Правда о схватке Пересвета и Челубея. То, что не написано в житиях. Челубей картина
Грозный Челубей – посвященный воин темного тибетского культа «бон»! — Мономах
Сегодня мало кто представляет, с какой грозной и страшной силой пришлось сразиться на Куликовом поле схимонаху Александру Пересвету, благославленному на бой самим прп. Сергием Радонежским.
Любимый батыр Мамая печенег Челубей, или Темир-Мурза, был не просто искусным воином. Он был… адептом мистического культа, который в разных источниках именуется по-разному — «бон-по», «бон(г)-по», иногда даже «бон(ч)-по». Челубей прошел в этой религии до высшей степени посвящения. Считалось, что он владел теми мистическими способностями, которые сегодня лишь искусственно, на уровне трюков воспроизводятся в фильмах о восточных единоборствах: мог на расстоянии наносить энергетические удары; владел телепортацией – способен был исчезать в одном месте и мгновенно появляться в другом; летал чудесным образом по воздуху… Именно эти навыки позволили ему одержать неслыханное количество побед — примерно в трехстах поединках!
Вот как описывается он в одном из летописных документов: «Подобен он был древнему Голиафу: пять сажен высота его, а трех сажен ширина его».
Тогда-то и выехал схимонах Александр Пересвет, который ценой своей жизни остановил этого непобедимого доселе воина: «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними. И упали оба с коней на землю, и скончались». И воскликнули все единогласно: «С нами Бог!» («Сказание о Мамаевом побоище»).
Интересно, что, как сообщил в беседе с одним журналистом настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове (где сейчас покоятся мощи преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби), протоиерей Владимир Силовьев, адепты учения «бон(г)-по» приезжали в Россию специально для того, чтобы выяснить, почему их «великий предшественник Челубей» проиграл знаменитую схватку. В частности, они побывали в Троице-Сергиевой лавре, пытаясь понять, каким образом кресты монашеской схимы и молитвы к «русскому Богу» лишили Челубея его магических способностей, которые он так и не смог продемонстрировать в поединке…
Однако не следует думать, что все было так просто. Есть основания предполагать, что прп. Сергий, отличавшийся, помимо прочих духовных достоинств, и даром прозорливости (известно, например, что, находясь в своей Лавре, за сотни километров от Куликова поля, он с момента начала битвы быстро собрал братию монастыря на панихиду, и в то время, когда наши предки рубились в этой исторической схватке, святой, буквально, видя отлетавшие на Небеса души воинов, вслух перечислял их имена – для того, чтобы монахи соборно тут же молились об их упокоении!), — так вот, прп. Сергий, видимо, был отнюдь не уверен в исходе первого поединка с Челубеем: и именно поэтому послал не одного, а ДВОИХ воинов-схимников, чтобы, в случае возможной неудачи, на бой с Челубеем выехал второй монах. Настолько серьезной темной силой обладал Челубей! Не случайно, ведь он победил до этого в почти в 300 (!) поединках!
Древнейшая религия планеты
Сегодня из одного современного источника в другой заимствуется ошибочное мнение, что «бон(г)-по» якобы является одной из сект буддизма. На самом деле, это не так. Религия «бон», как считают некоторые исследователи, — одна из самых древних (если не самой древней) на Земле, и зародилась она задолго Буддизма. Ей около… 18 тысяч лет! В Тибет она пришла из Центральной Азии или Ирана. В отношении названия этой религии возможно уточнение — «бонпо» (один из вариантов перевода — «обращённый бон»).
Сам культ «бон» — довольно темный и загадочный. Известно о нем мало. Но даже такие люди, как Рерихи и Блаватская, имеющие, мягко говоря, очень сложные отношения с Православием, признаются в отвращении к нему, называя его в своих работах и письмах «черной верой» и отмечая практикующиеся в нем «самого низкого типа шаманизм», «грубую некромантию и тантризм», «колдовство» и «черную магию».
На сайте Индостан. Ру можно прочитать, что «само слово бон происходит от юн-друн-ги-бон, что означает «проговаривать магические заклинания», или «повторять секретные формулы»…
По мнению авторов статьи, размещенной на этом сайте: «Религия бон часто неверно (интересно, почему неверно? – ред.) описывается как сочетание шаманистских верований, фетишизма и демонологии». Однако при этом они сами тут же подтверждают: «Священнослужитель бона являлся магом и некромантом, в практику которого входило пение магических заклинаний. Он исполнял непонятные для непосвященных танцы и бесстрашно вступал в схватки с невидимыми демонами, окружавшими его…
Священники бон не давали обет безбрачия, и, тем не менее, они часто были затворниками, носили прическу из спутанных нестриженых волос и жили в полном одиночестве в чаще джунглей или высоко в горах…
Спектр функций бонского священнослужителя был чрезвычайно широк: он выступал одновременно магом и некромантом, шаманом и волшебником. Он попадал во власть богов, и через него божества проявляли себя в этом мире (что это за «боги» и «божества», понять, думаю, несложно – ред)…»
Очень интересен и другой отрывок: «Жертвенная молитва, используемая в поздней Ваджраяне и имеющая, возможно, бонское происхождение, хорошо передает дух самой религии бон: «О, вы, все духи, демоны, оборотни, привидения, злобные сущности, духи безумия и эпилепсии, мужские и женские небесные покровители, а также все другие, примите эту жертву и да будет между нами соглашение, и пусть благодать и защита исходят от этого соглашения».
Обряд жертвоприношения сопровождался суровым предупреждением для простолюдинов: «Если вы осмелитесь нарушить заключенное соглашение, то будете разрублены и выброшены, как эти животные, приносимые в жертву! Поэтому будьте едиными в своих помыслах и преданны богам небесным и земным, чтобы они могли увидеть ваши чистые помыслы!»
Далее еще интереснее: «Священники бон использовали знак свастики (по-тибетски юн-друнг) как магическое орудие величайшей силы. Это слово используется также в качестве титула основателя религии. Свастика (санскр. «эмблема счастья»), появление которой окутано тайной.
Теперь очень важное: говоря о свастике в разных религиозных традициях, следует отметить одну особенность: в традиции бон она «вращается» слева направо, то есть является правосторонней, в отличие от левосторонней свастики буддизма, символизирующей процесс «вращения» справо налево. Эта деталь объясняется характерной чертой бон: делать многие вещи в обратном порядке (обходить ступы по левой стороне, вращать молитвенные барабаны в обратную сторону и произносить мантры наоборот…)»
Последняя деталь очень характерна, вообще, для всех демонских, темных сил. Сатанисты тоже всегда совершали ритуалы, извращенные подобным же образом: с перевернутыми крестами, прочтением обратных молитв, совершением противоположных по смыслу «священнодействий».
В связи с приведенной цитатой, уместно также вспомнить и другое: эмблемой нацисткой Германии была как раз … правосторонняя свастика! Видите, какие подробности начинают проявляться, и странным образом увязываться?! Кроме того, известно, что при взятии Берлина и самого рейхстага советские солдаты обнаружили около 1000 странных трупов в военной форме без знаков различия с характерным для Тибета чертами лица. Долгое время считалось, что это – посланцы Далай-ламы, с которым контактировали знаменитые экспедиции СС под руководством Эрнста Шеффера и с которым у руководство Третьего Рейха была даже налажена радиосвязь. Однако теперь, с большой долей уверенности, можно предполагать, что это были все-таки не буддисты, а как раз адепты религии «бон» — те же духовные наследники Челубея, у которого на щите и амуниции, скорее всего, были изображения… правосторонней («бонской» или нацистской) свастики!
Если предположение верно, то как же все, однако, переплелось в нашей истории! Потомки Пересвета и Челубея через много веков, за тысячи километров от Куликова поля снова сошлись в кровавом и очень принципиальном духовном поединке — не на жизнь, а на смерть…
Культ «бон» и Буддизм: друзья или враги?
Надо признать, что Буддизм – довольно миролюбивая религия. Несмотря даже на известный во всем мире феномен монастыря Шаолинь: буддистские монахи в нем оттачивают боевые искусства отнюдь не для банального мордобоя — высшим совершенством у них считается не победа в бою, а доведение ситуации до такого развития, когда отпадает сама необходимость в схватке. При этом, однако, монах должен оставаться подготовленным к ней лучше, чем возможный противник – и духовно, и физически. Не случайно, агрессивный «бон» и миролюбивый Буддизм на протяжении всего своего сосуществования в Тибете никогда не были, мягко говоря, дружественными друг другу… Как бы это не пытались представить сегодня некоторые авторы наших дней.
Опровергает последних и тот же Ю.Н. Рерих, сын Н. К. Рериха и известный советский востоковед, который в одной из своих работ «По тропам срединной Азии» прямо писал, что «ночь, проведенная в монастыре бон-по, может принести несчастье», а почти негроидного вида наставник монастыря «бон» однажды прямо спросил его с нескрываемым удивлением, как, мол, вы, изучающие доктрины Буддизма, можете интересоваться их, «бонскими» писаниями, добавив при этом, что две эти доктрины не могут идти вместе, так как одна исключает другую. Далее Ю.Н.Рерих в своем труде уточняет, что, например, ламаистские монголы имеют большую антипатию к бон-по вере, которая известна им под названием Кхара-ном, «Черная вера» (гл. XVI).
«Бон» и руководство Третьего Рейха
То, что в руководстве нацисткой Германии знали очень подробно о религии «бон» от Эрнста Шеффера, вряд ли можно сомневаться.
Последний проявил просто недюжинные способности исследователя и путешественника. Он и его команда совершили немыслимое — стали одними из первых европейцев, проникшими (и не один раз) в закрытый для иностранцев Тибет.
Достаточно вспомнить, что тот же Рерих, также двигавшийся со стороны Китая и примерно в те же самые времена, так и не смог этого сделать. Его экспедиция, дожидаясь разрешения на посещение Лхасы, чуть не погибла от голода и холода на плато, в предгорьях Тибета – но так и не дождалась!
Зная о способностях и активности Эрнста Шеффера (получившего от самого рейхсфюрера СС Гиммлера задание максимально полно исследовать Тибет), нетрудно предположить, что он, несомненно, очень заинтересовался духовной практикой неизвестной для него религии, которую и сегодня исповедуют, по некоторым данным, до двух третей тибетцев. На документальных кадрах кинохроники, запечатленной Шеффером, можно видеть похожего на шамана человека, совершающего некий обряд с выпученными, экзальтированными глазами, который мало напоминает буддистского ламу, но зато очень похож, по словесным описаниям, на жреца культа «бон».
Алексей Анатольевич Чеверда
monomah.org
Пересвет и Челубей. Искусство и антиквариат. Добавил Володька Новиков — VilingStore.net
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.
Пересвет и Челубей
Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.
Пересвет и Челубей
Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза лютой ненавистью впиваются в поверженного врага.
На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка
vilingstore.net
Поединок Пересвета с Челубеем
Поединок перед Куликовской битвой О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне.
Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей. В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле. Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей. Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны. У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо». Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника. От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея. Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла. Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку. Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова. За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.fishki.net
Правда о схватке Пересвета и Челубея. То, что не написано в житиях.
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла […]
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
Епископ Митрофан (Баданин)
Интервью с владыкой Митрофаном читайте здесь
Вконтакте
Одноклассники
LiveJournal
Google+
Похожие статьи
pravoslavie.fm
"Странная" Куликовская битва: historyfakts
ПредисловиеЯ начал писать этот рассказ в День Защитника Отечества, чтобы ещё раз напомнить вам и себе о славе русского оружия. После работ Л.Н.Гумилева трудно не признать, что эта битва велась не за "освобождение Руси от монголо-татарского ига", ведь уже во время "великой замятни" митрополит Алексий получил ханскую грамоту, по которой великое княжение является наследственным правом московских князей. Ещё раньше, при правлении хана Узбека во время насильственного "обмусульманивания" Золотой Орды многие крещёные татары перешли на службу к московскому князю, в результате чего четверть российского дворянства имела татарские корни.Война велась с Мамаем - который был тёмником (он не был Чингизитом и не мог претендовать на титул хана), ему служили причерноморские половцы (их к тому времени их тоже стали называть татарами, хотя половцы были светловолосыми - от русского слова "полова" - солома). Мамай опирался на союз с Западом, на генуэзские колонии в Крыму. Волжские татары неохотно служили узурпатору, и их у Мамая было незначительное количество. Так что в чьём войске было больше татар, Московском или Мамаевском - это надо ещё посчитать. Его (Мамая) союзником был литовский князь Ягайло, армия корого в основной массе состояла из жителей бывшей Киевской Руси (т.е. Украины и Белоруссии). А, собственно, законным правителем Золотой и Синей Орды в тот период стал хан Тохтамыш, для которого Мамай был самозванцем и злейшим врагом.Т.е. битва на Куликовом поле не была направлена против Золотой Орды, это была защита зарождавшегося Русского государства от "бусурман и латынян" с причерноморских степей (половцев и генуэзцев).Еще со школьной скамьи (точнее - парты) мне не давали покоя вопросы, на которые я сейчас постараюсь ответить - как могу, я не историк, мне некогда рыться по архивам, выискивая факты, поэтому особых доказательств не будет, будет только моё интуитивное понимание, появившееся в результате того, что я пытался поставить себя на место тех или иных персонажей, ну и некоторая элементарная логика. На первый и главный вопрос ответ уже есть, это не была битва за освобождение от монголо-татарского ига (как нас учили в школе). А вот другие вопросы:1.Какова была численность ратей и из кого они состояли?2.Зачем Сергий Радонежский послал монахов на битву?3.Зачем был нужен поединок Челубея и Пересвета?4.Правда ли то, что Пересвет был без доспехов?5.Почему Дмитрий сражался как простой воин, и кто фактически командовал русской армией?Я попытался ответить на эти вопросы и в результате пришел к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: исход битвы был решен в поединке между Челубеем и Пересветом!
Численность ратейВначале нам (в школе) говорили о численности в 400 тыс чел. с каждой стороны. Еще бы - для великой битвы за освобождение Руси ничего не жалко! И не важно, что даже если выловить в причерноморских степях всех мужчин призывного возраста (независимо от национальности и вероисповедания), всех коней - всё равно войско в 400 тыс чел. Мамаю всё равно было бы не набрать, да и высший армейский чин у ордынцев - тёмник - это командир отряда в 10 тыс. человек, а более высоких званий просто не было. Но любимый лозунг нашей академической науки: "Если факты не соответствуют теории - тем хуже для фактов!" :о)Потом "ученые" пристыдились и решили всё же уменьшить численность до 200 тыс., именно на неё купился Л.Н Гумилёв. БСЭ дает более скромную цифру в 100-150тыс. Об войске Мамая я уже написал, а кто были в русском войске? Оно состояло из княжеских дружин и ратного ополчения. При слове "ополчение" многие представляют себе длиннобородых мужиков в льняных рубахах с рогатинами в руках и топорами за кушаками :о) Типа - сбежались по призыву Дмитрия и Сергия из всех деревень защитить русскую землю :о) Это, мягко говоря, не так, - 200 тыс. крестьян набрать было бы, конечно, можно, только зачем? Конное бусурманское войско, вооруженное луками, расстреляло бы любое по численности "ополчение", не защищенное бронёй, в считанные минуты - даже не сближаясь с ними. Поэтому ополчение состояло, в основном, из жителей Москвы, а также других городов, было защищено кольчугами, щитами и шлемами, на вооружении имело сабли (мечи уже "вышли из моды"), копья и луки, и, в основном, было пешим - в отличие от конных дружинников. В свободное от войны время это ополчение занимлось ремёслами, сочетая их с боевой подготовкой - наподобии более позднего стрелецкого войска. Ну а фактическую численность можно оценить, как сделал один из авторов, исходя из размеров самого Куликова поля и фронта обеих армий в 2 километра. Если согнать на Куликово поле 400 тыс чел.(русских, татар, половцев и генуэзцев), то им просто там будет очень тесно, ни о каких меневрах полков, засадах вообще было бы бессмысленно говорить, они бы просто все стояли там локоть к локтю или с трудом протискивались бы друг между другом. Поэтому реально говорить о нескольких десятках тысяч воинов с каждой стороны, 30 или 50 тыс. - не так уж принципиально. Важно, что силы обеих армий - и русской, и "монголо-татарской" (а монголы то здесь причём? - их там было максимум несколько сотен, это ближайшее окружение Мамая) были примерно равны, возможно, некотороый численный перевес был у бусурман. Второй важный факт для понимания сути битвы заключен в том, что среди войска Дмитрия было много молодых и неопытных ополченцев-москвичей.
Сергий РадонежскийОбщеизвестна роль РПЦ в объединении русской земли вокруг М-вы. Сергий не был митрополитом, у него был скромный чин иегумена Троицкого монастыря и непререкаемый аторитет среди всех православных людей (во всяком случае, сориентированных на Москву). Когда Дмитрий начал собирать в Коломне армию для решающей битвы с Мамаем, далеко не все князья послали свои дружины, а тем более ополчения. Не пришли извечные соперники москалей тверчане, "господа" новгородцы и, конечно - рязанцы (про рязанцев разговор отдельный - столько про них разного наплели). Сергий, несмотря на достаточно сложные взаимоотношения с Дмитрием, благословил Дмитрия и его воинство, предсказал победу русского оружия и большие потери с обеих сторон. Сергий обладал даром предвидиния, кто-то из нас может и не верть в это, но его современники, включая Дмитрия и его воевод, верили в этот дар безусловно - и это тоже, по-моему, отразилось на стратегии в битве. Но на мой взгляд, огромное значение имело и то, что он послал братьев-монахов Пересвета и Ослябю в состав армии. Знал ли он, какую роль должен сыграть Пересвет в битве? Мне кажется, учитывая его дар предвидиния, знал. И уж что он точно знал, что посылает их на верную смерть, именно об этом говорит одетая на монахов схима (особое одеяние из черной ткани, включающая шапочки, по форме похожие на шлемы или будёновки, но с нашитыми крестами на лбу там, где у буденовок звёзды). Что означает эта схима и какой обет дали монахи? Один Бог знает это, но не трудно догадаться, что это Великая Схима - умереть в битве за православную веру, т.е. стать великомученниками. Как к Великим Схимонахам к ним и относились окружающие. Насколько это соответствует монашескому образу жизни - вопрос весьма спорный, вне сомнения, что Пересвет Алесандр (в миру - брянский боярин) был до пострига опытным воином, да и монахи в своей жизни похоже руководствовались принципом "на Бога надейся - а сам не плошай" - достаточно вспомнить осаду того же троицкого монастыря поляками в смутное время. В общем, у меня в голове сложился этакий образ скромных монахов, наподобие шаолинских, но с русским колоритом и характером :о). Конечно, по церковному уставу монахам не полагалось брать в руки оружие, но ведь при нужде брали же. Да и не было ни у кого из окружающих сомнений на этот счет - раз их благословил Сергий, значит так и надо! И благословил то на подвиг во имя православной веры! Пишут, что, послав двух монахов, Сергий хотел воздвигнуть русских князей прийти на помошь Дмитрию. Сомневаюсь я в этом - ведь к тому моменту сбор русских ратей в Коломне фактически уже завершился. Думаю, что у них была совершенно конкретная задача, но об этом ниже... Почему послал двух, а не одного? Возможно, исходя из важности выполняемой миссии, ведь готовят же у космонавтов основной состав и дублёров :о)
Стратегический замысел русских воеводПервый важный момент плана - переход через Дон, и вызвано это было отнюдь не тем, что русичи хотели отрезать себе путь к отступлению (как часто пишут некоторые сильно "учёные"), а куда более прозаическими вещами - на помощь Мамаю шли другие русичи под командованием князя Ягайло (причем должны были подойти по правому берегу Дона) и были уже на расстоянии двухдневного перехода до Куликова поля, и нужно было разгромить Мамая до подхода Ягайло. Крепко блефовали москали, ведь Мамай мог и не вступать в битву, ожидая подхода Ягайло и тогда Дмитрий оказался бы в ловушке перед лицом двух армий, существенно превосходящих его силы. Думаю, воеводы дали Дмитрию совет пойти на риск, исходя из чисто психологического момента. Ведь это поганые шли на Русь за данью, а не наоборот. Кстати, Москва в то время вообще не платила дани Орде, типа было две враждовашей "крыши", называвших себя ордынцами - Мамай и Тохтамыш, ну и как положено в таких случаях, "крышам" вначале нужно было самим разобраться, кто будет доить "корову", что они и сделали позже в том же 1380 году, когда Тохтамыш, воспользовавшись разгромом на Куликовском поле навязал сражение и победил Мамая на "дважды знаменитой" речке Калке.Но раз уж Мамай шел на Русь за данью, то ему, как говорится, и карты в руки. Негоже "ордынцам" бояться своих потенциальных вассалов и данников, нужно вступать в бой не дожидаясь подхода Ягайло. Думаю, сыграло роль и предсказание Сергия о победе, чисто психологически это облегчило принятие решения о переправе. Поэтому и перправились русские рати через Дон и встали на Куликовом поле. И встали так, что могли только обороняться, а никак не атаковать. Это очень важный момент и его легко доказать.Во-первых, наличие засадного полка - очевидно, что поганые могли попасть в засаду лишь наступая. Кстати, эта хитрость (так же, как кривые сабли) была принята у ордынцев и перенята хитроумными русскими воеводами Владимиром Храбрым и Боброком-Волынским, которым и было доверено командовать стратегическим резервом - засадным полком. Полк был конным и состоял из самых опытных дружинников.В остальном построение русских сил было классическим: большой полк, полки левой и правой руки были смешанные пехотно-конные. Резервный полк состоял из конных дружинников, ну и вперед был выдвинут пеший передовой полк, как и положенно, состоящих из молодых московских ополченцев. Как известно "война - дело молодых, лекарство против морщин". Ну и наконец совсем уж жиденькие ряды пехотинцев сторожевого полка, поставленного впереди передового полка. Таким образом, впереди всего войска стояли пешие передовой и сторожевой полки, которые не могли ни при каких условиях наступать на конных лучников-половцев. Просто я не знаю ни одного случая в военной истории, чтобы пехота наступала на кавалерию. Коннице вроде тоже не положено наступать на пехоту, но таких случаев сколько хочешь, в том числе и во время Куликовской битвы. Таким образом, если бы атаковать пришлось русским дружинам, то конные полки (а это засадный и резервный полки, и наполовину - большой) должны были пройти сквозь строй передового и сторожевого полков... Представляете, какая каша, и это, как я уже отмечал, на достаточно тесном Куликовом поле и в непосредственной близости от неприятеля. Сильно я сомневаюсь, что наспех собранное русское войско было способно на такие маневры.Выводы таковы: построение русского войска было рассчитано на сражение от обороны. Сторожевой и передовой полки, а также полк левой руки были обречены на уничтожение. Т.е. полк левой руки просто обязан был отступить под натиском половецкой конницы. Рядовым воинам, конечно, об этом не сказали.А теперь поговорим в сослагательном наклонении. А почему, собственно, должен был отступить полк левой руки, а если бы отступил полк правой руки, который по численности был практически такой же? Тогда бы на помошь ему пришёл резервный полк, чтобы удержать позицию. Но, по видимому, воеводы сделали всё, чтобы этого не произошло. Просто поставили лучшие дружины на правый фланг, а левый фланг ослабили совсем уж неопытными ополченцами. А почему Мамай не мог прорвать центр русской армии? А потому, что войска в центре были построены фактически в три эшелона (если не считать четвертого эшелона - резервного полка), чего раньше в русской армии никогда не делалось. Да и не принято было у ордынцев (сам то Мамай был ордынцем) прорываться через центр, они стремились, используя своё превосходство в коннице, прорываться на флангах.
Поединок Челубея с ПересветомИтак, православная и поганая рати стоит в боевых порядках друг против друга. Мамай поглядывает сверху с Красного холма, как и положено по "картофельно-чапаевской" стратегии. И что, собственно, дальше то? Ну с русской армией всё ясно - она в принципе не может атаковать. А почему не атакуют бусурмане? Да по двум причинам: во-первых, атакующая армия всегда находится в более проигрышном положении, чем обороняющаяся, а при примерном равенстве сил это может оказаться решающим моментом. Во-вторых, время работало на Мамая, ведь к нему на помошь шел Ягайло. А что стоило простоять армиям пару дней, ведь стояли же под Бородином две стотысячные армии двое суток - "...два дня мы были в перестрелке - что толку в этакой безделке". Но на такой случай, когда никто не хочет атаковать первым, ещё в древности был заведен обычай - поединок двух лучших воинов, кто из них проиграет поединок, та сторона и обязана атаковать!Итак, перед строем выехал великан-печенег Челубей (Тимур-мурза). А вот в русском войске произошла заминка. Князь Дмитрий, понимая важность результата поединка, сам порывался принять вызов Челубея. Бояре-воеводы отговаривали его, гутаря, мол - негоже князю мериться силами с каким-то безродным поганым. Хотя чуть позже, когда князь захотел драться как рядовой воин - его уже никто не отговаривал от этого. Думаю, лукавили воеводы. Видимо, тоже прекрасно понимали важность этого поединка и... хотели, чтобы в поединке участвовал Пересвет, наверное, потому что верили - Пересвет точно выиграет поединок!Пересвет начал продираться через ряды передового и сторожевого полков, возвышаясь на боевом коне над рядами пехоты. Вот мне очень интересно, что же в этот момент было на нём одето? Ну наверняка же одел кольчугу (возможно - поверх длинной рубахи-схимы), как опытный воин он ни мог не понимать, что без кольчуги его жизнь на поле боя будет слишком скоротечной - под тучей половецких стрел. А вот одел ли он на голову шлем или так и остался в шапочке-схиме - вот это вопрос! Не зря же было столько разговоров, что Пересвет сражался без доспехов. Да и верил он наверняка, что схима, освяшённая Сергием, принесет ему удачу!Не один десяток раз проносились перед моим мысленном взором эти два воина. Очень легко представить, как разъехались они вдоль строя войск, чтобы было где разогнаться, пришпорили коней, и кони понесли их навстреу друг другу. Картина поединка, где они подняли на дыбы коней красива, но не верна по сути. Нельзя на полном скаку поднять коня на дыбы, а они летели на конях галопом - и когда сблизились - ударили друг друга пиками. Страшные это были удары, пики вонзились в их тела, а потом, поскольку кони продолжали бег мимо друг друга, древки пик начали выворачиваться и сломались, оставив в их телах обломки с наконечнками... и глубокие рваные раны, после которых не живут.Челубей умер сразу, упал с коня, и конь тащил его за ногу, застрявшую в стреме. А Пересвет остался живым, чудом удержался в седле. Конь хорошо чувствует всадника, прейдя на лёгкую рысцу он понес его к строю сторжевого полка. Пусть простят меня материалисты, но я верю, что в эти минуты только схима поддерживала в теле Пересвета, истекающего кровью, остатки жизни. И когда въехал он в строй русских воинов, душа покинула тело, и тело упало на руки ратников.Поэтому победителем в поединке и русские, и "бусурмане" считали Пересвета! Мамай вообще не мог знать, что Пересвет умер. И потому он подал знак своей первой линии начать атаку.
Ход битвыПо-моему, исход битвы был уже предрешен, поскольку Мамаю только казалось, что стратегическая инициатива находится в его руках - на самом деле он уже начал выполнять план московских воевод. Видимо так же считал и Дмитрий. Но тяжко было на душе 30-летнего князя, знал он, что жизнью молодых ополченцев он должен будет заплатить за эту победу, помнил он о пророчестве Сергия о больших потерях. Не было у него сил смотреть и ждать, когда бусурмане сомнут его левый фланг. Поэтому снял он золочёные доспехи, отдал их боярину Михаилу Бренку, одел обычные доспехи рядового воина, сел на другого коня и занял чьё-то место в большом полку. Именно в большом полку, а не в передовом, как пишут некоторые авторы - уж хотя бы потому, что передовой полк был пешим. А князь сражался верхом на коне вместе со своими дружинниками. Означает ли это, что и командование всей операцией перешло к Бренку? Нет конечно, командует ходом битвы тот, кто имеет право ввести в бой резервы - в данном случае это были удельные князья Владимир Андреевич Серпуховский ("Храбрый" - внук Ивана Калиты) и Дмитрий Михайлович Боброк (Волынский).Дальше всё известно из школьного курса истории. Конные половецкие рати с криком "урах" атаковали линию сторожевого полка. Ратники первого ряда русской пехоты опустились на правое колено, уперли древки копий в землю, выставив внерёд стальные наконечники, закрывшись каплевидными щитами. Остальные ряды (а их было совсем немного) тоже плотно сдвинули щиты, подняв их до уровня глаз и тоже выставили вперёд копья. Вначале, летя на всем скаку, всадники осыпали русских тучей стрел. Затем кони половцев в галопе напарывались на упертые в землю копья. Копья ломались как спички, и ряды сторожевого полка были завалены трупами коней и самих всадников. Затем точно так же был атакован передовой полк. Не думаю, что коннице так же легко удалось смять и его, учитывая его значительно большую численость. Скорее всего, осыпав передовой полк тучей стрел, половцы вздыбили своих коней перед частоколом русских копий и повернули обратно. А в атаку из второй линии пошла тяжелая генуэзская пехота. Вот она то и уничтожила молодых ополченцев из передового полка и сшиблась с большим полком. А в это время конница уже атаковала фланги. Точно также ощитинилась копьями русская пехота полков левой и правой руки, когда на них летели всадники. А на флангах дрались русские (и к слову - крещеные татарские) конные витязи, также кричали "ура", идя в атаку. Но, видимо, не у всех русских новобранцев на левом фланге хватило духа встретить копьем в брюхо коней мчащихся половцев, и кто-то покинул строй и начал отступать, забыв, что пеший конному не товарищ, и нельзя перегнать коня. Они погибли от сабель половцев. Оставшаяся же часть воинов, сгрудившись в "ежи", закрывшись плотно сдвиутыми щитами, заняли круговую оборону и продолжали отбиваться от скакавших вокруг конных лучников. Тёмник Мамай почувствовал слабину левого фланга войска Дмитрия и бросил туда главные силы конницы, и они начали прорываться в тыл большого полка. Во многих источниках написано, что когда полк левой руки начал отступать, к нему якобы пришла подмога из резервного полка. Я этому не верю, это совершенно не логично, в замысел русских воевод не входило останавливать прорыв половецкой конницы, наоборот, они хотели заманить их в засаду. И когда основные силы Мамая казалось бы уже вышли в тыл большого полка, с одной стороны по ним ударил резервный полк, а с другой стороны и с тыла - засадный полк. Причем засадному полку было где разогнать своих коней, и они сходу смяли уже успевших подустать половецких воинов - битва велась уже третий час подряд. И половецкое войско побежало, и конные русские дружины преследовали их 50 километров, а потом, наспех собрав раненных бойцов и оружие, спешно отступали на север, потому что к куликовскому полю подошло войско Ягайлы. Далеко не всех раненых удалось забрать и увезти. Дружины Ягайлы настигали обозы с ранеными, уничтожая их, убивая раненых единоверцев, говоривших на одном языке, покрыв себя на века позором!
_______________________________________________
План Куликовской битвы. Конные дружины обозначены прямоугольниками, разделёнными по диагонали. План взят из БСЭ, как наиболее детальный и (на мой взгляд) верный. (Впрочем, резервный полк показан как пехотный, хотя он, безусловно, был конным)
картина "Утро на Куликовом поле"
Поединок Пересвета с Челубеем
Коней на дыбы они навряд ли поднимали - я об этом писал
historyfakts.livejournal.com