Художник Альбрехт Дюрер. - ru_art links. Дюрер альбрехт картины


Альбрехт Дюрер - Лучшие картины художников

Альбрехт Дюрер (Albrecht Durer) (1471-1528). Родился 21 мая в Нюрнберге в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего. Мировоззрение и художественное дарование Дюрера сформировались под влиянием трех людей: отца, крестного Антона Кобергера (одного из выдающихся немецких издателей и печатников) и Виллибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста и поэта, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. В возрасте 15 лет он был отдан в обучение к выдающемуся нюрнбергскому мастеру Михаэлю Вольгемуту, который дал юноше основы мастерства.

В период с 1492 по 1495 год художник много путешествовал, жил в Базеле (где увлекся ксилографией и гравюрой на меди), Страсбурге и Венеции. Вернувшись в Нюрнберг, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии, расходившиеся по всей Европе в многочисленных оттисках. В 1498 году он создал серию гравюр на темы «Апокалипсиса», которая упрочила его славу.

В 1504 году Дюрер создал гравюру «Адам и Ева» — плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших мастера, по его собственному признанию, в течение всей жизни (он написал трактат «Руководство по измерению циркулем и линейкой» (1525), а также «Четыре книги о человеческих пропорциях» (1528), опубликованные посмертно).

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию, где создал целый ряд живописных работ, отмеченных влиянием ренессансной традиции. В алтарном образе «Праздник четок» (1506), написанном для немецкой церкви в Риальто, художник обратился к традиционной итальянской иконографии «sacra conversazione» (Мадонна на троне с предстоящими святыми). На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них — толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер не оставлял занятий гравюрой, однако в период с 1507 по 1511 год более важное место в его творчестве занимают картины. В эти годы он создал такие полотна, как «Адам и Ева» (1507) и «Успение Богоматери» (1508). В 1511 году по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал «Поклонение Троице» — одно из самых крупных своих произведений. В нижней части картины, на берегу озера, художник изобразил себя возле доски с надписью. По всей вероятности, Дюрера не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием «сфумато», и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

В период с 1511 по 1514 год Дюрер работал преимущественно в гравюре. Он выпустил второе издание «Апокалипсиса», а также циклы гравюр «Жизнь Марии», «Большие Страсти» и «Малые Страсти». В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I, для которого создал гравюру с изображением триумфальной арки и торжественной процессии. Масштабная композиция (3x3,5 м) была призвана отобразить историю императорской династии и прославить подвиги императора и его предков.

В последние годы жизни мастер создал целый ряд замечательных портретов, среди которых «Портрет императора Максимилиана» (1519), «Портрет Бернарда фон Рейзена» (1521), «Портрет мужчины в берете» (1521). Он также продолжал писать картины на религиозные сюжеты. Одним из последних полотен художника стал диптих «Четыре апостола» (1526), подаренный им Городскому совету Нюрнберга. Пытливый ум Дюрера и его интерес к личности с особой силой проявились в его автопортретах. В наиболее известном из них, «Автопортрете в образе Христа» (1500), мастер пластическими средствами проводит смелую мысль, что всякий художник — творец, а значит, подобен Богу.

Художник умер в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.

vissage.ru

Художник Альбрехт Дюрер. - ru_art links

 (647x699, 253Kb)

"Праздник всех святых"(Алтарь Ландауэр) 1511,Музей истории искусств, Вена

 (699x555, 161Kb)

"Христос среди книжников" Собрание Тиссен-Борнемица, 1506, Мадрид

Адам и Ева Прадо, Мадрид 1507 (538x699, 140 Kb)

"Адам и Ева" 1507, Прадо, Мадрид (самое красивое изображение Адама и Евы !! )

 (528x699, 237Kb)

"Автопортрет" 1493

 (506x699, 96Kb)

"Автопортрет " 1500

Мадонна с грушей 1512 Вена (544x699, 123 Kb)

"Мадонна с грушей" 1512, Музей истории искусств, Вена

 (568x699, 48Kb)

"Молящаяся Мария"

Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Святой Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.

 (535x699, 248Kb)

“Меланхолия I ” (1514)

 (535x699, 255Kb)

"Рыцарь, Смерть и Дьявол" 1513

 (505x699, 239Kb)

"Четыре всадника Апокалипсиса"

Праздник четок 1506 (700x583, 204 Kb)

"Праздник четок" 1506, Национальная галерея, Прага

 (480x600, 62Kb)

"Святой Иероним" 1521

К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).В серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Руки модели, лежащие на постаменте, - хорошо известный прием создания иллюзии близости между портретируемым и зрителем. Дюрер мог научиться этому визуальному трюку на примере таких произведений, как, например, леонардовская Мона Лиза, - он видел ее во время путешествия в Италию. Пейзаж, который виден в открытое окно, - особенность, характерная для северных художников, таких как Ян Ван Эйк и Робер Кампен. Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

 (473x699, 150Kb)

Ecce Homo (Сын человеческий)Около 1495, Кунстхалле, Карлсруэ

 (477x699, 134Kb)

"Четыре апостола"

 (530x690, 76Kb)

"Портрет отца Дюрера в 70 лет" 1497

 (699x619, 224Kb)

"Поклонение волхвов" 1504

 (552x699, 166Kb)

"Император Максимиллиан I" 1519

 (699x450, 217Kb)

"Алтарь Паумгартнера" 1500-1504

 (479x699, 182Kb)

"Семь печалей девы" 1497

Императоры Карл и Сигизмунд, 1512 (552x579, 140 Kb)

"Императоры Карл и Сигизмунд" 1512

 (429x600, 37Kb)

"Портрет юноши" ок. 1504

 (458x577, 80Kb)

"Портрет молодой венецианки" 1505

 (582x699, 192Kb)

"Мария с младенцем и святой Анной" 1519

 (470x600, 81Kb)

"Портрет женщины" 1506

 (423x581, 65Kb)

"Портрет Иеронима Хольцшуэра" 1526

 (369x698, 40Kb)

Алтарь Ябаха, наружняя сторона левой створки " Иов, терпящий унижение от жены" Около 1500-1503

 (540x699, 56Kb)

"Портрет неизвестного в красной мантии" (св. Себастьян) Около 1499

 (534x700, 118Kb)

"Портрет Освальда Крелля" 1499

 (579x698, 80Kb)

"Alliance Coat of Arms of the Dure and Holpe Families" 1490

 (563x699, 74Kb)

"Портрет Фелиситас Тухер" Диптих, правая сторона 1499

 (579x699, 69Kb)

"Портрет Ганса Тухера" Диптих, левая сторона 1499

 (700x467, 75Kb)

 (558x699, 85Kb)

"Оплакивание Христа"

 (576x698, 66Kb)

"Портрет мужчины на зелёном фоне" 1497

 (494x520, 87Kb)

"Портрет Михаэля Вольгемута" 1516

 (571x699, 109Kb)

"Апостол Филипп" 1516

 (510x699, 42Kb)

" Мадонна с яблоком" 1526

 (548x699, 162Kb)

"Куст травы" 1503

 (516x698, 41Kb)

"Мария с младенцем перед аркой ворот" 1494-97

 (508x699, 49Kb)

"Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского"

 (380x699, 50Kb)

"Два музыканта"

 (520x699, 69Kb)

"Кающийся св. Иероним"

 (526x699, 228Kb)

"Мадонна с щеглом"

 (512x699, 158Kb)

"Портрет Барбары Дюрер, урождённой Хольпер" 1490-93

 (521x699, 124Kb)

"Портрет Альбрехта Дюрера" отец художника 1490-93Цитата сообщения Александр_Ш_КрыловПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Альбрехт Дюрер

art-links.livejournal.com

Альбрехт Дюрер

А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, там же) — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников.

Биография

Семья. Ранние годы. Учёба

 

  А. Дюрер. Барбара Дюрер, урождённая Хольпер. Портрет А. Дюрера. Альбрехт Дюрер-старший. Приписывается А. Дюреру

 

Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера (de), приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, из которых выжили восемь. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном. Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь»), буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер-младший вспоминал как о благочестивой женщине, которая наказывала своих детей «усердно» и часто. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.

C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. В эти годы он создал автопортрет (1484, Альбертина, Вена) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485, Гравюрный кабинет, Берлин). Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни.

У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.

Первое путешествие. Женитьба

 

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

 

Учёба в 1490 году по традиции завершилась путешествием (нем. Wanderjahre), во время которого подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. Он не успел, как того желал, увидеться с жившим в Кольмаре Мартином Шонгауером, творчество которого сильно повлияло на юного художника, так как тот умер 2 февраля 1491 года. Дюрера с почётом приняли братья покойного, и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской Шонгауэра. Позднее Дюрер переехал в Базель. Примерно в этот период в книгах, отпечатанных в Базеле, появляются иллюстрации в новом, несвойственном им ранее, стиле. Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему. В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494). Некоторое время он провёл в Страсбурге. Здесь он нарисовал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493), и отправил его в родной город. Возможно, этот автопортрет был предназначен в подарок невесте Дюрера.

В 1494 году Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, из старинной и уважаемой нюрнбергской семьи, Агнесе Фрей. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера — теперь он имел право завести собственное дело. Брак был бездетным, известно также, что оба брата художника: Эндрес (de) (1484—1555), золотых дел мастер, и Ханс (1490—1538), живописец и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства.

Поездка в Италию

 

Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина

 

Считается, что в 1494 году или несколько раньше, Дюрер предпринял путешествие в Италию. В «Семейной хронике» Дюрер ничего не пишет об этой поездке, часть исследователей предполагает, что художник совершил её в 1493/1494—1495 годах (существует также мнение, что она не состоялась), где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров.

Некоторые исследователи видят подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1493/1494—1495 годах, в его письме из Венеции Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся». Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым». Все недатированные пейзажные зарисовки Дюрера, ставшие первыми в изобразительном искусстве Западной Европы акварелями в этом жанре, относятся сторонниками версии именно к итальянскому путешествию 1493/1494—1495 годов. Позднее Дюрер использует эти мотивы, а также этюды окрестностей Нюрнберга в своих гравюрах.

Начало самостоятельной работы

В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открыл собственную мастерскую и в течение последующих десяти лет создал значительную часть своих гравюр. В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. Так как ремёслами в Нюрнберге, в отличие от других городов, где всё было подчинено гильдиям, управлял Городской совет, мастера здесь пользовались большей свободой. Дюрер смог испробовать новые приёмы в технике гравюры, отступая от устоявшихся норм, а также открыть продажу первых оттисков. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди.

Художник сотрудничал с такими известными мастерами, как Ханс Шойфелайн (de), Ханс фон Кульмбах и Ханс Бальдунг Грин и выполнял гравюры для нюрнбергских издателей — Кобергера, Гольцеля, Пиндара. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Для этой книги Дюрер выполнил 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность. В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. Бригитты», для которой Дюрер создал 30 гравюр, из них лишь часть была цельнополосными, остальные с помощью сложной вёрстки книжной полосы были органично включены в тексты.

В этот период Дюрер вошёл в круг нюрнбергских гуманистов, возглавляемый Конрадом Цельтисом. Он гравировал иллюстрации для изданных Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502).

File:Albrecht Dürer - Coat of Arms of the House of Dürer - WGA07258.jpg

Герб Альбрехта Дюрера, 1523 год

 

В первые годы XVI века художник занялся изготовлением печатных книжных знаков, всего известно 20 экслибрисов авторства Дюрера, из них — 7 в проекте и 13 готовых. Первый экслибрис Дюрер делал для своего друга, литератора и библиофила Виллибальда Пиркгеймера, работа не была завершена, эскиз в настоящее время хранится в библиотеке Варшавского университета. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера — геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер». Орлиные крылья и чёрная кожа мужчины — символы, часто встречающиеся в южнонемецкой геральдике; они использовались также нюрнбергской семьёй матери Дюрера, Барбары Хольпер. Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей.

В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов», написанное Дюрером для Фридриха III. Несколько ранее Дюрер, вероятно, с помощниками выполнил для курфюрста Саксонии полиптих «Семь скорбей» (около 1500).

Венеция

 

File:Albrecht Dürer 099.jpg

Праздник венков из роз. Масло, тополёвая доска (1506)

 

В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Причина поездки неизвестна. Возможно, Дюрер хотел не только заработать, но и собирался решить дело с копированием его гравюр художником Маркантонио Раймонди. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера другу, учёному Виллибальду Пиркгеймеру. В этом городе художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз (en)» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь гравёром, что он также живописец. Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу.

В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне, Пальма Веккио, однако, «наилучшим в живописи» (pest in gemell) Дюрер считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других итальянских художников, у него установились дружеские отношения. Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини.

Несмотря на то, что творчество Дюрера было высоко оценено в Венеции, а её совет предлагал художнику годовое содержание в размере 200 дукатов с тем, чтобы он задержался, всё же, поздней осенью 1506 года он уехал в Нюрнберг. Его путь пролегал через Болонью, город, знаменитый своим университетом, где Дюрер надеялся раскрыть в общении с местными учёными секреты перспективы. Исследователи предполагают, что он собирался встретиться либо с математиком Лукой Пачоли, либо с архитектором Донато Браманте. Потом он намеревался посетить Падую, чтобы встретиться с Мантеньей, но получил известие о его смерти, и поездка не состоялась.

Нюрнберг 1506—1520

 

File:Albrecht Dürer 053.jpg

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

 

В 1509 году Дюрер был избран названным членом Большого совета Нюрнберга, возможно, что в этом качестве он принимал участие в художественных проектах города. В этом же году он купил дом в Циссельгассе (ныне Дом-музей Дюрера).

В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена). Иконографическую программу алтаря, состоявшего из картины и деревянной резной рамы, выполненной неизвестным нюрнбергским мастером, в верхней части которой была вырезана сцена Страшного суда, разработал Дюрер. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем». В 1585 году, когда Рудольф II приобрёл картину Дюрера, рама осталась в Нюрнберге. Несмотря на свой успех и упрочившуюся славу (Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «…столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса»), художник тем не менее осознаёт, что не в состоянии изменить отношение своих заказчиков, считавших, по укоренившейся в Германии традиции, живописца всего лишь ремесленником. Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер выполнял алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы, и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени. Геллер в итоге остался доволен выполненной работой, но вознаграждение, полученное за неё Дюрером, едва покрыло стоимость затраченных материалов.

 

Дом Дюрера в Нюрнберге, где он жил и работал с 1509 по 1528 год

 

Дюрер сосредоточил свои усилия на достижении высочайшего мастерства в гравировании, видя в этом верный путь к признанию и материальному благополучию. Ещё до поездки в Венецию основной доход Дюрера составляли средства, вырученные от продажи гравюр. Реализацией занимались мать и жена художника на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте-на-Майне. В другие города и страны гравюры Дюрера отправлялись вместе с товарами купцов Имгофов и Тухеров.

С 1507 по 1512 год Дюрер выполняет множество гравюр на заказ, а также серии религиозных гравюр («Жизнь Марии», «Большие страсти», «Малые страсти», «Страсти» на меди), предназначенные для продажи. В 1515—1518 годах Дюрер пробует работать в новой на то время технике — офорте. Так как в то время ещё не были известны кислоты для травления меди, Дюрер выполнял офорты на железных досках. Несколько ранее, в 1512 году, Дюрер использовал такой вид гравюры как «сухая игла», но вскоре оставил её.

Летом 1518 года Дюрер представлял город Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге, где написал портреты Максимилиана I, Якова Фуггера и других знаменитых участников съезда.

Работы для Максимилиана I

 

А. Дюрер. Портрет Максимилиана I

 

С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3,5 х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа. В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трейтцзаурвейном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом Шпрингинклее. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Финансовые трудности, постоянно испытываемые императором, не позволили ему вовремя расплатиться с Дюрером. Максимилиан предложил художнику освобождение от городских налогов, однако против этого выступил Совет Нюрнберга. Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. В 1515 году, по ходатайству Дюрера, император назначил ему пожизненную пенсию в размере 100 гульденов в год, из сумм, вносимых городом Нюрнбергом в императорскую казну.

Дюрер и Реформация

В 1517 году Дюрер примкнул к кружку нюрнбергских реформаторов, во главе которых стояли викарий августинцев Иоганн Штаупитц и его соратник Венцеслав Линк. Знакомство с сочинениями Мартина Лютера, которые, по словам художника, «очень ему помогли» (der mir aus großen engsten geholfen hat), вероятно, произошло около 1518 года. Художник поддерживал отношения с видными деятелями Реформации: Цвингли (учением которого на некоторое время увлёкся), Карлштадтом, Меланхтоном, Корнелиусом Графеусом (Cornelius Grapheus), Николасом Кратцером. Уже после смерти Дюрера Пиркгеймер, вспоминая своего друга, отзывался о нём как о «добром лютеранине». В начале 1518 года Дюрер послал Лютеру свои гравюры, художник надеялся выгравировать портрет самого Лютера, однако их личная встреча так и не состоялась. В 1521 году, когда распространился ложный слух о том, что Лютер после Вормского рейхстага был схвачен, Дюрер записал в своём «Дневнике путешествия в Нидерланды»: «О боже, если Лютер мёртв, кто отныне будет так ясно излагать нам святое евангелие?» Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению…», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей.

В поздних работах Дюрера, некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму. Например, в гравюре «Тайная вечеря» (1523) включение в композицию Евхаристической чаши считается выражением идеи каликстинцев, хотя эта интерпретация была подвергнута сомнению. Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений, испытываемых Дюрером в отношении изображений святых; даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке.

Поездка в Нидерланды

 

А. Дюрер. Портрет Эразма. Бумага, чёрный мел. Ок. 1520

 

В 1520 году художник, уже обретший европейскую славу, предпринимает путешествие в Нидерланды, в этой поездке его сопровождала жена. Со смертью своего покровителя, императора Максимилиана, Дюрер лишился годовой пенсии: нюрнбергский Совет отказался без указания нового императора продолжать выплату. Главной целью Дюрера была встреча с Карлом V, коронация которого должна была состояться в Нидерландах.

«Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. Художник фиксирует всё, что привлекает его внимание, описывает произведения искусства и достопримечательности, которые ему довелось увидеть, обычаи и нравы местного населения, отмечает имена тех, с кем познакомился в это время. Путешествие началось 12 июня, путь Дюреров пролегал через Бамберг, Франкфурт, Кёльн в Антверпен и другие нидерландские города. Художник активно работал в жанре портрета, встречался с местными мастерами и даже помогал им в работе над триумфальной аркой для торжественного въезда императора Карла. Пребывание в Нидерландах обратилось триумфом Дюрера, он всюду был желанным гостем. По словам самого Дюрера магистрат Антверпена, надеясь удержать художника в городе, предлагал ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и, кроме того, уплату всех его налогов. Аристократия, послы иностранных государств, учёные, в том числе Эразм Роттердамский, составляли круг общения Дюрера в Нидерландах.

4 октября 1520 года Карл V подтвердил право Дюрера на пенсию в 100 гульденов в год. Записи в «Дневнике» на этом заканчиваются. Обратный путь, судя по зарисовкам в путевом альбоме, художник проделал по Рейну и Майну. В Нюрнберг художник возвратился в июле 1521 года.

Последние годы

 

Могила Дюрера на кладбище Иоанна в Нюрнберге

 

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством. Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха — некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном Нейдёрфером (de), выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов, другие — отклик мастера на религиозные разногласия, потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности».

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни. Симптомы заболевания — в том числе сильное увеличение селезёнки — он сообщил в письме своему врачу. Дюрер нарисовал себя, указывающего на селезёнку, в пояснении к рисунку он написал: «Там, где жёлтое пятно, и на что я указываю пальцем, там у меня болит».

До последних дней Дюрер готовил к печати свой теоретический трактат о пропорциях. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге.

Магический квадрат Дюрера

 

File:Albrecht Dürer - Melencolia I (detail).jpg

Фрагмент гравюры Дюрера «Меланхолия»

 

Дюрер составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр — «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры «Меланхолия» (1514).

«Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения — цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.

Звездная и географическая карты Дюрера

В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем. Konrad Heinfogel). Карта звёздного неба Дюрера, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом, была подготовлена, вероятно, к 1512 году. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами… и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». На двух листах карты звёздного неба фигуры созвездий изображены согласно греческой мифологической традиции. Изображения двух полушарий даны в стереографической проекции с центрами в полюсах эклиптики. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом — текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил — Конрад Хейнфогель расположил звезды — Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу).

На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем, изображён «Старый Свет» — Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения. В географической карте Стабия-Хейнфогеля-Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров.

Гравюры

Для Дюрера гравюра была не только средством тиражирования художественных произведений и иллюстрирования книг, но и самостоятельной отраслью изобразительного искусства. Кроме того, в гравюре, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры.

Дюрер стал первым немецким художником, кто работал одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в ксилографии, реформировав традиционную манеру работы и использовав технические приёмы, сложившиеся в гравюре на металле. До Дюрера в ксилографии господствовал контурный рисунок, он же передавал форму предметов, объём и светотень с помощью разнообразных штрихов, всё это усложняло задачу резчика гравюры. Дюрер имел возможность пользоваться услугами лучших резчиков Нюрнберга, однако, по мнению части исследователей, некоторые гравюры он резал сам. В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения. В 1513—1514 годы Дюрер создал три графических листа, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры. В своём диалоге «О правильном произношении в греческом и латинском языках» Эразм Роттердамский напоминает, что Дюрера часто сравнивают с Апеллесом, но у последнего были краски:

«Дюреру же можно удивляться ещё и в другом отношении, ибо чего только не может он выразить в одном цвете, то есть чёрными штрихами? Тень, свет, блеск, выступы и углубления благодаря чему каждая вещь предстаёт перед взором зрителя не одной только своею гранью».

 

  • File:Adam Eva, Durer, 1504.jpg

    Адам и Ева, резцовая гравюра на меди, 1504 г.

     

  • File:Knight-Death-and-the-Devil.jpg

    Рыцарь, смерть и дьявол. 1513 г.

     

  • File:Dürer Melancholia I.jpg

    Меланхолия, 1514 г.

     

  • File:Dürer-Hieronymus-im-Gehäus.jpg

    Святой Иероним в келье. 1514 г.

 

Рисунки

Сохранилось около 970 рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Графическое наследие Дюрера отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность натуре. Свои штудии он использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторял мотивы графических работ в крупных произведениях.

 

 

Теоретические работы Дюрера

 

А. Дюрер. «Портрет неизвестного» на 50 марках, 1948

 

С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов. Возможно, именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.

«Четыре книги о пропорциях»

Ещё в 1500 году венецианский художник Якопо Барбари, работавший в то время в Нюрнберге, по словам Дюрера, показал ему фигуры, нарисованные при помощи измерений, однако не пожелал объяснить способа их создания. Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни. Серия многочисленных рисунков показывает его опыты в построении человеческой фигуры, занимался он также изучением пропорций лошади. Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Один из результатов исследований художником строения тела человека — известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), построена по Витрувию — полный рост человека равен восьми головам.

Известен план более краткого варианта книги, в котором Дюрер собирался рассмотреть пропорции человеческого тела, животного (лошади) и ряд вопросов, имевших прямое отношение к работе художника. В 1512—1513 годах и этот план был им пересмотрен: Дюрер решил начать с описания пропорций человека, а позднее перейти к «другим вещам». Свой труд он завершил лишь в последние годы жизни, а в свет «Четыре книги о пропорциях» вышли уже после смерти художника. .

Вслед за Альберти для измерения человеческой фигуры Дюрер во второй книге использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь). В третьей книге трактата он описывает способы построения реальной фигуры человека с применением искажений пропорций.

«Руководство к измерению циркулем и линейкой»

Часть других разделов краткого плана (проблемы изображения архитектуры, перспективы и светотени) вошла в трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (Vnderweysung der messung mit dem zirckel vnd richtscheyt, издан в 1525, второе издание с поправками и дополнениями Дюрера вышло в 1538).

«Руководство к укреплению городов, замков и теснин»

В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многие средневековые сооружения стали неэффективными. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». По мнению Дюрера, сооружение укреплений даст работу обездоленным и спасёт их от голода и нищеты. В то же время он отмечал, что главное в обороне — стойкость защитников.

Память

  • К 400-летию со дня смерти Дюрера немецким медальером Фридрихом-Вильгельмом Хёрнляйном была изготовлена памятная медаль.
  • Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас — улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом Нюрнбергом в 1826 году. Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната. В 1871 году, к юбилею художника, дом был передан Обществу дома Альбрехта Дюрера, с этого времени в нём работает музей. Здесь экспонируются копии важнейших произведений художника, проходят временные выставки его оригинальных работ. В музее хранится Графическое собрание города. Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера».

nekropole.info

Альбрехт Дюрер: художник-гравер немецкого Возрождения

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Прославленный гуманист и современник Альбрехта Дюрера Эразм Роттердамский (1466-1536) писал в 1528 году, оценивая творчество художника: “Чего только не может он выразить в одном цвете, то есть черными штрихами! " Читать дальше...

Работа "Алтарь всех святых"

Картина "Мученичество десяти тысяч христиан"

Дюрер принадлежал к числу тех художников, которым выпала на долю особая судьба – одновременно чрезвычайно трудная и очень богатая возможностями для расцвета его таланта. Трудной она была потому, что годы его жизни совпали с напряжённым и бурным периодом истории его родины; в это время в Германии происходил невиданный до тех пор в Европе взрыв социального протеста, охвативший разные слои общества. Это был протест против обветшавшего феодального уклада жизни, против такой формы человеческих отношений, которая невыносимым гнётом давила на людей, связывая свободу их деятельности в различных сферах общественного, социального и духовного существования. Читать дальше...

Картина "Кающийся святой Иероним"

Канон фигуры человека Альбрехта Дюрера

Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен; «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден; алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена). Читать дальше...

Картина "Оплакивание"

Дюрер представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Дюрер сумел как художник и мыслитель дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям. Своеобразие творчества Дюрера - в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. Искусство Дюрера, многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-1526, было важным элементом общественного прогресса. Читать дальше...

Пропорции мужчины по Дюреру

Пропорции женщины по Дюреру

Пропорции ребенка и головы по Дюреру

moikompas.ru

Дюрер Альбрехт - это... Что такое Дюрер Альбрехт?

 Дюрер Альбрехт Дюрер Альбрехт         (Durer) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В детстве учился ювелирному делу у своего отца-выходца из Венгрии, а в 1486-89 в мастерской нюрнбергского живописца М. Вольгемута, у которого воспринял принципы немецкого и нидерландского позднеготического искусства, ознакомился с некоторыми рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). В эти же годы испытал сильное влияние М. Шонгауэра. В 1490-94, во время странствий по Верхнему Рейну, Дюрер выполнил в позднеготическом духе несколько станковых гравюр, иллюстрировал книги ("Корабль дураков" С. Бранта, и др.). Воздействие гуманистических учений на Дюрера усилилось в результате первой поездки в Италию (1494-95). Он стремился к научно обоснованным методам художественного познания мира, углублённому изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления ("Куст травы", 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы цвета и световоздушной среды ("Домик у пруда", акварель, около 1495-97, Британский музей, Лондон). В портретах и автопортретах Дюрер утверждал новое ренессансное понимание человеческой личности и социального положения художника (автопортрет, 1498, Прадо). Много и интенсивно он работал в области рисунка и гравюры. Настроения предреформационной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы, выразились в серии гравюр на дереве "Апокалипсис" (1498), в художественном языке которой были органично слиты приёмы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505-07) ещё более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченным композиционным построениям ("Праздник чёток", 1506, Национальная галерея, Прага; портрет молодой женщины, 1505, Музей истории искусств, Вена), тщательному изучению пропорций обнажённой человеческой фигуры ("Адам и Ева", 1507, Прадо). При этом Дюрер в лучших (особенно графических) произведениях не утратил зоркости наблюдений, конкретной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве - "Большие страсти", около 1497-1511, "Жизнь Марии", около 1502-11, "Малые страсти", 1509-11). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объёма свойственны трем так называемым мастерским гравюрам на меди: "Всадник, смерть и дьявол" (1513) - образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми испытаниями судьбы; "Меланхолия" (1514) - воплощение внутренних конфликтов и беспокойного мятущегося творческого характера; "Св. Иероним" (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Дюрер создавал также жизненно-непосредственные народные образы ("Пляшущие крестьяне", гравюра на меди, 1514).         

К этому времени Дюрер завоевал почётное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда он совершил поездку в 1520-21), дружил с виднейшими гуманистами. Его заказчиками были богатые бюргеры, князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецкий художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515, Баварская государственная библиотека, Мюнхен) и другие работы. В серии портретов 20-х гг. Дюрер создал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым самосознанием собственной личности, напряжённой духовной энергией и практической целеустремлённостью (портреты: молодого человека, 1521, Картинная галерея, Дрезден; Якоба Муффеля, 1526, Хиеронимуса Хольцшуэра, 1526, - оба в Картинной галерее, Берлин-Далем). Многосторонность устремлений Дюрера проявилась также в его теоретических трудах ("Руководство к измерению…", 1525; "Наставление к укреплению городов…", 1527; "Четыре книги о пропорциях человека", 1528), в которых отразились противоречия поисков и творческой деятельности мастера, его глубокая честность как художника, пытливый характер его творчества. Художественные искания Дюрера завершила картина "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре обобщённых характера- темперамента и вместе с тем типы людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину в бурную и противоречивую эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524-26.

А. Дюрер. А. Дюрер. "Четыре всадника". Гравюра на дереве из цикла "Апокалипсис". 1498.

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен. А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.

Portrat der Barbara Durer, geb. Holper Portrat der Barbara Durer, geb. Holper

Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена Алтарь Ландауэра. 1511. Музей истории искусства. Вена

Диптих «Адам и Ева». Адам. 1507. Прадо. Мадрид Диптих «Адам и Ева». Адам. 1507. Прадо. Мадрид

Диптих «Адам и Ева». Ева. 1507. Прадо. Мадрид Диптих «Адам и Ева». Ева. 1507. Прадо. Мадрид

Мученичество 10 000 христиан. 1508. Музей истории искусств. Вена Мученичество 10 000 христиан. 1508. Музей истории искусств. Вена

Носорог, 1515 г. Носорог, 1515 г.

A Young Hare, 1502 A Young Hare, 1502

Alte mit Geldbeutel Alte mit Geldbeutel

Rosenkranzaltar Rosenkranzaltar

Сочинения: Дневники. Письма. Трактаты, (пер. с нем.), т. 1-2, Л.-М., 1957. Литература: Ц. Нессельштраус, А. Дюрер, Л.-М., 1961; (Гершензон-Н. Чегодаева), А. Дюрер. (Альбом репродукций), М., 1964; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; С. Л. Львов, А. Дюрер, М., 1977, Panofsky E., The life and art of A. Dьrer, Princeton, 1955; Winkler F., A. Dьrer, B., 1957; Wцlfflin H., Die Kunst A. Dьrers, Munch., 1963; A. Dьrer, Zeit und Werk, Lpz., 1971; A. Dьrer Kunst im Aufbruch, Lpz., 1973; Anzelewsky F., Dьrer, L., 1982.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

  • Дюпре Жюль
  • Дюсерсо

Смотреть что такое "Дюрер Альбрехт" в других словарях:

  • Дюрер, Альбрехт — Альбрехт Дюрер Albrecht Dürer …   Википедия

  • Дюрер Альбрехт — Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer Дата рождения: 21 мая 1471 Мес …   Википедия

  • Дюрер Альбрехт — (Dürer) (1471 1528), немецкий живописец и график. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряжённо экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498),… …   Энциклопедический словарь

  • Дюрер, Альбрехт — ДЮРЕРЪ, Альбрехтъ (1471 1528), знаменитый художникъ и скульпторъ; занимался также архитектурой и в. инж. искусствомъ. Въ 1527 г. вышло его замѣчат. сочиненіе: Рук ство для укр нія городовъ, замковъ и тѣснинъ , въ к ромъ выражены идеи и сдѣланы… …   Военная энциклопедия

  • Дюрер Альбрехт — художник (рисункиобразцов оружия). В 1517 делал эскизы серебряного доспеха для МаксимилианаI. Германия. 1471 1532 …   Энциклопедия вооружений

  • Дюрер, Альбрехт — Альбрехт Дюрер. Автопоpтpет. ДЮРЕР (Durer) Альбрехт (1471 1528), немецкий график и живописец. Основоположник искусства немецкого Возрождения. В напряженно экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно исторических… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дюрер Альбрехт — Дюрер (Dürer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, ‒ 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486‒89 ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЮРЕР Альбрехт — (Durer, Albrecht) (1471 1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства …   Энциклопедия Кольера

  • Дюрер Альбрехт — (1471 1528) великий нем. живописец и график, основоположник искусства нем. Возрождения. Впервые в Германии воплотил в себе тип художника ученого, характерный для Возрождения. Д. пробовал свои силы в архитектуре, теоретич. фортификации,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Дюрер — Дюрер, Альбрехт Альбрехт Дюрер Автопортрет, 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен Имя при рождении: Albrecht Dürer …   Википедия

dic.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта