait of Queen Elizabeth I, c.1578"The Penshurst Portrait", c.1578.Artist Unknown.Penshurst Place, Kent.© Viscount de L'isle.
Queen Elizabeth Fan Portrait, by John BettesQueen Elizabeth with a Fan, 1585-1590.Attr. to John Bettes the Younger.Hever Castle, Kent.Queen Elizabeth by Unknown, c. 1570.Queen Elizabeth I, c. 1585.Attr. to John Bettes the Younger.© National Maritime Museum, Greenwich.
Queen Elizabeth I with a fan, Bristol MuseumsQueen Elizabeth I with a Fan, 1585-1590.Artist Unknown.Private Collection.On Loan to Bristol Museums.Queen Elizabeth I with a Fan, Yale Elizabethan ClubQueen Elizabeth with a Fan, 1585-1590.Artist Unknown.The Yale Elizabethan Club.
Queen Elizabeth. The Peace Portrait. Marcus Gheeraerts, c.1585."The Welbeck Portrait", c.1585.Marcus Gheeraerts, the Elder.Private Collection.Queen Elizabeth. The Ermine Portrait."The Ermine Portrait", c.1585.Nicholas Hilliard.Hatfield House.

gorbutovich.livejournal.com

Елизавета Петровна | Государственное управление в России в портретах

Аргунов И.П. (1729-1802 гг)  «Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Елизавета Петровна 18 (29) декабря 1709, Коломенское — 25 декабря 1761 (5 января 1762), Санкт-Петербург — российская императрица с 25 ноября (6 декабря) 1741 года из династии Романовых, дочь Петра I Великого и Екатерины I.

Елизавета государственными делами почти не занималась, передоверив их своим фаворитам — братьям Алексею и Кириллу Разумовским, Ивану, Петру и Александру Шуваловым, Роману, Михаилу и Ивану Воронцовым, А. П. Бестужеву-Рюмину.

Господствующими принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Была восстановлена роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат. Кабинет министров упразднён. Сенат получил право законодательной инициативы.

Во время Семилетней войны возникло постоянно действовавшее совещание, стоящее над Сенатом — Конференция при высочайшем дворе. В работе конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашённые императрицей. Незаметной стала деятельность Тайной канцелярии.

В 1744—1747 годах проведена 2-ая перепись податного населения.

В конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе Петра Шувалова был осуществлён ряд серьёзных преобразований. В 1754 году Сенат принял разработанное Шуваловым постановление об уничтожении внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов. Это привело к значительному оживлению торговых связей между регионами. Были основаны первые русские банки — Дворянский (Заёмный), Купеческий и Медный (Государственный). Была отменена смертная казнь (1756), остановлена массовая практика изощрённых пыток.

И.А. Соколов № 30. Вид Успенского собора и Соборной площади. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. (Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

И.А. Соколов № 30. Вид Успенского собора и Соборной площади. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. (Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.

30 августа 1756 года — подписан указ о начале создания структуры Императорских театров России. Созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.

Шарль Андре Лоо. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Шарль Андре Лоо. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Русско-шведская война (1741—1743)

Война, которую Швеция начала в надежде вернуть себе утраченные в ходе Северной войны территории. 28 июля 1741 г. русскому послу в Стокгольме было сообщено, что Швеция объявляет России войну. Причиной войны в манифесте было объявлено вмешательство России во внутренние дела королевства, запрет вывоза хлеба в Швецию и убийство шведского дипломатического курьера М. Синклера.

ГВАРДЕЙСКИЙ ГРЕНАДЕРСКИЙ ОФИЦЕР, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

ГВАРДЕЙСКИЙ ГРЕНАДЕРСКИЙ ОФИЦЕР, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

С русской стороны главнокомандующим был назначен фельдмаршал Пётр Петрович Ласси. Узнав о движении шведов, русское правительство 24 ноября отдало гвардейским полкам приказ готовиться к выступлению в Финляндию. Это спровоцировало дворцовый переворот, в результате которого к власти пришла цесаревна Елизавета. Она приказала прекратить военные действия и заключила с Левенгауптом перемирие.В феврале 1742 г. русская сторона разорвала перемирие, и в марте военные действия возобновились. Елизавета Петровна опубликовала в Финляндии манифест, в котором призывала её жителей не принимать участия в несправедливой войне и обещала свою помощь в случае, если бы они захотели отделиться от Швеции и образовать независимое государство.В августе Ласси настиг шведскую армию у Гельсингфорса, отрезав ей дальнейшее отступление к Або. В это же время русский флот запер шведов со стороны моря. Левенгаупт и Будденброк, оставив армию, выехали в Стокгольм, будучи вызванными для отдания риксдагу отчета в своих действиях. Военные операции в 1743 г. свелись главным образом к действиям на море.

В результате продолжительных переговоров 17 июня 1743 г. был подписан так называемый «Уверительный акт». В нём шведскому риксдагу рекомендовалось избрать наследником престола регента Голштинии Адольфа Фридриха. Швеция уступала России часть Кюменигордского и Нейшлотского лена (швед.)русск. со всеми устьями реки Кюмени, а также крепость Нейшлот. Россия возвращала шведам занятые в ходе войны Эстерботтенский лен (швед.)русск., Абоский и Бьёрнборгский лен, Нюландский и Тавастехусский лен (швед.)русск., часть Карелии и Саволакс. Швеция подтверждала условия Ништадтского мирного договора 1721 г. и признавала за Россией её приобретения в Прибалтике. 23 июня 1743 г. риксдаг избрал наследником престола Адольфа Фридриха. Одновременно с этим было объявлено о мире с Россией. Русская императрица подписала мирный договор 19 августа.

Семилетняя война (1756—1763)

ОФИЦЕР Л.-Гв. Конного полка, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

ОФИЦЕР Л.-Гв. Конного полка, с 1742 до 1762 года.Историческое описание одежды и вооружения российских войск. [Висковатов].

Крупный военный конфликт Нового времени, охвативший как все европейские державы, так и Северную Америку, страны Карибского бассейна, Индию, Филиппины.Основное противостояние в Европе происходило между Австрией и Пруссией из-за богатой Силезии, потерянной Австрией в предыдущих Силезских войнах с пруссаками. Россия с конца 1756 г. оказалась втянута в войну в коалиции с Австрией, Францией, Испанией, Саксонией, Швецией, – которым противостояла коалиция Пруссии, Великобритании (в унии с Ганновером) и Португалии. Императрица Елизавета воспринимала усиление Пруссии как угрозу русским западным границам и интересам в Прибалтике и на севере Европы. Тесные связи России с Австрией, союзный договор с которой был подписан еще в 1746 г., также повлияли на выбор России в этом конфликте.70-тысячная Русская армия начала боевые действия в мае 1757 г. Главнокомандующим был назначен фельдмаршал С.Ф. Апраксин.В октябре 1757 г. Апраксин за проявленную медлительность был снят Императрицей с должности главнокомандующего, отозван в Петербург и арестован (а через год умер в тюрьме от удара). Новым главнокомандующим русских сил стал генерал-аншеф Виллим Фермор. В мае 1759 г. главнокомандующим русской армией, сосредоточенной на тот момент в Познани, вместо Фермора был назначен генерал-аншеф П.С. Салтыков.

Когда король Пруссии Фридрих II уже активно зондировал через посредников возможность начала мирных переговоров, умирает его непримиримая противница, императрица Елизавета Петровна, заявившая однажды о своей решимости продолжать войну до победного конца, даже если бы ей пришлось для этого продать половину своих платьев. 25 декабря 1761 года на российский престол взошёл Пётр III, который спас от поражения Пруссию, заключив Петербургский мир с Фридрихом, своим давним кумиром. В результате Пётр III предоставил Фридриху корпус под началом графа З. Г. Чернышёва для войны против австрийцев, своих недавних союзников, и отказался от всех занятых русскими войсками территорий (Восточная Пруссия с Кёнигсбергом, жители которой, в том числе Иммануил Кант, уже присягнули на верность русской короне). Политика Петра III вызвала возмущение в российском высшем обществе, способствовала падению его популярности и, в конечном итоге, его свержению.

portret-elizavetyi-petrovnyi-3-1

«Портрет Елизаветы Петровны» (конный портрет императрицы со свитой). Георг Каспар Иосиф фон Преннер. Государственный Русский музей Санкт-Петербург

Личная жизнь и отношение к религии

Начало царствования Елизаветы запомнилось как период роскоши и излишеств. Существует мнение, что Елизавета состояла в тайном церковном браке (морганатическом) с Алексеем Разумовским. В петербургском обществе конца XVIII века ходили слухи, что у Елизаветы были сын от Алексея Разумовского и дочь от Ивана Шувалова. В связи с этим после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от брака с Разумовским; наиболее известна среди них так называемая княжна Тараканова.

Елизавета отличалась глубокой набожностью. Как последний монарх, считавший Москву родным городом и проводивший там много времени, она регулярно совершала пешие паломничества из первопрестольной в окрестные монастыри — Саввино-Сторожевский, Новоиерусалимский и особенно в Троице-Сергиев, который в её правление получил статус лавры и украсился новыми постройками, включая самую высокую в России колокольню. В шествиях по Троицкой дороге императрицу сопровождали весь двор и фавориты.

В 1744 году Елизавета отклонилась от традиционного своего маршрута и поехала на богомолье в Киевский Печерский монастырь, где провела две недели. Для последующих приездов в Малороссию она велела начать строительство царского дворца, ныне именуемого Мариинским, и собственноручно заложила первый камень в основание Андреевской церкви. Позднее при лавре был возведён также и Кловский дворец. Несмотря на все эти приготовления, больше в Малороссии императрица не бывала. Она мечтала удалиться на покой в основанный по её указанию Смольный монастырь, строительство которого велось придворным архитектором Растрелли близ берега Невы на месте небольшого дворца, где она провела своё детство.

В религиозных вопросах Елизавета полагалась на советы своего духовника Фёдора Дубянского, который имел большой вес при дворе. При ней возросло значение Синода, жестоко преследовались старообрядцы. Синод заботился о материальном обеспечении духовенства, монастырей, распространении духовного образования в народе. В правление Елизаветы была завершена работа над новым славянским переводом Библии, начатая ещё при Петре I в 1712 году. «Елизаветинская Библия», вышедшая в 1751 году, по настоящее время с незначительными изменениями используется в богослужении Русской православной церкви.

Стараясь укрепить положение православия в своём государстве, Елизавета уделяла значительное влияние вопросам вероисповедания. На заре её правления (2 (13) декабря 1742 года) был принят указ о высылке всех граждан иудейского вероисповедания с разрешением остаться лишь тем, кто захочет принять православие. Примерно в то же время (19 (30) ноября 1742 года) Елизавета издала указ о разрушении всех «новопостроенных за запретительными указами» мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых, при этом построенные без нарушения законов мечети не разрушались. Епископ Лука (Конашевич) приступил к лихорадочному исполнению предписания — в течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418.

Вместе с тем в 1741 году вышел указ, разрешавший буддийским ламам проповедовать на территории Российской империи своё учение. Все ламы, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи и освобождались от уплаты налогов.

152958_600

Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. Георг Гроот

823902e4014d319bd307ccd79f4104865f19fc162760209

Алексей Афанасьев. Въезд Петра I в Москву после Полтавской битвы.

Филипп Москвитин «Присяга Преображенского полка Императрице Елизавете Петровне» (1995 г.).

2i55a9dkfb

«Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту.»Картина В.Серова

8-13

Цесаревна Елизавета Петровна, неизвестный художник

wjsdyzxhan

Цесаревна Елизавета Петровна, будущая императрица (1741-1761). Неоконченный портрет. 1720-е годы. Русский музей

8khsz8nf4z

Елизавета Петровна и Анна Леопольдовна на гравюре Б. Чорикова

image020

Елизавета Петровна во главе гвардейцев на пути в Зимний дворец.

aczyjk1ar1

«Цесаревна Елизавета Петровна в кордегардии Зимнего дворца.»Лансере Е.Е.

kartina_groot_elizavet

Портрет Императрицы Елизаветы I, художник  Георг Христофор Грот

0_14ca1b_3cc84b7b_orig

Г.А. Качалов. Церемония коронации, проходившая в Успенском соборе. 1744. По рисунку Э. Гриммеля.(Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

И.А. Соколов № 30. Вид Успенского собора и Соборной площади. 1744. По рисунку Э. Гриммеля. (Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны)

1462637243_06

Александр Маковский. Посещение императрицей Елизаветой Петровной мастерской М.В. Ломоносова

pic005

Неизвестный русский художник 2-й половины 18 века. Портрет цесаревны Елизаветы Петровны. Копия с оригинала, близкого типу Каравака. Кусково

988a66c6b70at

Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме. Л. Каравакк (?). Середина XVIII века.

tok7

Луи Токке. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

0_2cac8_48de672f_XL

Неизвестный художник. Портрет  Елизаветы Петровны. Ростовский областной музей изобразительных искусств

cyuitoa7b3

Преннер Георг Гаспар Иосиф фон. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1754

f01-cv

Императрица Елизавета Петровна. 1758-1760. Усть-Рудицкая мозаичная мастерская. Русский музей

pwbkx3m111

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762). Г. Бухгольц

ejtokihdvf

Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком.

70203_big_1336814046

Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года, Валерий Иванович Якоби

1031223-i_012

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Художник Е. Е. Лансере. 1905 г.

zmyyqtxtgv

Гроот Георг Кристофор. Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках. 1748

igthwebk4e

Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1709–1762), Иван Вишняков

yxurmo7kdc

Портрет императрицы Елизаветы I. Г. Бухгольц

ascytnbqvk

Портрет императрицы Елизаветы. Луи Каравакк

6f10fa230e75

Императрица Елизавета Петровна. художник Жан Анри Беннер

dj1mne2x9u

Портрет Императрицы Елизаветы I,художник  Георг Христофор Грот

Nikolay_Ge_001

Екатерина на похоронах императрицы Елизаветы

34

Фейерверк и иллюминация 1 января 1749 г. в Москве.  Гравюра И.А. Соколова с рисунка Э. Гриммеля по проекту Я.Я. Штелина.

33

Вид вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук. 1753 г. Фрагмент. Гравюра Е.Г. Виноградова. С рисунка М.И. Махаева, выполненного под наблюдением Д. Валериани. 1749 г.

800px-Elizabeth_of_Russia's_departure

Неизвестный художник 18 века. «Выезд императрицы Елизаветы Петровны из Аничкова дворца». Cобрание Музея Усадьбы Кусково, 1750-е.

G.Quarenghi_-_Views_of_Moscow_and_its_Environs_-_Panorama_of_the_Villages_of_Kolomenskoye_and_Dyakovo_-_1797

Панорама сёл Коломенское и Дьяково. 1797. Акварель Дж. Кваренги.

0_799da_ebf0cb27_XL

Вид здания Московского университета. Современная копия с акварели неизвестного художника.

deduhova.ru

Искусство середины XVIII века. Елизавета Петровна

Период царствования Елизаветы Петровны - апогей всего искусства XVIII века. В России наступил новый взлет всех искусств после смерти Петра.

Россика елизаветинского времени отличалась от петровского: качество работ начало иметь значение. В Россию уже приглашали иностранных художников, сделавших себе имя.  В XVIII веке в искусстве возник новый стиль рококо (некоторые считают его облегченным барокко). Рококо зародилось во Франции, в Германии этот стиль на редкость органично и быстро прижился, и стал ведущим стилем. Рококо в России было не очень распространено, но оказало влияние на искусство елизаветинской эпохи. "Демократический стиль" обращает внимание не на сан и регалии, а на изящество, утонченность, красоту. Любимые модели рококо - дети и дамы. Чувства в рококо - не мрачные, а утонченные. Характеристики героев - не сложные, обращенные прежде всего к чувствам и эмоциям. 

Одним из приглашенных немецких мастеров рокайльного стиля был Георг Христофор Грот. В России художник написал серию небольших парадных портретов. Маленькое произведение терялось среди огромных пространств гостиных и предназначалось для камерных комнат, использовавшихся для повседневной жизни. Маленькие парадные портреты были очень модными, но в то время частной жизни, тем более у императрицы, не было. 

Г.Х.Грот. Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743

Конный протрет Елизаветы Петровны (парадная форма императорского портрета) написан в рокайльном стиле. Рококо любит загадки и переодевания: императрица изображена в военной форме, но не как военный, а как светская дама, выехавшая на прогулку. На Елизавете - мундир конного преображенского полка, который создал Петр: каждая персона, занимающая престол, была полковником преображенского полка. Елизавета любила носить мужские костюмы. Она носила костюмы, когда ездила верхом и на охоту. С одной стороны, императрица изображена как шеф преображенского полка, но с другой - почти в маскарадном костюме. Ее посадка на лошади - мужская. Рядом с Елизаветой - арапчонок (так называли всех смуглых мальчиков-слуг). Высокопоставленные дамы для контраста имели рядом с собой маленького слугу экзотической внешности, которые были нарядно одеты и выполняли маленькие поручения. На заднем плане портрета изображена водная гладь с суднами, которые, несмотря на свою декоративность, олицетворяют созданный Петром российский флот. О настоящей дикой природе художники еще не помышляли. Пейзаж на заднем плане выглядел искусственным: пышные деревья непонятной породы, вазы и постаменты.

Мейсенская статуэтка из фарфора

Маленькие портреты переводились в прикладное искусство. Конный портрет императрицы был использован при создании фарфоровой статуэтки на Мейсенской мануфактуре в Германии.

Еще одним придворным живописцем при Елизавете Петровне был итальянский граф Пьетро Ротари. В XVIII веке художник в России - ремесленник. Деятельностью высших чинов и образованных людей была литература, а не живопись. Ротари был принят в высших кругах русского общества не только как граф, но и как художник.

П.Ротари. Молодая девушка
П.Ротари. Спящая девушка
П.Ротари. Девушка с любовным письмом. 1755

Ротари любил писать так называемые "головки" - небольшие портреты изящных девушек, чьих имен мы не знаем. Они не характерны, но очаровательны, одеты изящно, но не вычурно. Такие картинки служили модными картинками. Российская дама XVIII века училась по ним, как подобает себя вести. "Головки" - почти декоративно-прикладное искусство, один из самых распространенных жанров. 

Кабинет мод и граций. Портретный зал Петергофского дворца
При Елизавете использывали так называемую шпалерную развеску картин: стены Петергофского дворца были полностью увешаны "головками". Станковая картина еще не сформировалась в свободную форму, ее нельзя было рассмотреть. Если какой-то холст не влезал, то его обрезали для шпалеры. Позже пришла "повеска с воздухом" , когда стали вешать картины с расстоянием между ними. 

Во время правления Елизаветы Петровны в России возобновляется приглашение иностранных мастеров. Создаются грандиозные дворцовые комплексы пышного елизаветинского барокко. В живописи на смену барокко приходит изящное декоративное рококо. Русские художники все более отходят от древних традиций, перенимая технику письма у иностранных учителей.

artnotes4u.blogspot.com

«Елизавета Петровна и Москва» в Третьяковской галерее

На выставке представлены живопись, графика, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивные материалы

Сегодня, 9 декабря, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Елизавета Петровна и Москва». Это крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва», 1997; «Петр Великий и Москва», 1998). Яркая масштабная экспозиция включает около 400 экспонатов и представляет все этапы жизни Елизаветы Петровны и ее окружения, связанные с Первопрестольной, на широком фоне московского быта середины XVIII века.

 «Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Продолжая вековую традицию русских государей, императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь.

Многие значимые страницы жизни Елизаветы Петровны — публичные и тайные — связаны с Москвой. Она неоднократно посещала Первопрестольную, в том числе по случаю коронации Екатерины I (1724), во время собственных коронационных торжеств (весна 1742), празднования годовщины подписания «вечного мира» со Швецией (1744). Согласно легенде, в 1742 в сельской церкви в Перове состоялось венчание Елизаветы Петровны с графом А. Г. Разумовским.

В годы правления Елизаветы Петровны (1741–1761) многое делалось для расцвета в Москве банковского дела и мануфактуры, театра и оперы, науки и просвещения. В 1755 был учрежден первый в России Московский университет. Большие усилия прилагались к упорядочиванию московской застройки, благоустройству городской структуры и поддержанию в ней порядка.

Подготовка проекта длилась около трех лет. Была проведена большая исследовательская работа. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы». Выставка разнообразна по составу. В него вошли не только традиционные для коллекции Третьяковской галереи живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе личные вещи императрицы, нумизматика, архитектурные эскизы и модели, архивный материал, поступившие из Государственного Исторического музея; Государственного Русского музея; Российского государственного архива древних актов; Музея архитектуры им. А. В. Щусева; Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»; Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века».

Значительное внимание в экспозиции уделено иконографии Елизаветы Петровны. Портретные изображения императрицы, выполненные в разных материалах и техниках, дают представление о ней как о красивейшей женщине на русском престоле в XVIII веке.

Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754). Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ). Авторитет придворного портретиста и, возможно, детская привязанность Елизаветы определили первенство Л. Каравака в исполнении коронационного портрета новой императрицы. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743; ГТГ).

Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ). Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо.

Третьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г. Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П. Ротари и портрет, приписываемый Л. Токе.

Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 и только что отреставрированный «Портрет князя М. Н. Волконского» (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ).

Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Однако ее платья почти не сохранились — драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Тем ценнее украшение экспозиции — платье Елизаветы Петровны, реконструированное реставраторами Исторического музея. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. А. В.Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А. П. Сумароков) — усадьбы Коломенское.

Архив Древних актов, где собрано практически все документальное наследие императрицы, показывает на выставке образцы подписи Елизаветы Петровны под государственными документами, письма цесаревны родителям, записки Петра I к дочери и другие автографы.

К выставке издан фундаментальный богато иллюстрированный каталог, имеющий самостоятельную научную ценность. Впервые собрана и опубликована хроника жизни императрицы в Москве, а также изданный ею свод «московских указов».

Подготовлена обширная культурно-образовательная программа, включающая лекции, авторские экскурсии, тематические концерты (расписание и подробности на сайте tretyakov.ru).

В рамках программы опубликована детская книга «Сказка о русской императрице Елизавете Петровне и граде Москве» (автор — куратор выставки, зав. отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Л. Маркина; художник — В. Ермолаев), способная увлечь даже ребенка судьбой императрицы, бытом и нравами далекой исторической эпохи.

Гравюры. Коронационный альбом. XVIII век

Выставка продлится до 27 марта 2011 года.

Источник: пресс-релиз ГТГ

artinvestment.ru

Елизавета Алексеевна на портретах Виже-Лебрен. Для alisal и не только.

Поздравляю замечательную, талантливую alisal с Днем рождения. Спасибо, что ты есть! Специально для тебя – Елизавета Алексеевна.

Французская художница Мария-Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в конце XVIII века жила в России и там нарисовала массу портретов. Возможно, я ничего не понимаю в живописи, но, похоже, она была Шиловым 2-х вековой давности. Персонажи на ее портретах получались, вроде бы, похожими сами на себя, но, в тоже время, выглядели крайне привлекательными. Понятно, что от клиентов отбоя не было. Не прошли мимо и члены императорской фамилии. В числе прочих Виже-Лебрен нарисовала несколько портретов великой княгини, а позже императрицы, Елизаветы Алексеевны. На наше счастье художница оставила интереснейшие воспоминания о жизни в Российской империи.

«Граф Эстергази подал мне руку, и мы отправились через парк, где я заметила у окна одного из домов на первом этаже молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Ей было не более семнадцати лет; правильные и тонкие черты дополнялись идеальным овалом; приятный цвет кожи своей бледностью безупречно гармонировал с выражением ангельской кротости ее лица, которое обрамлялось потоком пепельных волос. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы, талии. Юная сия особа столь изящно выглядела на фоне комнаты с колоннами, задрапированной серебристо-розовой тканью, что я невольно воскликнула: «Вот истинная Психея!» Это была принцесса Елизавета, жена Александра. Она пригласила меня к себе и наговорила множество лестных слов, после чего сказала: «Сударыня, мы уже давно хотела видеть вас здесь, и даже во сне я не раз видела ваш приезд». С сожалением я рассталась с нею и навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече.

В.к. Елизавета Алексеевна. 1798. Виже-Лебрен. Эрмитаж.Когда я закончила портреты великих княжон, императрица заказала мне еще и портрет великой княгини Елизаветы, совсем еще юной супруги Александра.

В.к.Александра Павловна и в.к. Елена Павловна. 1795. Виже-Лебрен. ЭрмитажРечь идет об этом портрете.

Я уже говорила о восхитительной сей принцессе, и мне не хотелось изображать сию божественную женщину в обыкновенном одеянии. Более того, я даже задумала представить обоих супругов в исторических костюмах, кои столь соответствовали благородным и правильным чертам сих особ. Однако случай с портретами великих княжон не позволял мне всецело отдаться своему воображению, и я написала великую княгиню в полный рост в парадном придворном платье рядом с корзиной цветов. Дли наших сеансов была выбрана диванная, как называли тогда парадные гостиные, стены коих опоясывал один широкий диван; сия гостиная была задрапирована голубым бархатом с серебряной бахромой. Над диваном висели огромные зеркала, отражавшие, словно в магическом кристалле, видневшуюся за окнами Неву, буквально покрытую кораблями. Великая княгиня не заставила меня ждать; на ней была белая туника, такая же, какую я видела в первый раз, и при всей простоте ее обращения она снова представлялась мне истинной Психеей.»

В.к. Елизавета Алексеевна. 1795. Виже-Лебрен. Эрмитаж.Это тот самый портрет. Он парадный, поэтому наряд дополнен драгоценностями с крупными сапфирами и жемчугом. Это нее просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоимянитства великой княгини. Интересно, что "убор с синимя яхонтами" (сапфирами), изготовленный в петербургской мастерской "Дюваль и сыновья", был преподнесен позже, чем написан портрет. Исследователи предполагают, что сначала Елизавету Алексеевну на портрете украшали лишь жемчуга, а сапфиры пририсовали позднее. Драгоценности, подаренные царствующими особами были для дам примерно тем же, чем ордена для мужчин и на парадных портретах старались предстать во всех регалиях.

Позже художница нарисовала еще несколько портретов Елизаветы Алексеевны. Один из них приведен в начале поста. Существует копия с оригинала Виже-Лебрен.

Императрица Елизавета Алексеевна. Нач. XIX века. Неизвестный художник по оригиналу Виже-Лебрен. Эрмитаж.Но "копия" - понятие растяжимое. Похоже, художник взял очертание фигуры с картины 1798 года, а лицо и платье - с более позднего портрета Тончи. Спасибо rostislava за подсказку.

Императрица Елизавета Алексеевна. После 1800-го. Тончи. Русский музей.

В сети можно найти еще портрет Елизаветы Алексеевны, чьим автором, вроде бы тоже была наша художница. Но не поклянусь.

P.S. Насчет случая с портретами великих княжон. Случилось следующее. Художница нарисовала их в греческих платьях, с открытыми руками, но Зубов, фаворит Екатерины II, сообщил Виже-Лебрен, что императрица не выносит новомодных фасонов. Пришлось спешно рисовать рукава и менять фасон платьев. Позже выяснилось, что, вроде бы, Зубов солгал.

P.P.S. Полжизни бы отдала, чтобы увидеть Александра Павловича в бытность его великим князем в «историческом костюме». Увы, «не склалось». Хотя… Есть одна миниатюрка…

P.P.P.S. Картинки, как обычно, кликабельны.

catherine-catty.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта