Живопись и вазопись Древней Греции. Древнегреческие картины


Живопись Древней Греции - Лилия-Тревел.РУ

Живопись в Древней Греции: настенные росписиИскусство Древней Греции привнесло в мировую культуру много интересного и необычного, став своеобразной базой для будущих художников, скульпторов, поэтов, музыкантов. Его развитие протекало долго, совершенствуясь и процветая. Судить о нем можно по документальным источникам древних авторов и по тем шедеврам, которые дошли до наших дней, а это в основном скульптуры, вазы, картины. Принято считать, что живопись Древней Греции выражена в двух периодах: ранней классике и высокой классике, между которыми очень тонкая «граница», едва заметная людям несведущим.

Искусство Ранней классики содержало в себе идеи освободительной борьбы против персов, а также повышенного внимания к человеку, как к личности и гражданину. Как и в скульптуре, большое внимание художники отдавали реалистичности написанных полотен. Оценить живопись IV века можно только по дошедшим до нас сведениям древних авторов, и судя по всему, она достигла высокого уровня. Известно, что выдающимся живописцем того времени был Евмолп из Сикиона. В дальнейшем он создал школу живописи, базирующейся на научных принципах, что давало возможность сделать точный, завершенный рисунок. Его учеником был Памфил из Амфиполиса, взрадившем таких мастеров того времени, как Павзий и Апеллес. И если первый практиковался в основном на настенных и потолочных росписях (он же усовершенствовал живопись на воске), то второй в основном писал портреты и картины.

Апеллес

Апполодор Афинский — это он начал использовать в живописи эффект светотениОстановимся немного на древнегреческом живописце Апеллесе. Предположительно он жил с 370 по 306 гг. до нашей эры. Главная его профессиональная заслуга в том, что он досконально изучил основы и художественные приемы сразу двух школ: Ионической и Сикионской. Таким образом, его творения заключали в себе лучшие традиции изобразительного искусства того времени.

Своими заслугами он снискал уважение самого Александра Великого — выдающегося полководца, царя Македонии, Персии, Азии, фараона Египта. Человечеству он более известен под именем Александр Македонский. Доподлинно известно, что Александр Великий издал указ, запрещающий рисовать кому-либо портреты, кроме Апеллеса, а это свидетельствует о невероятном авторитете художника у царя. Однажды живописец нарисовал для него картину, где Александр-царь изображен подобно Зевсу, мечущим молнии. За нее мастер получил 20 монет золотом (для сравнения: 40 таланов в год стоила конница из 800 всадников). Видимо, картина очень понравилась царю, если он говорил так: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа (имеется в виду царь Филипп II — отец Александра Македонского), другой — Апеллес; первый — непобедим, второй — неподражаем».

Одна удивительная история свидетельствует об исключительных талантах Апеллеса. Когда он, прибыв на Родос, решил нанести визит художнику Протогенону. Однако того не оказалось дома, и тогда Апеллес велел его служанке показать (в качестве «визитки») всего лишь одну изящную линию, которую он быстро набросал на приготовленном для рисования полотне. Когда Протоген пришел домой, он сразу догадался, кто побывал в его отсутствие. Тогда родосец в сердцах нарисовал поверх совершенной линии Мастера тонкий штрих. Апеллес вернулся. Но, увидев, как соперник умело сделал прорисовку, «ответил» ему, добавив к тандемному «рисунку» линии, исполненные другим цветом. Но не «зачеркнул» то, что нарисовал Протоген, а практически «растворил» это на полотне. Дальнейшее соперничество было бесполезным. А картина эта была впоследствии вывезена в Рим и явилась поводом для удивления и восторга публики. Ее назвали лучшим творением искусства, когда-либо существовавшим в Греции. К сожалению, этот шедевр сгорел во время пожара в царском дворце.

Менее трагическая участь постигла другое совершенное творение художника — «Афродита Анадиомена». По свидетельствам древнегреческого писателя Плиния Старшего, Апеллес писал образ богини с несравненной Кампаспы — любимой содержанки Александра Великого. (По другой версии для художника позировала гетера Фрина, известная красавица, ночь любви с которой стоила целое состояние). Легенда гласит, что мастера сразила удивительная красота девушки, и он влюбился в нее, как малолеток. Александр Великий подарил фаворитку мастеру после завершения полотна — вот как он ценил придворного художника.

Увы, до наших дней не сохранилось ни одной работы Апеллеса. О том, как прекрасна была его «Афродита Анадиомена» мы можем судить (нет, только попытаться судить) по картинам более поздних авторов, пытавшихся «скопировать» сюжет его полотна. Так, в музее Орсе в Париже выставлен холст Адольфа Вильяма Бугро «Рождение Венеры» (1879 год), в Лувре висит картина Теодора Шессерио «Венера Анадиомена» (1838 год). Но наиболее ранним произведением, приближенным к оригиналу и с таким же названием, считают картину Сандро Боттичелли, написанную художником в 1486 году, а также помпейскую фреску «Афродита Анадиомена» — копию великого Апеллеса.

Живопись V века до.н.э.

Фреска "Афродита Анадиомена" (предположительно копия Апеллеса)Говоря о живописи Древней Греции, нельзя не отметить искусство светотени, которое впервые включил в свои работы Аполлодор Афинский. Он родился примерно в 420 году до Рождества Христова. За особую палитру полутонов его прозвали Тенеписцем. Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса. Живописец из Гераклеи, благодаря своему таланту, трудолюбию и манерой исполнения, очень быстро прославился и разбогател. Он писал столь реалистично, что его творчество породило много анекдотов, один из которых был связан с его вечным соперником — Парразием из Эфеса. Тот тоже был художником, но писал главным образом богов, героев и персонажей древнегреческой мифологии.

История следующая! Однажды Зевксис и Парразий решили устроить состязание, кто лучше владеет своим мастерством. Зевксис написал кисть винограда, да так натурально, что даже птицы, якобы, слетались, чтобы клевать чудесно нарисованные плоды. Соперник из Эфеса всего лишь изобразил портьеру, и гениальность изображения заключалась в том, что Зевксис спутал ее с настоящей.

К сожалению об этих художниках известно только из источников, оставленных человечеству от древних литераторов. Известно, например, что картины Зевкиса были перевезены из Рима в Константинополь, где все до единой сгорели в пожарах.

Вазопись

Вазопись — чернофигурный стиль

Отдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические изделия:

  • Амфоры — удлиненные сосуды с двумя ручками по бокам, в которых хранили вино и масло;
  • Кратеры — сосуды, по форме напоминающие перевернутый колокол, используемые для вина;
  • Килики или плоские чаши на высокой ножке — прообразы фужеров;
  • Гидрии — в этих высоких сосудах с тремя ручками хранили воду.

Керамические росписи изначально представляли собой черные изображения на красном фоне, но постепенно меняли стиль и совершенствовались в манере исполнения. Кроме чернофигурного стиля появились краснофигурные росписи, когда фон между изображением на красной поверхности обожженной глины покрывали черным лаком.

Вазопись — краснофигурный стильСо временем античные вазы стали расписывать не только для эстетики, а как историко-документальные объекты. И что же мы видим на вазах и чашах из прошлого? Сюжеты из жизни и мифологии; фрагменты интерьеров, быта; характерные для того времени одежды, прически. Примечательно, что вазописцы по сравнению со скульпторами или архитекторами не были связаны по рукам и ногам религиозными рамками. Они могли отражать в своем искусстве то, что считали нужным, интересным, достойным внимания. Вот почему древнегреческую вазопись считают более динамичным и многообразным искусством, открытым для всевозможных художественных экспериментов. И те керамические изделия, которые «пришли» к нам глубоко из веков и украшенные характерной для Древней Греции росписью, представляют огромную художественную ценность для мировой культуры.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

liliya-travel.ru

Монументальная роспись Греции

Монументальная живопись Древней Греции

Сохранилось лишь весьма небольшое количество подлинников живописи VII—IV вв. до н. э.. Дополнительными источниками для исследований являются описания древних авторов: Плиния, Павсания, Плутарха, а также римские копии с несохранившихся греческих оригиналов.

Греческая монументальная живопись в течение VII—IV вв. до н. э. развивается от «раскрашенного рисунка» к живописи со светотенью, объемом, передачей пространства.

Характерной чертой греческой стенной живописи является ее подчинение архитектуре, стремление передать в росписи структуру стены дома. Эта черта проявляется и в строгом, определенно обусловленном распределении поясов, или зон, орнаментов и фризов на расписных стенах в эпоху архаики, и в структурном стиле живописи домов Делоса и Приены III и II вв. до н. э., и в архитектурных стилях стенной росписи восточного Средиземноморья и Италии I в. н. э., и в инкрустационном стиле II и III вв. Это тектоническое начало стенной живописи не умирает в античности никогда. Даже фигурная живопись эпохи архаики VI в. до н. э. и монументальная роспись великих мастеров V в. до н. э. Микона и Полигнота всецело находилась в рамках тектонической разделки стены. Широкие многофигурные фризы всегда имеют свое строго определенное место, они немыслимы на другом месте стены. Также немыслимо и отсутствие определенных орнаментов на определенных частях стены, скатах или сводах потолка. И к тем фронтонам, которые неминуемо образуются на узких стенах погребальных камер при двускатном потолке в эпоху архаики, и к люнеткам, которые образуются при сводчатом потолке в эпоху эллинизма II и I в. до н. э., приурочены фигурные композиции и растительные мотивы, которые не могут быть перемещены.

Главными центрами греческой монументальной живописи VII в. до н. э. считались Коринф и Сикион. Так, стены целлы храма в Олимпии были расписаны по существующим сведениям коринфскими мастерами Клеанфом и Аригоном, обращавшимся в основном к мифологическим сюжетам. Клеанф создал композицию на тему рождения Афины и разрушения Трои. Аригон создал роспись, посвященную Артемиде. Судя по этим данным, античные мастера уже в ранний период архаики стремились к созданию больших изобразительных циклов. Но о самом характере этих изображений мы, к сожалению, не имеем понятия.

Первыми дошедшими до нас образцами монументальной архаической живописи VII в. до н. э. являются метопы - плоские керамические плиты, расписанные живописцами.

Метопы (греч., ед. ч. metуpe), прямоугольные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

Для архаической живописи характерна плоскостность решения, графичность контура, декоративная, локальная раскраска, выявляющая силуэт или позже объем тела на плоскости, и почти полное отсутствие интереса к передаче окружающей среды.

Таковы расписные метопы храма Аполлона в Фермосе (конец VII в. до н. э.). Их напряженная выразительность и простота композиции показывают, что древний живописец уже учитывал требования монументальной, воспринимаемой с относительно значительного расстояния росписи.

При ограниченном количестве красок мастер все же стремился к впечатлению большей цветности, чем вазописцы. черный контур фигуры был нанесен на желтовато-розовый фон, фигура написана розовато-коричневым цветом, а при изображении одежды применены пурпурная, белая и черная краски.

Наряду с произведениями монументальной живописи, непосредственно включенными в архитектуру, мастера VII в. н. э. и особенно VI в. до н. э. создавали небольшие произведения на керамических досках-табличках, так называемых пинаках. Пинаки обычно имели вотивный характер, то есть были посвящены божествам и приносились в дар храму.Стилистически пинаки сравнительно мало отличались от расписанных метоп.

Особого расцвета специфические качества архаической живописи достигают в 6 в. до н. э. Наряду с Коринфом выдвигаются такие центры, как Афины, Милет и Самос. Мастера живописи на пинаках начинают стремиться к сочетанию декоративности цветового решения с большей конкретностью в передаче событий, начинают создавать относительно сложные многофигурные композиции. От этого времени до нас дошли и росписи, выполненные на дереве, то есть в технике, избавлявшей мастера от необходимости учитывать огнестойкость красок. Такое изменение имело не только техническое, но и художественное значение. Оно несколько расширяло палитру и давало свободу в использовании цвета. Такова написанная клеевыми красками на деревянной доске сцена жертвоприношения (около 540-530 гг. до н. э.).

Спокойно сдержанный ритм движущихся фигур шествия, относительно реалистичная передача отдельных мотивов (мальчик, ведущий овцу на заклание, фигуры музыкантов) — характерные черты этой композиции.Живописное решение «картины» отличает мягкая декоративная звучность в сочетании синего (пеплосы) и красно-коричневого (гиматии). Характерно применение контурной обводки черной и красной линиями (руки и лица женщин). Красиво выделяются золотисто-коричневые цвета предметов, несомых участниками процессии, — венок, флейты, лира, лекиф. В натуре эти предметы разноцветны и разнообразны по своему материалу. Художник же ограничивается тем, что противопоставляет их более дифференцированной цветовой жизни фигур, что соответствует стремлению подчеркнуть подчиненное положение предметных атрибутов и окружающей среды по отношению к образу человека. Кроме того, художник учитывал фактор восприятия росписи: зритель рассматривал композицию по движению фигур слева направо, оценивал определенное ритмическое чередование цветосочетаний, их продуманную гармонию, цветовое построение, имеющее свое особое развитие, свою внутреннюю музыкальность и поэтичность.

Заметное место в этот период занимает живопись малоазийской Греции. Согласно сведениям древних, малоазийские мастера начинают создавать наряду с произведениями на мифологические темы и росписи, передающие (вероятно, в героизированно-обобщенной форме) исторические события. Известно, что в картине, заказанной Мандроклом, строителем моста через Босфорский пролив, была изображена переправа через Босфор персидского войска. Более типичны для греческой культуры 6 в. до н. э. такие росписи (тоже известные только по отзывам древних авторов), как созданная художником Калифоном Самосским композиция «Битва греков с троянцами у кораблей», украшавшая храм Артемиды в Эфесе.

Судить о стилевых приемах, применявшихся в такого рода композициях мастерами ионийской и малоазийской Греции, можно по росписям некоторых терракотовых саркофагов второй половины 6 в. до н. э. из Родоса и Клазомен. Обычно на этих саркофагах по кремовому фону наносились темные силуэты фигур, дополнительно подцвеченные белой краской. Наиболее интересны те саркофаги, где наряду с декоративными фризами на внутренней стороне крышек помещались композиции повествовательного характера (например, состязание колесниц, сцены битв и т. д.). Такова роспись саркофага, хранящегося в Британском музее, изображающая битву греков с варварами. Мастер стремится к созданию исполненной динамики композиции, построенной на чередовании групп сражающихся.

В течение второй половины VI в. до н. э. в Греции живопись стремится ко все большему изяществу и благородной гармонии цвета. В палитре живописцев этого времени применялись желтая, белая, черная, коричневая, синяя, красная и зеленая краски, цвет сохранял свой локальный характер. Моделировка формы светотенью, видимо, не применялась. Проблема передачи освещения и изображения окружающей пейзажной или бытовой среды, как правило, не стояла перед живописцами и во второй половине VI в. до н. э. Изображение, однако, к концу века освобождалось от подчеркнуто плоскостного характера. Благодаря моделировке мускулатуры черными линиями внутри силуэта формы тела начинали приобретать большую пластическую объемность. Можно говорить и о первых попытках передать также общее физическое и духовное состояние образа героя.

Представление о развитии живописи во второй половине 6 в. до н. э. в Аттике дает пинака, посвященная, как гласит надпись, «прекрасному Мегаклу».

Мастер сочетает лаконически-декоративную трактовку силуэта с острожизненной передачей движения. Точно найденный контраст динамики гибкого тела и устойчивости геометрической формы щита показывает, что живописец уже овладевает передачей эстетически возвышенной красоты человека и умеет ее акцентировать. Очень выразительна цветовая гамма: в своем сдержанном лаконизме она носит скорее монументальный, чем узорчато-декоративный характер. Черный контур фигуры, коричневый тон тела с прописанной черными линиями мускулатурой несколько напоминают приемы краснофигурной вазописи. Черная одежда, белый щит и пурпурный гребень шлема создают сдержанный цветовой аккорд.

В V в. до н. э. зарождается понимание сюжетной ситуации в живописи, мастера монументальной живописи стремятся передать не только внешний телесный облик, но и устойчивое, внутреннее духовно-нравственное состояние своих героев. Живописцы овладели реалистическим изображением человека, взаимосвязи групп людей.

Господствующей техникой монументальной живописи V в. до н. э. была фреска, со второй половины века вошли в употребление клеевые, а также восковые краски (так называемая энкаустика).

Энкаустика — техника писания картин горячими, растопленными до жидкого состояния восковыми красками. При энкаустическом способе живописи высохшие и затвердевшие краски достигают большой красочной интенсивности и сохраняются в течение столетий. Крупнейшие греческие живописцы — Аполлодор, Павсий, Паррасий — создавали монументальные энкаустические стенные картины. Одним из больших преимуществ энкаустики было то, что она давала возможность применять все цвета краски, включая тончайшие нюансы, и очень драгоценные красящие вещества, добытые из растений и раковин, а не только устойчивые в отношении извести краски, как это имеет место во фреске. При энкаустике достигается такая интенсивность и такое горение краски, как ни в каком другом роде живописи. Сохранились только энкаустические станковые портреты, написанные на деревянных досках в Египте в эллинистическо-римскую эпоху. Это так называемые фаюмские портреты (найденные в Фаюме), их клали с покойником в саркофаг. Стенная энкаустическая живопись греков, пользовавшаяся таким громадным успехом и в греческом и в римском мире, не дошла до нас. Энкаустика была дороже фрески, но достигала больших красочных эффектов.

Народы античного мира первоначально не делали разницы между росписью домов живых людей и росписью домов мертвых — склепов. И там и тут то же членение стены, те же краски, те же орнаменты, те же принципы декоровки. Это особенно отчетливо проявлялось в стенной росписи склепов и домов в V—II вв. до н. э. В это время редки и необязательны в склепах образы загробного культа и изображения хтонических божеств. Декоративные принципы довлеют и определяют характер росписи. Только в конце эпохи эллинизма и в склепах, относящихся к нашей эре, вводятся на фоне чисто декоративной росписи сюжеты и образы погребального культа, загробной жизни, подземных богов, богов психопомпов — водителей душ умерших.

Почти единственный и относительно лучший по качеству подлинник живописи V в. до н. э. - роспись фресковой техникой саркофага «Гробницы ныряльщика». Она посвящена изображению пиршества-симпосия (возможно тризны).

На двух длинных стенках мастер разместил по пяти участников симпосия, возлежащих на пиршественных ложах.Одна из торцовых стенок украшена изображением музыкантов и танцующего участника пира, на другой стенке представлен виночерпий у кратера. На внутренней стороне каменной крышки гроба написана фигура распластанного в полете ныряльщика, ринувшегося в морскую пучину. Отсюда общее название находки — «Гробница ныряльщика».

Мастерское композиционное решение, тонкое владение ритмом и цветом, конечно, в пределах характерного для ранней классики пластического восприятия мира показывают, что эти фрески были созданы художником, стоящим на достаточно высоком уровне культуры своего времени.

В двух противостоящих и уравновешивающих друг друга группах пирующих воплощены два почти равносущественных аспекта симпосия. Ведь само празднество — приятие вина, часто ритуально мотивированное, было неразрывно связано и с экстазом отдачи себя миру музыки, пения, танца. Противостоящие друг другу начала —вакхическое и мусическое — здесь связаны в единую гармонию одновременного служения Дионису и Аполлону. Поэтому если слева (относительно зрителя, видящего перед собой плиту с танцующими) пирующие радостно протягивают вперед и вверх килики с вином, играя в коттаб, мечут в честь богов или возлюбленных капли недопитого вина, приникают устами к чаше, то на противоположной стене пирующие изображены предающимися радостям музыки.

На внутренней стороне крышки саркофага «Гробницы ныряльщика» изображен юноша, ныряющий с некоего возвышения в море, обозначенное странно вспухшей зеленовато-голубой массой. Возможно, что оно определялось распространенным в конце VI в. до н. э. мистическим учением о душе человека, посмертно погружающейся в мировой океан. Возможно, это связано с ритуальными мотивами очищения.

Вросписи были использованы белый, коричневато-вишневый, более светлый красновато-терракотовый, голубой, розовый и черный цвета. Мастер гробницы отказывается от условного черного силуэта и обращается к более близкому природе человеческого тела красноватому тону. Несмотря на относительную локальность и простоту палитры, художник очень тонко использует различные оттенки одного и того же цвета,

Все большее значение приобретают те атрибуты, те предметы, которые конкретизируют общий тип, общий характер действия человека: пиршественные ложа, чаши, музыкальные инструменты в сценах пиршества у мастера росписи «Гробницы ныряльщика». Это уже элементы конкретной предметной, бытовой и природной среды. Они показаны в той мере, в какой являются частью пластического действия человека, причем сами они выступают как пластически обозримые предметы.

Во второй четверти и в середине V в. до н. э. величайшим мастером живописи почитался уроженец острова Тасоса Полигнот — мастер больших настенных многофигурных композиций, отличающихся благородной сдержанностью и торжественным величием целого. Согласно литературным источникам, в частности Аристотелю, Полигнот «изображал людей лучшими», в то время как другие позднейшие мастера делали их «худшими или похожими на нас». Большим достижением Полигнота явилось то, что он передавал состояние души не только через общую пластику движения, но и прибегал наряду с жестом к зачаткам передачи мимики. Древние ссылались на то, что он движением бровей придавал лицу живость. Так же, как мастера пластики того времени, он трактовал драпировки одежды, как эхо жизни тела, выразительно сопоставляя ритмы жизни нагого тела с живописной игрой драпировок. Полигнот также прибегал к обозначению места действия: так, он обозначал берега реки. Новым было стремление Полигнота видоизменить формы композиционного построения многофигурных сцен. От фризообразного расположения фигур в одной плоскости он переходит к их свободному расположению по всей поверхности стены, однако, видимо, сохраняя при этом единый масштаб для всех фигур.

Как и живописцы предшествующего времени, Полигнот обладал очень ограниченной палитрой. Считалось, что он в основном обходился четырьмя красками: черной, белой, желтой и красной. Эти ссылки, однако, нельзя принимать слишком буквально. Маловероятно, чтобы палитра мастера зрелой классики при всей его тяге к монументальной ясности была бы беднее, чем палитра художника VI в. до н. э. Кроме того, сохранились сведения, что на одной из своих картин тело демона Полигнот закрасил тоном средним между синим и черным, в том же духе он пытался раскрасить утопленника в зеленовато-синий цвет. Всё же в целом живописи Полигнота были, вероятно, присущи монументальная декоративность и локальность цвета. Характерно, что Полигнот, как и мастера вазописи, вводил в фреску надписи с именами участников действия, стремясь тем самым конкретизировать изображения.

Наибольшей славой среди работ Полигнота пользовались его грандиозные композиции в Дельфах, изображающие взятие Трои и подземное царство. Каждая композиция, заполняющая поле в 9 х 4 м, включала от 70 до 90 фигур и, судя по всему, представляла собой сочетание ряда отдельных, композиционно самостоятельных эпизодов . Так, на картине «Разрушенный Илион» в центре и наверху были изображены греческие вожди, осуждающие Аянта за оскорбление богини Афины, внизу и по бокам — убитые воины, плачущие пленницы и так далее. В этой же фреске находилась сцена, показывающая Неоптолема, убивающего троянцев. Особая группа была посвящена Елене и Андромахе. И наконец, там же были представлены морской берег и часть корабля Менелая, готового к отплытию, а также часть крепостной стены с видневшейся из-за нее головой деревянного коня, при помощи которого греки обманно проникли в Трою. На другой стороне картины был изображен дом Антенора, который был пощажен греками.

В 460-х гг. до н. э. Полигнот совместно с мастером Миконом создали росписи, посвященные Тесею. Полигнот изобразил участие Тесея в борьбе лапифов с кентаврами, а Микон — посещение Тесеем морского царства. Несколько позже Полигнот, Микон и Панен украсили стою в Пропилеях, получившую название «Пойкиле» («расписная»), рядом картин как на мифологические темы («Взятие Трои» и «Амазономахия»), так и на исторические темы («Битва при Марафоне» и «Битва при Иное»).

Некоторое представление о живописной манере конца V в. до н. э. может дать прекрасная серия живописных фризов на досках из кургана Куль-Оба (Керчь). Один из фризов изображает похищение дочерей Левкиппа, другой — борьбу аримаспов с грифонами, третий фриз посвящен декоративному изображению животных. Принципальное значение имеет то, что на фризе в группе скачущих коней один из них частично закрывает другого. Это пример более реального изображения группы в живописи второй половины V в. до н. э. по сравнению с началом века. Также очень показательна передача теней на некоторых из фризов. Это важный шаг к ощущению среды, освещения, ранее неведомый живописи. Возможно, что уже Микон владел этим приемом.

С именем Аполлодора связывают открытие светотени (вероятно, света и тени, или некоего сфумато). Аполлодор также почитается первым живописцем, применившим полутона.

К концу V в. до н. э. живопись вплотную подошла к сознательному развитию своих изобразительных и выразительных возможностей.

Тиманф в картине «Жертвоприношение Ифигении» стремился согласно сюжету передать разные градации состояния скорби участников события

Художники сикионской школы разрабатывали вслед за Поликлетом пропорциональную основу построения идеально прекрасной человеческой фигуры.

Концом 5 в. до н. э. датируют самая ранняя греческая мозаика с рисунком, найденную в Коринфе (Баня кентавров).

Отделка полов галькой была распространена в Греции в 8–6 вв. до н. э., это было просто мощение без орнаментики, сохранились галечные полы в святилище Артемиды в Спарте и храме Афины в Дельфах.

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны – орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения – фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).

Греческие мозаики V в. до н. э. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее

В частных интерьерах напольная мозаика встречается с IV в. до н. э..Хотя изображения еще схематичны, с этого времени начинают использовать цветную гальку. Концом IV- III в. до н. э. датируют «Мозаику со сциллой» (Дом Диониса, Пафос)

Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела, изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры. В IV в. до н. э. по-прежнему широкое распространение имела монументальная живопись. Шедевры этой живописи, столь красноречиво восхваляемые древними, не дошли до нашего времени.

Крупнейшим мастером середины IV в. до н. э. был Никий. Некоторое представление о его манере может дать одна из настенных росписей в Помпеях, хотя и весьма неточно воспроизводящая известную картину Никия «Персей и Андромеда».

Фигуры на фреске позднего копииста носят, как и в V в. до н. э., статуарный характер, однако их движения переданы свободнее, ракурсы — смелее. Правда, пейзажная среда намечена еще весьма скупо. Новыми по сравнению со зрелой классикой являются мягкая светотеневая моделировка формы и более богатая цветовая гамма.

Эволюция античной живописи к большей живописной свободе изображения наиболее полно воплотилась, по свидетельству древних, в творчестве Апеллеса. Его «Афродита Анадиомена» была написана для храма Асклепия на острове Кос. Современников поражали не только мастерское изображение влажного нагого тела и прозрачной воды, но и сияющий негой и любовью взор Афродиты. Видимо, художника занимала передача душевного состояния человека.

Ни одна из работ Апеллеса не дошла до нас в сколько-нибудь достоверных копиях. Однако сохранившиеся описания этих композиций производили большое впечатление на художников эпохи Возрождения. Так, известная картина Боттичелли «Аллегория клеветы» была вдохновлена литературно изящным и подробным описанием Апеллесовой картины на эту же тему. Если верить описаниям Лукиана, Апеллес большое внимание уделял реалистической передаче движений и мимики действующих лиц. И все же общая композиция, возможно, носила несколько условный характер. Персонажи, воплощающие определенные отвлеченные идеи и представления, как бы один за другим проходили на фризообразно развернутой композиции перед глазами зрителя.

Впоследней трети IV в. до н. э. монументальная батальная живопись начинает сочетать приподнятую патетичность композиции с большей конкретностью деталей. До нас дошла большая мозаичная реплика, выполненная, видимо, хорошим эллинистическим мастером с картины Филоксена «Битва Александра Македонского с Дарием».

В этой работе в отличие от героико-мифологической трактовки исторической темы, присущей искусству V в. до н. э., явно видно стремление мастера к более реально-конкретной передаче общего характера сражения.

Мастер умело воплотил драматизм ситуации: испуг Дария, стремительный порыв Александра, предводительствующего конницей. Умело передана и стихия битвы, движение людских масс, выразительный ритм колеблющихся копий, что по сравнению с V в. до н. э. определяло новую черту в развитии греческого искусства.

Расцвет монументальной живописи в IV веке способствовал широкому распространению красочных многофигурных мозаик, которыми украшают полы и стены; мозаика стала одним из основных способов создания дворцовой атмосферы в убранстве дома, ее наличие в интерьере говорило не просто о богатстве его хозяина, в чем не было ничего удивительного, но об его принадлежности к миру высокой греческой культуры

В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе, дворцов в Пелле мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.

Особый интерес представляют напольные мозаики, найденные при раскопках Пеллы – родного города Александра, столицы македонского царства.(340–300 гг. до н. э.).

Это мозаики  т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»),

и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

На мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») — первый в истории мозаики автограф автора.

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике — тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы — полоски глины и свинца.

Объясняют это тем, что мастер Гносис ориентировался в своем искусстве на современную ему реалистическую живопись, тогда как другие, как ранние, так и поздние мастера ориентировали мозаику скорее на краснофигурную вазопись с её преимущественно двуцветной колористикой и плоскостной графикой.

Мозаики Пеллы — вершина искусства галечной мозаики и хотя галька ещё будет применяться в 3-2 вв. до н. э., она изживает себя как материал для художественных работ.

В последней четверти IV—I вв. до н. э (период эллинизма) происходит изменение античного мировосприятия, меняется художественный язык пластики.

Главные особенности эллинистического искусства — преобладание декоративной функции и формальных качеств образа над содержательной стороной, противоречия содержания и формы, напряжение, эмоциональный порыв, смешение эллинских и восточных традиций, отсутствие гармонии и меры в отношении к человеку, простоты и ясности — всего, что составило славу греческой классики.

studfiles.net

Море на холстах греческих художников

Морская тема на протяжении всей истории греческого искусства одна из основных.  Пейзаж доминирует в греческой живописи 19-го века, и морской преуспел в этом очаровательном направлении: Altamouras, Volonakis Hatzis т.д. Но и в 20-м веке море продолжает очаровывать художников. Вот несколько сокровищ из Национальной галереи кисти замечательных греческих художников.

Пейзаж Volonakis превратил в арену морских сражений, сцены портов, судов и катеров. Его композиции, лирические и атмосферные, характеризуются хроматической гармонией и тщательной прорисовкой деталей.  В его стиле чувствуется влияние голландской живописи.

Джон Altamouras (Ιωάννης Αλταμούρας)(Флоренция 1852 - 1878 Спецес)

Порт Копенгаген 1874, холст, масло

Giallinas (Άγγελος Γιαλλινάς)(1857 Корфу - Корфу 1939)

На рыбалке 1885 Акварель

Giallinas  писал в акварели, и он, один из ведущих греческих акварелиристов, создал школу в своей области. Опираясь в основном морские пейзажи, слева поэтические образы, которые отражают классицизма-романтик восприятие.

Вассилиоса Hatzis (Βασίλειος Χατζής)(1870 Касторья - Афины, 1915)

Утро в Корфу, холст, масло

Во время Балканских войн 1912-1913, Hatzis находился, по приказу правительства, на военных кораблях и писал сцены действий греческого флота. Известный поклонник академизма.

Никос Lytras (Νίκος Λύτρας)(Афины 1883 - Афины 1927)

Парусная лодка  (Панормос, Тинос), стр. 1925, холст, масло

Михалис Экономоу (Μιχάλης Οικονόμου)(1884 Пирей - Афины, 1933)

Морской пейзаж, 1920 - 1926, Картон, масло

Спирос Василиу (Σπύρος Βασιλείου)(1902 или 1903 Галаксиди - Афины, 1985)

Спирос Василиу был пропитан идеалами эллинизма. Маслом, темперой и акварелью пишет природу и городское пространство, сочетая сюрреализм, поп-арт и фотографический реализм, создавая лирические композиции.

Панайотис Tetsis (Παναγιώτης Τέτσης)(1925 Гидра)

tanjand.livejournal.com

Греческая мифология в живописи и скульптуре

Артемида —дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии - Диана.

Артемида. Школа Фонтебло

Афина-— дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина - богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии - Минерва.

Афина победитель Невежества, 1593

Бартоломеус Шпрангер

Афродита— дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она - богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии - Венера.

Рождение Афродиты. Вильям Бугеро,1879

Венера— в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Симон Вуэ. Венера на облаке, 1640

Геката— богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.

Геката. Уильям Блейк, 1795

Грации— в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии - Хариты.

Три грации. Рафаэль, 1504

Диана— в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Купание Дианы. Франсуа Буше, 1742

Ирида— олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней. Ее сестрами были гарпии.По представлению древних греков, радуга была тем мостом, который соединял небо и землю.

Ирида и Морфей. Пьер-Нарцис Герен.

Кибела— дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, была великою матерью богов.Богиня Кибела требует от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.

Питер Пауль Рубенс. Союз Земли и Воды.

Минерва— в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников. В греческой мифологии существует аналог Минервы - Афина-воительница. Так же как и Афина, Минерва была покровительницей военного дела, великие полководцы после сражений приносили ей в жертву часть своих лучших трофеев. Древние римляне приписывали Минерве покровительство врачам, учителям, скульпторам, музыкантам и поэтам. Почитатели богини устраивали празднества в ее честь- квинкватрии, на которых учителя и ремесленники получали плату за обучение детей.Минерву обычно изображали в доспехах и шлеме с копьем в руках или с совой в одной руке и змеей в другой. Сова - символ ночных размышлений, а змея - символ мудрости.Культ богини был распространен по всей Италии, но лишь в Риме ее чтили за воинственный характер.

Битва Марса и Минервы. Жак Луи Давид, 1771

Мойры— Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы,естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.Считалось, что Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, а Атропос неуклонно приближает будущее, ножницами отрезая нить жизни. Мойры сопричастны Зевсу — иногда он именуется Морием.

Золотая нить. Дж. М. Стадвик, 1890

Музы— богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины. Слово "муза" происходит от греческого "муса" ("мыслящие"), их еще называли аонидами, аонийскими сестрами, парнасидами, касталидами, пиэридами и ипокренидами. Всего было девять сестер: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе  имя Мусагет.

Музы были женщинами небесной красоты, и это их качество не осталось незамеченным другими богами. Многие из муз производили потомство от богов: например, Талия родила от Зевса-коршуна сицилийских близнецов - Паликов; Мельпомена и бог Ахелой произвели на свет чудовищных существ, привлекающих своим пением путников и пожирающих их.

Апполон и Музы. Мастерская Симона Вуэ, вторая четверть 17 века

Немезида— богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.Немезиду также называли Адрастеей - "неотвратимой". Слово "Немезида" происходит от греческого nemo, означающего "справедливо негодую". Согласно одному из мифов, у Немезиды от брака с Зевсом родилась дочь Елена, виновница Троянской войны.

Немезида. Альфред Ретель.

Персефона— дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии - Прозерпина.

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон.

Фемида— богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс.В Олимпии жители Древней Греции ставили жертвенники Зевсу, Гее и Фемиде рядом, что показывает, насколько чтили они эту богиню правопорядка.

Фемида. Лука Джордано, 1686

Хариты— дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").Согласно многочисленным преданиям, хариты были близки Аполлону. На стенах Делосского храма изображена сцена, где бог держит трех харит на своей ладони, а в пергамском храме Аполлона и в Афинах перед входом в Акрополь хариты представлены в облике римских граций. Древние греки связывали харит с процессами роста и развития, протекающими в природе, а также с эмоциональной и творческой деятельностью человека.

Хариты. Мрамор ок. 200 г. до н.э.

Эвмениды— милостивые, благожелательные богини — одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.

alindomik.livejournal.com

Искусство Древней Греции: музыка и живопись

Искусство Древней Греции развивалась на протяжении очень длинного временного отрезка, именно поэтому оно настолько интересно, необычно и многогранно. Вся древнегреческая культура делится на пять периодов: Ранняя Греция, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический. Период Ранней Греции берет начало еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а Эллинистический период завершается в первом веке до нашей эры.

Древнегреческое искусство достойно изучения во всех своих проявлениях, однако особенно интересны живопись и музыка.

Живопись Древней Греции изучают, как правило, по сохранившимся до наших дней керамическим вазам. Ведь именно на них большинство ремесленников практиковались в живописи, рисуя красивые и весьма правдоподобные картины.

Изначально вазы расписывались наиболее простыми фигурами - геометрическими (ромбы, квадраты, треугольники, круги). Из них составлялись различные орнаменты. Со временем искусство Древней Греции совершенствовалось, художники вели себя все смелее, экспериментировали все больше и начали изображать на вазах не только абстрактные фигуры, но и людей, животных, пейзажи. И если сначала реальные фигуры изображались только вместе с геометрическими, то впоследствии первые окончательно вытеснили последние.

Еще позже люди и животные стали изображаться не просто так, а в действии. Наиболее частой темой для картины были мифы, фрагменты из которых греки и пытались запечатлеть на своих вазах.

Отдельно стоит сказать о двух цветовых стилях росписи: чернофигурном и краснофигурном. Чернофигурный стиль подразумевал изображение черных фигур на красном фоне и был первым. А краснофигурный, подразумевающий изображение красных фигур на черном фоне, пришел несколько позже.

В Классический период искусство Древней Греции включило в себя еще один вид живописи - монументальный (фрески и мозаика).

Кстати, греческие художники первыми в мире открыли два новшества в живописи: игру светотени на рисунке (это открытие принадлежит великолепному художнику Апполодору Афинскому) и подпись под своим рисунком (ее ставили самые лучшие художники под своими лучшими произведениями).

Не менее интересно и музыкальное искусство Древней Греции. Слово "музыка" происходит от греческого "муза" (покровительница искусств) и дословно переводится как "искусство муз". Следует отметить, что в понимании греков музыка являлась не самостоятельным искусством, а совокупностью трех других: непосредственно музыки, поэзии и танца. И, в свою очередь, - непременной составляющей других видов искусств.

Так, искусство театра невообразимо было без хора, а трагедия вообще произошла от хвалебной песни Дионису (дифирамбы). Само слово "трагедия" переводится как "песнь козла" - люди, певшие дифирамбы, одевались в козлиные шкуры, чтобы подражать мистическим спутникам своего бога. Таким образом, музыкальное искусство античности является одним из самых значимых.

Но вернемся все-таки непосредственно к музыке. Сама по себе древнегреческая музыка представляла собой, как правило, одноголосый вокал. Объясняется это достаточно просто: ее определяла поэзия, можно сказать, что певец просто пел свои стихи, аккомпанируя себе на каком-либо музыкальном инструменте (флейте, лире, "флейте Пана", авлодии, кифародии).

В музыке имелось достаточное количество жанров. Это и гимны (песни богам и богиням), и народные песни. Среди последних выделялись крестьянские, свадебные и песни-плачи.

Существовали в древнегреческой культуре и хоровые песни - хотя и в меньшем, чем сольные, количестве. Среди них - элегии (изначально - жалобные песни, исполняемые под флейту, после - любые грустные или навевающие задумчивость музыкальные произведения) и оды (хвалебные песни).

fb.ru

Греция в картинах.

Греция в картинах.

САНТОРИНИ.

Санторини - это вулканический остров в Кикладах. Он имеет уникальную географию в результате извержения все еще действующего вулкана. Во время извержения конус вулкана взорвался и упал в море, оставляя частично погруженные остатки на поверхности, что и является теперь участком суши в форме полумесяца .

С одной стороны - это небольшие дома, построенные на крутых обрывах скал. Многие дома есть ни что иное, как ниши, вырезанные из пемзы, оставленной вулканом. Другая сторона острова полого спускается к морю и образует пляжи из черного вулканического пепла. По острову разбросано множество семейных церквей , которые сверкают среди белых домов в ярком летнем солнце своими голубыми куполами .

Греция в картинах.САНТОРИНИ. РАССВЕТ.

Греция в картинах.

ЭГИНА.

Эта живописная гавань находится на острове Эгина. Эгина - это один из ближайших островов возле Афин.В Эгине (на горе Орос) находятся развалины одного из самых древнейших храмов Греции – храм Зевсу. Считается, что в этой точке первый царь острова молился о дожде во время всеобщей греческой засухи.

Греция в картинах.

АНДИКИРА.

Греция полна красивых береговых линий и портов. Красочные рыбацкие лодки на этой картине находятся в маленьком городке Aндикира, расположеном в Центральной Греции.

Греция в картинах.

АРТЕМОНАС.

Артемонас это очаровательный город на острове Сифнос. Эта живописная аллея является типичным видом этого города.Город находится на небольшом холмистом острове, известен своими гончарными изделиями, поэзией и ресторанами. Венецианские дома с богатым убранством добавляют привлекательности острову, который стал самым популярным местом в западной Кикладе.

Греция в картинах.

КОРФУ.

Остров Корфу или как его еще называют сами греки -Керкира, расположен в Ионическом море, возле западного побережья материковой Греции. Корфу – это один из самых прекрасных островов Средиземного моря. На картине изображен монастырь Панагия Мавриотисса , где находится одна из почитаемых в Греции икон Божия Матерь Мавриотисса.

Греция в картинах.

КОРИНФ.

Коринф – один из самых древних городов Греции расположен на узком перешейке, который отделяет Пелопонесс от Центральной Греции. Коринф в свое время был одним из самых процветающих и могущественных городов Древней Греции. О былой славе красноречиво свидетельствует Акрокоринф акрополь древнего города, расположенный над руинами блистательного когда-то города Коринф, уничтоженного землетрясением. Храм Аполлона был построен около 540 г. до н.э. и является прекрасным примером архитектуры того времени.

Греция в картинах.

ДВОР.

Мы наткнулись на этот живописный дворик, исследуя старое место рынка в гавани города на острове Наксос. Наксос – это замечательный маленький остров. Здесь можно найти многочисленные кафе и магазины сувениров в лабиринте улочек (предназначенных изначально, чтобы помешать легкому проходу через город пиратов и захватчиков). Название на вывеске этого магазина отдает дань Ариадне - дочери царя Миноса на Крите. По одному из преданий, именно здесь на острове Наксос, неблагодарный Тесей бросил Ариадну, которая помогла ему одолеть Минотавра. Но бог вина Дионис, который встретил покинутую девушку, не смог устоять перед ее красотой и взял ее в жены.

Греция в картинах.

ФИСКАРДО.

Фискардо - это бывшая рыбацкая деревушка на самом севере Кефалонии. Она расположена вокруг небольшой и уютной бухточки, в которой ютится довольно много рыбацких лодок и яхт.

Греция в картинах.

ГАЛАКСИДИ.

Галаксиди - красивый маленький старый портовый город в центральной Греции, расположенный в заливе Коринфа, известный своими морскими традициями и историей. В восемнадцатом и девятнадцатом веках городок видел большое процветание для судовладельцев , и за это время много прекрасных особняков было здесь построено. Галаксиди был известен по всей Греции своими каменными зданиями и церквями. Галаксиди - прекрасный образец традиционного греческого прибрежного города, сохранившего в полной мере свою самобытность, калорит и память об античном прошлом.

Греция в картинах.

ГИДРА.

Остров Гидра («Идра» по-гречески) относится к группе островов Арго-Саронического залива у восточного побережья Пелопоннеса. Гидра является уникальным островом Греции – здесь полностью запрещены все механические средства передвижения: автомобили, мотоциклы и даже велосипеды! Доступны только два вида транспорта: морской - в виде паромов и паромов-такси, в считанные минуты готовых домчать вас с ветерком на любой берег острова; и четвероногий - в лице трудяг-осликов, готовых не спеша доставить вас на своих спинах, чтобы вы смогли насладиться пронзительно чистым воздухом острова!

Начиная со средних веков Гидру населяли рыбаки и моряки, которые с каждым поколением становились всё более профессиональными мореплавателями и успешными торговцами, благодаря чему к началу 19 века Гидру стали называть «маленькой Англией» - столь велико для такого небольшого острова было число богатых судовладельцев.

Греция в картинах.

КАРЕИ.

Эти великие дубы в Кареи на Пелопоннесе. Они пользуются большим уважением из-за их возраста и размера. Один из дубов, который стал полым, на протяжении многих лет использовался как помещение крошечной кафейни, в которой подавали кофе во время церковных событий.

Греция в картинах.

МАНИ.

Самый южный полуостров Греции, одна из оконечностей более крупного полуострова Пелопоннес. Мани (Mani) в античной мифологии был одним из самых сакральных мест Эллады - именно здесь, на мысе Тенарон (Тенаро) располагался вход в царство Аида. Сам полуостров представляет собой южную оконечность хребта Тайгет, скалист и пустынен, а его засушливые ландшафты являются чем-то вроде вотчины горцев. Это земля с особенной культурой и историей - нигде в Греции не найти мест со столь явным средневековым влиянием буквально во всех аспектах жизни.

Греция в картинах.

МЕТЕОРЫ.

Метеоры (греч. Μετέωρα) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия.

Греция в картинах.

МИСТРА.

Сердце Греции – город Мистра, был важнейшим центром Византийской империи. Возведенный в 1249 году могучий замок Гийома Виллардуэна занял вершину горы над долиной Спарты, защищенную массивом Тайгета (откуда, по легенде, спартанцы кидали своих чахлых младенцев). Две тысячи построек Мистры образуют живописный ансамбль: в Нижнем городе монастыри и резиденция митрополита. В Верхнем городе, где проживала аристократия, - дворец правителей. Семь главных церквей Мистры представляют собой великолепное зрелище. Здесь короновался последний византийский император Константин Палеолог. Сохранился дворцовый комплекс, замок и множество великолепных византийских церквей с настенными росписями 13-14 веков. Мистра - памятник неповторимый, это единственный город византийской Греции, сохранившийся до наших дней.

Греция в картинах.

НАФПЛИО.

Живописный городок Нафплио находится в 165 км от Афин. Согласно мифам, основателем античного Нафплио был сын Посейдона и Амимоны Нафплий. Он был великим мореплавателем и участвовал в походе аргонавтов. Упомянут в мифах также и его сын Паламед, изобретатель алфавита, цифр, монет, счета времени по годам, месяцам и дням, мер веса и длины, воинских званий, игры в кости (шашки). Паламед был одним из первых героев, откликнувшихся на призыв Агамемнона идти на Трою. Его имя носит гора Паламиди, а так же находящаяся на ней крепость.

Греция в картинах.

НАУСА.

Второй порт Пароса - Науса (Naoussa) - лежит на самом севере острова и давно превратилась в растянувшийся вдоль почти всего залива курортный город с современными гостиницами и всеми сопутствующими атрибутами. Главная достопримечательность - очаровательный небольшой порт, где рыбаки все еще добывают осьминогов старинными методами. Здесь проводится ежегодный Фестиваль рыбы и вина (2 июля и 23 августа), есть отличный местный музей в монастыре Айос-Атанасиос, неплохие берега и хорошая ночная жизнь.

Греция в картинах.

НАКСОС. ЛОДКИ.

Крупнейший из Кикладских островов, самая высокая гора которого За (Зевс) видна издали, напоминая огромную пирамиду. Живописны Хора с франкским (средневековым) замком - белый средневековый город, стоящий на горе над портом, слева от замка на вершине небольшого островка, соединяющегося в настоящее время с Хорой, и огромные мраморные врата храма Аполлона - «Портара». Набережная Наксоса - это идеальное место, чтобы сидеть и наслаждаться видом после целого дня на пляже.

Греция в картинах.

МОНАСТЫРЬ ПАНДАНАССЫ.

Мистра – византийские Помпеи, большой покинутый жителями средневековый город на склоне горы Тайгетос, с захватывающим дух видом на знаменитую Лаконическую долину. Будучи важнейшим центром Византийской империи, Мистрас некогда представлял собой цветущий город-крепость неповторимой красоты. Монастырь Панданассы, украшенный фресками, характерными для времени Паборлогов. В этом монастыре и по сей день живут несколько монахинь. В церкви монастыря, построенной в 1426 г., сохранились замечательные образцы живописи.

Греция в картинах.

ПРУССОС.

Монастырь который находится в регионе Эвритания Западной Центральной Греции и является одним из немногих, которые были сохранены в регионе. Монастырь Пруссос представляет собой один из наиболее значимых памятников христианства. Его основание, которое датируется 1754 годом, относится к эпохе иконоборчества. Интерес представляют монастырские часы, находящиеся на небольшом холме против монастыря, и церковь Всех Святых поблизости.

Греция в картинах.

ОСТРОВ СПЕЦЕ.

Остров Спеце (Spetses) является, вероятно, самым известным из Саронических островов, хотя лежит уже значительно западнее залива, на границе бухты Арголикос (отсюда и общее название Арго-Сароникос). Это самый компактный и хорошо обеспеченный дорогами остров группы, чей главный город - также Спеце - занимает чуть ли не одну пятую его восточного берега. Интересно, что остальная часть острова почти полностью необитаема, деревни заполняются жителями лишь летом, когда давно выкупленные у крестьян дома заселяют их новые жильцы, приехавшие в отпуск.

Греция в картинах.

МОНАСТЫРЬ ГРИГОРИАТ.

Монастырь находится на юго-западной стороне Святой Афонской Горы на скалистом краю берега моря между монастырями Симонопетра и Дионисиатом. Монастырь основан св. преп. Григорием в XIV веке. По имени своего строителя, по преданию серба, обитель и получила название "Григориат". Здесь подвизалось много иноков славян. Позже монастырем возобладали греки. Монастырь сильно пострадал в 1761 году от сильного пожара, разрушившего многие постройки. После этого на благотворительные средства молдовлахийских господарей и других благотворителей обитель отстраивалась заново. Соборный храм посвящен в честь святителя Николая Чудотворца (память его празднуется 6 декабря по Юлианскому календарю) и относится к XVIII веку, сохранились росписи того же периода. Внешний вид монастыря с высокими стенами носит традиционно крепостной характер.

Греция в картинах.

САЛОНИКИ.

Салоники были основаны в 315 году до нашей эры царем Македонии Кассандром. Поселения вдоль берегов залива Термаикос существовали еще за долго до этого времени - в результате их объединения и появился город. Название город получил в честь жены царя - Фессалоники, приходившейся сводной сестрой самому Александру Македонскому. Сейчас Салоники - второй по величине город Греции после Афин.

Греция в картинах.

ПАТМОС.

Лежащий в 20 км к северо-западу от Лероса островок Патмос считается наиболее красивым и уж точно - самым известным из маленьких островов Южных Спорад. Во времена Римской империи остров был местом ссылки - именно сюда был сослан Иоанн Богослов, и именно здесь, в одной из пещер острова, он записывает "Книгу Откровения", что и предопределило всю дальнейшую судьбу острова. В 1088 году святой Иоанис Христодул основывает здесь монастырь Иоанна Богослова, на долгие века ставший одним из центров православия и сейчас считающийся третьим по величине в Греции.

Греция в картинах.

АКРОПОЛЬ.

Афинский Акрополь - это сердце и главная туристическая достопримечательность Афин и Греции. Хорошо видный со всех сторон (в Афинах запрещено строительство высотных зданий, чтобы не закрывать вид на Акрополь) он служит прекрасным ориентиром для передвижения по городу. Построенный в 450 г. до н.э. и посвященный богине Афине (Деве), она пережил много войн и 400-летнее турецкое владычество.

Греция в картинах.

Pantelis Zografos родился в столице Греции - Афинах в семье потомственных художников. В Греции фамилия Зографос издавна была известны как семья художников. Пантелис получил имя своего деда по отцовской линии, известного иконописца. Оба его родители были профессиональными художниками, и он провел большую часть своей юности в их студии в Афинах. В 1971 году Пантелис перебрался в Америку. Он учился в Университете Висконсина в Мэдисоне, а в свободное время писал пейзажи .liveinternet.ru/users/lviza_neo/post183720977/

В 1979 году Пантелис переехал в Роли, Северная Каролина: девять лет спустя он решил превратить свою любовь к искусству и краскам в профессиональное занятие. В настоящее время его работы широко распространяются в США. Пантелис иногда пишет маслом, но в основном использует акварель, рисуя красочные пейзажи природы и морских просторов Греции.

myotpusk.mirtesen.ru

Живопись и вазопись Древней Греции

Древне-греческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства. Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи. Известные греческие художники – это Аполлодор Афинский, Зевксис, Паррасий, Тиманф. По мнению специалистов, Аполлодор Афинский являлся создателем уникальной техники светотени, за что и получил прозвище «Тенеписец». Впоследствии эта техника была утрачена, и появилась заново только в эпоху Возрождения.

Греческие художники создавали монументальные произведения, для которых характерен реализм и экспрессия. Однако, период расцвета Древней Греции больше известен не художественными произведениями, а росписью керамики. Греческая вазопись была более масштабна, поэтому период, когда процветало  это искусство, считается важным этапом в развитии живописи. 

Вазопись – это роспись предметов домашней утвари. Самые распространенные формы ваз, которые существовали в то время, это амфора – сосуд для хранения вина и масла, кратер –подобие чаши, килик – сосуд для пития вина  и гидрия – высокая ваза для хранения воды.

Керамика расписывалась орнаментами и сюжетными изображениями. Со временем роспись развивалась и усложнялась. Сначала это были простые узоры. В дальнейшем роспись на вазах могла представлять собой целые сюжеты, с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта. Археологи находили вазы, на которых были изображены разнообразные исторические сюжеты. На расписных вазах можно встретить причудливые узоры, изображения разнообразных растений и животных.

Сама техника росписи также менялась. Вазы обжигали, и их цвет становился красно-коричневым. На этом фоне рисовали черные изображения. Такой стиль получил название черно-фигурный. В дальнейшем пространство между фигурами стали покрывать черным лаком, а очертания фигур имели естественный цвет красной глины.  Так появилась красно-фигурная вазопись. Вазопись по белому фону стала высшим уровнем  греческих мастеров. Здесь использовалась разнообразная палитра цветов - белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета.  

Вазы расписывали полностью – горлышко украшалось орнаментом, основной рисунок наносился на корпус изделия. На некоторых археологических находках присутствовали автографы мастеров того времени. Вазопись представляет ценность, как вид живописи, и как историческое наследие. Древнегреческие художники смогли донести до нас атмосферу того времени – обычаи, сцены из повседневной жизни, одежду, предметы обихода и многое другое.

www.letopis.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта