Рене Магритт. 115 лет магическому реалисту. Картины магритт художник
Рене Магритт. 115 лет магическому реалисту: tverdyi_znak
"Во всем, что мы видим, прячется что-то другое,мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем,что мы видим, но это невозможно.Люди очень тщательно хранят свои секреты…"(Р. Магритт)
115 лет назад родился Рене Франсуа Гислен Магритт - бельгийский художник-сюрреалист, известный как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин...
В жизни
На автопортрете
Словосочетание "необычный сюрреалист" звучит почти, как "масло масляное". Завет Оскара Уайльда - делать свою жизнь искусством - блюдется сюрреалистами строго, превращая их биографии в бесконечный перфоманс с обязательными скандальными заявлениями, эпатажными выходками и душевным стриптизом.
На фоне этого бесконечного карнавала личная жизнь бельгийского художника Рене Франсуа Гислена Магритта выглядит скучной, даже более того - о ужас! - мещанской. Судите сами. Козьими какашками себя Магритт не мазал, сексуальных оргий не устраивал, идеолога движения из себя не корчил, трактаты о пуке и онанизме не писал, голым при луне не плясал... Всю жизнь прожил лишь с одной женщиной, работать предпочитал дома, в гостиной, где ни разу даже ковер краской не заляпал! Да и имидж имел еще тот - костюмчик, котелок - ну прямо, как любимые герои его картин - одноликие добропорядочные джентльмены.Да! Он еще и психоанализ не любил - что для сюрреалистов той поры было настоящим "святотатством"...
Магритт родился 21 ноября 1898 г. в маленьком городке Лессине, в Бельгии. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве.
В 1916 году Рене поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Проучившись здесь два года, он не только развивает свой талант и приобретает профессию, но и заводит знакомство с юной Жоржетой Бергер. Позже, в 1922 году, она станет женой и музой Магритта на всю оставшуюся жизнь.
Жоржета Бергер стала единственной натурщицей Магритта.
Картина "Свершение невозможного"
Фотоимитация картины
В то время он развивает глубокую неприязнь к декоративно-прикладному искусству. Позже он скажет: «Я ненавижу свое прошлое и чье-либо другое. Я ненавижу смирение, терпение, профессиональный героизм и обязательное чувство прекрасного. Я также ненавижу декоративно-прикладное искусство, фольклор, рекламу, голоса, которые делают объявления, аэродинамизм, бойскаутов, запах нафталина, события одного момента и пьяных людей».
После окончания академии Магритту понадобилось восемь лет, чтобы пройти свой путь от оформителя плакатов к художнику-сюрреалисту. Сначала Рене занимался обоями и работал художником по рекламе. В это же время он пишет свои первые работы в жанре кубизма, но уже через пару лет его захватывает модернистское течение дадаистов.
В 1926 году художник завершает первую стоящую, по его мнению, картину «Потерянный жокей».
"Потерянный жокей" (1948)Упрощенный вариант картины 1926 года. Сюрреалистический эффект достигнут здесь гораздо более экономичными средствами - деревья напоминают не то листья, от которых остались только прожилки, не то схемы нервной системы.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.
Р. Магритт"Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна. ...Они решили, что моя "Красная модель" - пример комплекса кастрации. Выслушав несколько объяснений подобного рода, я сделал рисунок по всем "правилам" психоанализа. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Ужасно видеть, какому глумлению может подвергнуться человек, сделавший один невинный рисунок… Возможно, сам психоанализ - лучшая тема для психоаналитика".
Впрочем, эти заявления совершенно не умерили пыла самих психоаналитиков. Откопали они таки в скучной биографии художника единственный подходящий факт - странное самоубийство его матери, которая безо всяких видимых причин утопилась в реке. Магритту в ту пору было всего четырнадцать - вот она детская психологическая травма! Вот почему лица на его картинах часто закрыты или заслонены! Ведь когда тело утопленницы нашли, его лицо оказалось опутано ночной рубашкой. Попытки Магритта опровергнуть эти домыслы, ясное дело, ни к чему не привели...
Сложные отношения с коллегами по цеху не раз вынуждали Магритта дистанцироваться от термина "сюрреализм". "Лучше зовите меня "магическим реалистом" - не раз заявлял художник.
"Черная магия"
И действительно, в манере рисования Магритта практически отсутствует текучая пластика форм, характерная для многих сюрреалистов. Его образы имеют четкие границы, скрупулезно выписанные детали, холодную статичность и поэтому почти осязаемую "предметность". Зачастую элементы картины чрезвычайно просты и реалистичны. И вот из этих "элементарных частиц" Магритт создает поистине волшебные конструкции.
Самая главная идея всех картин Рене Магритта в том, что только соседство несочетаемых вещей позволяет отчетливо понять суть и природу каждого из них. Игра контрастов наполняет абсолютно все работы Магритта неповторимой магией.
В каждой из своих работ художник изображал абсолютно обыденные и привычные человеку предметы: яблоко, роза, замок, окно, скала, статуя, радуга, человек.
Список можно продолжать бесконечно, но поверьте, ни одного удивительного, вымышленного персонажа вы не встретите. Вся тайна и магия в необъяснимом и несоразмерном сочетании образов. Многие картины сквозят контрастом тяжести камня и невесомости неба. Гигантские размеры сочных фруктов и живых цветов вписаны в тесные границы серой комнаты или бетонной стены. На картинах Рене Магритта парящая голова и разбитое окно олицетворяют единую идею искусства свободы.
Всю жизнь Магритт прожил с ощущением того, что мир хранит какую-то тайну, скрытую от обыденного человеческого глаза. Недаром одну из своих картин, где изображен глаз с плывущими по роговице облаками, художник назвал "Фальшивое зеркало".
Но наиболее ярко эта мысль выражена на одной из самых знаменитых и программных работ Магритта - "Вероломство образов" - где обыкновенную трубку сопровождает ироничная подпись "Это - не трубка". Эта нехитрая с виду картина стала превосходной иллюстрацией к философским размышлениям о разнице между предметом, образом и словами. Вот, что значит концептуальность.
Р. Магритт:"Действительно, разве можно набить эту трубку табаком? Нет, это не трубка, и я бы солгал, если бы утверждал обратное....Слово не выражает суть явления. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Они живут вместе с нами. Это - свидетели происходящего в нашей жизни. Они скрывают множество тайн. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Храня наш прах и становясь прахом. Назвать образ дерева "дерево" - ошибка, случай неверного определения. Образ независим от предмета, который он представляет. То, что возбуждает нас в нарисованном дереве, - не имеет никакого отношения к дереву реальному. И наоборот. То, чем мы наслаждаемся в реальной жизни, оставляет нас холодными в изображении этой прекрасной реальности. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным".
М. Фуко "Это не трубка":"В высказывании Магритта нет противоречия: представляющий трубку рисунок сам трубкой не является. И, тем не менее, существует привычка речи: что на этой картинке? - это теленок, это квадрат, это цветок. Калиграмма - тавтология, она захватывает вещи в ловушку двойного начертания. Калиграмма никогда не говорит и не представляет одновременно; одна и та же вещь, пытаясь быть одновременно видимой и читаемой, умирает для взгляда, оказывается непроницаемой для чтения. Магритт выстраивает калиграмму, а затем ее демонтирует. Он вносит смуту во все традиционные взаимоотношения между языком и образом. Отрицания множатся: Это не трубка, но рисунок трубки; это не трубка, но фраза, говорящая, что это не трубка. Старинное тождество между сходством и утверждением Кандинский устраняет одним полновластным жестом, избавляя живопись от того и другого. Магритт же действует через разъединение: разорвать между ними связь, установить их неравенство, заставить каждое из них вести свою собственную игру, поддержать то, что проявляет природу живописи, в ущерб тому, что ближе к дискурсу".
После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.
"Песня любви"
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
«Империя света»
2 июня 2009 в Брюсселе открыт музей Рене Магритта
ИсточникиМагритт, РенеМагритт, РенеРене Магритт. И явное станет тайным
Рене Магритт: биография и лучшие работы
Одна из самых знаменитых его картин – «Сын человеческий». Одежду изображенного на ней мужчины без лица (вместо него на переднем плане – большое зеленое яблоко) взял «на вооружение» популярный киногерой. В пальто, красные галстуки, белые сорочки и котелки были наряжены и он, и его сообщники при ограблении музея (фильм «Афера Томаса Крауна» с участием Пирса Броснана).
Биография Рене Магритта
Из детских страхов и потерь родилось вдохновение
Это полотно относится к самому позднему периоду творчества живописца – создана Рене Магриттом в 1964-м году. А начиналось все в небольшом бельгийском городе Лессин 21-го ноября 1998-го. Именно в этот день у небогатого коммерсанта Магритта родился сын. Вскоре они переехали в Шарлеруа, а Рене обзавелся двумя младшими братьями.
Жизнь у них была – не сахар. Может, бедность, а, может, сильная депрессия довела мать будущего художника до самоубийства. Было это в 1912-м году. Говорят, что когда тело женщины вынули из реки, ее голова была окутана легкой тканью (задралась ночная сорочка) – лица было не разглядеть. Существует мнение, что этот факт очень сильно повлиял на 13-летнего Рене. Ведь на его картинах очень часто не видно лиц, а на полотне «Возлюбленные» парочка пытается поцеловаться, но на их головы будто бы наброшены тканевые мешки (вроде тех, что надевали на приговоренных к смерти через повешение).
Мальчик рос очень впечатлительным, обладал бурным воображением. Его пугали многие знаки и предметы – например, нотные знаки или шахматные фигуры.
От плакатов – к сюрреализму
Именно это умение видеть в обычных вещах нечто загадочное и привело Рене в Брюссельскую академию изящных искусств. Он учился там два года, а потом устроился на фабрику – выполнял эскизы рекламы и рисовал плакаты (нужно было зарабатывать на жизнь).
Тогда же Магритт встретился с женщиной, которая станет его возлюбленной и проживет с ним до самой кончины художника – удивительное постоянство для живописца, ведь творческая братия никогда не отличалась особенной верностью. Рене женился на Жоржетте Бергер в 1922-м году.
Уже через 4 года все в жизни супругов изменится. Магритт напишет свое первое удачное произведение – «Потерянный жокей», и станет понятно: родилась новая звезда сюрреализма. Он бросил работу на фабрике, заключил контракт со столичной галереей «Сенто» и посвятил себя искусству.
В годы Второй мировой в работах Магритта появляется больше цвета и яркости – так он хотел подбодрить своих соотечественников.
Лучшие работы Рене Магритта
Остроумие и загадка
В его манере не было чего-то сверхъестественного – предметы прописывались четко, они не «растворялись» в пространстве и не претерпевали каких-то чудовищных метаморфоз. Этим Магритт отличается от своих коллег (Макса Эрнста или Сальвадора Дали). Но были в его картинах тонкая ирония и поэтическая тайна, тем они и притягательны.
Так, остроумный бельгиец как-то нарисовал обычную курительную трубку, написал на холсте: «Это не трубка» и назвал свое творение «Вероломство образов». Что имел в виду художник? Все очень просто: своей надписью Магритт утверждал, что на картине не трубка, а ИЗОБРАЖЕНИЕ трубки.
Другая, не менее знаменитая работа мастера – «Перспектива мадам Рекамье». Вы наверняка видели изображение этой блестящей светской львицы, принадлежащий кисти ее соотечественника, француза Давида («Портрет мадам Рекамье»), созданный в 1800-м году. Так вот бельгийский сюрреалист повторяет все мельчайшие детали той картины. Только вместо самой красавицы стоит… гроб, изогнутый, словно покойница сидит, как на шедевре Давида.
Повторяющиеся образы
А вот образ того самого незнакомца в котелке нет-нет, да и появляется на очередной картине – это и «Голконда», и «Тайна горизонта», и уже упомянутый «Сын человеческий». Даже крепкое яблоко (тоже деталь «Сына») становится некой навязчивой идеей живописца («Прекрасный мир», «Память о путешествии», «Комната подслушивания»).
К еще одному легендарному полотну художник возвращался не раз – это фантастическая «Империя света». Очередной вариант он создавал перед самой своей кончиной – от рака, в возрасте 67-ми лет.
fancy-journal.com
Коллекция лучших работ Рене Магритта/René Magritte by lehmr [240, JPEG] :: NoNaMe
МАГРИТ (Magritte) Рене (1898-1967) — бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла. В его образах предметы и персонажи на наших глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости. Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими образцами сюрреализма.----------------------<cut>----------------------
Автор: Магритт, Рене Франсуа ГисленЖанр: Сюрреализм, магический реализмОписание: КартиныРазмер: от 460х900 до 2200х1800Количество: 240 шт.Формат: jpegРазмер: 80 MB Философия и стильДля картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. Изображаются на них обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. И невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, но ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и почти всегда никак на первый взгляд не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины опять же способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. «Я взял себе <…> ориентир <…> — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).Именно борьба за это магическое, борьба против обманчивой самоочевидности обыденного создала, например, такой характерный образ творчества художника, как мужчину в котелке. Помещая эту, казалось бы, квинтэссенцию обезличенной обыденности в разные странные ситуации («Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта») художник ставит под вопрос простоту этого образа и простоту самой видимой обыденности.Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.
Скачать:
Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлыtxapela.ru