Коллекция книг о живописи и искусстве. Цветовое решение картины


Цветовые решения в интерьере: 75 фото помещений

Цветовое решение интерьера не менее важная деталь, чем выбор стиля и материалов для отделки. Цвета способны преображать помещение до неузнаваемости, от правильного подбора гаммы зависит не только гармония убранства, но и настроение находящихся в помещении людей. При подборе оттенков необходимо учитывать назначение комнаты и даже расположение окон — количество солнечного света сильно влияет на восприятие тона.

красный цвет в дизайне кухни

Цветовое решение дизайна комнаты

фиолетовый цвет в интерьере спальни

Комбинирование белого и синего цвета в интерьере

Классификация цветов

В глобальном плане весь спектр делится на две большие части — теплую и холодную.

  • К теплым относят красный, оранжевый, желтый, фиолетовый с преобладающим красным, а также все производные. Некоторые разновидности зеленого тоже относятся к летней половине спектра, понять это легко по наличию примеси желтого. В местах, где мало естественного освещения, выбирайте отделку и аксессуары в теплом спектре.
  • Холодными считаются все виды синего и голубого, бирюзового, сиреневого и пр. При этом холодную группу лучше всего использовать в интерьерах комнат, выходящих окнами на юг. В них всегда много света, а летом прохладные краски способны освежить дизайн. А вот для северных помещений не нужно подбирать синий или голубой в качестве отделки, тем более в сочетании с белоснежным. Такая комбинация будет выглядеть безжизненно.

Также важно знать и о визуальных эффектах. Предметы, окрашенные в летней гамме, визуально кажутся ближе в отличие от объектов прохладного спектра.

зеленый цвет в интерьере коридора

Интерьере спальни в черно белом цвете

аквамарин цвет в дизайне гостиной

Спальня в белом цвете

Возможные комбинации

Цветовое решение интерьера можно подбирать на контрасте или наоборот обойтись более спокойным, нюансным. В первом случае преобладают оттенки, гармонично сочетающиеся, но находящиеся при этом на противоположных концах спектра, например, розовый и бирюзовый, красный с зеленым и пр. При нюансном сочетании подбираются цвета из одной группы, например, несколько видов зеленого.

Выбранные сочетания способны влиять на восприятие пространства. Контрастные, особенно черный и белый, зрительно сделают помещение меньше, поэтому уместны только для больших площадей. При этом нет необходимости выбирать много цветов, для фона достаточно двух или трех. Чересчур яркое и пестрое сочетание быстро утомит зрение.

коричневый цвет в дизайне прихожей

Дизайн комнаты в светлых тонах

Использование оттенков в дизайне

При выборе цветовой гаммы необходимо ориентироваться также на психологию — известно, что разные сочетания способны влиять на настроение. Какое влияние может оказывать разная расцветка.

Красный

Первые ассоциации, приходящие на ум, это энергичность, страсть, агрессия, сила, огонь. Алый очень сильный эмоционально, в больших количествах он не уместен. Лучше всего использовать его в качестве акцентов — в аксессуарах. Красный хорош, когда подразумевается активное времяпрепровождение. Это отличный выбор для гостиной, но в зоне отдыха и детских он противопоказан. Из всех стилей алый наиболее хорош для авангарда, но даже в этом случае он практически не используется в качестве основного. Не рекомендуется совмещать с оранжевым.

изумрудный цвет в интерьере спальни

Светлый дизайн комнаты

желтый цвет в дизайне прихожей

Темные тона в интерьере гостиной

Желтый

Ассоциируется с летом, солнечными днями, радостью. Удачнее всего сочетается с изумрудным, неплохо смотрится с сиреневым, серым, голубым, белоснежным. А вот с алым или морковным его следует использовать крайне осторожно, такой тандем излишне ярок и активен. Золотистые разновидности желтого подходят для любого стиля, однако стоит с осторожностью применять его чистую разновидность, яркость будет напрягать зрение. В жилых домах и квартирах лучше выбирать более мягкие варианты — золотистый, охру.

Зеленый

Символизирует здоровье, жизнь, весну, природу как таковую. Имеет множество разновидностей, каждая из которых обладает своими особенностями. Наиболее известные — это салатный (зеленый с явной примесью желтого), изумрудный и аквамарин. Салатный более всего ассоциируется с легкостью, ранней весной и беспечной радостью. Этот нежный оттенок подходит для большинства стилей, но и в этом случае стоит избегать слишком насыщенных разновидностей.

коричневый цвет в интерьере кухни

Цветовые решения в интерьере гостиной

зеленый цвет в дизайне коридора

Светлый дизайн спальни

Изумрудный

Красивый насыщенный тон, спокойный и умиротворяющий. Благодаря этим свойствам хорошо подходит для зон, предназначенных для работы или отдыха — домашнего кабинета, библиотеки, спальни. Хорош практически для всех стилей.

Аквамарин

Он ближе к синему спектру, напоминает о море и прохладном ветре. Из-за явной примеси синевы может вызывать сонливое настроение, поэтому его нужно использовать очень осторожно в кабинете или зале. А вот спальня идеальное место для сине-зеленого.

красный цвет в интерьере квартиры

Комбинирование салатового и фиолетового цвета в интерьере кухни

Синий и голубой

Спокойная палитра, в первую очередь, вызывающая ассоциации с небом и морем. Сине-голубая расцветка подходит для зоны отдыха и детской. Хорошо сочетается с белым, янтарным, медовым, золотым, оранжевым, изумрудным, серым.

Коричневый

Является символом земли и деревьев, считается нейтральным, сочетаясь практически со всем. Светло-коричневый и бежевый являются отличным фоном для любого декора. Не стоит перебарщивать — такую основу необходимо разбавлять более насыщенными тонами, в противном случае он рискует стать однообразным, особенно это касается бежевого.

синий цвет в дизайне квартиры

Бежевый цвет в интерьере

фиолетовый цвет в интерьере гостиной

Светлый дизайн комнаты

Фиолетовый

Создает мистическую атмосферу, но крайне не рекомендуется для квартир из-за того, что вызывает депрессивные настроения. Фиолетовый необходимо подбирать очень осторожно и лишь в небольших количествах.

Сиреневый

Более мягкий вариант, однако, и им не стоит увлекаться слишком сильно. Сиреневый хорош для спален, но в зале, детской или на кухне его стоит использовать с осторожностью.

Информация по теме

Розовый

Легкий и нежный, но некоторые его разновидности, например фуксия, могут быть очень агрессивными. Ярко-розовый можно выбрать для гостиной, а вот для зоны отдыха и детских подходят пастельные разновидности. Совмещать с оранжевым крайне не рекомендуется, получившийся тандем слишком яркий и психоделический.

желтый цвет в дизайне кухни

Комбинирование белого и красного в интерьере

изумрудный цвет в интерьере прихожей

Бежевый цвет в интерьере гостиной

Черный и белый

Самый универсальный и в то же время спорный дуэт. И черный, и белоснежный, сочетаются с любыми оттенками, но применяются только как дополнительные. Черный в виде основного слишком мрачный и депрессивный, а белый превратит жилище в больничную палату. Также можно использовать их одновременно, но это очень рискованный шаг. Следует следить за пропорциями и не допускать соотношения 50/50, оно смотрится чересчур резко.

Посмотрите другие цвета: бежевый, белый, бирюзовый, бордовый, венге, голубой, горчичный, желтый, зеленый, коричневый, кофе с молоком, красный, мятный, оливковый, оранжевый, персиковый, розовый, серый, сиреневый, терракотовый, тиффани, фиолетовый, фисташковый, фуксия, черный, шоколадный

Важно понимать, что ассоциации сугубо индивидуальны. Кого-то обилие сиреневого вгоняет в тоску, а кому-то наоборот придется по душе. Подбирая цветовое решение интерьера, правильным будет основываться не только на общепринятых правилах комбинирования, но и на собственном вкусе и восприятии.

аквамарин цвет в интерьере спальни

Спальня в ярких тонах

Зависимость от стороны света

Как уже приводилось выше, выбор комбинаций зависит также от стороны света, на которую выходят окна. Причина в количестве естественного освещения, иначе говоря, инсоляции. Это сильно сказывается на физическом и душевном состоянии. Темные и мрачные квартиры, куда практически не попадают солнечные лучи, вызывают дискомфорт, усталость, сонливость, они выходят окнами на запад и север, это необходимо учитывать при выборе цветовой гаммы.

На северной стороне уместен янтарный, медовый, рыжий, персиковый, золотисто-бежевый. Эти краски ассоциируются теплом, которого так не хватает особенно в зимнее время. Бирюзовый, мятный, лиловый, серый, индиго, синий и белый не лучший выбор, поскольку зрительно сделают интерьер еще прохладнее.

Информация по теме

Восточные помещения всегда хорошо освещены, особенно в первой половине дня. В дизайне можно применять и теплую, и холодную расцветку, однако важно избегать бледных пастельных оттенков. Из-за того, что вечером солнца на восточной стороне нет, они будут выглядеть блекло и грязно, приобретая сероватый вид.

желтый цвет в дизайне коридора

Интерьер спальни в голубых тонах

коричневый цвет в интерьере гостиной

Спальня в темных тонах

С южной стороны всегда много солнца даже в зимний период. Здесь всегда теплее и жарче, поэтому холодный спектр может стать настоящим спасением. Бирюза, аквамарин, мятный в разных пропорциях способны создать ощущение прохлады. При этом, если в восточных квартирах уместнее насыщенные тона, то в южных наоборот старайтесь подбирать для отделки пастельные варианты.

Для квартир, в которых окна выходят на запад, подходят теплые краски. Поскольку на западе мало света в течение дня, необходимо избегать темных расцветок, а также розового и сиреневого — они покажутся серыми и блеклыми в отсутствие солнца. В крайнем случае, при использовании такой отделки позаботьтесь о качественном искусственном освещении. Для отделки на западной стороне нужно с большой осторожностью выбирать расцветку, поскольку малейший просчет способен превратить красивый дизайн в серый и блеклый.

изумрудный цвет в дизайне кухни

Светлый интерьер комнаты

фиолетовый цвет в дизайне спальни

Салатовый цвет в интерьере кухни

Зона отдыха

Поскольку это пространство предназначено для сна и дневного отдыха, цветовое решение интерьера должно соответствовать поставленной задаче. Лучше всего выбирать спокойные краски, как теплые, так и холодные. Слишком ярким тонам, а также черному и пурпурному, тут не место даже в качестве аксессуаров. Обязательно уделяйте внимание и освещенности. На северной или западной стороне уместнее теплая расцветка, в то время как на южной прохладная.

С помощью цвета можно не только корректировать недостатки освещения, но и немного изменить визуальное восприятие. Светлые сочетания зрительно расширяют комнату, а темные и насыщенные делают ее меньше. Тот же эффект от контрастной отделки и мебели.

синий цвет в интерьере коридора

Светлые тона в интерьере комнаты

Убранство кухни

В первую очередь важно понять, какая функция помимо приготовления пищи возложена на эту комнату. Как часто вы заходите на кухню, готовите дома, зовете гостей? Совмещена ли кухня с залом или является изолированной? Большая она или маленькая? От ответов на эти вопросы и зависит дальнейший дизайн кухни.

В малогабаритных кухнях предпочтительно применять светлые комбинации — ваниль, молочный, бежевый, светло-серый, мятный, нежно-розовый и пр. А вот в больших комнатах и тем более квартирах студиях можно использовать более яркие и контрастные варианты. Если кухонная зона совмещена с гостиной, она может контрастировать с ней, либо гармонировать. Контраст удобен, если нужно визуально разграничить кухонное пространство и гостиную.

аквамарин цвет в дизайне кухни

Комбинирование цветов в интерьере спальни

зеленый цвет в дизайне прихожей

Интерьере комнаты в черно белом цвете

Оформление зала

Чаще всего это помещение, в котором проводится много времени каждый день. Здесь собирается семья по вечерам, здесь же устраиваются посиделки с друзьями и семейные ужины. По этой причине к подбору палитры нужно подходить с наибольшей серьезностью.

  1. В просторных комнатах можно смело воплощать любые комбинации. В таком помещении может быть и больше 3 цветов, большее количество сложнее комбинировать друг с другом.
  2. Использование темной цветовой гаммы уместно для хай-тека или минимализма, а вот в классических интерьерах куда гармоничнее смотрится светлая расцветка.
  3. Если в качестве основы выбраны светлые сочетания, ее обязательно нужно разбавить яркими деталями, чтобы освежить убранство. Это может быть мебель, например, морковный диван на фоне бежевых стен, или аксессуары — шторы, вазы, фото и картины, диванные подушки, покрывала и пр.

Оформление прихожей

Коридор место, лишенное окон, поэтому палитра здесь сильно ограничена. Прихожая также редко отличается впечатляющими размерами, поэтому белый или бежевый наиболее уместны. При желании можно выбрать лазурный, зеленый или желтый, но тогда электрическое освещение должно быть безупречным. В холодном белом свете яркая палитра будет казаться темнее, в то время как золотистые лампы почти не искажают их.

синий цвет в дизайне спальни

Интерьер комнаты в светлых тонах

коричневый цвет в интерьере квартиры

Спальня в ярких тонах

желтый цвет в интерьере коридора

Ярко фиолетовый цвет в интерьере кухни

Оформление ванной

Для ванной традиционными считаются белоснежный, насыщенный бирюзовый, лазурь и светлые разновидности голубого в разных комбинациях. Морская тематика и все, что связано с водой, наиболее органично вписывается в такое убранство. Однако, можно выбрать оригинальное решение, например сочетать красный с белоснежным. Такой выбор будет смотреться стильно и необычно.

Видео: Цветовые решения в интерьере

50 фото примеров цветовых решений в интерьере квартиры:

dizainvfoto.ru

Золотое сечение в живописи - Ф. В. Ковалев

Общий цветовой тон картины

В картинах художников эпохи Возрождения, XVII и XVIII вв. заметно преобладание теплых цветовых тонов. Латышского художника Индулиса Зариня, посетившего Испанию, поразило то, что преобладающее количество картин испанской школы серые.

А вот как описывает изменение общего цветового тона в природе биолог Бийб: «Мы погрузились в батисфере в воду, и внезапный переход от золотисто-желтого мира в зеленый был неожиданным... По мере того как мы спускались, постепенно исчезали и зеленые тона; на глубине 60 метров нельзя было сказать, была ли вода зеленовато-синей или сине-зеленой. На глубине 180 метров все казалось окрашенным густым, сияющим синим светом» 1.

Если мы смотрим на окружающее через коричневые стекла светозащитных очков, общий цветовой тон воспринимаемого теплый; но если очки снять или посмотреть мимо стекол — все кажется окрашенным в голубоватые тона.

Такой же эффект резкой перемены ощущения общего цветового тона и его заметности происходит при включении электрического света в комнате, если при этом смотреть на пейзаж сумеречного состояния, видимый в окне. Преобладание теплых цветовых тонов в картинах старых мастеров в некоторой степени обусловлено и наличием красящих веществ. Лазурит, краску синего цвета, привозили в Европу из Афганистана, и ценилась она на вес золота. Не очень богата была палитра художника и зелеными красками.

Часто художник привыкает к определенным цветовым сочетаниям, палитра его красок всегда одна и та же, и тогда его картины похожи друг на друга по общему цветовому тону. Некоторые искусствоведы считают это достоинством. С этим нельзя согласиться. Каждое произведение живописи требует своего цветового решения в соответствии с содержанием и планируемым воздействием на зрителя. Иное дело, если цветовая бедность картины обусловлена нарушением цветового зрения художника, возрастными особенностями цветоощущения. Установившиеся симпатии зрителей к определенным цветовым сочетаниям также играют известную роль. Когда английский художник Дж. Констебль стал писать деревья не коричневыми, а зелеными, не все это понимали и признавали. Картину А. А. Иванова «Явление Христа народу» некоторые критики, привыкшие к академическим коричневым холстам, называли пестрым ковром. Но уже А. Куинджи, Н. Рерих, во Франции А. Матисс строили колорит своих картин в любом общем цветовом тоне, требуемом идейным замыслом. Американский живописец Дж. Уистлер писал ночные пейзажи (ноктюрны) в синем колорите, а портреты выдерживал в гармонии серых или черного с золотым и т. д. «Предметные» цвета при этом подчинялись общему цветовому тону.

Говорят, что художник учится у природы. Да, это верно. При любой яркости красок природа не допускает пестроты. Мы видим белую, красную, желтую бабочку, но она не однородно белая, красная или желтая, как свежевыкрашенная поверхность, а с переливами, вкраплениями других красок. Как правило, они гармоничны, согласованы и их ровно столько, сколько нужно, чтобы красный цвет бабочки остался красным, главным и доминирующим. То же самое видим и в цветах. Роза бывает белая, красная, желтая. В каждой розе есть переливы цвета, переходы от теплых оттенков к холодным, но она остается красной, белой или желтой. Природа нас учит, что цвет, создающий общий цветовой тон, должен быть количественно преобладающим.

При работе с натуры художнику приходится одновременно с определением общего светлотного тона (общей освещенности) определять и общий цветовой тон. Если первое производится сравнительно легко, то второе — труднее. Чем внимательнее художник всматривается в натуру, тем труднее ему решить задачу определения общего цветового топа. Необходимо применять прием мгновенного взгляда. Ощущение при мгновенном взгляде лучше всего показывает, какой цветовой тон в натуре является основным, доминирующим.

Часто употребляемыми являются выражения: «картина написана в теплых тонах», «картина написана в холодных тонах». Но это очень общее и неопределенное высказывание. Необходимо общий цветовой тон назвать более конкретно, уподобить его одному из цветовых тонов, например, цветового круга В. М. Шугаева, состоящего из 16 цветов. Тогда можно говорить о картине более определенно: картина построена на желтом, на желто-оранжевом или красном цвете. Преобладание в картине синего и дает ей общий синий цветовой тон.

В сумерки, рано утром, в пасмурный день легко почувствовать и общую освещенность, и общий цветовой тон, потому что отсутствует цветовая и топовая пестрота. В солнечный день бывает трудно определить, какой цветовой тон в пейзаже преобладает. Каждый предмет «кричит» своей окраской, спорит с другими. Необходимо посмотреть мгновенно или как бы мимо, чтобы интересующий нас мотив воспринимался не центральной ямкой и желтым пятном сетчатки, а периферией.

В темноте мы затрудняемся в определении цветовых отттенков предметов, так как колбочки глаза при малой освещенности не могут выполнять свою работу. Когда художник попадает на юг, на берег моря, он видит все белесым. Глаз ослеплен, засвечен сильным светом. При повышенной освещенности колбочки так же, как и в темноте, не справляются с возложенными на них. обязанностями.

При работе с натуры возникает вопрос: «С чего начинать?» Начинать следует с определения общего цветового тона при данной в натуре освещенности, а еще точнее — с осознания того цветового ощущения, которое вызвала натура в данный момент. Затем следует определить состав красок на палитре и на них строить изображение, стремясь наиболее точно выразить свое ощущение.

Как в рисунке нужно задать себе размер и не выходить из него, так и в живописи необходимо определить общий светлотный тон и общий цветовой тон и из них не выходить. В пределах этих заданных границ строить все светлотные и цветовые отношения. При правильной композиции, построенной в соответствии с нормами зрительного восприятия, при правильно взятых светлотных и цветовых отношениях изображенные предметы на картине будут находиться там, в глубине пространства, где они были в действительности.

При писании натюрморта с натуры выдержать общий цветовой тон холста труднее. Предметы находятся на близком расстоянии от художника, приходится часто смотреть на каждый из них в отдельности, легко можно забыть о погруженности предметов в среду, и тогда колорит лишается единства.

После долгого писания этюдов с натуры художник нередко приходит к выводу, что нужно идти от замысла к натуре. «Я стал задумывать пейзажи на образ и состояние»,— пишет К. Шебеко 2.

Как при работе с натуры, так и при работе по замыслу, реальной опорой для живописца является построение общего цветового тона. Более того, наличие общего цветового тона в картине — единственный критерий сбалансированности колорита, а стало быть, и его гармоничности. Если в колорите слишком много основного, доминирующего цветового тона, то картина окажется неприятно монохромной. Если количество главного цветового тона приближается к 50 частям, возникает опасность потери данного общего цветового тона. Другой какой-то цветовой тон будет претендовать на право ведущего и появится совсем другой общий цветовой тон и, в конечном итоге, иной колорит. А важной особенностью одного колорита является его способность выражать содержание. Другой колорит будет пригоден для выражения иного содержания, а не того, которое художник желал выразить вначале.

Для нас привычно выполнение гризайля в коричневом цвете. Старые мастера делали подготовку живописи на одной коричневой краске (с применением черной и белой или без них), потом накладывали локальные цвета в светах и лессировали. В художественных учебных заведениях овладение основами живописи и техники работы маслом начинается, как правило, с гризайля. А почему гризайль нельзя делать на любой краске — зеленой, красной, оранжевой, фиолетовой и т. д.? Непривычно? А между тем построение основы для общего цветового тона на одной краске (чистой или составной) с применением черной и белой предоставляет художнику большие возможности.

Здесь мы подошли к вопросу о краске. Краска — это тот материал, при помощи которого художник надеется вызвать у себя и у зрителя ощущение цвета, подобное тому, которое вызвали у него световые излучения от предметов. Необходимость сохранения общего цветового тона в картине побуждает художника, как было показано выше, максимально ограничивать количество употребляемых красок. Нет надобности выдавливать на палитру краски из всех тюбиков, имеющихся в этюднике, как это делают малоопытные художники. Краски на палитре нужны не для того, чтобы все их смешивать в надежде найти верный цветовой тон, а для их разумного применения.

1 См.: Перельман Я. И. Занимательная физика. &mdash М., 1982. — Кн. 2 — С. 198.

2 Цит. по: Кандыба В. Поэзия дальневосточных будней // Художник. — 1982. — №2. — С. 22.

hudozhnikam.ru

Изображение цвета. Фотокомпозиция

Изображение цвета

С возникновением и развитием цветной фотографии перед мастерами советского фото встала проблема цветовой организации, цветового решения, колорита фотографического снимка.

Понятие "колорит" пришло в фотографию из живописи, где этим термином обозначается общая цветовая организация произведения живописи, взаимное соподчинение и связь различных цветов в картине, направленные в реалистическом искусстве на раскрытие идейного содержания произведения.

Часто, анализируя колористическое решение живописного полотна, говорят о "золотистом колорите", "серебристом колорите", о том, что произведение живописи выдержано в серо-голубых, коричневых или в каких-либо других тонах. При этом имеется в виду определенный цветовой тон, доминирующий в данной картине, некоторый "средний тон", с которым согласованы все остальные цвета и который вследствие этого объединяет их в единое целое.

Однако не во всех произведениях живописи, совершенных по колориту, можно обнаружить такой доминирующий цветовой тон, и наличие такого тона в живописном полотне далеко не обязательно. В ряде выдающихся произведений живописи в основу их цветового построения положена целая гамма цветов. Например, художник Коровин решал многие из своих полотен на использовании богатства полной гаммы красок, на сочетании синего, красного, желтого, зеленого и других цветов и добивался очень интересных колористических решений.

Единство колорита в этих случаях достигается точностью подбора оттенков того или иного цвета, выбором цветового тона, светлоты и насыщенности каждого цвета в картине, определением места, которое каждый из этих цветов занимает в живописном полотне, размещением цветов, решением вопроса о гармоническом сочетании цветов, стоящих в картине рядом, и т.п.

Таким образом, определенный доминирующий цветовой тон, лежащий в основе цветовой организации картины, является лишь частным случаем решения вопросов колорита; само же понятие "колорит" объединяет значительно более широкий круг возможных гармонических цветовых сочетаний.

В цветной фотографии понятие "колорит" имеет в принципе тот же смысл, что и в живописи, хотя определенного цветового решения снимка фотограф добивается иными средствами, чем художник-живописец.

Колорит фотографического изображения, направленный на решение задач содержания, зависит от многих факторов, решающими из которых являются цветовая характеристика объекта съемки и условия освещения, эффект освещения, при котором ведется съемка. При этом имеется в виду, что цветофотографические характеристики негативных и позитивных материалов, экспозиционный режим и процесс фотохимической обработки негатива и позитива обеспечивают правильность цветопередачи при съемке.

Цветовая характеристика объекта в ряде случаев, как, например, при событийной съемке, не может изменяться фотографом в целях создания определенного колорита. В этих случаях колористическое решение снимка будет целиком зависеть от условий освещения.

Но многие жанры художественной фотографии дают фотографу возможность активного вмешательства в цветовую организацию объекта съемки. В ряде случаев при съемке могут быть исключены из кадра отдельные элементы объекта, нарушающие цветовое единство кадра. Работа над поставленным портретом допускает в известной степени выбор цвета костюма портретируемого, цветности фона и других элементов композиции. Большие возможности для получения интересных колористических решений дает пейзаж, где фотограф волен выбирать натуру и наиболее благоприятные условия освещения. Интересные результаты могут быть достигнуты и при съемках натюрморта, дающего фотографу большие возможности подбора предметов по цветам, сочетание которых образует тот или иной колорит снимка.

Колорит фотографического изображения находится в тесной связи с условиями освещения.

Общеизвестно, что цвет предмета видоизменяется в зависимости от цветности света, которым этот предмет освещен, так как вступают в силу законы смешения цветов. Например, по-разному выглядит синий цвет, освещаемый дневным светом и освещаемый светом ламп накаливания. В составе белого дневного света имеется достаточное количество синих лучей, которые и отражаются синей освещаемой поверхностью. В результате такого освещения и отражения поверхность выглядит синей, цвет её будет ярко выражен. В спектральном составе желтого света ламп накаливания синее излучение почти отсутствует. И, так как освещаемая поверхность может отражать только лучи одного с ней цвета, поверхность синего цвета под лучами ламп накаливания будет выглядеть более темной, чем при дневном освещении, то есть почти черной. Красный цвет выглядит черным при его освещении источником под синим светофильтром; в красных лучах насыщенность красного цвета повышается и т.д.

Свет разных источников имеет различную цветность, и, следовательно, при освещении какого-либо объекта данным конкретным источником света все цвета этого объекта должны изменяться. Действительно, один и тот же пейзаж выглядит на снимке совершенно различно по колориту, если он снят, например, при высоко стоящем солнце, когда объект освещен белым дневным светом, или в предвечерние часы, на закате, когда объект освещается красноватым светом заходящего солнца.

Но от характера эффекта освещения зависит не только изменение цветов объекта съемки под влиянием цветовой характеристики источника света. Этот момент имеет большое значение для образования колорита фотографического изображения. Но не менее важную роль здесь играет раскладка светотени на объекте съемки, целиком зависящая от характера эффекта освещения и во многом определяющая колорит фотоизображения.

В самом деле, эффект ночного освещения обусловливает наличие в кадре больших слабо освещенных или вообще не освещенных пространств, а в темноте, как известно, почти не воспринимаются хроматические цвета, приближающиеся в этих условиях освещения к цветам ахроматическим. Таким образом, эффект освещения и свойственная ему раскладка светотени, преобразуя цвета объекта, самым решающим образом влияют на колорит изображения.

Каждый конкретный эффект освещения в реальной действительности характеризуется совершенно определенной раскладкой светотени на данном конкретном объекте съемки. Так, при освещении интерьера дневным рассеянным светом из окон наибольшие яркости возникают в непосредственной близости от окон и становятся тем меньшими, чем дальше освещаемый предмет находится от этого "источника света". Четкой светотени при этом не образуется, так как "источник света" в данном случае является значительной по размерам "светящейся площадкой" и на объекте имеется достаточное количество рассеянного света.

При солнечном освещении тени от предметов ложатся в одном направлении, контраст освещения значителен, на объекте образуется четкая светотень и т.д.

Распределение светотени на объекте, сочетание освещенных и теневых пространств в кадре и видоизменения цветов объекта, зависящие от спектрального состава света, приводят цвета объекта к определенному соотношению. Эффект освещения как бы увязывает цвета.

Это всегда следует иметь в виду фотографу в тех случаях, когда съемка ведется с использованием двух, трех и более осветительных приборов, при создании для целей фотосъемки специальных условий освещения. Особенно внимательно следует относиться к воспроизведению закономерностей эффекта освещения в том случае, когда в кадре бывает виден действующий источник света, освещающий объект съемки, например горящая настольная лампа, люстра и пр. Используемыми при съемке дополнительными источниками освещения, специальными осветительными приборами обычно усиливают света, подсвечивают глубокие тени, поднимают яркости слабо освещенных участков объекта съемки и таким образом создают на объекте баланс яркостей, обеспечивающих ведение съемки при правильном экспозиционном режиме.

Однако бывают случаи, когда в жертву этим техническим задачам приносятся художественные задачи освещения, когда специальным освещением нарушается правда реального освещения, а вместе с ней и закономерности колорита снимка. Причины неудач цветового решения снимков часто лежат именно в неправильной работе фотографа со светом, в условности освещения, создаваемого специально для целей фотосъемки.

Действительно, при фотосъемке часто образуется избыток света в местах, где при естественном эффекте освещения должна находиться глубокая тень. Общий контраст освещения, характеризующего данный эффект, порой снижается до того, что весь объект заливается равномерным и маловыразительным светом, часто еще направленным со стороны фотоаппарата. Подобная работа со светом приводит к полному отсутствию колористического единства в снимке, к пестроте изображения. При таком освещении все цвета объекта начинают жить своей собственной жизнью, не увязанные между собой эффектом освещения и характерной для него раскладкой светотени.

Таким образом, работа над колоритом фотографического изображения требует, чтобы в основе специального освещения, создаваемого для целей фотосъемки, всегда лежал естественный, реальный эффект освещения, основные закономерности которого не должны нарушаться дополнительными источниками света. Действие всех вспомогательных осветительных приборов должно быть подчинено основному из них, воспроизводящему или усиливающему эффект реального источника света в кадре, что является необходимым для решения колористических задач. И только при соблюдении этих условий возможно получение фотографических снимков, решенных в определенном колорите.

Понятие "колорит" в специфическом значении существует и в черно-белой фотографии. Известно, что все хроматические цвета имеют три основные характеристики: цветовой тон, который определяется доминирующей длиной волны, насыщенность, или степень выражения цветового тона по отношению к спектральному цвету той же длины волны, принятому за 100%, и светлота, которая является синонимом яркости.

Эти хроматические цвета при воспроизведении их в черно-белом снимке преобразуются в ахроматические цвета, в гамму черно-белых тонов, различающихся между собой только по светлоте. Таким образом, хроматические цвета при изображении их на снимке теряют две из своих характеристик – цветовой тон и насыщенность, но сохраняют третью – светлоту, по которой и узнается цвет в черно-белой фотографии.

Светлота должна быть особенно тщательно и точно передана на снимке, если теряются остальные характеристики цвета. И действительно, искаженная на снимке светлота цвета часто лишает снимок жизненной правды; особенно это ощущается при изображении на снимке объектов, хорошо знакомых зрителю. Например, синее небо при некоторых условиях освещения и съемки воспроизводится на снимке в виде яркой белой поверхности, и это всегда обедняет снимок, так как синий цвет неба связан в нашем представлении с определенной, правда, варьирующейся в довольно широких пределах светлотой, никогда не доходящей до светлоты белого цвета. Очевидно, синее дневное небо должно передаваться на снимке не белым, а различными серыми тонами.

При использовании оранжевых или красных светофильтров небо на снимке приобретает темную тональность, также идущую вразрез с нашими представлениями о светлоте синего дневного неба. Поэтому такие снимки оцениваются глазом как сделанные ночью, поскольку темный тон неба адресует зрителя именно к этому времени суток.

Ахроматические цвета, соединенные в кадре в различных соотношениях, подобно хроматическим цветам, создают определенное зрительное впечатление. Оно основано на взаимоотношении и взаимосвязи этих цветов, гамме светлот, или, как принято говорить, тональности изображения, которая и является своеобразным колоритом черно-белого фотографического снимка.

Колорит черно-белого изображения, как и цветного фото, зависит от целого ряда факторов, важнейшими из которых являются цветовая характеристика объекта съемки и эффект освещения.

Так, светлая тональность фото 81 обусловлена прежде всего светлыми тонами самого объекта съемки – волос девушки, фона и пр. Очевидно, черные волосы или темные участки фона привели бы к разрушению общего тонального рисунка кадра.

Фото 81. С. Рахомяги (ВГИК). Портрет в светлой тональности

Но тональное решение снимка, заложенное в цветовой характеристике объекта съемки, поддержано и световым рисунком. Освещение здесь строится на короткой светотени, теневые участки по отношению к светам занимают в кадре относительно небольшие площадки, контрасты светотени очень невелики. Очевидно, контрастная и более ярко выраженная светотень образовала бы тона, диссонирующие с общим колоритом изображения.

Особо активную роль в тональном решении фото 82 (Н. Селюченко – "На строительстве Киевского метро") играет использованный здесь эффект освещения.

Фото 82. Н. Селюченко. На строительстве киевского метро

В динамике труда, в дожде искр электросварки видим мы на этом снимке людей. Безусловно, объект съемки здесь был достаточно многоцветен и при освещении его общим рассеянным светом могло образоваться достаточно пестрое по тонам фотографическое изображение. Но единичный источник света привел все цвета объекта в тональное единство. Он образовал яркий тональный акцент на сюжетно важном элементе кадра и оставил неосвещенными значительные пространства, что обусловило темную тональность фотоизображения.

Эффект освещения во многом определяет тональное решение снимка не только при освещении объекта источником искусственного света. И естественное натурное освещение также коренным образом влияет на тональный рисунок кадра, примером чего является фото 83. И здесь под влиянием общего рассеянного света пасмурного дня цвета объекта как бы угасают, теряют свою яркость и насыщенность, что и приводит к образованию единой гаммы тонов на снимке. Такой колорит изображения передает атмосферу осени, насыщает снимок настроением.

Фото 83. В. Васильев (ВГИК). Осенний мотив

Характер тонального рисунка снимка в какой-то степени зависит и от использованных при съемке оптических систем. Фотоизображение рисуется объективом на светочувствительных слоях, поэтому существует различие оптического рисунка в снимках, сделанных объективами с разной степенью коррекции.

Нарушения точности фотографической фиксации объекта в этом случае сводятся в основном к изменению кружка рассеяния с помощью оптической системы (сферическая аберрация) или к изменению характера преломления цветных лучей, проходящих через объектив (хроматическая аберрация).

Но степень мягкости (нечеткости) изображения в фотоснимке, и особенно в репортажных работах, ограничена тем, что фотографическое изображение – это очень конкретное, реалистическое, непосредственно связанное с жизнью изображение. Поэтому в современной фотографии мягкое, размытое оптикой изображение встречается относительно редко и всегда точно оправдано содержанием фотографической картины.

Немотивированное применение мягкого оптического рисунка изображения обычно сводит работу фотографа к чисто формальным поискам и недопустимо в практике советской фотографии.

Видение человеком окружающего мира можно условно разделить на две фазы: "общее видение" и "рассматривание". "Вглядеться", "рассмотреть" – значит увидеть и зафиксировать в своем восприятии ряд структурных деталей формы и поверхности объекта. При рассматривании мы видим не "жестко", а четко и точно, тогда как при общем видении мы видим предметы не "мягко", а обобщенно. Это основано как на устройстве глаза и его способности к аккомодации, так и на характере восприятия зрительных образов.

Вследствие этого лучшими оптическими системами (объективами) оказались те, которые создавали рисунок изображения, наиболее близкий к характеру наших зрительных восприятий при условии общего видения. Объективы с излишне точной передачей структурных особенностей объекта оказались непригодными, так же как и слишком малые действующие отверстия объективов (большие деления диафрагмы).

Но тем не менее в ряде случаев мягко рисующая оптика используется в практике фотографии. Она дает возможность особой художественной трактовки снимаемого объекта, живописной его передачи средствами фотографии.

Однако и в этих случаях фотоизображение непременно связывается с характером наших зрительных восприятий, с впечатлением, которое производит на человека данный пейзаж, жанровая сценка и пр., с настроением, которое вызывает у зрителя то или иное состояние природы, те или иные краски жизни.

Растушеванные контуры, мягкие незаметные переходы, тонкая градация и пластика тона в этих снимках станут активными элементами общего тонального рисунка, своеобразного колорита черно-белого фотоснимка.

Тональность черно-белого изображения также зависит и от использования при съемке различных светофильтров, приводящих к перегруппировке тонов в кадре. Небо, передающееся ярким белым тоном при съемке без фильтра, под действием желтого светофильтра приобретает серый тон и совершенно темнеет под действием красного светофильтра. Тени на снегу темнеют при использовании желтых и оранжевых светофильтров, а общий тональный рисунок изображения при этом теряет мягкость тональных переходов, становится более контрастным. Желтые цвета объекта светлеют на снимке при использовании желтого светофильтра и могут передаться совершенно белым тоном, если применяется оранжевый светофильтр, и т.д.

Оказывают свое влияние на тональность черно-белого фотоизображения и другие оптические насадки на объектив, использованные при съемке или проекционной печати. Сетки, диффузионные диски и пр. размывают контуры изображения фигур и предметов, смягчают контрасты, высветляют тени и пр. Так, общая светлая тональность фото 81 поддерживается смягченным оптическим рисунком изображения, явившимся результатом применения одной из таких насадок.

Влияет на тональность снимка и подбор негативных материалов по характеру их цветочувствительности, сенсибилизации и контрасту. Имеют значение применяемые для обработки негатива проявляющие и другие химические вещества, входящие в состав проявителя, а также характер обработки негатива. Например, известно, что использованный в качестве проявляющего вещества метол дает более мягкие по тонам негативы; гидрохинон делает тональные переходы на негативе более контрастными. Сильные щелочи, введенные в состав проявителя, дают более контрастные негативы, чем негативы, обработанные в проявителях со слабыми щелочами. С удлинением времени проявления контраст тонов изображения возрастает и т.д.

Оказывает свое влияние на тональность снимка и подбор фотобумаг по степени их контрастности и по фактуре поверхности, а также характер обработки отпечатка. Например, фото 81 отпечатано на матовой бумаге, что находится в полном соответствии с общим тональным рисунком портрета. Трудно себе представить этот снимок, отпечатанным на глянцевой бумаге! В то же время фото 82 хорошо печатается именно на глянцевой бумаге, передающей и контраст изображения, характерный для данного снимка, и сочность его тонов.

При творческом использовании всех этих изобразительных и технических средств черно-белой фотографии для передачи цветов реального мира могут быть получены снимки, чрезвычайно интересные по тональности, изображающие действительность правдиво и художественно выразительно. Эти средства и приемы определяют тональный строй снимка, характеризующийся рядом факторов.

Прежде всего здесь следует назвать преобладающий в кадре тон. В фото 81 преобладают светлые тона, образующие светлую тональность снимка; в фото 82 преобладают тона темные, обусловливающие общую темную тональность изображения. В фото 83 использована более длинная гамма тонов – от черного до белого.

Следующим фактором, характеризующим тональный строй черно-белого снимка, являются величины площадей, занимаемых в кадре тем или иным тоном. В фото 83 можно обнаружить всю гамму тонов – от черного до белого. Однако площади, занимаемые в кадре этими крайними тонами, очень малы и потому решающего влияния на общую тональность изображения не оказывают. Главные площади в кадре закрыты промежуточными серыми тонами, они-то и определяют общий тональный рисунок изображения.

Важнейшее значение здесь имеет размещение тонов в кадре, их распределение в пределах картинной плоскости. Поскольку тона снимка образуются реальными предметами, размещение этих предметов обусловливает тот или иной тональный рисунок кадра. И, следовательно, здесь обнаруживается теснейшая связь тональной и линейной композиции кадра. Действительно, выбор точки съемки и крупности плана определяют композиционное построение фото 84 (Б. Денькин – "Голуби зимой"). Но они же образуют и определенный тональный рисунок изображения, основанный на темном переднем плане и светлой глубине кадра.

Фото 84. Б. Денькин. Голуби зимой

И, наконец, следует назвать градацию тонов, под которой подразумевается соотношение самого светлого и самого темного тона в кадре, их контраст и характер тональных переходов. Резко различная градация тонов в фото 81 и 82 определяет совершенно разный характер тонального рисунка этих снимков. Сходная градация тонов в фото 81 и 84 дает родственный тональный рисунок в этих столь различных по содержанию снимках.

Перечисленные факторы характеризуют тональную композицию черно-белого снимка, которая является одним из средств организации фотографического изображения, объединения отдельных его компонентов в единое художественное целое.

Таким образом, тональное решение фотографического снимка следует считать активнейшим изобразительным средством фотографии, творческое использование которого помогает решению тематических задач, передаче содержания, а также позволяет решить и задачи художественно-живописные.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Цвет в интерьере квартиры

Страница содержит статьи и советы по дизайну для тех, кто хочет сделать проект квартиры самостоятельно

Характер отделки квартиры, декоративно-художественные свойства отделочных материалов, качество отделочных работ являются важными средствами формирования интерьера жилища. Отделка помещения — цвет, рисунок, фактура поверхностей — влияет на эмоциональное восприятие общей объемно-пространственной композиции квартиры, ее интерьера. Важным элементом общей композиции интерьера квартиры является цвет.

Разные цвета вызывают определенные тепловые ощущения от цветовой среды.

Красный, оранжевый, желтый цвета и их комбинации относятся к так называемым «теплым» цветам, они напоминают цвет огня, солнца.

Синий, голубой, голубовато-зеленый ассоциируется с цветом неба, воды, льда. Комната, окрашенная в эти цвета, кажется холоднее, чем комната, окрашенная в «теплые» цвета.

Действие цвета может усиливать впечатление тяжести.

Мебель, окрашенная в темные цвета, кажется тяжелее, чем светлая. Темный потолок в комнате кажется ниже, создает ощущение тяжести, придавленности, отгороженности пространством. Поэтому в верхней части помещения применяют преимущественно светлые тона.

Для характера интерьера комнаты и ее освещенности важна также способность цвета отражать или поглощать свет. Колористическое решение интерьера корректирует влияние внешней среды, регулирует естественное освещение, воздействие солнечного света. Поэтому при выборе цветовой тональности, насыщенности цвета в первую очередь учитывается ориентация помещений по сторонам горизонта.

Гамму холодных тонов используют, как правило, при отделке и убранстве помещений, ориентированных на юг, юго-восток, юго-запад.

Теплые цвета более подходят для помещений, окна которых выходят на север, северо-восток и северо-запад. Чтобы улучшить естественную освещенность квартир в нижних этажах, где окна нередко затеняются деревьями и близлежащими зданиями, рекомендуется при их отделке использовать светлые, ненасыщенные, преимущественно теплые тона.

Существуют определенные приемы создания цветовой гармонии, равновесия цветов при отделке помещений квартиры, основанные на использовании закономерностей построения так называемого «цветового круга». Цветовой круг строится на последовательности цветов, которая наблюдается при разложении светового луча.

Основы Цветоведения в Живописи

Непонимание цвета и его гармоничных сочетаний – проблема №1 у начинающих (и даже у считающих себя опытными) живописцев.

Посмотреть

Первый прием заключается в сочетании оттенков одного цвета или нескольких цветов, близко расположенных в цветовом круге. В этом случае гармония строится на нюансных, тонких отношениях цветов.

Большие, доминирующие поверхности — пол, стены, потолок отделываются в мягких, светлых тонах.

Для мебели, ковров, декоративных тканей могут быть применены более насыщенные тона этих же цветов.

Это не означает, конечно, что в интерьере не могут присутствовать другие цвета.

Следует иметь в виду, что в интерьере не должно быть монотонности и однообразия, так как отсутствие цветовых акцентов утомляет человека так же, как и чрезмерное насыщение резкими, контрастными цветовыми сочетаниями.

Пример нюансного сочетания цветов

Пример нюансного сочетания цветов

Особенно уместен этот композиционный прием цветовых сочетаний в небольших помещениях — спальнях, индивидуальных жилых комнатах, рабочих комнатах-кабинетах. Пространство помещения и наполняющие его предметы объединяются цветом и создают цельную нераздробленную цветовую среду.

Второй прием цветового решения интерьера заключается в сочетании контрастных дополнительных цветов.

Парами контрастных цветов могут быть оранжевый и синий, красный и зеленый, желтый и фиолетовый. Создание интерьера, построенного на таких контрастных сочетаниях, требует большого искусства. При недостаточно удачно найденных цветах такой интерьер может стать беспокойным, резким и утомительным для живущих в квартире.

Помимо сочетаний основных хроматических цветов (красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый) в отделке жилища можно с успехом использовать и ахроматические, т. е. бесцветные тона (белый, серый, черный). В сочетании с другими цветами — белого и красного, серого и синего — можно создать современный и своеобразный по цвету интерьер. При этом следует избегать пестроты и диссонанса, ограничивая отделку двумя-тремя основными хорошо сочетающимися цветами. Контрастные цветовые сочетания могут быть применены в помещениях, где человек проводит ограниченное время или занимается подвижной, активной деятельностью. Они уместны в передней, коридоре, детской комнате.

Пример контрастного сочетания цветов

Пример контрастного сочетания цветов

 

Остановимся более подробно на нескольких примерах отделки и цветового решения интерьера.

Предположим, вас устраивает гармоничное сочетание близких тонов. Например, для общей комнаты выбрана гамма золотисто-коричневых тонов, создающих мягкую колористическую гармонию, которая наполняет атмосферу интерьера особым уютом, покоем, теплотой.

Стены комнаты могут быть окрашены или оклеены обоями мягкого золотистого цвета, в обивке мягкой мебели, коврах и занавесах будут подходящими оттенками цвета терракоты и коричневого. Отдельные небольшие предметы убранства — настенные декоративные панно, диванные подушки, небольшой ковер — могут иметь контрастные насыщенные тона красно-терракотового или глубокого зеленого цветов.

Основные цветовые гаммы: теплый колорит цветовой гаммы

Основные цветовые гаммы: теплый колорит цветовой гаммы

Если для отделки и убранства комнаты выбрана гамма холодных сероголубых тонов, то стены могут быть светло-серого цвета, обивка дивана и кресел более насыщенного голубого цвета. Декоративную ткань можно выбрать в тон обивки мебели, ковер — светлый.

Чтобы избежать монотонности и однообразия, в качестве тонов, оживляющих общую сдержанную композицию, подбираются оттенки кремового или белого цветов, золотистого или синего цветов.

Если неумеренно пользоваться оттенками холодных цветов, то вместо чувства спокойствия и свежести может возникнуть среда, действующая эмоционально угнетающе, утомляюще.

Основные цветовые гаммы: холодный колорит цветовой гаммы

Основные цветовые гаммы: холодный колорит цветовой гаммы

Цветовые сочетания элементов, формирующих интерьер кухни, так же, как и в жилых помещениях, могут быть построены по принципу сочетания оттенков близких цветов или сочетания контрастных цветов.

Благоприятные условия для работы в кухне создает гамма мягких теплых оттенков — светло-желтые стены, мебель, облицованная пленкой под натуральную древесину, светло-коричневые полы и желтые с коричневым занавески. Цветовой акцент в этом случае переносится на декоративную посуду, украшения из дерева или цветной керамики.

Эмоциональное воздействие: ощущение спокойствия, уравновешенности, вызываемое нюансным сочетанием цветов

Эмоциональное воздействие: ощущение спокойствия, уравновешенности, вызываемое нюансным сочетанием цветов

Возможно, вы предпочтете сочетание контрастных тонов, например белого и красного. С применением этих же цветов могут решаться и остальные элементы интерьера — скатерть и занавески в красно-белую клетку, кухонная и столовая посуда, предметы убранства. Этот прием тоже имеет свои достоинства — он создает приподнятое настроение, праздничную атмосферу.

Ощущение активности, динамики, вызываемое контрастным сочетанием цветов

Ощущение активности, динамики, вызываемое контрастным сочетанием цветов

 

К цветовому решению и отделке санитарных узлов также предъявляются специфические функциональные и гигиенические требования.

Небольшое помещение санитарного узла, как правило, не имеющее естественного освещения, рекомендуется отделывать плиткой светлых тонов (светло-желтой, голубой, розовой или белой). Цвет плитки может соответствовать цвету санитарных приборов, но может и решаться как фоновая отделка для приборов сочетающегося с плиткой цвета.

Если для отделки стен применяется плитка с рисунком, то полы в этом случае лучше делать одноцветными. Для помещений санитарных узлов, оборудованных большим количеством санитарных и электроприборов, мебелью, дополнительными изделиями и приспособлениями, большое значение имеет единое цветовое решение.

Пример цветового решения ванной комнаты: в теплой гамме

Пример цветового решения ванной комнаты: в теплой гамме

Пример цветового решения ванной комнаты: в холодной гамме

Пример цветового решения ванной комнаты: в холодной гамме

Выбирая то или иное решение для отделки и цветовой гаммы в интерьере одного помещения, нужно обязательно учитывать интерьер смежных помещений, избегая при этом резких цветовых сочетаний и контрастов. Общая цветовая гамма создает единое, целостное впечатление от интерьера квартиры. Разнообразные приемы освещения завершают отделку и колористическое решение квартиры, придают эмоциональную выразительность интерьеру.

 

Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.

 

 

Основы Цветоведения в Живописи

Непонимание цвета и его гармоничных сочетаний – проблема №1 у начинающих (и даже у считающих себя опытными) живописцев.

Посмотреть

Смотрите по теме

 

oformitelblok.ru

Основы рисования: правила цветовой палитры в живописи

Цвет является основным ключом к нашим эмоциям. Он помогает понять события, смысл определенного жизненного периода. Цвет — это поток энергии, которая может передавать как положительное, так и отрицательное. У каждого есть шанс прочувствовать эту энергию не только в музеях, галереях или интернете, рассматривая произведения искусства, но и самому купить краски и взять в руки кисть. В процессе очень важно исследовать цвет, с помощью нужных комбинаций управлять эмоциями.

Художников нынче очень серьезно беспокоят вопросы цвета. Многие картины на наших выставках говорят об отсутствии цветовой культуры. В одних — неуместная, безвкусная яркость. В других — серость, выдаваемая авторами за тонкость цвета. Между тем, основы подлинной науки о цвете — в познании образов, в правильном сочетании. Эту гамму нужно почувствовать, понять, что она передает, какую эмоцию дает каждый цвет по отдельности и в сочетании с другими цветами. Есть несколько хороших приемов для начала изучения цветовой палитры вашего будущего шедевра.

1. Копирование цветовой гаммы

Первое из правил — учиться на работах других. Художники разных эпох постоянно брали чужие элементы и очень часто получали нужный результат. Это необъятное поле для экспериментов. Ведь какое сейчас количество шедевров, которыми мы наслаждаемся.

Давайте представим, что у вас есть нарисованный эскиз, но вы без понятия, как правильно управлять цветовой гаммой. Проблема довольно-таки частая. Ведь сколько хороших работ можно испортить, неправильно подобрав цвета. Для решения данной проблемы можно поискать похожие примеры, посмотреть на используемую цветовую палитру, сравнить с нашим ожидаемым результатом и понять, подходит ли она нам по ощущениям.

Скорее всего, в нужной гамме будет 2-3 основных цвета и 3-5 дополнительных цветов. На черновике можно попрактиковаться в смешивании красок, чтобы добиться нужного результата. Самая главная задача состоит в выдержке основного колорита рисунка.

2. Использование сближенной палитры цветов

О цветовой палитре обязательно надо задумываться заранее. Нежелательно наносить один цвет и только потом додумывать, что подойдет. Хорошая тактика — выбрать один оттенок и двигаться от него в разные стороны.

99

3. Техника наоборот — контрасты

Поначалу работы с техникой движения от одного цвета могут быть скучноваты и однообразны. Зритель сразу будет искать цветовой акцент. Большинство художников знают этот и применяют эту технику. Лучше всего нам поможет в этом природа.

40227114502340

С помощью таких контрастов мы можем выделить главное из общего, существенное из несущественного, правильно расставить акценты.

3. Не бойтесь грязи

Разные замыслы требуют разного подхода и техники. В академической живописи основным подходом являются естественные цветовые палитры с плавными переходами. Как же правильней всего передать, допустим, красоту зимне-весеннего пейзажа, где небо синее, молоденькая трава зеленая, а снег до сих пор белый? Можно попробовать добавить немного грязи. Это не грязь в прямом смысле, а всего лишь смешение цветов для плавных переходов. Такая техника сделает вашу работу более правдоподобной, ненавязчивой.

22_0

4. Монохромный стиль

Если вы замечаете у себя явные проблемы с цветовой палитрой, попробуйте поиграться с тенями. Вещь, которую очень трудно испортить — это монохром. Немного усложнит задачу выбор дополнительного одного цвета. Но такой метод одновременно и предотвратит путаницу.

Конечно, в школах живописи более точные правила. Вам могут показать примеры одного художника, но если вы попытаетесь писать в таком стиле, ваши работы могут подвергнуться жесткой критике. Ну а если вы сами начинаете рисовать дома, то вам нечего бояться. Смело смешивайте цвета, вдохновляйтесь и творите. Не останавливайтесь, если с первого раза что-то не выйдет. Это все будет служить прекрасным опытом. Ошибками, на которых вы будете учиться. Сделав 100 попыток, 101 обязательно выйдет изумительной :)

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Понимание цвета

Лучшие видео уроки по теории цвета

Цветовые тренды мира по сезонам года

<p style="text-align: center">Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите <em>Ctrl+Enter</em>.</p>

say-hi.me

Основы цветоведения- Как научиться рисовать

Основы цветоведения- важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве. Мы не будем останавливаться на физических характеристиках цвета, не будем разбирать принципы аддативного и субстрактивного синтеза и углубляться в изучение синтеза цветовых потоков. Не будем сравнивать оптический синтез и синтез красок. Это не является нашей задачей. Наша задача заключается в том, что- бы выделить все основное, первостепенное, не углубляясь в научные исследования. Основы цветоведения именно для художников- вот что нам нужно. Единственным замечанием будет то, что для работы над изучением материала нам нужны будут хорошие краски. Для изучения цветоведения нужна гуашь хорошего качества.

1. Цветоведение- начало:

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении. Красками вы этого скорее всего не сможете сделать. Если и можно, то нужно очень постараться, подбирать цвет к цвету, и все это делается хорошей художественной гуашью. Но мы- же не можем отвечать за качество красок, верно? А потому и делаем это смешением более чем трех цветов. В физике цвета основных цветов может и три, но у нас будет немного больше.

2. Спектральный круг. Проще считать, что основных цветов спектра есть двенадцать:

Все спектральные цвета называются хроматическими.

Все остальные цвета получаются путем смешения основных.

Серый белый и черный называются ахроматическими:

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре. Они друг-друга дополняют, то-есть, когда взаимодополнительные цвета расположены рядом, то они усиливают друг друга, "зажигают".

Например, у нас есть вот такой невзрачный тусклый фиолетовый цвет:

Сам по себе он не несет особой красоты и мало что из себя нам может рассказать. Но если к нему добавить взаимодополнительный цвет, то он заиграет и заискрится. Смотрите:

наш фиолетовый заискрился, и это тот- же самый цвет, который мы взяли в начале.

НО при смешении таких цветов всегда получается серый.

Основы цветоведения

3. Основы цветоведения- основные характеристики цвета:

1.Название цвета- так называемый цветовой тон

2.Светлота- тон

3.Насыщенность- напряжение, чистота какова насыщенность цвета, насколько он чист, сколько его.

4.Тепло- холодность

Эти все понятия разные и исключительно в каждом цвете они присутствуют. Например: Посмотрите вокруг себя, найдите любой предмет. Он будет какого- то определенного цвета, допустим, того- же желтого. Давайте подумаем- цветовой тон будет желтый, а по светлоте может оказаться разным, то-ли желтый светлый, то-ли желтый темный. Вот теперь нужно определить его насыщенность- сколько именно желтого присутствует в данном цвете? Много желтого- сильное напряжение, желтый с примесями- слабое напряжение, низкая чистота. И последнее- теплохолодность. Наш желтый цвет может быть как с прохладной ноткой, так и с теплой. Проще будет это понять, когда сравнить несколько разных предметов одного цветового тона, в данном случае- желтого. Найдите несколько желтых предметов и сравните их по нижеперечисленным характеристикам. Вам все станет ясно.

Если вы еще не переключились в то русло, по которому я вас веду- предлагаю одно развлечение:

Цвет- это выражение качества энергии, какую несет среда. Иными словами, любой предмет несет в себе энергию определенного качества, в нашем случае- цвет. Как вы, наверно, знаете, каждый цвет по разному нами воспринимается. Желтый повышает внимание, где-то раздражает. Синий- спокойный цвет, пассивный. Красный повышает чувствительность, внимание. Фиолетовый- настолько влияет на наше внутреннее Я, что может даже угнетать. Так мы чувствуем цвета. А теперь попробуем связать их с любыми предметами, допустим, с едой: Я задам вам вопрос: какого цвета вкус картошки? Что? Белого? Нет!!! Вы должны прочувствовать, какие ощущения вызывает у вас вкус картошки, а не какого она цвета. У меня она вызывает ощущение, которое можно отнести к характеристике зеленого цвета. Еще вопрос: Какого цвета вкус мяса? Конечно красного! Красный- сила, жизнь, движение- что дает нам кусок вкусного бифштекса, например. А какого цвета вкус клубники? Для меня это розовый. Давайте перейдем к музыке. Если вы слышите звук органа, какие ощущения вызывают у вас эти звуки? У меня они вызывают ощущения, которые характеризируют фиолетовый цвет. А если слышите звук балалайки? Какого "цвета" эта музыка?

4. Основы цветоведения- цветовая гамма:

Ну что, развлеклись? Попали на нужную волну? Тогда едем дальше. Все цвета, учавствующие в композиции, должны быть подчинены какому-то одному цвету, который всегда зависит от:

1. Цвета света (то-ли сейчас утро, то-ли вечер, ясный день или дождливый, а может у вас на окне висят оранжевые шторы, которые будут пропускать в комнату неповторимый теплый свет)

2. От цветов, учавствующих в композиции.

3. От площади пятен, учавствующих в композиции. Допустим, самое большое пятно вашей композиции будет зеленым- то этот цвет будет внесен в гамму. И именно гамма определяет цельность композиции.

В каждом мазке должно присутствовать три цвета- локальный цвет (цвет предмета), цвет гаммы (в какой гамме, допустим, ваш натюрморт) и цвет света (он может быть как холодный так и теплый).

Основы цветоведения

5. Конструктивное начало формы:

Конструктивное начало формы: свет, полутон, тень

Пластическое продолжение- добавляем полутон света, полутон тени, рефлекс и блик:

Блик- показывает материал, из которого зделан предмет. Рефлекс- есть отраженный свет от рядом лежащей формы или плоскости. Группа света- свет, полутон света, блик. Группа тени- тень, полутон тени, рефлекс. Связывает эти две группы нолевой полутон. В нолевом полутоне- локальный цвет, абсолютная величина, и зависит она от общего светлотного тона.

6. Основы цветоведения- изменение цвета по форме предмета:

По названию, цветовому тону цвет не меняется. Интересный процесс происходит с светлотой. Светлый цвет удаляясь темнеет

темный- светлеет

По насыщенности цвет удаляясь гаснет, слабеет

По теплохолодности- холодные цвета удаляясь будут теплеть

теплые- холоднеть

На свету цвет светлее, в тени слабее и распределяется по полутонам:

По теплохолодности- если вы свет выбрали теплый, то тени будут холодными. Если свет холодный, то тени будут теплыми. Теплый свет удаляясь будет холоднеть, холодный- теплеть. Теплая тень удаляясь будет холоднеть, холодная теплеть. Цвет в тени по насыщенности зажигается.

7. А теперь самое сложное:

7.1. Самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени.

7.2. Самый безцветный полутон на свету цветнее самого цветного полутона в тени.

7.3. Самый теплый полутон на холодном свету холоднее самого холодного полутона в тени.

Все сложно и запутано? Так кажется с первого раза. Такие мысли развеятся, когда вы начнете рисовать. Я вам даю уже готовые законы, которые другие люди нарабатывают годами в процессе учебы. Здесь во времени все происходит намного быстрее. Вам нужно все это просто выучить, принять и воплотить на практике руководствуясь девизом:

Не вижу, а знаю! И делаю так, как знаю!

А укрепить знания, руководствуясь девизом вы сможете на странице изучение живописи.

Не плохо было- бы повыполнять несколько упражнений по цветоведению. Дело в том, что во время живописи, особенно, когда вы пишете акварелью, порой трудно быстро сориентироваться, какой- же мазок сейчас ложить. Конечно, в этом нам помагают цветовые поиски, эскизы, которые мы делаем перед началом работы. Но увереннее чувствовать себя в процессе работы помогут следующие упражнения:

1. Для этого нам понадобится гуашь, о которой говорилось в начале этой страницы. Используйте какой- либо цвет. Допустим, вы возьмете фиолетовый. Поработайте с ним. Представьте, что этот фиолетовый цвет- локальный цвет предмета, цвет нолевого полутона. И проделайте цветовые растяжки, что- бы с цветом происходило, если- бы он учавствовал в вашей композиции. Допустим, цвет предмета у вас холодный фиолетовый. Удаляясь в сторону теней он будет теплеть, ну и темнеть. Сделайте такую цветовую растяжку. А теперь о том, как это упражнение делается, технически:

а) можно выполнять его на бумаге сразу рисуя гуашью

б) можно использовать выкраски. Выкраски это куски бумаги, которые вы предварительно окрашиваете в различные цвета, которые отличаются и по тону- цвету, по насыщенности, чистоте ну и так далее. Выкраски окрашиваются в самые различные цвета, какие только могут получиться. Выкрасок в работе над упражнением по цветоведению может быть не только сотни, а тысячи. И чем больше, тем лучше. Вот из этих выкрасок, подбирая необходимые нам цвета и составляется растяжка нужного нам цвета. Подбираем нужные нам кусочки, вырезаем и составляем растяжку, приклеивая один цвет рядом с другим. И на принципе ее уже и будем выполнять работу над фиолетовым предметом в, например, нашем натюрморте. Но мазки уже будут увереннее и делаться будут осознанно.

2. Цветовые растяжки можно делать самые разнообразные. "Растягивать" цвета от теплого к холодному, от светлого к темному, от одного цвета к другому. Можно делать растяжки по принципу тех правил, о которых вы здесь узнали. Потренируйтесь, вам от этого будет только польза. Вы многое сможете новое узнать о цвете и как он себя ведет рядом с другими или при смешении их. Можно сделать из выкрасок цветовой спектральный круг используя различные растяжки. У меня нашлась старая работа, но использовать ее для примера можно. Здесь цвета располагаются спектрально каждый на своем месте- это уже упражнение над цветом, плюс каждый из спектрального цвета еще растягивается в сторону белого и черного. Самое сложное здесь- это составить гармонично все цвета, подобрать нужную выкраску, что- бы она была на своем месте:

3. Так как в живописи, мы делаем цветовые поиски акварелью, так и в цветоведении мы можем делать цветовые поиски при помощи выкрасок. Но здесь есть неограниченное время подумать над тем, где и в каком месте будет располагаться любой цвет и какой цвет. Выполняя это упражнение можно не ограничиваться эскизом, а выполнить всю работу при помощи составления нужных кусочков цветных выкрасок. Ниже сделана работа моей восьмилетней дочкой. Для ее уровня это очень хорошая работа. Показываю только принцип работы, у вас получится намного лучше:

Если вам удасться найти ошибки в этой работе, то это значит, что материал вы прошли успешно и поняли его. Успехов.

Выход на главную тему сайта здесь- как научиться рисовать

paintmaster.ru

Выбираем Цветовое Решение Правильно! - Журнал The Best

Как же выбрать цвет вашего помещения?

Чтобы оно не казалось слишком темным или белым, чтобы глаза не уставали от слишком ярких цветов или слишком холодных оттенков. В палитре есть цвета которые успокаивают, другие наоборот раздражают, вызывают ощущение холода или тепла. Человек подсознательно стремится к гармонии холодных и теплых тонов. К теплым относятся красный, оранжевый, желтый и те цвета, в которых они преобладают, к холодным — голубой, зеленый, фиолетовый, а также цвета, где они преобладают.

Множество людей любят красный цвет, но у многих он вызывает беспокойство, длительное пребывание в таком помещении с красными стенами быстро утомляет глаз.

Желтые оттенки воссоздают ощущение тепла и уюта, поднимают настроение, успокаивают. Такой цвет подойдет для спален или гостинной он способствует творчеству, поднимает работоспособность. У этого цвета есть еще одно отличное качество он не изменяет размера вашего помещения.

dgmlRoIVNiM_compressed

Оранжевые тона возбуждающе воздействуют на эмоциональное состояние человека. Зрительно этот цвет уменьшает расстояние в комнате, поэтому им стены редко красят.

jt2C0HYnmpA_compressed

Расслабиться и отдохнуть вам поможет зеленый цвет в вашей комнате, он отлично подходит для спальни или личного кабинета. Светлые оттенки всегда олицетворяют чистоту, прозрачность и благородство.

yqHhort8o_Q_compressed

Голубой и его оттенки дает полет вашей фантазии, ощущение легкости и глубины. Этот цвет создает иллюзию увеличения, а также изменения пропорции помещения.

15z5liHAzcM

Синий цвет дает вашему помещению ощущение бесконечности, цвет неба и моря. Он успокаивающий и сдержанный, идеально подойдет в спальню, и способствует хорошему сну.

ZWHK2olPJCI_compressed

Фиолетовый цвет вызывает меланхолическое настроение, ощущение грусти и печали.

-vNRbYXQsF4

Серый цвет и его оттенки хорошо сочетается с яркими предметами вашего помещения мебелью, картинами или предметами декора. Этот цвет часто недооценивают, он отлично смотрится в спальне.

an7rozshIxc

Коричневый цвет всегда ассоциируется с шоколадом или орехами, такой цвет подойдет тем людям которые ценят защищенность и безопасность своего помещения.

xlEuBJFUFgg

Белый цвет отлично дополняет другие цвета и служит отличным фоном. Если в вашей комнате много мелких предметов таких как вазы, картины, статуэтки или книги белый цвет ваше идеальное решение.

QN1kqC1j81A

Не забывайте что расположение вашего помещения относительно сторон света также играет огромную роль. Сколько солнечных лучей попадает в нее, а также на протяжении всего дня. Ваши окна выходят на запад тогда солнце посещает ваш дом только по вечерам. Вам подойдет теплая гамма цветов — салатный, бежевый, терракотовый, желтый, оранжевый.

В помещении, где окна расположены к северу, используйте также теплые оттенки, потому, что света в ваши окна попадает не так много. Это цветовое решение подсознательно согреет и добавит свет.

Окна которые выходят на восток, в таких посещениях можно использовать как теплые, так и холодные оттенки. Избегайте пастельных тонов, они будут очень бледно смотреться, солнце в вашем помещении только до полудня, и к вечеру цвет потеряется и станет грязновато-серым.

Если ваши окна выходят на юг, то подойдут цвета холодной цветовой гаммы: бирюзовый, синий, зеленый, молочный, шоколадный. Используйте пастельную гамму мягкие прозрачные, нежные цвета, ни в коем случает не используйте теплые цветовые решения. Солнце в вашей комнате практически весь день и у вас нет недостатка солнечного цвета, поэтому изобилие цветов увеличит ощущение жары.

Надеемся наши советы помогут вам выбрать отличное цветовое решения для ваших помещений. И вам будет уютно и комфортно.

Читайте также:  Путешествуй Налегке. Как Правильно Собрать Сумку?

Загрузка...

thebestnotes.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта