Басня Михалкова Слон-живописец. Басни крылова картина
Басни Крылова в иллюстрациях
Иван Крылов на литературном поприще сделал многое: писал блестящие публицистические статьи, стихотворения, издавал сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель». Однако прославился он, прежде всего, как баснописец. В обличении человеческих пороков лучше всего действует смех, а не суровое морализаторство. К смеху и обратился писатель. Прибавьте к этому живой, богатый язык, характерные образы, фольклорные традиции — и басни Крылова получили право на вечную жизнь в литературе.
Иллюстрации к его произведениям создавали известные русские художники. Diletant.media собрал для читателей самые яркие из них.
В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет»
А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь
В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лев и волк»
Она еще глупа, а ты уж не щенок!
Е.Рачёв. Иллюстрация к басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!
В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад
Кукрыниксы. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет
Е.Рачёв. Иллюстрация к басне И. Крылова «Волк на псарне»
Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню
Е.Рачёв. Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет»
А.Лаптев. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лисица и виноград"
А.Лаптев. Иллюстрация к басне И. Крылова «Свинья"
Свинья на барский двор когда-то затесалась
В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лев состарившийся»
Как смерть моя ни зла: Все легче, чем терпеть обиды от осла
Рекомендовано вам
diletant.media
Басня Михалкова Слон-живописец
Слон-живописец написал пейзаж,Но раньше, чем послать его на вернисаж,Он пригласил друзей взглянуть на полотно:Что, если вдруг не удалось оно?Вниманием гостей художник наш польщен!Какую критику сейчас услышит он?Не будет ли жесток звериный суд?Низвергнут? Или вознесут?Ценители пришли. Картину Слон открыл.Кто дальше встал, кто подошел поближе."Ну, что же, - начал Крокодил, -Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..." -"Что Нила нет, в том нет большой беды! -Сказал Тюлень. - Но где снега? Где льды?" -"Позвольте! - удивился Крот. -Есть кое-что важней, чем лед!Забыл художник огород". -"Хрю-хрю, - прохрюкала Свинья, -Картина удалась, друзья!Но с точки зренья нас, свиней,Должны быть желуди на ней".Все пожеланья принял Слон.Опять за краски взялся онИ всем друзьям по мере силСлоновьей кистью угодил,Изобразив снега, и лед,И Нил, и дуб, и огород,И даже - мед!(На случай, если вдруг МедведьПридет картину посмотреть...)Картина у Слона готова,Друзей созвал художник снова.Взглянули гости на пейзажИ прошептали: "Ералаш!"
Мой друг! Не будь таким Слоном:Советам следуй, но с умом!На всех друзей не угодишь,Себе же только навредишь.
Мораль басни Слон-живописец
Советам следуй, но с умом! На всех друзей не угодишь, себе же только навредишь.Басня Слон-живописец - анализ
Слон-живописец Михалкова - прекрасный пример того, как некоторые люди пытаются угождать всем подряд и в итоге ничего не добиваются. Эта басня - хороший инструмент для дизайнера или менеджера в убеждении клиента, что за всем не угонишься. Нужно уметь выбирать самое важное, не следуя всем советам, а лишь прислушиваться к ним и формировать свое собственное видение. То, что для этой басни был выбран именно слон - не случайно. Издревне он считается очень умным животным, способным на многие социальные действия. Как говорят ученые, слоны могут сделать тоже, что и человек, просто им это не нужно.
А вот в Таиланде слон почитается особым образом: Бог Ганеша изображается с головой слона, как символ мудрости.
И.Крылов. "Басни" (худ. А.Жаба): shaltay0boltay
Давно собираюсь показать вот такую антикварную книгу с рисунками Альфонса Константиновича Жаба. Санкт-Петербург, начало ХХ века. Со 105 рисунками в тексте и с 48 цветными вкладками по оригиналам художника А.К.Жаба.Она просто сказочно хороша: огромная (формат 235 х 320 мм), толстенная, с "золотом" и "серебром" на обложке и цветным (малиновым) обрезом, напечатана на прекрасной бумаге, а уж содержание и вовсе роскошное!Очень большое количество басен собрано под одной обложкой.Книги с рисунками Альфонса Жаба в современных переизданиях можно увидеть не часто, разве что "Мужик, медведь и лиса" в "антикварном" сборнике от "АСТ", но в нем совсем не радует качество печати :(
Содержание: Мышь и КрысаЗеркало и ОбезьянаСлон и МоськаКвартетВорона и ЛисицаЛебедь, Щука и РакЛисица и виноградМартышка и очкиСвинья под ДубомПетух и Жемчужное ЗерноВолк и ЖуравльСтрекоза и Муравей
Абсолютно точно знаю, что выходили и открытки с этими иллюстрациями. Вот только сколько их было - У меня, к сожалению, есть только одна :(
Кстати, рисунок на открытке отличается от рисунка в книге.
"ВОЛК И ЯГНЕНОК"("Искусство", Типография им.И.Федорова, Ленинград, 1944 год, художник А.Жаба)
Видела и вторую.
"ДВЕ СОБАКИ"("Искусство", Типография им.И.Федорова, Ленинград, 1944 год, художник А.Жаба)
Примечание: В связи с работой "нового" ката, книгу ЦЕЛЫМИ разворотами, а не отдельные страницы друг под другом, можно посмотреть только НАЖАВ НА ТЕМУ ПОСТА.
Иван Крылов. "БАСНИ"(Издание А.Ф.Девриена, 1914 год, художник Альфонс Жаба)
Помню, что еще в школе нам учительница рассказала байку о самом Иване Андреевиче Крылове, над которой мы ржали всем классом:Была у писателя однажды рожа на ноге, которая долго мешала ему гулять, и с трудом вышел он на Невский. Вот едет мимо приятель и, не останавливаясь, кричит ему: "А что рожа, прошла?" - Крылов же вслед ему: "Проехала!"
shaltay0boltay.livejournal.com
Басни И. Крылова с рисунками Е.Рачёва: red_balls
Отправили в типографию сборник басен Ивана Крылова с рисунками Евгения Рачева.Сборников этих басен выходит много, но наш, естественно, будет самый лучший ;))
Почему?
1) Это большой сборник басен, а не только избранное. Всего в книге 92 басни. Есть и все популярные "Ворона и лисица", "Стрекоза и Муравей", "Квартет"... Есть и редкие: "Листы и Корни", "Мирская сходка", "Крестьяне и Река", "Рыбья пляска" и т.д.
2) Рисунки Евгения Рачева. В баснях животные олицетворяют людей, их характеры, их поступки. Кому, как не Евгению Рачеву, который так прекрасно умел очеловечивать зверей в сказках, и делать тогда иллюстрации к басням?
3) Мы не повторяем ни издание 1965 года, ни тонкую книжку 1983. Наша - сделана на их основе, но добавлены иллюстрации, добавлены басни.
4) Евгений Рачев не просто одевает зверей, героев басен, в костюмы, а подчеркивает эпоху, когда создавались эти басни. То есть лисы не в сарафанах, а волки не в кафтанах. Нет, здесь царят мундиры и треуголки эпохи Александра I. И даже знаменитая Мартышка (которая с очками) одета не больше, не меньше, как в чепчик и ампирное платье.
5) Почему именно эпоха Александра I? Иван Крылов писал свои басни по конкретным событиям, о которых мы уже мало помним. Поэтому в наших баснях есть комментарии, где рассказан сюжет, дана подоплека, которая объясняет смысл басни.
6) Замечательная статья самого художника Евгения Рачёва "Художник о баснях"
7) Эти рисунки к басням Рачева очень давно не переиздавались. Была не слишком удачная книга издательства Амфора, которая делалась, по-видимому. без оригиналов и качество получилось не слишком хорошим.
"Для меня интересно передать в рисунке характер — добродушное это животное или жестокое, безобидное или хищное. Изучая облик зверя и его повадки, вдруг неожиданно замечаешь, что он удивительно похож на человека. Очевидно,это сходство и послужило в своё время причиной создания особых жанров литературы — басен и сказок о животных." (Е.Рачёв)
"Пафос басни, её злые и острые образы всегда сатиричны. Значит, и изобразительный образ непременно должен носить такой же сатирический характер.На мой взгляд, этого нельзя достичь изображением героев в виде обычных животных, даже если они будут «очеловечены». Нужен какой-то иной приём, который сохранил бы всю «соль» басни. Какой же?" (Е.Рачёв)
БасниАвтор: Иван КрыловХудожник: Евгений РачёвГод издания: 2018Объём: 144 с.Формат: 200х260 ммТираж: 7000ISBN 978-5-9268-2572-2
«А Васька слушает да ест»… «Слона-то я и не приметил»… «Да только воз и ныне там»… Фразы из басен И. А. Крылова запоминаются ещё в детстве и легко и непринуждённо используются в разговоре. Но писатель вкладывал в свои произведения особый смысл, и часто произведения Крылова были поэтическим откликом на конкретное историческое событие. Разобраться в подоплёке крыловских басен, узнать о поводе к их написанию помогут комментарии, данные к каждому тексту. Окунуться в эпоху Крылова помогут и образы одетых в исторические костюмы героев, созданные художником Евгением Рачёвым. На рисунках заложивший лапы за спину Волк и правда чем-то похож на Наполеона, прищуривший один глаз кот — на Кутузова, важные Гуси — на сановников, а одетая в капор Лисица — на даму начала XIX века.
СодержаниеДуб и ТростьВолк на псарнеРазделВорона и КурицаЩука и КотОбозЧиж и ЁжКот и ПоварБулатПушки и ПарусаСобачья дружбаСовет МышейЗаяц на ловлеЛюбопытныйЛев и МышьВолк и ЯгнёнокЛев на ловлеСлон на воеводствеГусиВоспитание ЛьваЛевВельможаКвартетЛисты и КорниТучаЛебедь, Щука и РакМирская сходкаКрестьяне и РекаРыбья пляскаКрестьянин и ОвцаМедведь у пчёлСобака и ЛошадьСлон в случаеТришкин кафтанЩукаПастухЛещиПёстрые овцыЛисица и СурокВолки и ОвцыДве собакиКомар и ПастухВоронёнокЗеркало и ОбезьянаВолк и МышонокВоронаКошка и СоловейСвиньяДемьянова ухаПарнасОрёл и КурыПрохожие и СобакиКукушка и ПетухСкворецЦветыОсёл и СоловейПруд и РекаСтрекоза и МуравейБелкаМуха и ПчелаПетух и Жемчужное зерноТрудолюбивый МедведьЛев и ЛисицаМышь и КрысаКрестьянин и РаботникЧиж и ГолубьВорона и ЛисицаПустынник и МедведьМартышка и очкиОсёл и МужикЛев и КомарЛисица и ОсёлВолк и ПастухиДва мужика Свинья под ДубомКрестьянин и ЗмеяДве БочкиОрёл и ПчелаСлон и МоськаКрестьянин и РазбойникВолк и ВолчонокЛжецСиницаЛягушка и ВолМельникВолк и КотВолк и ЛисицаЛарчикЛисица и виноградКрестьянин в бедеДва мальчикаВолк и Журавль
Евгений Рачёв. Художник о баснях
red-balls.livejournal.com
Картина - читать басню - Басни Крылова И. А.
Невеже пастуху, безмозглому детине,
Попался на картине
Изображенный мир.
Тут славный виден был Природы щедрой пир:
Зеленые луга, текущи чисты воды,
При них гуляющи зверей различных роды,
Которы, позабыв вражды свои,
Играли, прыгали, гуляли, пили, ели
И без коварности друг на друга глядели:
Как будто б были все они одной семьи.
Меж прочим, тут пастух увидел близко речки
Вкруг волка ластились две смирные овечки,
А он в знак дружества овечек сих лизал.
Собаки вдалеке от них спокойно спали.
Пастух, приметя то, сказал:
"Конечно, на волков всклепали.
Что будто бы они
Охотники кратить овечьи дни,
И будто бы еще про них вещает слава,
Овец в леса таскать
И тамо их гладать
В том волчья вся забава;
А мне так кажется, противно то уму,
Чтоб слуху веровать сему;
Вот волк и вот овца; они, резвясь, играют,
Здесь их не в ссоре вижу я.
Они, как будто бы друзья,
Друг к другу ластятся, друг друга обнимают.
Нет! слухам верить я не буду никогда;
Что волки бешены, пустые то лишь враки;
Коль ссорятся они с овцами иногда,
Так верно их мутят коварные собаки.
Сошлю собак из стада вон".
Как соврал мой пастух, так сделал после он.
Собак оставил,
И стадо без собак в леса гулять отправил;
За ними вслед
Сам издали идет
И видит волка с три бегущих к стаду прямо;
Но мой пастух не оробел
И подозрения нимало не имел;
Он мыслит: волки те резвиться будут тамо,
И что они идут к овечкам для игры;
Но волки те овец изрядно потазали
И доказали,
Что на картинах лишь к овцам они добры.
А мой совет: к словам пустым не прилепляйся,
Ни описаниям пристрастным не вверяйся,
Старайся боле сам людей ты примечать,
И истинну хвалу от ложной различать.
vseskazki.su
Басни Крылова - Сказки Всем
Содержание:
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых болеКак под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холоднойНужда, голод настаёт;Стрекоза уж не поёт:И кому же в ум пойдётНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползёт она:«Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!» -
«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?» -Говорит ей Муравей.«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у насПесни, резвость всякий час.Так, что голову вскружило». -«А, так ты...» - «Я без душиЛето целое всё пела».-«Ты всё пела? это дело:Так поди же, попляши!»
Басни Крылова - Ворона и Лисица
Уж сколько раз твердили миру.Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась.Да позадумалась, а сыр во рту держала.На ту беду Лиса близёхонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:«Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие пёрушки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица.При красоте такой и петь ты мастерица, —Ведь ты б у нас была царь-птица!»Вещуньина с похвал вскружилась голова.От радости в зобу дыханье спёрло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во всё воронье горло:Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
К оглавлению
Басни Крылова
СЛОН И МОСЬКА
По улицам Слона водили,Как видно напоказ —Известно, что Слоны в диковинку у нас —Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться,—Ей Шавка говорит,— тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идётВперёдИ лаю твоего совсем не примечает».—«Эх, эх! — ей Моська отвечает,—Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»
Басни Крылова
ДВЕ СОБАКИ
Дворовый, верный пёсБарбос,Который барскую усердно службу нёс,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.
«Ну что, Жужутка, как живёшьС тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несёшь?» —«На счастье грех роптать,— Жужутка отвечает,—Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я,— отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос,—Живу по-прежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случай попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вотпрекрасно! —С насмешкой отвечал Жужу.—На задних лапках я хожу».Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
К оглавлению
Басни Крылова
С О Б А Ч Ь Я Д Р У Ж Б А
У кухни под окномНа солнышке Полкан с Барбосом, лёжа, грелись.Хоть у ворот перед дворомПристойнее б стеречь им было дом;Но как они уж понаелись —И вежливые ж псы притомНи на кого не лают днём,—Так рассуждать они пустилися вдвоёмО всякой всячине: о их собачьей службе,О худе, о добре и, наконец, о дружбе.«Что может,— говорит Полкан,— приятней быть,Как с другом сердце к сердцу жить;Во всём оказывать взаимную услугу;Не спать без друга и не съесть,Стоять горой за дружню шерстьИ, наконец, в глаза глядеть друг другу,Чтоб только улучить счастливый час,Нельзя ли друга чем потешить, позабавитьИ в дружнем счастье всё своё блаженство ставить!
Вот если б, например, с тобой у насТакая дружба завелась:Скажу я смело,Мы б и не видели, как время бы летело».—«А что же? это дело! —Барбос ответствует ему.—Давно, Полканушка, мне больно самому,Что, бывши одного двора с тобой собаки,Мы дня не проживём без драки;И из чего? Спасибо господам:Ни голодно, ни тесно нам!Притом же, право, стыдно:Пёс дружества слывёт примером с давних дней,А дружбы между псов, как будто меж людей,Почти совсем не видно».—«Явим же в ней пример мы в наши времена! —Вскричал Полкан,— дай лапу!» — «Вот она!»И новые друзья ну обниматься,Ну целоваться;Не знают с радости, к кому и приравняться:«Орест мой!» — «Мой Пилад!» Прочь свары,зависть, злость!Тут повар на беду из кухни кинул кость.Вот новые друзья к ней взапуски несутся:Где делся и совет и лад?С Пиладом мой Орест грызутся,—Лишь только клочья вверх летят:Насилу, наконец, их розлили водою.Свет полон дружбою такою.Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,Что в дружбе все они едва ль не одинаки:Послушать — кажется, одна у них душа,—А только кинь им кость, так что твои собаки!
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло ещё не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.«Тьфу, пропасть! — говорит она,— и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.
* * *К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;А ежели невежда познатней.Так он ее ещё и гонит.
Басни Крылова
ВОЛК И ЯГНЁНОК
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим.Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягнёнка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк.Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьёМоёС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву»,—«Когда светлейший Волк позволит.Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу».—«Поэтому я лгу!Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты ещё в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне ещё и отроду нет году»,—Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат».—
«Нет братьев у меня».— «Так это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотитеИ, если можете, то мне всегда вредите.Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать.Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».—Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
К оглавлению
ОСЁЛ И СОЛОВЕЙ
Осёл увидел СоловьяИ говорит ему: е Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.Хотел бы очень яСам посудить, твоё услышав пенье,Велико ль подлинно твоё уменье?»Тут Соловей являть своё искусство стал:Защёлкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался.То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.Внимало всё тогда любимцу и певцу Авроры:Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда.Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:«Изрядно,— говорит,— сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнаком ты с нашим петухом;Ещё б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился».Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул и — полетел за тридевять полей.* * *Избави, Бог, и нас от этаких судей.
ПЕТУХ И ЖЕМЧУЖНОЕ ЗЕРНО
Навозну кучу разрывая,Петух нашёл Жемчужное зерноИ говорит: «Куда оно?Какая вещь пустая!Не глупо ль, что его высоко так ценят?А я бы, право, был гораздо боле радЗерну Ячменному: оно не столь хоть видно,Да сытно».* * *Невежи судят точно так:В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Басни Крылова
КВАРТЕТ
Проказница-Мартышка,Осёл,КозёлДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,—Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка.—Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдёт уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдёт.«Постойте ж, я сыскал секрет! —Кричит Осёл,— мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё-таки Квартет нейдёт на лад.Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решитьсомненье:«Пожалуй,— говорят,— возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть.Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней,—Им отвечает Соловей,—А вы, друзья, как ни садитесь.Всё в музыканты не годитесь».
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная кума Лиса залезла в сад;В нём винограду кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись,А кисти сочные как яхонты горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдёт.Хоть видит око,Да зуб неймёт.Пробившись попусту час целой,Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд-то он хорош,Да зелен — ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьёшь».
К оглавлению
ВОЛК НА ПСАРНЕ - БАСНИ КРЫЛОВА
Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор.Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —И вмиг ворота на запор;В минуту псарня стала адом.Бегут: иной с дубьём.Иной с ружьём.«Огня! — кричат,— огня!» Пришли с огнём.Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,Зубами щёлкая и ощетиня шерсть,Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;Но, видя то, что тут не перед стадомИ что приходит, наконец,Ему рассчесться за овец,—Пустился мой хитрецВ переговорыИ начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?Я, ваш старинный сват и кум.Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!А я не только впредь не трону здешних стад,Но сам за них с другими грызться радИ волчьей клятвой утверждаю,Что я...» — «Послушай-ка, сосед,—Тут ловчий перервал в ответ,—Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,Как снявши шкуру с них долой».И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.* * *Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам;Да только воз и ныне там.
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой:«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!Что это там за рожа?Какие у неё ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски.Когда бы на неё хоть чуть была похожа.А ведь, признайся, естьИз кумушек моих таких кривляк пять-шесть:Я даже их могу по пальцам перечесть».—«Чем кумушек считать трудиться.Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —Ей Мишка отвечал.Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
* * *Таких примеров много в мире:Не любит узнавать никто себя в сатире.Я даже видел то вчера:Что Климыч на руку нечист, все это знают;Про взятки Климычу читают,А он украдкою кивает на Петра.
К оглавлению
ДЕМЬЯНОВА УХА
«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай».—«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,Ещё тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счёты:Лишь стало бы охоты,А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна:Как будто янтарём подёрнулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Ещё хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» —Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же ещё тарелку он берёт:Сбирается с последней силойИ — очищает всю. «Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян.— Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;Но если помолчать вовремя не умеешьИ ближнего ушей ты не жалеешь,То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.
МЕДВЕДЬ У ПЧЁЛ
Когда-то, о весне, зверямиВ надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,Хоть можно б выбрать тут другого поверней,Затем что к мёду Мишка падок.Так не было б оглядок;Да, спрашивай ты толку у зверей!Кто к ульям ни просился,С отказом отпустили всех,И, как на смех,Тут Мишка очутился.Ан вышел грех:Мой Мишка потаскал весь мёд в свою берлогу.
Узнали, подняли тревогу,По форме нарядили суд,Отставку Мишке далиИ приказали,Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.Решили, справили, скрепили;Но мёду всё не воротили.А Мишенька и ухом не ведёт:Со светом Мишка распрощался,В берлогу тёплую забрался,И лапу с мёдом там сосётДа у моря погоды ждёт.
К оглавлению
Свинья -Басни Крылова
Свинья на барский двор когда-то затесалась;Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;В сору, в навозе извалялась;В помоях по уши досыта накупалась:И из гостей домойПришла свинья свиньёй.«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? —Свинью спросил пастух.—Ведь идет слух.Что всё у богачей лишь бисер да жемчуг;А в доме так одно богатее другого?»Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.Я не приметила богатства никакого:Всё только лишь навоз да сор;А, кажется, уж, не жалея рыла,Я там изрылаВесь задний двор».
* * *Не дай Бог никого сравненьем мне обидеть!Но как же критика Хавроньей не назвать,Который, что ни станет разбирать.Имеет дар одно худое видеть?
ВОЛКИ И ОВЦЫ
Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учреждён Совет на сей конец.Большая часть в нём, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ,—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнёхонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить.Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор,—Хоть говорят. Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки всё-таки ОвецВ леса таскают.
КУКУШКА И ПЕТУХ
«Как, милый Петушок,поёшь ты громко, важно!» —«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь.Чтоб начала ты снова...Отколь такой берётся голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так, собою невелички,А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поёшь ты лучше райской птички,На всех ссылаюсь в этом я».Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—Всё ваша музыка плоха!..»
* * *За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку.
К оглавлению
СКВОРЕЦ
У всякого талант есть свой.Но часто, на успех прельщался чужой.Хватается за то иной,В чём он совсем не годен.А мой совет такой:Берись за то, к чему ты сроден,Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.Какой-то смолоду СкворецТак петь щеглёнком научился.Как будто бы щеглёнком сам родился.Игривым голоском весь лес он веселил,И всякий Скворушку хвалил.
Иной бы был такой доволен частью;Но Скворушка услышь, что хвалят соловья,—А Скворушка завистлив был, к несчастью,—И думает: «Постойте же, друзья,Спою не хуже яИ соловьиным ладом».И подлинно запел,Да только лишь совсем особым складом:То он пищал, то он хрипел,То верещал козлёнком,То не путёмМяукал он котёнком;И, словом, разогнал всех птиц своим пеньём.Мой милый Скворушка, ну, что за прибыль в том?Пой лучше хорошо щеглёнком,Чем дурно соловьем.
КОТ И ПОВАР
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу.Припав за уксусным бочонком.Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.«Ах ты, обжора! ах, злодей! —Тут Ваську Повар укоряет,—Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курчонка убирает.)Как! быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты... ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот Васька плут! Кот Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню.Пускать не надо и на двор,Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью.Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот Васька всё жаркое съел.
***
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить по-пустому.Где нужно власть употребить.
К оглавлению
МУРАВЕЙ
Какой-то Муравей был силы непомерной.Какой не слыхано ни в древни времена;Он даже (говорит его историк верной)Мог поднимать больших ячменных два зерна!Притом и в храбрости за чудо почитался:Где б ни завидел червяка,Тотчас в него впивалсяИ даже хаживал один на паука.А тем вошёл в такую славуОн в муравейнике своём.Что только и речей там было, что о нём.Я лишние хвалы считаю за отраву;Но этот Муравей был не такого нраву:Он их любил,Своим их чванством мерилИ всем им верил;А ими, наконец, так голову набил,Что вздумал в город показаться,Чтоб силой там повеличаться.На самый крупный с сеном возОн к мужику спесиво всползИ въехал в город очень пышно;Но, ах, какой для гордости удар!
Он думал, на него сбежится весь базар.Как на пожар;А про него совсем не слышно:У всякого забота там своя.Мой Муравей, то, взяв листок, потянет,То припадёт он, то привстанет:Никто не видит Муравья.Уставши, наконец, тянуться, выправляться,С досадою Барбосу он сказал,Который у воза хозяйского лежал:«Не правда ль, надобно признаться.Что в городе у васНарод без толку и без глаз?Возможно ль, что меня никто не примечает,Как ни тянусь я целый час;А, кажется, у насМеня весь муравейник знает».И со стыдом отправился домой.
* * *Так думает инойЗатейник,Что он в подсолнечной гремит.А он — дивитСвой только муравейник.
СОБАКА, ЧЕЛОВЕК, КОШКА И СОКОЛ
Собака, Человек, да Кошка, да СоколДруг другу поклялись однажды в дружбе вечной,Нелестной, искренней, чистосердечной.У них был общий дом, едва ль не общий стол;Клялись делить они и радость и заботу,Друг другу помогать,Друг за друга стоять.И, если надо, друг за друга умирать.Вот как-то вместе все, отправясь на охоту,Мои друзьяДалеко от дому отбились,Умаялися, утомилисьИ отдохнуть пристали у ручья.Тут задремали все, кто лёжа, кто и сидя,Как вдруг из лесу шастьНа них медведь, разинув пасть.Беду такую видя,Сокол на воздух. Кошка в лес,И Человек тут с жизнью бы простился;Но верный ПёсСо зверем злым барахтаться схватился,В него вцепился.И, как медведь его жестоко ни ломал,Как ни ревел от боли и от злости,Пёс, прохватя его до кости,Повис на нём и зуб не разжимал,Доколе с жизнию всех сил не потерял.А Человек? К стыду, из нас не всякойСравнится в верности с собакой!Пока медведь был занят дракой,Он, подхватя ружьё своё с собой,Пустился без души домой.
* * *На языке легка и ласка и услуга;Но в нужде лишь узнать прямого можно друга.Как редки таковы друзья!И то сказать, как часто видел я,Что так, как в басне сей был верный Пёс оставлен,Так тот,Кто из хлопотБыл другом выручен, избавлен,Его же покидал в беде,Его же и ругал везде.
К оглавлению
Охотник
Как часто говорят в делах: ещё успею.Но надобно признаться в том,Что это говорят, спросяся не с умом,А с леностью своею.Итак, коль дело есть, скорей его кончайИль после на себя ропщи, не на случай,Когда оно тебя застанет невзначай.На это басню вам скажу я, как умею.
* * *
Охотник, взяв ружьё, патронницу, суму,И друга верного по нраву и обычью,Гектора,— в лес пошёл за дичью,Не зарядя ружья, хоть был совет ему,Чтоб зарядил ружьё он дома.«Вот вздор! — он говорит,— дорога мне знакома,На ней ни воробья не видел я родясь;До места ж ходу целый час.Так зарядить ещё успею я сто раз».Но что ж? Лишь вон из жила(Как будто бы над ним Фортуна подшутила).По озеркуГуляют утки целым стадом;И нашему б тогда СтрелкуЛегко с полдюжины одним зарядомУбитьИ на неделю с хлебом быть,Когда б не отложил ружья он зарядить.Теперь к заряду он скорее; только уткиНа это чутки:Пока с ружьём возился он,Они вскричали, встрепенулись,Взвились и — за леса верёвкой потянулись,А там из виду скрылись вон.Напрасно по лесу Стрелок потом таскался,Ни даже воробей ему не попадался;А тут к беде ещё беда:Случись тогдаНенастье.И так Охотник мой,Измокши весь, пришёл домойС пустой сумой;А всё-таки пенял не на себя, на счастье.
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековымНаелась желудей досыта, до отвала;Наевшись, выспалась под ним;Потом, глаза продравши, всталаИ рылом подрывать у Дуба корни стала.«Ведь это дереву вредит,—Ей с Дубу ворон говорит,—Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».«Пусть сохнет,— говорит Свинья,—Ничуть меня то не тревожит;В нём проку мало вижу я;Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут,—Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было.Что эти жёлуди на мне растут».
* * *Невежда также в ослепленьеБранит науки и ученье,И все учёные труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
ТРИШКИН КАФТАН
У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеётся Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой.Которого длиннее и камзолы.
* * *Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
К оглавлению
РЫЦАРЬ
Какой-то Рыцарь в старину,Задумавши искать великих приключений,Собрался на войнуПротиву колдунов и против привидений;Вздел латы и велел к крыльцу под весть коня.Но прежде, нежели в седло садиться.Он долгом счёл к коню с сей речью обратиться:«Послушай, ретивой и верный конь, меня:Ступай через поля, чрез горы, чрез дубравы,Куда глаза твои глядят,Как рыцарски законы нам велят,И путь отыскивай в храм славы!Когда ж Карачунов я злобных усмирю,В супружество княжну китайскую добудуИ царства два-три покорю,—Тогда трудов твоих, мой друг, я не забуду;С тобой всю славу разделю:Конюшню, как дворец огромный,Построить для тебя велю,А летом отведу луга тебе поёмны.Теперь знаком ты мало и с овсом,Тогда ж пойдёт у нас обилие во всём:Ячмень твой будет корм, сыта медова — пойло».Тут Рыцарь прыг в седло и бросил повода,А лошадь молодца, не ездя никуда.Прямёхонько примчала в стойло.
ЩУКА И КОТ
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,А сапоги тачать пирожник,И дело не пойдёт на лад.Да и примечено стократ.Что кто за ремесло чужое браться любит,Тот завсегда других упрямей и вздорней:Он лучше дело всё погубит,И рад скорейПосмешищем стать света.Чем у честных и знающих людейСпросить иль выслушать разумного совета.* * *Зубастой Щуке в мысль пришлоЗа кошачье приняться ремесло.Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?Но только вздумала Кота она просить,Чтоб взял её с собой он на охоту.Мышей в анбаре половить.«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? —Стал Щуке Васька говорить.—Смотри, кума, чтобы не осрамиться:Недаром говорится.Что дело мастера боится».—«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!Мы лавливали и ершей».—«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,И кумушку проведать он идёт;А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,—И крысы хвост у ней отъели.Тут видя, что куме совсем не в силу труд,Кум замертво стащил её обратно в пруд.И дельно! Это, Щука,Тебе наука:Вперёд умнее бытьИ з
skazkivcem.com
Басни И. А. Крыловас картинками Алексея Лаптеваи звукомЛюбопытныйСлон и Моська Кукушка и Петух Свинья под Дубом Зеркало и Обезьяна Лебедь, Щука и Рак Свинья Стрекоза и Муравей Обоз Мартышка и Очки Квартет Волк на псарне Волк и Ягнёнок Лягушка и Вол Собака и Лошадь Осёл и Соловей Волк и Журавль Иван Андреевич Крылов Полное собрание басен в 9 книгах. Академическое издание, 1956 г.: DjVu Книжка 1955 годас цветными иллюстрациямиАлексея Лаптева: PDF С картинками Ивана Семёнова (1978 г.): DjVu
Иван Андреевич Крылов и его басниВеликого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображённых героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребёнку. Да, мы с детства, со школьной скамьи, а то ещё и до школы, знакомимся с крыловскими баснями. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. И до Крылова писали басни, и писали не так плохо — Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнаёт русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне. В своих баснях он показывал, как упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Одиночка, который не хочет жить вместе со всеми трудящимися людьми, похож на дерево, которое просило вырубить весь лес вокруг него, чтоб оно могло любоваться только собой. Трудолюбивая пчела всегда является в баснях окружённая почётом. Когда орёл упрекает пчелу, что она трудится целый век, чтобы умереть безвестной со всеми наряду, а он, орёл, носится под облаками, всюду разнося страх, пчела ему отвечает: ...родясь труды для общей пользы несть, Не отличать ищу свои работы, Но утешаюсь тем, на наши смотря соты, Что в них и моего хоть капля мёду есть. («Орёл и Пчела»} Эти незаметные труженики, с утра до ночи работающие для того, чтобы процветало отечество, велики в своей непрерывной созидательной работе. И, когда богатые лентяи и бездельники хвастаются своей роскошной жизнью, своим богатством, из глубины земли раздаётся голос, «залепетавшим» листьям говорящий: «Мы те, — Им снизу отвечали, — Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаёте? Мы — Корни дерева, на коем вы цветёте...» («Листы и Корпи») В государстве должна быть достигнута полная стройность действия всех частей государственного механизма. Только тогда оно становится непобедимым. В басне «Пушки и паруса» Крылов говорит о такой державе, в которой премудры все части. Если же это не так, то булат — боевой меч, который годен для битвы, для защиты отечества,— будет употреблён для рубки сучьев или для того, чтоб им кололи лучину («Булат»). В басне «Слон на воеводстве» он изображает плохого правителя, о котором говорит: «Кто знатен и силён, да не умён, так худо, ежели и с добрым сердцем он». С народа чиновники дерут три шкуры, а правитель ничего по слепой доброте своей не видит. Невежды, которые не хотят понять пользу многих вещей, ложные учёные подобны обезьяне, которая разбила очки, потому что не знала, что с ними делать, как их носить. Обращает внимание Крылов и на бесплодный труд, от которого нет никому пользы. Так хвалится иной, что служит сорок лет, А проку в нём, как в этом Камне, нет. («Камень и Червяк») Восхваляя всё благородное, бичуя всё низкое, Крылов отмечает ударами своего сильного стиха трусов и предателей : Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами. («Мышь и Крыса») Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей. Он осмеи- вал и осуждал пороки и злоупотребления царских чиновников, угнетавших народ. Они были всегда на стороне богачей. «У сильного всегда бессильный виноват...» Суд, где заседает лиса, очень хорошо напоминает царский суд. Соловей в когтях у кошки — тоже достаточно красноречивая картина. Поэтому крыловские басни доходили до самых дальних краёв царской России. Недаром в 1838 году, на юбилее баснописца, поэт В. А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда. Крылов с таким искусством изображал в своих стихах зверей, что они были как живые; посмотрите, как изображён волк, застигнутый на псарне: Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щёлкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть... («Волк на псарне») А как нарисован лев, разъярённый до бешенства: Вздурился Лев, Престрашный поднял рев, Скрежещет в ярости зубами И землю он дерёт когтями. От рыка грозного окружный лес дрожит. Страх обнял всех зверей; всё кроется, бежит: Отколь у всех взялися ноги, Как будто бы пришёл потоп или пожар! И кто ж? — Комар Наделал столько всем тревоги! («Лев и Комар») Крылов умел в двух строках показать целый характер: Какой-то Муравей был силы непомерной... И даже хаживал один на паука. («Муравей») Этой строкой восхищался сам Александр Сергеевич Пушкин. Стихи крыловских басен написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны. Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные: «А Ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Много их, зтих мудрых крыловских слов, которыми мы пользуемся ежедневно. Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал про басни Крылова: «Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Великий Ленин пользовался в своих выступлениях яркими крыловскими строками. Имя Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. Художники посвятили его басням множество рисунков, музыканты положили на музыку многие тексты. Басни Крылова проникли и за рубеж нашей страны, и дедушка Крылов стал известен и в Англии, и в Америке, и в других странах наряду с великими баснописцами древности и новых времён. До сегодняшнего дня живы крыловские образы и широко известны в быту, их знают сейчас по всей Советской стране. С того дня, когда Крылов написал их, прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знает, любит и ценит весь советский народ. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа. В феврале 1969 года будет праздноваться двухсотлетие со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. В дни этого славного юбилея его басни прозвучат на всех языках народов Советского Союза, потому что он известен всем: и старым и малым. И сегодня в советской школе дедушка Крылов занимает своё почётное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни. Николай Тихонов
|
sheba.spb.ru