sir_michael`s_traffic. Брейгель смотреть картины
Питер Брейгель Старший | sir_michael`s_traffic
…Я тут намедни на Брейгеля ссылался. А сейчас подумал — вдруг, кто не в курсе, о ком речь? Ну, всякое бывает, не до музеев было, пока страна горбачевскую разруху переживала… Поэтому я решил нагло перепечатать краткую аннотацию творчества этого художника. Раз уж о нем речь зашла. Как знать — может, кому и понадобится. Только имейте в виду — там 24 снимка под катом.
Эта тема (Э.Артемьев, "Listen to Bach", фильм "Солярис", 1972) мне помогает рассматривать картины Брейгеля
Включаем музыку – и отправляемся под кат. Смотреть картины.
Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (около 1525/30–1569), нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 -в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе И. Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных цельностью и монументальностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, — обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Хэмптон-корт, Лондон; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Брейгель заложил основы развития национального нидерландского пейзажа. Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, он создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В его творчестве органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена). Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.
ИСТОЧНИК
1. "Вавилонская башня" 1563. Музей истории искусств, Вена
sir-michael.ru
Путеводитель по Брейгелям « THE WALL
Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них.
Брейгель (Брёгел) — семейство фламандских живописцев эпохи Возрождения.
Питер Брейгель Старший
Первый и самый значительный живописец этой фамилии — Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый живописец и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. О его жизни известно немного, однако, вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене.
В своём творчестве Брейгель всегда пытается осмыслить жизнь общества и его пороки, судьбу отдельно взятого человека и Нидерландов в целом, которые боролись за свою независимость от испанского короля. Его полотна удивительно точно способны передать биение сердца, стихию своей эпохи.
Побывав в Италии на ранних этапах своего творчества и вдохновившись масштабностью и значительностью альпийских гор, Питер Брейгель Старший приобрел собственную манеру изображения объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.
Живописец всегда стремился уловить основные черты народного характера, в которых по его мнению и была представлена сама жизнь, а в составлении своих ярких образов он нередко обращался к народным притчам и пословицам, иносказаниям. Основная идея творчества Брейгеля гласит, что в невероятной крестьянской простоте, где-то даже невежественности и глупости, чувствуется истинная мощь народных масс. Холодная саркастичность, живая фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждого силуэта – все это о мощи и о пороке простого человека.
К примеру, «Крестьянский танец» (1568) – яркий пример становления брейгелевского мировоззрения.
«Крестьянский танец» (1568) Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html
В «Жатве» (1565) живописец уже подтверждает сформировавшийся взгляд на народ, показывая бескрайнюю родную землю в неразрывной связи со своим народом.
«Жатве» (1565) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
«Триумф смерти» (1562) и «Избиение младенцев» (1566) же стали плачем живописца по своим соотечественникам, терпевшим издевательства и неограниченность власти испанской знати.
«Триумф смерти» (1562) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
«Избиение младенцев» (1566) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
Вершиной его творчества стала картина «Слепые /«Притча о слепых» (1568) – через возрастающее физическое уродство Брейгель необычайно точно передает слепоту духовную, которая говорит о неизбежной трагедии Человека. (Притча о слепых гласит, что если слепой поведет за собой слепого, оба упадут в яму)
«Слепые /«Притча о слепых» (1568) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/
Питер Брейгель Младший
Питер Брейгель Младший по прозвищу «Адский» (1564 – 1637) — сын Питера Брейгеля Старшего.
Его первые картины были копиями произведений отца. Важно заметить, что манера письма едина у всех Брейгелей (подбор цветов и склонность к изображению масштабных пространств как бы сверху).
Однако впоследствии он выработал свою собственную стилистику, которую можно считать сочетанием сюжетов полотен Иеронима Босха, настроения Питера Брейгеля Старшего и собственного взгляда на «эпизодичность жизни». Кроме того, Питер Брейгель Адский несколько «ближе» к событиям своей картины, отцовская манера творить «сверху» отчасти стирается.
Своё прозвище получил благодаря увлечению темой Страшного Суда на первых этапах живописи. Впоследствии, живопись его всё более тяготела к повседневным эпизодам: событиям из сельской жизни, дракам, свадьбам и т.д.
Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего времени — использует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры.
«Перепись в Вифлееме» (1566) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Грабители с большой дороги» (1585) — пример таланта художника в создании жанровых сцен.
«Грабители с большой дороги» (1585) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
Драка картежников (1620) также подтверждает становление персональной манеры изображения лиц, эмоций и общего объема пространства Питера Адского, повествуя о проблеме пустячных бытовых ссор с криминальным исходом.
«Драка картежников» (1620) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Извлечение камня глупости» напрямую связана с фигурой Иеронима Босха и сюжетами его полотен – у последнего была картина, изображающая эту же ситуацию. (Существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камень глупости.)
«Извлечение камня глупости» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Сбор урожая» лишний раз подтверждает заинтересованность Питера Адского в изображении жизни крестьян.
«Сбор урожая» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html
Ян Брейгель Старший
Ян Брейгель Старший «Бархатный», «Цветочный» (1568 – 1625) — фламандский художник, второй сын Питера Брейгеля Мужицкого, брат Питера Брейгеля Адского. Его также называли «Бархатным» и «Цветочным» за любовь к цветочным мотивам. Это отличает его манеру от стилистики других членов знаменитой семьи.
Несмотря на большое влияние манеры письма, характерной для его отца и брата, в его картинах есть нечто своё, принадлежащее только ему одному — Яну Цветочному. Известная стилистика отца служит лишь оживлением основы картин Яна Брейгеля Бархатного — оживлением великолепных пейзажей.
Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший. Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем. Помимо этого, Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы, аллегории, модные в то время и был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, и множество картин на мифологические темы написал вместе с ним.
«Рай» (1616) рассказывает о многообразии природного мира. Здесь создание таинственного воображаемого пейзажа – главная задача художника, поэтому Адам и Ева были вычеркнуты из сюжета.
«Рай» (1616) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html
«Аллегория зрения» (1617) изображает прекрасных дев и малышей-купидонов в окружении ряда различных предметов, призванных радовать глаз, однако это лишь иллюзия радости и ясности вокруг.
«Аллегория зрения» (1617) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
«Букет» (1606) – это красивые цветы, предназначение которых – вдохновлять.
«Букет» (1606) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html
«Ной собирает животных в ковчег» (1613) – известный библейский сюжет в декорациях необычайной природы Яна Бархатного.
«Ной собирает животных в ковчег» (1613) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) – одна из картин, посвященных основным человеческим чувствам.
«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/
Ян Брейгель Младший
Ян Брейгель Младший (1601-1678) – сын Яна Бархатного и внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца и почти полностью повторил его стилистику и основные темы живописи.
Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и иному характеру освещенности. Полотна Яна Младшего продолжают обращаться к теме аллегорий, пейзажей натюрмортов и иным композициям, которые отличаются большим количеством мелких деталей. Лучшие работы художника– это крупные и красочные пейзажи.
«Аллегория войны» (1649) Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Крестьянское подворье» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Морской берег с руинами замка» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Пожар в деревне» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
«Сгон животных в Ноев ковчег» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html
Абрахам Брейгель
Абрахам Брейгель (1631-1697) — итальянский художник эпохи барокко, фламандец по происхождению. Был вторым сыном Яна Брейгеля Младшего и самым одарённым из всех детей. Художественное образование начал осваивать в мастерской отца, продолжил в Антверпене и через 2 года отправился в Рим, где и остался жить.
Абрахам Брейгель специализировался на создании цветочных и фруктовых натюрмортов, на создании натюрмортов с одной фигурой, как правило, женской. Его творчество – декоративное и роскошное – впитало в себя любовь к природным краскам Яна Брейгеля Младшего.
«Букет в бронзовой вазе» (1670) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Венок цветов» (1660) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Молодая дама выбирает смоквы» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Натюрморт» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
«Фруктовый натюрморт» Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/
Автор: Анастасия Платетская
Социальные сети
thewallmagazine.ru
Искусство за пять минут: Питер Брейгель Старший
Справка: Питер Брейгель Старший - нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Родился между 1525 и 1530 годами в городе Бреда.
Тест от редакции
Сколько было художников с такой фамилией и кто из них больше ценится?Коротко: Четыре: отец, Питер Брейгель Старший ("Мужицкий"), сыновья Питер Брейгель Младший ("Адский") и Ян Брейгель Старший ("Райский"), внук Ян Брейгель Младший. Больше ценятся работы Питера Брейгеля Старшего.
Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год. Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет. Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари. Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. О некоторых картинах Питера Брейгеля Старшего, о некоторых сюжетах, которые он впервые ввел в искусство, мы узнаем только по их повторениям и вариациям, принадлежащим его сыновьям. Больше по стезе отца шел старший сын, прозванный "Адским", он специализировался в мастерской пейзажиста Гиллиса ван Конинксло, писал картины на религиозные темы, фантастические композиции и пейзажи. Большую часть своей жизни он посвятил копированию произведений отца, на которые был большой спрос в то время. Будучи прекрасным знатоком масляной техники и темперной живописи, он писал копии настолько мастерски, что многие из них считались подлинными произведениями Питера Брейгеля Старшего.
Прозвища Главным героем произведений Брейгеля является простой люд, крестьяне — за что художник получил прозвище "Мужицкий". В начале своей творческой карьеры Питер Брейгель Младший увлекался сюжетами Страшного суда и изображением ужасов ада, демонов и ведьм. За свои произведения получил прозвище "Адский". Ян Брейгель Старший нарисовал более ста работ с изображеним рая, за это его окрестили "Райским", иногда также называли "Бархатным" и "Цветочным".
Больно на Босха похож. Косит под него, небось?
Коротко: У художников определенно есть точки пересечения, но Брейгель выработал свою технику и сюжетность письма.
Подробнее: Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы (вид графики) с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника. Мы провели небольшой сравнительный анализ творчества Брейгеля и Босха и выяснили, что у великих общего, а какие черты отличительны.
Общие черты: - невероятная детализация огромного количества фигур. Есть шутка, которая описывает Брейгеля и Босха так: "Если на картине много маленьких людишек - это Брейгель. Много маленьких людишек + много маленькой непонятной фигни — Босх"; - и Босх, и Брейгель иллюстрировали нидерладские пословицы, библейские мотивы, изображали человеческие пороки; - двуплановость и эффект обманутого ожидания: на первый взгляд бесхитростная жанровая картинка при глубом рассмотрении выдает сложную теологическую или космологическую концепцию; - оба художника считали, что миром правит глупость и воспроизводили отрицательные этические ценности, в их философско-психологических концепциях это было принципиально определяющим фактором; - оба были отличными сатириками и постоянно высмеивали все, по чем свет стоит.
Отличительные черты: - у Брейгеля на первый план выходит изображение природы. Уникальность Брейгеля как художника заключается в том, что он совмещает приемы панорамной живописи и миниатюры. По наблюдению Н. Гершензон-Чегодаевой в произведениях Питера Старшего "безумному миру человеческой жизни — противостоит разумный и стройный мир природы, в котором воплощён высший закон целесообразности, от века царствующий во вселенной"; - у Босха всегда присутствует наличие фабулы или сюжета, у Брейгеля смысл заключается в бессмыслице. Шарль де Тольнай полагал, что художник "пользовался" методом передачи реальных фактов бытия в своеобразном психологическом ракурсе, в "перевёрнутом виде" (термин Тольная), где безумное человечество приводилось в движение людскими пороками, то есть вопреки здравому смыслу.
Почему у Брейгеля практически нет портретов, как у многих художников того времени?Если сведенья верны, он получал много заказов на портреты, но отвергал их, потому что его мир был намного шире одного человека. Также Брейгель Старший никогда не рисовал обнаженную натуру. Он создавал механизм Вселенной посредством детализации, огромного количества персонажей и аллюзий. Хотя один портрет кисти мастера точно существует - "Голова крестьянки".
Работы Брейгеля можно посмотреть в Киеве?Питера Брейгеля Старшего - нет. Но в Музее им. Богдана и Варвары Ханенко по адресу: ул. Терещенковская 15-17, можно увидеть работу Питера Брейгеля Младшего - картину под названием "Возвращение с кермесы". Настоятельно советуем пойти и посмотреть оригинал художника. -
"Охотники на снегу"
Вопросы от главного редактора Евгении Липской
Откуда они в Средние века знали про хоккей? Это реально святой висит над "расчленненкой"?Коротко: 1. Предтеча хоккея "игра кольв" была распространена в Средневековье в странах Скандинавии, более того первое упоминание о "хоккее" было в IX веке в Исландии, там эта игра называлась "кнаттлейкер"; кроме хоккея и катания на коньках, на картине также изображена игра под названием "айсшток". 2. Это вывеска гостиницы, на которой действительно изображен святой. Под ней не "расчлененка", это всего лишь крестьяне, коптящие свиную тушу.
Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах. В средневековой Европе они производились из костей животных. В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. Голландцы усовершенствовали коньки: начали приделывать полосу металла, чтобы лучше скользить. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв". Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями игры - "айсшток". Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.
На вывеске нарисован олень (потому что гостиница называется Dit is inden Hert - "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях. Ученые полагают, что это дань либо великомученику Евстафию Плакиде, либо святому Губерту, кои считались покровителями охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.
Костер крестьяне разожгли, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.
До наших дней из цикла "Месяцы" ("Времена года") Питера Брейгеля сохранилось пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и "Охотники на снегу" соответствуют декабрю и январю.
"Фламандские пословицы"
Вопросы от рекламного агента Анастасии Косыревой
Это ягодицы или колени? Почему метла торчит? Почему все чем-то занимаются, а этот в красном просто стоит? Он что самый классный? Почему у журавля нет тарелки?Коротко: 1. ягодицы; 2. метла символизирует брак вне церкви; 3. да, он самый классный; 4. у журавля нет тарелки, потому что у него есть кувшин.
Подробнее: В картине "Фламандские пословицы" зашифровано более 100 идиом, они давно разгаданы экспертами. Полное описание можно посмотреть здесь.
- Часть человеческого тела, высовывающая из окна, трактовалась так: "Справлять нужду в одну дыру" и обозначает неразлучных друзей, связанных общими интересами. Исходя из названия пословицы делаем вывод, что это таки ягодицы, причем две, также видно очертания спины и бедер.
- Жениться через метловище или повенчаться вокруг ракитового куста означает брачную церемонию, не имеющую законной силы; жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно. Средние века, как никак. Пара живущая без брака считалась греховной, известной как "чертова метла".
- Человек в красном подпадает под трактовку: "Он заставляет мир крутиться вокруг своего большого пальца", что означает суетность и ложные притязания; это человек влиятельный, он получает то, что хочет. Поэтому на этой картине он самый "классный", потому что самый властный, и может себе позволит ничего не делать.
- Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала). Пригласила как-то лиса журавля в гости, наварила ему каши манной, размазала по тарелке так, чтобы бедный журавль и покушать не смог. А журавль в свою очередь пригласил лису на встречный пир, да и выложил свои угощения в кувшин с узким горлышком. Лиса и так и этак - съесть ничего не получилось. Изображение "Лиса и журавль" у Брейгеля означает, что обманщика обязательно обставят; а также платить той же монетой; два сапога пара.
"Падение Икара"
Вопрос от Кристины Килинской, бъюти-редактора
Где Икар?Коротко: Икар в море, ноги, торчащие из воды - его.
Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара. Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия. Все мы помним предание: Икар ослушался отца своего Дедала, подлетел слишком близко к солнцу, воск, крепивший крылья, расстаял, Икар свалился плашмя вниз. Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел. Отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса. По некоторым версиям, он сам оступился и упал, но все равно в его смерти все винили Дедала. Богиня Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку, что на латыне повторяет имя племянника "Рerdix". В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка. У маленькой птицы есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын её обидчика: для неё гибель Икара — не трагическая случайность, а справедливое возмездие, настигшее Дедала.
"Но увидала тогда, как несчастного сына останки Скорбный хоронит отец, куропатка-болтунья в болоте, Крыльями бить начала, выражая кудахтаньем радость, - Птица, - в то время одна из невиданной этой породы, - Ставшая птицей едва, постоянный укор тебе, Дедал!"
Во-вторых, он использует Овидия, как зеркало. В "Метаморфозах" все герои, изображенные на первом плане ( рыбак, пастух, пахарь), обращают свой взор на падающего Икара. Брейгель изображает все наоборот, герои абсолютно индифференты к чужой смерти.
В третьих, он снова берется за свое любимое дело: вкрапливание пословиц. Здесь их, конечно, не 100, но одна есть точно. На пашне, рядом с плугом лежит труп овцы. Брейгель, очевидно, таким образом изображает фламандскую идиому "Человек умрет - плуг не остановится", что подтверждает пункт два. Смерть одного человека ничего не меняет в течении жизни и никто не обращает внимание на страдание других.
И, последнее, в целом картина отражает смену парадигмы мира XVI века на фоне географических открытий и концепции Коперника. Мир изменился – из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. На его фоне даже героические поступки прошлого выглядели и воспринимались как нечто преходящее, мимолетное, что подтверждает пункт три.
Что еще раз доказывает: у Брейгеля все связано и все имеет свое значение.
"Вавилонская башня"
Вопрос от главы издания Дениса Лялина
Кто был архитектором? У них было разрешение на строительство?Коротко: архитекторами были все люди после Всемирного потопа, говорившие на одном языке. Исходя из того, что Бог наказал их, предполагаем, что строительство преждевременно согласовано не было.
Подробно: Согласно главе 11 Книги Бытия дело было так: с востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы "сделать себе имя". Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. Брейгель заложил в основу работы бренность всего земного и тщетность стремлений смертных сравниться с Господом. Стоит отметить, что в архитектуре башни явно отразились итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Художник, с присущей ему детализацией, очень хорошо показывает, насколько люди, дома, природа незначительны перед этой постройкой, в то же время саму башню он пишет невероятно заброшенной, по строению видно, что оно никогда не будет окончено. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. С другой стороны, у подножья башни работа все еще кипит, что намекает нам о том, что испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, "и не будет для них ничего невозможного".
Искусство за пять минут: Иероним Босх
Искусство за пять минут: Ай Вэйвэй
Искусство за пять минут: Влада Ралко
maincream.com