Русский портрет. Шемякин михаил картины


Михаил Шемякин. Картины и монументы

Творческий путь подлинного творца порой бывает совсем не прост. Художник Михаил Шемякин (Chemiakin), наверное, по праву относится к этой категории людей.художник михаил шемякин

Юные годы

Детство его прошло в ГДР, а в возрасте четырнадцати лет Михаил возвращается в Ленинград, где поступает в худшколу при Институте им. Репина. Из этого заведения Шемякин вскоре был отчислен «за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве» и «эстетическое развращение» сокурсников. Формулировки, достойные гения! Молодой художник Михаил Шемякин вынужден был работать вахтером, подсобным рабочим, почтальоном. В 1962 открывается первая официальная выставка работ живописца.

Группа «Санкт-Петербург» (1967)

В ту пору была известна группа художников «Санкт-Петербург», которую создал Михаил Шемякин. Картины, написанные тогда, вошли в циклы «Галантные сцены в Петербурге», «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Туши». Здесь в форме гротеска описывалось прошлое России и ее стремление к будущему. А вместе с философом В.Ивановым была создана теория, посвященная новым формам иконописи – «метафизический синтетизм», в разработке которой также принимал активное участие Михаил Шемякин. Картины того периода основываются на изучении религиозных искусств различных эпох и стран. Шемякин даже становится послушником Псково-Печерского монастыря.михаил шемякин картины

Изгнание

Творчество художника в «советский» период не раз подвергалось пристальному вниманию со стороны властей и «собратьев» по кисти. Аресты после выставок, незаконные конфискации картин, принудительное психиатрическое лечение. Интересно, что, по словам самого Михаила, инициатором преследований являлись зачастую не правоохранительные органы, а братья-товарищи художники, члены Союза. Все, что написал Михаил Шемякин (картины того периода), мало сохранилось.

Результатом усилий соответствующих органов и отдельных лиц, именующих себя художниками, стало выдворение Шемякина из СССР (1971). С тех пор талант процветает в Париже, а затем – в Нью-Йорке (с 1981), где получает заслуженное признание истинных ценителей искусства. За границей Шемякин много делал и делает для российских писателей и художников нонконформистов, публикуя их работы и устраивая ежегодные выставки.художник михаил шемякин картины

Дружба с Высоцким

Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин – рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти – создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.

Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались – и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать друг другу. Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.

Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.

Более позднее творчество

В 2000 родился «Воображаемый музей» в Хадсоне (США), который создает художник Михаил Шемякин. Картины, собранные там – по тематике исследований, начатых им еще в 70-е – структурированы по различным категориям, философским и религиозным, историческим и техническим. Результат: Шемякин удостаивается пяти докторских степеней. Известна в России его тематическая передача «Воображаемый музей Шемякина», произведенная для канала «Культура» в 2002-2003. В родном Питере Михаил организовывает выставки по итогам своих исследований, выпускает каталоги художественных искусств, приезжая в Россию.

Из монументальных работ: в Питере - памятник Петру, памятник жертвам политрепрессий, памятник первостроителям Петербурга. В Москве – композиция скульптур «Дети – жертвы пороков взрослых».

В творческом арсенале автора - опера «Нос» по Гоголю, оригинальная версия балета «Щелкунчик», балет по мотивам Гофмана «Волшебный орех».

С 90-х и по сей день вместе с В.Полуниным Шемякин устраивает перфомансы в различных городах мира.михаил шемякин картины из мусора

Последние работы

В 2007 художник снова возвращается во Францию (Шатору). Здесь он поселился и работает в различных направлениях: рисунок, монументальная скульптура, декорации для театра и кино. Самое оригинальное, что создает сегодня Михаил Шемякин, – картины из мусора. Они завоевали внимание ценителей творчества художника во многих странах.

загрузка...

worldfb.ru

Михаил Шемякин об арт-мафии

Михаил Шемякин

Художник Михаил Шемякин в интервью Русскому Newsweek'у рассказывает об арт-мафии и болезненно- извращенных формах, которые принимает современный арт- бизнес...

У художника Михаила Шемякина нет российского гражданства. Почти 40 лет назад его выслали из СССР, и он уехал жить в США. Оттуда в начале 2000-х перебрался во Францию, чтобы быть поближе к России — с 1989 года его снова стали здесь ждать. От российского гражданства Шемякин отказывается — говорит, что ждет, когда Россия станет демократичной страной. Тем не менее он часто приезжает в Россию по разным поводам. Сейчас их два: созданная для фестиваля «Спасская башня» статуэтка гренадера-барабанщика и двухтомный художественный альбом, представленный на проходящей в Москве Международной книжной ярмарке. Михаил Шемякин рассказал Елене Мухаметшиной, что миром искусства управляет галерейная мафия, успешно зомбирующая публику и торгующая фекалиями.

Вы выпустили двухтомник, посвященный собственному творчеству. Итоги подводите?

Я еще в гроб не собираюсь, хотя многие меня хотели бы уложить. Действительно вышел двухтомный художественный альбом, над которым я работал шесть лет. Здесь же художник Шемякин разложен по полочкам: Шемякин и опера, Шемякин и балет, Шемякин и книжная графика, Шемякин и керамика, Шемякин и монументальная скульптура и далее.

Что же можно сказать о таком разном Михаиле Шемякине?

Шемякин добился того, о чем он мечтал — быть независимым и не повторяться. Мой друг, график и скульптор Леонард Баскин, говорил: «Я терпеть не могу самоедов». К самоедам он относил Шагала после 1930 года, который делал одно и то же и поедал самого себя. Для меня идеал — это Пикассо, который был голубым, розовым, кубистическим, абстрактным. Он удивлял, злил галерейщиков, но всегда делал то, что хотел.

Я галерейщиков бесил всю свою творческую жизнь, потому что всегда искал что-то новое. Как только художник останавливается, у него начинается путь назад. Сегодня я, например, занимаюсь исключительно фотографией. Ночами мы бродим с женой по Парижу, я фотографирую мусор, собачью мочу, паутину в заброшенных домах и потом все это прорисовываю. Создается новый вид искусства — фотографика. В следующем году в Русском музее пройдет выставка.

Почему вы так суровы к современным галеристам?

Крупнейшие галереи — Гагосяна в США и Саатчи в Лондоне — это художественная мафия, которая зомбирует публику. Они создали себе имидж великих знатоков и законодателей моды в искусстве. Народ тупеет не по дням, а по часам — управлять зомбированными богатыми людьми легко. Им можно продавать черт-те что — кишки быков или чье-то дерьмо.

Разве фотографии мусора и кишки в формалине — не одного поля ягоды?

Если бы я просто фотографировал какую-нибудь блевоту или мусор, то, наверное, это было бы то же самое. Я же этот мусор превращаю в эстетику, которая какой-то великой радости в себе не несет, но в любом случае это интересно. Когда-то мой любимый художник Диего Веласкес на вопрос, почему он все время пишет портреты кривоногих карлов, ответил: «В природе нет ничего безобразного, что не могло бы стать в искусстве прекрасным». А второй любимый художник Эжен Делакруа дополнил: «Красивое еще не есть красота». Взять Глазунова или Шилова — красиво, но от картин тошнит. Глазунов якобы христианский художник, а по-моему, наоборот, от его картин бесовщиной несет.

Много ли проектов не удалось реализовать в России?

Очень много. Когда дело доходит до денег на искусство, выясняется, что Россия — одна из беднейших стран мира. Вороватые чиновники разводят своими пухлыми ручками в стороны, закатывают блудливые глазки кверху и говорят сладкими голосами, что денег ни на один проект нет. Печально, что не получилось реализовать проект центра кукольных искусств в Ханты-Мансийске. Мне его в свое время заказал губернатор Филипенко. Новый губернатор сказал, что денег нет. В Калининграде, где я рос, мы хотели создать портрет Гофмана с сорока его персонажами. Потому что в городе, где родился Гофман, кроме маленького камушка с потрепанной дощечкой, что здесь жил Гофман, ничего нет. Поддержали Путин и Шредер. Я создал скульптуру в гипсе, но денег на отливку в бронзе не нашли.

У меня так десятки проектов были зарублены, несмотря на подписанные контракты. Контракт в России в общем-то ничего не значит. Здесь невозможно выиграть судебный процесс. Я приезжаю в Красноярск на выставку в государственном музее, ко мне подбегает глава Союза художников и говорит, что счастлив был два года назад провести мою первую персональную выставку. Я смотрю досье выставки: там не было ни одной работы Шемякина — все фальшивки. Процесс тянется по сей день.

Вас часто подделывают?

Я прихожу на Измайловский рынок, ко мне подбегают люди и приглашают посмотреть их ларьки. Там продаются расписные яйца, которые состоят из деталей моих картин. Эти люди не понимают, что такое авторство. Они говорят: «Как мы рады, господин Шемякин, что продаем ваши яйца». Я говорю: «Спасибо. Вы, наверно, много зарабатываете?» Они говорят: «Да, конечно». Вот человек делает масляными красками копии с одного моего каталога, подписывая их «Сделано с Шемякина». И говорит мне: «А вы не можете подписать мне эти вещи»? Я отвечаю: «Нет, милый мой, не могу».

Вы говорили, что вам Швыдкой и Сечин вставляют палки в колеса. Чем вы им так насолили?

С Сечиным у нас сложных отношений нет. Однажды он мне предложил создать группу из семи молодых художников, которые окончили художественную академию, и сделать из них асов, которые могли бы представлять Россию на Западе. Предложили профессорскую должность. Были обещаны какие-то деньги за их обучение. Мастерскую я принял, а денег не получил. И сказал, что не буду никого учить, пока мне не заплатят.

А вот господин Швыдкой — это вопрос особый. Я не был выставлен в Нью-Йорке на выставке «Россия!» или в этом году на выставке, которая представляет Россию в Лувре. Курирует все эти экспозиции господин Швыдкой. У него есть два любимых художника, которых он определил как ведущих мастеров российского искусства. Один из них известен тем, что отсидел в тюрьме за то, что изуродовал в музее картины Малевича. Второй — тем, что в течение нескольких лет изображал из себя собаку. Я ничего против них не имею, но один из них какает в музее, второй писает в галерее. У нас просто разные профессии. Я рисую и леплю, а они писают и какают. Существует какая-то программа, выгодная той художественной мафии, которая сегодня подбирается к деньгам новых русских.

Теория заговора?

Гагосян бы здесь не торчал, если бы в России не было денег. Эрмитаж сотрудничает с Саатчи. Зачем? Делайте совместные проекты с Metropolitan Museum. Галеристы пытаются подобраться к деньгам новых русских, а это очень необразованный народ — заработали шальные деньги и теперь хотят попасть в high society. Купил картину у Саатчи — стал большим коллекционером современного искусства и попал в общество, куда их никогда бы не впустили. Сегодня вы покупаете Дэмиена Херста, Джеффа Кунса, и человек, который приходит к вам, сразу видит символы денег. Неважно, что на картине, всего-навсего напечатанной на холсте, Джефф Кунс употребляет свою бывшую супругу — знаменитую проститутку Чиччолину. Все же знают, что она стоит 2 миллиона долларов. А заспиртованные кишки Дэмиена Херста стоят 5 миллионов фунтов.

Гагосян сделал выставку художника Тома Фридмана. В каталоге на целом развороте изображен маленький коричневый шарик. В оригинале — полсантиметра в размере. Я занимаюсь исследованием шара в искусстве. Я прочитал описание этого «шедевра». Выяснилось, что это какашка художника, которую он пальцами закатал, слепил и поставил на пьедестал. И вот с таким мощным искусством Гагосян делает рывок в Россию — за полмиллиона долларов вы должны купить маленькую-маленькую какашку, которая плюс ко всему еще усохнет.

А в вас не говорит профессиональная зависть — вы же не выставляетесь у Гагосяна и не продаетесь за 5 миллионов фунтов?

Если бы я хотел быть продажным, я бы не был изгнан из Советского Союза. Я был великолепным графиком, мне предлагали оформлять книги. Я мог вступить в Союз художников, выполнять заказы. Я предпочел пять лет работать грузчиком, чтобы ночью писать картины и быть абсолютно свободным. Я мог бы быть модным художником и много зарабатывать. Но я предпочитаю все-таки рисовать, быть все время в поиске новых форм, нового взгляда на мир.

Что-то хорошее в России с вами происходит?

Сейчас мы работаем со Славой Полуниным и Антоном Адасинским над экспериментальным черно-белым фильмом — «обновляем» раннего Бунюэля. С режиссером Андреем Гладких делаем фильм «Тротуары Парижа». Это никакого отношения не имеет к тому Шемякину, которого люди знали десять лет назад. В Вильнюсском театре оперы и балета прошла премьера балета «Коппелия», к которому я написал либретто и создал сценографию. Как я и говорил, я стараюсь не повторяться. Есть художники, которые нашли свой стиль и всю жизнь ему следуют. Так когда-то футуристы надевали желтую кофту, чтобы их ни в коем случае не перепутали с Брюсовым или Блоком. А я-то как раз боюсь этой желтой кофты.

Источник: Русский Newsweek

rupo.ru

Михаил Федорович Шемякин - Биография художника, известные произведения, выставки

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его любимым учителем был В. А. Серов, который также симпатизировал подающему надежды ученику. Вскоре после окончания училища (1900) имя художника становится известным любителям портретной живописи. Среди его работ особое место занимают изображения отечественных и чешских музыкантов («Портрет певицы Н.В. Салиной», 1905; «Портрет профессора П.А. Минакова», 1906; «Чешский скрипач Ф. Ондржик», 1909; «Трио Чайковского», 1916; «Портрет пианистки Н.Б. Балк», 1927; «Портрет пианиста профессора Л.В. Николаева», 1943) и деятелей русской науки («Портрет профессора П.А. Минакова», 1907; «Портрет физика П.Н. Лебедева», 1917; «Портрет академика Н.Д. Зелинского», 1940; «Портрет академика В.П. Филатова», 1943).

С 1913 года много времени художник уделяет преподавательской деятельности. Он работает в школе академика живописи С. Ю. Жуковского, в Строгановском училище. В советское время М. Ф. Шемякин — профессор Высших художественно-технических мастерских и Московского художественного института (ныне имени В.И. Сурикова).

Хорошо знавший художника И. Э. Грабарь писал о нем: «…в его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М. Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы».

Более развёрнуто и точно охарактеризовал искусство Шемякина чешский художественный критик Вратислав Фридль: «В его картинах много грации, ритма и тонкости, свой стиль… он всегда хочет постичь и передать хотя бы несколькими смелыми мазками характер и душу человека, схватывает часто, в основном, улыбку, жест, взгляд, связанные с внутренним миром портретируемого…».

Репин И.Е. в дарственном посвящении на одной фотографии написал: «Огненному художнику, истинному темпераменту…» Столь интересная оценка таланта была адресована Михаилу Федоровичу Шемякину, художнику-портретисту, чья жизнь была проникнута подлинной страстью и горением.

Родился и умер в Москве.

Сегодня имя художника Михаила Фёдоровича Шемякина не на слуху, его творчество мало известно зрителям. Между тем произведения его хранятся во многих музеях и частных коллекциях России и ближнего зарубежья.

artchive.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта